Алексеев С.С. Проблемы теории права: Основные вопросы общей теории социалистического права. Курс лекций в 2-х томах. Том 1 - файл n1.doc

Алексеев С.С. Проблемы теории права: Основные вопросы общей теории социалистического права. Курс лекций в 2-х томах. Том 1
Скачать все файлы (2853.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc2854kb.27.01.2014 09:53скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РСФСР

СВЕРДЛОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ПРОБЛЕМЫ

С. G. АЛЕКСЕЕВ

ТЕОРИИ

Курс лекций в двух томах

ПРАВА

Том первый

Основные вопросы общей теории социалистического права

СВЕРДЛОВСК, 1972

3 40.4c А-У6

ОТ РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКОГО СОВЕТА СВЕРДЛОВСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА





Настоящее пособие рассчитано в основном на студен­тов старших курсов и аспирантов юридических высших учеб­ных заведений. Оно может быть использовано также прак­тическими работниками и специалистами иных отраслей знаний, интересующимися вопросами общей теории права.

В основе курса — учебное пособие «Общая теория со-циалистическсго права», опубликованное в 1963—1966 гг. Оно переработано с учетом новых материалов, а также за­мечаний и пожеланий, высказанных при обсуждении этой и других работ автора.

В связи с выходом в свет пособий, специально подго­товленных для студентов, начинающих изучать юридиче­ские науки, в настоящем курсе не повторяются общие исход­ные данные теории, а внимание сконцентрировано на слож-льг. проблемных вопросах.

Курс лекций состоит из двух томов.

Том первый — Введение. Сущность социалистического права. Нормы права и правоотношения.

Том второй — Нормативные акты. Применение права. Юридическая наука (правоведение).

Курс лекций печатается по решению ученого совета Свердловского юридического института от 6 мая 1971 г.

Научный редактор — доцент Р. К. Русинов

ВВЕДЕНИЕ





ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЗА ВЫПУСК

профессор В. М. Семенов


ЗАДАЧИ И СИСТЕМА КУРСА

1. Этапы правового обучения и общая теория права. Пра­во — сложное социальное явление. Изучение свойств и структуры права, его закономерностей и социальной роли, его действия и применения в практической жизни является длительным и тру­доемким процессом, который распадается на ряд этапов.

На первоначальном этапе правовое обучение проходит обыч­но в курсе теории государства и права и примыкающих к нему дисциплин (история государства и права и др.)- Здесь право рассматривается в неразрывном единстве с другой частью над­стройки— государством. Этот курс нацелен на то, чтобы озна­комить обучающихся с основами марксистско-ленинского уче­ния о государстве и праве»

Следующий — наиболее продолжительный — этап правового обучения сводится к овладению отдельными сторонами правового регулирования, государственной деятельности, отдельными отрас­лями права. Обучение здесь замыкается в рамках многих, кон­кретных, обособленных друг от друга дисциплин — уголовного права, гражданского права, трудового права, прокурорского надзора, криминалистики и т. п. Этим конкретным дисциплинам свойствен преимущественно практический уклон. Такое детали­зированное изучение права подкрепляется, наконец, практиче­ской работой (практикой), в ходе которой оттачиваются и обо­гащаются специальные знания по конкретным правовым во­прос^.

Но именно потому, что изучение права проходит в основном в пределах многих конкретных дисциплин и на практике, возни­кает необходимость вновь вернуться к изучению права в делом. Это — третий этап изучения права, на котором подводится изве­стный итог всей ранее проделанной работе и ставится задача наиболее глубокого и полного изучения правовых категорий, которые наполняются многогранным конкретным содержанием. Право вновь воспринимается как цельный механизм — единый регулятор общественных отношений. Причем возвращение к праву как к целому осуществляется здесь на новой качественной основе — на базе специальных знаний, накопленных при прора­ботке конкретных дисциплин.

Изучение общей теории права после того, как усвоены необ­ходимые данные в рамках конкретных юридических дисциплин,обязательный, важный этап правового образования.

2. Основные задачи курса. Изучение общей теории права имеет существенное значение во многих отношениях.

Прежде всего это способствует упорядочению, приведению в определенную систему специальных знаний по конкретным юридическим дисциплинам.

Общая теория права и сама вооружает рядом конкрет­ных «тонких» и детализированных данных, необходимых для практической деятельности (правила применения норм, действия нормативных актов во времени, в пространстве, по кругу лиц и др.).

Общая теория права расширяет «юридический кругозор», ставит практическую деятельность, связанную с изданием и при­менением норм права, на прочную научную основу.

Наконец, общая теория права представляет собой решающее средство внедрения юридической культуры, а также и того, что условно может быть названо «юридическим мышлением». Толь­ко глубокое усвоение всех тонкостей и деталей механизма пра­вового регулирования позволяет проникнуть во все внутренние связи и закономерности права как части надстройки, правильно, умело и эффективно проводить в жизнь правовую политику со­циалистического государства.

Высококвалифицированным юристом может быть назван не тот, кто усвоил лишь конкретное содержание многочисленных нормативных актов (нормативные акты нередко за короткий срок существенно изменяются), а тот, кто на основе глубокого понимания сущности и социального назначения права, всего механизма правового регулирования способен при помощи об­щих юридических понятий осмыслить любой нормативный акт

и самостоятельно принять политически и юридически правильное решение. Это и есть высокая юридическая культура, способ­ность «мыслить юридически» *.

В развитии юридической культуры, а также «юридического мышления» и состоит то*главное, что обусловливает необходи­мость изучения общей теории права.

3. Объем материала и система курса. Настоящий курс посвя­щен социалистическому праву, рассматриваемому преимущест­венно на материале советского права.

Ограничение содержания курса вопросами социалистического права объясняется, главным образом, необходимостью макси­мального приближения его к задачам правового обучения в юри­дических вузах, к задачам сегодняшнего дня, к нуждам прак­тики. В то же время такой подход позволяет рассмотреть и общие правовые понятия и, стало быть, достигнуть решения тех задач, которые обеспечиваются при помощи общей теории права в целом.

Система курса общей теории социалистического права скла­дывается из пяти разделов: 1) право в социалистическом обще­стве; 2) нормы права и правоотношения; 3) нормативные акты; 4) применение норм права; 5) наука права. Эти разделы отра­жают последовательные ступени изучения права, постепенного раскрытия его отдельных сторон и проявлений — от социальной характеристики права (раздел первый) к его внутреннему юри­дическому строению (раздел второй), от этого — к внешним фор­мам выражения права (раздел третий) и в итоге — к практиче­ской деятельности по применению права (раздел четвертый). Следовательно, используя образные — и отсюда недостаточно точные — выражения, можно сказать, что первый раздел отве­ден «социологии» права, второй — его «догме», третий—«юри­дической форме», а четвертый — «практике» действия права, т. е. праву в его практическом применении. И в заключение — характеристика юридической науки — того вида общественного сознания, который связан с изучением социалистического права (раздел пятый).

1 Французский юрист Рене Давид, касаясь юридико-технической сторо­ны правового обучения (что, разумеется, делает его суждения односторонни­ми), пишет: «Главное в преподавании — это не ознакомить студентов с юриди­ческими нормами, а привить им навык к пониманию структуры, категорий и концепций права той или иной страны, обучив их словарю права; научить методам, при помощи которых можно найти нормы, необходимые для реше­ния данной проблемы; развить у студента определенную восприимчивость, которая позволит «чувствовать» это решение в соответствии со стандартами, часто не очень ясными, а иногда и нелогичными, которые приняты в данном

Изучение общей теории социалистического права построено таким образом, чтобы последовательно охватить все основные стороны связи и проявления социалистического права, механиз­ма правового регулирования.

4. Использование специальной литературы при подготовке курса теории права. Достаточно полное изучение теории социа­листического права предполагает тщательную проработку руко­водящей и специальной литературы.

Правда, в настоящем пособии по возможности учтены новые данные советской юридической науки, отражено современное со­стояние теоретической разработки отдельных правовых про­блем2. Но это ни в коей мере не может заменить всего того богатства знаний, которое накоплено советской правовой наукой.

Цель пособия не заменить в кратком изложении сущест­вующую специальную научную литературу по вопросам теории права, а, напротив, побудить читателя постоянно обращаться к ней, выработать вкус и потребность систематического ее изу­чения.

Юридическое образование вовсе не завершается изучением цикла учебных дисциплин, предусмотренных программой высших юридических учебных заведений. Не завершается оно и овладе­нием практических навыков. Практический работник становится высококвалифицированным юристом лишь тогда, когда он непре­рывно пополняет свой теоретический багаж, любит и читает спе­циальную литературу. Поэтому правовое обучение состоит не только в том, чтобы вооружить обучающихся необходимыми конкретными сведениями по праву и привить им «юридическое мышление», но и в том, чтобы развить у них органическую по­требность к постоянному общению с литературой — потребность, выступающую в качестве одной из наиболее ярких проявлений высокой юридической культуры. Юридическое образование, как и всякое другое научное образование, — это непрерывный процесс пополнения знаний, который возможен лишь при достаточно раз­витом вкусе к научной юридической литературе.

обществе. В связи с этим вовсе необязательно, чтобы обучение базировалось на дисциплинах, кажущихся наиболее «практичными»; по нашему мнению, предпочтительнее концентрировать внимание на дисциплинах, наиболее глу­боко разработанных, которые с большей ясностью... могут познакомить с кон­цепциями, методами и общим духом рассматриваемого права» (Р е н е Д а в и д. Основные правовые системы современности. «Прогресс», 1967, стр. 36—37).

2 В пособии с известными коррективами и дополнениями использованы материалы, опубликованные ранее в работах автора, в том числе в книгах «Общие теоретические проблемы системы советского права» (Госюриздат,

8

I

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. Главное в содержании курса. Содержанием настояще­го курса является марксистско-ленинская теория права.

В нем право и другие правовые явления освещаются с тех принципиально новых позиций, которые разработаны основопо­ложниками марксизма-ленинизма, —с позиций диалектического и исторического материализма, марксистской политической эко­номии, теории научного коммунизма. В курсе за основу взяты теоретические положения о праве, сформулированные в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, в документах КПСС и других коммунистических и рабочих партий, международных совещаний коммунистических и рабочих партий.

В соответствии с этим курс посвящен изложению и обосно­ванию диалектико-материалистических взглядов на право, на его сущность, функции и роль в социалистическом обществе. Основными идеями курса, непосредственно выражающими ко­ренные устои марксистско-ленинского мировоззрения, являются такие фундаментальные положения диалектико-материалистиче-

1961)' «Механизм правового регулирования в Советском государстве» («Юри­дическая литература», 1966), «Социальная ценность права в советском общест­ве» («Юридическая литература», 1971), а также в статьях и других работах, посвященных вопросам общей теории права и гражданского права (работы опубликованы в журналах «Советское государство и право», «Правоведение», в сборниках статей). В последующем ссылки на эти работы в пособии не приводятся.

9

ского понимания права, как общественно-исторический, объек­тивно-необходимый характер права в классовом обществе, обус­ловленность права экономическим базисом общества, его клас­совость и нераздельная связь с государством, его особенности в качестве государственной воли, возведенной в закон, и др.

Определяющим для содержания курса являются ленинские идеи о праве и законности в социалистическом обществе. В. И. Ленину принадлежит историческая заслуга разработки коренных методологических положений о месте и роли права в социалистическом обществе, о сущности и требованиях социали­стической законности, о праве и культуре при строительстве со­циализма и коммунизма и т. д.

Современный этап коммунистического строительства в СССР — этап развитого социализма — это период наиболее пол­ного и последовательного осуществления ленинских идей о пра­ве и законности в социалистическом обществе. В соответствии с этим по своему главному содержанию курс опирается на дан­ные и материалы, относящиеся к нынешнему периоду развития советского права.

2. Теоретические концепции социалистического права. На основе марксистско-ленинских взглядов на право сложилась и развивается особая область общественных знаний — социалисти­ческое правоведение.

Социалистическое правоведение спаяно идейным единством. Всех марксистов-правоведов объединяют единство методологи­ческой, основы, революционного пролетарского долга, последова­тельное служение интересам народа, строительства социализма и коммунизма.

Идейное единство социалистического правоведения не исклю­чает, однако, творческого разнообразия в исследовании права. Марксизм-ленинизм — враг всякого'" шаблона, мертвечины в науке, закостенелых, догматических схем и постулатов. Творче­ское применение законов и категорий материалистической диа­лектики при исследовании конкретного фактического материала в ряде случаев приводит правоведов к неодинаковым результа­там, к различным теоретическим выводам. Нередко в ходе иссле­дования вырабатываются своеобразные теоретические концеп­ции, объясняющие правовые явления. В советской юридической науке сложилось несколько творческих школ, которые объеди­няют ученых-правоведов известной спецификой в подходе к объ­яснению правовых явлений, особой творческой манерой истолко­вания фактов.

Существенную роль играет здесь углубление теоретического

ю

анализа. Новые явления, вскрытые при таком анализе, могут получить своеобразное теоретическое истолкование, которое в рамках марксистско-ленинской методологии будет означать попытку продвинуть разработку общетеоретической правовой проблематики на новую ступень. Все это и создает возможность, а точнее необходимость существования на базе единых диа-лектико-материалистических предпосылок теоретических концеп­ций социалистического права.

В последние годы социалистическое правоведение на основе завоеванных, прочно вошедших в науку методологических поло­жений сосредоточило внимание на регулятивной, активно-сози­дательной стороне права. Исследовательская работа в указан­ном направлении еще не завершена. Но, на мой взгляд, накоп­ленные в результате такого углубленного исследования понятия и идеи объединяются в теоретическую концепцию социалистиче­ского права как регулятора общественных отношений.

3. Развитие философии и общая теория права. Общая теория права как наука представляет собой такую часть социалистиче­ского правоведения, которая непосредственно связана с филосо­фией, диалектическим и историческим материализмом. Углубле­ние и развитие философских знаний отражаются на состоянии разработки общетеоретических правовых проблем и во многих случаях определяют тот своеобразный «поворот» в понима­нии правовых явлений, который и характерен для теоретических концепций.

В настоящее время происходит довольно интенсивное раз­витие философской мысли. На основе фундаментальных поло­жений марксистско-ленинской философии в последние годы вы­двинут ряд перспективных идей, разрабатываются конструктив­ные направления в исследовании философской проблематики. Для общей теории права, как и для других отраслей социа­листического правоведения, особо существенное значение на дан­ном уровне развития науки имеют:

а) системный («механизменный») подход — направление в
исследовании явлений, когда они рассматриваются в качестве
элементов цельных систем, единых, сложных «организмов»;

б) структурный подход — направление исследований, когда
внимание концентрируется на связях и соотношениях элементов,
образующих те или иные объекты;

в) функциональный подход — направление исследований,
когда более глубокое проникновение в сущность явлений дости­
гается при помощи исследования их функций в данной системе
и функций системы в целом;

It

г) аксиологический (ценностный) подход — такое направление исследования, когда явления общественной жизни рассматри­ваются в качестве ценностей, благ, т. е. таких явлений, которые не только необходимы, но и способны принести выигрыш в обще­ственной жизни, связаны с духовными идеалами людей, классов» общества.

Все эти направления развития философской мысли, пред­ставляющие собой специфические формы конкретизации диалек-тико-материалистического взгляда на мир, органически связаны друг с другом, являются ступенью в общем потоке развития философских знаний. И именно они (взятые в единстве) пред­определяют то своеобразие концепции социалистического права как регулятора общественных отношений, которое, по замыслу автора, определяет на базе единых диалектико-материалистиче-ских предпосылок марксистско-ленинской методологии содер­жание настоящего курса.

4. Специальные, «сквозные» идеи курса. В соответствии с кон­цепцией социалистического права как регулятора общественных отношений курс содержит ряд специальных, «сквозных» идей.

Конечно, в настоящей работе прежде всего ставилась задача последовательно провести общие диалектико-материалистиче-ские положения о праве, обобщить и в систематическом порядке изложить общетеоретическую правовую проблематику, попы­таться определить объем и систему самостоятельного курса па общей теории социалистического права. Но именно потому, что при написании работы преследовалась цель с максимальной полнотой использовать новейшие достижения юридической науки, ее современный «дух», курс общей теории социалистического права отразил и указанную выше теоретическую концепцию. К тому же автор в порядке постановки вопроса предпринял попытку свести воедино основные положения этой концепции,, уточнить ее отдельные положения, проверить ее на всем мате­риале общей теории социалистического права.

Каковы же специальные, «сквозные» идеи курса? Укажу на те из них, которые прямо соответствуют упомянутым выше на­правлениям развития философской мысли и которые поэтому представляются особо важными для современного «видения» права, его сущности и роли в жизни социалистического обще­ства.

1) Положение о механизме правового регулирования. Право» правоотношения и все другие правовые явления рассматривают­ся в курсе как звенья единого механизма, обеспечивающего юри~ дическое воздействие на общественные отношения. Это не толь-

12
ко позволяет объединить все правовые явления в единую, цело­стную картину, отражающую единство и целостность правовой части надстройки, но и выяснить те особые функции, которые выполняет каждое из звеньев механизма в процессе юридиче­ского воздействия.

  1. Положение об единстве структуры права. Для права ха­
    рактерна «системность» — сложное строение составляющих его
    норм, институтов, отраслей, связанных в прочное единство.
    В курсе предпринята попытка показать, что учет сложной струк­
    туры социалистического права предопределяет решение многих
    общетеоретических вопросов.

  2. Положение о регулятивных (динамической и статической)
    и охранительной функциях права. Это одна из ключевых идей
    работы. Разграничение между функциями права оказалось на­
    столько существенным, что оно выступило в качестве одного из
    главных оснований классификации юридических норм, диффе­
    ренцированного подхода к определению функций правоотноше­
    ний, их содержания, объектов и т. д. Иными словами, в зависи­
    мости от специфических функций определяется внутреннее строе­
    ние права, правового регулирования.

4) Положение о социальной ценности права. Это также одно
из главных теоретических положений курса. Социалистическое
право представляет собой существенную социальную ценность,
которая является завоеванием социализма и дальнейшее утверж­
дение которой (как ценности) способствует укреплению социа­
листической законности, успешному решению задач строитель­
ства коммунизма.

Указанные идеи (положения) объединены мыслью о своеоб­разии правовой формы общественного регулирования. Опираясь на марксистско-ленинские взгляды о соотношении содержания и формы, в курсе показано специфическое содержание права, со­ставляющих его норм, всего механизма правового регулирова­ния. Упомянутые выше теоретические положения и призваны раскрыть различные стороны и проявления специфического со­держания юридической формы общественного регулирования, обусловленного его классово-волевым, политическим содержа­нием. С этой точки зрения в курсе предпринимается попытка осветить многоплановость правовой жизни общества, пра­вовой действительности (и, в частности, сделано ударение на роль индивидуального поднормативного правового регулирова­ния).

И еще одна существенная (правда, только лишь намеченная) «сквозная» идея, определяющая теоретическое содержание кур*

13

са. Это освещение управленческой природы права, его роли как элемента системы социального управления.

Не всегда, быть может, специальные, «сквозные» идеи изло­жены в последующем с надлежащей выпуклостью (так как изло­жение подчинено общей системе и профилю курса). Но как раз по этой причине целесообразно с самого начала проследить их влияние на характер и направление решения соответствующих теоретических вопросов.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации