Лаптинская С.В. Социология - файл n1.doc

Лаптинская С.В. Социология
Скачать все файлы (1686 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc1686kb.01.04.2014 06:24скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СМОЛЕНСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

СОЦИОЛОГИЯ

Конспект лекций

Часть 1

Смоленск

2005г. 
доктор философских наук, Лаптинская С.В.

Социология. Конспект лекций. Часть 1 – Смоленск: СИБП, 2005. - 148 с.

Рецензенты к.ф.н., доцент А.М. Петрунин ВА ПВО СВ РФ

Заслуженный деятель народного образования УР, к.ф.н., Ныров В.А.

Утверждено редакционно-издательским советом СИБП.

Рекомендовано к изданию на заседании кафедры СИБП.

В учебном пособии дается последовательное описание проблемного поля современной социологической науки — базовой отрасли обществознания. Большое внимание уделено пониманию исходных элементов социальной реальности, принципам и формамсоциальных взаимо­действий, социальным институтам, общностям и группам, социаль­ной стратификации, социологическому анализу культуры, личности, организации, экономики, политики. Узловые вопросы рассматрива­ются сквозь призму исторического развития.

Фундаментальность анализа сочетается с доступностью изложения.

Для студентов, преподавателей и аспирантов социологических, социально-гуманитарных, юридических факультетов, факультетов эко­номики и менеджмента, а также для всех интересующихся вопросами социологии.

 
ТЕМА I. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА.

МЕТОД СОЦИОЛОГИИ: ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ.

Объект, Предмет и метод научных  исследований.

Приступая к изучению той или иной науки, пытаясь понять ее специфику, прежде всего мы определяем объект, предмет и метод данной науки.

Объект науки — это область окружающей действительности, на которую направлен исследовательский поиск.

Предмет науки — это свойства, аспекты, признаки, характеристики, которые интересуют данную науку в этом объекте.

Метод науки — это совокупность, система основных познавательных приемов, процедур, с помощью которых осуществляется научное исследование.

 Каждая наука обладает своим методом, который включает в себя -общенаучные элементы (в частности, логику, ее основные процедуры, требования к обоснованию знания, правила выведения умозаключения и т.д.) и специальные, присущие прежде всего этой науке принципы организации научной деятельности.

Для того чтобы сознательно регулировать, контролировать процесс социологического познания общественных явлений, необходимо представить определенный образ познавательной деятельности, т.е. остановиться на главных познавательных процедурах, которые в основном и характеризуют метод социологии.

 Этот метод в первую очередь отличает социологическое познание общественной жизни от философского, исторического, этнографического и т.п. и  во многом определяет особую роль социологии в развитии современного обществознания.

Типы познания социальной действительности.

В настоящее время сложились различные типы
 познания социальной действительности, которые   взаимодействуют и взаимодополняют друг друга.

1. Обыденное познание («здравый смысл»). Это фрагментарное, в основном несистематизированное, т.е. не теоретичное, понимание социальных явлений, окружающего мира вообще. Такое понимание формируется на основе житейского, а не научного  опыта повседневной жизни человека. Знания о социальном мире являются «случайным», «побочным» продуктом практической жизни.

2. Философское познание. Это целостное, систематизированное, теоретико-концептуальное осмысление действительности на основе преимущественно умозрительных, логических процедур («мысленный эксперимент»). Оно носит предположительный, неоднозначный характер.

3. Опытно-рационалистическое познание. Это систематическое, целостно-концептуальное (теоретическое) описание окружающей действительности на основе эмпирических фактов, отобранных в соответствии с научными требованиями к представительности,однозначности толкования и т.д.

Особенности философского познания социальной жизни: достоинства и ограничения.

1. Философское исследование социальной жизни - социальная философия — имеет многовековую историю.

•       Социальная философия играет ведущую роль в выявлении
конечных причин, вечных основ социального существования индивида, понимании основополагающих начал, которые образуют
смысл его бытия. Ценности, которыми живет современный человек, которые утвердились в нашей цивилизации, были в теоретической форме концептуально осмыслены и выдвинуты мировой
философией.

•       Философия за многие века своего развития выработала высшие формы теоретического познания — это квинтэссенция теоретического познания. Именно в рамках философии достигли совершенства приемы анализа и синтеза знаний, обобщения, движения от элементарных явлений к сущности, умения в единичных фактах видеть общие и всеобщие тенденции.

Предпосылкой научной деятельности социологов являются как минимум две отправные точки анализа, связанные с философией:

•      осознанная или неосознанная реализация определенных философских идей, способов видения окружающего мира.

•      зависимость глубины интерпретаций, мышления социолога
от его философской культуры.

2. Вместе с тем философский метод осмысления социальной действительности имеет границы применения. Философия по своим методам — наука преимущественно умозрительная, созерцательная. Ее познавательные приемы (например, мысленный эксперимент) дают значимый результат лишь при осмыслении «вечных» проблем человеческого бытия: свобода, совесть, смысл жизни, счастье и т.д.

 Философия не ставит задачу жесткого, однозначного, объективного (т.е. научного в классическом смысле слова) постижения мира. Главная ее задача— при помощи преимущественно умозрительного метода и использования оценочных суждений дать возможность человеку осознать свое место в мире, обратиться к вечным общечеловеческим вопросам, т.е. философия решает в первую очередь мировоззренческие задачи.

Исторические условия возникновения социологии.

Общественная наука есть не что иное, как одна из высших форм познания обществом самого себя.

Соответственно, выбор путей и методов самопознания общества определяется тем, в каком знании нуждается социум, что необходимо ему узнать о себе.

Социальные условия

 Социология возникла в ответ на потребности формирующегося гражданского общества. Привычный порядок феодально-абсолютистского строя вытеснялся процессом становления общества, утверждавшим торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность гражданина. Именно в условиях самоорганизующегося общества возникает массовая потребность в знании, ориентированном на точное и глубокое описание реальных социальных явлений и процессов.

Социология и была ответом на потребность развивающегося гражданского общества (такая потребность явно ощущается сейчас в России) в определенном типе науки, которая в силу своей достоверности, доказательности, обращенности к практике представляет качественно новую форму социального познания.

Научно-теоретические предпосылки

Многие естествоиспытатели (Лаплас, Лавуазье, Галлей и др.) пытались применять эмпирические методы в исследовании социальных явлений. Использовался даже термин «социальная физика». И одна из самых характерных черт метода социологии заключается в том, что генетически этот метод стремится дать знание, которое по многим своим параметрам — доказательности, обоснованности, однозначности, воспроизводимости и т.д. — в той или иной степени приближается к требованиям естественно-научного знания.

Следует назвать и предпосылки, которые возникли в рамках собственно философии (XVII—XVIII вв.), — это учение Ф. Бэкона, Дж. Локка, Т. Гоббса об эмпирической достоверности научного знания, рационалистические постулаты Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница. Тем самым закладывались основная парадигма культуры Нового времени: опыт, эксперимент — с одной стороны, и разум, логика — с другой.

Возникновение социологии.

Основоположник социологии Огюст Конт (1728—1857) основные усилия направил на разработку принципиально новой позитивной социальной науки, которая преодолела бы умозрительность философского (метафизического) метода.

По Конту, истинная наука должна опираться на наблюдаемые, фиксируемые и повторяющиеся явления, тенденции, исключать сугубо спекулятивные, мистические элементы, не поддающиеся проверке, отказаться от вопросов, на которые в принципе нет ответа, которые не могут быть подтверждены или опровергнуты фактами, установленными при наблюдении.

Конт предложил «захватывающий» проект новой науки об обществе, которая отвечала бы всем высоким требованиям, критериям научности, выработанным в человеческой культуре.

В борьбе двух начал — естественнонаучного и гуманитарного — и реализуется проект Конта новой науки об обществе.

Огромную роль в разработке и утверждении метода социологии сыграл великий французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858— 1917), посвятивший этой проблеме ряд специальных исследований.

Выделим две основные его идеи.

1. «Социальные факты нужно рассматривать как вещи».

Дюркгейм стремился подчеркнуть, что социальные явления должны изучаться так же тщательно, непредвзято, скрупулезно, как и природные явления в естественных науках.

Вещь, по Э. Дюркгейму, — это «всякий объект познания, который сам по себе непроницаем для ума».

2. «Социальные факты должны объясняться другими социальными фактами». Это означает, что социальные факты преимущественно должны быть объяснены не биологическими, географическими и тому подобными обстоятельствами, условиями, а в первую очередь социальными: характером взаимодействия людей, «правилами игры», ценностями, которыми они руководствуются в конкретной ситуации.

*    *    *

Подчеркнем особую роль Макса Вебера (1864—1920) в становлении и развитии метода социологии. Стремление получить знание о социальных явлениях, близкое по своей достоверности к знанию, добываемому в естественных науках, с самого начала наталкивается на препятствия, вызванные, во-первых, спецификой социальных явлений, а во-вторых, спецификой социального знания.

Социальная реальность, решительно отличается от природы тем, что свои действия субъекты наполняют смыслом. Поэтому о действиях людей нельзя судить лишь по их внешне наблюдаемым последствиям, которые могут иметь десятки интерпретаций, если не понять мотивы этих действий. Следовательно, учитывая мотивированность как специфику социальных явлений, анализ смысла действий, их понимание и становится важнейшей первоосновой социологической интерпретации социальных явлений.

 М. Вебер наметил основные принципы, позволившие социологии хотя бы приблизиться к идеологической нейтральности.

 Вебер принял за точку отсчета идею философов-современников (в частности, В. Дильтея и Г. Риккерта) о разделении наук о природе и наук о культуре (обществе). Последние имеют дело с такими явлениями, которые не могут быть поняты без тех мотивов, переживаний, которые вкладывают люди в свои действия. В своих работах о методе социологии Вебер утверждает необходимость разграничения двух познавательных актов — оценки (утверждения ценности) и отнесения к ценности. Именно последним и должен заниматься социолог, анализируя какое-либо явление.

Оценка — это субъективное предпочтение той или иной позиции, утверждение того или иного мнения.

Отнесение к ценности — это умение нейтрально рассмотреть те или иные действия (идеи), определить, интересам каких социальных сил они выгодны, к каким возможным последствиям для этих и других социальных сил, субъектов могут привести. При этом исследователь вскрывает причины, породившие эти явления, и их последствия для различных социальных сил, чьи интересы и в какой мере выражают эти«явления, события. Это и есть, с точки зрения М. Вебера, отнесение к ценности, т.е. выяснение того, в какомсоциокультурном контексте возникло и развивается данное явление.

 Итак, мы выделили основные идеи, положения, высказанные классиками мировой социологии о социологическом методе. Именно эти идеи и заложили фундамент социологии как особого метода научного познания социальной реальности.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В СОЦИОЛОГИИ

Чтобы точнее и глубже понять особенности метода социологии, выделим четыре основных вопроса, которые позволяют определить важнейшие характеристики метода любой науки:

1. Какой тип знания добывается с помощью социологического
метода?

2.       Каким требованиям доказательности и обоснования отвечает
социологический метод?

3.       Каким способом добывается это знание?

4.       Каким образом строится и организуется наука, реализующая
данный метод, как взаимодействуют ее основные элементы?

Идеологическая нейтральность

Социология ориентируется на получение идеологически нейтрального знания, независимо от социальной позиции исследователя.

 Для того чтобы соблюдать идеологическую нейтральность, социология выработала целый ряд процедур, которые помогают исключить оценочную позицию (правда, не всегда это удается).

 Стремление социологии к неоценочному знанию, идеологической нейтральности — во многом залог ее научной непредвзятости, объективности и достоверности. Завет М. Вебера соблюдать идеологическую нейтральность, как правило, никем впрямую не оспаривается, но воспринимается как труднодостижимый идеал.

 Важно видеть, с одной стороны, различия, а с другой стороны, взаимосвязь между научной и гражданской позицией социолога. Как ученый любой социолог должен максимально стремиться к непредвзятости анализа, нейтрализации своих приверженностей.

Но было бы наивно и неверно не видеть определенной взаимосвязи научной и гражданской позиции социолога. Последняя не может не углубляться, уточняться, а иногда и меняться под воздействием неоспоримых социологических фактов, результатов научного анализа. В то же время необходимо ясно и недвусмысленно разводить эти позиции, те способы взаимодействия, отношения к действительности, которые их характеризуют.

Конкретный, дифференцированный анализ социальной жизни

Социологический тип знания характеризуется еще одной важной особенностью. Социология стремится осмысливать общество, социальную жизнь не как предельно отвлеченную абстракцию, а как реальность.

 С одной стороны, для социологии характерен достаточно широкий взгляд на человека и общество, глубокий уровень обобщений. С другой стороны, она стремится как бы встать рядом с человеком, выбрать такую точку обзора социальной действительности, чтобы четче зафиксировать поле реальных действий людей. По выражению О. Конта, социология должна дать позитивное, реально-значимое знание, отвечающее требованиям простоты, точности, однозначности.

Требования доказательности в социологии.

Выделим несколько основных принципов.

1. Принцип верификации

Верификация (от лат. verus — искать, facio —делаю, т.е. доказательство, подтверждение) — это процесс установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки.

Необходимо различать непосредственную верификацию (прямая, непосредственная проверка утверждений, умозаключений) и косвенную верификацию (опосредованную).

Непосредственная верификация применяется, когда речь идет о конкретных явлениях (например, уровень жизни студентов, эффективность рекламы).

Косвенная верификация играет большую роль в социологическом познании и используется прежде всего для обоснования макротеоретических положений и концепций.

Реализация принципа верификации влечет за собой и ряд особенностей социологического метода, да и стиля мышления, языка социологии.

Во-первых, это эмпиризм, т.е. опора на социальные факты, стремление обосновать свои суждения на основе фактов, наблюдений (о чем мы уже неоднократно говорили).

Во-вторых, рационалистическая ориентация социологии. В данном случае рационализм понимается как доказательное, убедительное, аргументированное и обоснованное, достоверное для рассудка знание — ничего не брать на веру, всегда рассматривать предположения не иначе как гипотезу, теоретическую разведку, предложение к научному поиску.

В-третьих, еще одна особенность, — уклонение социолога от анализа явлений, связей, которые не могут быть эмпирически представлены и проанализированы.

2. Принцип общезначимости

Принцип общезначимости, повторяемости результатов проведенного опыта, исследования, возобновляемости выявленных связей, зависимостей и соответствующих выводов и умозаключений, безусловно, важнейший для естественных наук, но вряд ли он может быть реализован в полной мере при анализе социальных явлений, поскольку этому препятствуют исторические и социокультурные особенности различных обществ.

 Общезначимыми являются лишь самые общие принципы, модели, которые мы аналитически вычленяем, чтобы непротиворечиво объяснить эмпирические данные. Например, ролевая теория личности, основные тенденции воспроизводства культуры. Вся проблема вузости эмпирической базы для общезначимых построений.

3. Принцип квантификации

Принцип квантификации, т.е. количественного измерения качественных признаков, — это один из тех принципов, по поводу которого ведутся самые жаркие дискуссии.

С одной стороны, количественное выражение качественных явлений делает возможным их измерение, доказательное сопоставление и т.д. Возможность применения количественных методов — яркая отличительная черта современной социологии, существенно повышающая, во-первых, точность социологического знания, во-вторых, познавательно-эвристические возможности социологического анализа.

С другой стороны, нельзя абсолютизировать количественные методы.  Во-первых, они не являются единственными, во-вторых, они не во всех случаях применимы, в-третьих, при анализе сложных социокультурных феноменов использование количественныхметодов может сопровождаться серьезными погрешностями.

Современная социология осознает эти ограничения количественных методов и активно использует качественные методы (наблюдение, нестандартизированные интервью и т.д.), которые стремятся описать и зафиксировать определенные феномены как единое, целостное, уникальное явление.

Способы получения социологического знания.

1. Теория и эмпирия как основные элементы современного социологического знания

Существуют два основных способа получения социологического знания:  эмпирический (способ получения конкретных фактов о социальной действительности) и теоретический (способ описания и анализа полученных фактов).

Вплоть до конца XIX — начала XX в. В социологии фактически шло параллельное развитие эмпирических и теоретических социологических исследований.

 Эмпирические исследования социальной жизни стали развиваться с XVII—XVIII вв., и лишь в конце XIX — начале XX в. выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм объединил в своей научной деятельности эти два направления.

Уже более 100 лет в социологической науке с определенной регулярностью возобновляется дискуссия о соотношении теории и эмпирии. При этом выявились две крайности: тенденция к абсолютизации эмпирического начала социологии и тенденция к пренебрежению, еенедооценке.

Сторонники эмпиризма в социологии сыграли огромную роль в совершенствовании методов социологических исследований.

Вместе с тем пренебрежение теоретической составляющей может дорого стоить социологии.

2. Ведущая роль теории

Ведущая роль теории сказывается прежде всего в следующем.

• Эмпирия дает знания, но знания о частностях; мир эмпирии — это мир внешних явлений.

Теория всегда является своеобразным маяком эмпирических
исследований. Осознает или не осознает это исследователь, именно
теория, теоретический замысел, гипотеза, идея дают ориентиры
(подчас интуитивно) относительно того, что изучать, как изучать,
для чего изучать.

Для социологии эмпирическое исследование лишь средство (а не самоцель), призванное обеспечить фактуальную базу, основу теоретического поиска.

Главная задача теории — это описание и анализ полученных фактов. Но для того, чтобы знать, на какие именно факты, какие свойства, особенности реальных событий, предметов, явлений следует направить свой поиск, исследователь должен предварительно составить определенный мысленный образ изучаемого объекта.

Поэтому основой социологического исследования является мысленная конструкция (по Веберу — «идеальный тип») изучаемого явления, носящая характер своеобразной «утопии» и полученная посредством мысленного усиления определенных элементов действительности.

Единство теоретического и эмпирического в социологии. Схема научного исследования в социологии

 Признание ведущей роли теории не должно вести к другой крайности — пренебрежению, недооценке эмпирических исследований. Несмотря на многие огрехи, упущения эмпирических исследований  надо признать, что критики эмпирической составляющей социологии сыграли в целом положительную роль в совершенствовании и отборе наиболее эффективных методов и приемов конкретных исследований.

 Как отмечал Р. Мертон, выдающийся американский социолог, эмпирическое исследование выходит далеко за рамки пассивной роли верификации и проверки теории — оно не только подтверждает или опровергает теорию, а выявляет непреднамеренные, неожиданные для исследователя данные, связи.  Социологическая теория выступает как реальное знание о том или ином явлении прежде всего в том случае, когда получает фактуальную интерпретацию, обоснование.

Внутренняя организация социологической науки.

Итак, социология как наука представляет собой органическое единство, взаимодействие теоретических и эмпирических методов. Данное единство, в котором эмпирическое является средством обоснования теоретических идей, — идеальная модель социологии как науки в целом.

Но пропорции между теоретическими и эмпирическими началами могут быть различными. Эти пропорции служат основанием для одной из наиболее популярных  классификаций социологического знания по его уровням (в основе этой классификации в определенной степени воспроизводятся  идеи Р. Мертона):

1)    в одних случаях эмпирия превалирует, а теоретические идеи
проявляются лишь в постановке проблем эмпирического исследования, его гипотез и т.д. Это уровень исследований, цель которых — добыча конкретных фактов, их описание, классификация, интерпретация;

2)    в других случаях социология ставит задачу теоретически осмыслить данную социальную подсистему, понять ее внутренние и внешние связи и
зависимости. Это социологические теории среднего уровня, для которых характерны:

а)  широкая опора на эмпирическую базу по соответствующей
проблеме;

б)  теоретическое описание изучаемой социальной подсистемы
на основе обобщения эмпирических данных;

в)  описание теоретической модели изучаемой подсистемы в
рамках той или иной всеохватывающей теории общества.

г) теории среднего уровня являются теоретической базой соответствующих социологических исследований.

Таким образом, в социологических теориях среднего уровня устанавливается эффективное взаимодействие теоретических и эмпирических методов.

3) всеохватывающие теоретические конструкции образуют высший уровень социологического знания — общесоциологические теории, исследующие общество как единую систему, взаимодействие ее основных элементов, основы функционирования и развитияобщества как социального организма.

Особое значение этих теорий в том, что они определяют:

а) общий подход исследователя-социолога к изучению и осмыслению социальных явлений;

б) направленность научного поиска;

в) интерпретацию эмпирических фактов.

Иными словами, общесоциологические теории пронизывают единым теоретическим видением как эмпирическое исследование, так и анализ социальных явлений на уровне теории среднего уровня.

Единство теории и эмпирии в общесоциологических теориях носит сложный и преимущественно опосредованный характер.

В структуре социологического знания важно выделить общую социологию.

 Какими же проблемами она занимается, что является предметом изучения курса «Общая социология»?

Общая социология исследует прежде всего:

1)      родовые свойства всех базовых социокультурных явлений, форм
взаимодействий, идет ли речь о социальных группах или институтах,
культуре личности или обществе;

2)      основные связи между этими базовыми социокультурными явлениями, формами взаимодействий;

3)      основные связи между обществом как целостной системой социальных взаимодействий и каждым из базовых социокультурных явлений, форм (т.е. роль этих явлений, форм в обществе как системе).

Итак, современная социология представляет собой многоуровневый комплекс теорий, типов знания, которые тесно взаимосвязаны друг с другом и образуют единую целостность — современную социологическую науку.

ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ. СОЦИОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУК

Место в социологии в системе социального знания, ее предмет и основные понятия.

Какова предметная область социологии, какие аспекты общественной жизни она изучает? Существует несколько мнений.

1. Начиная с О. Конта, Г. Спенсера и до раннего Э. Дюркгейма социологию стремились истолковать как интегральную, универсальную науку об обществе.

2. Другие исследователи (в свое время и Г. Зиммель) придерживались мнения о том, что социология изучает социальные общности, группы, классы, нации, социальную сферу и т.д.

3. М. Вебер формирует, с одной стороны, более
скромное, а с другой стороны, более фундаментальное представление о предметной области социологии. Оно было развито затем
Т. Парсонсом и сегодня, по сути, является решающим и общепризнанным.

 Сторонники этого взгляда утверждают, что социология не имеет специально отведенной сферы социальных явлений в отличие от политической, юридической, экономической науки. Но она все же не является всеохватывающей наукой об обществе. Как согласовать эти два на первый взгляд противоречивые утверждения?

Для социологии нет специально отведенной области, она не изучает какие-либо специфические, характерные лишь для конкретной сферы общественной жизни явления.

  Социология занимает ключевое положение среди социальных наук.

Анализируя конкретную сферу жизни общества, например политику, социолог прежде всего изучает, как преломляются общесоциальные свойства, связи, механизмы. Социальные действия и взаимодействия, социальные институты, группы, социальные статусы и роли, ценности, нормы, санкции— вот лишь некоторые своеобразные «хрусталики», сквозь призму которых социолог стремится осмыслить процессы, происходящие в политике или образовании, в семье или экономике.

Итак, социология изучает общие принципы воспроизводства (функционирования) и изменения основных (простых и сложных) форм социальных взаимодействий, в том числе общество как целостную систему социальных взаимодействий на основе широкого привлечения эмпирических данных, фактов реальной жизни, выделяя повторяющееся, устойчивое в этих взаимодействиях в различных сферах общественной жизни.

Социология и история.

 Социологию и историю объединяет опора на факты.

 Опора на исторический факт имеет как преимущества, так и ограничения. Одним из преимуществ является то, что исторический факт — это состоявшееся событие, в котором вполне проявились определенные социальные силы, механизмы, социальные взаимодействия. Другое преимущество — возможность наблюдать (а не предполагать) определенные следствия, тем самым выявляя закономерное, повторяющееся.

 Ограничением является то, что наука, в том числе и социологическая, вынуждена подчас опираться не на систему исторических фактов, а на отдельные, иногда разрозненные свидетельства. Подлинная картина происходившего нередко трудно поддается реконструкции из-за недостатка свидетельств, архивных материалов.

 Метод социологии, который стремится объяснить повторяющееся регулярное, - генерализирующий метод, т.е. обобщающий, отыскивающий главные, генеральные тенденции.

 Метод истории — это метод, преимущественно индивидуализирующий, рассматривающий социальное явление с точки зрения его неповторимых, индивидуальных характеристик.

Социология и история — науки, взаимно обогащающие друг друга.

Социология и психология.

Сделав центром своих исследований взаимодействие между людьми, социология должна тщательно и глубоко изучать духовную жизнь, ожидания, установки, мотивы, переживания, предпочтения действующих субъектов. И здесь возникает проблема различения социологического и психологического подходов к изучению духовной жизни людей.

 Когда в исследовании основными показателями (переменными) считаются инстинкты, желания, воля, темперамент человека и на их основе анализируют его поступки, то в этом случае проводится психологическое исследование.

Когда же ученый считает отправной точкой социальное положение человека, его статус, традиции, обычаи, он проводит социологическое исследование.

Первое отличие социологии от психологии: социология объясняет явление не особенностями психики конкретного человека, а спецификой его статуса, места в социальных взаимодействиях, нормами, которые утвердились в данной среде, данном обществе.

 Второе отличие (которое обусловлено первым): для психолога психика конкретного человека — это всегда неповторимый, уникальный мир, социолог же рассматривает индивидуальную психику человека как стандартную способность понимать, воспринимать, желать и взаимодействовать с себе подобными. Социолог чаще всего отвлекается от индивидуальных особенностей восприятия, желаний, энергии данного человека. И в этом смысле психика для социолога — это типичная способность, присущая любому человеку.

 Третье отличие: для социолога человек интересен в первую очередь с точки зрения его рациональной составляющей, т.е. социология не изучает бессознательное, иррациональное.

 Этим и объясняется особое значение социологии в осмыслении духовной жизни людей. Она изучает, каким образом в ходе социальных взаимодействий создаются и меняются принятые и одобренные идеи, ценности, нормы, которые определяют поведение отдельных людей, а психология изучает, как индивидуальные особенности психики, восприятия сказываются на усвоении людьми этих идей и мотивов.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации