Реферат - Понятие спортивных игр в физической подготовке - файл n1.doc

Реферат - Понятие спортивных игр в физической подготовке
Скачать все файлы (83 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc83kb.09.01.2014 14:14скачать

n1.doc

Понятие спортивных игр в физической подготовке.
Спортивные игры — вид под­вижных игр, разновидность спорта. Спортивные игры разнообразны по содержанию и воздействию на организм. Как физи­ческое упражнение они обладают ря­дом особенностей. Непрерывная сме­на игровых положений в процессе игры заставляет участников не­медленно реагировать на действия противников и партнеров, совершая нужные, чаще новые движения. Бла­годаря этому спортивные игры больше, чем дру­гие физические упражнения, в которых последовательность движений зара­нее определена (как в гимнастике) или они в основном повторяются (бег, плавание и др.), развивают такие ценные качества, как находчивость, решительность, способность быстро ориентироваться в неожиданной обстановке. 3

Необходимость соблю­дать установленные правила воспи­тывает у играющих дисциплиниро­ванность; игра в команде воспитывает также уменье действовать в коллек­тиве, чувство взаимной выручки. Раз­нообразные вариации и сочетания движений и приемов способствуют развитию мышечной силы, двига­тельной реакции (быстроты), коор­динации движений (ловкости). Все спортивные игры в той или иной степени разви­вают глазомер, повышают чувстви­тельность двигательного и функцио­нальную устойчивость вестибуляр­ного анализатора. Усиленная мышеч­ная деятельность во время спортивных игр спо­собствует улучшению регуляторной деятельности нервной системы и по­вышению функциональных возмож­ностей органов дыхания, кровообра­щения, улучшению обмена веществ, повышению общей выносливости ор­ганизма.



Степень воздействия на организм спортивных игр зависит главным образом  от объема и характера выполняемой в процессе игры мышечной работы. Чем разно­образнее и сложнее приемы игры, чем больше в ней движений, связанных с интенсивной мышечной работой (бы­стрый бег, прыжки, силовая борьба и др.), а также чем больше и быстрее перемещения игроков на площадке, тем данная игра сильнее воздейству­ет на организм и тем она ценнее для разностороннего физического разви­тия. Любая игра по разнообразию приемов, темпу, физиологической нагрузке у опытных и начинающих игроков различна. Однако независи­мо от этого каждая игра всегда со­храняет присущие ей особенности воздействия на организм. Это оп­ределяет возможность и целесооб­разность применения отдельных спортивных игр. Среди людей разного пола, возраста и состояния здоровья.

Видовым понятием, отличающим спортивные игры от других видов спорта, следует взять «игровая деятельность». В научных публикациях мы встречаем такое определение спортивным играм: «Спортивная игра - это добровольная деятельность, проходящая по определенным правилам и характеризующаяся азартом, в которой эмоциональная сторона доминирует над утилитарно-практической и, которая приносит удовлетворение и радость не только от результата, но и от самого процесса как непосредственным участникам игры, так ее наблюдателям». В учебнике под редакцией Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова под спортивными играми понимается: «Игры, связанные со спортом, базирующиеся на соревновании». Обобщая, можно дать определение понятию «спортивные игры». Спортивные игры - это виды спорта, в основе которых находится игровая деятельность со своим предметом состязания, игровыми приемами и правилами.







Виды спортивных игр в системе физического воспитания студентов.
В этом отношении все наиболее популярные спортивные игры можно условно разделить на 3 группы.

Первая группа — бадминтон, волейбол, настольный теннис. Эти игры характеризуются относительным разнообразием движе­ний (удары по мячу, прыжки и др.), способствующим развитию двига­тельной реакции, координации дви­жений. Однако и ограниченность передвижения играющих по площад­ке, особенно начинающих игроков, снижает значение этих игр для физического развития (в частности, физической выносливости). Зато не­большая физическая нагрузка и не­сложность начальных технических приемов делают эти игры широко до­ступными для людей обоего пола, разных по возрасту и физической подготовке.4

Рассмотрим, например, волейбол.

Волейбол является спортивной игрой с мячом, в которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделенной сеткой.

Цель игры - направить мяч над сеткой, чтобы он коснулся площадки соперника, и предотвратить такую же попытку соперника. Для этого команда имеет 3 касания мяча (и еще одно возможное дополнительное касание мяча на блоке).Мяч вводится в игру подачей: подающий игрок ударом направляет мяч на сторону соперника. Розыгрыш каждого мяча продолжается до его приземления на площадку, выхода «за» или ошибки команды.
В волейболе команда, выигравшая розыгрыш, получает очко (система «каждый розыгрыш - очко»). Когда принимающая команда выигрывает розыгрыш, она получает очко и право подавать, и ее игроки переходят на одну позицию по часовой стрелке.

Игровое поле включает игровую площадку и свободную зону. Оно должно быть прямоугольным и симметричным.
Размеры свободной зоны: расстояние от боковых линий 3 - 5 м и от лицевых - 5 - 8 м. Высота свободного пространства над игровым полем - 12, 5 м. Минимальные размеры свободной зоны и высоты свободного пространства над игровым полем могут быть указаны в положении о соревнованиях.

На каждой площадке передняя зона ограничена осью средней линии и краем линии нападения, проведенной на расстоянии трех метров от этой оси (ширина линии входит в зону).

Передняя зона простирается за боковыми линиями до конца свободной зоны.

Зона подачи - это участок шириной 9 м позади каждой лицевой линии.

Она ограничена по бокам двумя короткими линиями длиной 15 см. каждая, нанесенными на расстоянии 20 см. от лицевой линии, позади ее, как продолжение боковых линий. Обе короткие линии включены в ширину зоны подачи.

Сетка устанавливается вертикально над осью средней линии. Верхний край сетки устанавливается на высоте 2, 43 м для мужчин и 2, 24 м для женщин.

Команда может состоять максимум из 12 игроков, одного тренера, одного помощника тренера, одного массажиста и одного врача.

Команда набирает очко: при успешном приземлении мяча на игровой площадке соперника; когда команда соперника совершает ошибку; когда команда соперника получает замечание.

Если две (или более) ошибки совершены последовательно, то принимается во внимание только первая ошибка. Если две (или более) ошибки совершены соперниками одновременно, то это считается обоюдной ошибкой и мяч переигрывается.

Розыгрышем мяча является игровые действия с момента удара при подаче до того, как мяч выйдет из игры.

Если подающая команда выигрывает розыгрыш мяча, она набирает очко и продолжает подавать.

Если принимающая команда выигрывает розыгрыш мяча, она набирает очко и получает право подавать.

Партия (кроме решающей - 5-ой) выигрывается командой, которая первой набирает 25 очков с преимуществом минимум в 2 очка. В случае равного счета 24-24, игра продолжается до достижения преимущества в 2 очка (26-24, 27-25 и т. д.).

Победителем матча является команда, которая выигрывает три партии.

В случае равного счета 2-2, решающая (пятая) партия играется до 15 очков с минимальным преимуществом в 2 очка.

Ошибки при игре мячом: 4 удара: команда касается мяча 4 раза, чтобы вернуть его на сторону соперника; удар при поддержке: игрок пользуется поддержкой партнера по команде или любого устройства/предмета в пределах игрового поля для того, чтобы дотянуться до мяча; захват: игрок не ударяет мяч, и мяч оказывается захваченным и/или брошенным; двойное касание: игрок ударяет мяч дважды подряд или мяч касается различных частей его тела последовательно.

По медицинским показаниям эти игры при­меняются и в лечебной физической культуре. К этой же группе спортивные игры можно отнести и теннис. Благодаря большому разнообразию движений и подвижности ценность этой игры для физического развития несравненно больше. Несмотря на относительную сложность началь­ных приемов игры, теннис благо­даря возможности дозирования на­грузки доступен мужчинам и жен­щинам, включая и пожилых. Обу­чение детей этим играм можно на­чинать с 8—9 лет.

Вторая группа — баскетбол, гандбол (ручной мяч) — от­личается от предыдущей большим разнообразием и интенсивностью дви­жений (быстрый бег, прыжки, ловля и броски мяча в разных положениях и др.), частой и быстрой сменой игровой обстановки, быстрым пере­движением игроков по площадке. Все это обусловливает разносторон­нее физическое развитие — быстро­ту, ловкость, силу, а также физиче­скую выносливость. Игры этой груп­пы доступны как мужчинам, так и женщинам не старше 40 лет, т. к. обилие скоростных и силовых дви­жений, быстрый темп и подвижность создают высокую физическую на­грузку. Обучение подростков тех­нике игры можно начинать с 9— 10 лет, тренировку — с 11—12 лет.

Третья группа — мужские спортивные игры, среди которых наиболее распростра­ненные — футбол и хоккей на льду. Особенность этих игр — преобладание в них движе­ний скоростно-силового характера.

Значительно разнообразнее и слож­нее также весь комплекс приемов и движений: бег (в хоккее — на конь­ках) с частым и резким изменением темпа и направления, разнообразные приемы ведения мяча или шайбы и удары по ним, приемы силовой борьбы за мяч, разрешаемые правилами игры, и др. Больше, чем игры других групп, эти игры развивают скелетную му­скулатуру и мышечную силу, а также общую физическую выносливость. Наряду с положительным воздейст­вием на физическое развитие футбол и хоккей больше способствуют вос­питанию волевых качеств (смелости, решительности и др.). Общий харак­тер игр, большая физическая на­грузка делают их доступными только для молодых мужчин (до 36—38 лет). Обучение подростков приемам игры целесообразно начинать не ранее чем в 10 — 11 лет, тренировку — с 12 лет (с уменьшенной нагрузкой). К этой же группе спортивных игр относят регби, сходную по воздействию на организм с футболом, и водное поло, физическая нагрузка и воздействие на организм которых велики вследствие быстрого передвижения игроков в воде.(cм.Приложение 1.)

Соревновательное противоборство в игре происходит по уста­новленным правилам с использованием присущих только конкрет­ной игре соревновательных действий - приемов игры (техники). При этом обязательным является наличие соперника. В командно-игро­вых видах цель каждого фрагмента состязания состоит в том, что­бы доставить предмет состязания (мяч, шайбу и пр.) в определен­ное место площадки соперников и не допустить такового в отно­шении себя. Это определяет единицу состязания - блок действий типа «защита-нападение», который включает также действия по разведке, дезинформации, конспирации и т. п.

В командных играх выигрывает и проигрывает команда в целом, а не отдельные спортсмены. Как бы хорошо ни играл отдельный спорт­смен, если команда проиграла, то проиграл и он. И наоборот, как бы плохо спортсмен ни играл, если команда выиграла, то выиграл и он. Таким образом, спортивная команда является такой же целостной спортивной единицей, как и спортсмен в индивидуальных видах спорта.

Основным критерием эффективности соревновательной деятель­ности в спортивных играх служит победа над соперником. Количе­ство побед определяет место в турнирной таблице всех участников. В многолетней спортивной практике сложилось так, что спортив­ный результат - занятое место в соревнованиях - стал критерием оценки уровня спортивного мастерства команды и ее членов. Как показали исследования, такое выражение спортивного результата по положению в турнирной таблице в игровых видах спорта в пол­ной мере не отражает уровня мастерства спортсмена из-за отсут­ствия объективных показателей в количественном выражении. При одинаково высоком уровне мастерства всех участвующих в сорев­новании команд неизбежно их различное положение в турнирной таблице (первое и последнее места). Даже при участии в турнире заведомо слабых команд будет выявлен (теоретически) чемпион страны, а игроки победившей команды получат право на присвое­ние высокого спортивного звания. Таким образом, необходимо ус­тановление объективных показателей, на основании которых мож­но было бы успешно планировать процесс подготовки и осуществ­лять контроль.

Спортивные игры занимают видное место среди основных средств физического вос­питания. При систематической тренировке и соревнованиях по спортивной игре необходим врачебный контроль. В трени­ровке подростков, особенно занимаю­щихся играми 3-й группы, большое значение имеет общая физическая подготовка. При этом необходимо строгое соблюдение правил игры и дисциплины среди играющих, недо­пущение грубой и опасной игры, при­менение защитных приспособлений (щитки в футболе, шлемы, перчатки, нагрудники в хоккее и др.).
Спортивные игры как средство физического воспитания.
Спортивные игры можно с уверенностью назвать универсаль­ным средством физического воспитания всех категорий населения -от детей дошкольного возраста до пенсионеров. С их помощью достигается цель - формирование основ физической и духовной культуры личности, повышение ресурсов здоровья как системы цен­ностей, активно и долгосрочно реализуемых в здоровом стиле жиз­ни. Велика роль спортивных игр в решении задач физического вос­питания в широком возрастном диапазоне, таких, как формирование осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физи­ческой культуры и спорта; физическое совершенствование и укреп­ление здоровья как условия обеспечения и достижения высокого уровня профессионализма в социально значимых видах деятельно­сти; природосообразное и индивидуально приемлемое развитие фи­зического потенциала, обеспечивающего достижение необходимо­го и достаточного уровня физических качеств, системы двигатель­ных умений и навыков; физкультурное общее образование, направ­ленное на освоение интеллектуальных, технологических, нравствен­ных и эстетических ценностей физической культуры; актуализация знаний на уровне навыков проведения самостоятельных занятий и умений приобщать к ним других.5

Эффективность спортивных игр в содействии гармоничному развитию личности объясняется, во-первых, их спецификой; во-вторых, глубоким разносторон­ним воздействием на организм занимающихся развитием физи­ческих качеств и освоением жизненно важных двигательных на­выков; в-третьих, доступностью для людей различного возраста и подготовленности (уровень физической нагрузки регулируется в широком диапазоне - от незначительной в занятиях с оздорови­тельной направленностью до предельного физического и психи­ческого напряжения на уровне спорта высших достижений); в-чет­вертых, эмоциональным зарядом, здесь по этому признаку все рав-ны - «и стар и млад»; в-пятых, спортивные игры уникальное зре­лище, по этому признаку с ними не могут сравниться другие виды спорта.

Спортивные игры широко представлены в физическом воспи­тании в учреждениях общего и профессионального образования. В учебной работе это баскетбол, волейбол, гандбол, футбол; во вне­классной физкультурно-спортивной и оздоровительной работе, кроме названных, культивируются настольный теннис, бадминтон, хоккей, теннис и др.

В системе дополнительного образования спортивные игры пред­ставлены достаточно широко: в детско-юношеских спортивных школах, специализированных детско-юношеских школах олимпий­ского резерва, детско-юношеских клубах физической подготовки, различных оздоровительных клубах, на физкультурно-спортивных занятиях в местах отдыха и т.п.

Спортивные игры широко применяются в тренировке спортсме­нов практически всех видов спорта как эффективное средство об­щей физической подготовки, развития физических качеств и обога­щения двигательного опыта спортсменов, особенно юных. В игро­вых видах спорта «другие» (по отношению к избранной игре) спортивные игры также включаются в число средств общей и спе­циальной физической подготовки.

Структура соревновательной деятельности в спортивных играх.

Основные параметры соревновательной деятельности в спортив­ных играх выделяются и фиксируются посредством специальных , наблюдений в условиях крупнейших соревнований за действиями сильнейших спортсменов мира. Признаки, отражавшие параметры соревновательной деятельности, называют целевыми, так как их выполнение обеспечивает достижение поставленной цели - побе­дить в соревнованиях.

Победа в соревнованиях представляет собой конечную цель со­ревновательной деятельности, ее достижение складывается из пос­ледовательного решения спортсменами ряда частных задач, воз­никающих перед ними в процессе продвижения к главной цели. Элементы деятельности по выполнению частных задач называют действиями, которые, в свою очередь, состоят из операций. Содер­жание действий, операций и условия, в которых выполняет их спорт­смен в процессе соревнований, и определяют структуру соревнова­тельной игровой деятельности.

Только располагая показателями соревновательной деятельно­сти каждого спортсмена, можно оценить эффективность его дей­ствий и определить пути совершенствования его мастерства в про­цессе тренировки.

Структуру соревновательной деятельности в спортивных играх составляют компоненты, которые иерархически расположены ус­ловно в несколько уровней. Компоненты и уровни структуры сорев­новательной деятельности расположены по принципу «матрешек», вложенных одна в другую; первый компонент - самая большая, в нее «вложены» все последующие

Первый компонент (верхний уровень) составляет системно-целост­ное противоборство спортсменов двух команд, в котором представ­лены и «результируют» все компоненты структуры в их взаимосвязи.

Второй компонент составляют командные тактические действия в нападении и обороне: если в данный момент для одной команды действия нападающие, то для другой команды в этот же момент действия будут защитные. Команды поочередно находятся в роли нападающих и защищающихся. Командные тактические действия -системы игры в нападении или обороне - являются определяющим фактором для выбора технико-тактических действий и их развития во времени и в пространстве. Одна команда учитывает возможно­сти своих игроков и особенности игры в защите команды соперни­ка, когда выбирает ту или иную систему игры в нападении. Защи­щающаяся же команда, учитывая особенности системы игры коман­ды соперника, противопоставляет свою систему обороны.

Третий компонент образуют групповые тактические действия в нападении (комбинации) и обороне - в них находят реализацию командные тактические действия. По аналогии с командными так­тическими действиями групповые действия осуществляются одно­временно: игроки одной команды выполняют тактическую комбина­цию в нападении, игроки другой команды взаимодействуют меж­ду собой, организуя защитные действия против конкретной комбинации и ее исполнителей. Таким образом, групповые так­тические действия зависят от принятой системы игры и являются ее развитием.

Четвертый компонент структуры образуют индивидуальные так­тические действия в нападении и защите - следующий шаг в раз­витии соревновательной деятельности. Индивидуальные действия связаны с конкретными групповыми и ими обусловлены: в нападе­нии в зависимости от тактической комбинации, с одной стороны, и защитных действий конкретных игроков команды соперника - с дру­гой; в защите в зависимости от системы защиты и своих групповых

действий, а также от конкретных исполнителей, завершающих так­тическую комбинацию в нападении в команде соперника.

Пятый компонент структуры составляют приемы игры (техни­ка), при помощи которых спортсмены осуществляют соревнователь­ную деятельность при непосредственном воздействии на мяч, шай­бу и пр. Это как бы заключительный шаг в развитии соревновательных . действий: командные - групповые - индивидуальные (тактика) -прием игры (техника). Этот компонент «результирует», т.е. каче­ство его выполнения непосредственно отражается на эффективнос­ти соревновательной деятельности (выигрыш мяча, очка или про­игрыш). Приемы игры подразделяются на приемы игры в нападе­нии и защите.

Шестой компонент составляют физические способности (дви­гательный потенциал), обеспечивающие эффективность и надеж­ность технико-тактических действий в игровой соревновательной деятельности (скоростные, силовые, скоростно-силовые, выносли­вость, координационные способности, гибкость). Первостепенное значение здесь имеет уровень развития физических способностей и умение реализовать их в процессе выполнения технико-тактичес­ких действий.

Седьмой компонент составляют психические качества и свойства личности спортсменов; уровень их сформированности и степень проявления в условиях соревновательной деятельности существенно влияют на ее эффективность. Особенно это важно при равном уровне спортивного мастерства соперников.

Восьмой и девятый компоненты составляют функциональные возможности и морфологические признаки организма спортсменов, обеспечивающие им надежность и эффективность технико-такти­ческих действий на протяжении всего времени, в течение которого развертывается соревновательная деятельность.

Заключение.

В настоящее время ведется интенсивный поиск новых направлений, форм и методов физкультурно-спортивной работы в колледжах, отвечающих современным требованиям и способных решить комплекс важных задач, стоящих перед системой образования и физкультурно-спортивным движением России. В первую очередь речь идет о таких формах и методах, которые позволяют существенно повысить для студентов привлекательность физкультурно-спортивной деятельности и обеспечить более полную и эффективную социокультурную значимость занятий физкультурой и спортом. К таким формам и методам относятся подвижные и спортивные игры.

Сложны и разнообразны движения в игровой деятельности. В них, как правило, могут быть вовлечены все мышечные группы. Это способствует гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата. Условия игрового соревнования требуют от участников довольно больших физических напряжений. Гигиеническое значение игр усиливается возможностью их широкого использования в природных условиях, спортивные игры оказывают благоприятное действие на организм не только потому, что во время игры напрягаются различные группы мышц, развивается ловкость, умение сохранять равновесие, быстро бегать, прыгать, ловить мяч и т.п. Большое значение имеет и то, что игра всегда сопровождается эмоциональным подъемом, а он вызывает возбуждение симпатического отдела нервной системы; в результате увеличивается количество находящейся в движении крови, повышается содержание гемоглобина и сахара в крови, учащается ритм сокращений сердца и дыхания, выделяется много пота и т.д. В подвижных и спортивных играх совершенствуется зрение и умение ориентироваться в пространстве, укрепляется воля. Эти игры отлично помогают переключаться с умственной деятельности на разнообразные и, в целом, не утомляющие организм физические упражнения; удовольствие, получаемое от занимательного и веселого процесса игры, способствует лучшему отдыху. Поэтому особенно полезны подвижные и спортивные игры студентам.

Несмотря на всё богатство содержания, одними играми невозможно решить весь круг воспитательных и образовательных задач. Поэтому необходимо применять игры в сочетании с другими видами физических упражнений.

3 Былеева Л., Коротков И., Яковлев П. Подвижные игры. - М.: ФиС, 2002. – С.120-122




4 Володин А.В. К определению предмета и понятий теории и методики спортивных игр: [Электронный ресурс] // Зайцев В.П. Формирование культуры здоровья студентов // Технолог (журнал Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова). - 2006. - №8(47). - С. 22 - 27.





5 Физическая культура: Образование, воспитание, тренировка. - 1997. - № 2 - С. 62-63.

Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации