Марьина А.В. Институциональная экономика - файл n6.docx

Марьина А.В. Институциональная экономика
Скачать все файлы (382.2 kb.)

Доступные файлы (8):
n1.doc145kb.30.09.2012 23:14скачать
n2.doc146kb.30.09.2012 23:14скачать
n3.doc102kb.30.09.2012 23:14скачать
n4.doc89kb.30.09.2012 23:14скачать
n5.doc140kb.30.09.2012 23:14скачать
n6.docx36kb.02.11.2012 12:30скачать
n7.docx179kb.02.11.2012 12:30скачать
n8.doc92kb.02.11.2012 12:30скачать

n6.docx

Лекция 5. экономическая теория прав собственности

5.1. содержание Собственности. Собственность как набор правомочий
Собственность относится к числу наиболее важных и сложных проблем экономики и экономической теории. История экономической жизни общества показывает, что в периоды повышенной социальной активности, идет, как правило, перераспределение объектов и прав собственности. Преобразования в отношениях собственности непосредственно накладывают отпечаток на жизнь и благосостояние людей, затрагивают их интересы, прослеживаются на поверхности общественных явлений.

История института собственности длинна и многообразна. Однако общим остается понимание содержания собственности как отношение человека к вещи. При этом на одной стороне этого отношения находится лицо, считающееся собственником, а на другой – все лица, которые обязаны считать данную вещь чужой.

Собственность – это отношение лица к принадлежащей ему вещи как к своей. Это отношение выражается во владении, пользовании и распоряжении этой вещью, а также в устранении вмешательства всех третьих лиц в ту сферу хозяйственного господства, на которую простирается власть собственника.

Отношения собственности выводятся из положения ограниченности ресурсов и при отсутствии предпосылки редкостей бессмысленно говорить о собственности. Свободный доступ всех к ресурсам общества означал бы нехозяйственное, неэффективное их использование. Отношения собственности необходимы, поскольку ресурсы общества ограничены. Ограниченность ресурсов требует, чтобы у них были конкретные хозяева, т.е. собственники. Собственник или субъект собственности – это, прежде всего, хозяин, который ценит ресурсы выше других и поэтому способен наиболее эффективно использовать их и извлекать из них максимальную пользу.

Собственность – это система исключений из доступа к материальным и нематериальным ресурсам. Это закрепление права контроля экономических ресурсов и жизненных благ за определенными экономическими субъектами.

Субъект собственности (собственник) – активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания объектом собственности.

Объект собственности – пассивная сторона собственности в виде предметов природы, информации, имущества, интеллектуальных ценностей, целиком или в какой-то степени принадлежащей субъекту. Объект собственности зачастую называют просто собственностью, вкладывая в это понятие, как сам объект, так и связанные с ним отношения по поводу собственности.

Права собственности – это санкционированные поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ и касаются их использования.

Под системой прав собственности понимается все множество норм, регулирующих доступ к редким ресурсам. Такие нормы могут устанавливаться и защищаться государством и другими социальными механизмами (обычаями, моральными установками, религиозными заповедями). Согласно имеющимся определениям, права собственности охватывают как физические объекты, так и объекты бестелесные (например, результаты интеллектуальной деятельности).

Права собственности обладают механизмом спецификации. Под спецификацией прав собственности следует понимать создание в той или иной форме режима исключительности использования вещи. Спецификация прав собственности как процесс находит свое отражение в наборе правил, который существенным образом различается как относительно конкретного ресурса, так и относительно исторического периода и места.

Реализация того или иного режима спецификации прав собственности зависит от размера, однородности группы, а также регулярности обменов. С помощью нормы, обеспечивающей спецификацию, определяют не только объект, субъект права, совокупность правомочий, но и момент начала действия исключительного права, а также момент утраты права конкретным агентом.

С точки зрения общества права собственности выступают как «правила игры», которые упорядочивают отношения между отдельными агентами. С точки зрения индивидуальных агентов они предстают как «пучки правомочий» на принятие решений по поводу того или иного ресурса. Каждый такой «пучок» может расщепляться, так что одна часть правомочий начинает принадлежать одному человеку, другая – другому. Чем шире набор правомочий, закрепленных за ресурсом, тем выше его ценность.

Право собственности является формальным институтом. Права собственности уменьшают неопределенность во взаимодействии между индивидами и являются мотивом экономической деятельности, основой развития хозяйственных отношений. Право собственности обладает свойством эластичности. Ему присуща способность восстанавливаться в прежнем объеме, как только связывающие его ограничения отпадут.

В обществе с государственно-правовой надстройкой экономические отношения собственности получают юридическое закрепление. Это выражается в системе правовых норм, регулирующих указанные отношения и образующих институт права собственности, и в закреплении определенной меры власти за конкретным лицом, являющимся собственником данной вещи.

У истоков прав собственности стоял Рональд Коуз. Согласно его теории «собственностью являются не ресурсы, не факторы производства, а пучок прав или доля прав по использованию ресурсов».

Содержание права собственности составляют принадлежащие собственнику правомочия по владению, пользованию и распоряжению вещью.

Правомочие владения – это юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства над вещью.

Правомочия пользования – это юридически обеспеченная возможность извлекать из вещи пользу, выгоду, для которых имущество предназначено. По общему правилу, именно собственник получает от имеющегося у него имущества плоды, продукцию и доходы.

Правомочия распоряжения – это юридически обеспеченная возможность определять судьбу вещи путем совершения юридических актов в отношении этой вещи. При этом его действия не должны противоречь закону, иным правовым актам и не должны нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц.

Собственник принадлежащие ему правомочия осуществляет по своему усмотрению. Его действия опираются непосредственно на закон и существуют независимо от власти всех других лиц в отношении конкретной вещи. Действия же других лиц не только опираются на закон, но и зависят от власти собственника.

Категория «собственность» трактуется как «пучок» (набор) прав, которые обычно распределены в неодинаковых пропорциях между различными лицами. Наиболее «полное» определение права собственности, включающее 11 элементов, предложил английский юрист А. Оноре.

1) право владения – это юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства над вещью, исключительный физический контроль над ней, основанная на законе возможность иметь у себя имущество;

2) право пользования, то есть возможность личного использования и эксплуатации вещи;

3) право управления – это возможность определять судьбу вещи путем совершения юридических актов в отношении этой вещи, то есть решения, как и кем вещь может быть использована;

4) право на доход, то есть на блага, проистекающие от предшествующего личного пользования вещью или от разрешения другим лицам пользоваться ею;

5) право на «капитальную стоимость» вещи, предполагающее право на отчуждение, потребление, промотание, изменение или уничтожение вещи;

6) право на безопасность, то есть иммунитет от экспроприации;

7) право на переход вещи по наследству или по завещанию;

8) бессрочность обладания благом, то есть отсутствие временных границ, неограниченность обладания благом во времени;

9) запрещение вредного использования, то есть обязанность воздерживаться от использования вещи вредным для других способом;

10) ответственность в виде взыскания, то есть возможность отобрания вещи в уплату долга;

11) остаточный характер, то есть ожидание «естественного» возврата переданных кому-либо правомочий по истечении срока передачи или в случае утраты ею силы по любой иной причине.

Право собственности является исключительным правом, т.е. собственник наделен правом исключить воздействие третьих лиц на закрепленное за ним имущество, в том числе и с помощью мер самозащиты.

Присвоение благ всегда осуществляется в экономических интересах конкретных субъектов:

- если в интересах частных лиц – это частное присвоение, частная собственность;

- если в интересах группы лиц – это коллективное присвоение, коллективная форма собственности;

- если в интересах общества в целом – это общественное присвоение, государственная форма собственности.

5.2. формы собственности
Форма собственности – это вид собственности, характеризуемый по признаку субъекта собственности. Форма собственности определяет принадлежность разнообразных объектов собственности субъекту единой природы. Формы собственности находятся в постоянном развитии. Известны разнообразные формы собственности, из которых наибольшее значение имеет государственная и частная собственность (см. рис. 6).

Государственная собственность означает, что право собственности принадлежит государственным учреждениям. При государственной собственности отдельный член общества владеет не непосредственно, а опосредованно, что увеличивает издержки контроля. Результат управления этой собственностью зависит от характера взаимодействия политических интересов.

Частная

Формы собственности




Государственная

Общая



Групповая

Долевая

Совместная

Федеральная

Субъектов Федерации

Региональная

Муниципальная
Индивидуальная

Личная



Общенародная



Рис. 6. Формы собственности

Государственная собственность выступает в качестве собственности всех челнов общества. Однако реализация отношений присвоения через отношения владения осуществляется государственным аппаратом, который олицетворяет собой социально-экономические интересы всех слоев населения.

Государственная форма собственности применяется в тех сферах экономики, в которых необходимо прямое централизованное управление, велика потребность государственных инвестиций и ориентация на прибыльность не является главным критерием. Объектом государственной собственности, в частности, являются те отрасли, ведение которых не под силу, невыгодно отдельным монополиям или частным лицам или они имеют стратегическое значение для государства и должны находиться под его особым контролем. Это виды деятельности, которые могут функционировать только как общие, единое целое – средства информации, экологическая защита, наукоемкое производство, социальная сфера, производство.

Государственная форма собственности возникает и при необходимости государственной помощи для санации терпящих банкротство негосударственных предприятий. Происходит национализация убыточных предприятий, их санация с помощью государственных средств и затем последующая их реприватизация.

Государственная собственность может быть эффективной, так как имеет определенные преимущества:

- осуществляется макрорегулирование,

- формируется стратегия экономического развития общества в целом,

- оптимизируется структура национальной экономики для достижения наивысшей эффективности.

В тоже время в большинстве случаев государственная собственность функционирует с меньшей эффективностью по сравнению с другими формами. Это связано с тем, что государственная собственность развивается в тех сферах, где возможности рынка ограничены и снижается мотивация к труду. В нормально функционирующих отраслях происходит обезличивание собственности и утрата предприятием рыночной ориентации.

К государственному сектору относятся предприятия, обеспечивающие общие условия функционирования и воспроизводства производительного капитала (транспорт, связь, энергетика), требующих при их создании крупных капитальных вложений, заниженного уровня цен на товары и услуги социальной значимости. «Вторжение» государственной собственности в рынок связано с деятельностью государства по «оздоровлению» отраслей, переживающих кризис и активизацией экономики в целом посредством национализации убыточных предприятий.

Исторический опыт показывает, что, когда экономическая система функционирует на базе государственной собственности на средства производства, ее эффективность ниже, чем в том случае, когда основу составляет частная собственность на средства производства. В настоящее время не существует экономических систем, базирующихся только на каком-либо одном виде собственности. Каждый из этих видов необходим и играет определенную роль. Наиболее эффективными оказались смешанные экономические системы на основе преобладающей роли частной собственности на средства производства. Это в наибольшей степени соответствует требованию эффективного использования ресурсов, реализуемых с помощью рыночного механизма.

Частная собственность означает, что вся полнота прав на что-либо принадлежит отдельному человеку. Частной называют собственность, по отношению к которой собственник персонифицирован, выделен как физическое лицо, отдельная личность, индивидуум. Частная собственность предполагает определенное отторжение от других лиц, не относящихся к числу владельцев, права контроля над определенными объектами – капиталом, землей, товарами. Все они становятся персонифицированными и имеют конкретных владельцев.

Использование частной собственности является одним из базовых элементов смешанной экономической системы. Частная собственность на капитал, произведенные товары и услуги являются важным условием поддержки системы свободного предпринимательства.

Частный сектор развивается спонтанно, что свидетельствует о его жизнеспособности. Но ему необходимы условия для развития:

- полная свобода создания и дальнейшей деятельности, что подразумевает свободу купли-продажи, свободу найма рабочей силы, существование свободной внешнеторговой деятельности и свободных цен;

- законодательная гарантия выполнения договорных обязательств;

- безопасность частной собственности. Необходимы гарантии неприкосновенности и отсутствия конфискаций;

- существование кредитной политики, стимулирующей частные капиталовложения.

Объектами частной собственности становятся отрасли и предприятия, которые требуют высокого уровня предпринимательской активности, мобильности, предприимчивости и способны приносить высокую прибыль.

Наличие частной собственности на средства производства порождает и ряд проблем:

  1. конфликты между настоящими и будущими владельцами в процессах национализации и приватизации;

  2. конфликты и споры между наемными работниками и собственниками средств производства по поводу распределения и использования чистой прибыли, полученной по итогам процесса производства;

  3. конфликты между частными собственниками и органами государственной власти, обладающими большими властными полномочиями;

  4. конфликты между наследниками;

  5. конфликт интересов между частным собственником и остальными членами общества по поводу объема и содержания извлекаемой из ограниченных ресурсов полезности.

Коллективная (коммунальная) собственность означает, что все участники такой собственности обладают общим правом использования блага (до его присвоения) и частным правом на использование после того, как удалось получить (присвоить) во временное или постоянное пользование.

В коллективной собственности субъект собственности не персонифицирован как индивидуум, а представляет собой совокупность, сообщество, коллектив собственников. Субъект собственности может выступать в виде уполномоченного лица или группы лиц, выражающих собственнические интересы всего товарищества.

Коммунальная собственность возникает там, где издержки по спецификации и защите частных прав собственности или равны нулю (если благо находится в изобилии), или меньше затрат, связанных с их установлением.

Основная проблема коллективной собственности заключается в ее сверхиспользовании. Каждый индивид стремится опередить другого в потреблении того, что достается ему бесплатно; его не интересуют другие потребители. Поэтому благо, находящееся в общей собственности, быстро истощается, а такая собственность превращается либо в частную, либо в государственную.

Отсюда возникает проблема безбилетника или «зайца».

Существует благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет. Это чисто общественное благо, характеризуемое двумя свойствами: неизбирательность и неисключаемость в потреблении. Свойство неизбирательности означает, что ни один человек не может быть не допущен к потреблению блага, даже если он отказывается за это платить. Чтобы глубже понять особенности чисто общественного блага, сравним его с чисто частным благом. Чисто частное благо – это такое благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату.

В отличие от чисто частного блага чисто общественное благо не может быть разделено на единицы потребления и продано по частям. Поскольку потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром. Такая ситуация получила название проблемы безбилетника, «зайца».
5.3. процесс Приватизации. российский опыт приватизации
Одной из главных задач перехода к рынку является проведение разгосударствления и приватизации. Экономические отношения по поводу присвоения собственности мобильны. Формы собственности могут переходить одна в другую.

Разгосударствление представляет собой снятие с государства функций прямого хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, но без изменения характера собственности.

Национализация – перевод собственности из ведения частных лиц в государственное ведение. Она применяется, когда значительно повышается значимость для государства объектов данной собственности, когда частные собственники не могут обеспечить производство необходимого для государства и общества продукта или когда они в результате преступного или небрежного руководства разрушают предприятия.

Приватизация подразумевает смену собственника посредством передачи или продажи на различных условиях государственной собственности экономическим агентам, которые используют её в дальнейшем в хозяйственной деятельности, несут полную имущественную ответственность за её результаты. Целью приватизации может быть повышение эффективности экономической системы и разгрузки государственных органов управления на основе создания и расширения частной формы собственности и класса собственников.

Приватизация – область экономической политики государства. В общем виде она представляет собой систему мероприятий правительства, направленных на передачу государственных активов частным инвесторам на определенных условиях.

Основная причина, по которой государство прибегает к приватизации – экономическая. Необходимо повысить эффективность хозяйства и уменьшить нагрузки на госбюджет.

Приватизация является важнейшим инструментом институциональной политики, ее осуществление ведет к формированию новой социально-экономической структуры народного хозяйства.

Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций.

Существуют основные способы приватизации – акционирование, продажа предприятий на аукционе, выкуп арендованного имущества, банкротство.

В 90-е годы в России проходил процесс приватизации. Его основными особенностями были:

1. Директивность. Решение о приватизации принималось не трудовыми коллективами или руководителями (менеджерами), знавшими специфику финансового и технологического состояния предприятий, а Госкомимуществом. Трудовые коллективы государственных предприятий не имели права выбора сроков и механизма преобразования собственности. Применялось также единообразие способов приватизации для предприятий различных отраслей, объединяемых по величине стоимости основных фондов и численности трудовых коллективов. Также игнорировались региональные особенности приватизации.

2. Приоритетность одной формы. В качестве приоритетного направления было превращение государственной собственности в частную. Недооценивались и даже игнорировались другие формы преобразований госсобственности, связанные с перераспределением прав собственности. В результате российская модель была жестко нацелена на перераспределение экономической власти между социальными слоями общества.

3. Приоритет социально-политических целей над экономическими.
Не учитывались критерии экономической эффективности осуществления приватизации в краткосрочном и среднесрочном аспектах, что неизбежно приводило к расточительности. Имущество государственных предприятий оценивалось по остаточной стоимости на основе оптовых цен 80-х годов. Рабочие комиссии по подготовке предприятий к приватизации, состоящие из руководства и членов трудовых коллективов, были заинтересованы в сведении к минимуму стоимости выкупаемого имущества государственных предприятий и стоимости уставного капитала акционируемых предприятий. К лету 1992 г. возможные накопления работников предприятий были обесценены либерализацией цен в январе 1992 г. Резкий спад производства и обесценение оборотных средств предприятий привели к снижению доходов работников. Поэтому трудовые коллективы были заинтересованы в минимизации уставного капитала государственных предприятий, акционируемых в порядке приватизации. Органы Госкомимущества были заинтересованы в скорейшей и массовой приватизации. Для проверки оценки имущества предприятий они не располагали ни средствами, ни кадрами, ни временем.

4. Социальная деформированность при быстрой концентрации капитала. Провозглашенная цель превратить всех граждан в собственников и создать массовый средний класс на практике обернулась сосредоточием государственной собственности у отдельных групп и отторжением от государственного имущества основной массы населения. Реальные результаты приватизации состояли в массовом (в количественном отношении) перераспределении государственного имущества и закреплением права частной собственности в ограниченные сроки. Происходил преимущественно бесплатный (за символическую плату) способ передачи собственности. Была введена система приватизационных чеков на предъявителя.

5. Форсирование развития фондового рынка. К изменениям в структуре собственности не сводятся результаты приватизации по российской модели. Поскольку основная масса средних и крупных предприятий директивно приватизировались в виде превращения государственных предприятий в открытые акционерные общества, сам процесс приватизации явился сильным фактором развития фондового рынка.

В последние годы в результате осуществления широкого комплекса мер по разгосударствлению и приватизации в России произошли значительные изменения в отношениях собственности и организационно-правовых формах коммерческой деятельности. В данный момент в России:

- существует многообразие форм собственности;

- происходит превращение частной собственности в одну из основных форм собственности в российской экономике;

- преодолевается монополия государственной собственности практически во всех сферах народного хозяйства;

- появляются новые формы хозяйствования, адекватные изменениям в
отношениях собственности;

- утверждаются новые формы организации экономической деятельности (акционерные общества, товарищества, фермерские хозяйства, общественные фонды и т. д.);

- формируется инфраструктура рынка и механизмов, обслуживающих новые формы собственности.
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации