Курсовая работа - Современные принципы программирования радиостанций - файл n1.docx

Курсовая работа - Современные принципы программирования радиостанций
Скачать все файлы (56.6 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx57kb.01.04.2014 06:30скачать

n1.docx

  1   2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………..……………….3
1.1. Типы организации вещания………………………………………………….5

1.2. Особенности «тематического планирования»……………………...………6

1.3. Временной фактор программирования……………………………………7

1.4. Стратегия горизонтального и вертикального планирования……………10

1.5. Понятие формата……………………………………………………………11

1.6. Информационное вещание: структура и планирование…………………14

1.7. Программирование музыкального эфира…………………………………20

1.8. Элементы «оформления» эфира……………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………………………24
Приложение 1……………………………………………………………………26

Введение
При подготовке программ на телевидении и радио действует один и тот же основной принцип – стремление к подлинному служению обществу в лице его аудитории.

Хол Нил, Отделение станций, принадлежащих АВС (Браун, 2001)
Программирование – составление сетки вещания, подбор передач таким образом, чтобы удовлетворить максимальную часть аудитории. Программирование имеет первостепенное значение при формировании эфирного вещания. В процесс программирования входит определение темпа вещания, составление сетки вещания, разработка манеры поведения ведущего и многое другое.

Тема актуальна, поскольку при существующем разнообразии радиостанций, все они находятся в конкурентной борьбе за слушателя. Современные принципы программирования дают возможность грамотно строить эфир, и тем самым завоевывать и удерживать слушателя.

При написании курсовой работы я столкнулась с проблемой – малое количество актуальной литературы по теме. В основном, литературные источники ссылаются на американский опыт и опыт Всесоюзного радио времен СССР. Поэтому исследование вопроса является попыткой осмыслить ситуацию с современным радиовещанием Беларуси на примере Первого канала Белорусского радио.

Моя курсовая состоит из трех частей: введения, основной части, заключения. В основной части я рассматриваю современные принципы программирования радиовещания, и на примере Первого канала Белорусского радио я исследую их практическое отражение в эфире.

Объект работы – Первый канал Белорусского радио.

Предмет работы – программирование эфира радиостанции.

Цель работы – изучить на примере Первого канала Белорусского радио современные системы и принципы программирования эфира.

При написании данной курсовой работы передо мной стали такие задачи: изучить современные принципы программирования радиоэфира, а также провести анализ сетки вещания на примере 1 канала Белорусского радио.
1.1. Типы организации вещания
Типы организации вещания радиостанции разделяются на традиционные и современные.

Традиционный тип организации вещания свойственен государственным радиостанциям, а также негосударственным, работающим на арендуемой у государства материальной базе ("радиодом").

Для традиционных типов организации вещания характерно раздельное расположение вещательной аппаратной и вещательной студии. Ведущий и гости эфира находятся в звукоизолированном помещении (вещательная студия), где размещаются микрофоны. Вещательная аппаратная отделена от вещательной студии многослойным звукоизолирующим стеклом, за которым находится режиссерский пульт, а также источники звуковых сигналов. При такой организации вещания формирование вещательного сигнала радиостанции за режиссерским пультом осуществляет звукорежиссер. Техническое обслуживание аппаратуры осуществляет инженер эфира. Связь между ведущим в студии и техперсоналом в аппаратной осуществляется посредством специальных систем внутренней связи. Такая организация вещания требует сценария прямого эфира, которому подчиняются и ведущий, и звукорежиссер; возможность импровизационного построения эфира при таком типе организации вещания весьма невелика (Мошков, 1997).

Традиционный тип вещания характерен для Первого канала Белорусского радио. Первая передача Белорусского радио вышла в эфир 15 ноября 1925 года. В 1938 началось вещание в новом Доме радио на улице Красная, д. 4.

Современные типы осваивают главным образом негосударственные станции, характеризуются совмещением студии и аппаратной вещания в одном помещении. Таким образом осуществляется возможность совмещения в одном лице функций ведущего эфира, звукорежиссера, а зачастую и звукооператора и даже инженера (Мошков, 1997).

На многих радиостанциях используется гибридная организация - аппаратная совмещена со студией, однако, кроме ведущего, в студии находится и режиссер-оператор, берущий на себя весь процесс формирования вещательного сигнала (Мошков. 1997).
1.2. Особенности «тематического планирования»
Тематическое планирование – один из самых главных традиционных принципов программирования – это соответствие содержания передач дня, недели, месяца календарю исторических событий и пропагандистско-рекламных мероприятий. Достигается оно следующим образом.

Сначала формируется сетка вещания – документ, составляемый вещателем, содержащий перечень, последовательность, наименование, время выхода в эфир радиопередач, в котором отражаются основные направления эфирной политики вещателя на конкретный период радиовещания без подробной детализации [7]. Пример сетки вещательного дня Первого национального канала Белорусского радио представлен в Приложении 1.

Итак, рубрикация в сетке стабильна и постоянна. Она вырабатывается на каждый день или на определенный период достаточно тщательно для того, чтобы учесть интересы всех структурных подразделений вещательной организации и, насколько это возможно, интересы аудитории (Шерель, 2004).

После того как сетка вещания разработана, начинается ее заполнение. Прежде всего, сюда попадают юбилеи общенационального характера – День Конституции, День защитника Отечества, Международный женский день, День Победы, День Независимости и т.д., затем важнейшие общественно-политические мероприятия, например, выборы. Затем, и это самый длинный список, юбилеи выдающихся деятелей прошлого и современности – очередное «-летие» Я. Купалы, Пушкина, Моцарта, Наполеона, создателя атомной бомбы и т.д.. И только после этого сетка вещания приобретает жанровое тематическое наполнение.

Первый национальный канал – крупнейший радиоканал Беларуси. В основе вещательных приоритетов – оперативность, массовость, доступность. Сетка вещания основана на сочетании информационных, тематических и музыкальных передач, ориентированных на слушательскую аудиторию от 35 лет и выше. Выпуски "Новостей", прогноз погоды, реклама, рубрики, передачи и музыка нон-стоп формируют структуру часа (Белтелерадиокомпания, 2011).
1.3. Временной фактор программирования
С 6.00 до 10.00 – утренний прайм-тайм, когда люди встают и собираются начать новый трудовой или учебный день. В это время к приемникам «приникает» максимальное число слушателей, поэтому этот сегмент отдается самым ярким, остроумным и интересным радиоперсонажам, которым есть чем поделиться со слушателем. Обязательно должен звучать бодрый голос ведущего (иногда утром работают пары ди-джеев – мужчина и женщина), заряжающий энергией и излучающий уверенность и оптимизм. Этот отрезок эфира заполняется большим количеством рекламы, новостей, анонсов, обзоров прессы, прогнозами погоды и гороскопами, информацией о наличии автомобильных пробок. Музыкальный материал также программируется соответствующим образом, способствуя пробуждению и хорошему настроению на грядущий трудовой день (Шерель, 2004).

Утренний прайм-тайм на Первом канале Белорусского радио представлен ежедневным утренним информационным каналом «Утро с Белорусским радио» : 05.00-06.00, 08.00-09.00 (будни), 05.00-08.00 (суббота), 05.00-07.30 (воскресенье). Ежедневно по будням в 7.00 в эфире популярная информационная передача «Радиофакт». Основные рубрики: "Официальная хроника", "Актуальный комментарий", "Специальный репортаж", "Новости экономики", "Культура", "Спорт", "Погода".

С 10.00 утра до 15.00 (16.00) – время, когда люди находятся на работе, поэтому музыка, а соответственно и голоса, и манера вести эфир ди-джеев должны быть спокойными, не раздражающими аудиторию. Радио в данной ситуации воспринимается как фон, создавая приятную атмосферу (Шерель, 2004). В 11.05 по будням и в 11.00 по субботам в эфир Первого канала Белорусского радио выходит передача «Для тех, кто дома» - семейная программа, полезные советы, консультации педагогов и психологов, викторины. В 13.10 начинается передача «Добрый день». В 14.00 по будням в течение часа звучит интерактивная музыкально-развлекательная программа по заявкам слушателей "СМС-эфир".

С 15.00 (16.00) до 20.00 – вечерний прайм-тайм. После рабочего дня люди возвращаются домой. В эфире в эти часы может звучать разная по темпу музыка. В это время в эфире появляются ведущие, настраивающие слушателей на мажорный лад, и с помощью комментариев и эмоционального общения напоминают, что трудовой день завершен. Увеличиваются часы общения с аудиторией, в эфире много розыгрышей, викторин, новостей, различных по тематике программ (спортивные, музыкальные, светские новости, кино- и видеообзоры по 15–30 минут) (Шерель, 2004). Так, с 15.15 до 15.58 в эфире Первого канала Белорусского радио передача для молодежи «Открытая площадка» - программа для детей и молодежи. Познавательные рубрики, специальные проекты, посвященные вопросам профессиональной ориентации юношей и девушек, деятельности общественных организаций, государственной поддержки одаренной молодежи, профилактики в молодежной среде негативных явлений. С 16.30 до 17.00 «Культурное пространство» - новости культуры, афиша концертов, театров и кино, встречи с известными деятелями культуры и искусства. Ежедневно в эфире информационный вечер на Белорусском радио: "Постфактум" (19.00-20.00), рубрики "Итоги дня", "Актуальный комментарий", "Хроника международной жизни", "Новости спорта" (кроме воскресенья). По воскресеньям выходит "Неделя страны" (19.00-19.30) – дайджест самого значимого и важного (Белтелерадиокомпания, 2011).

20.00 до 00.00 – в это время в эфир выходят программы по заявкам, а также авторские программы популярных ведущих, имеющие высокий слушательский рейтинг (Шерель, 2004). В 20.00 в эфире поздравительно-музыкальная передача "Приветствуем, поздравляем, желаем!", ведущие: Виктор Шулежко, Светлана Мятлева. В 22.30 – «Короткие истории» - детективные, фантастические, романтические и исторические радиосериалы по произведениям белорусских и зарубежных авторов (Белтелерадиокомпания, 2011).

С 00.00 до 6.00 утра – ночное время, в эфире звучит спокойная музыка. Радиостанцию в эти часы слушает минимальное (по сравнению с другими сегментами эфира) число людей (Шерель, 2004). В 00.10 в эфире 1 канала Белорусского радио программа «После полуночи». Программа идет до 3 часов, прерывается 2 выпусками новостей (в 01.00 и 02.00), музыкальными и спортивными блоками.

Некоторые станции используют ночное время для различных эротических шоу или специальных программ, не рассчитанных на широкую аудиторию. Такие передачи ориентированы на публику от 25 лет и старше (Шерель, 2004).

Помимо часовых критериев, в программировании учитывается еще и третий фактор - дни недели. Существует 3 вида сетки: для будних дней (с понедельника по четверг, основной акцент на прайм-тайм), для пятницы (кроме прайм-тайма становятся важны и пред-, и пост-прайм слоты) и для выходных дней (большое внимание уделяют также дневным часам и пред-прайм-тайму) [10].

Только после того, как тематические и временные приоритеты расставлены, начинается непосредственно процесс программирования. Оно, в свою очередь, может строиться по линейному (горизонтальному) и нелинейному (вертикальному) принципу.
1.4. Стратегия горизонтального и вертикального

планирования
В основе горизонтального программирования лежит принцип всеохватности. Радиостанция, программируя сетку вещания, закрывает все жанрово-тематические ниши, пытаясь удовлетворить потребности всей потенциальной аудитории, живущей в данной местности, не разбивая ее на целевые группы. В рамках этой стратегии сетка вещания ориентирована на аудиторию с разными социальными, демографическими, половозрастными характеристиками. В течение одного вещательного дня в эфир одной и той же станции могут выходить передачи для детей, пенсионеров, выпуски новостей, ток-шоу для домохозяек, передачи для спортивных болельщиков и т.д. (Шерель, 2004)

Приоритет вещания Первого канала Белорусского радио отдан освещению деятельности высших органов государственной власти, важнейшим событиям в политической, экономической, культурной и спортивной жизни. На канале выходит около ста программ различной жанровой и тематической направленности. Наиболее популярные проекты: информационные программы "Радиофакт", "Постфактум", "Партнёр" (информация для деловых людей), "СМС-эфир", "Добрый день!" и другие. Первый канал Белорусского радио поддерживает принцип горизонтального планирования.

Так как процесс производства такого количества разнообразных передач трудоемок большинство коммерческих радиостанций ведет узкое, или специализированное, вещание, что в свою очередь отражает стратегию вертикального программирования, при котором подразумевается полное соответствие стилю жизни определенного слоя населения. Такая радиостанция не может быть всеохватной, она должна выбрать аудиторию и заниматься только ее информационными, эстетическими, культурными и другими потребностями. Стратегию вертикального программирования многие теоретики радио связывают с понятием «формат» (Шерель, 2004).
1.5. Понятие формата
Формат – это концепция радиостанции, включающая в себя содержание, ритмы вещания, эстетические нормы программирования, манеру работы ведущих и другие специфические особенности организации передач, а также структурирование программных элементов в соответствии с потребностями целевой аудитории.

Понятие «формат» появилось в Соединенных Штатах Америки в начале 50-х годов ХХ века. Первоначально оно обозначало лишь набор музыкальных направлений, звучащих на волнах радиостанции, а в середине 70-х с появлением форматов «News» и «Talk» стало обозначать принципы программирования всей станции.

По существу, формат – это подбор и расположение программных элементов (часто музыкальных записей) в последовательности, способной привлечь и удержать тот сегмент аудитории, в котором заинтересована станция. Если разумно сочетать программные элементы и музыкальные записи, то станция привлечет именно данную возрастную или социальную группу.

В настоящее время в мире существует более сотни форматных разновидностей. Условно их можно поделить на:

музыкальные форматы – основной упор делается на музыку;

разговорные форматы – большинство передач относится к разговорным жанрам (станции, специализирующиеся на коммерческой, религиозной, спортивной тематике);

новостные форматы, где главное новости.

В основу формата положены один или несколько программных элементов, которые становятся приоритетными, а все остальные подбираются так, чтобы подчеркнуть и выделить главный.

При определении формата станции и программировании необходимо учитывать следующие факторы:

– половозрастные и социальные характеристики населения, проживающего в данной местности (уровень дохода, уровень образования и пр. – нет смысла создавать молодежную радиостанцию в районе, где проживают в основном пенсионеры);

– специфику образа жизни населения той местности, в которой работает радиостанция (если основная масса работающего населения просыпается, например, в 8 часов утра, не стоит начинать утреннее шоу в 6.00);

– ситуацию на радиорынке в данной местности.

Программирование осуществляется с учетом множества факторов. Ведущая фигура на радиостанции в этом смысле – программный директор.

Программный директор всецело несет ответственность за то, что происходит в эфире: программирование и форматную политику, продвижение своей станции на рынке аудиопродукции.

Исходя из того, какой процент аудитории слушает радиостанцию в то или иное время в течение утра, дня, вечера и ночи, определяется прайм-тайм – самое слушаемое время. Чаще всего самая большая аудитория набирается утром и вечером. Прайм-тайм подразумевает иные принципы организации вещания: это самое выгодное для рекламы время, поэтому чаще всего именно на эти часы и программируется больше рекламы. В зависимости от типа станции в это время выходит наиболее значительное количество выпусков новостей и музыка на этот отрезок времени подбирается особенно тщательно.

Также при программировании станции важно определить темп вещания, так как в первую очередь он определяет хронометраж программируемых отрезков. Медленный темп подразумевает заполнение сетки вещания крупными элементами – продолжительностью звучания от 30 до 60 минут. Это могут быть передачи и музыкальные отрывки (например, фрагменты оперных спектаклей). Чаще всего передачи длительного хронометража готовятся заранее и выходят в эфир в записи на пленку или на другом звуковом носителе. Это позволяет заранее составлять содержание сетки вещательного дня, недели и даже месяца. Передачи начинают анонсироваться задолго до выхода в эфир, и всякое изменение в их содержании допускается лишь как исключение (Шерель, 2004).

Так, Первый канал Белорусского радио можно определить как канал с медленным темпом вещания. Согласно расписания передач на 28 марта 2011 года в период с 6 часов утра до 0.00 в эфир вышло:

- с продолжительностью 1 час - 5 передач («Радиофакт», «Утро с Белорусским радио», «СМС-эфир», «Постфактум», «Радио «Столица»);

- с продолжительностью 50 минут - 2 передачи («Добрый день», «Приветствуем, поздравляем, желаем!»);

- 43 минуты - 1 передача («Открытая площадка»);

- 30 минут – 6 передач («Для тех, кто дома», «Актуальный микрофон», «Культурное пространство», «Нам осталось наследство», «Джаз-тон», «Авторская песня»).

Быстрый темп вещания подразумевает дробное программирование. Максимальная продолжительность звукового отрезка не более 15–20 минут. Данный тип вещания характерен для информационно-музыкальных станций. Сетка вещания такой станции составляется из следующих элементов: выпуск новостей; музыка; реклама; элементы «оформления» эфира (анонсы передач, заставки, реклама ведущих станции и пр.).

Формирование сетки вещания «форматной» станции имеет жесткие ограничения. Обязательное условие для любого материала (новостной информации, музыки, репортажа или комментария, исключение составляет реклама) – их тематическое, адресное и временное (по продолжительности) соответствие формату. Жанрово-тематические особенности передач «закладывают» в процессе разработки конкретного формата. При этом учитывается пограничностъ интересов аудитории. Так, радиостанция, работающая в соответствии с форматом «классическая музыка», может позволить себе элементы литературно-художественного вещания, например радиосериал, повествующий о жизни композиторов Возрождения; радиостанция, специализирующаяся на новостях, включает в программную сетку серьезные общественно-политические комментарии (Шерель, 2004).
1.6. Информационное вещание: структура и планирование
Оперативная новостная информация стала насущной потребностью современного мира и одной из основных услуг, которую может предоставить радио своим слушателям. Специфика радио как средства массовой информации позволяет ему максимально оперативно реагировать на последние события. В очень редких случаях руководство станции полностью отказывается от выпусков новостей.

Существует два способа построения выпусков новостей:

принцип «перевернутой пирамиды», когда новости в блоке выстраиваются по значимости – от более важных к менее важным и актуальным;

принцип «рубленой строки», или, как говорили еще в 30-е годы, а затем в период становления радиостанции «Маяк», принцип «лапши», когда новости в блоке выстраиваются произвольно: сначала может пойти рассказ о событиях второстепенной важности, затем – о самых значительных и т.д.

Обычно выпуск новостей включает самые разные по тематике материалы. Однако существуют тематические выпуски новостей, посвященные только одной теме, например общественно-политическим вопросам или спорту, культуре, шоу-бизнесу и т.д.

Количество выпусков новостей в течение часа (суток) и принципы их программирования в сетке дня зависят от направленности станции: музыкальной, информационной и т.д. На станциях с горизонтальным программированием продолжительность выпуска «Последних известий» может доходить до 15–30 минут.

Хронометраж выпусков жестко регламентирован двумя-тремя минутами, чтобы вписываться в систему дробного программирования, которой придерживается большая часть музыкальных развлекательных станций. И время, и периодичность выхода в эфир новостей варьируются в зависимости от времени суток и прайм-тайма. В утреннем прайм-тайме звучит больше выпусков новостей, чем в течение всего дня. В ночное время музыкальные станции часто вообще не дают блоков новостей. На станциях, работающих в формате «All News», новости идут круглосуточно, в сетку вещания здесь включаются как смешанные, так и тематические выпуски (Шерель, 2004).

Первый канал Белорусского радио представляет выпуски «Новостей» круглосуточно, 14 раз в сутки по будням:

- 00.04, 01.00, 02.00, 05.00, 06.04, 09.00, 10.00, 11.00, 12.00, 13.00, 15.00, 16.00, 17.00, 22.00 (будни)

- 00.04, 01.00, 05.00, 06.04, 07.00, 08.00, 10.00, 12.00, 15.00, 17.00, 22.00 (суббота)

- 00.04, 01.00, 05.00, 06.04, 07.00, 08.00, 12.00, 15.00, 17.00, 22.00 (воскресенье).

Выпуски «Новостей» строятся по принципу «перевернутой пирамиды». Продолжительность выпусков – 4-5 минут (10 выпусков), расширенные выпуски имеют продолжительность 8-9 минут, выходят 4 раза в сутки, в 3.00, 9.00, 13.00 и 15.00. В информационных выпусках основное внимание уделяется деятельности высших органов государственной власти, важнейшим событиям в политической, экономической, культурной и спортивной жизни страны и зарубежья.

Также, информационное вещание Первого канала Белорусского радио представлено следующими информационными проектами: "Новости планеты" (совместный проект с Радио ООН) - 03.00 (вторник-пятница), 02.00 (понедельник, суббота и воскресенье); "События дня" - 23.00 (будни); "Политический комментарий" – 22.05 (будни), 02.05 (вторник-суббота); "Партнер. Информация для деловых людей" - 05.30, 09.40 (будни); "Радиослужба безопасности" (хроника происшествий) - 17.20 (будни); "Новости спорта:

- 01.05, 05.45, 07.55, 15.10, 19.50, 23.20 (будни)

- 01.05, 05.45, 07.45, 15.10, 19.25 (суббота)

- 01.05, 05.45, 08.10, 15.10 (воскресенье)

Ежедневно по утрам деловой разговор о политике, экономике, культуре, спорте и погоде в самом популярном информационно-аналитическом медиапроекте "Радиофакт"(будни): 07.00-08.00. Основные рубрики: "Официальная хроника", "Актуальный комментарий", "Специальный репортаж", "Новости экономики", "Культура", "Спорт", "Погода". Передача выходит в эфир с 1991 года.

"Утро с Белорусским радио" - утренний информационный канал (ежедневно): 05.00-06.00, 08.00-09.00 (будни), 05.00-08.00 (суббота), 05.00-07.30 (воскресенье).

Информационный вечер на Белорусском радио (ежедневно): "Постфактум" - 19.00-20.00: "Итоги дня", "Актуальный комментарий", "Хроника международной жизни", "Новости спорта" (кроме воскресенья). "Неделя страны" - 19.00-19.30 (воскресенье). Каждый вечер гости программы "Постфактум" - представители всех ветвей власти, руководители министерств и ведомств, известные политики, экономисты, общественные деятели - комментируют итоги событий. Каждое воскресенье "Неделя страны" представляет дайджест самого значимого и важного.

Аналитическая передача о реализации государственной экономической политики в новых финансово-экономических условиях "Экономика" выходит в эфир по вторникам в 9.15.

Один из самых ярких проектов канала программа "Акценты" (суббота - 15.30, вторник - 04.00) - дискуссия за круглым столом политологов, экономистов, социологов, общественных деятелей.

Компетентный деловой разговор в прямом эфире на злободневные темы в ежедневной общественно-политической программе "Актуальный микрофон" (12.05). В студии прямого эфира встречаются эксперты и журналисты для ответов на вопросы радиослушателей.

Основные направления государственной внутренней и внешней политики в программе "Политика" (суббота - 12.05).

Каждые пятницу в 09.15 и субботу в 03.00 интерактивный Интернет-проект "Радио.by" для тех, кто имеет активную гражданскую позицию и свое мнение о происходящем в стране и мире.

По четвергам в 10.15 в публицистической программе "Белорусский путь" разговор о белорусской государственности. Политологи, социологи и простые граждане страны обсуждают проблемы укрепления государственного суверенитета Беларуси, сохранения национальных традиций, патриотического воспитания молодого поколения.

Международная политика, анализ геополитических процессов в мире в программе "Беларусь и мир" (понедельник - 09.15).

Актуальные политические комментарии, зарубежные гости - "Политический вектор" (пятница - 15.30, суббота - 03.45).

Проект "Беларусь-Россия" (воскресенье - 12.05, понедельник - 04.00) анализирует события, происходящие в Беларуси и России. Постоянные участники передачи - известные белорусские и российские политики, деятели культуры и искусства.

Деятельность белорусского парламента, местных Советов депутатов в центре внимания информационно-аналитической программы "Власть народа" (среда - 09.15, четверг - 04.00).

"На повестке дня. Правительственный вестник" (среда - 15.30) - программа о работе Совета Министров Республики Беларусь, реализации государственных программ, разработке нормативных документов, развитии отраслей народного хозяйства.

О работе судебных органов и Генеральной прокуратуры Республики Беларусь рассказывается в тематической передаче "Судебный процесс" (понедельник - 15.30).

Приоритеты государственной политики, современные тенденции в политической, социально-экономической и культурной жизни Беларуси в центре внимания участников программы "Диалог" (понедельник - 10.15, среда - 04.00).

В субботнем эфире в 13.00 (воскресенье - 03.00) дискуссионная передача "За и против" - обмен мнениями по различным вопросам политической, экономической, социальной, культурной жизни. В студии программы встречаются люди, чьи позиции имеют диаметральное расхождение.

Новости агропромышленного комплекса, комментарии специалистов-аграриев, очерки о сельчанах - в проекте "Сельское утро" (ежедневно - 06.10).

Вопросы развития малого и среднего бизнеса, знакомство с опытом работы преуспевающих предпринимателей в программе "Собственное дело" (среда - 10.15).

Программа по обращениям слушателей с критическими замечаниями, предложениями и пожеланиями "Общественная приемная" (пятница - 10.15).

Рассказ о новых проектах, знакомства с известными теле-, радиожурналистами, обзор писем и электронных сообщений радиослушателей и телезрителей по субботам в 08.10 в информационно-аналитической программе "Обратная связь".

На 30 вопросов по воскресеньям (10.00) в программе "30 на 30" отвечают заслуженные люди Беларуси.

О развитии белорусской науки, достижениях белорусских ученых по четвергам в 9.15 рассказывает тематический проект "Академия наук".

С продукцией белорусских производителей знакомимся каждый вторник в 10.15 в передаче "Белорусское - лучшее".

Полезные советы дачникам по воскресеньям в 9.00 дает программа "Дачный сезон".

Все о здоровом образе жизни, профилактике и лечении заболеваний в субботнем эфире в 10.10 в передаче "Здоровье".

Познавательная передача-викторина "Интеллектуальный марафон" по воскресеньям в 16.15.

Виртуальное путешествие по белорусским городам и местечкам предлагает каждую субботу в 13.45 программа "Моя страна - Беларусь".

Каждое воскресенье в 18.00 выходит публицистическая программа "Помни имя свое…". Это радиовстречи фронтовиков, родственников, близких и просто старых друзей через многие десятилетия. На примере биографий участников программ, мы исследуем судьбы, по материалам поисковых групп проводим журналистские расследования. Основная часть программы посвящена поиску неизвестных солдат, героев Победы, фронтовых друзей, установлению мест захоронения погибших в годы войны.

Знакомство с историей и культурой стран мира по субботам в 23.00 в программе "Радиовояж".

Программа об армии и военной истории - "Служу Отечеству!" (воскресенье - 13.30).

Письма военнослужащих и их родных в программе "Армейская почта" (воскресенье - 14.00).

Новости спорта, анализ результатов и прогнозы соревнований в программе "Спорт-навигатор" (воскресенье - 17.05).

Культура и традиции народов, проживающих в Беларуси, жизнь диаспор - темы передачи "Общность" (четверг - 21.00, пятница - 04.00).

Экология и охрана окружающей среды в центре внимания передачи "Экологический мониторинг" (вторник - 15.30).

Комментарии к законодательным актам, ответы на вопросы радиослушателей каждый четверг в 15.30 в программе "Юридическая консультация"(Белтелерадиокомпания, 2011).
1.7. Программирование музыкального эфира
Музыка на современном радио подбирается по двум принципам: или на основе выбранного музыкального направления, или произвольно, по принципу «свободного музыкального эфира».

В течение дня ее подбором занимается музыкальный редактор или автор передачи, руководствуясь чаще всего собственными вкусами. При этом ограничений в выборе музыкального направления или исполнителя нет. На радиостанциях с горизонтальным программированием можно услышать музыку всех стилей: классическую, поп, рок, джаз и т.д. На 1 канале белорусского радио музыка выбирается преимущественно на белорусском языке.

Сегодня произвольный подбор музыки характерен для многих станций, которые не ставят своей целью получение прибыли от музыкального вещания.

Прежде чем композиция выходит в эфир, она проходит отбор. В первую очередь определяется ее принадлежность к тому или иному направлению. Если программный директор решит, что музыкальная композиция подходит формату станции, она проходит сортировку и тестирование.

Программирование музыки во многом зависит и от времени суток. Эфир может быть спланирован так, чтобы определенные типы песен звучали в соответствующие промежутки вещательного дня, потому что в эти конкретные часы у станции есть аудитория, интересующаяся именно такими сочинениями. Музыка может варьироваться, переходя от одного временного отрезка к другому. Обычно такое программирование нацелено на привлечение разных возрастных групп общей целевой аудитории.

Есть станции, которые программируют свое музыкальное вещание, не меняя темповых характеристик в течение всего дня. Но большинство из них все же подгоняют конкретные музыкальные номера под эмоциональный настрой аудитории. Если утром молодой аудитории требуется повышенная энергичность, больше ритма и драйва, то станции, ориентированные на более взрослую аудиторию, на это время планируют менее ритмичную музыку. Днем ритм и темп музыки «для юных» могут замедляться, ранним вечером – снова убыстряться, ночью – входить в наиболее медленную фазу.

После составления плей-лист редактируется музыкальным или программным директором, и затем на основе этого листа библиотекарь или ди-джей подбирает из фонотеки материал для эфира.

Не все радиостанции имеют в своем штате директора музыкальных программ. Иногда программные директора сами отвечают за подбор музыкального материала. Если этим делом занимается программный директор, то задача музыкального в основном сводится к установлению контактов со звукозаписывающими компаниями и заказу музыкальных материалов, соответствующих формату радиостанции (Шерель, 2004).
1.8. Элементы «оформления» эфира
Заставки к передачам, звуковые послания редакции своим слушателям, анонсы, позывные, слоганы, даже сигналы точного времени – все эти небольшие по продолжительности (не более одной минуты) элементы программирования играют очень важную роль в создании неповторимого лица станции.

Во-первых, в совокупности они формируют в сознании аудитории устойчивый имидж радиостанции, обусловливают ее стиль и манеру общения, «рассказывают» слушателю о ведущих, о программах и событиях, которые происходят при участии станции. Если представить, что эфирная программа радиостанции – это товар, то элементы оформления эфира – его упаковка. 1 канал Белорусского радио использует для оформления эфира музыкальный логотип «Будзем разам!» в нескольких вариантах.

Во-вторых, элементы «оформления» эфира выступают в качестве структурирующих и темпообразующих элементов сетки вещания. Например, с помощью позывных можно ускорять или замедлять ритм вещания. Если «отбивать» каждую песню позывными, а после каждой третьей давать сигналы точного времени, то вещательный час разбивается на еще более мелкие отрезки – создается впечатление, что станция работает в «ускоренном режиме». Если же «отбивать» позывными только каждую пятую песню и при этом сигналы точного времени давать один раз в час – у слушателей будет складываться впечатление, что станция работает в замедленном темпе, но дает больше музыки.

Стиль ведущего также выступает как элемент программирования. Манера ведения эфира, тембр голоса ведущего и продолжительность его включений в музыкально-информационный поток, скорость речи – важнейшие интонационно-стилевые характеристики станции. Ведущий – ее лицо, поэтому он должен быть «органичной частью» формата.

Одна из главных заповедей эффективного программирования гласит: «Никогда не обманывайте ожидания аудитории». И какими бы талантами и достоинствами ни обладал ведущий, он нужен станции только в той степени, в которой способен соответствовать стилю вещания, обусловленному форматом, способен принять имидж, предложенный ему руководством. Чаще всего подбор имиджа происходит с учетом характера и психологических особенностей человека (Шерель, 2004).
  1   2
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации