Шишакова Ю.В. Учебное пособие для практических занятий по менеджменту - файл n1.doc

Шишакова Ю.В. Учебное пособие для практических занятий по менеджменту
Скачать все файлы (578.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc579kb.28.01.2014 12:44скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6



Ю.В. Шишакова
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО МЕНЕДЖМЕНТУ



Ижевск, 2010
Учебное пособие обсуждено на заседании кафедры управления социально-экономическими системами « » _____________ 2010 года

Зав.кафедрой ________________________ О.Д.Головина

Утверждено учебно-методической комиссией ИЭиУ
« » _______________ 2010 года


Председатель УМК _________________ О.А.Воробьева


Шишакова Ю.В. Учебное пособие для практических занятий по менеджменту. Изд-во ИЭиУ УдГУ, Ижевск, 2010.

© Ю.В.Шишакова, 2010

© ИЭиУ УдГУ, 2010


Содержание

стр.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 4

  1. Особенности современной российской экономики и необходимость совершенствования организации управления в России ………………. 5

  2. Понятие, сущность, цели, задачи и основные функции менеджмента…8

  3. Опыт менеджмента за рубежом. Возможности и пути его

использования в России…………………………………………………..12

  1. Специфика менеджмента в России …………………………………….. 13

  2. Цели и задачи управления предприятием……………………………… 21

  3. Методы обоснования, принятия и реализации управленческих

решений ………………………………………………………………….. 24

  1. Внутренняя и внешняя среда предприятия ……………………………. 27

  2. Использование мировых информационных ресурсов в менеджменте.. 30

  3. Система коммуникаций …………………………………………………. 31

  4. Стратегический менеджмент……………………………………………. 34

  5. Разработка и реализация перспективных и текущих планов ………….36

  6. Основные качества менеджера …………………………………………. 38

  7. Работа менеджера…………………………………………………………40

  8. Создание системы мотивации труда …………………………………… 46

  9. Организация контроля за деятельностью подчиненных………………. 47

  10. Контроллинг……………………………………………………………….49

  11. Инновационная программа менеджера…………………………………. 51

  12. Управление рисками ……………………………………………………...57

  13. Особенности работы менеджеров в кризисной ситуации ……………...63

  14. Этика делового общения …………………………………………………66

  15. Управление конфликтами ………………………………………………..69

  16. Психология менеджмента ………………………………………………..74


ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………77

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня менеджмент представляет собой обширную область теоретических знаний по вопросам управления с целью повышения экономической эффективности работы предприятия, и накопленного практического опыта как зарубежного, так и отечественного. Однако реальное применение наработок из сферы менеджмента все еще не воспринимается как необходимость. В связи с этим, для ликвидации разрыва между теорией и практикой менеджмента, в учебном процессе необходимо показывать связь реально существующих проблем с методами и инструментами менеджмента, доказавшими свою эффективность.

Учебное пособие разработано, в первую очередь, для проведения практических занятий по дисциплине «Менеджмент». Основой тематического направления пособия является образовательный стандарт специальности «Финансы и кредит», что способствует освоению дидактических единиц студентами данной специальности по дисциплине «Менеджмент».

В пособии по каждой теме приводится краткая теория, после которой студентам предлагается самостоятельно выполнить практические задания для закрепления изученной темы. Тематическое направление дидактических единиц стандарта специальности «Финансы и кредит» во многом имеет общий вектор с тематическим направлением дидактических единиц др. экономических специальностей, и потому, пособие может быть рекомендовано для проведения практических занятий по менеджменту на всех экономических специальностях как дневного, так и заочного отделения.

Для выполнения практических заданий студентам необходимо освоить не только приведенный в пособии теоретический материал, но и самостоятельно изучить теорию по каждой из представленных тем, а также провести параллель с практическим состоянием менеджмента как на макро- так и на микроуровне.

Данное учебное пособие рассчитано на ориентирование студентов в вопросах менеджмента не только по существующим разработкам в области управления, но и на формирование навыков анализа и разработки предложений в реальных сферах приложения научных подходов менеджмента.

ТЕМА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

  1. Особенности современной российской экономики и необходимость совершенствования организации управления в России.

В мировой экономике существуют три группы стран по достигнутому уровню экономического развития:

Промышленно развитые страны (США, Япония, Германия и др. богатейшие страны мира). Здесь достигнут высокий уровень экономического развития, науки, систем образования и здравоохранения и благосостояния граждан.

Новые индустриальные страны («азиатские драконы» - Тайвань, Сингапур, Южная Корея и др. и тихоокеанские страны), которые за последние годы быстро догоняют первых по всем показателям.

Развивающиеся страны. В них только ещё начался процесс индустриализации. Они начали строить системы связи, дороги, системы здравоохранения и образования. Граждане этих стран имеют очень низкий уровень жизни. В развивающихся странах может быть традиционная экономическая система (некоторые страны Африки), командная экономическая система (Куба и Северная Корея), рыночная экономическая система (некоторые страны Латинской Америки Азии и Африки) или смешанная экономическая система (Индия, Мексика, Бразилия, Китай).

Россия в последние годы стала энергетическим гигантом, главным поставщиком газа в Европу, одним из главных мировых поставщиков нефти. Европейцы даже стали опасаться, что Россия скоро сможет поставить их на колени с помощью простого газового вентиля на газопроводе, т.к. положение России на газовом рынке в Европе приближается к монопольному. Единственная альтернатива российскому газу в Европе – это газовое месторождение в Северном море. Россия является крупным производителем и других видов сырья – химических удобрений, стали, цветных металлов, леса и т. д. Россия обладает атомным оружием, является крупным производителем и продавцом оружия на мировом рынке.

К категории развивающихся стран Россию отнести нельзя, т. к. наша страна обладает:

· Мощной, но отсталой промышленностью, многие заводы похожи на музей устаревшей техники.

· Огромной, хотя и изношенной транспортной сетью, обширной, хотя и устаревшей системой связи.

· Высокоразвитой культурой и системой общего образования.

· Большим числом научных и технических разработок.

· Уровень доходов в России постепенно повышается.

Разразившийся мировой экономический кризис не обошёл стороной и Россию. По оценке Всемирного банка, российский кризис 2008 года «начался как кризис частного сектора, спровоцированный чрезмерными заимствованиями частного сектора в условиях глубокого тройного шока: со стороны условий внешней торговли, оттока капитала и ужесточения условий внешних заимствований». Произошёл обвал на фондовом рынке России, девальвация рубля, снижение промышленного производства, ВВП, доходов населения, а также рост безработицы. Антикризисные меры правительства потребовали значительных трат. По состоянию на 1 июля 2009 года международные резервы Центрального банка составляли 412,6 млрд долл. По сравнению с 1 июля 2008 года, когда объём международных резервов России составлял $569 млрд, этот показатель снизился на 27,5 %. В мае 2009 года ВВП России снизился на 11 % по отношению к аналогичному месяцу прошлого года. Экспорт за этот месяц упал по сравнению с маем 2008 на 45 %, составив $23,4 млрд; импорт снизился на 44,6 % до $13,6 млрд. Сальдо торгового баланса уменьшилось в 1,8 раза. Во второй половине 2009 года экономический спад был преодолён, в III и IV кварталах этого года рост ВВП России с учётом сезонности составил 1,1 % и 1,9 % соответственно. По итогам 2009 года ВВП России упал на 7,9 %, что являлось одним из худших показателей динамики ВВП в мире, в то же время показав лучшую динамику, чем несколько стран бывшего СССР. Данные показатели позволили России выйти на третье место по ВВП на душу населения среди стран бывшего СССР, обогнав по этому показателю Латвию и уступив только Эстонии и Литве.

В марте 2010 года в докладе Всемирного банка отмечалось, что потери экономики России оказались меньше, чем это ожидалось в начале кризиса. По мнению Всемирного банка, отчасти это произошло благодаря масштабным антикризисным мерам, которые предприняло правительство.

По итогам первого квартала 2010 года, по темпам роста ВВП (2,9 %) и роста промышленного производства (5,8 %) Россия вышла на 2-е место среди стран «Большой восьмёрки», уступив только Японии.

Понимание российского менеджмента имеет большое значение для современной практики развития управления в нашей стране. Увлечение концепцией менеджмента не должно приводить к прямому переносу американского или японского опыта в Россию. Это были бы малоэффективные усилия. Для полной реализации идеи менеджмента при использовании опыта и концепций зарубежного управления необходимо знать, понимать и учитывать специфику России. В этой связи можно выделить особенности российского менеджмента, которые проявляются в четырех факторах:

во-первых, приоритеты в проблематике, акценты внимания и усилий;

во-вторых, инфраструктура менеджмента, социально-экономические и политические условия его существования;

в-третьих, комплекс факторов, затрудняющих и благоприятствующих укреплению менеджмента в России;

в-четвертых, культурная среда, особенности общественного сознания, которые невозможно изменить в одночасье и не нужно изменять.

На приоритеты в проблематике влияют такие факторы как состояние экономики, потребности экономической реформы, складывающиеся условия профессионализации управления, отношение к западному опыту эффективного менеджмента, противоречия кризисного состояния современного производства в России. Наиболее актуальными проблемами в России становятся сегодня проблемы управления конверсионными процессами, управление занятостью, антикризисное управление, информационные технологии управления, поддержка предпринимательства и малого бизнеса, мотивирование экономической активности в сфере производства, банковский менеджмент. Это далеко не все проблемы российского менеджмента. Но главное не их перечень, а ранжирование приоритетов в решении этих проблем. Здесь наиболее ярко проявляется специфика и здесь наибольшие трудности в понимании современного менеджмента в России.

Совокупность факторов, характеризующих инфраструктуру российского менеджмента, может быть представлена в виде трех групп: факторы менталитета, факторы общественного сознания (осознания практики зарубежного и отечественного управления) и факторы уровня научного мышления, методологической культуры, развития социально-экономического знания.

Существует два подхода в понимании российского менеджмента. Первый подход полностью отрицает возможность и необходимость менеджмента в России. Аргументируется этот подход тем, что мы не приемлем западные модели, для осуществления такого управления слишком много затруднений исторического и национально-культурного характера. Второй подход категорически отрицает возможность влияния российской специфики на развитие менеджмента, говоря о том, что процессы научно-технического прогресса одинаковы, они сближают модели управления, надо брать модель менеджмента в готовом виде и использовать ее в управлении экономикой, так как факторов, благоприятствующих этому, больше, чем препятствующих, если они вообще есть.
Задания по теме.

Укажите достижения и проблемы современной российской экономики.

Назовите ряд причин, препятствующих развитию российской экономики и обусловливающих необходимость совершенствования организации управления.

Назовите утвердившиеся на сегодня модели менеджмента. Покажите их особенности, определите достоинства и недостатки этих моделей.

Как на ваш взгляд представлена российская модель менеджмента?

Покажите взаимосвязь особенностей современной российской экономики с основными характеристиками российской модели менеджмента.
Какие черты японской и американской модели менеджмента присущи российскому менеджменту? Какие черты менеджмента могли бы быть заимствованы из западных моделей?
Применительно к реально действующему предприятию (выбирается студентом) покажите, как были бы представлены на нем американская и японская модели менеджмента. «Примеряя» американский и японский стили управления на деятельность выбранного предприятия, покажите, что необходимо изменить в действующей модели менеджмента предприятия? Насколько это возможно? Какие проблемы, и какие позитивные изменения могли бы произойти при заимствовании характеристик американского и японского менеджмента?
ТЕМА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

  1. Понятие, сущность, цели, задачи и основные функции менеджмента.


Разделение труда по мере развития производственных отношений привело к выделению специфических трудовых процессов — процессов управления.

Менеджмент (управление) — воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия.

Сама по себе общность задач управления позволяет формулировать общие законы управления, а анализ и обобщение практики управления дает возможность, опираясь на эти законы, конкретизировать содержание управления в рамках науки управления (менеджмента).

Управление осуществляется в рамках единого процесса управления (кольца управления), что показано на рис.1.



Рис. 1. Кольцо управления

Управление включает три аспекта:

- "Кто" управляет "кем" (институциональный аспект);
- "Как" осуществляется управление и "как" оно влияет на управляемых (функциональный аспект);
- "Чем" осуществляется управление (инструментальный аспект).

В деятельности любого предприятия следует выделить цели и ограничения. Они выполняют следующие основные задачи в управлении:

- сопоставление существующего состояния с желаемым ("где мы?" и "куда идем?");
- руководящие требования к действиям ("что надо сделать?");
- критерии принятия решений ("какой путь лучший?");
- инструменты контроля ("куда мы в действительности пришли и что из этого следует?" (рис.2).




Рис.2. Сущность менеджмента

Основные виды целей:

- стремление к доходу;
- стремление к имущественному состоянию;
- стремление к благосостоянию;
- стремление к увеличению оборота ("доли рынка");
- стремление к снижению расходов;
- завоевание имиджа.

Функция управления — вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект и субъект управления.

Функции управления и установление объема работ по каждой функции являются основой для формирования структуры управляющей системы и взаимодействия ее компонентов.

Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления, к ним относятся:

- прогнозирование и планирование;
- организация работы;
- мотивация;
- координация и регулирование;
- контроль, учет, анализ.

Функции, выделяемые по сферам деятельности, называются конкретными. Их типовой состав:

- перспективное и текущее экономическое и социальное планирование;
- организация работ по стандартизации;
- учет и отчетность;
- экономический анализ;
- техническая подготовка производства;
- организация производства;
- управление технологическими процессами;
- оперативное управление производством;
- метрологическое обеспечение;
- технологический контроль и испытания;
- сбыт продукции;
- организация работы с кадрами;
- организация труда и заработной платы;
- материально-техническое снабжение;
- капитальное строительство;
- финансовая деятельность.

Общие и конкретные функции управления тесно связаны и представляют собой разные срезы всего поля управления (табл.1).

Таблица 1. Поле управления



Конкретные функции управления тесно связаны со спецификой предприятия и основными сферами его деятельности (общее управление, финансовое управление, производство, НИОКР, маркетинг).

Общее управление предприятия состоит в его структуризации, организации деятельности, планировании, управлении персоналом, контроле, учете и анализе результатов деятельности, что подробно будет рассмотрено в дальнейшем.

При управлении производством решаются задачи экономики производства (издержки, цены) и планирования производства продукции. К задачам планирования производства относят:

- выбор технологического процесса;
- планирование программы производства;
- планирование последовательности производства (оперативное планирование);
- формирование производственных систем (систем оборудования);
- содержание и эксплуатация оборудования;
- организация материально-технического снабжения.

При управлении инновациями реализуются следующие конкретные функции управления:

- организация инновационного процесса;
- выбор и реализация стратегии инновации;
- оптимальное распределение ресурсов на инновацию;
- внедрение результатов НИОКР;
- защита результатов НИОКР.

Реализация функций в области маркетинга включает:

- организацию сбора и обработки маркетинговой информации;
- выбор целевых рынков и их сегментирование;
- применение маркетинговых решений по продукту;
- выбор и взаимодействие с каналами товародвижения;
- продвижение товара;
- выбор и реализация ценовой политики;
- планирование и анализ эффективности маркетинговой деятельности.

Финансовое управление предприятием включает:

- приобретение финансовых средств;
- использование финансовых средств;
- управление ликвидностью;
- структурирование капитала и имущества;
- управление платежными средствами и проведение платежного оборота;
- финансовое планирование и финансовый контроль.

Таким образом, конкретные функции управления фирмой можно рассматривать как системные компоненты ее менеджмента.
Задания по теме.

Сформулируйте, что такое цель менеджмента?

Задачи менеджмента?

На ваш взгляд, будут ли отличаться цели и задачи менеджмента промышленных предприятий?

Какие критерии обусловливают формулировку целей и задач предприятий, работающих в одной сфере? В разных сферах?

Будут ли отличаться функции менеджмента предприятий, работающих в одной сферах? В разных сферах?

Можно ли какую-либо из функций менеджмента назвать доминантной? Обоснуйте ответ.

ТЕМА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

  1. Опыт менеджмента за рубежом. Возможности и пути его использования в России.

В основе развития систем управления лежат национальные особенности той или иной страны. На общем фоне существующих сегодня школ менеджмента можно особенно выделить управленческие школы США и Японии, которые являются ведущими в мире и выступают как бы эталоном для творческого развития менеджмента в других странах с учетом их специфики.

Обе школы делают упор на активизацию человеческого фактора, постоянные инновации, диверсификацию выпускаемых товаров и услуг, а также ориентируются  на разработку и реализацию долговременных стратегических планов развития предприятия. (американские менеджеры разрабатывают свои планы на срок 5-8 лет, японские- до 10 и более лет).

Несмотря на внешнее сходство, эти две управленческие школы имеют свои особенности, обусловленные спецификой социально-экономического развития стран. 

Отличия  технологии менеджмента американской и японской систем управления:
1. цель функционирования. Система целей типично американской компании строится с учетом факторов, обеспечивающих выживание предприятия и увеличение его прибыли. Типично японская компания рассматривает прибыль как средство решения поставленных задач.
2. организационная структура. В типично американской компании организационная структура проектируется с учетом функционального разделения труда. Интересы подразделения превалируют над интересами предприятия в целом.
3. распределение функций. Для типично американской компании характерен жесткий подход к распределению функций между персоналом, регламентируемый должностными инструкциями. В типично японских компаниях положения о подразделениях носят лишь общий характер. Работник выполняет любую работу, связанную с направлением деятельности.
4.  содержание работы в рамках должности. В типично американских компаниях содержание выполняемой работы соответствует специализации работника. Если необходимость в выполнении данного вида работ отпадает, работник увольняется. Для типично японской компании характерна постоянная смена содержания труда в соответствии с изменениями условий функционирования предприятия.
5. форма ответственности. В американской- единоличная форма ответственности. В японской- наличие системы взаимных обязательств.
6.  форма власти. Характерной формой власти для американской компании является власть, определяемая занимаемой должностью. На японских- власть основывается на личном авторитете.
7. характер общения. Для американской компании- характерна низкая интенсивность общения, в основе которой лежит индивидуализм. На типично японских предприятиях- интенсивное общение.

Проведенный анализ теории и практики менеджмента в США и Японии показывает, что каждая страна накапливает свой опыт управления, соответствующий объективным условиям и национальному менталитету. Нынешние структуры управления в России только складываются. Необходимо изучать как западный, так и восточный  варианты развития менеджмента. Наиболее рациональное необходимо использовать в России с учетом наших национальных особенностей. Россия должна выработать свою модель менеджмента, использующую как зарубежный опыт, так и отечественные достижения.
  1   2   3   4   5   6
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации