Шпоры по социальному менеджменту - файл n1.doc

Шпоры по социальному менеджменту
Скачать все файлы (217 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc217kb.01.02.2014 04:41скачать

n1.doc

  1   2   3   4
Соц. мен. - область управления, формирующая у работников навыки, позволяющие эффективно воздействовать на социальные процессы, влиять на создание благоприятной для человека социальной среды, проектировать желаемые социальные изменения
1. Сущность и содержание социального управления.

В узком значении соц упр - процесс воздействия на соц процессы для достижения поставленных целей. В сферу деятельности людей по соц упр, помимо управленческих работников входят научные работники, а также преподаватели.

Отличительное свойство упр - процесс целенаправленного воздействия упр системы на управляемые, для достижения достижения функционирования и развития. Целеполагание – основной элемент упр, то с чего начинается упр. Процесс формирования и обоснования целее, развития управленческого объекта, на основе анализа общественных потребностей продукции, услугами качества соц связей, исходящих из реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения.

Главным средством воздействия одного чел на др – система стимулирования. Мотив – качественно Инной способ стимулирования активности, который вкл все сущностные силы личности/ценности, идеалы.
2. История появления социального менеджмента.

Этапы менеджмента рождались под воздействиями:

- развития реального общественного и затем промышленного производства;

- появления новаторов и теоретиков-идеологов, обобщавших опыт и прокладывавших новые пути;

- развития внутренней (собственной) логики менеджмента, приводящее вкупе с двумя вышеназванными причинами, к смене парадигмы (системы принципов и подходов в менеджменте как науке);

Первая управленческая революция произошла 4-5 тыс. лет назад в период формирования цивилизаций Древнего Востока. Крупным вкладом в управление был свод законов - Кодекс вавилонского правителя Хаммурапи.

Через тысячу лет после Хаммурапи царь Навуходоносор возродит в Вавилоне разработку и строительство технически сложных проектов, а также эффективные методы организации работы текстильных мануфактур и контроля за качеством продукции. Так этап религиозно-коммерческого управления сменился светско-административным, а затем - строительно-производственным.

Заметный вклад в развитие теории управления внес итальянский гос. и политический деятель Никколо Макиавелли. Он раскрыл принципы взаимоотношений руководителей и подчиненных, стиля работы руководителя, давал советы по организации его труда. Созрела система акционерного капитала, руководитель-собственник постепенно был заменен наемным управляющим, а менеджмент превратился в самостоятельную область жизнедеятельности.


3. Основные причины возникновения социального менеджмента.

Тревожными тенденциями становления соц менеджмента, происходят:

- планетарные изменения;

- резко растущая социальная дифференциация между странами (борьба за ресурсы);

- Быстрый рост населения земли при сокращении ресурсных возможностей планеты;

- расточительный режим расходования, невозобновляемость природных ресурсов.

В результате возрастают противоречия м/у личностью и обществом, это является одной из корены причин разбалансированности мира, таящая в себе возможности нарастающих соц взрывов катастроф.
4. Сущности и содержание социального менеджмента как разновидность социального управления.

Менеджмент – в современной теории и практики соц упр понимается процесс рук-ва отдельним работником соц группой, соц общностью, общ-ом в целом. Менеджмент ставит совей целью сформулировать и применить на практике всеобщие принципы упр, пригодные для любой чел орг и сферы деят-ти..

Ключевым направлением теории и практики менеджмента яв-ся определение целей развития социальной организации финансовой структуры, фирмы и об-ва в целом.

В соц упр осознан тот факт, что высокое качетсво жизни населения это не только цель общ-го развития, но и высокого качества и надежности продукции а также эф-го решения эк-их проблем.

Управление можно определить, как конструктивное, творческое инновационное, которое выполняет теоретико-познавательную и созидательно-преобразующую ф-ию в их орг-ой взаимосвязи.
11. Механизм формирования управленческой культуры.

1. Формирование знаний, упр концепций проектов, программ

2. развитие упр отношений

3. мотивация творческой деятельности упр

4. утверждение, уважение в об-ве, к общ-ым институтам, гос-ва, законом, морали и права.

5. разработка и внедрение упр технологий, кот оптимизируют сам процесс упр и объединяют в 1 целое, которое оптимизирует упр знания, отношения и творч. деятельность а также работу общ-ых институтов.

6. одним из принципов и механизмов формирования У.К. яв-ся опора на новые знания, т.е суждения экспертов по той или иной упр проблеме.

Упр культура – профессиональная помощь рук-ля в реш сложных и неординарных проблемм

Управленческая культура – часть общей культуры, связанной преимущественно с формированием управленческих знаний, суждений и чувств, настроений, упр концепций и орг отношений.

6. Научные школы социального менеджмента.

Классическая (традиционная) школа управления: Ф. У. Тейлор. Основное внимание исследователей этой научной школы привлека­ли вопросы эффективности труда в основном на низших уровнях управления:

• повышения производительности и эффективности труда;

• нормирование труда;

• работа с кадрами (набор, отбор, переквалификация);

• мотивации труда работников;

• разрешение социальных проблем.

Наиболее известными представителями администра­тивной и функциональной школы управления являются А. Файоль, рассматривались следую­щие вопросы:

• основные принципы менеджмента;

• основные функции управления;

• процессный подход к управлению;

• принципы работы менеджеров низшего, среднего и высшего звена управления;

• построение организации;

«Школа человеческих отношений». В конце 1950-х гг. некоторые ее представители выделились в школу «поведенческих» наук (бихе­виористскую школу), изучающую не просто межличностные отно­шения, а самого человека.

Своей известностью «школа человеческих отношений» обязана тру­дам таких ученых, как М. Фоллетт , Э.Мэйо. Основное внимание исследователей привлекали следующие про­блемы:

• социальная ответственность бизнеса перед работниками;

• индивидуальная психология;

• человеческие потребности;

• психология и мотивация работников;

• конфликты (функциональные и дисфункциональные);

• обеспечение единства целей и усилий членов коллектива;

Начиналось формирование школы «социальных систем», которая возникла под влиянием концепций структурно-функционального анализа, разви­ваемых Т. Парсонсом, рассматривали социальную организацию как комплексную организационную сис­тему с рядом составляющих:

• индивид;

• формальная структура организации;

• неформальная структура организации;

• статусы и роли членов организации;

• внешнее окружение;

• технические средства труда.

По мере развития математики и экономико-математических мето­дов, теории систем и управления, кибернетики, вычислительной техники с начала 1950-х гг. стала постепенно формироваться «но­вая школа» управления, в которую входили Л. Берталанфи.

Внимание представителей «новой школы» было сфокусировано на:

•   сетевом планировании;

•     планировании расписаний (поступлении и расходовании ресурсов, запасов, ходе технологических процессов);

•      оптимизации и распределении ресурсов организации (линейные, нелинейные и динамические методы);

•   управлении и оптимизации запасов ресурсов;


7. Школа «человеческих отношений» менеджмент «человеческих ресурсов». Их значение для развития современного социального менеджмента.

Изучая вопросы эффективности труда, построения эффективно ра­ботающих организаций, некоторые исследователи чувствовали, что резервы следует искать не только в методологиях и технологиях уп­равления, но и в самом человеке, что привело к формированию «школы человеческих отношений». В конце 1950-х гг. некоторые ее представители выделились в школу «поведенческих» наук (бихе­виористскую школу), изучающую не просто межличностные отно­шения, а самого человека.

Своей известностью «школа человеческих отношений» обязана тру­дам таких ученых, как Г. Мюнстерберг, М. Фоллетт, Э.Мэйо. Основное внимание исследователей привлекали следующие про­блемы:

• социальная ответственность бизнеса перед работниками;

• индивидуальная психология;

• человеческие потребности;

• психология и мотивация работников;

• конфликты (функциональные и дисфункциональные);

• обеспечение единства целей и усилий членов коллектива;

• формальные и неформальные организации;

• статусы и роли членов коллектива;

• авторитет и лидерство в коллективе;

• роль социальных, половых, возрастных, этнических и других, влияющих на эффективность труда факторов.

Школа человеческих ресурсов – до наших дней – Маслоу, Герцберг, МакГрегор: рациональное распределение человеческих ресурсов ведет к повышению эффективности. Герцберг – психолог-бихевиорист: поведение людей зависит от психологических условий. Большую роль играет мотивация, коммуникации, характер власти. Применяется им в ситуационном и в системном подходе к управлению.

Практика:4 основных этапа:

1.планирование и управление(формулирование целей, определение общих направлений, составление планов)

2.организационный: постановка задач перед сотрудниками, высвобождение или привлечение, по мере надобности, сотрудников, привлечение дополнительных технических средств, т.е. на 2-ом этапе – создаются условия для исполнения намеченных планов.

3.исполнение и мотивация при ежедневном руководстве

4.общее руководство: сравнение достигнутых результатов с планом, анализ, если надо – корректировка, использование накопленного опыта для составления будущих планов. Т.е. эти 4 этапа образуют замкнутый цикл.Главное – не потерять общую цель и уметь исправлять ошибки.




8. Социальная сфера, ее основные компоненты.

Социальная сфера – представляет собой целостную, постоянно изменяющуюся подсистему об-ва, порождающая объективной потребностью об-ва в непрерывном воспроизводстве субъектов социального процесса.

Социальная сфера – устойчивая область человеческой деятельности по воспроизводству своей жизни, про-ва для реализации соц функции об-ва.

Компоненты соц сферы обладают различной степенью сложности, находятся по отношению др к др в иерархической зависимости и яв-ся производными от соц сферы как целостной сис-мы.

Каждый компонент социальной сферы выполняет определенную функцию носящую целенаправленный характер.

  1. компонент. Соц инфраструктура – устойчивая совокупность материально-вещественных элементов, создающих условия для удовлетворения всего комплекса потребностей с целью воспроизводства чел и об-ва.

По своей внутренней орг-ии, инфрастр-ра представляет собой систему учреждений, предприятий орг, ф-ия всех институтов соц сферы. Соц сфера характеризуется по видам и направлениям деятельности соц субъектов. Может характеризоваться числом учреждений орг который обеспечивает процессы образования: медиц, бытового, транспортного обслуживания.

2 компонент. процессы образования – совокупность статистически устойчивых актов соц взаимодействия людей, детерминирующих их образ жизни и условия соц воспроизводства.

Система индикаторов – фиксирует эти процессы и они представлены в виде показателей.
9. Управление социальной сферой.

 Управление - непременное внутренне присущее социальной сфере свойство.

В социальной сфере действуют два типа механизмов регулятивных воздействий - спонтанный и сознательный.

  Спонтанный механизм управления социальной сферой проявляется в неупорядоченном воздействии сложной и противоречивой совокупности факторов, условий на процессы воспроизводства населения, их переплетения, столкновения.

  Сознательные факторы управления связаны с целенаправленной социальной деятельностью людей, которая осуществляется через специфические общественные институты (субъекты управления) - систему органов и организаций, обеспечивающих сознательное воздействие на социальную сферу с целью достижения определенных результатов.

Сознательное управление осуществляется в интересах класса или социальной группы, господствующих экономически. В соответствии со своими интересами господствующая общность создает систему общественных институтов, органов и организаций, призванных осуществлять управленческие, регулятивные воздействия на общество.

Остается настоятельной необходимостью совершенствование управления социальным воспроизводством действительной жизни, обусловливает требования к социальному познанию существенных, устойчивых связей.
10. Современная управленческая культура: сущность и важнейшие структурные элементы.

Культура в широком смысле – исторически определенный уровень развития об-ва, творческих сил и способности человека, выраженной в формах орг жизнедеятельности людей, а также создаваемых или духовных и материальных ценностей.

Управленческая культура – часть общей культуры, связанной преимущественно с формированием управленческих знаний, суждений и чувств, настроений, упр концепций и орг отношений.

Элементы: 1. Упр знания. Теории и методы упр, процесса упр деят-ти, основ орг процесса упр, основ безопасности труда, полученный в процессе обучения а также соответствующие сознанию, чувствам и настроению.

Упр навыки – планирование и орг работы, адаптация к новой ситуации орг рабочего места, использование орг техники.

Общественные отношения – упр и орг - материализуют знания, содержащие нормы, образцы в своем процессе социализации личности, передают нормы и ценности об-ва в том числе и упр, делая их устойчивыми Эл-ми культуры чел.

Упр деятельность – носит творческий хар-р, позволяет переводить знания и ценности об-ва в процессе социализации.

Управленчекая культура содержит и вкл в себя нормы (морально-этические, орг нормы, юридические, проф-ые нормы) и ценности, которые должны соблюдаться менеджерами любого звена упр.
12. Основы современной российской доктрины соц мен-та.

социальная доктрина - разновидность глобальной технологии, которая определяет место социальной системы в геополитическом пространстве.

Социальная доктрина, во-первых, выделяет главные национальные интересы, соответствующие перспективным целям данной страны и всего человечества; во-вторых, среди них определяет ряд интересов, от удовлетворения которых зависят национальная безопасность данной страны и возможность существования независимого национального государства; в-третьих, определяет те первоочередные ресурсы, которые могут быть использованы для достижения стратегических социальных целей, сохранения и развития генофонда нации, увеличения продолжительности жизни людей, снижения смертности, повышения рождаемости, словом, для повышения качества жизни своих граждан.

Социальная доктрина раскрывает наиболее общие представления о социальной сфере, о социальных целях общества и принципиальных механизмах ее реализации.

Общим вектором разработки современной социальной доктрины является корпоратизм.

Корпоратизм - способ организации общественной жизни, где пирамида общественной жизни принимает устойчивое положение, не только центр инициирует развитие, а сами местные сообщества, социальные организации, хозяйственные субъекты, люди, проживающие на территориях, включаются в активную общественную жизнь.

именно корпоратизм является теорией и методологией современного социального управления в России, именно он определяет социальные цели ее возрождения и последующего развития.
13. Методы реализации социальной доктрины.

Корпоратизм как основной метод реализации социальной доктрины стал мировой практикой общественного развития. Именно на его принципах разрабатывались и реализовывались “прорывные” проекты выведения стран из разрухи и кризисов (Германия, Япония, Южная Корея и др.).

Корпоратизм как самая динамичная сила в истории цивилизации ныне является международной системой, определяющей экономическую, социальную, политическую и культурную судьбу большей части человечества.

Важным, во многом определяющим законом общественного развития, являются выработка и осуществление социальной политики как главного механизма реализации принципов “социального государства”, “социально ограниченного рынка”. Она, в свою очередь, разрабатывается и реализуется только на основе общей доктрины развития общества - корпоратизма, которая является его генеральной объединяющей целью, и ее части - социальной доктрины, механизмом реализации которой, в свою очередь, является социальная политика.

Корпоративный способ организации социальной жизни в современных условиях позволяет не просто декларировать эти цели, а реализовывать их. Заботы берут на себя не только государство, центральная власть, но и органы местного самоуправления, муниципальные образования, население территорий, городов и районов. Поэтому центр тяжести в области здоровья нации во всем мире перемещается в муниципальные образования, которые при корпоративном хозяйствовании способны рационально решать эти вопросы, обеспечивать здоровый образ жизни своего населения.
18. Единство и различие управляющей и управляемой подсистем.

Различие между управляющей и управляемой подсистемами данной организации отчасти преодолевается, т.к. объект управления в некоторой степени становится и субъектом его.

В отношениях по управлению участвуют несколько категорий работников: высшие руководители, руководители среднего и низового звена, рабочие цехов, служащие (инженеры, экономисты, юристы и т.д.) заводоуправления, акционеры внутренние и внешние. Их интересы и цели различны. Но только при их существенном совпадении возможно существование предприятия или учреждения. Скажем, высшие руководители стремятся тратить заработанные заводом средства в гораздо большей мере на развитие производства, чем на зарплату. Рабочие часто недооценивают значения таких трат, не вникают в их целесообразность и требуют повышения своих заработков. Внешние акционеры могут настаивать на росте дивидендов, а внутренние больше озабочены ростом зарплаты. Их цели и интересы могут совпадать не так уж полно, а лишь частично.

Задача управления - максимально расширить совпадающий спектр и усилить его скрепляющую роль. Самоуправление - есть наиболее эффективный механизм согласования целей, а значит и решения этой задачи.


14. Стратегический социальный менеджмент, цели и задачи.

Стратегический менеджмент - не только разработка программы развития, но и принятие и выполнение стратегических решений. Это также комплекс процессов, явлений и характеристик, отражающих приоритетность целей и динамики развития, своевременность решений и действий, предвидение будущего, анализ последствий управляющих воздействий и инноваций.

Стратегический менеджмент находит выражение в методологии и организации управления в условиях нестабильности среды, в технологиях, моделях, парадигме и концепции партисипативного управления.

три подхода (или их комбинации):
  1   2   3   4
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации