Политические отношения - файл n16.docx

Политические отношения
Скачать все файлы (4422.3 kb.)

Доступные файлы (38):
n1.docx168kb.05.12.2012 13:43скачать
n2.docx152kb.05.12.2012 13:39скачать
n3.docx132kb.05.12.2012 13:41скачать
n4.docx151kb.05.12.2012 13:42скачать
n5.docx86kb.05.12.2012 14:30скачать
n6.docx126kb.05.12.2012 14:30скачать
n7.docx30kb.05.12.2012 14:31скачать
n8.docx17kb.05.12.2012 13:48скачать
n9.docx16kb.05.12.2012 13:48скачать
n10.docx16kb.05.12.2012 13:47скачать
n11.docx170kb.05.12.2012 13:44скачать
n12.docx18kb.05.12.2012 13:49скачать
n13.docx181kb.05.12.2012 13:49скачать
n14.docx188kb.05.12.2012 13:50скачать
n15.docx184kb.05.12.2012 13:50скачать
n16.docx181kb.05.12.2012 13:51скачать
n17.docx145kb.05.12.2012 13:52скачать
n18.docx158kb.05.12.2012 13:53скачать
n19.docx174kb.05.12.2012 13:54скачать
n20.docx148kb.05.12.2012 13:54скачать
n21.docx150kb.05.12.2012 13:55скачать
n22.docx165kb.05.12.2012 13:44скачать
n23.docx174kb.05.12.2012 13:56скачать
n24.docx173kb.05.12.2012 13:56скачать
n25.docx169kb.05.12.2012 13:57скачать
n26.docx18kb.05.12.2012 13:57скачать
n27.docx17kb.05.12.2012 13:58скачать
n28.docx173kb.05.12.2012 14:11скачать
n29.docx175kb.05.12.2012 14:12скачать
n30.docx18kb.05.12.2012 14:13скачать
n31.docx23kb.05.12.2012 14:05скачать
n32.docx185kb.05.12.2012 14:16скачать
n33.docx178kb.05.12.2012 14:17скачать
n34.docx136kb.05.12.2012 13:31скачать
n35.docx170kb.05.12.2012 13:31скачать
n36.docx136kb.05.12.2012 13:32скачать
n37.docx143kb.05.12.2012 13:33скачать
n38.docx143kb.05.12.2012 13:33скачать

n16.docx

ВОПРОС 24 Патернализм в политической культуре России


Важнейшей чертой российской политической культуры является патернализм. В современной трактовке патернализм понимается как доктрина и деятельность с позиций «отеческой заботы» по отношению к слоям и группам, менее защищенным в социальном и экономическом отношениях.

Корни патерналистской традиции в русской культуре, в том числе и политической, находятся в историческом прошлом. Основой традиционной культуры важнейшей социальной ячейкой аграрного общества была патриархальная семья. Общая численность такой семьи могла насчитывать несколько десятков человек. Авторитет главы семьи был непререкаем.

Существование большой семьи долгое время было экономической необходимостью, обусловленной климатом средней полосы России, где короткое лето нередко заставляло почти одновременно проводить разные полевые работы. Трудовой ритм способствовал выработке мобилизационных форм общежития, для которых наиболее адекватной чертой властных отношений в семье был авторитаризм.

Имущественные отношения, оставлявшие за главой семьи полное право распоряжаться всеми средствами крестьянского двора, налагали на него большую ответственность и требовали выполнения ряда функций в общественной, хозяйственно-бытовой и морально-психологической сферах.

В общественной сфере он представлял семейные интересы в сношении с внешним миром: общиной, соседями, старостой, барином. В хозяйственно-бытовой сфере — управлял собственностью, давал задания и контролировал их исполнение. За ним закреплялись функции поощрения и наказания, контроля за соблюдением нравственных норм. Фактически речь идет о властных отношениях авторитарного типа в первичной ячейке общества.

Сосредоточение командных функций за авторитетом, в данном случае за главой патриархальной семьи, оставляет всем домочадцам только функции исполнения. В такой ситуации человек не испытывает потребности чувствовать себя личностью, он перекладывает ответственность за свою судьбу на семью, государство, власть, он уходит от индивидуальной ответственности, а значит и от свободы.

Глава семьи был вправе распоряжаться жизнью домочадцев по своему усмотрению, а они должны были принять любое решение как неизбежность, поскольку такое поведение гарантировало выживание семьи как целостности.

Обусловленные природно-климатическими условиями патерналистские черты закрепились в русской крестьянской культуре. Православие освятило эти отношения авторитетом церкви. Таким образом, патернализм стал аксиомой, культурным архетипом, закрепленным в российской ментальности и политической культуре.

На эту типологическую черту российского общества было обращено внимание исторической мысли еще в XIX в., начиная с известного утверждения Н. Карамзина о том, что в России самодержавное правление есть отеческое правление.

Традиции, сохранившиеся в народной, крестьянской культуре, были также свойственны культуре образованной элиты российского общества. Либерализм европейского типа, распространившийся после буржуазно-демократических революций, стал трансформироваться под натиском обстоятельств внутреннего и внешнего порядка.

Победа России в войне с Наполеоном укрепила национальную гордость, консолидировала общество и выступила стимулом в поисках своего пути развития. Создавая индустриальное общество, т. е. продвигаясь в русле общемировой тенденции развития, Россия одновременно усиливала свою ориентацию на традиционные культурные ценности.

Патернализм, как поведенческий стереотип, - пронизывал поитическую культуру образованного общества. Естественно, что его проявления обозначались понятиями, адекватными времени. Наиболее распространенными словами, отражавшими разные стороны патернализма, были попечение и покровительство, а также производные от них. Патернализм, как базисное основание, в Российской империи реализовывался в следующих категориях: заботливость, надзор, поощрение, защита, благотворение, пожертвование, облегчение, благоснисхождение, дарение.

История советского периода подтверждает устойчивость сформировавшихся патерналистских традиций. Все дети младшего школьного возраста были октябрятами - внучатами Ильича. Четверть века страной управлял «отец народов» - И.В.Сталин. Партийные органы осуществляли функции опеки, надзирая, поощряя и наказывая граждан, руководствуясь нормами морального кодекса строителя коммунизма.

Актуальность проблем патернализма подтверждается и событиями наших дней, когда сложившаяся в постсоветский период ситуация продемонстрировала потребность народа в опеке со стороны государства, в гарантиях социальной помощи и защиты, которые он рассматривает как нечто априорное, как обязательную функцию власти. Патерналистские традиции можно отнести к «коллективному бессознательному», то есть архетипу культуры, усвоенному человеком в процессе социализации, и который управляет его поведением на уровне подсознания.
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации