Елисеев А.Л., Тюрин Е.А. Культурология - файл n1.rtf

Елисеев А.Л., Тюрин Е.А. Культурология
Скачать все файлы (1679.3 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.rtf1680kb.27.01.2014 11:35скачать

n1.rtf

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27
ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

УДК 008
Утверждено

Ученым Советом ОрелГТУ

в качестве учебного пособия

РЕЦЕНЗЕНТ

зав кафедрой СКиП ОрелГТУ

проф., д.ф.н. Старостенко А.М.
доцент, к.ф.н., ВИПС Иванчук А.П.


КУЛЬТУРОЛОГИЯ”

Учебное пособие для вузов.
ЕЛИСЕЕВ Анатолий Леонидович

ТЮРИН Евгений Анатольевич
Под общей редакцией профессора Коренева Л.П.


Данное учебное пособие по курсу “Культурология” предназначено для студентов всех специальностей дистанционной (заочной) формы обучения.

В пособии приводятся методические рекомендации по самостоятельному изучению дисциплины, вопросы для самоконтроля, в приложении к пособию дается терминологический словарь и структурно-логические схемы по содержанию курса.

Данное пособие может быть рекомендовано студентам дневной и вечерней форм обучения при изучении курса “Культурология”.
Подписано к печати 14.10.98 г. Печать офсетная.

Объем – 6,3 усл. печ. л. Тираж – 200 экз. Заказ №
Отпечатано на полиграфической базе ОрелГТУ.

- ОрелГТУ, Елисеев А.Л., Тюрин Е.А.
СОДЕРЖАНИЕ

стр

ВВЕДЕНИЕ



Исследование культуры имеет глубокие философские традиции привлекает внимание представителей других наук, прежде всего - археологии, этнографии, истории, психологии, социологии. Но только в середине XX века начинается межпредметное исследование культуры. Основы культурологии как самостоятельной научной дисциплины были заложены творчеством американского ученого Лесли Уайта. Попытки обнаружить за номинальным единством, фиксируемым понятием “культура” реальное содержание или, наоборот, показать, что такового не существует — одна из главных задач, которую должна решить культурология. В настоящее время удовлетворительного для всей системы вузовского образования решения этой задачи нет. Культурология еще находится в стадии становления, в стадии поиска своего предмета и методов, ее статус как научной дисциплины еще не обрел теоретической зрелости. Но этот поиск показывает, что культурология уже представляет собой особый вид знания, переросшего “родительскую” опеку философии.

Основные направления культурологических исследований определяются возможностями культурологии в художественно-эстетическом воздействии на личность. В практике преподавания общественных наук культурология нередко сводится к культурантропологии: изучается культура этнических групп, проводятся сравнительные исследования морских и континентальных обществ и т.д. Культурология в этом качестве относится к наукам социальным. История искусства (к которой часто сводится культурология) оказывается за ее пределами и относится к гуманитарным дисциплинам.

Изучение культурной антропологии столь важно потому, что теория культуры имеет в этом случае дело с этническими обществами, сохранившими свою самобытную культуру. Теория культуры должна опираться на большой этнографический материал (учитывая, что специалисты насчитывают две-три тысячи этнических общностей, можно сказать, что он необъятен) и иметь прогностический характер для описания их эволюции, взаимоотношений и развития. Именно культурная антропология открыла злободневные проблемы теории культуры, такие, как взаимоотношения различного типа культур и многие другие. Культурантропология, таким образом, послужила основанием для многих культурологических теорий.

Современное понимание культуры складывалось как осознание ее кризиса, невозможности гармонии человека и природы. В настоящее время открылся широкий спектр видения многообразного типа культур, возможность перехода от теоретических размышлений об основаниях культуры к проведению конкретных культурологических исследований.

Несомненно, культуролог имеет дело прежде всего с результатами культурной деятельности (предметами, продуктами культурного творчества - например, музыкой, произведениями живописи), но и музыковеды, искусствоведы становятся культурологами, когда они идут глубже - к усвоению духа культуры (менталитета, культурной парадигмы), независимо от того какой теоретической позиции они придерживаются. В данном случае обнаруживается второй - коммуникативный слой культуры (уровень общения, институтов образования и воспитания). И, наконец, ее ядро, ее архетип - структура культуротворческой деятельности.

Культурология, выходя из-под “родительской опеки” философии обретает собственный предмет исследования, обращается к “археологии культуры”, выявляет ее генезис, функционирование и развитие, раскрывает способы культурного наследования и устойчивости, “код” культурного развития, обеспечивающего следующие функции:

  1. сохранение культуры, ее базовых оснований, скрывающихся за вербальной и символической оболочкой;

  2. становление культуры, институты обновления, инновации;

  3. трансляция культуры - опредмеченный мир культуры как мир социализации индивида и развития культуры.

Все три уровня характеризуют культуру в широком спектре ее формообразований (наука, техника, искусство, религия, философия, политика, право, экономика и т.д.), что в то же время позволяет выявить структуру, образ деятельности, целостность культуры и не может сводиться к описанию ее достижений, но предполагает постановку и концептуальное решение проблемы воссоздания такой целостности. Задача культурологии -построить “генетику” культуры, которая бы не только объясняла историко-культурный процесс в его конкретном художественном воплощении, но и позволила бы воспроизводить модели различного типа культур и проводить их сравнительный анализ.

Культурология как учебная дисциплина, изучение которой предусмотрено государственными образовательными стандартами, включает рассмотрение культурологических школ, направлений, теорий и историю мировой и отечественной культуры.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации