Политические отношения - файл n32.docx

Политические отношения
Скачать все файлы (4422.3 kb.)

Доступные файлы (38):
n1.docx168kb.05.12.2012 13:43скачать
n2.docx152kb.05.12.2012 13:39скачать
n3.docx132kb.05.12.2012 13:41скачать
n4.docx151kb.05.12.2012 13:42скачать
n5.docx86kb.05.12.2012 14:30скачать
n6.docx126kb.05.12.2012 14:30скачать
n7.docx30kb.05.12.2012 14:31скачать
n8.docx17kb.05.12.2012 13:48скачать
n9.docx16kb.05.12.2012 13:48скачать
n10.docx16kb.05.12.2012 13:47скачать
n11.docx170kb.05.12.2012 13:44скачать
n12.docx18kb.05.12.2012 13:49скачать
n13.docx181kb.05.12.2012 13:49скачать
n14.docx188kb.05.12.2012 13:50скачать
n15.docx184kb.05.12.2012 13:50скачать
n16.docx181kb.05.12.2012 13:51скачать
n17.docx145kb.05.12.2012 13:52скачать
n18.docx158kb.05.12.2012 13:53скачать
n19.docx174kb.05.12.2012 13:54скачать
n20.docx148kb.05.12.2012 13:54скачать
n21.docx150kb.05.12.2012 13:55скачать
n22.docx165kb.05.12.2012 13:44скачать
n23.docx174kb.05.12.2012 13:56скачать
n24.docx173kb.05.12.2012 13:56скачать
n25.docx169kb.05.12.2012 13:57скачать
n26.docx18kb.05.12.2012 13:57скачать
n27.docx17kb.05.12.2012 13:58скачать
n28.docx173kb.05.12.2012 14:11скачать
n29.docx175kb.05.12.2012 14:12скачать
n30.docx18kb.05.12.2012 14:13скачать
n31.docx23kb.05.12.2012 14:05скачать
n32.docx185kb.05.12.2012 14:16скачать
n33.docx178kb.05.12.2012 14:17скачать
n34.docx136kb.05.12.2012 13:31скачать
n35.docx170kb.05.12.2012 13:31скачать
n36.docx136kb.05.12.2012 13:32скачать
n37.docx143kb.05.12.2012 13:33скачать
n38.docx143kb.05.12.2012 13:33скачать

n32.docx

39. Геополитическое положение регионов России: сравнительный анализ.

Геополитическое положение (региона) – это положение, определяемое, главным образом, с одной стороны ее местом на политической карте мира и военно-стратегическим положением, с другой – природно-географическими факторами.

Одной из ключевых проблем геополитического статуса России в глобальных процессах на современном этапе является сохранение ее территориального единства и политической, экономической, демографической, духовной целостности, что детерминирует особую роль и значение внутренней геополитики Российской Федерации для обеспечения действенного контроля над внутренним геопространством. В современных условиях при прогнозировании геополитических процессов необходимо учитывать роль, место, геополитическое значение и положение макрорегионов во внутренней геополитике Российской Федерации, ставших акторами мировой политики и элементами мировой геоэкономической системы. Северо-Запад России является репрезентативной геополитической моделью взаимодействия макрорегионов страны с Евросоюзом. Ленинградская область в структуре геопространства Российской Федерации представляет собой уменьшенную копию геополитического образа России с присущими ей характерологическими особенностями построения территории. На внутреннюю геополитику оказывает серьезное влияние целый комплекс региональных геополитических вызовов и угроз, снижающих уровень национальной безопасности и геополитический статус страны. Нетрадиционным средством геополитического давления на российские регионы становится «мягкая мощь» (soft power) внешних центров силы. Внешняя геополитическая экспансия в российские регионы, прежде всего с преобладающими запасами сырья, углеводородов, пресной воды, нетронутыми ландшафтами, низкой плотностью населения, будет возрастать. Геополитическое будущее России связано с регионами Сибири и Дальнего Востока, испытывающих все большее давление внешних геополитических сил. Нынешние функции государственного аппарата не приспособлены для решения внутренних геополитических задач. В связи с этим в стране назрела необходимость создания специальных стратегических центров прогнозирования и планирования для выработки научно-обоснованной внутренней геополитики России.

Северный Кавказ – уникальный в этнокультурном отношении регион в Российской Федерации и наиболее сложный, с точки зрения социально-экономической ситуации, осуществления государственного управления и обеспечения национальной безопасности России.

На сравнительно небольшой территории здесь расселены несколько десятков различных в этническом, религиозном и социально-экономическом отношении народов, что делает его густонаселенным, трудоизбыточным и малоземельным регионом. В результате, важным фактором дестабилизации обстановки на Северном Кавказе становятся территориальные споры и претензии . Особую остроту политическим и социальным вопросам наличие зон военных конфликтов, появление вооруженных формирований в республиках, перенасыщенность региона оружием, и как следствие всего этого обострение криминогенной обстановки. К тому же Северный Кавказ соседствует с закавказскими государствами, которые также отягощены множеством проблем аналогичного характера. В данном контексте весь Кавказ можно рассматривать как целостный регион с единым комплексом проблем. Изначальная конфликтогенность этого региона, связанная с его геополитическим положением, с наличием традиционных военно-стратегических и геополитических интересов России и других государств мирового сообщества на Кавказе в целом, определяется географическим положением, контроль над которым дает возможность влиять на развитие ситуации на Ближнем Востоке и Центральной Азии. Это придает дополнительную значимость северокавказским республикам в деле обеспечения стабильности во всем Кавказском регионе и на юге России.

В силу стратегического положения Кавказа и богатства его недр здесь переплетаются интересы как великих держав так и сопредельных государств, претендующих на роль региональных лидеров. Сегодня Кавказ вообще и Северный Кавказ в частности, стал одним из тех регионов, откуда исходит угроза безопасности России.

В результате чеченских войн произошло разрушение геополитической целостности всего Северокавказского региона, разрыв транспортных коммуникаций, нарушение регионального этнодемографического баланса, в связи с перемещением больших масс беженцев и вынужденных переселенцев, превративших Северный Кавказ в своеобразный криминальный плацдарм, ставший одним из факторов, подрывающих национальную безопасность РФ. Все это делает Северный Кавказ чрезвычайно восприимчивым к любым конфликтам, которые в создавшихся ныне условиях, почти наверняка приобретают характер межнациональных.

Итак, Кавказ занимает одно из центральных мест в системе геополитических интересов ведущих стран мира.


Исторически для России Азиатско-Тихоокеанский регион и в особенности Северо-Восточная Азия представляют сферу жизненно важных интересов. Однако после распада СССР российский Дальний Восток (РДВ) превращается в заброшенную окраину, оставленную на произвол судьбы и вынужденную самостоятельно развивать связи с Китаем, Японией, странами Корейского полуострова

Как отмечал С.Б. Переслегин, «освоение Россией Сибири и Дальнего Востока носило сугубо колониальный характер. Речь шла… об эксплуатации, и причем хищнической эксплуатации природных ресурсов… Ситуация несколько изменилась в последние годы – в связи с демонстрируемым Москвой безразличием к судьбе восточных и северных земель. Дальний Восток перестал быть колонией, поскольку перестал быть нужным Москве». Как результат в настоящее время уровень социально-экономического развития территорий РДВ по многим показателям значительно отстает даже от европейских регионов России. Уровень и качество жизни здесь ниже, хуже развита инфраструктура. Численность населения снижается более быстрыми темпами (в том числе и за счет оттока населения с территории РДВ), чем в среднем по России, что в перспективе грозит депопуляцией и превращением дальневосточных территорий в антропопустыню (по данным всероссийской переписи населения 2010 года во всем ДВФО проживало примерно 6,3 млн. человек; за 8 лет (с момента предыдущей переписи) население сократилось на 400 тыс. человек. Самый густонаселенной территорией считается Приморье, где в настоящее время проживает чуть меньше 2 млн. человек). Дальневосточное общество отличает высокий уровень криминализации и криминогенности. Среди криминогенных факторов выступают низкий уровень культуры (независимо от социальной принадлежности) и высокая степень маргинализации населения. Нежелание высококвалифицированных специалистов жить и работать на территории РДВ, и, напротив, приток низкоквалифицированной рабочей силы из стран Центральной Азии (при условии отмены квот) влечет нагнетание социальной конфликтности в регионе за счет того, что трудовые и прочие мигранты в этническом и культурном отношении являются чужеродным (зачастую маргинальным) субстратом. В то же время, во многом от состояния дел на РДВ зависит способность России играть ключевую роль в динамично развивающемся АТР и вносить конструктивный вклад в безопасность региона. Уже в проекте аналитического доклада Совета Федерации «Стратегия развития России в АТР в XXI веке» можно следует выделить ряд направлений, призванных создать глубокую взаимозависимость российской и азиатско-тихоокеанской экономик и через эту взаимозависимость обеспечить выгодное место России в АТР и способствующих формированию чувства причастности РДВ к интеграционным процессам в Тихоокеанском регионе без дистанцирования от России. В документе ставка делалась на природные ресурсы, рассматриваемые, как гипотетический стартовый потенциал в рамках долговременной проектности; использование «геотранспортного» положения России как естественного сухопутного моста между Европой и Восточной Азией; привлечение иностранной рабочей силы для освоения малонаселенных российских дальневосточных регионов (главными партнерами России здесь назывались Китай, Вьетнам и Северная Корея) и, наконец, извлечение краткосрочных и стратегических выгод от обладания Россией научным потенциалом.

Как мы видим, стратегические преимущества России в азиатско-тихоокеанской интеграции выражаются, прежде всего, в наличии у нее уникальных возможностей для реализации энергетических и транспортных проектов. Благодаря своему географическому положению Россия может сыграть ведущую роль на международном рынке перевозок, выступив как сухопутный мост для транспортировки грузов между АТР и Европой. Дальневосточные территории России играют своего рода роль геополитических «окон» на Тихом океане. Военно-стратегическое значение имеют Камчатский полуостров, остров Сахалин, Приморский край.

В начале XXI века высшее политическое руководство страны взяло курс на значительное повышение активного присутствия России в АТР. Если в Концепции внешней политики России 2000 года указывалось, что «все возрастающее значение во внешней политике Российской Федерации имеет Азия», и Россия должна сделать упор на активизацию своего участия в основных интеграционных структурах Азиатско-Тихоокеанского региона , то в Концепции внешней политики России 2008 года АТР отводилось первостепенное значение в контексте многовекторной внешней политики Российской Федерации в Азии, как динамично развивающемся районе мира, в возможностях которого Россия должна быть заинтересована при реализации программ экономического подъема Сибири и Дальнего Востока, укрепления регионального сотрудничества в сфере противодействия терроризму, обеспечения безопасности и налаживания диалога между цивилизациями . Также подразумевалось продолжение активного участия России в основных интеграционных структурах Азиатско-Тихоокеанского региона – форуме «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество», механизмах партнерства с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), включая региональный форум АСЕАН. В отношении развития РДВ с внешним миром федеральная власть сделала ставку на управляемую интеграцию, при которой международные отношения России развиваются сообразно национальным интересам и потребностями развития РДВ. Для успешной реализации данной модели государство вынуждено соизмерять управленческие импульсы с достаточным количеством финансовых ресурсов, качеством стратегических решений и императивом долгосрочного присутствия России в АТР.

Дальнейшие решения показали наличие у руководства нашей страны как минимум планов поднять общий уровень дальневосточных территорий, что нашло выражение в очередном программном документе, на реализацию которого был выделен значительный ресурсный потенциал. В соответствии с принятой в 2007 г. программой «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года» из федерального бюджета более 400 млрд. рублей было выделено на строительство и модернизацию транспортной, энергетической и других инфраструктурных отраслей, а также создание новых промышленных производств. Таким образом, впервые за долгое время в условиях постсоветской России правительство пошло на масштабные финансовые вливания в экономику и социальную сферу Дальнего Востока, с целью реализации в регионе крупнейших проектов.

Ключевое место среди этих проектов занимает подпрограмма «Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе», которая, в частности, призвана подготовить столицу Приморского края к проведению саммита АТЭС в 2012 году (через 20 лет с того момента как Владивосток перестал быть закрытым городом). В прошлом году расходы федерального бюджета на указанную подпрограмму выросли на 3,6 миллиарда рублей, а внебюджетных источников - на 106,5 миллиарда рублей. Теперь объем ее финансирования составляет свыше 662 миллиардов рублей . С 2009 г. ведется строительство объектов саммита в рамках ранее утвержденных правительством России планов, в том числе строительство зданий кампусов Дальневосточного федерального университета на острове Русском, мостов во Владивостоке, нефтяного терминала и нефтеперерабатывающего завода близ Находки, газопровода Сахалин-Приморье и др. В новую редакцию программы развития были включены такие проекты, как строительство судостроительных верфей «Восток - Раффлз» и «Звезда - DSME», организация скоростного железнодорожного движения между Владивостоком и аэропортом «Кневичи» (г. Артем) и создание рекреационной зоны на территории «Дальзавода». Также в перечень вошли объекты магистрального газопровода «Сахалин - Хабаровск - Владивосток», строительство сети высоковольтных линий и электроподстанций, топливно-заправочного комплекса в аэропорту «Кневичи» и инженерного центра на острове Русском.

Решение о проведении во Владивостоке в 2012 году саммита АТЭС стало важнейшим шагом на пути стимулирования развития города и превращения его в один из центров международного сотрудничества в АТР .

Ускоренное развитие Владивостока подчинено необходимости конкурировать с такими центрами АТР как Гонконг, Токио, Сеул, Сан-Франциско, Шанхай. Столица Приморского края является важным центром дипломатического сотрудничества: здесь расположены 8 генеральных и 11 почетных консульств иностранных государств. Город имеет побратимские связи с 12 городами и одним автономным округом, а также договоры о дружбе и сотрудничестве заключены с городами Китая, Японии, Кореи, Вьетнама.

Владивосток активно развивает торговые отношения с соседями по региону, является площадкой экономическихфорумов, программ межкультурного взаимодействия, туристическим центром Дальнего Востока России. Среди существующих транспортных узлов здесь расположены опорная точка Транссибирской железнодорожной магистрали, крупный морской порт, грузооборотом около 10 млн. тонн в год, Международный аэропорт «Владивосток» расположенный в 44 км к северу от города.

Важно отметить, что утвержденные российским руководством и реализуемые планы по развитию дальневосточного региона уделяют особое внимание инновационной «экономике знаний» и человеческого капитала. В 2010 г. на базе Дальневосточного государственного университета (ДВГУ) был создан Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), в состав которого в 2011 г. вошли также Дальневосточный государственный технический университет (ДВГТУ), Тихоокеанский государственный экономический университет (ТГЭУ) и Уссурийский государственный педагогический институт (УГПИ). В распоряжение ДВФУ будут переданы объекты, построенные для проведения саммита АТЭС-2012 на острове Русском. ДВФУ должен стать передовым научно-образовательным учреждением мирового класса, актором инновационного регионального развития. Выделенные ДВФУ правительством дополнительные полномочия и ресурсы позволяют университету стать открытой площадкой для налаживания взаимодействия, разработки и реализации совместных проектов между образованием, бизнесом и властью не только в Дальневосточном, но и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Таким образом, ДВФУ может рассматриваться как некая «точка входа» в российский социум для стран АТР.

Во многом реализация инициированных и финансируемых федеральным Центром масштабных проектов становится важнейшим фактором повышение уровня развития РДВ и создания условий для его эффективной международной интеграции. В то же время, участие в международных интеграционных процессах подразумевает как минимум восприятие российской политической элитой дальневосточных территорий не просто как проектной зоны, но как объекта стратегических интересов нашего государства, с учетом существующих угроз и возможностей.

К основным угрозам можно отнести относительную слабость геополитических позиций России в регионе, низкую конкурентоспособность РДВ по качеству жизни с другими регионами России, Европой, Америкой, многими регионами Азии, периферийное положение тихоокеанского побережья России в отношении экономических интеграционных процессов в АТР. Не стоит забывать и о существенном межцивилизационном разрыве между населением российского Дальнего Востока и народами соседних государств. Одной из главных проблем является инфраструктурная недостаточность дальневосточных территорий, уровень социально-экономического развития Приморья, например, существенно недотягивает до уровня Владивостока, что в условиях растущего оттока населения может привести к разрыву.

В то же время, среди благоприятных для развития Дальнего Востока условий можно обозначить значительный геополитический вес России в мире, что в целом обусловливает сохранение интереса к нашей стране, известность и привлекательность Владивостока как самого восточного крупного российского города, а также интригующий образ Владивостока как «Европы в Азии», соседство со странами АТР, безусловный интерес к российской культуре в странах АТР.

Реализация правительством тихоокеанской стратегии, с акцентом на геоэкономическое освоение РДВ и укрепление присутствия России в АТР должна войти в ранг приоритетов российской внешней политики. Только исходя из этого, Россия сможет ставить перед собой амбициозные цели долгосрочного развития - обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из мировых лидеров, расширение международного сотрудничества.

Владивосток превращается в опорный пункт тихоокеанской стратегии России и главный инструмент ее осуществления. Проведение здесь Саммита АТЭС может стать импульсом к поступательному развитию всего РДВ, но без комплексного решения социальных, демографических, инфраструктурных проблем Тихоокеанская Россия рискует очутиться на задворках интеграционных процессов в АТР.
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации