Вопросы к Государственному экзамену для студентов специальности Менеджмент организации на 2008/2009 учебный год - файл n1.doc

Вопросы к Государственному экзамену для студентов специальности Менеджмент организации на 2008/2009 учебный год
Скачать все файлы (42439 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc42439kb.01.02.2014 01:45скачать

n1.doc

  1   2   3   4
1. Экономическое учение А.Смита: предмет и метод изучения; трактов теоретических проблем «стоимости», «производительного» и «непроизводительного» труда, «заработной платы»,

«прибыли», «ренты», и «капитала»

Особое место в истории экономической мысли занимает основоположник классической школы в экономической науке А.Смит. Свое учение он изложил в сочинении: «Исследование природы и причин богатства народов» (1776 г ) Проведенный анализ природы человека, взаимодействия и взаимосвязи человека и общества был положен в основу фор­мулировки - «экономический человек». А.Смит считал, Что основным стимулом экономической активности человека является частный интерес, который реализуется путем взаимообмена с другими людьми результатами частной экономической активности, т.е. в процессе разделения труда. Разделение труда - позволит резко поднять производительность, так как:

1) увеличится ловкость и искусство отдельного рабочего;

2) экономия времени, необходимого для перехода от одного вида работ к другому;

3) упрощение отдельных трудовых операций способствует изобретению и внедрению новых машин

Преследуя частный интерес, люди объективно удовлетворяют потребности друг друга. Процветание общества возможно только на путях индивидуального благополучия, а частный интерес это ведущий стимул к этому Поэтому содей­ствовать богатству народов - значит дать простор для инициативы и энергии. Индивидуум, стремясь к приумножению личного капитала, не думает об общественных интересах, «он невидимой рукой» направляется к цени, которая не входи­ла в его планы, преследуя собственные интересы. Под «Невидимой рукой» он понимал стихийное действие объективных экономических законов (спрос и предложение). Порядок свободного проявления предпринимательства и эффективною удовлетворения частного экономического интереса, а также стихийного функционирования объективных экономических законов называются по А.Смиту естественным порядком.

Основой экономического учения А.Смита был принцип свободной конкуренции. Только при свободном продвиже­нии капитала, товаров, денег и людей ресурсы общества используются оптимально. Естественная свобода была фунда­ментально обоснована в его теории и включила следующие элементы:

1) свободное движение рабочей силы;

2) свободная торговля землей;

3) отмена правительственной регламентации функционирования промышленности и внутренней торговли,

4) свобода внешней торговли.

Конкуренция регулирует количество произведенных товаров и перелив капитала из одной отрасли в другую Меха­низм конкуренции заставляет предпринимателей искать пути понижения издержек производства, иначе нельзя снизить цену и увеличить прибыль за счет роста объемов продаж. В своей деятельности люди обменивают товары друг на друга или на деньги.

«Стоимость» - имеет 2 различных значения: первое - это полезность предмета, т.е. потребительская стоимость второе - это возможность приобретения других предметов, которую дает обладание данным предметом, г е меновой стоимостью. Вода, хлеб - имеют потребительскую стоимость, а алмаз - меновую. Действительная цена всякого предмета - говорит А.Смит, - т.е. то, что каждый предмет стоит тому человеку, который хочет приобрести его, есть труд и усилия, которые он должен употребить, чтобы приобрести этот предмет...». «Труд был первой ценой, первоначальными день­гами, которыми платили за все предметы».

Вид труда, который увеличивает стоимость предмета, к которому он прилагается является - (производительным». Другой вид труда не производит такого действия - это «непроизводительный» труд. Труд рабочего обычно увеличивает стоимость материалов, а именно увеличивает стоимость своего содержания и прибыли его хозяина Труд домашней слуги, ничего не добавляет к стоимости.

«Заработная плата» -это продукт труда, который составляет естественной вознаграждение за труд; - я о реальное вознаграждение труда, т.е. действительное количество предметов необходимости и жизненных удобств, которые моли г доставить рабочему; - это выраженная в денежной форме доля рабочих и служащих в той части национального дохода. которая поступает в их личное потребление.

«Прибыль» - превышение доходов над расходами. Стоимости, которую рабочие прибавляют к стоимости материалов, распадается на две части: одна идет на оплату труда, другая на оплату прибыли их предпринимателя на весь к который он авансировал в виде материалов и заработной платы. Повышение или понижение прибыли на капитан от возрастания или уменьшения богатства общества, где возрастание капитала,, увеличивающее заработную плат>, ведет к понижению прибыли и наоборот уменьшение капитала общества, понижая заработную плату, повышает прибыль на капитал.

«Рента» - это плата за пользование землей, представляет собой наивысшую сумму, которую в состоянии отплатить арендатор при данном качестве земли. Землевладелец стремиться оставить арендатору лишь такую долю продукта, кото­рая достаточна для возмещения капитала, затрачиваемого им на производство какого-либо продукта

«Капитал» - это стоимость, но не простая стоимость, а самовозрастающая, приносящая прибавочную стоимость Исходной формой капитала являются деньги. Они становятся капиталом тогда, когда используются для покупки средств производства (постоянного капитала) и рабочей силы (переменного капитала) с целью организации выпуска продукции, стоимость которой увеличивается.

2. Экономическое учение К. Маркса: научные источники для социально-экономических

исследовании; выводы из выдвигаемой концепции базиса и надстройки; трактовка категорий:

«стоимость», «цена производства», «прибавочная стоимость», «производительность груда».

Главным предметом исследований К. Маркса являлась политическая экономия. Его считают величайшим экономи­стом всех времен и ищут ответа в его теории на вопрос о том, как должна быть устроена экономическая жизнь общества Экономические идеи К. Маркса до сих пор являются предметом острых дискуссий, хотя главные его труды были написа­ны 100 лет назад. Новизна марксистской политэкономии в ее сопоставлении с предшествующей, буржуазной. Во-первых, в превращении политэкономии в историческую науку. Маркс исходил из того, что нет естественного состояния экономики, а есть сменяющие друг друга способы производства. Во-вторых, изменилось представление о предмете по­литэкономии. Раньше предметом считалось общественное производство в целом. Маркс же выдел в способе производ­ства производительные силы (отношения общества с природой) и производственные отношения (отношения производст­ва, распределения, обмена и потребления). В-третьих, экономические отношения марксизм трактует как базисные, как определяющие все другие общественные отношения - политику, мораль, религию, идеологию и т.д., т е. надстройка В-четвёртых, рабочий продает не свой труд, а способность к труду, или рабочую силу. В-пятых, марксизм обосновывает неизбежность смены капитализма, социализмом. Революция у Маркса не пожелание и предвиденье, а вывод из всего эко­номического анализа. Фундаментом марксистской политической экономии является - трудовая теория стоимости. Осно­вы этой теории были заложены ещё в трудах А.Смита. Однако Маркс внёс в эту теорию принципиально новый элемент -представление о действительном характере труда, который был одновременно и «абстрактным» и «конкретным» Абст­рактным трудом создается «стоимость» товаров, которая делает их однородными и соизмеримыми Конкретным трудом - материально-вещественная форма товара, которую он назвал «потребительной стоимостью».

Представление о двойственном характере труда позволило Марксу доказать, что такой специфический товар, как ра­бочая сила, имеет стоимость и потребительскую стоимость.

Стоимость рабочей силы - определяется суммой жизненных благ, необходимых для поддержания существования самого работника и его семьи.

Потребительская стоимость рабочей силы - заключается в самой способности работника производительно тру­диться.

Капиталист, по Марксу, покупает не труд, а рабочую силу, полностью оплачивает сё стоимость. Но, заставляя рабо­чего трудиться на производстве значительно больше времени, чем требуется для возмещения стоимости его рабочей си­лы. И весь результат этого добавочного рабочего времени капиталист присваивает безвозмездно. Эта часть называется по Марксу-«прибавочная стоимость».

Потребительская стоимость - полезность вещи, её способность удовлетворять потребности человека.

Прибавочная стоимость -та часть стоимости товара, которая создается трудом наемных рабочих сверх стоимости их рабочей силы и безвозмездно присваивается капиталистом, неоплаченный труд работников.

Производительность труда - эффективность затрат конкретного труда, измеряемая производством определённого количества продукции в единицу времени или затратами времени на выпуск единицы продукции. Производительность труда - является одним из важнейших показателей уровня развития производства и общества. Рост производительности труда достигается преимущественно за счет НТП, совершенствования труда и производства.

Производительные силы - совокупность производственных средств и людей, обладающих знанием, производст­венным опытом и трудовыми навыками.

Межотраслевая конкуренция привела к выравниванию прибыли по отраслям, и тогда цены производства пришли на смену стоимости. Поэтому каждая отрасль получает не ту прибавочную стоимость, которая создана ею, а среднюю при­быль. Происходит усреднение как влияния органического строения капитала, так и скорости его оборота в различных от­раслях. Следовательно, никакого противоречия между трудовой теорией стоимости и получением во всех отраслях сред­ней прибыли нет.

К. Марксу не удалось написать все задуманное в виде 6 книг. Написана лишь одна - «Капитал», второй и третий том издал Ф. Энгельс.

3. Современные экономические теории. Лауреаты Нобелевской премии по экономике

I. 1-ая школа экономической теории - меркантилизм (торговец). Представителем этой школы был английский уче­ный Т. Ман и Ж.Б. Кольбер - они считали, что главным в развитии общества, является богатство, которое отождествля­лось с деньгами, в этот период развитие посреднической торговли, в связи с чем разрешен вывоз денег за границу - ком­мерческая школа.

II. 2-ая школа - классическая школа политической экономики. Представители этой школ Д. Рикардо, Л. cm«i

- основой экономического учения по Смиту это принцип свободной конкуренции и частный интерес. Гнкардо развил трудовую теорию стоимости. Отличительной чертой стало признание закона стоимости фундаментом (но рассмафивание сельского хозяйства отрицали - это их ошибка).

III. 3-я школа - марксистская - она рассматривала всё: производство, потребление, распределение В рамках мар­ксистской концепции было сформулировано учение об общественно-экономических формациях, в ней продолжено ис­следование трудовой теории стоимости, была разработана теория цены производства, сформирована позиция по пробле­мам противоречия товара, двойственного характера труда, закона стоимости как закона движения товарного производ­ства, прибавочной стоимости и неизбежной гибели капитализма.

IV. В 19 веке была сформулирована теория предельной полезности и предельной производительности или маржи-нализма (предельный) - классики теории: К. Менгер, Ф. Внзер, Е. Бем-Баверк. Теория маржинализма - это эконо­мический анализ с точки зрения отдельного субъекта в хозяйственных отношениях, который руководствуется соб­ственными оценками предельных выгод и предельных потерь при участии или неучастии в экономическом процессе.

V. Новое направление экономической теории, получившее название неоклассического, было сформулировано в ос­новном А. Маршаллом (в работах «Принципы политической экономии») положение о том, что и спрос и предложение являются равнозначными элементами механизма рыночного ценообразования.

VI. В 1936г. английский экономист Дж. Мейнард Кейнс опубликовал книгу: «Общая теория -занятости, процента и денег» - основав направление экономической теории - кейнсианство. В ней рассматривались концепции: общая тео­рия занятости; теория рынка; спроса и предложения; процесс воспроизводства; капиталовложений и национальный до­ход; инвестиции и занятость населения; потребление и сбережение; количество денег в обращении; уровень цен. зарпла­ты, прибыли и процента. Ранее при анализе экономических процессов применялся микроэкономический подход (дея­тельность отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции: снижение издержек, повышение прибыли и т.ц ), то Кейнс сформулировал макроэкономический, т.е. анализ взаимообусловленности совокупных показателей (национальные доходные инвестиции, снабжение и т.д.)

VII. В процессе эволюции экономической теории появилась концепция институционализма в ее различных моди фикациях. Авторы стремятся дать системный анализ процессов и явлений, называемых институтами Понятие ин­ститут может включать и государство, и конкуренцию, и монополии, и налоги, и т.д. Б. Веблен - автор теории соци­ально-психологического институционализма, социальное регулирование на уровне инстинктов. Дж. Г. Коммонс

- автор теории социально-правового институционализма. Основой экономического развития являются юридические отношения. У. К. Митчелл представитель школы конъюнктуроведения. Сформулировал методы прогнозирования коли­чественных изменений в экономике.

В работах теоретиков экономического либерализма XX Л. фон Мизеса и Ф. Хайека говорилось, что единственно разумной экономической политике для современного индустриального общества может быть только либерализм, предос тавление полной свободы товаропроизводителям. Разделение труда, частная собственность и свободный обмен

Неолибералисты выступали за свободную конкуренцию и свободной цены (Л. Эрхард)

VIII. Василий Леонтьев, основатель направления экономической теории - модели «затраты - выпуск», отражающей идеи равенства между наличными ресурсами и их использованием.

IX. Направление современной экономической теории является концепция монетаризма, основоположник М Фрид­ман. В центре исследований монетористов стоит проблема стабилизации экономики, в которой главенствующая роль принадлежит денежным факторам. Она исходит из представлений влияния денежной массы на цены, инфляция и на ход экономических процессов.

IX. Теория экономики предложения. Представители - А. Лаффер и Дж. Гилдер. Идея этой теории состоит в том, что надо стимулировать активизацию предложения продукции, а не подвергать совокупный спрос государственному ре­гулированию, воссоздание классического механизма накопления капитала и возродить свободу частного предпринима­тельства. Во многом, опираясь на теорию экономики предложения, М. Тетчер„Р. Рейган, К. Танако в 70-е г. провели серь­езное реформирование хозяйственной системы в этих странах и вошли в историю, как реформаторы консервативного ти­па.

X. Теория рациональных ожиданий. Авторы - Дж. Мут, Т. Лукас, Л. Реппинг. По мнению сторонников этой концепции, потребители принимают решения о текущем и перспективном потреблении, исходя из прогнозов будущего уровня цен на предметы потребления.

Нобелевская премия по экономике присуждается с 1969г. и является высшей степенью международного призна­ния научных достижений. Их насчитывается более 30. Среди лауреатов:

- Поль Самуэльсон «Разработки по углублению научного анализа в экономических науках».

- Василий Леонтьев «Работка метода «затраты выпуск»», без применения которого невозможен ни один глубокий анализ состояния и прогноза национальной экономики.

- Леонид Канторович, Тьяллинг Купманс «Теории оптимального использования ресурсов».

- Милтон Фридман «Анализ потребления, теории и истории денег».

- Томас Лукас «Теория рациональных ожиданий».

- Джорж Стпиглер «Исследования по государственному регулированию экономики и анализ рынков»

- Джеймс Быокенеп «Проблемы финансовой политики» и другие.

В эпоху существования административно-командной системы роль отечественных экономистов сводилась к коммен тированию принятых «на высоком уровне» экономических решений. В этих условиях реального авторитета отечествен­ные экономисты не имели, их исследования оставались невостребованными и не оказывали влияния на руководство на­циональным хозяйством. Проведение экономических реформ в России обусловило отказ от марксовой политической эко­номии и переход к использованию достижений современной экономической науки. На государственные посты были выдвинуты ученые-экономисты с принципиально новым мышлением.

4. Сущность рынка, его основные элементы. Механизм рыночного равновесия Проблема актуальности рынка в современной России

Рынок - это объективное явление экономики, известное любому человеку, осуществляемому какие-либо покупки

Рынок - эго способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном безличностном механизме ценовых сигналов Рыночные связи охватывают всю систему и всех субъектов экономических отношений В состав рынка входят: предприниматели, работники, продающие свой труд, конечные потребители, владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг и т. д Основных субъектов рыночного хозяйства делят на три rгруппы домашнее хозяйство, бизнес (предприниматели) и правительство Согласно учению А Смита "Исследование о природе богатства народов", возникновение рынков являются следствием естественной редкости экономических ресурсов ограниченности производительных возможностей человека. Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена, механизм взаимодействия покупай пей и продавцов, таким образом, отношение спроса и предложения, сфера обмена внутри страны и между с i ранам и Для возникновения рынка нужны условия общественное разделение труда, экономическая обособленность производите тел свобода предпринимательства Рынок как развитая система отношений представляет собой систему отдельных рынков как бы элементов единого большого рынка.

Любой рынок базируется на трех основных элементах, цене, спросе и предложении, конкуренции Они и являются инструментами механизма рыночного равновесия

Во-первых, изменение относительных цен послужило ориентиром для производителя при определении необходимости изменения объемов производства, на выбор технологии производства, предопределили, кем при данном уровне доходов будет потреблен продукт

Во-вторых, спрос (платежеспособный) - это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах

Предложение - это количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене Изменение соотношения ме­жду спросом и предложением порождают колебания рыночных цен вокруг цены равновесия Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.

В-третьих, конкуренция. Цель каждого предпринимателя - максимизация прибыли, а следовательно и расширение масштабов хозяйственной деятельности Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее вы годные условия производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты Если предложение какого-либо товара больше, чем спрос на него, то усиливается конкуренция Если спрос больше чем предложение, то конкурировать друг с другом вынуждены покупатели. Цена повышается, и это стимулирует увеличение предло­жения данного товара

Рынок выполняет ряд существенных функций: Информационную - дает информацию о необходимом кор Bt ассортименте и качестве товаров, которые поставляются на рынок. Посредническую ~ определение выгодной, экономической взаимосвязи между участниками производства. Т.е. продавец может выбрать подходящего покупа1еля, потреби­тель - поставщика Ценообразование - оперативная и обширная информация, содержащаяся в ценах, позволяет опреде­лить наполненность или дефицитность рынков каждого вида товаров, уровень издержек на их производство технологии и уровень их совершенствования
  1   2   3   4
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации