Вопросы с ответами по методологии биологии для студентов биолого-химического факультета - файл n1.docx

Вопросы с ответами по методологии биологии для студентов биолого-химического факультета
Скачать все файлы (165.1 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx166kb.01.02.2014 00:20скачать

n1.docx

  1   2   3   4   5   6   7
Ответы

1. Характеристика биологии как науки.

Биология (греч.bios ,— жизнь, logos— учение, наука) — наука о живой природе. Термин «биология» впервые был предложен в 1802 г. французским натуралистом Ж. Б. Ламарком и независимо от него немецким ботаником Г Р. Тревиранусом.

Учение о живой природе является частью человеческой культуры. Изучение биологии формирует научное мышление каждого человека и помогает в познании окружающего мира. Развитие биологии обусловлено как интересами практики, так и потребностями всего общества (проблемы медицины, задачи сельскохозяйственного воспроизводства и т.д.).

Из множества проведенных исследований необходимо упомянуть наиболее важные для понимания законов биологии

У. Гарвей (1578—1657) открыл механизм кровообращения; изготовил микроскоп;

1665 г. — Р.Гук описал клеточное строение пробки; ввел термин «клетка»;

1677 г. — АЛевенгук наблюдал под микроскопом (увеличивающим в 300 раз) простейших, бактерии,сперматозоиды;

1735 г. — К. Линней создал систему классификации растений и животных;

1859 г. — Ч. Дарвин создал эволюционную теорию;

1865 г. — Г.Мендель открыл закон наследования признаков, что способствовало рождению генетики как науки;

1953 г. — Дж. Уотсон и Ф.Крик расшифровали структуры ДНК, были награждены Нобелевской премией.

Предметом исследования биологии является многообразие ныне существующих и вымерших организмов, их происхождение, эволюция, распространение, строение, функционирование и индивидуальное развитие, связи друг с другом и с окружающей их неживой природой.

Биология подразделяется на ряд самостоятельных наук и направлений в зависимости от изучаемых объектов, уровней организации живого, методов исследования, практического использования биологических знаний.

Биологические науки теснейшим образом связаны с физикой, химией, математикой, геологией, географией и принадлежат к единому комплексу естественных наук, т. е. наук о природе. Всех их объединяет не только предмет изучения — природа, но и методы, которыми пользуются исследователи для выяснения тех или иных закономерностей.
2. Характеристика биологии как учебного предмета.

Широта и значимость биологического образования неизмеримо возросли в последние десятилетия. Это связано с особенностями современной биологии:

Учебная дисциплина “Биология” включает в  себя знания, отобранные авторами учебных программ и учебников из различных разделов биологии. Эти знания образуют определенную систему, отражающую наши представления об окружающем нас мире. Объединение тех или иных конкретных знаний в единую систему обусловлено закономерностями процесса обучения, образовательными целями и возрастными особенностями учащихся.

Предметом изучения биологии как науки является жизнь во всех ее проявлениях, а результатом ее изучения являются научные знания о живой материи. Предметом же изучения биологии как учебной дисциплины являются полученные учеными знания о сущности жизни, а результатом изучения научных знаний должны быть прочные представления и понятия учащихся о закономерностях строения, функционирования и развития живых систем: от клетки до биосферы.

Учебный предмет “Биология” имеет ряд особенностей, обусловленных особенностями, свойствами и закономерностями жизни как формы существования материи. Эти особенности затрагивают как содержание учебного предмета, так  и методы его изучения. Для живой материи характерны следующие особенности, свойства и закономерности:

1. Любой биологической системе (клетке, организму, популяция, биоценозу и биосфере) присуща упорядоченность строения и функционирования, которая поддерживается самой живой системой. Биологическая система представляет собой сложную целостную систему, образованную взаимодействующими друг с другом элементами (компонентами)

2. Живые системы являются открытыми системами, то есть системами, которые обмениваются с окружающей средой веществом, энергией и информацией.

3. Живая материя организована на разных уровнях, которые взаимно проникают и тесно связаны друг с другом.

4. Биологические системы способны к размножению, благодаря чему поддерживается непрерывность жизни.

5. Биологические системы обладают наследственностью и изменчивостью, благодаря которым они сохраняют присущие им свойства

6. Биологические системы претерпевают индивидуальное и историческое развитие, которые в свою очередь характеризуются своими закономерностями.

7. Жизнь существует в различных формах, которые различным образом взаимодействуют друг с другом. 

Все вышеперечисленные свойства живой материи являются результатом длительной эволюции жизни на Земле.

Сложность и многообразие биологических знаний, нерешенность многих биологических проблем, стремительное развитие биологии и быстрое изменение наших представлений о живой природе затрудняет изучение биологии и накладывает повышенные требования к методике изучения биологии, в частности, к отбору учебной информации, выбору методов и средств ее изучения.

3. Представления о живой природе в древности.

Само многообразие предметов и явлений рассматривалось как результат постепенного развития мира. При этом исключения не составлял и человек, предки которого якобы около 4 млн. лет назад перешли к коллективной деятельности. Возраст существования современных людей приравнивался на Земле к 1 млн. лет, что явно противоречило представлениям о его позднем сотворении. Широкое хождение имела и идея превращения одних существ в другие.

Первоначальные представления о живой природе имели ярко выраженный религиозно-мифический характер. Лишь впоследствии они стали приобретать самостоятельное значение в натурфилософских концепциях. Так, уже в IV тысячелетии до н.э. появляются списки растений и животных (Месопотамия), в них различались плото- и травоядные, водные (рыбы), членистые и четвероногие животные, птицы и змеи. Растения же подразделялись на деревья, овощи, пряности и лекарственные. Сердце рассматривалось как орган мышления, печень — главный орган жизни, содержащий кровь.

Аристотель в книге «История животных» упоминает о своем «учении о растениях». Он признавал в окружающем мире неодушевленную и одушевленную (живую) природу. Растения обладают низшей ступенью развития души (сИла питания и роста), животные— более высшей (стремление и чувствования). Аристотель отмечал у растений и животных и некоторые общие свойства. Они состоят из сходных элементов. У растения есть сравнимые части (кожица и волокна) и несравнимые (лист и корень). Строение органа у растений проще, чем у животных. Питательные вещества земли образуют тело растения. Возобновление, воспроизведение — характерные черты растений. У растений он выделял разнообразные формы размножения. Он различал и пол у растений, хотя мужское и женское у растений скрыто, возникает в семени. Усматривал сходство между яйцом животных и семенем растений в образовании зародыша из части плода, другая часть служит ему пищей.

Древнеиндийская философия рассматривала природу как комплекс 5 элементов: огонь, земля, вода, воздух и эфир. При сочетании с ними вещества организма (слизь, желчь и воздух) образуют все остальные существа и их части. Развитие зародыша человека они связывали с участием мужского воспроизводительного вещества, в котором содержатся представители разных органов и структур организма. Определение пола у эмбриона человека объясняли bpvtytybtv соотношения мужского («семени») и женского («крови») начал при зачатии. При равном их соотношении рождаются якобы разнополые — двойняшки. Было распространено и мнение о влиянии пищи и психического состояния матери в период беременности на особенности ребенка, несмотря на признание наличия у живых существ неизменных признаков, наследуемых от родителей.

В древних цивилизациях Индии, Египта и Китая задолго до создания рабовладельческих государств на Западе человек перешел от собирательства к животноводству и растениеводству, к использованию методического отбора. В этих странах были заложены основы многих наук, обсуждались вопросы происхождения жизни и человека с позиции трансформизма

Древнекитайские мыслители (IX—VII вв. до н.э.), опиравшиеся на практику развитого земледелия, скотоводства и медицины, окружающий мир пытались объяснить исходя из наличия в нем полезных материальных частиц, взаимодействие которых дает начало воде, деревьям, огню, земле и металлам. Последние считали основой всего. В Китае слабо развивалась анатомия из-за строгого запрета на вскрытие живых и мертвых организмов. В целом, природу они рассматривали не только как материальную, но и развившуюся благодаря естественной необходимости без участия телеологического начала (Ван Чун).

Из сказанного видно, что в глубокой древности большая часть представлений о природе носила мистический и умозрительный характер, хотя и были попытки получения положительных сведений путем наблюдений. Положение в последующем заметно меняется в Древней Греции и Риме, где находят отражение идеи единства вселенной и вечности движения, закономерного характера развития окружавшего мира. . .
4. Философские концепции о живой природе в античном мире. Вклад Эмпедокла, Демокрита, Гиппократа, Теофраста, Лукреция Кара, Клавдия Галена в развитие представлений о природе.

Важнейшим результатом демократизации общественно-политической сферы античной сферы Древней Греции явилось формирование аппарата логического обоснования. Истина, у греков, воспринималась не как продукт догматической веры, поддерживаемый авторитетом, а как продукт рационального доказательства, основанный на обосновании. На этом фоне уже могла складываться наука как доказательное познание. Первые философы изучали вопросы бытия, зарождение жизни, объясняли происхождение видов животных и растений, исследовали вопросы познания, что подтолкнуло к изучению вопросов функционирования мозга (а следовательно и его анатомии) и органов чувств. Философы Древней Греции в период V – III в.до н.э. сформировали основные представления о мире (материалистические и идеалистические воззрения), с помощью которых они искали истинное знание о сущности бытия и принципах его познания. В этот период формирования науки к рациональному доказательству присоединяется эмпирическая составляющая сбор и описание животного и растительного мира.
Практические потребности сельского хозяйства и медицины в эпоху Римской империи приводят к снижению интереса вопросов бытия и возникновения жизни, на первый план выходят работы по практической медицине и траволечению, что способствовало развитию описательных методов в естествознании.

Эмпедокл (ок. 490 - 430 до н. э.) положил в основу своего учения представление о четырех элементах (стихиях (огонь, воздух, вода и земля) состоят из вечных частиц, которые, вступая в соединение друг с другом в разных количественных соотношениях, образуют тела природы (живую и неживую материю).Возникновение живых существ Эмпедокл представлял себе так. Сначала частицы четырех элементов, соединяясь, образовали органы и части тела животных, которые существовали самостоятельно. Затем из отдельных членов и частей тела возникли разного рода уродливые неполноценные существа, нежизнеспособные по той причине, что у них не было всех органов, необходимых для жизни и размножения; лишь в дальнейшем, также в результате случайных сочетаний, возникли гармоничные организмы, которые стали размножаться половым путем.Эмпедокл считал, что зародыш образуется из смешения мужского семени с женским, причем пол зародыша зависит от температуры, в которой он развивается. При развитии зародыша прежде всего образуется сердце как главный орган жизни. Ребенок больше похож на того из родителей, чье семя при зачатии было более горячим и обильным.

Демокрит (460—370 до н. э.) утверждал, что мир состоит из мельчайших неделимых частиц — атомов, движущихся в пустоте. Атомы вечны и неизменны; они никогда и никем не были созданы и не могут быть уничтожены. Все состоит из атомов, рождение любой вещи есть соединение атомов, а смерть - их разъединение. Живые существа произошли, по мнению Демокрита, в тот период развития нашего мира, когда земля, будучи насыщена влагой, вся состояла из мягкого ила. Под действием солнечного жара в отдельных местах, где скапливалась влага, возникло гниение, давшее начало образованию оболочек, или пузырей, внутри которых зародились первые животные.

Современником Демокрита был величайший врач античного мира Гиппократ (ок. 460—377 до н. э.).Гиппократ и его последователи разработали представление о естественных причинах болезней, причем они различали факторы, исходящие от внешней среды, и наряду с ними учитывали возраст, наследственность, образ жизни больного и т. п. Важнейший принцип -надо лечить не болезнь, а данного больного.Гиппократ был создателем учения о четырех жидкостях тела — крови, слизи, желтой желчи и черной желчи, количественное и качественное соотношения которых лежат якобы в основе всех нормальных и патологических процессов в организме человека. В трудах того периода было хорошо известно о строение скелета человека, всех костей конечности и их сочеления, некоторых внутренних органов, желудка, тонкой и толстой кишки, печень с ее долями, желчный пузырь, селезенка, почки, мочеточники и мочевой пузырь. Были описано строение сердца, различали желудочки и предсердия и полулунные клапана.

ТЕОФРАСТ (372—287 до н.э.) — древнегреческий естествоиспытатель, один из первых ботаников древности. Создал классификацию растений, систематизировал накопленные наблюдения по морфологии, географии и медицинскому использованию растений. Наибольшее значение имеет работа «История растений». . Он впервые ввел в употребление термины — плод, околоплодник и сердцевина. Он различал такие способы размножения растений, как самопроизвольное зарождение, зарождение от семян, от корня, от клубня, от ветви, ствола и черенка.Однако, Теофраст, как и другие античные авторы, говорил о растениях мужского и женского пола, чаще всего относя их к разным видам или принимая плодущее растение за женское, а бесплодное за мужское. Только применительно к финиковой пальме он понимал различий между мужскими и женскими цветками и их значения для развития плодов. Таким образом, именно Теофраста по праву считают отцом ботаники.

Учение римского философа и поэта Лукреций Кара (I в. до и. э.). были основаны на идеях Демокрита. В поэме «О природе вещей» Лукреций утверждал бесконечность вселенной и допускал возможность жизни на других, удаленных от Земли мирах. Природа, по мысли Лукреция, никем не создана и управляется присущими ей самой законами. Мир материален, все тела природы состоят из атомов и подвержены изменениям.В вопросе о происхождении живых форм организмов Лукреций, как и Демокрит, предпологал, что жизнь зародилась из земли под влиянием влаги и солнечного тепла. Животные возникли из растений; например бабочки — это цветки, оторвавшиеся от стеблей и получившие способность летать по воздуху. Развитие организма Лукреций представлял себе как результат смешения мужского и женского «семени», при этом происходит передача потомству признаков, присущих отцу и матери.

Гален (130—200), написал множество трудов по всем отраслям медицины. Как великий врач, анатом и физиолог, Гален получил всеобщее признание еще при жизни, а его авторитет в вопросах медицины, анатомии и физиологии считался непререкаемым на протяжении полутора тысяч лет, вплоть до Везалия.Гален изучил анатомию позвоночных животных. Он подметил сходство в строении тела человека и обезьяны. Гален занимался физиологическими исследованиями, им было детально изучена центральная и периферическая нервная система; в частности, он исследовал функции нервов спинного мозга и пытался определить способ их действия на дыхание и биение сердца. Одной из крупных ошибок, допущенных им и долго удерживавшейся в науке под влиянием его авторитета, было его убеждение в том, что воздух поступает непосредственно в сердце через дыхательные пути, а кровь проходит из одного желудочка сердца в другой через отверстие в перегородке между желудочками. В соответствии с религиозными представлениями Гален развивал мысль, что каждый орган человеческого тела был создан богом в наиболее совершенной форме и в предвидении той цели, для достижения которой этот орган предназначен. Это обстоятельство способствовало упрочению авторитета Галена в средневековой христианской Европе. Его работы признавались непогрешимыми. Ни одна из описанных Галеном деталей строения тела не подлежала проверке, и все его ошибки повторялись в последующие века. Вплоть до эпохи Возрождения анатомия и физиология представляли собой лишь слабое и все более тускневшее отражение того, что было сделано Галеном. Все же действительно прогрессивное в его работах оставалось без внимания и забывалось.

Философы Древней Греции в период V – III в.до н.э. сформировали основные представления о мире (материалистические и идеалистические воззрения), с помощью которых они искали истинное знание о сущности бытия и принципах его познания. В этот период формирования науки к рациональному доказательству присоединяется эмпирическая составляющая (сбор и описание животного и растительного мира).
Практические потребности сельского хозяйства и медицины в эпоху Римской империи приводят к снижению интереса вопросов бытия и возникновения жизни, на первый план выходят работы по практической медицине и траволечению, что способствовало развитию описательных методов в естествознании.
5. Первая систематизация знаний о природе, живых организмах. Труды Аристотеля, Теофраста.

Вопросы биологии занимают большое место в творчестве Аристотеля. В 4 больших и 11 малых биологических трактатах Аристотеля охвачен весь круг знаний того времени об организмах, что дает нам полное право считать его основателем биологии как науки. Крупнейший из биологических трактатов Аристотеля — «История животных». Здесь после некоторых предварительных сведений о животных дается описание наружных и внутренних органов человека, рассматриваются половые различия у животных, различные способы размножения у яйцекладущих и живородящих животных и особо размножение у человека. Аристотель описывает биологию спаривания и размножения многих видов животных, пишет о развитии цыпленка в яйце, об особенностях развития рыб и птиц, о течке и беременности. Касаясь образа жизни и нравов животных, Аристотель говорит об их питании (и, в частности, об откормке домашних животных), описывает места их обитания, передвижение, зимнюю спячку, линьку, заботу о потомстве, психические особенности, а также рассматривает вопрос о благоприятных и неблагоприятных условиях для жизни.

В трактате, носящем название «О частях животных», Аристотель различает в организме однородные части, которые впоследствии получили название тканей, и неоднородные, т.е. органы, выполняющие те или иные функции. Третий биологический трактат Аристотеля, озаглавленный «О возникновении животных», посвящен эмбриологии животных и человека. В нем рассматриваются также вопросы, связанные с происхождением пола, наследованием признаков, возникновением уродств. Для суждения о биологических воззрениях Аристотеля чрезвычайно важен последний из четырех его больших биологических трактатов «О душе». В нем рассматриваются ощущения, воспринимаемые органами чувств, умственная деятельность человека, вопрос о взаимоотношении между душой и телом.

Он знал, что главнейшими признаками, характеризующими млекопитающих, являются наличие у них органов воздушного дыхания — легких и горячей крови; он знал, что они живородящи, питают детенышей молоком и что плод, находящийся в утробе матери, прикреплен к матке посредством пуповины. Учитывая все эти особенности млекопитающих, Аристотель отделил от китов от рыб и поместил их, в своей классификации в непосредственном соседстве с млекопитающими.

Формально Аристотель не оставил классификации животных. Однако в его трудах встречаются в достаточном количестве определения, позволяющие создать аристотелеевскую классификационную схему животных. Всех животных Аристотель делил прежде всего на животных с кровью (энайма) и без крови (анайма). Первые соответствуют позвоночным, вторые — беспозвоночным. Энайма делятся на живородящих и яйцеживородящих (птицы, яйцекладущие четвероногие, змеи и рыбы), а анайма подразделяются на животных с совершенными яйцами (головоногие, ракообразные), с яйцами особого рода (насекомые, пауки, скорпионы) и на животных, образующихся из генеративной слизи, из почек или возникающих самопроизвольно (моллюски, исключая головоногих, иглокожие и др.).

В ходе изучения многообразия живых существ Аристотель составил «Лестницу природы», что является самой ранней классификацией животного мира. Лестница природы начинается с неорганических тел и через растения идет к прикрепленным животным — губкам и асцидиям, затем к голотуриям и далее к свободно-подвижным морским организмам и животным ведущих наземный образ жизни. Лестница существ Аристотеля является первой идеей об усложнении форм природы, о ступенчатом развитии живых существ. На основе изучения трудов Аристотеля, многие ученые считают его отцом зоологии.

Взгляды и познания Аристотеля в этой области получили развитие в работах его ученика Теофраста (370—285 до н. э.). Из трудов последнего для нас наибольшее значение имеет работа «История растений». Наряду с народными поверьями и прикладными сведениями о лечебных растениях, о способе их собирания и применения Теофраст сообщил также некоторые данные о строении и размножении растений. Он впервые ввел в употребление термины — плод, околоплодник и сердцевина. Он различал такие способы размножения растений, как самопроизвольное зарождение, зарождение от семян, от корня, от клубня, от ветви, ствола и черенка. Теофраст описал прорастание семян разных видов растений, отметил места закладки в семени корня и стебля, обнаружил различия между однодольными (злаками) и двудольными (бобовыми) растениями, выражающиеся не только в наличии одной или двух семядолей, но в количестве и расположении корней и стеблей — многочисленных у злаков и одиночных у бобовых. Однако, Теофраст, как и другие античные авторы, говорил о растениях мужского и женского пола, чаще всего относя их к разным видам или принимая плодущее растение за женское, а бесплодное за мужское. Только применительно к финиковой пальме он понимал различий между мужскими и женскими цветками и их значения для развития плодов. Таким образом, именно Теофраста по праву считают отцом ботаники.
6. Господство схоластики при объяснении явлений живой природы в средневековье. Влияние Василия Великого, Августина Блаженного, Роджера Бекона.
Схоластика – средневековая ученость. Она тесно связана со складывающейся с VIII-IX вв. системой образования на Западе. Вместе с тем это и новый этап в развитии духовной культуры Европы, пришедший на смену патристике. Он базировался на святоотеческой литературе, являясь в то же время вполне своеобразным и специфическим культурным образованием. Период с V по XV в., принято называть «средними веками», или «средневековьем». Это было время возникновения и развития феодализма со свойственной ему политической и идеологической надстройкой. Религия являлась господствующей идеологией феодального общества в средние века как на Западе, так и на Востоке. Становления феодализма в Западной Европе сопровождалось разобщением и изоляцией отдельных районов сначала внутри Римской империи, а впоследствии и отдельных государств, утратой многих достижений науки и техники и установлением безраздельного господства церковной идеологии (католичества). Развитие философской мысли Запада и Востока до XVI в. шло своими путями: в арабском мире философия находилась под меньшим воздействием религии, чем в Европе. В европейской философии господствующей формой идеологии была религиозная идеология, которая из философии стремилась сделать служанку богословия.Основными формами развития философской мысли в период раннего средневековья были апологетика (философское учение обосновающее и защищающее христианство) и патристика (философские учения «отцов церкви»). Представление о природе в этот период опиралось на ветхозаветное сказание о сотворении мира: мир создан богом, он - реальное воплощение его идей; все явления природы это проявление божественного промысла. Для античных философов природа — действительность, для ученого из средневековья — лишь символ божества. Учение о природе опиралось на идею миропорядка, выражающего божественный замысел. Признание реальности мира во времени и пространстве сочеталось с уверенностью, что за этим несовершенным миром вещей существует мир трансцендентный, и именно он составляет предмет и цель изучения природы». Поэтому мир символов для средневекового человека представлялся более реальным, чем земной, ощущаемый. Символическое видение мира — одна из характерных черт средневекового мышления. В Западной Европе, все науки подчинены религиозной идеологии, познание сводится к откровению и направлено на созерцание природы, так как природа является отображением Высшего закона, которого не возможно понять, а необходимо верить. В этот период философы формируют логические алгоритмы доказательства и показывают огромное значение теоретического мышления, в объяснениях мироустройства и принципов бытия в рамках христианства и веры в Бога.

Наиболее-ярким представителем патристики был Августин Блаженный (354–430). Его основными работами являются: «Град божий», «Град человеческий», «Исповедь». Для Августина «истинная философия и истинная религия – одно и то же». Обоснование христианства он пытался найти в философии Платона. В основу его учений были положены следующие тезисы. 1) Бог создал мир из ничего. 2) Имеется два противоположных вида человеческой деятельности – «град земной», т.е. государственность, которая основана «на любви к себе, доведенной до абсолюта, презрения к Богу», и «град божий» – духовную общность, которая основана «на любви к Богу, доведенной до презрения к себе». Августин выдвигает проблему свободы личности, он считал, что субъективно человек действует свободно, но все, что он делает, делает через него Бог. А бытие Бога можно вывести из самосознания человека, из самодостоверности человеческого мышления. Учение Василия Великого об устройстве мира (космология) излагается в его комментариях к первой главе книги «Бытия» («Шестоднев»). Эти комментарии представляют собой блестящий пример того, как умный и образованный богослов использовал современные ему достижения человеческого познания для защиты и проповеди христианства. Целью Василия было объяснить христианство в категориях эллинизма, с тем чтобы можно было проповедовать Евангелие образованной части греческого общества. Он прекрасно понимал, что нет никакого конфликта между научной информацией и библейским Откровением (конфликт, искусственно возрожденный в наше время), ибо Библия не является (и не претендует являться) источником научной информации.Роджер Бэкон подверг решительной критике схоластику и веру в авторитеты, обличал он пороки духовенства и феодальной знати, невежество. В своем главном сочинении «Ojus Majus» он утверждал, что не авторитеты, а наблюдения и опыт являются надежными источниками и мерилами подлинного научного знания. Критикуя схоластику, как отвлеченные рассуждения, он настаивал на том, что описания явлений природы должны быть математически точными. Считая оптику важнейшей из физических наук, он занимался изучением строения и функционирования глаза. Несмотря на различие между живыми и неживыми телами, и те, и другие, по Бэкону, построены из одних и тех же материальных частиц. Живые существа, по мысли Бэкона, находятся в тесной зависимости от окружающей среды, солнечного света, тепла и т.д. Он так же изучал инстинкты и поведение животных. Сравнивая поведение животных с сознательной деятельностью человека, он считал, что животным свойственны только восприятия, возникающие независимо от опыта, тогда как человек обладает разумом. Хотя он и выступал в защиту рационального начала против мистической веры средневековья, но порвать с ней он не смог. Говоря о наблюдении и опыте как источнике знаний, он отводит им все же подчиненное место по сравнению с «внутренним опытом», озарением, исходящим от божественного начала, мистического трансцендентального разума. Вечные истины и подлинная сущность вещей постигаются лишь в божественном откровении. Запальчиво и остро критикуя схоластический метод Р. Бэкон не мог полностью отбросить его. Для этого в то время еще не хватало знаний, и Бэкону нужно было приложить большие усилия и огромную изощренность ума, чтобы раскрыть несовершенство этого метода и очистить его, по крайней мере, от веры в магические начала, предрассудков, слепого следования за авторитетами.
  1   2   3   4   5   6   7
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации