Политические отношения - файл n20.docx

Политические отношения
Скачать все файлы (4422.3 kb.)

Доступные файлы (38):
n1.docx168kb.05.12.2012 13:43скачать
n2.docx152kb.05.12.2012 13:39скачать
n3.docx132kb.05.12.2012 13:41скачать
n4.docx151kb.05.12.2012 13:42скачать
n5.docx86kb.05.12.2012 14:30скачать
n6.docx126kb.05.12.2012 14:30скачать
n7.docx30kb.05.12.2012 14:31скачать
n8.docx17kb.05.12.2012 13:48скачать
n9.docx16kb.05.12.2012 13:48скачать
n10.docx16kb.05.12.2012 13:47скачать
n11.docx170kb.05.12.2012 13:44скачать
n12.docx18kb.05.12.2012 13:49скачать
n13.docx181kb.05.12.2012 13:49скачать
n14.docx188kb.05.12.2012 13:50скачать
n15.docx184kb.05.12.2012 13:50скачать
n16.docx181kb.05.12.2012 13:51скачать
n17.docx145kb.05.12.2012 13:52скачать
n18.docx158kb.05.12.2012 13:53скачать
n19.docx174kb.05.12.2012 13:54скачать
n20.docx148kb.05.12.2012 13:54скачать
n21.docx150kb.05.12.2012 13:55скачать
n22.docx165kb.05.12.2012 13:44скачать
n23.docx174kb.05.12.2012 13:56скачать
n24.docx173kb.05.12.2012 13:56скачать
n25.docx169kb.05.12.2012 13:57скачать
n26.docx18kb.05.12.2012 13:57скачать
n27.docx17kb.05.12.2012 13:58скачать
n28.docx173kb.05.12.2012 14:11скачать
n29.docx175kb.05.12.2012 14:12скачать
n30.docx18kb.05.12.2012 14:13скачать
n31.docx23kb.05.12.2012 14:05скачать
n32.docx185kb.05.12.2012 14:16скачать
n33.docx178kb.05.12.2012 14:17скачать
n34.docx136kb.05.12.2012 13:31скачать
n35.docx170kb.05.12.2012 13:31скачать
n36.docx136kb.05.12.2012 13:32скачать
n37.docx143kb.05.12.2012 13:33скачать
n38.docx143kb.05.12.2012 13:33скачать

n20.docx

28. Особенности современной российской политической модернизации.

По мнению В.И. Пантина, процесс политической модернизации в России можно в целом отнести к эндогенно-экзогенному типу. Характерной особенностью этого типа модернизации является сочетание различных собственных и заимствованных институтов и традиций. Из-за слабости гражданского общества и исключительной роли, которую играет государство в России, модернизация общества постоянно подменяется модернизацией государства - его военно-индустриальной мощи, бюрократического аппарата, репрессивных органов, государственного сектора экономики и т. п. В итоге задачи форсированной военно-индустриальной модернизации государства, усиления его как мировой державы часто решались за счет антимодернизации, частичной архаизации и деградации общества.

Одна из трудностей анализа современной российской политической реальности заключается в том, что на жизненную активность гражданского общества влияют противоречия, возникающие в процессе государственного управления в условиях затяжного структурного кризиса. Серия правительственных кризисов 1998-1999 гг. в России обозначила следующие основные проблемы, отсутствие прогресса в решении которых способно и в дальнейшем усиливать напряжение в обществе и политической системе:

- разработка средне- и долгосрочной стратегии развития общества, целью которой станет устойчивое преобразование существующей социально-экономической структуры и создание предпосылок для органической интеграции России в мировое хозяйство;

- установление отвечающего условиям современного российского общества равновесия между принципами частной инициативы и государственного вмешательства в экономику при определении и реализации социально-экономического курса;

- приведение профессионально-интеллектуального уровня правящих групп в соответствие требованиям управления обществом в условиях его перехода на более высокую ступень социально-экономического развития, к политической системе с более сложной организацией;

- качественное обновление основных политических институтов и содержания их деятельности, а также выработка свода принципов и норм государственного управления.

Для современной России смена модели политического развития означает возникновение нескольких принципиально новых явлений.

1. Наблюдается наложение друг на друга двух процессов: ускорения массовой политической социализации и усложнения всего комплекса проблем, обусловленных необходимостью совершенствования социально-экономической структуры общества. Разрешение кризиса управления обществом большинство россиян связывают не с приходом к власти "твердой руки", а с качественным обновлением политической элиты и существенным повышением ее этических и интеллектуально-профессиональных качеств.

2. Сохраняется избыточная идеологизация политического процесса, когда противостоящие стороны предпочитают обсуждать не конкретные подходы к модернизации общества, а сопоставлять те или иные идеологические установки.

3. В России еще социально не оформилась сила, способная самостоятельно возглавить процесс модернизации. Нынешняя предпринимательская прослойка - это по большей части буржуазия в первом поколении, со многими признаками, характерными для периода становления российского капитализма в конце XIX века. Ее характеризует низкий культурно-образовательный уровень, отсутствие видения исторической перспективы, хищнический характер потребления материальных благ и использования ресурсов, нежелание подчиняться традиционным культурным нормам. Своим поведением капитализирующаяся прослойка дискредитирует саму идею экономических реформ и косвенно поддерживает в обществе влияние политических сил, выступающих с позиций негативного популизма. В связи с этим важным представляется сокращение разрыва между "элитными" группами, определяемыми по величине их дохода, и массовыми слоями населения, расширение доступа последних к социальной инфраструктуре - образованию, здравоохранению, социальному обеспечению. В улучшении социальных условий воспроизводства в России должен быть заинтересован весь ее политический класс.


Особенностью отечественного цивилизационного развития является тот факт, что российское общество не испытало таких фундаментальных духовно-интеллектуальных переворотов, какими на Западе были Ренессанс, Реформация, движение за права человека, заложившие основы рационалистических форм хозяйственной деятельности и современной системы политического представительства. Кроме этого, некоторые сегменты социальной структуры постсоветской России обладают специфическими чертами, возникшими в результате сложнейшего взаимодействия историко-психологических, этнических, демографических и культурно-религиозных факторов.
А. Ахиезер считает российское общество обществом промежуточной цивилизации, которое "вышло за рамки традиционности, но так пока и не смогло перешагнуть границы либеральной цивилизации".
С точки зрения В.А. Ачкасова главным способом проведения российской догоняющей модернизации является грандиозная "имитация". Создается лишь видимость полной вовлеченности социума в процессы реформ, всегда инициируемых сверху, в то время как общество в целом ни по своей структуре, ни по доминирующим настроениям не готово к навязываемым радикальным переменам. В итоге резкий символический разрыв с прошлым в России зачастую оборачивается тем, что символика и форма подменяют реальное изменение содержания и тогда старая сущность незаметно возвращается.
Российское общество соответствующим образом реагирует на модернизационные импульсы, идущие сверху. Среди основных характерных черт можно выделить неприятие, пассивное сопротивление новациям, медленное накопление противоречий и потенциала недовольства, кризис самоидентификации, народный протест, обращенный в прошлое.
Сегодняшняя Россияоссии является разрушающимся традиционным обществом, но ни у кого нет уверенности в том, что предлагаемые политической элитой цели, идентичности и стандарты поведения соответствуют требованиям современности. Мы имеем сегодня новые, демократические по форме, но слабые и пока не утвердившиеся окончательно политические и экономические институты. Однако складывающаяся в России институциональная система не гарантируют создание стабильно действующих демократических политических институтов, имеющих ценностное либеральное наполнение, так как всегда существует опасность возврата авторитарно-олигархической направленности в деятельности государственной власти.
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации