Ответы на экзаменационные вопросы. Основы менеджмента - файл n1.doc

Ответы на экзаменационные вопросы. Основы менеджмента
Скачать все файлы (327 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc327kb.28.01.2014 10:28скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5
Билет №1.

  1. Основные этапы развития менеджмента.

История менеджмента начинается с «предыстории» ( от древних цивилизаций до новой истории) зарождения менеджмента как особого научного знания и вида деятельности.

Этапы и концепции развития менеджмента подразумевает под собой единый сложных процесс формирование менеджмента, как составляющего экономических отношений, производства, торговли и жизни вообще.

Этапы менеджмента рождались под воздействиями:

-развитие реального общественного и затем промышленного производства;

-появление новаторов и теоретиков-идеологов, обобщавших опыт и прокладывавших новые пути;

-развитие внутренней (собственной) логики менеджмента, приводящее вкупе с двумя вышеуказанными причинами, к смене парадигмы (системы принципов и подходов в менеджменте как науке).

«История учит» - этот тезис здесь более чем уместен, так как позволяет изучающему понять циклы развития менеджмента, его движущие силы (они же - критерии этапов), предвосхитить будущие тенденции.

Идеи управления не всегда были такими, какими мы видим сегодня, хотя проблемы природы и принципов справедливого управления волновали мыслителей на протяжении многих веков.

В этой связи представляет интерес приводимый Бенгтом Карлом, шведским профессионалом- практиком в своей работе «Деловая стратегия», управленческий континуум, составленной Клодом Ст. Джоржем, в котором содержится описание развития менеджмента с 5000 г. до нашей эры. Данная таблица полностью показывает полное развитие менеджмента, то есть показывает все этапы и концепции формирования.


  1. Организация ориентированная на рынок. Преимущества и недостатки.


По характеру взаимодействия с внешней средой - с рынком. Это органический тип организаций, которые быстро адаптируются в происходящем во внешней среде изменениям.

2. По характеру взаимодействия между подразделениями внутри организации - это либо развитая дивизиональная структура, либо реальная матричная структура.

3. По характеру взаимодействия индивида с организацией - это индивидуалистский тип.
Принципиальным отличием данного типа организации от других является то что если в предыдущих случаях непосредственно вокруг рынка группировалась только часть организации то в данном случае речь идет о группировании всех частей организации вокруг рынка.

Чуткое реагирование на изменение внешней среды - основная черта организаций ориентированных на рынок.

Три главные качества, организации ориентированной на рынок:

1. Гибкости

2. Адаптивности

3. Инновационности.

Билет №2.

  1. Школа менеджмента: научное направление, административная ШЧО.

Школа человеческих отношений (1930-1950). Неоклассическое направление, в основе неоклассическая школа, развитие практической психологии в те времена было в зачаточном состоянии, большое влияние оказала концепция Фрейда. Мари Фоми определила менеджмент как обеспечение выполнения работы (достижение цели) с помощью других лиц.

Школа считает, что мотивация людей лежит не только в экономической сфере, а есть также и другие потребности человека, в том числе и потребность в общении. В связи с этим с 50х гг. сформировались поведенческие науки (организационное поведение): рассматриваются аспекты социального взаимодействия:

Основная задача: как повысить эффективность каждого работника в коллективе.

Наука управления, метод линейного программирования, теория оптимизации распределения ресурсов (Нобелевская премия). Получила развитие новая область знаний – исследование операций (используется для решения задач: распределения мощностей между различными видами, определение потребностей в рабочей силе той или иной квалификации, прогнозирование спроса на товары). Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений и описаний количественной оценкой (значениями). Развитие информатики позволило применять в исследовании операций новые математические модели.

  1. Многомерная организация. Преимущества и недостатки.

Это когда мы расширяем границы деятельности своей организации.

При рассмотрении организационной структуры за границами организации остаются также важные переменные как территория, рынок и потребитель. Если мы добавим третье измерение к известным нам структурам, то появляется многомерная организация

Ее основа – автономная рабочая группа, выполняющая следующие задачи:

  1. обеспечение производственной деятельности необходимыми ресурсами

  2. производство дел конкретного потребителя, рынка, территории, продукта или услуги

  3. обслуживание конкретного потребителя, развитие или проникновение на конкретный рынок

Пример: создал парикмахерскую, а понравилось- делаю кожи в других местах

Эта организация хороша тем, что если в одном месте кризис – удаляем ее и минимальные потери.

Поэтому отсутствует необходимость проведения каких-либо реорганизаций с целью изменения приоритетности критериев, используемых при проектировании работ. Акценты могут быть изменены путем перераспределения ресурсов рабочей силы организации.

Подразделение можно создавать, ликвидировать или модифицировать без серьезных изменений положения других подразделений.

Создается максимально благоприятная ситуация для делегирования полномочий, притом что роль руководства организацией остается ведущей.

К каждому многомерному образованию применяется унифицированная четко фиксируемая и легко измеряемая мера эффективности – прибыль.

Такая оценка предотвращает проведение псевдоработы и возникновение плохой бюрократии. Прибыль рассматривается как необходимое условие развития бизнеса, но не является единственным мерилом успеха.

Лучше работает то подразделение, которое не только получает прибыль, но и успешно развивается.
Билет №3.

1. Школы менеджмента: поведенческие науки.

Среди наиболее крупных фигур более позднего периода поведенческого направления (с 1950 г. по настоящее время) такие ученые, как К. Арджирис, Р. Лайкерт, Д. Мак-Грегор, Ф. Герцберг. Эти и другие исследователи изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, лидерства, организационной структуры, коммуникации в организациях, изменения содержания работы и качества трудовой жизни.
Новый подход стремился в большей степени оказать помощь работнику в осознании собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организациями. Основной целью школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Главный постулат состоял в том, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности и работника, и организации. Однако в некоторых ситуациях данный подход оказывался несостоятельным.

2. Сетевая организация. Преимущества и недостатки.

Наверху такой организации есть только ключевые функции определяющие ее положение на рынке.

На следующем уровне организации - децентрализуются производственные операции.

На нижнем уровне организация группируется по продуктовому или географическому принципу с созданием на их основе центров прибыли.

(+) - Эта структура очень гибкая

(-) - нет социальной защиты.
Билет №4.

1. Основные этапы развития менеджмента.

История менеджмента начинается с «предыстории» ( от древних цивилизаций до новой истории) зарождения менеджмента как особого научного знания и вида деятельности.

Этапы и концепции развития менеджмента подразумевает под собой единый сложных процесс формирование менеджмента, как составляющего экономических отношений, производства, торговли и жизни вообще.

Этапы менеджмента рождались под воздействиями:

-развитие реального общественного и затем промышленного производства;

-появление новаторов и теоретиков-идеологов, обобщавших опыт и прокладывавших новые пути;

-развитие внутренней (собственной) логики менеджмента, приводящее вкупе с двумя вышеуказанными причинами, к смене парадигмы (системы принципов и подходов в менеджменте как науке).

«История учит» - этот тезис здесь более чем уместен, так как позволяет изучающему понять циклы развития менеджмента, его движущие силы (они же - критерии этапов), предвосхитить будущие тенденции.

Идеи управления не всегда были такими, какими мы видим сегодня, хотя проблемы природы и принципов справедливого управления волновали мыслителей на протяжении многих веков.

В этой связи представляет интерес приводимый Бенгтом Карлом, шведским профессионалом- практиком в своей работе «Деловая стратегия», управленческий континуум, составленной Клодом Ст. Джоржем, в котором содержится описание развития менеджмента с 5000 г. до нашей эры. Данная таблица полностью показывает полное развитие менеджмента, то есть показывает все этапы и концепции формирования.
2. Партисипативная организация. Преимущества и недостатки.

Раньше предпринимателем было государство.

Перестройка: трудовые коллективы – самостоятельность управления государственной собственностью.

Ряд специалистов считает, что привлечение к управлению организацией ее сотрудников повышает эффективность работ и мотивирует сотрудников к повышению производительности труда. При партисипативной структуре привлечение сотрудника к управлению происходит таким образом, что сотрудник разбирается в поручаемой ему работе.

Участие работника в управлении партисипативной организацией предполагает:

  1. участие в принятии решений

  2. участие в установлении цели

  3. участие в решении проблем

На самом деле никакой руководитель не принимает сам решение. Он всегда делает пробы, смотрит реакцию. А иногда только ставит цели и условия.

Чтобы привлечь к управлению сотрудника, надо создать для этого соответствующую структуру – чтоб она работала.

МГТУ:

  1. ученый совет коллектива

Заведующий кафедрой

Коллектив кафедры, ученый совет факультета, ученый совет универа => 5 лет.

Доцент – ученый совет факультета

Профессор – ученый совет университета

Нужна такая структура – это еще с 19 века.

Степень и форма участия в управлении наполняют партисипативность определенным содержанием.

Различают 3 степени участия (ничего не надо менять, для этого партисипативная структура не нужна):

  1. выдвижение предложения

  2. выработка альтернативы

  3. выбор окончательного решения

Функции совета:

  1. несут ответственность за координацию деятельности подразделения, подчиненных руководителю – председатели совета

  2. отвечают за координацию деятельности подразделений, представляют в нем с деятельностью одного-двух вышестоящих уровней управления и 1-2 нижестоящих

  3. советы определяют политику, правила и процедуры подчиненных или подразделений.


Билет №5.

1. Основные функции управления.

Всякий процесс управления содержит две взаимосвязанные части:

Процесс управления – совокупность взаимосвязанных действий или управленческих функций.

Основные функции:

Планирование – принятие решения о том, какими должны быть цели организации и что необходимо делать для их достижения.

Функция планирования должна отвечать на вопросы:

Планирование, как стратегическое, так и оперативное – постоянный процесс.
  1   2   3   4   5
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации