Вопросы и ответы к экзамену - файл n1.docx

Вопросы и ответы к экзамену
Скачать все файлы (170.4 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx171kb.01.02.2014 07:05скачать

n1.docx

  1   2   3   4   5   6   7   8
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

по курсу «Прокурорский надзор в РФ»
1. Учреждение прокуратуры в России.
Институт прокуратуры в России возник после указа Петра I от 12 января 1722 года «О должности Генерал-прокурора». Петр I замыслил прокуратуру как особый институт контроля за деятельностью чиновников всех мастей, отнюдь не чуждых казнокрадства, и ведомств, пресечения безнаказанного своевольства столичных и местных правителей. Известный российский историк В.О. Ключевский писал, что Петр I немало размышлял над будущим прокурорской власти. Ему хотелось создать такой надзорный орган, который не спасовал бы перед вельможными чинами и "сиятельствами", в том числе и перед Сенатом, являвшимся высшим органом управления и контроля в России. Понадобились три его указа, чтобы российская надзорная власть обрела сравнительно завершенные очертания. Генерал-прокурор в плане надзора становился над Сенатом и напрямую выходил на императора. В его обязанности входило "сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил и во всех делах... истинно, ревностно и порядочно без потеряния времени по регламентам и указам отправлял, а также смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал".

Российские прокуроры, в отличие от своих западноевропейских коллег того времени, главные функции которых сводились к уголовному преследованию и поддержанию обвинения, были изначально блюстителями законов, обладая контрольно-надзорными полномочиями общегосударственного значения.

В последующий период российской государственности прокуратура переживала далеко не лучшие времена. В 1726 году Екатериной I была фактически упразднена должность генерал-прокурора и лишь в декабре 1741 года вновь восстановлена императрицей Елизаветой Петровной.

И все же, несмотря на все перипетии истории и некоторые изменения в статусе прокуратуры, ее надзорная роль сохранилась, а в царствование Екатерины II даже заметно возросла. В частности, учреждение в России в 1775 году губерний и создание соответствующих губернских прокуратур, а также прокурорских должностей при судах существенно укрепили надзор за законностью в деятельности местных властей и в судопроизводстве. Таким образом, образовался самобытный, строго централизованный, влиятельный орган государства с уникальными функциями надзора, служители которого опротестовывали незаконные распоряжения и действия любых учреждений и чинов.
2. Этапы развития прокуратуры России.
1772 – 1864 гг. – дореформенная (петровская) прокуратура.

1864 – 191 7 гг. – пореформенная прокуратура.

1922 – 1991 гг. – советская прокуратура.

С 1991 г. – новая российская прокуратура.

Указом от 12 января 1772 г.: «Быть при Сенате генерал-прокурору» была учреждена должность генерал-прокурора для надзора за деятельностью и решениями Сената, а в дальнейшем и система надзора за другими центральными и местными учреждениями. Таким образом, созданная прокуратура была смешанного типа, осуществлявшая тотальный надзор за исполнением законов органами власти, учреждениями и подданными, а также уголовное преследование в суде.

Судебная реформа 1864 г., проведенная Александром II, привела к выполнению одной основной функции – обеспечению уголовного преследования на следствии и в суде. К полномочиям прокуроров было отнесено наблюдение за работой судебных еле-дователей, присутствие при производстве отдельных следственных действий, право давать необходимые указания об их проведении, контроль за обоснованностью ареста обвиняемых и некоторые другие функции – обеспечения уголовного преследования на следствии и в суде («обличения обвиняемого перед судом»).

Советская прокуратура была создана 28 мая 1922 г. В соответствии с Положением о прокурорском надзоре в РСФСР на прокуратуру возлагалось осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственныхучреждений, общественных и частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений; непосредственное наблюдение за деятельностью органов дознания за раскрытием преступлений, а также наблюдение за деятельностью органов ГПУ; поддержание обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

Закон РФ от 17 января 1992 г. «О прокуратуре РФ» внес новые походы в прокурорскую практику. Прокурорский надзор за судом был заменен участием в рассмотрении судами уголовных и гражданских дел, изменился характер общенадзорной деятельности: исключался надзор за гражданами, сами проверки могли иметь место только в случаях поступления информации о нарушении закона и ряд других нововведений. Правовой статус дореформенной прокуратуры в конечном итоге устанавливал ее прямое подчинение главе государства – императору. Пореформенная прокуратура входила в систему исполнительных органов государства и возглавлялась руководителем одного из центральных органов исполнительной власти – министром юстиции. Советская прокуратура формально была подчинена высшему законодательному органу – Верховному Совету страны и его Президиуму, ими контролировалась и выполняла их решения.

В российских условиях прокуратура, не входя ни в одну из систем власти, выполняет функцию одного из элементов системы сдержек и противовесов и путем применения мер к устранению нарушений закона обеспечивает деятельность каждой ветви власти в рамках своего конституционного поля.
3. Функции пореформенной прокуратуры (1864 г.)
Большое значение для утверждения новых демократических принципов судопроизводства после судебной реформы 1864 имела и реорганизация прокуратуры. Но прежде чем вести разговор о реорганизации прокуратуры, необходимо взглянуть на историческое возникновение института прокуратуры в Российской империи.

Серьезным изменениям статус прокуратуры подвергся в период судебной реформы 1864 года. После судебной реформы прокуратура освободилась от функции общего надзора, ее деятельность ограничивалась только судебной сферой. Если до судебной реформы прокурор должен был выступать в суде «как взыскатель наказания и вместе с тем защитник невинности», то теперь главной его задачей становился надзор за дознанием и следствием и поддержание государственного обвинения в суде. Новая прокуратура создавалась при судах. Принято считать, что её функции в тот период были сведены лишь к деятельности, связанной с уголовным преследованием. Действительно, судебными уставами 1864 года должность прокуроров предусматривалась только при судебных учреждениях. Хотя авторы судебных уставов 1864 года ограничили диапазон прокурорского надзора делами "судебного ведомства", контролем за следствием и дознанием, на практике власти вынуждены были найти эквивалент "общенадзорной" функции, сделав прокуроров полноправными членами губернских административных комитетов - властных контрольно-надзорных органов. Более того, уже после введения судебных уставов в действие прокуроры продолжали осуществлять "общенадзорные" функции за рамками судопроизводства по целому ряду направлений административно-управленческой деятельности.

Должности прокурора судебной палаты и его товарищей учреждались в соответствии с судебными уставами. Организация прокуратуры строилась на принципах строгой иерархичности, единоначалия и взаимозаменяемости в процессе. Прокурорский надзор осуществлялся под высшим руководством министра юстиции как генерал-прокурор. Обер-прокуроры Сената и прокуроры судебных палат непосредственно подчинялись генерал-прокурору, прокуроры окружных судов действовали под руководством прокуроров судебных палат. Число товарищей прокурора и распределение их обязанностей зависели от размеров судебного округа. Безусловно, прокуроры находились в гораздо большей зависимости от правительства и в силу их прямого подчинения министру юстиции, и потому, что на них не распространялся принцип несменяемости. Прокуратура ни в первые годы своего существования, ни в последствии не была подвержена коррупции.

Первое поколение работников прокуратуры немногим уступало своим коллегам-противникам - адвокатам и в соблюдении норм судебной этики, и в стремлении установить в деле истину, а не доказывать вину подсудимого, во что бы то ни стало.
4. Характеристика Закона РФ "О прокуратуре Российской Федерации" 1992 г. в ред. 2005 г.
В соответствии с ч. 5 т. 129 К РФ полномочия, организация и порядок деят-ти П РФ определяются ФЗ. ФЗ о П принят Гос. Думой 18 октября 95 г. (подписан Президентом РФ 17.11.95 г.), опубликован и введен в действие 25 ноября 1995 г. ФЗ, принятым Гос.Думой 23 декабря 1998 г. в Закон П РФ внесены изменения и дополнения'.ФЗ содержит основные положения статуса прок.системы в целом. В нем определяется понятие П как единой фед. центр-ной системы органов, осуще-щих от имени ФЗ надзор за соблюдением К РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Закон определяет принципы организации и деят-ти П (ст. 4), функции П (ст. 1, 8, 9, 31). В нем содер жится совокупность норм, харак-щих П РФ как систему; определяются составляющие ее звенья: Ген.П (ст. 14), П субъектов Федерации и приравненные к ним П (ст. 15), П городов и районов, приравненные к ним П (ст. 16); определяются полномочия пр. различных уровней прок.системы по ру ководству подчиненными органами П (ст. 17, 18, 19). В самостоятельных разделах закона содержатся нормы, харак-щие отдельные виды (отрасли или подфункции) ПН,например, гл. 1 разд, 111 Закона «Надзор за исполнением законов. Значительное место в Законе о П РФ (в ред. Закона от 23 декабря 1998 г.) уделено регламентации прохождения службы в органах и учреждениях П. Этот раздел «Служба в органах и учреждениях П. Кадры органов и учреждений П» существенно изменен и дополнен. Существенно развиты в Законе о П РФ (в ред. Закона от 23 декабря 1998 г.) меры поощрения и дисциплинарной ответ-ти работников (ст. 41', 47). Законом определено,что в системе Ген.П РФ образуется Главная военная П (ГВП), возглавляемая заместителем Ген.пр. РФ – Главным военным пр.Военные пр и следователи поощряются и несут ответ-сть в соответствии с Законом о П РФ и Дисциплинарным Уставом Вооруженных Сил РФ.
5. Конституционные нормы о прокуратуре: исторический аспект.
Организация и деят-ть П как фед.органа гос-ва, осущ-щего надзор за исполнением законов, должна быть точно и полно урегулирована нормами фед.законод-ва. Основные компоненты правовых основ деят-ти П определены в ст. 3 ФЗ о П. В ней установлено, что организация и порядок деят-ти П РФ и полномочия пр. определяются К РФ, З о П и др. фз, междун. дог-ми РФ. Согласно К РФ деят-ть органов П в субъектах Федерации регламентируется К-ми и уставами (основными законами) этих субьектов Федерации. В случаях, предусмотренных ФЗ о П, деят-ть П регулируется указами Президента РФ. В пределах своей компетенции Ген.пр. РФ также регулирует орган-ю и деят-ть органов П путем принятия приказов и иных норм-х правовых актов. В соответствии с К РФ, П и законод-тво о П относятся к исключительному ведению РФ (п. «о» ст. 71). Поэтому все иные способы и средства нормативной регламентации каких-либо аспектов орган-ции и деят-ти П РФ в случае их противоречия, несоответствия закону недействительны и не подлежат применению, приостанавливаются или отменяются в установленном по рядке. ' В ст. 129 К РФ определены только общие вопросы организации прок-ой системы и порядка назначения на должность Ген.пр. РФ и пр. субъектов Федерации. Согласно этой статье, П РФ составляет единую центр-ую систему с подчинением нижестоящих пр-в вышестоящим и Ген.пр РФ, (ген.пр РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ; Пр.субъектов РФ назначаются Ген.пр. РФ по согласованию с ее субъектами.

В частности ст. 1 29 Конституции РФ закрепляет:

1) прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ;

2) Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ;

3) прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами;

4) иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ;

5) полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом.
6. Функции и направления деятельности современной прокуратуры.

Функции прокуратуры – конкретное направление деятельности, обусловленное назначением прокуратуры, выраженное в её целях и задачах.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор:

Другие направления деятельности прокуратуры:

Прокуроры также участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону судебные решения, принимают участие в правотворческой деятельности, участвуют в заседаниях органов государственной власти и органов местного самоуправления, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения.
7. Прокурорский надзор в системе надзора и контроля
Контрольно-надзорная деятельность – это выполнение функций государства по средствам действия всех разновидностей государственного надзора и контроля за законностью, а также применением принудительных мер к ее нарушителям. Является разновидностью социального контроля.

Социальный контроль – это совокупность процессов в социальной системе, по средствам которой обеспечивается следование определенным образцам поведения, а также соблюдение ограничений, нарушение которых отрицательно скажется на функционировании системы.

Или это система наблюдений и проверки процессов функционирования объекта с целью устранения его отклонения от заданных параметров.

Или это вся система социальных регуляторов.

Система социального контроля. Социальный контроль складывается из государственного и общественного контроля (контроль общественности, контроль общественных организаций, контроль со стороны гражданина – все это проявления принципа гласности).

Разновидности государственного контроля:

  1. Конституционный контроль. КС РФ. Цель: обеспечение соответствия федеральных законов КРФ

  2. Представительный контроль или контроль представительных органов власти. ФС РФ. По любому вопросу, в связи с чем регламентами может быть предусмотрено создание временных органов. Частный случай проявления: заслушивание отчета Генерального прокурора о состоянии законности в стране.

  3. Административный контроль. Самая распространенная разновидность. Составная часть гос. управления, предполагает в том числе и организационную деятельность. Связан с решением оперативных вопросов хозяйственной деятельности организаций. Предполагает систематический характер. Допускает вмешательства в деятельность поднадзорных субъектов.

  4. Судебный контроль. Проверка законности и обоснованности конкретных правовых актов и действий государственных органов и ДЛ в целях охраны прав и свобод. Распространяется только на правовую деятельность субъектов. Для разрешения конкретного правового спора.

  5. Прокурорский надзор.

Контроль тесно связан с подконтрольной деятельности и предполагает вмешательство в нее. Надзор же отстранен и осуществляется из вне. Контроль систематичен, надзор по общему правилу осуществляется при наличии информации о нарушении закона. Контроль направлен на всю деятельность проверяемой организации. Надзор же всегда связан с определенным параметром этой деятельности. Контроль предполагает самостоятельное устранение нарушений, надзор же по общему нарушений нет.
8. Прокурорский надзор в системе права и законодательства.
Точки зрения на место

Алексеев. ПН – это комплексная отрасль права. Противники: любая комплексная отрасль имеет базовые нормы. Алексеев их не выделил.

Тадевосян, Шебанов. ПН – это подотрасль государственного права.

Ламовский. ПН как наука выделился из науки ГП, но в качестве отрасли самостоятельного статуса не получил.

Строгович. Выделение ПН в качестве самостоятельной отрасль права не имеет смысла. Деятельность прокурора подробно регулируется УПП, ГПП. Противники – деятельность прокурора не только и не столько в УП и ГП. Основная деятельность – надзор.

Березовская. ПН – самостоятельная отрасль права. Деятельность П существенно отличается от всех иных деятельности государства. Основная функция – контроль и надзор. 4 ветвь. Предметом регулирования являются общественные отношения которые:

  1. возникают только в рамках осуществления надзорной деятельности прокуратуры.

  2. наличие специального субъекта – прокурора.

  3. являются властеотношениями, но при этом в них отсутствует метод субординации.

  4. возникают только по поводу нарушения закона.


9. Предмет и метод прокурорско-надзорного права.
Под предметом прокурорского надзора следует понимать сферу общественных отношений, на регулирование которой направлена деятельность прокурора. Деятельность прокурора направлена на регулирование общественных отношений, связанных с соблюдением Конституции РФ и исполнением законов юридическими и физическими (должностными) лицами.

Методы прокурорского надзора – совокупность научно обоснованных и апробированных практикой приемов и способов применения, реализации правовых средств прокурорского надзора.

Метод:

  1. сочетание методов предписания и дозволения.

  2. неиспользование запрета


10. Структура прокурорско-надзорного права
Прокурорско-надзорное право – это система правовых норм, регулирующих общественное отношения, которые возникают в связи с осуществлением генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами надзора за исполнением законов всеми поднадзорными органами и должностными лицами путем выявления, пресечения, предупреждения правонарушений, восстановления нарушенной законности и привлечения к ответственности виновных лиц.

Структура:

Состоит из норм, институтов и подотраслей:

Норма – базовое звено. Особенности нормы из ПН: санкция обычно находится в нормах других отраслей.

Классификации:

по юр. силе:

  1. конституционные

  2. нормы, содержащиеся в законах

  3. нормы, содержащиеся в иных источниках права (позаконных актах)

по методу:

  1. обязывающие

  2. дозволяющие

  3. запрещающие

по содержанию:

  1. материальные – вопросы организации деятельности прокуратуры

  2. процессуальные – процедура


Институты – совокупность правовых норм, регулирующих сходные общественные отношения. Существуют институты выраженные в законодательстве и невыраженные. Выраженные – институт принципов, институт проверки, невыраженные – институт сроков, институт доказывания.

Подотрасли – совокупности правовых институтов, обладающих высокой степенью специализации входящих в них правовых образований. Например, ПН.
11. Понятие и особенности прокурорско-надзорного правоотношения.
Состав правового отношения образуют его субъекты и содержание. Субъекты прокурорско-надзорных правоотношений — прокурор (обязательный участник надзорного отношения) и любое лицо или организация, связанные с прокурором реализацией предоставленных прав или выполнением возложенных обязанностей в сфере прокурорского надзора, В общем виде круг субъектов надзорных отношений" определен в ст. 164 Конституции СССР и ст. 1 Закона о прокуратуре.

Термин «прокурор» используется здесь в широком смысле, т. е. имеются в виду не только руководители определенных органов прокуратуры, но и их заместители, старшие помощники и помощники, прокуроры отделов и управлений. Целесообразно поэтому в Законе о прокуратуре четко определить правовое положение данных должностных лиц. Это тем более необходимо, что надзорные отношения могут складываться и между прокурорами одного или разных уровней, т. е. внутри прокурорской системы. В настоящее время законодательство главное внимание сосредоточивает на подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим. В результате многие отношения, складывающиеся в процессе осуществления надзора, остаются вне сферы прокурорско-надзорного регулирования.

Особого внимания заслуживает проблема многосторонних прокурорско-надзорных правоотношений. В литературе в качестве примера таковых приводится отношение, возникающее при даче прокурором санкции на выселение в административном порядке. На самом же деле здесь возникает не одно, а два правоотношения (или группы отношений). В рамках административного отношения решается вопрос о необходимости и возможности выселения определенного лица. Оно устанавливается между указанным лицом и соответствующим органом, организацией, требующим освободить помещение. Надзорное отношение возникает между прокурором и тем органом, который ставит вопрос о выселении. Единственное его назначение — оценка законности выселения. Следовательно, налицо два различных правовых отношения между различными субъектами, с различным содержанием и объектами. Кроме того, прокурор не вправе вторгаться в конкретную деятельность поднадзорных органов и тем самым в те правоотношения, в рамках которых она осуществляется, т. е. не может стать дополнительным их участником. Таким образом, прокурорско-надзорные правоотношения всегда двусторонние.

Содержание правового отношения составляют взаимосвязанные субъективные права и обязанности его субъектов. В общем виде содержание прокурорско-надзорного правоотношения можно определить как связь права прокурора (одновременно это и его обязанность в силу публичного характера прокурорского надзора) на предупреждение правонарушений, их выявление и пресечение, выяснение обстоятельств правонарушения, принятие мер к устранению как самого правонарушения, так и его последствий, привлечение соответствующих лиц к ответственности, с одной стороны, я обязанность определенных органов, организаций, лиц выполнить законные требования прокурора — с другой. Вместе с тем государственные и общественные органы, организации, их должностные лица, а также граждане вправе (а в ряде случаев и обязаны) обратиться к прокурору с заявлением, сообщением, жалобой о совершенном или готовящемся правонарушении, которое прокурор обязан рассмотреть, принять необходимые меры и сообщить заявителю о принятом решении.

На основании изложенного можно предложить следующее определение прокурорско-надзорных правоотношений. Это урегулированные нормами прокурорско-надзорного права идеологические отношения, складывающиеся в сфере осуществления высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов между прокурором и поднадзорными органами, организациями, лицами, существующие в виде индивидуально-определенной связи субъектов данных отношений, имеющие своей целью обеспечение должного их поведения и тем самым реализацию задач прокурорского надзора.
12. Классификация прокурорско-надзорных правоотношений.
Прокурорско-надзорные правоотношения — это отношения, возникающие между прокурором и юридическими и физическими (должностными) лицами в процессе осуществления надзора за исполнением (соблюдением) Конституции РФ и законов.
13. Объект, предмет, пределы прокурорского надзора.
Объект.

1 точка зрения: деятельность поднадзорных органов.

2 точка зрения: законность деятельности поднадзорных органов.

3 точка зрения: сами органы

Предмет:

1 точка зрения: отождествляют термины объект и предмет

2 точка зрения: не используют термин предмет.

3 точка зрения: предмет используется для конкретизации задач надзора в определенной сфере, а также актов и действий, законность которых оценивается.

Даев и Маршунов: читай словарь! Объект есть внешние явления на которые направлены внимание, деятельность. Предмет – это то, на что направлено какое лицо действие. Объектом не может выступать вся деятельность, т.к. произойдет подмена надзора контролем. Объектом надзора не могут выступать сами органы, т.к. как таковые они прокурора не интересуют. Предметом же выступают конкретные акты и действия.

Пределы – это категория, позволяющая определить компетенцию прокурора по надзору в определенной сфере.

Определяются по 3 направлениям.

  1. Установление группы нормативных актов, за точным исполнением которых надзирает прокурор в определенной сфере.

  2. Точное установление группы поднадзорных органов и ДЛ в данной сфере.

  3. Установление характера и объема полномочий прокурора в определенной сфере.

Внешние и внутренние пределы.

К числу неподнадзорных субъектов относятся: Президент, Правительство (как таковое), ФС РФ, Суды, ФЛ.
14. Правовые формы (средства) прокурорского надзора.
Средства прокурорского надзора – совокупность правовых приемов, способов действия прокурора для достижения

целей и осуществления задач прокуратуры, состоящая из юридических норм, прав и обязанностей, актов правоприменения, предусмотренных исключительно законом.

Для осуществления надзора за исполнением законов прокуроры наделены определенными полномочиями. Эти полномочия реализуются в результате конкретных действий и, актов, которые именуются средствами прокурорского надзора.

К правовым средства прокурорского надзора относятся только те, которые предоставлены прокурору Законом о прокуратуре или иным федеральным законодательством для осуществления надзора.

Применение правовых средств прокурорского надзора влечет за собой возникновение прокурорско-надзорных правоотношений.

Акты прокурорского надзора – индивидуальные акты, обращенные к тем или иным органам и должностным лицам в

связи с определенными фактами (нарушениями законов). Реагирование прокуроров должно быть своевременным и оперативным, обоснованным, упреждающим, комплексным, динамичным, адекватным и законченным. Оно должно дополняться мерами предупредительно-профилактического характера.
15. Классификация правовых форм (средств) прокурорского надзора.
По своему содержанию они могут быть разделены на средства выявления правонарушений и средства устранения и предупреждения правонарушений.

- средства выявления нарушений законности;

В соответствии с законодательством о прокурорском надзоре прокуроры принимают меры к выявлению нарушений законности. Для этого они наделены правовыми средствами, которые закреплены в законе. К числу важнейших средств выявления правонарушений, относятся истребование актов управления для проверки их соответствия законодательству, требование от органов управления проведения проверок и ревизий, проведение прокурорских проверок, рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан; и должностных лиц. Кроме того, выявление нарушений закона зачастую производится прокурором при его участии в производстве дознания и предварительного следствия, а также участии в рассмотрении дел судами. Истребование актов управления производится прокурорами в связи с наличием сведений о нарушениях законности.

Выявлению нарушений законодательства служит требование прокурора от органов управления проведения проверок и ревизий в подведомственных им учреждениях. Оно применяется в тех случаях, когда прокурор приходит к выводу, что получение данных, необходимых для правильного решения по поступившим сведениям о правонарушениях, находится за пределами его компетенции.

Важнейшим правовым средством выявлений нарушений законов являются прокурорские проверки. Они проводятся на основании имеющихся сведений о нарушении законности, требующих непосредственного прокурорского вмешательства. Поводами для проведения проверок являются прямые обращения граждан, материалы гражданских, уголовных и арбитражных дел, контролирующих органов, средств массовой информации, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другая информация, содержащая данные о правонарушениях.
Средства направленные на устранение нарушений

Протест на противоречащий закону правовой акт. Ст.23 ФЗ «О прокуратуре» - это акт прокурорского реагирования, содержащий требование об устранении имеющихся в правом акте положений, которые противоречат закону, а также о приведении это акта в соответствие с действующим законодательством или его отмене.

Представление – вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит обязательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, о результатах также сообщается прокурору в письменной форме. В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и законам РФ Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ (ст. 24 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Постановление. Прокурор выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, если возникают обстоятельства, на основании которых необходимо привлечение виновных лиц. В случае если имеются достаточные основания о квалификации преступления, прокурор выносит постановление о возбуждении уголовного дела. Прокурор также выносит мотивированное постановление об освобождении изпод стражи лица, арестованного в административном порядке незамедлительно, если данное лицо было арестовано без достаточных на то оснований.

Объявление предостережения о недопустимости нарушения закона. Направляется прокурором или его заместителем в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам. Руководители организаций, не исполнившие требования, изложенные в предостережении, могут быть привлечены к ответственности в установленном законе порядке (ст. 25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Средства предупреждения нарушений - средства направленные на устранение причин и условий правонарушения.

Предостережение о недопустимости нарушения закона. Ст. 25.1 ФЗ «О прокуратуре». - это акт прокурорского реагирования, предъявляемого прокурором должностному лицу, попытавшемуся нарушить закон, содержащий требования о прекращении противоправных действий и разъяснения возможных последствий, если действия не будут прекращены.
16. Понятие актов прокурорского реагирования.
Акты прокурорского надзора – индивидуальные акты, обращенные к тем или иным органам и должностным лицам в

связи с определенными фактами (нарушениями законов).Реагирование прокуроров должно быть своевременным и оперативным, обоснованным, упреждающим, комплексным, динамичным, адекватным и законченным. Оно должно дополняться мерами предупредительно-профилактического характера.

Акт прокурорского реагирования – широко распространенное в теории и практике прокурорского надзора понятие, означающее закрепленное в специальном документе решение прокурора, с помощью которого он реагирует на выявленные вследствие применения правовых средств надзора правонарушения. Так, выявив незаконный правовой акт, прокурор применяет такое правовое средство, как опротестование. Материальным выражением этого действия, формой его реализации является протест, в котором излагаются требования прокурора об отмене незаконного акта.
17. Классификация актов прокурорского реагирования
Закон «О прокуратуре РФ» предусматривает перечень правовых актов прокурорского реагирования на установленные нарушения закона в порядке общего надзора. К их числу относятся: протест; представление; постановление.
18. Принципы прокурорско-надзорного права. Классификация.
Принципы — это основополагающие положения, на которых базируется организация и деятельность органов прокуратуры РФ.

Все принципы можно поделить на:

общеправовые;

специальные.

К общим принципам относятся:

1) Принцип законности в деятельности прокуратуры означает, что деятельность эта направляется на неуклонное соблюдение законов и иных правовых актов всеми органами государства, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, иными субъектами правоприменения, а также на соответствие законов и иных нормативных актов объективным потребностям регулирования общественных отношений;

2) Принцип гласности означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность ее для граждан, средств массовой информации. Посредством реализации этого принципа общество осуществляет контроль за деятельностью органов прокуратуры. В порядке обратной связи обеспечение принципа гласности повышает уровень информированности населения о состоянии законности и деятельности прокуратуры по обеспечению прав и свобод граждан и, как одно из следствий — позволяет им обращаться в органы прокуратуры.

А также к данной группе можно отнести справедливость, гуманность, презумпцию невиновности.

Ко специальным принципам относятся:

1) принцип единства. Заключается в том, что:

— прокуратура — единый государственный орган. Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации, не допускаются;

— каждая прокуратура выступает как представитель единого органа;

— единство целей и задач, стоящих перед Генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами;

— единые полномочия и правовые средства их реализации для устранения нарушений;

2) принцип централизации органов прокуратуры. Характеризуется:

— подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим;

— прокуроры назначаются и освобождаются от обязанностей Генеральным прокурором и подотчетны ему;

— приказы Генерального прокурора обязательны для исполнения всеми нижестоящими прокурорами;

— вышестоящий прокурор вправе изменить, отменить акты нижестоящего прокурора, за исключением случаев, указанных в законе, например кассационное представление не может быть отменено вышестоящим прокурором;

3) принцип независимости. Данный принцип заключается в том, .что органы прокуратуры осуществляют свою деятельность независимо от федеральных органов власти, от органов субъектов РФ и органов местного самоуправления, общественных объединений.

Все свои действия прокурор осуществляет строго в соответствии с законом, на основании своего внутреннего убеждения и материалов проверок, проведенных в соответствии с требованиями полноты, всесторонности и объективности. Воздействие на решение прокурора или на его деятельность влечет уголовную ответственность.

Прокурор и следователь прокуратуры не обязаны давать каких-либо объяснений по находящимся в их рассмотрении делам и материалам.

Прокурор и следователь не могут быть членами выборных и иных органов, не могут быть членами общественных объединений, которые преследуют политические цели, и участвовать в их деятельности. Они не могут совмещать свою деятельность с иной, оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой;

4) принцип взаимодействия с государственными органами, общественными объединениями и гражданами. Прокурор получает информацию о нарушении законодательства от различных органов контроля, служб и граждан. Вместе с тем он информирует органы о состоянии законности.

Генеральный прокурор, его заместитель и другие прокуроры имеют право присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания, Правительства РФ.
19. Принцип единства и централизации прокурорского надзора.
Принцип централизации характеризует организацию системы Прокуратуры. Централизация органов прокуратуры вызвана необходимостью обеспечения и соблюдения единой законности на всей территории страны, единых требований осуществления прокурорского надзора во всех административно-территориальных единицах.

Централизация системы органов прокуратуры выражается в подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим, а

всех прокуроров – Генеральному прокурору РФ, возглавляющему систему органов прокуратуры, т.е. подчиненность идет

только по вертикали.

Организация прокуратуры на основе принципа централизации включает и установленный порядок назначения прокуроров. Прокуроры городов, районов и специализированных прокуратур (прокуратур на местах) назначаются Генеральным прокурором РФ. Назначение на должность прокуроров субъектов РФ осуществляется Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами власти этих субъектов.

Исходя из принципа централизации, руководство и контроль за работой подчиненных прокуроров обязан осуществлять вышестоящий прокурор.

Принцип единства означает общность целей и задач осуществления надзора в стране, выражается в единстве форм и

методов организации и деятельности органов прокуратуры, правовых средств прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, а также принятия мер по предупреждению и пресечению правонарушений и предполагает наделение прокуроров едиными полномочиями и правовыми средствами их осуществления в пределах установленной законом компетенции.

Принцип единства означает и то, что действующие на территории РФ территориальные и специализированные прокуратуры составляют единую систему органов, организация и деятельность которых осуществляется на основе единого для всех звеньев прокуратуры законодательства.

Осуществляя надзор за исполнением законов, прокурор лично вносит протесты на незаконные акты, представления об устранении нарушений закона и т.д., что служит повышению персональной ответственности прокуроров за принимаемые ими решения.

Кроме единоличного разрешения вопросов в системе прокуратуры предусмотрено и коллегиальное обсуждение и решение вопросов прокурорского надзора. В этих целях в Генеральной прокуратуре РФ, в прокуратурах субъектов РФ и приравненных к ним созданы и действуют коллегии для обсуждения наиболее важных вопросов деятельности прокуратур.
20. Принцип независимости прокурорского надзора.
Принцип независимости заключается в том, что органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов независимо от федеральных органов, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов и общественных объединений и руководствуются законами и изданными в соответствии с ними приказами и указаниями Генерального прокурора РФ.

Реализация принципа независимости органов прокуратуры осуществляется их организационным построением; установленным порядком назначения прокуроров; определенной законом системой подчиненности и подотчетности прокуроров; порядком материально-технического обеспечения прокурорских органов (финансирование всех органов прокуратуры осуществляется за счет средств федерального бюджета независимо от бюджета местных органов); материальным и социальным обеспечением работников органов прокуратуры
21. Внутриорганизационные принципы деятельности прокуратуры
Зональный (территориальный) принцип предусматривает организацию деятельности прокуратуры посредством распределения работы структурных подразделений между работниками по определенным территориям (территориальным зонам) Напр.: в Генпрокуратуре в зависимости от объема работы в состав территориальной зоны включаются прокуратуры одного ил нескольких S-в Федерации.

В процессе осуществления своей деятельности зональный прокурор оформляет соответствующее производство, в котором содержаться документы, находящиеся на исполнении. Отражаются недочеты и ошибки, а также отмечаются сведения о положительном опыте работы.

Предметный принцип связан с предметом деятельности прокурора и характеризуется распределением обязанностей между прокурорами по различным направлениям правового регулирования (в соответствии с этим принципом за прокурором закрепляется определенное конкретное направление деятельности, относящееся к предмету ведения).

В органах прокуратуры для организации работы используется предметно-зональный принцип, означающий закрепление за зональными прокурорами еще и определенных сфер правового регулирования (предметом ведения).

Вопрос о распределении обязанностей в органах прокуратуры в соответствии с зональным и предметными принципами организуется прокурором-руководителем или начальником управления (отдела) и оформляется письменным распоряжением или приказом. Организация работы по предметно-зональному принципу обязывает прокурора обобщать относящиеся к предмету ведения статистические и другие данные прокуратуры об исполнении законов, анализировать соответствующие материалы (доклады, решения коллегий, обзоры и др. материалы).
22. Понятие и виды методики прокурорского надзора.
Методика прокурорского надзора. Разработаны значительного глубже чем тактика.

- это совокупность организационных, тактических и технических приемов и средств, применяемых для наибольшей эффективности осуществления прокурорского надзора.

- это научно обоснованные рекомендации по наиболее эффективному применению различных приемов средств в рамках осуществления прокурорского надзора.

Любая методика состоит из 2-х элементов: методов и приемов.

Метод – способы и средства решения определенных задач.

Прием – это конкретное действие служащие определенной цели.

Все приемы делятся на организационные, тактические и технические.

Организационные направлены на обеспечение современного поступления и обработки информации в органах прокуратуры, оптимизацию работы прокурора, облегчение планирование.

Тактические приемы основаны на рекомендациях обобщенного опыта прокурорского надзора, сведений из логики, психологии и других наук и направленные на решение вопросов обоснованности, целесообразности и последовательности применения различных средств в рамках осуществления прокурорского надзора.

Технические приемы направлены на рациональное и активное использование различных технических средств в целях совершенствования организации работы по надзору.

Свойства приемов.

  1. базируются на требованиях закона.

  2. свойство избирательности (выбор из арсенала приемов каждый раз)

  3. рекомендательный характер приемов.

Виды методик.

Все методики делятся на общие, отраслевые и частные.

Общие – это совокупность общетеоретических положений прокурорского надзора в целом.

Отраслевая – совокупность теоретических положений осуществления прокурорского надзора по отдельным отраслям и направлениям. (Например, различные письма Ген.прокурора.)

Частная – это совокупность научного обоснованных методов и приемов, применяемых прокурором для выявления, устранения и предупреждения нарушений конкретного закона или группы законов, регулирующих однородные общественные отношения, на конкретном объекте или в конкретном органе.
23. Наука прокурорского надзора.
ПН – это система знаний об основных, закономерностях развития и функционирования прокуратуры и ПН в России.

Начала формироваться в начале 20в. Первая работа 1948 г. – «Социалистическая законность в Сов.гос. управлении». До этого деятельность прокурора изучалась в рамках уголовного и гражданского процесса. До революции ПН изучался Муравьев («ПН в его устройстве и деятельности») Первый учебник – Тадевосян.

Серьезный подъем – после создания института чего-то там в 70-е. (Березовская С.Г., Даев, Маршунов, Колаев, Ламовский В.Д., Мелкумов).

Концепция судебной реформы (закон). ПН – пережиток. Прокуратуре предлагалось оставить только поддержку гос.обвинения.

1994 г. – Концепция развития прокуратуры на переходный период (не закон) разработана Институтом

Современное состояние.

Предмет:

Состоит из 3 частей:

  1. Организация деятельности прокуратуры.

Изучаются наиболее общие вопросы.

  1. Характеристика основных направлений деятельности прокуратуры

Все чем занимается прокуратуры, кроме ПН

  1. Надзор как основная функция прокуратуры

    1. Сущность и задачи прокурорского надзора

    2. Объект, предмет и пределы надзора

    3. Поводы и основания возникновения, изменения и прекращения прокурорского надзора.

    4. Процедура осуществления надзора.

    5. Доказывание и доказательства в ПН.

    6. Тактика и методика.

    7. Акты прокурорского надзора.

Методы:

Сочетание общенаучных (синтез, анализ, метод историзма и т.д.) и частнонаучных (диалектический метод, сравнительно-правовой метод) методов.
24. Прокурорский надзор как учебная дисциплина. Система курса.
Преподается с 1954 г. Предмет = предмету науки.

Система УД:

  1. Общая часть

Сущность и задачи прокуратуры, история развития прокуратуры, законодательство о прокуратуре, принципы организации деятельности, доказывание и доказательство, тактика, методика и техника ПН.

  1. Особенная часть

    1. ПН. 4 его основные отрасли: за исполнением законов (общий надзор), за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, за исполнением закона органами осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие, за исполнением законов администрациями органов и учреждений исполняюших….. (см. по закону – в общем Уголовно-исполнительная система(условно)). Некоторые исследователи считают, что существует 5 отрасль – за исполнением законов судебными приставами

    2. Участие прокурора в рассмотрении дел судами: в УП, ГП или АП.

    3. Иные направления деятельности прокуратуры: расследование преступлений, координация деятельности правоохранительных органов, участие в правотворческой деятельности, международное сотрудничество.

  2. Специальная часть (некоторые авторы): прокуратура в зарубежных государствах.

  1   2   3   4   5   6   7   8
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации