Конспект занятия По реализации образовательной области Познание - Р.Р подготовительная группа Тема: Водоемы Зауралья Цикл занятия: Флора, фауна - файл n1.doc

Конспект занятия По реализации образовательной области Познание - Р.Р подготовительная группа Тема: Водоемы Зауралья Цикл занятия: Флора, фауна
Скачать все файлы (54.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc55kb.10.01.2014 23:48скачать

n1.doc

НОД. По реализации образовательной области «Познание – Р.Р»

подготовительная группа

Тема: «Водоемы Зауралья»

Цикл занятия: Флора, фауна.

Тема: Водоемы Зауралья.

Цель: Обеспечить условия для знакомства детей с флорой и фауной родного края.

Задачи:

«П»- Создать условия для расширения знаний о водоемах родного края, их обитателях: рыбах, птицах, водных насекомых, с теми, кто занесен в красную книгу. Способствовать развитию познавательных интересов в опытнической работе, умение выбирать гипотезы, строить доказательство. Содействовать формированию у детей бережного отношения к природе, желание беречь водоемы, не загрязнять их.

«Р»- Обогатить словарный запас у дошкольников по данной теме, развивать связную речь, умение согласовывать в роде, числе, падеже слова в предложении, продолжать совершенствовать выразительные стороны речи при чтении стихотворений.

«С-К»- Развивать умение свободно общаться со сверстниками и взрослыми, соблюдать правила и нормы поведения.

«Х-Э»- развивать восприятие художественной литературы, музыки.

«Ф»- Формировать двигательную активность.

Методические приемы:

Наглядный: мультимедиа – водоемы зауральского края: р. Тобол, оз. Горькое, оз. Медвежье; иллюстрации обитателей водоема: рыбы, птицы, насекомые; работа с иллюстрацией рыба; карта Курганской области; разрезные картинки рыбы, птицы родного края.

Словесный: беседа по вопросам, рассказы детей, стихи, рассказ воспитателя.

Практический: опытническая работа с водой.

Игровой: игра «Река, озеро, ручейки», игра с картинками «Выбери и назови».

Интеграция с другими областями:

1. Деятельность общение: беседа по вопросам воспитателя, рассказы детей о реке Тобол, озерах.

2. Познавательно-речевая деятельность: рассказ воспитателя о глазах рыбы, о том как растет чешуя, как рыба спит.

3. Познавательно-исследовательская деятельность: опыты с водой – рыба дышит воздухом, движение рыбы в воде.

4. Музыкально-художественная деятельность: музыкальное сопровождение к игре «Река, озеро, ручейки», стихи о природе.

5. Игровая деятельность: игры «Выбери и назови», «Река, озеро, ручейки».

Оборудование: компьютер, магнитная доска, иллюстрация рыбы, разрезные картинки обитателей водоемов (рыбы, птицы, насекомые), баночки с водой, 2 тазика с водой, салфетки, карта Курганской области.

Ход НОД

Структурный этап

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

I Организационный момент – мотивация

Звучит музыка – шум водопада. – Прислушайтесь, что это вам напоминает?

- Да, это водопад. Как красиво звучит шум воды.

В руках игрушка – русалочка.

-Сегодня русалочка приглашает вас в путешествие на водоемы родного края.

-Скажите, а как называется наш край?

Это шумит, льется вода.


Наш край называется Зауралье.

II Основная часть

Введение в тему.

- Подойдите к карте нашей области. Посмотрите и вспомните, какие вы знаете водоемы?

-Вспомните, какие знаете озера?
-В нашем зауральском крае есть много других озер, рек, болот. Как называются реки, озера, болота одним словом?

-Посмотрите на карту, сколько на карте синего цвета – это все водоемы Курганской области. Наш край называют – краем голубых озер.

-Посмотрим мультимедиа – вы увидите наши озера, какие они красивые (показ оз. Медвежье, Горькое).

-Что вы можете рассказать про эти водоемы?
-А, что можете рассказать про оз. Медвежье, Горькое? Какая там вода?
-Сегодня мы будем говорить и об обитателях водоемов: рыбах, птицах, насекомых. Сейчас мы посмотрим мультимедиа и назовем их.

-Птица баклан внесена в красную книгу, т.к. эти птицы исчезают, их осталось очень мало.

-Рассмотрим насекомых.
-Дети, а каких жителей в водоеме больше всего?

- Нам водяной прислал жителя водоема. Кто он узнаете если загадку отгадаете.

Загадка о рыбе:

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.


Достает из конверта иллюстрацию рыбы и помещает на магнитную доску.

-Мы с вами сегодня поговорим о рыбах. Рассмотрим рыбу.

Вопросы:

1. Какую форму напоминает тело рыбы?
2. Из каких частей состоит тело рыбы?
3. Подумайте и скажите, почему природа создала такую рыбу?

-Вот сейчас мы с вами это и проверим на опыте.

-Посмотрите, у нас на столах стоят тазики с водой. Подойдите к тазикам, сожмите все пальчики в ладошке, опустите руку в воду и покажите, как рыба плавает в воде. Удобно ли ей так плавать, как вы думаете?
-А теперь разожмите пальчики и, пусть ваша рыбка поплавает так. Удобно ли так плавать? Почему нет?


-Вот поэтому природа и создала такую овальную форму туловища у рыбы, чтобы ей удобно было скользить по воде.

-Теперь подойдите к другому столику. Возьмите салфетку и вытрите руку.

-А теперь мы с вами отдохнем, встанем в круг и поиграем в игру «Река, озеро, ручейки». Под музыку будете изображать водоем.

Игра повторяется 2 раза.

-Поиграли, отдохнули, сели на стульчики.

-Обратим внимание на нашу рыбку на доске.

Вопросы:

1. Что находится на голове у рыбки?

2. Что вы знаете про глаза рыбки? Как спит рыбка?

-Глаза у рыбки не закрываются никогда, поэтому она спит с открытыми глазами. Почему, как вы думаете? У рыб нет век, как у нас с вами. И еще, глаза у рыбы близоруки. Она хорошо видит вдали, а вблизи плохо.

3. Что еще есть на голове у рыбы?

Для чего они нужны?

-На голове у рыбки есть жаберные крышки, они твердые, округлые, а под ними находятся жабры, как пластиночки, они нужны для дыхания рыбки.

4. Чем рыбка дышит? Есть ли воздух в воде, как вы считаете?

-Сейчас мы с вами это проверим.

-У нас на столе есть баночки с водой, они закрыты крышками. Подойдите к столу, возьмите баночку с водой, хорошо ее встряхните и переверните баночку. Что вы увидели? Что это такое?


5. Какой можно сделать вывод?

-Рыба заглатывает воду, кислород проходит в организм, а углекислый газ выходит через жабры. Мы с вами убедились на опыте, что в воде есть воздух.

6. Может ли рыба жить без воды? Где и когда мы это видим?


7. Наша рыбка проголодалась. Поиграем в игру «Накорми рыбку». Рыбы едят: водоросли, водомерок, речных рачков, насекомых, личинок.

-У рыбки внутри есть водный пузырь, с помощью его она питается и может говорить по-своему.

8. Чем покрыто тело рыбки? Зачем ей нужна чешуя?

Какая чешуя у рыбы?


- Сейчас я вам расскажу про чешую.

Чешуя растет у рыбки целый год. Летом она овальная, зимой круглая. Если присмотреться, то на чешуе можно увидеть кольца, по которым узнают сколько рыбе лет.

9. Что еще есть на теле рыбки? Зачем плавники, хвост?

-На спине плавник, который не дает рыбе опрокинуться, позволяет плыть прямо. Плавник на брюхе – помогает плыть рыбе вперед.

10. Как появляются рыбки на свет?

Показ иллюстраций мальков.

-Два раза в год рыба мечет икру на водоросли… и потом из икринок появляются мальки. Природа создала так, что икринок у одной рыбы очень много, потому что не все мальки выживают. Много икры, мальков съедают другие рыбы. Поэтому чтобы рыбы не исчезли и много икры.

- Еще интересно – в водоемах есть санитары, которые чистят водоемы от грязи, заболевших, погибших рыб. Кто это?
Поиграем, отдохнем – игра «Выбери и назови».

На столе картинки. Детей делю на 2 команды.

1 команда – берет картинки и называет рыб.
2 команда – называет птиц.

-Молодцы, усвоили обитателей водоема.



Называют и показывают р. Тобол.
Озера нашей области – Горькое, Медвежье.
Реки, озера, болота называются водоемы.
Река Тобол протекает через наш город Курган. Река широкая, глубокая, красивая. По берегам реки растет много деревьев. В реке много рыбы. Летом на реке можно хорошо отдохнуть, позагорать.

В оз. Медвежье целебные грязь и вода. Люди едут сюда лечить ноги, суставы. Вода в озере такая соленая, что можно лежать на ней и не утонешь.

В оз. Горьком вода тоже целебная, ей тоже лечатся. На озерах есть курорты для лечения людей.
Рыбы: щука, карась, окунь, ротан, сазан.

Водоплавающие птицы: гусь, утка, чайка, пеликан, журавль, баклан.

На болоте: кулик болотный.


Водомерка, жук плавунец, пиявка, водяной клоп.

В водоемах больше всех рыб.

Это рыба.
Тело рыбы напоминает капельку, сжатую ладошку, овал.

Тело рыбы состоит из головы, туловища, хвоста, плавников.

Рыба такая овальная, чтобы ей было удобно плавать.

Когда все пальчики сжаты, вода обтекает ладошку и ей удобно скользить по воде.
С разжатыми пальчиками не удобно, т.к. вода просачивается между пальцами и замедляет движение.
1. Река – дети бегут друг за другом змейкой, взявшись за руки.

2. Озеро – дети стоят по кругу, взявшись за руки и, качаются из стороны в сторону.

3. Ручейки – дети бегут быстро, врассыпную.

На голове у рыбки есть глаза.

Глазами рыбка смотрит. Спит с открытыми глазами.


На голове есть жабры.

Она ими дышит.

Рыбка дышит воздухом, он есть в воде.

Когда мы встряхиваем баночку с водой, мы видим пузырьки. Это пузырьки воздуха.

В воде есть воздух.

Выловили рыбку, принесли домой, она сначала шевелится, «прыгает», а через некоторое время погибает, потому что нет воды.

Я накормлю рыбку рачками. Я дам рыбке водоросли. Я дам рыбке водных насекомых…


Тело рыбки покрыто чешуей. Чешуя – это одежда рыбы. Она предохраняет рыбу от укусов других рыб, повреждений, от болезней.
Жесткая, твердая, скользкая, круглая, прочная.


Хвост – это руль рыбы, он помогает рыбке поворачивать в ту сторону в какую необходимо плыть рыбе. Плавники, как весла отталкиваются от воды и рыбка плывет.

Из икринок, которая зарождается внутри рыбы. Рыба мечет икру, икринки прикрепляются к водорослям, камням, под коряги. Из икринок выводятся мальки (маленькие рыбки).
Это щуки - санитары водоемов. Они съедают заболевших, погибших рыб.


Я выбрал рыбу водоема – это карась.

Я выбрал птицу водоема – это лебедь.

III Заключительная часть

-Подумайте и скажите, что надо делать, чтобы обитателей водоемов было больше?

-Наше путешествие подошло к концу. Берегите природу, не засоряйте водоемы, чтобы они и их обитатели не исчезали из нашего зауральского края. И наш край по праву считался – краем голубых озер. Все мы в ответе за нашу природу.

-Берегите эти земли, эти воды, даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, убивайте лишь зверей внутри себя!

(Евтушенко)

Не засорять водоемы. Запускать в водоемы новых рыб. Беречь природу. Зимой сверлить лунки, чтобы поступал воздух , и рыбы не задыхались. Защищать рыб, помогать им выживать.

Берегите нашу Землю, зауральский край родной. Край родной мы очень любим и заботимся о нем!
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации