Реферат - История ислама - файл n1.docx

Реферат - История ислама
Скачать все файлы (1183.3 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx1184kb.01.04.2014 06:29скачать

n1.docx

Российский государственный социальный университет

Реферат по всемирной истории

на тему:

«Ислам»

Подготовила: Агаджанова Анна

Факультет: Социально-гуманитарный

1 курс, Теология

Проверил: Евдокимов Роман Николаевич


Г.Москва

2011 г.

Содержание:

  1. Введение………………………………………………………………………...3

  2. Понятие ислама………………………………………………………………....4

  3. Возникновение ислама………………………………………………………....5

  4. Пророк Мухаммед……………………………………………………………...6

  5. Распространение ислама ……………………………………………………....8

  6. Единое государство…………………………………………………………….9

  7. 5 Столпов ислама……………………………………………………………...12

  8. Исламское право………………………………………………………………14

  9. Ветви ислама…………………………………………………………………..15

  10. Список использованных источников………………………………………...18


Введение
Религия – одна из древнейших форм культуры. Религиозные представления зародились еще в глубокой древности, и все они отличались большим разнообразием. Важным этапом в истории человечества стало появление таких мировых религий как буддизм, христианство, мусульманство. Значительна роль религии и в наши дни.

Но что вообще такое религия? Дать точное определение нельзя, ведь в каждой стране люди относятся к религии по-своему. Я думаю, что религия-это определенные взгляды людей и соответствующие обряды, однако верующие дают свое понятие, по их мнению, религия- это связь человека с богом. Но каждый вправе думать по-своему. Сердцем религии является вера.

В мире существует множество верований. Это как национальные религии, так и мировые: буддизм, ислам, христианство. Я бы хотела рассказать о такой мировой религии, как ислам.
Понятие ислама
Ислам (араб. إسلام??) — монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» переводится как «покорность», «подчинение» (законам Аллаха). В шариатской терминологии ислам — это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, его приказам и запретам, отстранение от многобожия. Приверженцев ислама называют мусульманами ( от арабского «муслим» ) – предавший себя Аллаху.

Ислам – одна из трех (наряду с буддизмом и христианством) мировых религий, имеющая своих приверженцев практически на всех континентах и в большинстве стран мира. Мусульмане составляют подавляющее большинство населения многих стран Азии и Африки. Ислам является системой, оказывающей значительное влияние и на международную политику.

Возникновение ислама
Из трех мировых религий ислам – самая «молодая»; если первые две – буддизм и христианство – возникли в эпоху, которую принято относить к древности, то ислам появился в раннее средневековье. Ислам оформился в VII в. н. э. Он возник в силу ряда объективных исторических причин, обусловивших социально-экономические и культурные изменения в жизни населения Аравии. Разложение родо-племенного строя арабов, затруднения и кризисные явления в торговле и наметившийся упадок в экономической жизни городов в силу неблагоприятной международной обстановки усилили вызревавшие внутри арабского общества тенденции к объединению и созданию политически устойчивого государства.

Интересы всего населения требовали прочного и длительного объединения страны, стабилизации ее политического и экономического положения, отпора чужеземным агрессиям, поисков новых торговых путей. Для этих целей нужно было идейное знамя, под которым шла бы консолидация сил нации. Таким знаменем стал ислам.

В ту пору у арабов не было единой религии. Среди арабских племен были распространены различные верования, существовало многобожие. Но наметившаяся политическая централизация арабских племен вызвала стремление к созданию единых родовых и племенных культов. Верования политически наиболее мощных племен становились обязательными для менее могущественных родов и племен. На процесс оформления единой религии арабов безусловно оказывали большое влияние уже сложившиеся в тот период монотеистические религии: иудаизм, христианство, зороастризм.

К началу VII в. н. э. в Аравии наибольшего могущества достигло племя курейш в Мекке. Оно подчинило своему влиянию другие племена и население близлежащих городов и оазисов. Соответственно, с возвышением курейшитов возросло и значение храма Кааба, находившегося в Мекке. Постепенно бог курейшитского племени, которого называли «силах» или «аль-илах», стал вытеснять богов менее сильных и влиятельных племен. Впоследствии как «аллах» он вошел в ислам в качестве единодержавного бога, единственного и самого истинного господа, создателя всего сущего.

Возникновение исламской религии связывают с именем пророка Мухаммеда (Мухаммада, Магомеда). Он был крупным купцом.

Как и всякое идеологическое течение, ислам завоевал популярность не сразу. Однако к концу 630 г. большая часть Аравии уже находилась под властью «посланника аллаха». Образовавшееся вскоре централизованное теократическое государство использовало ислам в качестве идеологического оружия для укрепления нового общественного уклада в стране и осуществления широкой завоевательной политики далеко за ее пределами.

Пророк Мухаммед
Ислам - относительно молодая религия, на 700 лет моложе христианства. Вместе с тем мусульмане гораздо более озабочены своей историей - по крайней мере, если судить о той значимости, которую они придают Хадисам - историям из жизни Мухаммеда, которые, как известно, не входят в Коран.

Ислам сохранил огромное множество историй из жизни Мухаммеда. Конечно, вопросы их достоверности актуальны и являются предметом раздора между различными течениями, которые возникли сразу после смерти пророка при дележе доставшейся духовной власти.

Изложу только доподлинно известные моменты жизни Мухаммеда.
Пророк Мухаммед родился в Мекке, в семье погонщика верблюдов. Потеряв родителей в раннем возрасте, он занимался караванной торговлей па службе у богатой вдовы Хадиджи. В 20 с лишним лет он женился на своей хозяйке, успевшей к тому времени дважды овдоветь.

Вероятно, по ее настоянию Мухаммед начинает учение в христианской семинарии, чтобы стать священнослужителем и нести христианство диким язычникам-арабам, жившим тогда разрозненными кочевыми племенами, зачастую, враждовавшими между собой.

По мере изучения основ христианства, у Мухаммеда возникают мысли о несовершенстве и противоречивости положений этого религиозного учения, а также о незавершенности в христианстве идеи абсолютного монотеизма (провозглашается единство Бога, но в трех разных лицах; допускается возможность казни Бога земными властями и пр.). Мухаммед понимает, что для религиозного объединения тогда еще диких племен кочевников-арабов нужна легко воспринимаемая, ясная и непротиворечивая религия.

Мухаммед мыслит о создании на основе христианства новой непротиворечивой монотеистической религии. Он постепенно очищает догматы христианской церкви от наслоений язычества и начинает строить новое религиозное учение.

Спустя некоторое время ему начали являться видения, в которых он беседовал с ангелом Джабраилом. Свои заповеди он записал стихами, вошедшими в древнейшую часть священной книги ислама Коран (Кур'ан).

В окончательной форме Коран состоит из 114 "откровений", ниспосланных пророку за 22 года. Тем временем Мухаммед начал проповедовать, утверждая, что есть лишь один всемогущий и всеведущий бог, Аллах, а путь к спасению лежит через полное подчинение Его воле. "Подчинение" или "покорность" — по-арабски "ислам" — стало названием новой веры, а ее последователей стали называть мусульманами или "покорными".

В Мекке Мухаммед собрал небольшую группу приверженцев, куда вошли ближайшие родственники, но его учение не получило поддержки в родной Мекке. Ведь своим благосостоянием город был обязан толпам паломников, приходивших поклониться Каабе — храму, посвященному 360 с лишним богов и духов, которых новоявленный пророк объявил ложными (Рис.7, 8). Положение стало настолько опасным, что в 622 г. Мухаммед со своими последователями покинул Мекку. Традиционная дата его бегства, известная как Хиджра, позднее стала считаться первым днем первого года нового исламского календаря.

Мухаммед нашел приют в соседней Медине, где быстро завоевал авторитет как посредник в спорах и начал привлекать все новых адептов. В конечном счете, жители Медины признали его "Божьим пророком" и совершили под его началом несколько военных походов на Мекку. После падения Мекки в 630 г. Мухаммед вернулся на родину владыкой, уничтожил 360 священных арабских идолов в Каабе и посвятил храм Аллаху.

В миросозерцании Мухаммада и в основанной им религии отсутствует идеал человеческого совершенства или совершенного соединения человека с Богом - идеал истинной богочеловечности. Мусульманство требует от верующего не бесконечного совершенствования, а только акта безусловной преданности Богу. Вера Мухаммада ставит первое условие истинной духовной жизни на место самой этой жизни. Ислам не говорит людям: «Будьте совершенны, как Отец ваш небесный», т.е. совершенны во всем. Он требует от них только общего подчинения себя Богу и соблюдения в своей жизни тех внешних пределов, которые установлены божественными заповедями.


Избрание преемника
Ко времени смерти пророка в 632 г. почти весь Аравийский полуостров был обращен в ислам. Но позаботиться о преемнике Мухаммед не успел, что в дальнейшем породило раздоры, мятежи, кровопролитие и гражданские войны.

Вопрос назначения преемника Пророка является важным аспектом истории. В этом вопросе мусульмане фактически разделились на две группы, являющиеся и сейчас самыми многочисленными - последователи Абу Бакра (сунниты) и последователи Али (шииты).

Поначалу ближайшим сподвижникам пророка удавалось согласовывать кандидатуру халифа (преемника), и с той поры началась победоносная эпоха арабских завоеваний. Враждовавшие прежде племена теперь объединились под знаменем ислама и оказались достойным соперником двух великих держав тогдашнего Ближнего Востока — христианской Византии и Персии (Ирана), где правила династия Сасанидов и господствовала религия зороастризма.

Распространение ислама
Первые походы за пределы Аравии начались еще при халифе Абу Бекре (632-34), но решающие успехи в завоеваниях были достигнуты при халифе Омаре (634-44). В 635 г. пал Дамаск, а год спустя великий арабский полководец Халид ибн аль-Валид наголову разбил византийское войско в битве у Ярмука и вытеснил его из Сирии.

Арабы вторглись в занятую персами Месопотамию, а в 642 г. захватили и сам Иран. Падение Александрии в том же году увенчало завоевание Египта, который стал трамплином для дальнейших походов по всей Северной Африке.

В поглотившей множество разных народов и регионов новой мусульманской империи, которой правили племенные военачальники, не заставили себя долго ждать внутренние раздоры. Третий халиф Осман (644-56) был убит, и его преемником стал Али, двоюродный брат и зять Мухаммеда.

Но и халифат Али (656-61) был омрачен племенными и религиозными распрями, которые привели к гражданской войне и убийству самого халифа. На этот раз сторонники убитого отказались признать следующего халифа Муавию и объявили себя "шиа" (группой, сектой).

Впоследствии этот конфликт перерос в окончательный раскол между суннитским большинством и немногочисленной сектой шиитов. Хотя в разные "моменты исламской истории появлялись и другие секты, но разделение на суннитов и шиитов до сего дня осталось главным в исламе.

Со смертью Али завершился "классический" или ортодоксальный период халифата. При Муавии (661-80) халиф стал скорее светским государем или императором с резиденцией в великой столице (Дамаск, Сирия), который передавал свой титул сыну или ближайшему родственнику и правил через централизованную чиновничью систему, куда набирались опытные чиновники неарабского происхождения.
Сейчас мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют, по различным данным от 1,2 до 1,5 миллиарда человек. В 35 странах мусульманами является большая часть населения, а в 29 странах последователи ислама представляют собой влиятельные меньшинства. В 28 странах ислам признан государственной или официальной религией. Только 18 % мусульман живут в арабских странах. Ислам является второй по численности религией в мире (после христианства) (Рис.1.).

Единое государство
Муавия стал основателем первой династии халифов — Омейядов, хотя окончательно утвердиться она смогла лишь после 30-летних гражданских войн при халифе Абд аль-Малике (685-705).

С восстановлением внутреннего порядка возобновилась и внешняя экспансия ислама. На востоке мусульманское войско захватило Среднюю Азию до нынешнего Ташкента, завоевало Синд и южный Пенджаб (нынешний Пакистан).

На западе, захватив все побережье Северной Африки, арабы переправились через Гибралтарский пролив и вторглись в Испанию. В 718 г. мусульманская армия пересекла Пиренеи и добралась до центра Франции, где была, наконец, остановлена в битве с армией франков под Туром (732). Это сражение положило конец продвижению арабов в Европу.

Исламский мир, как единое государство без каких-либо торговых барьеров от Испании до Индии, достигло при Омейядах высочайшего расцвета.

В отличие от иных завоевателей, арабы охотно перенимали полезный опыт у покоренных народов, адаптируя к своим нуждам системы правления Византии и Персии, опыт сражений на суше и море, а также искусство и науку. Вообще говоря, арабы довольно терпимо относились к иноверцам, особенно к "народам Писания" — иудеям и христианам, разделявшим с мусульманами общую библейскую традицию.

Согласно исламу, Ибрагим (Авраам), Муса (Моисей) и Иса (Иисус) были подлинными пророками, труды которых завершил Мухаммед. Впрочем, немусульманские народы новой империи платили государству подати, от которых были освобождены мусульмане, что, в конечном счете, способствовало обращению значительной их части в ислам.

Поскольку всякие переводы Корана с арабского оригинала были запрещены, новообращенные мусульмане быстро усваивали язык, и в результате арабы и завоеванные ими народы постепенно сливались в единую общность. Отсюда "арабом" стали называть любого человека, говорящего по арабски, и почти весь исламский мир разделял единую веру, язык и культуру.

Но та же религиозная терпимость послужила одной из причин падения династии Омейядов. Пренебрежение Омейядов своим долгом обращать в ислам подданных-иноверцев вызывало все большее возмущение.

Все эти религиозные волнения наряду с недовольством арабов Месопотамии и Ирана властью Дамаска стали почвой для мятежа, поднятого в 747 г. потомком дяди пророка Абу аль-Аббасом. Всего за три года он сверг Омейядов, которые были беспощадно вырезаны.

Единственным уцелевшим членом этого рода был Абд аль-Рахман, который бежал в Испанию и основал независимую династию, процветавшую почти 300 лет.

Династия Аббасидов покинула Дамаск и построила в Месопотамии новую столицу Багдад, который скоро превратился в огромный город с миллионным населением.

Теперь центр халифата Аббасидов переместился в более богатые восточные регионы, где все сильнее проявлялось персидское влияние. В этот период всячески поощрялось обращение иноверцев в ислам, а исламско-арабский характер халифата получил еще более яркое выражение.

В конце концов, только Иран, несмотря на принятие ислама, сохранил собственный язык фарси и культурную самобытность.

Турецкие завоевания
Однако самая серьезная угроза халифату надвигалась с востока. Иран сумел возродиться как политическая сила, и на какое-то время Аббасидские халифы стали марионетками в руках персидских владык.

Новые перемены наступили, когда свирепое тюркское племя сельджуков из Средней Азии захватило почти всю восточную часть исламского мира, возведя на трон своих султанов ("султан" означает повелитель), которые правили от имени Аббасидских халифов. Будучи искусными воинами, сельджуки предприняли ряд успешных походов на Византийскую империю, вынудив императора призвать на помощь крестоносцев из Западной Европы.

Единство при сельджуках было столь же недолговечно, как и при Аббасидах, и к началу XII в. Восток распался на суверенные султанаты. Впрочем, ислам сохранил достаточно сил, чтобы выстоять и, в конечном счете, отразить удары крестоносцев. Но вместе с монгольскими ордами с востока надвинулась новая смертельная угроза.

Разграбление монголами Багдада положило конец халифату Аббасидов и открыло новую главу в мусульманской истории.

Основные даты
Ок. 571 - Рождение Мухаммеда

Ок. 596 - Женитьба Мухаммеда на Хадидже

Ок. 598-602 - Обучение Мухаммеда в христианской семинарии, где к нему, по мере изучения, приходят мысли о несовершенстве, противоречивости и путанности положений христианского вероучения. Начало огромной работы по трансформации идей христианства в новую истинно монотеистическую религию - ислам.

Ок. 610 - Мухаммед испытывает первые откровения и ок. 613 приступает к миссии пророка

622 - Бегство Мухаммеда в Медину

624-30 - Борьба между мединцами и мекканцами; Мухаммед вступает в Мекку

632 - Смерть Мухаммеда. Халифом становится Абу Бекр

634-44 - Халифат Омара

636-41 - Мусульмане завоевывают Сирию, Палестину, Месопотамию и Египет

644-56 - Халифат Османа

656-61 - Али, последний из ортодоксальных халифов

661-680 - Муавия, самозванный халиф и основатель династии Омейядов

693 - Начало завоевания Северной Африки

711 - Мусульмане вторгаются в Испанию и стремительно завоевывают полуостров

718 - Мусульмане вторгаются во Францию и, наконец, остановлены в Туре (732)

750 - Начало халифата Аббасидов

755 - Абд аль-Рахман основывает независимое государство Омейядов в Испании

786-809 - Халифат Гаруна аль-Рашида

909-1171 - Династия Фатимидов в Северной Африке и Египте

1055-1157 - Султанат турок-сельджуков

1258 - Захват Багдада монголами; падение династии Аббасидов

5 Столпов ислама
Основами Ислама, согласно словам пророка Мухаммада, являются:
1. Вера.

Вера в Единого Бога (Единый Бог по-арабски Аллах), сотворение мира, Судный День, Божественные Откровения (Тора, Евангелие, Коран), пророков. Некоторые пророки упомянуты в Коране (Адам, Ной, Моисей, Авраам), другие нет. Мухаммад - последний из пророков. Нельзя считать, что кто-то помогает Богу, нельзя боятся никого кроме Бога, нельзя поклоняться никому кроме Бога, вера в Божественное предопределение и свободу воли.
2. Молитва.

Ежедневная пятикратная молитва - важнейшая обязанность. Она совершается по строго установленному ритуалу, на арабском языке пять раз в день. По словам Али бен Аби Талиба, молитва помогает человеку избавиться от гордыни. Перед молитвой необходимо ритуальное омовение. Пророк говорил, что никто не может благодарить Бога, так как Он того заслуживает, поэтому необходимо благодарить Его так, как Бог установил, т.е. строго соблюдая ритуал намаза (намаз на фарси означает молитву). Намаз (Рис.6) может пропускать человек по болезни или в случае опасности. Для путников и военнослужащих ритуал намаза упрощен. Существует особый вид - пятничная молитва, которую желательно проводить в мечети. Во время этой молитвы читается проповедь, объясняются насущные проблемы общества.

3. Уплата налогов.

Закят (налог в пользу бедных) и другие налоги является инструментом перераспределения доходов. Их размер установлен Шариатом. В некоторых исламских странах закят обязателен, он собирается государством. Он составляет примерно 2% от имущества. В других это дело благочестия каждого. Кроме этого есть добровольное пожертвование в пользу бедных, которое рекомендуется раздавать тайно. Пожертвования рекомендуется делать в соответствии со своими материальными возможностями, чтобы не оставить собственную семью без средств к существованию.
4. Пост.

По словам имама Али, пост в месяц рамадан - испытание искренности в вере. Запрещено есть и пить в светлое время месяца рамадан. Очевидно, что проконтролировать строгое соблюдение поста невозможно и соблюдение его остается на совести мусульманина. Пост разрешено переносить на другое время путникам и больным.
5. Хадж. Хадж - ритуальное паломничество в город Мекка к священной Каабе. Оно обязательно для каждого, кто способен его совершить.Кааба рассматривается в Исламе как камень из рая, посланный Богом Адаму. Внутри него можно было увидеть рай, но из-за грехов людей Бог сделал его черным. Адам построил вокруг Каабы храм. Во время потопа этот храм был разрушен, его восстановил Авраам с сыном. В доисламские времена арабы установили в Каабе множество идолов, которые были уничтожены Мухаммадом. По словам имама Али, хадж показывает величие Ислама и единство всех мусульман. Вопреки распространенному мнению хадж не является поклонением Каабе. Хадж - это одна из форм поклонения Богу.

К этому добавляется джихад (в переводе с арабского усердие)
Джихад - это действия, направленные на защиту Ислама. Условно можно сказать, что он бывает:

1. Военным ("Сражайтесь с теми, кто воюет против вас, но не нападайте первыми, не любит Бог нападающими первых" Коран сура 2, аят 190) для защиты от вооруженной агрессии, для спасения угнетенных и распространения справедливости. Имам Али свою борьбу с Муавией считал джихадом. Однако, рекомендуется перед войной использовать все средства для сохранения мира.

2. Для обеспечения экономической безопасности. Например, развитие промышленности в Египте во второй половине 20 века называлось джихадом.

3. Джихад, который ведется для внутреннего совершенствования. Например, имам Хомейни в "Религиозном и политическом завещании" написал:

"Но самыми высочайшими областями знаний, которые должны стать предметом всеобщего изучения, являются исламские гуманитарные науки, такие как исламская этика, учение о самосовершенствовании и др. Это и есть величайший джихад".

Это является столпами веры и признается всеми мусульманами.

Исламское Право

Шариат (исламское право) защищает следующие ценности:

1. Вера. Преступления против веры считаются самыми тяжелыми.

2. Жизнь. Убийство одного человека приравнивается к убийству всех людей.

3. Разум. С охраной разума связан запрет на употребление спиртного и наркотиков.

4. Продолжение рода. Если совершено прелюбодейство и 4 человека будут свидетельствовать, то это считается преступлением против права супруга на продолжение рода.

5. Собственность. Собственность честных людей является священной.
В идеале права всех членов исламского общества в одинаковой степени защищены законом. На западе часто высказывают мнения, что права женщины в Исламе ограничены. Эти ограничения богословы связывают с природными различиями между мужчиной и женщиной, а так же с тем, что в исламской семье ответственность перед обществом несет мужчина, (достаточно сказать, что доля женщин во власти в таких странах как Иран и Турция, не меньше, чем во многих западных странах).
Принципы исламского права:

1. Равенство всех тяжущихся.

2. Ответчик и истец должны предстать перед кази (судьей).

3. Обвиняемому должно быть предоставлено право принести клятву.

4. Наказание хадд должно служить устрашением, чтобы люди не могли сделаться самоуверенными и совершать преступления просто потому, что наказание за них чисто номинально. Но, назначая наказание хадд, судья должен быть уверен, что преступление действительно было совершено. Если существует хоть какое-то сомнение в этом, он должен воздержаться от назначения наказания хадд.

5. Запрет пыток. Ибн Батта ал-Укбари в "Истолковании и разъяснении основ веры и религии" писал: "Недозволенным новшеством считается когда правитель хватает человека и бьет, спрашивая "сделал ли ты это", пока не погубит его или не принудит к признанию".
Все практические предписания Шариата можно разделить на три категории:

- относящиеся к служению. Непосредственные акты поклонения: молитва, пост, паломничество и т. д., а также любые действия, одобряемые Им (ибадат);

- регулирующие отношения между людьми (экономические, социальные, культурные отношения, управление, этика, гигиена, семья, право);

- устанавливающие наказания за правонарушения.

Ветви ислама
Расхождение течений в исламе началось при Омейядах и продолжалось во времена Аббасидов, когда учёные начали переводить на арабский язык сочинения иранских и древнегреческих учёных, анализировать и интерпретировать эти труды с исламской точки зрения. Несмотря на то, что ислам сплачивал людей на основе общности религии, этноконфессиональные противоречия в мусульманских странах не исчезли. Данное обстоятельство нашло отражение в разных течениях мусульманской религии. Все различия между течениями в исламе (суннизмом и шиизмом) фактически сводятся к вопросам правоприменения, а не догматики. Ислам считается единой религией всех мусульман, но между представителями исламских течений существует ряд разногласий. Имеются также значительные несовпадения в принципах юридических решений, характере праздников, в отношении к иноверцам.

Согласно большинству источников, примерно 85 % мусульман мира составляют сунниты, приблизительно 15 % — шииты вместе с небольшим меньшинством, в которое входят члены других исламских сект (ахмадие, алавиты, друзы, ибадиты, исмаилиты и др.).
Сунниты

Сунниты (от араб. أهل السنة?? ‘ахль ус-сунна — люди сунны) считают законными преемниками Мухаммеда первых четырёх халифов — Абу Бакра, Умара, Усмана и Али — а также признают, наряду с Кораном, многочисленные предания (сунну) о пророке Мухаммеде (два самых авторитетных для них источника — сборники хадисов аль-Бухари и Муслима). Сунниты следуют принципам приверженности исламским ценностям, зафиксированным в Священном Предании, и идее руководящей роли мусульманской общины в решении жизненно важных проблем.

Исторически в суннизме сложились четыре основных мазхаба (школы) в области канонического права — ханафитский, шафиитский, маликитский и ханбалитский.
Шииты

Шииты (от араб. شيعة?? шӣ‘а — приверженцы, партия) — вторая по величине ветвь ислама. После смерти пророка Мухаммеда сформировалась группа мусульман, которые считали, что власть в общине должна принадлежать исключительно его потомкам (детям Фатимы, дочери Мухаммеда, и Али, его двоюродного брата). По мнению шиитов, право на имамат (институт верховного руководства общиной) было закреплено за родом Али божественным установлением. Первоначально эта группа являлась только политической партией, а как самостоятельное религиозно-правовое течение в исламе сформировалась позднее, при шестом имаме Джафаре ас-Садыке.

Шииты традиционно делятся на две большие группы: умеренных (шииты-двунадесятники, зейдиты) и крайних (исмаилиты, алавиты, алевиты и др.)

Хариджизм

Хариджизм (от араб. خوارج?? х̮ава̄ридж — выступившие, покинувшие) — религиозно-политическое движение преимущественно радикального толка. Возникло в период правления халифа Али после битвы Сиффин. Часть воинов Али, недовольных результатом третейского суда, объявили себя врагами как Али, так и Муавии, и начали против них активные диверсионные и военные действия.

В конце VII века, после череды расколов, среди хариджитов сформировалось несколько течений: мухаккимиты, азракиты, надждатиты, байхаситы, аджрадиты, саалабиты, ибадиты, суфриты и др. Численность хариджитов в конце XX века, по разным оценкам, составляла от 1 до 3 миллионов человек. Хариджизм господствует преимущественно в Омане, где представлен группой ибадитов, утратившей активную нетерпимость к иноверцам.
Суфизм

Суфизм (от араб. صوفية??) (сулук, тазкиятун-нафс) — направление в Исламе, включающее представляющее из себя учение очищения сердца от всего, помимо Бога — Пути познания и достижения Аллаха. Суфизм опирается на концепцию индивидуального достижения связи человека с Богом, но на практике он часто подразумевает существование организаций (тарикатов, орденов), лидеры которых имеют духовное преемство от учителей древности. В ряде стран суфизм составляет доминирующую часть исламской традиции, однако в других странах или кругах отношение к нему может быть неоднозначным. Оппоненты нередко считают суфизм искажением ислама, например, христианскими и индуистскими традициями, а отдельные практики суфизма даже объявляются противоречащими исламу: например, почитание умерших учителей, возведение им мавзолеев, молитвы на их могилах, экстатические пляски суфиев и концепция растворения суфия в Боге. Однако все противоречащие Исламу обряды отвергаются признанными учеными суфиями, которые говорят о суфизме лишь как об очищении сердца и воспитании искренности, что необходимо каждому мусульманину. Настоящий же суфизм обязательно должен соответствовать Шариату. При всем при этом, существует достаточное количество людей, называющих себя суфиями, в практике которых присутствуют указанные выше отклонения от истинного Ислама, что вызывает критику суфизма в целом. Суфийские ордены и традиции могут заметно отличаться друг от друга.
Салафия

Салафия (араб. سلف?? — «предки, предшественники») — направление в Исламе, объединяющее мусульманских религиозных деятелей, которые в разные периоды истории ислама выступали с призывами ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, на праведных предков (ас-салаф ас-салихун; араб. السلف الصالحون??), квалифицируя как бида все позднейшие нововведения в указанных сферах, начиная с методов символико-аллегорической трактовки Корана и заканчивая всевозможными новшествами, привнесёнными в мусульманский мир его контактами с Западом.
Оппоненты салафизма обвиняют приверженцев данного течения в оставлении исламской традиции передачи знаний, попытке трактовать аяты Корана и хадисы не имея достаточных для этого знаний и утверждают, что современный салафизм не имеет ничего общего с образом жизни саляфов — праведных предшественников.

К салафитам причисляются, в частности, «ваххабиты» (религиозно-политическое движение в исламе, признанное сектой во многих странах, но являющееся фактически официальной идеологией Саудовской Аравии, оформившееся в XVIII веке), идеологии ассоциации «ал-Ихван ал-муслимун».
Список использованных источников
1. http://www.introislam.ru/

2. http://supercook.ru/moslem/moslem00-01.html

3. http://www.islaam.ru/

4. http://www.imam.ru/
Приложение

c:\users\1\desktop\распространение ислама в мире.jpg

Рис.1. Распространение ислама

c:\users\1\desktop\mohammed_receiving_revelation_from_the_angel_gabriel.jpg

Рис.2. Пророк Мухаммед и Архангел Джавриил (Гавриил)

c:\users\1\desktop\мухаммед закладывает черный камень в каабу.jpg

Рис.3. Мухаммед закладывает черный камень в каабу


c:\users\1\desktop\сторону мухаммада принимает вождь хамшитов абу талиб.jpg

Рис.4. Сторону Мухаммада принимает вождь хамшитов Абу Талиб

c:\users\1\desktop\352px-firstsurahkoran.jpg

Рис.5. Первая сура (глава) Корана


c:\users\1\desktop\malasia, orando.jpg

Рис.6. Намаз

c:\users\1\desktop\post-472-1171291490.jpg

Рис.7. Кааба до взятия Мекки


c:\users\1\desktop\kaaba.jpg

Рис.8. Кааба (современный вид)
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации