Основы экономической теории - файл n1.doc

Основы экономической теории
Скачать все файлы (223 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc223kb.27.01.2014 09:52скачать

n1.doc

  1   2   3   4



Учреждение образования

«Витебский государственный технологический университет»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Вариант № 12
по дисциплине: Основы экономической теории
ГРУППА ЗА -19

Выполнил:

Петров В.В.
Проверил:


Витебск, 2011


Содержание:



  1. Поведение потребителя и факторы, его определяющие. Полезность блага, ее виды. Равновесие потребителя, его условия и графическое выражение.

1.1 Зарождение формы потребительского равновесия

1.2 Определение полезности

1.3 Количественный подход к определению полезности

1.4 Порядковый подход к определению полезности



2. Налоги, их виды и экономические функции. Основные принципы налогооблажения.
Введение

Экономика — хозяйственная деятельность семьи, предприятий, населения страны в целом. Она обеспечивает людей жизненно необходимыми благами.

С чего началась хозяйственная жизнь людей? Этот вопрос стал камнем преткновения для ученых, создававших в XVII в. основы экономической теории. В то время историческая наука еще не имела достоверных данных о первобытном состоянии человечества. Многие полагали, что сначала люди жили в «естественном состоянии». По представлениям экономистов, «дикие народы» состояли из охотников и рыбаков, которые добывали себе пищу и обменивались ею между собой. А кто и как сейчас обеспечивает жизнь и благополучие жителей нашей страны?

Существует важное жизненное мерило: сколько человек получает для себя различных благ от семьи, общества и сколько он им возвращает. В разном возрасте соотношение между тем, что лично присваивается и что отчуждается в пользу других, неодинаково. Ученые провели среди занятых в производстве обследование и при помощи статистики подсчитали, сколько национального дохода (вновь созданного общественного продукта) каждый ежегодно создает и сколько потребляет. И пришли к выводу, что с чисто экономической точки зрения, за второй и третий периоды жизни (20 – 50 лет) человек как бы возвращает семье и обществу «долги», которые естественным путем образовались в пору его детства и частично — юношества. Кроме того, он «авансирует» (заранее дает средства, за счет которых будет позже жить) свое материальное благополучие в старости. Значит, за трудоспособный период (с 16 лет и до пенсионного возраста) работник создает доход такой величины, который значительно (почти вдвое) превышает объем использованных им жизненных благ (полезных вещей). Таково решающее экономическое условие существования семьи и непрерывной эстафеты поколений. Если бы каждый взрослый человек не мог произвести больше, чем сам потребляет, то человечество не смогло бы существовать.

Решающее условие улучшения жизни отдельного работника, его семьи и общества в целом — это все более высокая выработка продукции, которой человек достигает в трудоспособном возрасте. Благодаря такому результату каждый работник получает от общества все большее количество материальных благ для удовлетворения своих потребностей. Иначе говоря, современного человека никак нельзя уподобить одиночке Робинзону. Ведь сейчас подавляющая часть людей совместно работает в трудовых коллективах на предприятиях и в учреждениях. А условия жизни каждого (обеспечение пищей, одеждой, обувью, жильем, электричеством и иными услугами, культурными и духовными благами) зависят от результатов труда всех занятых в народном хозяйстве страны.

Важно отметить следующее жизненно важное условие. Первичной ячейкой экономики является домашнее хозяйство.

Домашнее хозяйство — группа лиц (или одно лицо), которые проживают (или проживает) в одних и тех же помещениях, объединяют свои доходы и материальные ценности и совместно осуществляют расходы на жилье и продукты питания.

Главными источниками богатства этого хозяйства являются два канала поступлений:

а) оплата труда, доход от предпринимательской деятельности;

б) пенсии, стипендии, пособия, другие выплаты и льготы.

Как видно, благополучие каждого человека и его семьи прямо и в решающей мере зависит от результатов личного труда и совместной хозяйственной деятельности множества людей, а также от общего состояния экономики общества. Этим определяются жизненные интересы граждан.

Курсовая работа состоит из трех глав, заключения-вывода и списка используемой литературы.

1.Поведение потребителя и факторы, его определяющие. Полезность блага, ее виды. Равновесие потребителя, его условия и графическое выражение.

Экономические вопросы, волнующие людей, например: куда при необходимости пойти на работу после окончания учебного заведения? какую заработную плату в этом случае он будет получать? в какой мере возрастут цены на продовольствие и другие товары и будут ли компенсированы потери населения от роста цен? Если человек окажется безработным, то кто ему поможет? позволяют сделать следующий вывод.

Во-первых, вся жизнедеятельность человека возбуждает у него разнообразные экономические интересы, требующие удовлетворения.

Во-вторых, эти интересы толкают людей к определенной созидательной деятельности, так или иначе связанной с экономикой.

В-третьих, индивидуальные интересы членов общества удовлетворяются в наибольшей мере, если народное хозяйство страны процветает. Последнее обстоятельство порождает заинтересованность граждан в непрерывном увеличении общественного богатства.

Общественное богатство совокупность материальных и культурных благ, которыми располагает общество. К ним в первую очередь относятся природные ресурсы, вовлеченные в хозяйственный оборот (освоенные земли, недра и леса), а также все продукты, созданные в результате трудовой деятельности людей. Экономический и социальный прогресс общества во все возрастающей мере зависит от количества и качества этих благ.i

Рост общественного богатства и увеличение его разнообразия непосредственно связаны с изменением человеческих потребностей.

Потребности недостаток или нужда в чем-то, необходимом для жизнедеятельности людей.

Человеческие запросы развиваются вместе с изменением экономики и культуры общества. Так, создание полезных вещей способствует удовлетворению разнообразных нужд людей. Научно-технический прогресс на предприятиях обновляет предметный мир и уклад жизни членов общества, вызывает у них качественно иные потребности. Например, когда впервые выпустили и стали продавать видеомагнитофоны, то у многих людей появилось желание их приобрести.

Всю историю экономики мы можем в определенном смысле рассматривать как историю формирования потребностей. Современная цивилизация (нынешняя ступень развития материальной и духовной культуры общества) знает несколько уровней потребностей (рис. 1)


Потребность в саморазвитии

Потребность в уважении


Потребность в социальных контактах



Потребность в безопасности



Физиологические потребности


Рис. 1. Пирамида потребностей современного человека
- физиологические нужды (в пище, воде, одежде, жилье и др.);

- потребности в безопасности (защите от внешних врагов и преступников, помощи при болезни, защите от нищеты);

-потребности в социальных контактах (общении с людьми, имеющими те же интересы; в дружбе и любви);

- потребности в уважении (уважении со стороны других людей, самоуважении, в приобретении определенного общественного положения);

- потребности в саморазвитии (в совершенствовании возможностей и способностей человека).1
Пирамида потребностей в какой-то мере отражает ступени становления и развития отдельной личности. Одно дело — появившийся на свет младенец, испытывающий преимущественно физиологические нужды. И совершенно другое — например, студент ВУЗа, у которого формируется весь комплекс нормальных человеческих запросов.

Социально-экономический прогресс общества проявляется в возвышении потребностей. Этот процесс идет по двум направлениям.

Во-первых, по горизонтали. Сложившиеся запросы распространяются среди все большей массы населения, например, автомобиль перестает быть «предметом роскоши» и становится «средством передвижения».

Во-вторых, потребности изменяются по вертикали. В этом случае происходит переход от низшего их уровня к качественно более высокому.

Однако возвышение потребностей не состоит в простом пропорциональном росте всех их видов. Быстрее всего насыщаются и имеют определенный предел развития нужды низшего порядка. Запросы высшего порядка — социальные и интеллектуальные по существу безграничны.

Уровень потребностей очень заметно возрастает при смене поколений. Возьмем людей, живших в начале нынешнего столетия. Они и понятия не имели о том, что нашим современникам кажется обыденным: о телевизорах, магнитофонах, холодильниках, метро, реактивных самолетах, космических ракетах и многом другом.

Поэтому вся совокупность общественных потребностей является конкретным ориентиром созидательной хозяйственной деятельности. При этом приходится учитывать как традиционные, так и вновь возникающие виды запросов людей.


Полезность блага – это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.

В результате исследований в XIX в. была выявлена закономерность: потребляемые последовательно части какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя. Это означает, что любому бесконечно малому увеличению количества блага Q соответствует прирост общей полезности (TU). Хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность (MU) каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается.  Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке, когда MU становится = 0. Это и означает, что благо полностью удовлетворяет потребность.

Если дальнейшее потребление блага приносит вред (MU отрицательна), то общая полезность снижается. Чем  большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага.

Представители австрийской школы К. Менгер, О. Бем-Баверк,  Ф. Визер одними из первых попытались установить связь между спросом и ценой, запасом и количеством. Они обосновали положение о том, что количество является одним из важнейших факторов, влияющих на цену в условиях ограниченности ресурсов.

Ими была выявлена закономерность, что последовательно потребляемые количества какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя. Например, потребитель, страдающий жаждой, с удовольствием выпьет 1-й стакан воды. Второй стакан принесет ему меньшее удовлетворение, чем 1-й, третий – меньшее, чем 2-й, и т.д. И так будет происходить до тех пор, пока MU очередного стакана не будет равна 0. Хотя общая полезность возрастает, MU при этом падает, что приводит к замедлению роста общей полезности.

Согласно данной теории, цена блага для потребителя определяется предельной полезностью.

Функция полезности – функция, показывающая убывание предельной полезности  блага (MU) с ростом его количества (Q):

 

В современной теории потребительского выбора предполагается, что:

1)      денежный доход потребителя ограничен;

2)      цены не зависят от количества благ, покупаемых отдельными домохозяйствами;

3)      все покупатели прекрасно представляют MU всех продуктов;

4)      потребители стремятся максимизировать совокупную полезность.

Теория потребительского  выбора основывается на следующих постулатах:

1.      Множественность видов потребления.

2.      Ненасыщеность. MU всех экономических благ всегда положительна.

3.      Транзитивность. Теория исходит из постоянства и определенной согласованности вкусов потребителя. Логически это можно выразить так: если А, В и С являются комбинациями каких-либо благ и потребитель безразличен в выборе между наборами А и В и между В и С, то он также безразличен в выборе между А и С.

4.      Субституция. Потребитель согласен отказаться от небольшого количества блага А, если ему предложат взамен большее количество блага-субститута.

5.      Убывающая предельная полезность.

Потребительский выбор

Потребительский выбор – это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (дохода).

Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль, затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность.

Равновесие потребителя – это состояние, при котором он покупает товары по данным ценам в таких объемах, что расходует весь свой доход и максимизирует полезность.

Условие равновесия потребителя:

где MUi – предельная полезность i-того блага;

Pi  - цена i-того блага.

Соотношение между предельными полезностями любых благ равно соотношению их цен:

MU1 : MU2  : … : MUn = P1 : P2 : … : Pn  .

Обозначим взвешенную предельную полезность через ? (MUi / Pi ), это будет предельная полезность денег. Таким образом, в равновесии предельные полезности денежных единиц при разных вариантах использования равны. В общем виде можно записать так:

MUi = Pi ?.

Это означает, что MU блага равняется предельным затратам потребителя.
  1   2   3   4
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации