Понятие безработного. Пособие по безработице - файл n1.doc

Понятие безработного. Пособие по безработице
Скачать все файлы (160 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc160kb.01.04.2014 06:32скачать

n1.doc



Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Кафедра трудового права, гражданского и арбитражного процесса




КУРСОВАЯ РАБОТА


по дисциплине «трудовое право»

на тему «Понятие безработного. Пособие по безработице»


Специальность (направление подготовки) Юриспруденция

Автор работы (проекта) ____________ подпись, дата

Группа ЗЮ-14 Д
Руководитель работы кандидат исторических наук, доц.

_____________ подпись, дата


Работа (проект) защищена ________________________


Оценка _____________________
Председатель комиссии: ____________________________________________
Члены комиссии: ____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________


Курск, 2012 г.
Оглавление


Кафедра трудового права, гражданского и арбитражного процесса 1

Косульникова М.Л. Социальная поддержка безработных граждан // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2009. № 4. – С. 26. 3

Локтюхина Н.В. Профилактика безработицы. Перспективы системы защиты занятости работников, находящихся под угрозой увольнения // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2010. № 4. – С. 15-17. 4

28

30


Введение
Как известно, осуществляемый в России переход от планово-командных к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем, таких как создание обширного сектора теневой экономики, рэкет, бесконтрольная приватизация и т.д. Одной из них является проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми и их производственной деятельностью. «На современном этапе развития российской экономики конкуренция на рынке труда такова, что не всегда есть возможность найти соответствующую работу даже достаточно квалифицированным работникам, если на определенную специальность нет спроса» 1. К тому же экономический кризис, пик которого пришелся на конец 2008 года – начало 2009 года, отнюдь не способствовал стабильности в обществе. Многие предприятия вынуждены были идти по пути крайней экономии времени, ресурсов и затрат. У некоторых работодателей просто не было иного пути сокращения затрат, кроме увольнения сотрудников. В свою очередь многие уволенные работники подолгу не могли найти подходящую по специальности и по уровню заработка работу. Официальная статистика была приведена главой Минздравсоцразвития Татьяной Голиковой. По ее словам, в конце декабря 2008 года в России было официально зарегистрировано 1,45 миллиона безработных. В 2009 году число зарегистрированных безработных составило около 2,2 миллиона человек, а на октябрь 2012 года – 4,1 миллиона человек, что составило 5,3% от численности экономически активного населения. И это только официальные данные 2.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что безработица является не только явлением отсутствия работы, а социальной катастрофой, оказывающей на безработного гражданина мощное и разрушительное влияние. Это влияние сказывается на экономическом, социальном и психологическом состоянии людей. В связи с этим необходима активизация усилий государства, работодателей, органов местного самоуправления введения в России эффективных организационно-правовых и экономически обоснованных механизмов материального обеспечения лиц, которые в силу объективных обстоятельств не являются конкурентоспособными на рынке труда или потеряли работу 1. Большое значение уделяется тому, чтобы безработный гражданин приобретал правовой статус, то есть был наделен правами и обязанностями в сфере труда, что позволит ему реализовать свое право на труд и социальную защиту от безработицы. Закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 28.07.2012) призван регулировать вопросы социальной поддержки безработных: «Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы».

В процессе подготовки данной курсовой работы был переработан массив правовой литературы, в том числе периодических изданий. Работа построена в строгом соответствии с последними изменениями законодательства.

Следует отметить, что работ, в которых рассматриваются вопросы изучения правового статуса безработного достаточно много. Их внимание, в основном, сосредоточено на мерах по устранению безработицы, а также защиту безработных граждан. Изучением этого вопроса занимались такие ученые-правоведы и социологи, как М.Л. Косульникова, Н.В. Локтюхина, М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова, М.Г. Суховская, В.В.Цуриков, Г.М. Зущина, Р.М.Султанова, В.И. Власов, А.А. Соловьев, Г.В. Сулейманова, Е.Е. Мачульская, Ж.А. Горбачева, А.С. Пашков, Н.В. Пашин, Е.В. Магницкая  и др.

Целью данной курсовой работы является изучение актуальных вопросов правового регулирования правового статуса безработного по российскому законодательству. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд задач:

– рассмотреть понятие безработного;

– изучить права и обязанности безработного;

– произвести анализ социальных гарантий безработным в нашей стране;

– ознакомиться с условиями выплаты пособия по безработице;

– разобрать условия прекращения и приостановления пособия по безработице.

Цели и задачи исследования, специфика материала определили структуру курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.


Глава 1. Правовой статус безработного

1.1. Понятие безработного
Прежде чем рассмотреть понятие безработного гражданина, необходимо определиться, что же означает безработица. Безработица – это социальное явление, характерное почти для всех стран. Она вызывается различными причинами и оказывает отрицательное воздействие, как на конкретного гражданина, так и на положение государства в целом. Оценка реальной ситуации в сфере занятости, а также международный опыт позволяют утверждать, что безработица в пределах 5-7% от экономически активного населения не только неизбежна, но и вполне приемлема, поскольку совместима с поддержанием нормальной социально-экономической жизни в стране. Тем не менее, безработица для любого государства – важная социальная проблема 1.

В России существует целый слой населения, не занятый какой-либо деятельностью. Но не все неработающие граждане получают пособие по безработице. В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, которые ищут такую работу и готовы приступить к ней. Отсюда следует, что безработным может быть признан только гражданин, который не является занятым. Поэтому признание гражданина занятым лишает его возможности получить статус безработного 2.

В связи с изложенным из приведенного правового понятия безработного гражданина можно выделить следующие обстоятельства, доказанность которых влечет возникновение права на признание безработным.

1). Трудоспособность гражданина. В п. 3 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» наличие у гражданина трудоспособности презюмируется по достижении возраста 16 лет. По достижении данного возраста гражданин в силу законодательства о занятости населения считается трудоспособным. Поэтому на него не может быть возложена обязанность по доказыванию наличия у него трудоспособности. Нельзя не заметить, что в ст. 63 ТК РФ установлен общий возраст для поступления на работу в 16 лет. Однако для отдельных категорий работников возраст для поступления на работу в этой статье снижен до 15 и 14 лет, а отдельные категории работников могут быть привлечены к творческим видам занятости и до достижения возраста 14 лет. Следовательно, в отдельных случаях законодательство признает трудоспособными лиц, достигших 15 лет, 14 лет, а иногда и не достигших 14 лет. По отношению к этим лицам Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в части признания трудоспособными исключительно лиц, достигших возраста 16 лет, вступает в противоречие со ст. 63 ТК РФ, которая признает при определенных в ней обстоятельствах трудоспособными лиц, достигших 15 лет, 14 лет, а в отдельных случаях и не достигших возраста 14 лет. Данное противоречие следует разрешать путем применения ст. 63 ТК РФ, который в силу требований ст. 5 ТК РФ имеет приоритет перед другими федеральными законами в сфере труда, в том числе и перед Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации». В связи с изложенным трудоспособные граждане, которые не достигли возраста 16 лет, могут требовать признания за ними статуса безработного гражданина при доказанности других обстоятельств, характеризующих данное правовое понятие.

2). Обстоятельством, характеризующим правовое понятие безработного гражданина, является отсутствие у него работы и заработка. То есть безработный гражданин не может быть занятым. «Признание гражданина занятым свидетельствует о наличии у него работы и заработка, что исключает возможность признания его безработным гражданином» 1. Доказательством, подтверждающим рассматриваемое обстоятельство, могут быть трудовая книжка, в которой отсутствует запись о приеме на работу, справка органов Пенсионного фонда РФ об отсутствии взносов, которые выплачиваются за занятых граждан.

3). К числу обстоятельств, характеризующих правовое понятие безработных граждан, относится регистрация в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы. Порядок регистрации безработных граждан утвержден Постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 г № № 891 «О порядке регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы». Данный порядок предусматривает два вида регистрации безработных граждан. Во-первых, в нем предусмотрена первичная регистрация безработных граждан. Во-вторых, им установлена регистрация граждан в качестве безработных. Нельзя не заметить, что из правового понятия безработного гражданина вытекает один вид регистрации в органах службы занятости – регистрация в целях поиска подходящей работы. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что введение первичной регистрации безработных граждан вступает в противоречие с п. 1 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», в котором дано понятие безработного гражданина. Причем из понятия «первичная регистрация безработных граждан» напрашивается вывод о том, что гражданин является безработным. Рассматриваемое противоречие следует разрешать в пользу применения п. 1 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», который имеет большую юридическую силу по отношению к Постановлению Правительства, являющемуся подзаконным нормативным правовым актом. В силу требований названного Закона органы службы занятости должны осуществлять регистрацию безработных граждан с целью поиска подходящей работы. В п. 7 Порядка регистрации безработных граждан перечислены документы, которые представляются безработными гражданами для регистрации в целях поиска подходящей работы. К их числу относятся: а) паспорт или документ, его заменяющий; б) трудовая книжка или документ, ее заменяющий; в) документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию; г) справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы; д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации.

Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, а также документ об образовании.

Инвалиды в дополнение к указанным документам предъявляют трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда или индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданные в установленном порядке. Другие граждане, имеющие ограничения в трудовой деятельности по состоянию здоровья, предъявляют соответствующие документы, выданные в установленном порядке.

После предоставления перечисленных документов у гражданина возникает право на регистрацию в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы. В свою очередь, у соответствующего органа службы занятости возникает корреспондирующая данному праву обязанность по проведению такой регистрации.

4). К числу обстоятельств, характеризующих правовое понятие безработного, относится готовность гражданина приступить к подходящей работе. Отказ гражданина от трудоустройства служит основанием для лишения его статуса безработного, за исключением случаев, когда предлагаемые гражданину варианты трудоустройства не являются для него подходящей работой. Возложение на гражданина обязанности трудоустроиться на подходящей работе как условия его признания безработным не может рассматриваться в качестве нарушения принципа свободного распоряжения своими способностями к труду, который закреплен в ст. 37 Конституции РФ. Гражданин получает статус безработного в силу того, что полномочные органы не могут обеспечить его подходящей работой и по этой причине он лишается возможности получить средства для существования. Отказ гражданина от трудоустройства на подходящей работе свидетельствует об исполнении органами службы занятости своей обязанности по предоставлению гражданину подходящей работы. Тогда как гражданин вправе отказаться от любого варианта трудоустройства, то есть свободно распорядиться своими способностями к труду. Отказ от реализации права на трудоустройство не может влечь возникновения корреспондирующей данному праву обязанности.

В связи с изложенным условие о готовности гражданина приступить к подходящей работе как атрибут для его признания безработным не может рассматриваться в качестве ограничения права гражданина на свободное распоряжение своими способностями к труду. Ведь отказ гражданина от трудоустройства на подходящей работе не влечет для него неблагоприятных последствий. Поэтому трудоустройство остается правом, а не обязанностью гражданина. Однако отказ от его реализации не может влечь возникновение корреспондирующих данному праву обязанностей.
1.2. Права и обязанности безработного
Правовой статус безработного гражданина состоит из прав и обязанностей, которые носят корреспондирующий характер. Праву безработного гражданина на получение подходящей работы корреспондирует обязанность соответствующего органа службы занятости предоставить ему возможность получить информацию об имеющихся вариантах подходящей работы. С момента получения гражданином статуса безработного, между ним и государством в лице органов службы занятости возникают взаимные права и обязанности.

Закон о занятости закрепляет широкий спектр прав граждан, признанных в установленном порядке безработными, которые условно можно подразделить на две группы 1:

1) правомочия, направленные на реализацию права на труд;

2) правомочия, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы.

Согласно закону РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 28.07.2012) «О занятости населения в Российской Федерации», право граждан на труд может быть реализовано как путем прямого обращения к работодателям, так и через бесплатное посредничество службы занятости. В первом случае оно осуществляется путем заключения трудового договора (контракта). Во втором случае обращение граждан к службе занятости порождает обязанность соответствующих государственных органов зарегистрировать гражданина в качестве безработного и оказать ему посреднические услуги при поиске подходящей работы. Именно в этом втором смысле право на трудоустройство приобретает характер субъективного права, составляющего правовой статус безработного 1.

Право на трудоустройство может быть реализовано различным образом и включает в себя следующие правомочия безработного: 1) право на получение подходящей работы; 2) право на выбор места работы, в том числе возможность трудоустройства в другой местности, а также право на профессиональную деятельность за пределами территории Российской; 3) право на бесплатные консультационные услуги, профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости; 4) право на участие в общественных оплачиваемых работах.

Правомочия, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы, также закреплены в Законе о занятости и предусматривают возможность для безработного получать следующие социальные гарантии и компенсации: 1) пособие по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; 2) стипендия на период обучения по направлению службы занятости; 3 материальная помощь безработным и членам из семей; 4) назначение досрочной пенсии безработным; 5) организация отдыха и лечения детей безработных граждан; 6) возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости; 7) оплата стоимости проезда (до места обучения и обратно) и расходов, связанных с проживанием граждан, направленных службой занятости на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку в другую местность.

К этой группе как и к предыдущей можно отнести общественные работы, потому как они являются не только возможностью осуществить право на труд, но и направлены на поддержку безработного.1

Но у безработных, помимо правомочий, существует ряд обязанностей. Рассказывая об услугах в сфере занятости, чаще всего мы говорим о правах безработных граждан и о государственных гарантиях в этой области и как-то редко вспоминаем об обязанностях безработных, хотя законодательством о занятости предусмотрены не только права, но и определенные обязанности безработных граждан.

Поскольку закон относит к числу безработных тех трудоспособных граждан, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней, то и обязанности безработных определяются этими требованиями. Обращаясь за содействием в государственную службу занятости, гражданин обязан сообщить определенные сведения о себе и своей семье. На основании этих сведений принимается решение о признании гражданина безработными назначении ему пособия по безработице. Безработные граждане обязаны активно содействовать своему трудоустройству, безработный должен регулярно, не реже двух раз в месяц проходить перерегистрацию в органах службы занятости; заранее сообщать о длительном отсутствии по месту регистрации в качестве безработного, явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу) и на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости; безработный должен соглашаться на предложение подходящей работы, информировать органы по вопросам занятости о своих действиях по вопросам самостоятельного поиска работы и трудоустройства, в том числе о работе временного характера.

Невыполнение безработным возложенных на него обязанностей влечет за собой меры ответственности, предусмотренные Законом о занятости. Эти меры ответственности могут быть как традиционными, гражданско-правовыми (взыскание в судебном порядке недобросовестно полученного пособия по безработице), так и специфическими, присущими только данному правовому институту. К числу таких специфических мер относится приостановка выплаты пособия по безработице на срок до трех месяцев, снижение его размера на 25% на срок до одного месяца и как самая суровая мера наказания - лишение статуса безработного с одновременным прекращением выплаты пособия по безработице. В соответствии со ст. 11 Закона о занятости граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (см. закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 28.07.2012) «О занятости населения в Российской Федерации»).

Таким образом, правовой статус безработного гражданина состоит из прав и обязанностей, которые носят корреспондирующий характер. Праву безработного гражданина на получение подходящей работы корреспондирует обязанность соответствующего органа службы занятости предоставить ему возможность получить информацию об имеющихся вариантах подходящей работы. Перечень прав безработных граждан и корреспондирующих им обязанностей органов службы занятости не является исчерпывающим, он может быть расширен в региональном законодательстве, а также в актах органов местного самоуправления. Обращаясь за содействием в государственную службу за­нятости, гражданин должен сообщить определенные сведения о себе и своей семье. На основании этих сведений принимается решение о признании гражданина безработным и назначении ему пособия по безработице. Если же безработный поступил недобросовестно и получал пособие обманным путем, то вы­плата пособия по безработице может быть прекращена с одно­временным снятием с учета в качестве безработного. Исходя из обязанностей безработного гражданина, следует отметить, что безусловное выполнение безработными гражданами всех возложенных на них законом обязанностей является одним из определяющих условий обеспечения их работой в наиболее краткие сроки.
Глава 2. Социальные гарантии и компенсации безработным

2.1 Виды социальных гарантий
Социальными гарантиями называются те материальные усло­вия, которые государство, общество может обеспечить граждани­ну при потере им работы и безработице. Уровень этих социальных гарантий зависит от возможностей страны на данном этапе развития.

Согласно Международному пакту ООН об экономических, социальных и культурных правах, каждый человек име­ет право на труд, включающее его право на получение возмож­ности зарабатывать на жизнь трудом, а государство должно при­нимать меры в целях полного осуществления этого права. Поэтому при безработице (потере работы) государство берет на себя обязанность осуществлять соответствующую социальную помощь.1

В соответствии со ст. 28 Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации» государство гарантирует безработным гражданам:

В полномочия службы занятости входят оказание психологической поддержки и социальная адаптация безработных граждан. При этом Административный регламент предоставления государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 27.11.2007 № 726. В свою очередь, Административный регламент предоставления государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда прописан в Приказе Минздравсоцразвития России от 07.06.2007 № 400.

При этом, согласно закону РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 28.07.2012) «О занятости населения в Российской Федерации», время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не прерывают трудового стажа.

Закон о занятости не относит материальную помощь безработным к гарантиям социальной поддержки, а именно в ст. 28 «Гарантии социальной поддержки безработных» о ней ничего не говорится. Наверняка это обусловлено тем, что оказание материальной и иной помощи безработным осуществляется по усмотрению службы занятости, это не обязательная выплата.

2.2 Пособие по безработице
Каждый гражданин, являющийся безработным, имеет право на получение финансовой помощи – пособия по безработице. Пособие по безработице - гарантированная государством материальная поддержка безработных в форме периодических выплат. Выплата пособия по безработице осуществляется за счет средств федерального бюджета.1

Гарантии социальной поддержки безработных граждан установлены Законом Российской Федерации 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 28.07.2012) «О занятости населения в Российской Федерации». Статьей 28 этого Закона определено, что государство гарантирует безработным, в частности, выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного. Пособие по безработице имеют право получать граждане, за­регистрированные органом службы занятости как безработные, уволенные по любым основаниям, и впервые ищущие работу. Ре­шение о выплате пособия принимается одновременно с решением органа службы занятости о признании гражданина безработным, т. е. на третьем этапе регистрации.

Решение о назначении пособия по безработице принимается органами службы занятости о признании гражданина безработным на основании его личного заявления. При этом решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Начисляется гражданам пособие по безработице с первого дня признания их безработными. Гражданам, уволенным из организаций в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации и признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия), пособие по безработице начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода.

Согласно п. 4 ст. 31 Закона РФ «О занятости населения в РФ» каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. Для определенных категорий граждан каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать шесть месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев.

Безработные граждане, не трудоустроенные по истечении первого периода выплаты пособия по безработице, имеют право на повторное получение пособия по безработице, если иное не предусмотрено Законом. Пособие выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.

Гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый трудовой стаж, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности.

Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Пособие по безработице не выплачивается во время:

– отпуска по беременности и родам, поскольку в это время женщина получает соответствующее пособие;

– выезда безработного из места постоянного проживания для обучения в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования;

– призыва безработного на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.

Эти периоды продлевают общий срок выплаты пособия по безработице, то есть не уменьшают количество месяцев выплаты пособия.

Может так случиться, что по истечении общего периода выплаты пособия по безработице (18 или 36 месяцев) гражданин так и не трудоустроится. Следует проследить, какие действия предпринимает орган занятости, помимо того что прекращает выплату пособия такому гражданину, в частности, снимает ли он его с регистрационного учета.

Выплата пособия по безработице может быть урезана, приостановлена или прекращена 1.

По решению органа занятости безработному могут:

1) сократить на 25% размер выплачиваемого пособия на срок до 1 месяца;

2) приостановить выплату пособия на срок до 3 месяцев;

3) вообще прекратить выплачивать пособие, одновременно сняв с учета в качестве безработного.

О принятии любого из указанных решений центр занятости обязательно должен уведомить безработного. Данные решения следует отобразить в таблице.
2.3 Прекращение и приостановление пособия по безработице
Содержащиеся в любой отрасли права правовые нормы сами по себе не порождают, не изменяют и не прекращают правоотношений. Для этого необходимо наступление предусмотренных правовыми нормами обстоятельств, которые называются юридическими фактами. Поэтому юридические факты выступают в качестве связующего звена между правовой нормой и социальным правоотношением. Без юридических фактов не устанавливается, не изменяется и не прекращается ни одно правоотношение.

Органам службы занятости населения в соответствии со ст.35 закона о занятости предоставляется право, при наличии определенных обстоятельств, прекращения выплаты пособия, приостановления выплаты пособия на определенное время, а также сокращения размера пособия на определенный период времени.

Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях:

– признания гражданина занятым;

– прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;

– длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;

– переезда безработного в другую местность;

– попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем. Получение гражданином пособия по безработице обманным путем предполагает наличие следующих условий: предоставление в службу занятости фиктивных документов, позволяющих безработному получать пособие, вины гражданина в форме умысла, причинной связи между действием гражданина и наступившим последствием – выплатой пособия по безработице.

– осуждения лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы;

– назначения в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет.

Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:

– отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;

– отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволившихся по собственному желанию без уважительных причин более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы;

– явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ.

– увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия.

– нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного. Служба занятости может устанавливать различные сроки прохождения безработными перерегистрации, в том числе с указанием определенного периода времени, в течение которого гражданин должен пройти перерегистрацию, а также с указанием конкретного дня и часа посещения центра.

– самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости.

Подробнее характеристику оснований для сокращения и приостановления выплаты пособия по безработице см. в приложении курсовой работы.

Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице и не засчитывается в общий трудовой стаж.

Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25 процентов на срок до одного месяца в случаях неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости или отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).

Выплата пособия по безработице не производится в периоды отпуска по беременности и родам, выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования, а также призыва безработного на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.

Указанные периоды не засчитываются в общий период выплаты пособия по безработице, но продлевают его. О всех решениях, которые принимаются органами службы занятости в отношении пособия по безработице (прекращение, приостановка выплаты, снижение размера пособия), безработный гражданин должен быть уведомлен в обязательном порядке.

Срок, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия и не продлевает его.

Указанные меры дисциплинируют безработных. О решении о прекращении, приостановлении или сокраще­нии размера выплаты пособия по безработице орган службы за­нятости должен уведомить безработного.

Помимо совершения виновных действий, есть несколько объективных оснований, когда гражданину перестают выплачивать пособие по безработице. Это:

– устройство на работу;

– прохождение профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению центра занятости с выплатой стипендии;

– переезд безработного в другую местность;

– назначение пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет, а также назначение пенсии при отсутствии возможности для трудоустройства безработным мужчинам старше 58 лет и женщинам старше 53 лет;

– отказ от посредничества центра занятости (по письменному заявлению безработного);

– смерть безработного.

Таким образом, мы можем утверждать, что активная защита занятости в отношении работников, находящихся под угрозой увольнений или уволенных, а также оставшихся без работы по иным причинам, представляется особенно значимой, учитывая потенциальную нагрузку на рынок труда, которую несут такие обстоятельства. В целом более эффективно, в том числе и с финансовой точки зрения, осуществлять профилактику безработицы, а не борьбу с ее негативными социально-экономическими последствиями. Безработицу следует предупреждать и данное мероприятие должно стать не разовой антикризисной мерой, а целостной системой, работающей при любом состоянии экономики.

Меры, которые направлены на защиту безработного гражданина, должны быть четко разработанными, не поддаваться критике и обсуждению. Защита занятости должна осуществляться не только на уровне государства и ограничиваться в рамках конкретного предприятия, но и сам работник, который находится по каким-то причинам под риском увольнения, либо остался без работы и заработка не должен сидеть, сложа руки и ждать, что все решится само собой, он должен препятствовать поиску работы.

В свою очередь просто необходимо безработному зарегистрироваться в органах службы занятости для приобретения статуса безработного. Статус безработного позволяет гражданину получить поддержку от государства в виде пособий, а также в кротчайшие сроки реализовать (восстановить) свое право на труд. Правовой статус, который приобретает безработный гражданин, является необходимым элементом поддержания жизнедеятельности.

Следует отметить, что правовой статус безработного гражданина, включающий в себя права и обязанности должен стать в каком-то смысле слова опорой, лучом света в поддержании жизнеспособного состояния безработных. И в свою очередь, органы службы занятости населения должны приложить все усилия, чтобы помочь безработному получить статус безработного, и тем самым в ближайшее время реализовать его право на труд.

Заключение
Таким образом, нами было изучено понятие безработицы, статуса безработного и социальных гарантий, предоставляемых ему государством. Исходя из полученного нами анализа, по курсовой работе можно сделать следующие выводы.

Осуществляемый в России переход от планово-командных к рыночным отношениям породил одну из основных социально-экономических проблем – проблему занятости, которая неразрывно связана с людьми и их производственной деятельностью. Безработица является не только явлением отсутствия работы, а социальной катастрофой, оказывающей на безработного гражданина отрицательное влияние. В связи с этим необходима активизация усилий государства, работодателей, органов местного самоуправления введения в России эффективных организационно-правовых и экономически обоснованных механизмов материального обеспечения лиц, которые в силу объективных обстоятельств не являются конкурентоспособными на рынке труда или потеряли работу.

Государственное регулирование обеспечения занятости и трудоустройства является не только защитой и помощью ищущим работу, но и одним из способов их трудоустройства. Государство признает право каждого на достаточный жизненный уровень и берет на себя обязанность осуществлять соответствующую социальную помощь. Одним из основных средств помощи безработным является пособие по безработице – денежная сумма, периодически выплачиваемая в порядке социальной защиты из соответствующего государственного фонда физическому лицу, признанному безработным по закону. Закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 28.07.2012) призван регулировать вопросы социальной поддержки безработных: «Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы».

Была выполнена целью данной курсовой работы – изучение актуальных вопросов правового регулирования правового статуса безработного по российскому законодательству. Для достижения поставленной цели необходимо нами был решен ряд задач:

– рассмотреть понятие безработного;

– изучить права и обязанности безработного;

– произвести анализ социальных гарантий безработным в нашей стране;

– ознакомиться с условиями выплаты пособия по безработице;

– разобрать условия прекращения и приостановления пособия по безработице.

Список использованной литературы


  1. Конституция Российской Федерации (с гимном России). – М.: ТК К65 Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 32 с.Постановление от 7 сентября 2012

  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. М., 2011. – 181 с.

  3. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 28.07.2012) «О занятости населения в Российской Федерации» {КонсультантПлюс}.

  4. Постановление от 7 сентября 2012 г. № 891 «О порядке регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы» {КонсультантПлюс}.

  5. Агентство «РБК Рейтинг». ИнформБюро KaDOZOR. Безработица – 2009 // Кадровик. Рекрутинг для кадровика. 2009. № 2.

  6. Власов В.И. Комментарий к Закону Российской Федерации О занятости населения в Российской Федерации: учебник Власов В.И. –М., 2006. – 448 с.

  7. Занятость и безработица в Московской области. Под ред. кандидата экономических наук Н.П. Пашина. М. 2003 – 394 с.

  8. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М. 2001. – 560 с.

  9. Зущина Г.М., Султанова Р.М. Занятость и безработица на рынке труда России. М. 2003. – 257 с.

  10. Косульникова М.Л. Социальная поддержка безработных граждан // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2009. № 4.

  11. Локтюхина Н.В. Профилактика безработицы. Перспективы системы защиты занятости работников, находящихся под угрозой увольнения // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2010. № 4.

  12. Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики. М. 2006. – 336 с.

  13. Суховская М.Г. Официальный безработный // Главная книга. 2010. № 2.

  14. Цуриков В.В. Трудовое право. М. 2001. – 278 с.

  15. Федеральная служба государственной статистики. http://www.gks.ru.

  16. base.consultant.ru

  17. http://www.referent.ru/


Приложение
Сокращение, приостановление, прекращение выплаты пособия по безработице


Сокращение размера
пособия на 25% на срок
до 1 месяца

Приостановление выплаты пособия на срок до 3 месяцев

Прекращение выплаты
пособия за виновные
действия

Без уважительных
причин:
- неявка на переговоры
о трудоустройстве с
работодателем в
течение 3 дней со дня
направления органами
занятости;
- отказ явиться в
органы занятости для
получения направления
на работу (учебу).

- Отказ в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;
- отказ по истечении 3-х месячного периода безработицы:
(или) от участия в
оплачиваемых общественных
работах;
(или) от направления на обучение органами занятости для граждан, впервые ищущих работу и при этом не имеющих профессии (специальности), а также стремящихся возобновить
трудовую деятельность после
длительного (больше 1 года) перерыва;

- явка безработного на перерегистрацию в состоянии алкогольного или
наркотического опьянения;

- увольнение с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия. В этом случае пособие могут
начать выплачивать не сразу после регистрации в качестве безработного гражданина, а спустя какое-то время, но не более 3 месяцев;
- отчисление гражданина,
направленного на обучение органами занятости, за виновные действия;
- самовольное прекращение
гражданином обучения по направлению органов занятости;
- нарушение безработным без
уважительных причин условий и сроков перерегистрации в качестве безработного.

- Длительная (более месяца) неявка безработного в
органы занятости без уважительных причин;
- попытка получения либо получение пособия по
безработице обманным путем, представление
документов, содержащих заведомо ложные сведения, а также представление
других недостоверных
данных для признания лица безработным;
- осуждение лица, получающего пособие, к
исправительным
работам, а также к наказанию в виде лишения свободы.



1 Косульникова М.Л. Социальная поддержка безработных граждан // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2009. № 4. – С. 26.


2 Федеральная служба государственной статистики. http://www.gks.ru

1 Локтюхина Н.В. Профилактика безработицы. Перспективы системы защиты занятости работников, находящихся под угрозой увольнения // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2010. № 4. – С. 15-17.


1 Агентство «РБК Рейтинг». ИнформБюро KaDOZOR. Безработица – 2009 // Кадровик. Рекрутинг для кадровика. 2009. № 2. – С. 34.

2 Власов В.И. Комментарий к Закону Российской Федерации О занятости населения в Российской Федерации: учебник Власов В.И. –М., 2006. – С. 27.

1 Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М. 200 – С. 208

1


1 Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики. М. 2006 с. 88

1 Занятость и безработица в Московской области. Под ред. кандидата экономических наук Н.П. Пашина. М. 2003 с. 208

1 Цуриков В.В. Трудовое право. М. 2001 с. 74

1 Зущина Г.М., Султанова Р.М. Занятость и безработица на рынке труда России. М. 2003- С. 127.

1 Суховская М.Г. Официальный безработный // Главная книга. 2010. № 2. – С. 134.

Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации