Ответы на вопросы к экзамену - файл n1.doc

Ответы на вопросы к экзамену
Скачать все файлы (181.1 kb.)

Доступные файлы (37):
n1.doc31kb.24.01.2010 21:53скачать
n2.doc29kb.27.02.2010 08:37скачать
n3.doc28kb.24.01.2010 21:13скачать
n4.doc28kb.24.01.2010 22:28скачать
n5.doc22kb.24.01.2010 21:22скачать
n6.doc29kb.24.01.2010 21:27скачать
n7.doc27kb.24.01.2010 22:29скачать
n8.doc28kb.24.01.2010 22:32скачать
n9.doc32kb.24.01.2010 22:34скачать
n10.doc29kb.24.01.2010 22:49скачать
n11.doc25kb.24.01.2010 23:04скачать
n12.doc30kb.24.01.2010 21:53скачать
n13.doc30kb.24.01.2010 23:31скачать
n14.doc26kb.24.01.2010 23:33скачать
n15.doc29kb.24.01.2010 23:44скачать
n16.doc27kb.24.01.2010 23:51скачать
n17.doc26kb.25.01.2010 01:06скачать
n18.doc30kb.27.02.2010 08:45скачать
n19.doc24kb.25.01.2010 01:47скачать
n20.doc31kb.27.02.2010 08:47скачать
n21.doc32kb.24.01.2010 22:05скачать
n22.doc22kb.25.01.2010 01:01скачать
n23.doc30kb.25.01.2010 00:44скачать
n24.doc31kb.25.01.2010 00:50скачать
n25.doc24kb.25.01.2010 00:53скачать
n26.doc22kb.25.01.2010 00:58скачать
n27.doc22kb.25.01.2010 00:55скачать
n28.doc33kb.25.01.2010 02:03скачать
n29.doc24kb.25.01.2010 02:08скачать
n30.doc30kb.24.02.2010 18:44скачать
n31.doc24kb.24.01.2010 22:06скачать
n32.doc30kb.24.01.2010 22:15скачать
n33.doc33kb.24.01.2010 20:35скачать
n34.doc30kb.24.01.2010 20:41скачать
n35.doc33kb.24.01.2010 22:19скачать
n36.doc33kb.24.01.2010 22:21скачать
n37.doc26kb.25.01.2010 01:42скачать

n1.doc

РИТОРИКА (греч. rhetorike «ораторское искусство»), научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста.

В момент своего возникновения в древности риторика понималась только в прямом значении термина – как искусство оратора, искусство устного публичного выступления. Широкое осмысление предмета риторики является достоянием более позднего времени. Ныне при необходимости отличить технику устного публичного выступления от риторики в широком смысле, для обозначения первой используется термин оратория.

В Древней Руси существовал целый ряд синонимов с ценностным значением, обозначающих владение искусством хорошей речи: благоязычие, доброречие, красноглаголание, хитрословие, златоустие и, наконец, красноречие. В древности ценностный элемент включал и морально-этическую составляющую. Риторика считалась не только наукой и искусством хорошей ораторской речи, но и наукой и искусством приведения к добру, убеждения в хорошем посредством речи.

Предмет и задачи риторики. Различия в определении предмета и задач риторики на протяжении ее истории сводились, по сути, к различиям в понимании того, какую именно речь следует считать хорошей и качественной. Сложились два основных направления.

Первое направление, идущее от Аристотеля, связывало риторику с логикой и предлагало считать хорошей речью убедительную, эффективную речь. При этом эффективность тоже сводилась к убедительности, к способности речи завоевать признание (согласие, симпатию, сочувствие) слушателей, заставить их действовать определенным образом.

Второе направление также возникло в Древней Греции. К числу его основателей относят Исократа и некоторых других риторов. Представители этого направления были склонны считать хорошей богато украшенную, пышную, построенную по канонам эстетики речь. Убедительность продолжала иметь значение, но была не единственным и не главным критерием оценки речи. Следуя Ф. ван Эемерену, направление в риторике, берущее начало от Аристотеля можно назвать «логическим», а от Исократа – «литературным».

В эпоху эллинизма «литературное» направление укрепилось и вытеснило «логическое» на периферию дидактической и научной риторики. Это произошло, в частности, в связи со снижением роли политического красноречия и повышением роли церемониального, торжественного красноречия после падения демократических форм правления в Греции и в Риме. В Средневековье такое соотношение продолжало сохраняться. Риторика стала замыкаться в сфере школьного и университетского образования, превращаться в литературную риторику. Она находилась в сложных взаимоотношениях с гомилетикой – учением о христианском церковном проповедничестве. Представители гомилетики то обращались к риторике, чтобы мобилизовать ее инструментарий для составления церковных проповедей, то вновь отгораживались от нее как от «языческой» науки. Преобладание «декоративно-эстетического» представления о собственном предмете углубляло отрыв риторики от речевой практики. На определенном этапе сторонники «литературной» риторики вообще перестали заботиться о том, годятся ли их речи для эффективного убеждения кого-либо. Развитие риторической парадигмы в данном направлении завершилось кризисом риторики в середине 18 в.

Риторику можно определить и как науку, и как искусство. Если в античности риторику называли «царицей всех искусств», то в наши дни она чаще рассматривается как наука. Что же сближает риторику с искусством и с какими науками она теснейшим образом связана?

Если рассматривать риторику как мастерство публичного выступления, то можно заметить ее особенную близость с литературой и театром. Выдающийся русский судебный оратор и теоретик красноречия А. Ф. Кони считал риторику литературным творчеством, но в устной форме. Общее между красноречием и поэзией находил Аристотель. Актерскими приемами пользовались все выдающиеся ораторы, начиная с Демосфена и Цицерона.

В то же время на риторику смотрели и как на часть системы знаний, как на способ познания и толкования сложных явлений жизни. Особенно очевидна связь риторики и логики, в древности они рассматривались в неразрывном единстве. И сегодня в период подготовки содержания речи логике отводится главенствующая роль. Отбор фактов, разработка плана и композиции выступления, обеспечение доказательности и аргументированности речи -- все это требует знания законов логики. Логическая культура пригодится оратору, если в момент выступления завяжется спор, и на этапе подведения итогов выступления.

Основное требование к современной речи -- это её эффективность. Этому требованию она может отвечать только тогда, когда говорящий владеет языковой культурой. Работа над языком и стилем -- обязательный этап в подготовке речи, но настоящую проверку языковая культура проходит в момент выступления, в ходе неизбежных импровизаций, отступлений от заранее отредактированного текста.

Продуманная, тщательно выверенная речь в живой аудитории должна быть хорошо произнесена. Четкость, ясность, интонационное богатство речи облегчают общение в любой ситуации. Технику речи можно отточить, опираясь на данные физиологии, анатомии, акустики, сценической речи.

Психология, педагогика помогут оратору (говорящему) выработать психологические качества, необходимые для работы с большой аудиторией, и для общения в рабочей группе, и в неофициальной обстановке.

Поведение оратора на трибуне, форма контакта с любым слушателем, пути выхода из непредвиденных ситуаций, возникающих в ходе общения, определяется не только знанием психологии, но и тем, насколько говорящий владеет этикой, каков у него уровень культуры общения.

Таким образом, в основной перечень наук, с которыми связана риторика, входят логика, этика, эстетика, психология, педагогика.

И все же риторика - лингвистическая наука.
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации