Ответы на контрольные вопросы к модулям по курсу Психология (социальная и педагогическая) - файл n1.doc

Ответы на контрольные вопросы к модулям по курсу Психология (социальная и педагогическая)
Скачать все файлы (207.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc208kb.28.01.2014 10:34скачать

n1.doc

  1   2   3


Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Педагогический институт Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского

Ответы на контрольные вопросы к модулям

по курсу «Психология (социальная и педагогическая)»

Модуль 1.

1. Предмет и задачи социальной психологии.

Объектом  социальной психологии являются конкретные социальные общности (группы людей) и отдельные их представители.

Предметом ее выступают закономерности возникновения и функционирования социально-психологических явлений и процессов, представляющих собой результат взаимодействия людей как представителей различных социальных общностей.

Социальная психология изучает:

Таким образом, социальная психология - наука, изучающая психологические явления (процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия.

Задачами социальной психологии выдвигает само общество:

а) специфики и своеобразия феноменов, составляющих психологические сущность и содержание общественного сознания людей и психологии их больших и малых групп;

б) соотношения между различными их компонентами;

в) влияния последних на развитие социального бытия и социальных отношений.

а) об источниках и условиях возникновения, формирования, развития и функционирования социально-психологических явлений и процессов;

б) об их воздействии на поведение и поступки людей как представителей различных социальных общностей.


2. Методы социально-психологического исследования.

Существуют различные классификации социально-психологических методов. Наиболее целесообразны следующие.

1. Методы феноменологизации и концептуализации – позволяют провести предварительную работу по выделению и систематизации интересующих социально-психологических феноменов и проблем. Выделение феноменов осуществляется в соответствии с социальными потребностями, а систематизация – путем соотнесения с имеющимися теориями.

2. Методы исследования и диагностики – наблюдение, опрос, эксперимент, анализ продуктов деятельности, моделирование.

При организации наблюдения отвечают на вопросы: что наблюдать? как фиксировать? Эксперимент предполагает создание контролируемых условий, в которых вероятно появление изучаемого феномена. Подразделяется на лабораторный и естественный. Последний предполагает создание искусственной модели действительности.

Что-либо выяснить о социально-психологических явлениях, процессах можно, исследуя продукты деятельности отдельных индивидов и групп (документы, сочинения, контрольные работы, рисунки и т. п.).

Моделирование – конструирование модели, которая дает возможность представить, прогнозировать развитие событий.

Методы исследования ориентированы на разностороннее рассмотрение какого-либо феномена, а диагностики – на измерение, т. е. численное представление изучаемого явления.

3. Методы обработки и интерпретации данных. Чаще всего используются статистические методы (нахождение средних значений, отклонений от среднего показателя и т. п.). Методы обработки дают числа, а интерпретации позволяют перевести их в психологические понятия и суждения. Для этой цели используют тесты и экспертные оценки.

4. Методы коррекции и терапии – позволяют улучшать различные личностные и групповые умения, навыки, свойства и т. п., осуществлять лечение людей. Выделяют телесную терапию, арттерапию, психодраму и др.

5. Методы мотивирования и управления – это методы, которые побуждают людей к деятельности и обеспечивают оптимальное взаимодействие отдельных личностей и групп (например, планирование).

6. Методы обучения и развития личности (или группы) призваны реализовать социально-психологический потенциал межличностного взаимодействия (дискуссионные игры, тренинги межличностной чувствительности и личностного роста и т. п.).

7. Методы конструирования и творчества – позволяют использовать потенциал группового взаимодействия для порождения чего-либо нового (решение конфликтной ситуации, разработка технического устройства и т. д.).
3. Социально-психологическая структура личности.

Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного государства, общества и группы, осознающий свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности, включенный во все отношения этой действительности, занимающийся своеобразным видом деятельности и наделенный специфическими индивидуальными и социально-психологическими особенностями.

Социально-психологическая характеристика личности имеет внутреннюю структуру, включающую определенные стороны.

Психологическая сторона личности отражает специфику функционирования ее психических процессов.

Психические процессы – психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности.

Мировоззренческая сторона отражает общественно значимые ее качества, позволяющие занимать достойное место в обществе.

Социально-психологическая сторона отражает основные качества и характеристики, позволяющие личности играть определенные роли в обществе.

Среди ученых-обществоведов (в первую очередь среди психологов) сложилось общепринятое понимание социально-психологической структуры личности. В частности, можно считать устоявшимся в психологии подход, связанный с выделением в личности направленности, характера, темперамента и способностей. Ученые рассматривают их как сложные структуры свойств, составляющие в совокупности общую систему, характеризующую целостную личность. При этом они обозначают направленность как систему потребностей, интересов и идеалов; темперамент - как систему природных свойств; способности - как ансамбль интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств и, наконец, характер - как синтез отношений и способов поведения.

Кроме того, широкое распространение получило представление о послойной структуре личности (И. Хофман, Д. Браун и др.): внешним слоем являются идеалы, внутренним – инстинктивные влечения.

Л. Клягесом предложена система:

1) материя;

2) структура;

3) движущие силы.

Интеракционисты выделяют три основных компонента в структуре личности: I, me, self. Их интерпретация:

1) I (дословно – «я») – это импульсивное, активное, творческое, движущее начало личности;

2) mе (дословно – «меня», т. е. каким меня должны видеть другие) – это рефлексивное нормативное «я»;

3) self(«самость» человека, личность, личностное «я») – совокупность импульсивного и рефлексивного «я», их активное взаимодействие.
4. Социализация личности.

Социализация – это процесс включения личности в систему общественных связей и отношений, овладение и принятие общественно приемлемых форм поведения, норм, ценностей, в результате чего личность становится полноправным членом общества.

Подразумевается, что в процессе социализации происходит превращение изначально асоциального субъекта в социальную личность. Благодаря социализации люди учатся жить в обществе, эффективно взаимодействовать друг с другом. Социализация идет повсеместно и непрерывно в процессе своего физического и психологического развития. Особенно значимым по своим результатам и последствиям являются первые 15–25 лет.

Содержание процесса социализации:

а) усвоение социальных норм, умений, стереотипов;

б) формирование социальных установок и убеждений;

в) вхождение индивида в социальную среду;

г) приобщение индивида к системе социальных связей;

д) самоактуализация «Я» личности;

е) усвоение индивидом социальных влияний;

ж) социальное обучение принятым в обществе формам поведения

и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и

взаимодействия с их членами;

Широта социализации, т. е. количество сфер, в которых смогла приспособиться личность. Основными сферами социализации, для которых характерно расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром, являются:

а) сфера деятельности;

б) общения;

в) самосознания;

Источники социализации:

а) передача культуры через социальные институты;

б) взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности;

в) первичный опыт, который связывается с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения;

Факторы социализации:

а) материальные, психологически значимые факторы социальной среды, которые сопровождают человека всю жизнь (политические, экономические, жилищные, финансовые, бытовые и прочие факторы) и обусловленные преобладающими в среде общения человека особенностями. Эти факторы всегда своеобразны для каждого индивида;

б) социально-психологические факторы социальной среды – это психологические особенности людей, постоянно окружающих человека в жизни (члены семьи, друзья, одноклассники и т. д.). Однако, иногда случайные непродолжительные контакты с людьми оказывают на индивида более сильное влияние, чем постоянные контакты. Особенно сильные социально-психологические влияния человек испытывает при получении образования, ориентированного на помощь ему в социализации;

в) фактор собственной социальной активности человека.

Механизмы социализации:

а) имитация, подражание;

б) идентификация;

в) руководство и др.

Институты социализации (политические, экономические, воспитательные институты, семья, детские дошкольные учреждения, школа, трудовой коллектив, неформальные группы, партии).

Основные социально-психологические условия социализации:

а) свобода выбора в сочетании с ответственностью за последствия выбора социализации;

б) доступно-напряженный психологический путь социализации, ведущий не только к свободе общения и поведения, но и к повышению статуса в результате образования;

в) осознанности выбора путей и способов самосоциализации;

г) помощь в осуществлении выбора пути социализации в подростковом и юношеском возрасте;

д) раннее включение личности в социально активную деятельность и получение социального опыта;

е) благоприятная социальная среда в основных институтах социализации личности, таких как семья, школа, ВУЗ, трудовой, досуговый коллектив;

ж) динамичность жизни в группах, в которых происходит социализация личности.
Модуль 2.

1. Понятие об общении и межличностных отношениях

Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.
Объективные отношения и связи (отношения зависимости, подчинения сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения, которые изучает социальная психология.

Основной путь исследования межличностного взаимодействия и взаимоотношения внутри группы – это углубленное изучение различных социальных фактов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной группы.

Всякое производство предполагает объединение людей. Но никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если – не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание. Так, например, для того, чтобы учитель мог обучить чему-либо учеников, он должен вступить с ними в общение.

Общение – сложный процесс выступающий, как:

- взаимодействие людей;

- вид самостоятельной человеческой деятельности;

- атрибут других видов человеческой деятельности;

- информационный процесс;

- отношение людей друг к другу;

- взаимовлияние людей;

- взаимное переживание;

- взаимное понимание.

Функции общения: контактная; информационная; побудительная – стимуляция активности партнера для выполнения определенных функций; координационная – согласование действий при организации совместной деятельности; понимание – адекватное взаимное восприятие и понимание смысла сообщений, а также намерений установок переживаний психических состояний и прочее; эмотивная – возбуждение в партнере необходимых эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний; функция установления отношений – осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых и других связей с социумом; функция управления – изменение состояния, моделей поведения партнера, в том числе его намерений, установок, мнений решений, представлений, потребностей.

Средства общения: лингвистические; визуально-контекстные (жесты, мимика); паралингвистические (голос, интонация); экспресс-лингвистические (паузы, смех, плач, темп речи); пространственно-временные (дистанция, время, место, ситуация).

Восприятие пространства при общении

Психологи выделяют три зоны:

В социальную зону мы впускаем практически всех за исключением тех, кого не можем терпеть, а когда этот человек оказался близко, мы испытываем дискомфорт, стараемся увеличить дистанцию или проявляем агрессию. В личностную зону мы пускаем человека с которым ровные отношения, но не впускаем родственника, с которым находимся в ссоре. В зону интимного пространства мы добровольно впускаем тех, кто нам близок, но иногда обнимать при встрече других люде, если этого требует протокол.

Социально-психологические механизмы общения

Заражение – способ воздействия определяемым образом объединений больших групп людей (ситуация паники, религиозный экстаз). Это бессознательная спонтанная форма, включающая личности в определенные психические состояния (сопереживание общего психологического состояния большой группой людей одновременно). Основа заражения – эмоциональное воздействие в условиях непосредственного контакта. Функции: усиление сплоченности и компенсация недостаточной сплоченности.

Внушение – целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении информация воспринимается не критически, оно адресовано не логичному мышлению, а эмоциональной готовности человека получить установку к действию.

Убеждение – система логических доказательств, ориентированных на критически-настроенную личность. Условием убеждающего воздействия является заинтересованность человека, которому адресовано это воздействие. Заинтересованность – стремление получить определенную информацию и потребность осмыслить что-либо. Убеждение – воздействие на эмоциональную и на рациональную сферы личности.

Подражание – воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения, которые имеют некую эмоциональную окраску. Виды подражания: логическое и нелогическое; внутреннее и внешнее; подражание-мода и подражание-обычай.

Виды общения

Виды общения в психологической литературе делятся на основании различных признаков.

1. По содержанию общение может быть материальным, когнитивным, кондиционными, мотивационным, деятельными.

Материальное общение - это обмен предметами и продуктами деятельности. При материальном общении субъекты осуществляют обмен продуктами своей деятельности, выступающих средствами удовлетворения потребностей.

Когнитивное общение - это обмен знаниями (например, в ходе учебного процесса).

Кондиционные общения - это обмен психическими и физиологическими состояниями, то есть определенное влияние на психические состояния другого (например, испортить настроение партнеру).

Мотивационное общение - это обмен целями, потребностями, интересами. Такое общение направлено на передачу другому определенных установок или готовности действовать определенным образом.

Деятельностные общения - это обмен действиями, навыками, умениями и т.д.

2. В целях общения можно разделить на биологическое и социальное. Биологическое общение необходимо для поддержания и развития организма (связано с удовлетворением биологических потребностей).
Социальное общение удовлетворяет ряд социальных потребностей личности (например, потребность в межличностных контактах.

3. В зависимости от средств общение может быть непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным.

Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов (руки, голосовые связки, голова и т.д.), без помощи посторонних предметов.
Опосредованное общение характеризуется использованием специальных средств: естественные предметы (камень, палка и та др.) и культурные (знаковые системы).

Прямое общение заключается в личностных контактах и непосредственном восприятии друг друга (например, разговор двух друзей).

Косвенное общения предполагает наличие посредников, которыми могут выступать другие люди (например, при переговорах между разными группами).

4. В зависимости от направления общение может быть деловым и личностным, инструментальным и целевым.

Деловое общение - это общение на официальном уровне и его содержанием является то, чем заняты люди в процессе трудовой деятельности.

Личностное общение сосредоточено на проблемах, составляющих внутренний мир людей.

Инструментальное общение - это средство для удовлетворения различных потребностей.

Целевое общение служит средством удовлетворения именно потребности в общении.

5. Выделяют вербальное и невербальное общение.

Вербальное общение - это общение с помощью языка.

Невербальное общение - общение с помощью мимики, жестов, пантомимики.

6. В зависимости от субъектов общения может быть мижиндивидним (т.е. общения между отдельными лицами), индивидно-групповым (общение между индивидом и группой) и межгрупповых (между группами).

7. По продолжительности выделяют кратковременное и длительное общение, законченное и незаконченное.

  1   2   3
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации