Ответы на экзаменационные вопросы по предмету - Теория государства и права - файл n1.doc

Ответы на экзаменационные вопросы по предмету - Теория государства и права
Скачать все файлы (1139.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc1140kb.27.01.2014 11:10скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Примерные вопросы для подготовки к экзамену по теории государства и права студентов первого курса (весенний семестр) 2-й семестр 1-й курс
1. Юридическая техника и ее значение, (т. №11)

Юридическая техника — это система средств, правил и при­емов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях их совершенствования и повышения эффективности.

Основным объектом юридической техники является текст пра­вовых актов, информационное воплощение юридических предпи­саний. При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было неясности, двусмысленности.

Юридическая техника призвана структурировать правовой ма­териал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень юри­дической техники символизирует определенный уровень правовой культуры конкретного общества.

К техническим средствам относят юридические термины (сло­весное выражение понятий, используемых при изложении содер­жания правового акта) и юридические конструкции_(специфическое строение нормативного материала, предусматривающее опре­деленное сочетание субъективных прав, льгот, поощрений, обя­занностей, запретов, приостановлений, наказаний и т.п.). В каче­стве юридических конструкций выступают те или иные правовые режимы, юридический состав правонарушения и т.п.

К техническим правилам относят:

ясность и четкость, простота и языка правовых актов;

сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретнос­ти с требуемой абстрактностью выражения соответствующих пра­вовых предписаний;

последовательность в изложении юридической информации;

взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала.

К техническим приемам относят способы, фиксирующие офи­циальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурную ор­ганизацию правового акта (вводная часть — преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.д.)

Юридическая техника подразделяется на следующие виды:

  1. законодательная (правотворческая) техника;

  2. техника систематизации нормативных актов;

  3. техника учета нормативных актов;

  4. техника правоприменительных актов и других документов.

Все виды юридической техники играют исключительно важ­ную роль и используются на разных этапах механизма правового регулирования (от издания нормативных актов до принятия на их основе правоприменительных актов). Все вместе различные виды юридической техники, организуя и конструируя правовой матери­ал, создают условия для рационализации юридической деятель­ности, для оптимизации процесса правового упорядочения обще­ственных отношений.

2. Юридические коллизии, их виды и способы устранения, (т. № 11)

Юридические коллизии — это противоречия между правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения. Они вносят в правовую систему несогласованность, создают не­удобства в правоприменительной практике, затрудняют пользова­ние законодательством.

Можно выделить объективные причины коллизий (например, в условиях отставания права от более динамичных общественных отношений одни нормы «устаревают», другие же — принимаются и действуют одновременно без отмены прежних) и субъективные (недостаток опыта законодателя, низкое качество законов, непос­ледовательная систематизация нормативных актов и пр.).

Коллизии могут возникать:

1) между конституцией и иными актами (разрешаются в пользу конституции);

  1. между законами и подзаконными актами (разрешается в пользу законов, как актов большей юридической силы);

  2. между общефедеральными актами и актами субъектов Феде­рации:

если последний принят в пределах ведения, то в соответствии с ч. 6 ст. 76 Конституции РФ действует именно он;

если последний принят вне пределов своего ведения, то дейст­вует общефедеральный акт;

4) между актами одного и того же органа, но изданными в раз­ное время (применяется позже принятый акт);

5) между актами, принятыми разными органами (применяется акт, обладающий большей юридической силой);

6) между общим и специальным актом:

• если они приняты одним органом, то применяется последний;

4. Частное и публичное право: понятие и соотношение, (т. № 11)

Кроме отраслей, в структуре права можно вычленить две боль­шие группы: частное и публичное право, что характерно преиму­щественно для романо-германской правовой семьи.

Если частное право — область свободы и частной инициативы, то публичное — сфера власти и подчинения. Частное право состоит из отраслей гражданского, предпринимательского, семейно-брачного, трудового права, а публичное — из отраслей конституцион­ного, административного, финансового, уголовного и иных.

Деление права на частное и публичное идет еще от традиций римского права. Римский юрист Ульпиан (170—228 гг.) писал: «Публичное право, то, которое относится к положению Римского государства, частное относится к пользе отдельных лиц: существу­ет полезное в общественном отношении и полезное в частном отно­шении»1.

Иначе можно сказать, что частное право выражает и защищает интересы частных лиц, публичное — общие, общегосударствен­ные интересы. Важным является и то, что защита интересов в частном праве осуществляется по инициативе самих заинтересо­ванных лиц, в публичном же праве — по обязательному предписа­нию закона должностными лицами.

В литературе выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо пуб­личному праву:

  1. интерес (если частное право призвано регулировать частные интересы, то публичное — общественные, государственные);

  2. предмет правового регулирования (если частному праву свой­ственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то публичному — неимущественные);

  3. метод правового регулирования (если в частном праве господ­ствует метод координации, то в публичном — субординации);

  4. субъектный состав (если частное право регулирует отноше­ния частных лиц между собой, то публичное право — частных лиц с государством либо между государственными органами).

В настоящее время в правовой системе России все больше ут­верждаются такие институты частного права, как право наследуе­мого пожизненного владения, интеллектуальной собственности, возмещения морального ущерба и другие.
5. Характеристика первобытного общества, (т. № 11)

В истории человеческого общ-ва первобытное общ-во занимает довольно значительный отрезок времени – несколько тысячелетий. В своём развитии оно прошло несколько периодов: первобытное общ-во проходит два этапа или периода: 1 период присваивающей экономики, 2 период производящей экономики. До своего разложения первобытное общ-во просуществовало несколько тысячелетий, но находилось на довольно низком уровне развития, экономика этого периода – присваивающая.

Первобытнообщинный строй – древний тип коллективного или кооперативного производства. Трудовые навыки только формировались, орудия труда были примитивны. Однако с момента естественного возникновения коллективности труд человека становится коллективным, т.е. совместным трудом всех членов общины, которая выступала экономической формой организации людей. Характер собственности был общим, иными словами, все орудия труда, а также добытые с их помощью средства к существованию (плоды, рыба, животные и т.п.) принадлежало всем. Поскольку орудия труда и средства к существованию использовались коллективно, распределение продуктов труда было уравнительным. Такая коллективность, общность была своеобразным «коммунизмом», не результатом какого-либо обобществления, а естественным состоянием первоначально возникшей коллективности. Формой социальной организации в период после первобытного стада был род, причем не только как объединение людей, связанных узами родства (происходящие от одного прародителя), но и как общественная группа, сложившаяся для совместного ведения хозяйства. В эпохи бронзового и железного веков изменились производственные отношения – коллективное присвоение продуктов природы переросло в коллективное присвоение продуктов труда, а общее владение орудиями труда и продуктами потребления трансформировалось в общинную собственность.

Находясь в зависимости от природы люди должны были действовать сообща – это определяло соответствующую организацию - род, родовая община. Но род это не просто семья – это семейно - производственный союз людей на кровном или предполагаемом родстве, коллективном труде, совместном потреблении, общей собственности и соц-ом равенстве. Что бы выжить люди должны были сообща трудиться, производить для жизни необходимые материальные блага. Что определяло совместную собственность на имущество и производственные блага и уравнительное распределение этих благ. Родовая община являлась формой организаций человеческого общ-ва. Вместе с человеческим обществом возникает социальная власть как его неотьемлемый и необходимый элемент. Она придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Соц власть – это систематизирующий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность. Под воздействием власти общ-е отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и конторолируемых связей, а совмемтная жизнь людей становится организованной. Таким образом, социальная власть есть организованная сила, обеспечивающая способность той или иной социальной общности, властвующего субъекта – рода, группы, класса, народа – подчинять своей воле подвластных людей используя различные методы, в т.ч. метод принуждения. Социальная власть в догосударственном обществе существовала в форме потестарной власти (носила анонимный характер), т.е. осуществлялась всеми главами рода без создания специальных органов. Яркий пример, это военная демократия - выборный вождь, избирает его совет племенных вождей, помимо этого существует народное собрание, в котором участвует всё население. Постепенно всё учащающиеся и усложняющиеся военные действия увеличивают роль вождя, а совет вождей, который ранее избирал вождя, оттесняется на второй план, на первый выдвигается дружина вождя, но ещё продолжает существовать народное собрание. С течением времени вождь трансформируется в правителя, а его приближённые в советников и наместников. Дружина превращается в войско. Таким образом появляется публичная власть (не совпадающая с населением) располагающая аппаратом управления (бюрократия) и принуждения (армия, полиция, тюрьмы и т.д).

В первобытном обществе действовали определенные правила поведения – социальные нормы. Такими нормами были обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку в результате многократного применения в течении длительного времени и стали естественной жизненной потребностью людей. Они регулировали труд, быт членов рода, семейные отношения, т.е. служили регулятором общественных отношений. Многие из них являлись одновременно нормами первобытной морали и религии, были связаны с отправлением укоренившихся обрядов и ритуалов. Характерные признаки первобытных обычаев проявлялись в следующем: 1 они исходили от рода и выражали его волю и интересы; 2 они действовали в силу привычки, исполнялись добровольно, а в случае необходимости их соблюдение обеспечивалось всем родом. Специальных органов, охраняющих незыблемость обычаев, не было. При надобности к нарушителям обычаев применялось убеждение, а иногда и принуждение, которое исходило от всего рода или племени; 3 в то время не было никакого различия между правами и обязанностями членов родового общества: права воспринималось как обязанность, а обязанность как право. Следовательно, общественная власть и нормы поведения в эпоху догосударственного общества соответствовали уровню его экономического, социального, интеллектуального. культурного и духовного развития, зрелости самого человека. Содержание социальных норм было направлено на обеспечение присваивающей экономики и воспроизводство членов рода в природной среде. Существовали три способа регулирования: запреты (различные табу с элементами религиозного страха), дозволения (разрешения) и обязывание (охота, приготовление пищи, изготовление орудий труда). Все эти способы были направлены на эффективное обеспечение присвоения первоб. общиной готовых предметов природы и приспособление их для своих нужд. Эти нормы находили свое выражение в мифах, традициях, обычаях, ритуалах и др., обращенных к опыту предков формах. Специфичность этих социальных норм заключалась в том, что в них не делалось различия между правами и обязанностями членов рода (социальное равенство) и в обычаях не было видового различия нравственных, традиционных, правовых и религиозных норм, обычаи носили нерасчлененный характер (мононормы).
6. Характеристика и признаки правового государства, (т. № 11)

Правовое Г- во — это такая организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти и недопущения злоупотреблений.

Праобраз идеи правового Г возник, по сути дела, как противоядие от произвола, как реакция на деспотизм, тиранию. Можно выделить два основных принципа (две стороны сущности) правового государства:

Наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования ( обязательная, содержательная сторона);

Наиболее последовательное связывание с помощью права государственной власти, формирование для государственных структур правового режима ограничения (формально-юридическая сторона).

1 принцип закреплен в ст. 2 Конституции РФ, где установлено, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Правовое Г- во должно последовательно исполнять свое главное предназначение — гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность осуществления функций государственной власти выступает вторичной, производной.

Правовой наукой ныне в виде естественных признается система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и в других международных актах.

2 принцип воплощается в жизнь с использованием следующих способов, выступающих в качестве самостоятельных принципов:

разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви с целью исключения злоупотреблений ею;

федерализма, который дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали;

верховенства закона (закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти);

взаимной ответственности Г и личности и т.д.

Кроме них можно выделить и другие принципы, которые в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для них обеспечивающий фон. Это: высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществления контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.

Идея правового Г есть идея взаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии Г на власть с одновременным изменением соотношения свободы Г и общества в пользу последнего и отдельной личности.

При всем многообразии принципов правового Г два из них все равно остаются главными, определяющими, которые необходимо рассматривать во взаимосвязи. Если анализировать первый (социальный, показывающий привлекательность, ценность идеи правовой государственности, ее самоцель) без второго (формально- юридического, олицетворяющего собой средства достижения названных привлекательных идеалов), то не ясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. и если же, напротив, брать за основу только формально-юридический, тогда становится не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничивать государственную власть посредством ра. Ведь такое ограничение — не самоцель. Можно его так оградить, что Г- во вообще не выполнит ни одной из своих функций, и тогда гражданское общество от этого ничего не выиграет, наоборот, только проиграет.
7. Характеристика внутренних и внешних функций Российского го­сударства, (т. № 11)

Внешние функции Г это основные направления деятельности Г по выполнению стоящих перед ним внешних задач. Их выполнение обеспечивает полноправное существование Г в современном мире, который все больше становится взаимозависимым.

К внешним функциям современного Российского Г можно отнести следующие:

1) функцию обороны страны (базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего) требованиям его национальной безопасности, предназначает­ся защиты суверенитета и территориальной целостности, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов);

2) функцию поддержания мирового порядка (это деятельность Российского Г по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий, участию в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов);

3) функцию сотрудничества с другими государствами (это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие экономических, политических, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного Г с интересами других государств) и т.п.

Внешняя деятельность государств (в том числе и России) в современных условиях будет эффективной и плодотворной лишь тогда, когда она будет базироваться на международно-правовых актах с общеобязательным учетом национальных, социально-экономических, культурных и иных особенностей и интересов всех народов, входящих в мировое сообщество.

Внутренние функции Г это основные направления деятельности Г по выполнению стоящих перед ним внутренних задач.

К внутренним функциям современного Российского Г можно отнести следующие:

1) функцию охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка (это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью»);

2) экономическую функцию (здесь весьма важен вопрос о пределах вмешательства Г в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями; если| в условиях административной системы управления экономика регулируется преимущественно директивами, то в условиях рыночных отношений — прежде всего экономическими методами, т.е. посредством налогов, кредитов, льгот и т.д.);

3) функцию налогообложения (в современных условиях налог становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, и в юридической, и во внешнеполитической и т.п.);

4) функцию социальной защиты (прежде всего речь идет об обеспечении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться — об инвалидах, пенсионерах, студентах и др.; кроме тою. Г- во призвано поддерживать жилищное строительство, здравоохранение, общественный транспорт и т.п.);

5) экологическую функцию (с помощью законодательства Г- во устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания и т.д.);

6) культурную функцию (содержание ее сегодня составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры — литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр., хотя и осуществляемая в недостаточном объеме).


8. Функции толкования правовых норм. (т. № 11)

Применение правовых норм невозможно без предварительного познания смысла юридических установлений. Как справедливо за­мечено, регламентация общественных отношений может считаться законченной лишь тогда, когда их участники уяснили содержа­ние юридических правил. Толкование норм права, таким обра­зом, — важное условие их действенности. Для правоприменитель­ных органов, кроме того, неправильное истолкование юридичес­ких предписаний влечет нарушение законности, есть достаточное основание для отмены или изменения вынесенного решения (В.И. Гойман-Червонюк).

Толкование норм права — это деятельность, направленная на установление содержания юридических норм. В процессе толкова­ния уясняется смысл нормативного предписания, его социальная направленность, место в системе правового регулирования и т.п.

Толкование необходимо в связи:

1) с абстрактностью юридических норм (если нормы права имеют общий характер, то сами социальные отношения, которые они призваны регулировать, имеют конкретный характер; поэто­му всегда необходимо знать, распространяется ли данная абстракт­ная норма на ту или иную ситуацию);

2) со специальной терминологией (в процессе формулирования юридических норм законодатель вынужден использовать множе­ство сугубо специальных юридических терминов — «моральный вред», «залог», «доверительное управление», «крайняя необходи­мость», «необходимая оборона» и т.п., — иначе невозможно со­здать общее правило поведения, а также специальных терминов из других отраслей знания — «эвтаназия», «токсичность» и др.);

3) с использованием в законодательстве ряда оценочных поня­тий — «существенный вред», «тяжкие телесные повреждения», «малозначительное деяние», «сильное душевное волнение» и пр.;

4) с дефектностью правотворческого процесса (неясностью и т.д.).

Деятельность по толкованию правовых норм имеет целью пра­вильное и единообразное понимание юридических предписаний и их правильное и единообразное применение.

Понятием «толкование» охватывается как усваивание (для себя), так и разъяснение (для других).

В зависимости от субъектов толкование подразделяют на: официальное (дается уполномоченными на то субъектами, содержится в специальном акте, влечет юридические последствия); неофициальное (не имеет юридически обязательного значения и лишено властной силы).

Официальное толкование бывает нормативным (распространя­ется на большой круг лиц и случаев, например, руководящие разъ­яснения Пленума Верховного Суда РФ) и казуальным (обязатель­но только для данного конкретного случая, например, приговор суда, в котором обосновывается мера наказания в отношении осужденного, указываются смягчающие или отягчающие вину об­стоятельства). В свою очередь нормативное толкование классифи­цируется на аутентичное (дается тем же органом, который издал нормативный акт, например, Государственная Дума РФ принима­ет федеральные законы и их же разъясняет) и легальное (исходит от уполномоченных на то субъектов, например от Конституцион­ного Суда РФ).

Неофициальное толкование бывает:

1) обыденным (не требует специальных познаний и дается любым гражданином);

2) профессиональным (дают юристы — судьи, прокуроры, нота­риусы, следователи, адвокаты и т.п.);

3) доктринальным (научное разъяснение юридических норм, даваемое учеными-юристами в статьях, монографиях, коммента­риях, на лекциях, конференциях, «круглых столах» и т.д.; его значение определяется убедительностью и авторитетом тех субъ­ектов, которые осуществляют данное толкование).

Неофициальное толкование по форме выражения может быть как устным (разъяснение какого-либо юридического предписания адвокатом, судьей, прокурором в ходе приема граждан, на лекци­ях и т.п.), так и письменным (в периодической печати, в различ­ных комментариях). Хотя такое разъяснение не имеет юридичес­кой силы, оно оказывает значительное влияние на правовую жизнь общества, в первую очередь на правотворческий и правореализационный процессы через правосознание соответствующих субъектов.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации