Правовые вопросы охраны природы - файл n1.doc

Правовые вопросы охраны природы
Скачать все файлы (101 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc101kb.27.01.2014 09:37скачать

n1.doc

Оглавление
Введение………………………………………………………………………….. 2

1 Экологические отношения и экологические правоотношения. Их особенности и классификация…………………………………………………. 2

2 Источники экологического права…………………………………………… 3

3 Понятие и особенности источников экологического права. Основные этапы развития экологического законодательства………………………………….. 6

4 Содержание права собственности на природные ресурсы. Полномочия собственников природных ресурсов и правовые формы их реализации….. 10

5 Юридическая ответственность за экологические правонарушения…….. 12

Заключение…………………………………………………………………….. 14

Список литературы……………………………………………………………. 15
Введение
Экологическое право - это отрасль российского права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Данное определение основано на преамбуле Федерального закона «Об охране окружающей среды», в которой отмечается: «Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации».

Предмет экологического права - общественные отношения в области охраны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности. Отличие предмета экологического права от предметов смежных отраслей - земельного, горного, водного, лесного, одной из основных задач которых также является охрана и рациональное использование окружающей природной среды, - заключается в том, что первое осуществляет регулирование отношений по рациональному использованию и охране окружающей природной среды в целом, иные же отрасли регулируют отношения, касающиеся отдельных природных объектов - земли, недр, вод, лесов и др.
1 Экологические отношения и экологические правоотношения. Их особенности и классификация
Источником основополагающих принципов экологического права является Конституция РФ. Данный комплекс конституционных норм выделяет в качестве особой конституционную функцию охраны окружающей среды, устанавливает общеправовые принципы приоритета охраны природы, закрепляет ответственность нынешнего поколения перед будущим, а также предусматривает экологический суверенитет страны, устанавливая конституционный правопорядок. Основные принципы экологического права перечислены в ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Экологическое право, как и многие другие отрасли российского права, не обладает каким-то особым, только ему присущим методом правового регулирования. Поэтому правильнее говорить не о методе экологического права, а о методах правового регулирования экологических отношений.

Метод правового регулирования общественных отношений - это особый способ воздействия на них нормами той или иной отрасли права (в данном случае - нормами экологического права).

Вообще в теории права существуют два основных метода правового регулирования общественных отношений: императивный и диспозитивный. Способами воздействия на общественные отношения являются:

-для императивного метода - запрет и предписание;

-для диспозитивного метода - напротив, способы согласования, рекомендаций.

Эти методы имеют значение для регулирования экологических отношений. Например, для периода господства командно-административной системы характерным был именно императивный метод регулирования экологических отношений. Существовала система запретов и предписаний. Соответственно при переходе к рыночным отношениям расширялось применение диспозитивного метода: предоставлялась большая свобода в производственно-хозяйственной деятельности.

Широкое применение получает экономический механизм - в виде платы за использование природных ресурсов, экономического стимулирования рационального использования и охраны окружающей природной среды и др.

Но все же до сих пор преимущественное значение имеет императивный метод в силу социальной значимости, необходимости строгого соблюдения порядка использования и охраны окружающей природной среды.
2 Источники экологического права
Источниками экологического права являются следующие правовые документы: 1) Конституция; 2) законы и кодексы в области охраны природы; 3) Указы и распоряжения Президен­та по вопросам экологии и природопользования; правительст­венные природоохранные акты; 4) нормативные акты мини­стерств и ведомств; 5) нормативные решения органов местного самоуправления.

1. Конституционные основы охраны окружающей природ­ной среды закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. Конституция провозглашает право граждан на землю и другие природные ресурсы, закрепляет пра­во каждого человека на благоприятную окружающую среду (эко­логическую безопасность) и на возмещение ущерба, причинен­ного его здоровью. Она также определяет организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов, устанавливает обязанности граждан по отношению к природе, охране ее богатств.

2. Законы и кодексы в области охраны окружающей при­родной среды составляют природоресурсную правовую основу. В их число входят Законы о земле, недрах, охране атмосферно­го воздуха, об охране и использовании животного мира и др.

Систему экологического законодательства возглавляет Фе­деральный Закон Российской Федерации «Об охране окружаю­щей среды» от 10 января 2002 г. №7 ФЗ. В вопросах охраны природной среды нормы других законов не должны противоре­чить Конституции России и данному законодательному акту.

В этом главном Федеральном законе отражены следующие вопросы в области охраны окружающей среды:

-общие положения (гл. I);

-основы управления в области охраны окружающей сре­ды (гл. II);

-права и обязанности граждан, общественных и иных не­коммерческих организаций (гл. III);

-экономическое регулирование (гл. IV);

-нормирование (гл. V);

-оценка воздействий на окружающую среду и экологичес­кая экспертиза (гл. VI);

-требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности (гл. VII);

-зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных си­туаций (гл. VIII);

-природные объекты, находящиеся под особой охраной (гл. IX);

-государственный мониторинг окружающей среды (гл. X);

-контроль в области охраны окружающей среды (эколо­гический контроль) (гл. XI);

-научные исследования (гл. XII);

-основы формирования экологической культуры (гл. XIII);

-ответственность за нарушение законодательства (гл. XIV);

-международное сотрудничество (гл. XV);

-заключительные положения (гл. XVI).

Действующий ныне Федральный закон «Об охране окружаю­щей среды» (2002г.) значительно расширяет полномочия государ­ственной власти субъектов Российской Федерации и органов мес­тного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. В частности, субъектам Федерации предос­тавлено право разрабатывать и издавать законы и иные норма­тивные акты в области охраны окружающей среды с учетом гео­графических, природных, социально-экономических и иных осо­бенностей, ограничивать и (или) запрещать хозяйственную и иную антиэкологическую деятельность на своих территориях и др.

Земельный кодекс РФ (2001 г.) регламентирует охрану зе­мель и защиту окружающей природной среды от возможного вредного воздействия при использовании земли. Основные пра­вовые функции охраны земель: сохранение и повышение пло­дородия почв, сохранение фонда сельскохозяйственных земель. Экологическими нарушениями считаются порча, загрязнение, засорение и истощение земель. Кодекс регламентирует куплю-продажу земель и совершение других земельных сделок.

Водный кодекс Российской Федерации (1995 г.) регулирует правовые отношения в области рационального использования и охраны водных объектов, устанавливает ответственность за нарушение водного законодательства. Правовые нормы направ­лены на охрану вод от загрязнения, засорения и истощения.

Правовые основы охраны атмосферного воздуха отражены в Законе РФ об охране окружающей среды (2002), а также в законе «Об охране атмосферного воздуха» (1999). Важнейши­ми общими мероприятиями охраны воздушного бассейна яв­ляются установление нормативов предельно допустимых вред­ных воздействий (ПДК) и платы за выбросы в атмосферу за­грязняющих веществ.

Закон Российской Федерации «О радиационной безопасно­сти населения» (1995) провозглашает принцип приоритета здо­ровья человека и окружающей природной среды при практиче­ском использовании и эксплуатации объектов ионизирующих излучений. Правовая защита людей, вовлеченных в сферу ис­пользования ядерных и радиационных установок, радиоактив­ных веществ и др., гарантируется данным Законом.

В случае радиационной аварии Закон гарантирует возмеще­ние ущерба здоровью и имуществу граждан, Законом устанав­ливается также компенсация за повышенный риск, связанный с проживанием вблизи ядерных и радиационных установок, в виде улучшения социально-бытовых условий населения и др.

Закон Российской Федерации «О недрах» (1992г.) устанавли­вает правовые отношения при изучении, использовании и ох­ране недр. К числу эколого-правовых нарушений, затрагиваю­щих недра как часть природной среды, Закон в первую очередь относит их загрязнение.

Основы лесного законодательства (1977г.) закрепляют тре­бования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства. Основ­ные правовые нормы направлены на использование леса как природного ресурса, воспроизводство лесов, охрану и защиту лесов и т. д.

Закон Российской Федерации «О животном мире» (1995г.). В нем содержатся эколого-правовые и административные нормы с учетом новых экономических отношений. Согласно закону к эколого-правовым нарушениям отнесены: незаконный лов ры­бы, уничтожение редких и исчезающих животных и др.

Закон Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» (1998г.) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвраще­ния их вредного воздействия на здоровье человека и окружаю­щую среду.

Важнейшие экологические требования были отражены так­же в законе РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополу­чии населения» (1999г.), «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья» (1993г.) и др.

Задачей на перспективу является написание Экологическо­го кодекса Российской Федерации, который будет представлять кодификацию всего законодательства в области охраны окру­жающей среды и природопользования и смог бы регулировать не только природоохранные проблемы, но и скорректировал все законы, касающиеся природопользования (Грачев В. А., Куд­рина И. В., 2003).

Указы и распоряжения Президента затрагивают широ­кий круг экологических вопросов. Примером могут служить Указ от 16 декабря 1993 г. о федеральных природных ресурсах или Указ от 1 апреля 1996 г. о концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.

Нормативные акты природоохранительных мини­стерств и ведомств издаются по самым разнообразным вопросам рационального использования и охраны окружающей природной среды в виде постановлений, инструкций, приказов и т. д. Они считаются обязательными для других министерств и ведомств, физических и юридических лиц.

3. Нормативные решения местных административных органов (мэрий, сельских и поселковых органов) дополняют и конкретизируют действующие нормативно-правовые акты в об­ласти охраны окружающей природной среды.
3 Понятие и особенности источников экологического права. Основные этапы развития экологического законодательства
Под источниками права вообще понимается особая форма выражения правил поведения, делающая их общеобязательными.

Нормативные правовые акты являются одним из источников права в науке юриспруденции наряду с другими источниками (правовые обычаи, судебные прецеденты). Нормативные акты подразделяются на две основные группы: законы и подзаконные акты. Источниками права являются:

1) на федеральном уровне:

-Конституция РФ;

-международные документы;

-федеральные конституционные законы;

-федеральные законы;

-акты Президента РФ (указы, распоряжения);

-акты Правительства РФ (постановления, распоряжения);

-нормативные правовые акты федеральных министерств, служб и агентств;

2) на уровне субъектов РФ:

-законодательство субъектов РФ - конституции, уставы субъектов РФ;

-законы субъектов РФ;

-акты глав субъектов РФ;

-акты органов исполнительной власти субъектов РФ;

3) на муниципальном уровне - акты местного самоуправления.

Большинство норм экологического права содержится в кодифицированных законодательных актах - земельном, лесном, водном кодексах, в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», а также в международных нормативных правовых актах. Причем согласно ст. 15 Конституции РФ международные нормативные правовые акты являются составной частью нашей правовой системы и имеют приоритетное значение. Если международным договором установлены иные правила, отличные от предусмотренных внутренним законодательством, то применяются правила международного договора.

Под источниками экологического права понимаются формы его внешнего выражения - нормативные акты, принятые уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления, регулирующие общественные отношения в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности.

Конституция РФ - основной источник экологического права. В ней определены основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство государства, органы государственной власти, их компетенция и др. Главное для экологического права то, что в Конституции содержатся основополагающие принципы, определяющие цели, порядок, методы и нормы правового регулирования экологических отношений в нашей стране.

В ст. 2 Конституции РФ определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый, согласно ст. 42, имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Земля и другие природные ресурсы, как это предусмотрено ст. 9 Конституции, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. При этом указанные природные объекты могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Предусмотрено также, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ст. 36).

Важное значение для правового регулирования экологических отношений имеют и конституционные положения, касающиеся разграничения компетенции федеральных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации. Так, в п. «д» ст. 72 предусмотрено, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры. Установлено также, что по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Поэтому субъекты Российской Федерации вправе устанавливать собственное правовое регулирование (ст. 76 Конституции РФ). Но законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. При наличии таких противоречий действует федеральный закон, принятый в полном соответствии с Конституцией Российской Федерации. В случае же противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным по вопросам вне пределов ведения Российской Федерации или совместного ведения РФ и ее субъектов, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

Ряд субъектов Российской Федерации воспользовались этим правом и приняли свои законы, например, республики Адыгея, Башкортостан, Татарстан, Карелия, Марий Эл, Северная Осетия, Тува, Хакасия, Чувашия, Саха (Якутия), области: Брянская, Омская, Орловская, Оренбургская, Ростовская, Свердловская, Приморский край и др.

Таким образом, нормы Конституции устанавливают:

-экологические права и обязанности граждан РФ (ст. ст. 42, 58);

-право собственности на землю и другие природные ресурсы (ст. ст. 9, 36);

-компетенцию государственных органов в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды (ст. ст. 71, 72, 114).

Действующая Конституция Российской Федерации создала легитимную основу российской государственности, заложила новую систему отношений между центром и регионами.

Большую роль в регулировании экологических отношений играют федеральные законы - акты высшей юридической силы, действие которых распространяется на всю территорию РФ.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» является основополагающим в системе экологического законодательства. Закон действует на всей территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне. В нем систематизированы нормы, касающиеся:

-прав граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду;

-экономического механизма охраны окружающей среды;

-нормирования качества окружающей среды;

-государственной экологической экспертизы;

-экологических требований при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов;

-чрезвычайных экологических ситуаций;

-особо охраняемых природных территорий и объектов;

-экологического контроля;

-экологического воспитания, образования, научных исследований и др.

Отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются земельным, водным и иными отраслями законодательства. Законодательные источники экологического права подразделяются на кодифицированные законодательные акты и иные экологические законы. К первым ныне относятся Земельный, Лесной, Водный кодексы Российской Федерации. Эти кодексы являются актами отраслевой кодификации экологического права. Ко второй группе относятся Закон «Об охране окружающей среды», Федеральные законы «О недрах», «О животном мире», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», «Об особо охраняемых природных территориях», а также некоторые другие. Кроме того, к источникам экологического права относятся акты других отраслей законодательства, если они содержат правовые нормы, затрагивающие экологические отношения.

Правовые нормы, устанавливающие ответственность за нарушение экологического законодательства содержатся в Уголовном кодексе РФ, в Кодексе РФ об административных правонарушениях и др.

Особое место занимают международные договоры, которые подробно изучаются в специальной части курса экологического права, а также в рамках международного публичного права.

Периодизация развития экологического законодательства может быть осуществлена по различным основаниям. Но если за основу ее взять развитие и углубление самого понятия охраны окружающей природной среды, то довольно четко выделяются три основных этапа.

Первый этап, который можно условно назвать консервационным, охватывает конец XIX века и первую половину XX века. В этот период, особенно в начальной его стадии, под охраной природы понимали не охрану окружающей природной среды в целом, а в основном охрану редких и исчезающих видов животных и растений. Для этих целей начали создаваться различного рода заповедники, заказники, резерваты, национальные парки и т. п. Так, в центре внимания на первой международной конференции в Берне в 1913 году, созванной по инициативе швейцарского ученого Поля Саразена, была охрана дикой фауны от хищнического истребления ее в погоне за максимальной прибылью в условиях ничем не ограниченной беспощадной эксплуатации ее. Именно в этот период и в России создаются первые заповедники - Баргузинский, Астраханский и др.

Второй этап - от середины XX века до восьмидесятых годов - характеризуется значительным расширением самого понимания охраны природы, под который в этот период понимается не только и не столько охрана исчезающих видов животных и растений, а охрана всех природных ресурсов как таковых. Поэтому этот этап в развитии экологического законодательства можно назвать, конечно, также условно - природоресурсовый. В данный период (1957-1963 гг.) в тогдашних союзных республиках, в том числе и в Российской Федерации, были приняты законы об охране природы. Законом «Об охране природы в РСФСР» под охрану были поставлены практически все природные ресурсы, а не только исчезающие и редкие животные и растения, включая атмосферный воздух, типичные ландшафты, редкие и достопримечательные природные объекты, что, хотя и не являлось природным ресурсом в собственном смысле этого слова, но представляло значительный экологический интерес.

Третий этап - примерно с начала восьмидесятых годов и по настоящее время - характеризуется всеохватывающим понимаем охраны окружающей природной среды, а не только природных ресурсов. Речь, таким образом, идет об охране самой природной среды обитания человека, что является не только неприменным условием дальнейшего прогресса нашей цивилизации, но и самого ее существования. Именно в этот период, который мы называем экологическим, появилось само понятие экологического права, были введены учебные курсы по экологическому праву во многих учебных заведениях, и не только юридических.
4 Содержание права собственности на природные ресурсы. Полномочия собственников природных ресурсов и правовые формы их реализации
В содержание права собственности на природные ресурсы входят правомочия владения, пользования и распоряжения.

Право владения означает закрепленную законом возможность фактического обладания природным объектом, хозяйственного господства над ним.

Право пользования - это юридическая возможность извлекать из природного объекта пользу, его полезные свойства, то есть возможность хозяйственной и иной эксплуатации, разработки природного объекта с целью удовлетворения определенных потребностей.

Право распоряжения предполагает возможность в установленных законом пределах определять юридическое положение природного объекта, включая его отчуждение.

Согласно гражданскому законодательству собственник вправе по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, совершать в отношении него любые действия, не противоречащие закону (ст. 209 Гражданского кодекса РФ).

Вместе с тем в сфере экологических отношений реализация указанных правомочий имеет существенные особенности, связанные как со спецификой объектов собственности (природные ресурсы), так и с видами ее субъектов (государство, организации, граждане).

Природные ресурсы - особые объекты права собственности, которые не обладают изначальной стоимостью в силу своего естественного происхождения, они ограничены в пространственном отношении, а также имеют особое значение для обеспечения качества окружающей среды, являются основой устойчивого социально-экономического развития общества и благосостояния человека. Конституция РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9).

Поэтому состояние и использование природных ресурсов и окружающей среды в целом - сфера не только и не столько частных, сколько публичных интересов, что предполагает вмешательство государства в регулирование отношений собственности на природные ресурсы, установление законодательных ограничений для осуществления составляющих ее правомочий. Как отмечается в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, принятой на основе документов Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г., в современных условиях повышается роль государства-гаранта сохранности окружающей среды и экологической безопасности, действенность государственного управления и контроля в области охраны природы.

Учитывая большую экологическую и социально-экономическую ценность природных ресурсов, законодательство предусматривает, что владение, пользование и распоряжение ими в той мере, в какой их оборот допус­кается законом, осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде (ст. 36 Конституции РФ, ст.209 Гражданского кодекса РФ).

В силу рассмотренных причин законодательство предусматривает, что при осуществлении владения и пользования природными ресурсами субъекты должны выполнять обязанности по их рациональной эксплуатации и воспроизводству, соблюдать экологические требования по их охране от загрязнения, истощения и уничтожения, по защите окружающей среды от вредного влияния своей деятельности.

Законом также установлены определенные ограничения в сфере распоряжения природными ресурсами, которые выражаются в определении его особого порядка и пределов, что обусловлено необходимостью сочетания экономических и экологических интересов общества. Например, правила регистрации сделок с землей, установление максимальных размеров земельных участков и целевого характера их использования, ограничение оборота сельскохозяйственных земель и др. Большая часть природных ресурсов вообще изъята из гражданского оборота, поскольку они являются государственной собственностью (лесной и водный фонды, недра, животный мир и др.).

Следует иметь в виду, что правовой режим некоторых видов природных ресурсов в связи с их естественными свойствами достаточно сложно или вообще невозможно рассматривать в рамках отношений собственности. Так, законом не регулируется право собственности на атмосферный воздух, а по поводу права собственности на водные объекты в Водном кодексе РФ говорится, что понятие владения неприменимо во всей полноте к водным объектам, так как сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена (ст. 31).

Своеобразие положения государства как субъекта права собственности на природные ресурсы состоит в том, что его правомочия владения и пользования находят свое реальное воплощение в хозяйственной и иной деятельности предприятий, организаций и граждан, которым государство передает природные ресурсы для использования. А правомочие распоряжения осуществляется государством в основном через управленческие функции его компетентных органов по определению правового режима природных ресурсов, их предоставлению и изъятию, контролю за использованием и охраной окружающей природной среды и др.

Особенности реализации юридическими лицами правомочий по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами обусловлены характером деятельности этих организаций и зависят от их правоспособно­сти, определенной в уставах и других учредительных документах.
5 Юридическая ответственность за экологические правонарушения
Юридическая ответственность за экологические право­нарушения является одной из форм государственного принуж­дения; ее задача — обеспечить реализацию экологических ин­тересов в принудительном порядке. Наиболее успешно эта за­дача решается в тех субъектах Российской Федерации, которые имеют в своем составе межрайонные природоохранные проку­ратуры. Наличие специализированного прокурорского надзо­ра в сфере экологии позволяет выявлять во много раз больше экологических правонарушений, чем в районах, где таких про­куратур нет.

Экологические правонарушения различны по своему соста­ву, но всегда складываются в сфере природы: будь то загрязне­ние природной среды, незаконная порубка леса или нарушение законодательства о континентальном шельфе. Наибольшее чис­ло экономических правонарушений связано с охраной и исполь­зованием животного мира (охота и рыболовство) и с охраной атмосферного воздуха.

Общий критерий всех экологических нарушений — причи­нение вреда окружающей природной среде. В тех случаях, ко­гда вред наносят не природной среде, а среде обитания челове­ка, например, сверх нормативов загрязняют воздух в произ­водственных помещениях, говорят о санитарных правонаруше­ниях.

Экологические правонарушения, не относящиеся к катего­рии общественно опасных, именуют экологическими проступ­ками. Если же они представляют общественную опасность, по­сягают на экологическую безопасность общества, причиняют ощутимый вред окружающей природной среде и здоровью че­ловека, их относят к категории экологических преступлений.

Согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды» (2002г.) различают следующие виды ответственности за экологические правонарушения: дисциплинарную, административную, уголов­ную, материальную.

Дисциплинарные наказания (предупреждение, выговор, строгий выговор, понижение в должности и в окладе, уволь­нение с работы) налагаются на должностные лица, рабочих и служащих руководителем предприятия, организации, учреж­дения за невыполнение ими своих производственных обязан­ностей, связанных с правовой охраной окружающей природ­ной среды.

При этом следует учитывать два важных момента: 1) дис­циплинарная ответственность может наступить лишь за нару­шение экологических правил, исполнение которых входило в круг должностных обязанностей нарушителя. Так, например, нельзя привлекать к ответственности водителя за выпуск в экс­плуатацию автомобиля, у которого содержание загрязняющих веществ превышало установленные нормы, поскольку испол­нительный контроль за этот выпуск не входит в число води­тельских обязанностей; 2) недопустимо наказывать в дисцип­линарном порядке лиц, которые нарушают экологические пра­вила во внерабочее время.

К административной ответственности могут быть привле­чены организации, предприятия, должностные лица, отдель­ные граждане. Административная ответственность устанав­ливается за противоправное действие или бездействие, нару­шающее законодательство об охране окружающей природной среды. К их числу относятся порча, повреждение, уничтоже­ние природных объектов, несоблюдение экологических требо­ваний при захоронении вредных веществ и т. д.

Наиболее распространенная мера административного взы­скания — денежный штраф, кроме того, применяются преду­преждения, общественное порицание, изъятие орудий и средств совершения правонарушения, конфискация незаконно добытой продукции и т. д.

Мера административной ответственности определяется специально уполномоченными на то органами Минприроды Рос­сии и др.

За экологические правонарушения, которые отличаются наи­высшей степенью общественной опасности и тяжелыми послед­ствиями, предусмотрена уголовная ответственность (лише­ние свободы, конфискация имущества, крупный денежный штраф и т. п.). Применение мер этого вида ответственности за экологические преступления определяется Уголовным кодек­сом. Единственным основанием назначения уголовного нака­зания является приговор суда.

К тяжелым экологическим преступлениям относится, на­пример, умышленное уничтожение или повреждение лесных массивов путем поджога. Менее тяжкими преступлениями счи­таются загрязнение водоемов и атмосферного воздуха, неза­конная порубка леса, незаконная охота и некоторые другие.

Все предприятия и граждане, причинившие вред окружаю­щей природной среде, здоровью и имуществу других граждан и народному хозяйству, обязаны возместить его в полном объ­еме. Должностные лица, по вине которых предприятие понес­ло расходы по возмещению вреда, несут материальную ответ­ственность.
Заключение
Таким образом, экологическое правонарушение это противоправное, виновное, общественно опасное и социально значимое деяние, посягающее на утвердившиеся экологические общественные отношения. Оно причиняет вред окружающей среде, здоровью и имуществу людей, экологическому правопорядку и влечёт за собой юридическую ответственность, установленную в нормах экологического права и другом отраслевом законодательстве РФ.

В состав любого экологического правонарушения включаются такие элементы, как объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Объектом экологических правонарушений являются отношения в области окружающей среды, урегулированные нормами экологического права. Объективная сторона экологического правонарушения представляет собой действие или бездействие, посягающее на окружающую природную среду, защита которой осуществляется соответствующими правовыми актами. Субъектами экологических правонарушений являются физические, должностные и юридические лица. Субъективную сторону экологических правонарушений составляют вина в форме умысла (прямого или косвенного) либо неосторожности.

В литературе, как нами уже отмечалось, классификация экологических правонарушений осуществляется по разным основаниям. Так, их разграничение проводится по основным элементам состава экологического правонарушения: субъекту, субъективной стороне, объекту, объективной стороне, по видам природных объектов, охраняемых законом (земельные, водные, лесные), по способам причинения вреда (загрязнение, истощение, засорение, уничтожение и т.п.) и по другим основаниям.

Список литературы
1 Экология. Издание 6-е, дополнено и переработано. – Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2003.-576с. (Серия «Высшее образование».)

Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации