Политические отношения - файл n14.docx

Политические отношения
Скачать все файлы (4422.3 kb.)

Доступные файлы (38):
n1.docx168kb.05.12.2012 13:43скачать
n2.docx152kb.05.12.2012 13:39скачать
n3.docx132kb.05.12.2012 13:41скачать
n4.docx151kb.05.12.2012 13:42скачать
n5.docx86kb.05.12.2012 14:30скачать
n6.docx126kb.05.12.2012 14:30скачать
n7.docx30kb.05.12.2012 14:31скачать
n8.docx17kb.05.12.2012 13:48скачать
n9.docx16kb.05.12.2012 13:48скачать
n10.docx16kb.05.12.2012 13:47скачать
n11.docx170kb.05.12.2012 13:44скачать
n12.docx18kb.05.12.2012 13:49скачать
n13.docx181kb.05.12.2012 13:49скачать
n14.docx188kb.05.12.2012 13:50скачать
n15.docx184kb.05.12.2012 13:50скачать
n16.docx181kb.05.12.2012 13:51скачать
n17.docx145kb.05.12.2012 13:52скачать
n18.docx158kb.05.12.2012 13:53скачать
n19.docx174kb.05.12.2012 13:54скачать
n20.docx148kb.05.12.2012 13:54скачать
n21.docx150kb.05.12.2012 13:55скачать
n22.docx165kb.05.12.2012 13:44скачать
n23.docx174kb.05.12.2012 13:56скачать
n24.docx173kb.05.12.2012 13:56скачать
n25.docx169kb.05.12.2012 13:57скачать
n26.docx18kb.05.12.2012 13:57скачать
n27.docx17kb.05.12.2012 13:58скачать
n28.docx173kb.05.12.2012 14:11скачать
n29.docx175kb.05.12.2012 14:12скачать
n30.docx18kb.05.12.2012 14:13скачать
n31.docx23kb.05.12.2012 14:05скачать
n32.docx185kb.05.12.2012 14:16скачать
n33.docx178kb.05.12.2012 14:17скачать
n34.docx136kb.05.12.2012 13:31скачать
n35.docx170kb.05.12.2012 13:31скачать
n36.docx136kb.05.12.2012 13:32скачать
n37.docx143kb.05.12.2012 13:33скачать
n38.docx143kb.05.12.2012 13:33скачать

n14.docx

ВОПРОС 22. Основные тенденции развития политического сознания в современной России


Важнейшей направлением социально-политической трансформации является модернизация структуры массового сознания, которое представляет собой сознание общества по вопросам, имеющим актуальное политическое содержание с определенными политическими последствиями. Структурно массовое политическое сознание включает статичные (ценности) и динамичные (массовые настроения) компоненты: уровень ожиданий людей и оценка ими своих возможностей влиять на политическую систему в целях реализации своих интересов; социально-политические ценности, лежащие в основе идеологического выбора (свобода, справедливость, демократия, равенство, стабильность, порядок); быстро меняющиеся мнения и настроения, связанные с оценками текущего положения, отношением к правительству, политикам, конкретным политическим акциям.

На современном этапе российское общество столкнулось с радикальными изменениями во всех областях социального бытия, что не могло не отразиться на массовом политическом сознании. Институциональные основы действовавших до переходных процессов идеологических ориентиров и мировоззренческих ценностей либо трансформировались, либо исчезли.

Массовое политическое сознание в 1990-х годах представляло собой мозаичную картину, составленную из элементов коммунистической, неолиберальной и национал-патриотической идеологий, ведущих борьбу друг с другом и претендующих на доминирующую роль в обществе. В результате этой борьбы ни одной из указанных идеологий не удалось утвердить в общественном сознании свои ценности и сплотить большинство граждан вокруг них.

В качестве определяющего фактора формирования политического сознания российского общества некоторые исследователи выделяют кризис идентичности. Так, к причинам кризиса О.В.Попова относит «отсутствие целей и программы развития страны, ориентации на общие цели государственных институтов управления, рассогласование целей и действий политических и экономических элит, нестабильность системы управления, межэлитные конфликты, отсутствие общей для большинства населения страны системы ценностей, разрыв между квалификацией, уровнем образования людей и их доходами и статусом в обществе».[1] Основу политической идентичности составляет система ценностей, поэтому для преодоления «расколотого» политического сознания необходимо объединить людей общезначимыми идеями и целями. Так, по мнению некоторых  исследователей (Е.Шестопал[2]), в начале 1990-х гг. таким объединяющим фактором являлась демократическая идея, которая впоследствии лишилась всеобщего признания в условиях неэффективной социально-экономической политики. Поэтому, как считает Г.Г.Дилигенский, компенсация утраты политической и национальной идентичности осуществляется через авторитарную власть, выполняющую важную адаптационную функцию.[3]

Исследования, проведенные во второй половине 1990-х гг. Институтом социологического анализа, свидетельствуют о существовании запросов на целый ряд идей, разделяемых большинством россиян. Это идеи самоценности человеческой жизни, личного достоинства, свободы, равенства всех граждан перед законом, неприкосновенности собственности. В обществе есть согласие по поводу этих идей, но нет единства в их толковании. Так, реальное размежевание сегодня проходит не в отношении разного понимания свободы и прав человека, а по отношению к практической деятельности разных политических сил при нахождении их у власти. Люди обеспокоены не типом государства, а характером его взаимоотношений с обществом и человеком. Современный россиянин хочет жить в стране, где государство сильно и авторитетно, благодаря зажиточности граждан, а не вопреки ей.

Ощущение человеком преимуществ индивидуальной свободы по сравнению с прежним диктатом явно перевешивает неудовлетворенность ограниченностью реальных возможностей для самоутверждения и самореализации в новых условиях. Поэтому идея коллективизма не может стать в современном обществе доминирующей.

В России сложилось большинство, ориентирующееся на западные стандарты жизни. Поэтому идея российской самобытности, предполагающая приоритет государственных интересов над индивидуальной свободой, не способна консолидировать общество. В то же время, отторжение советского прошлого переплетается  в массовом сознании  с симпатиями к советской упорядоченной повседневности, с ностальгическими воспоминаниями о советском образе жизни. Как отмечают Т.И.Кутковец и И.М.Клямкин, «прошлое мало разрушить, его надо преодолеть, а преодолеть, значит, построить заменяющее его настоящее с новой упорядоченной повседневностью, которая лучше старой».[4]

Для начала 2000-х гг. стал характерным новый запрос на авторитаризм, обусловленный личностными качествами нового президента, угрозой террористических актов, социальной направленностью экономики, неуверенностью в завтрашнем дне. Однако, это не означает отказа большинства граждан от политических прав и свобод, предоставленных Основным законом страны. Причем, в зависимости от возрастных групп ценности свободы и социальной защищенности меняются: для молодежи и части людей среднего возраста важнее является свобода, а для остальных приоритетом является социальная защищенность.

Современной особенностью является также идеологическая эклектичность (неорганическое соединение разных взглядов, теорий), заключающаяся в том, что среди сторонников правых партий достаточно часто встречаются последователи левых идей и наоборот.
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации