Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности Часть 2 - файл n1.doc

Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности Часть 2
Скачать все файлы (1263.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc1264kb.01.04.2014 06:17скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


Центр гражданско-правового образования «Восхождение»

420054, г.Казань, ул.Актайская, д.5 (школа №48). Тел.: 8-927-240-83-98; (843) 533-10-12; 278-60-41

Email: pravo48@list.ru Web: www.pravo48.narod.ru


Выступления участников

Всероссийской педагогической конференции


«Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности»

(октябрь – ноябрь 2011 г.)

Часть 2

Всего участников конференции – 146 педагогов

Количество опубликованных выступлений – 86


Казань - 2011


Оглавление

(для того, чтобы перейти к тексту выступления,

кликните по теме выступления)


  1. «Воспитание и развитие духовно-нравственных ценностей у школьников через проектную деятельность на уроках технологии» (Назарук Нина Алексеевна)

  2. «Современные проблемы духовно-нравственного воспитания личности» (Савосько Игорь Николаевич)

  3. «Основы духовно-нравственного воспитания на уроках истории» (Трапицына Елена Алексеевна)

  4. «Духовно-нравственнное воспитание учащихся» (Рахматуллина Рамзия Рафиковна)

  5. «Взгляд на проблему духовно-нравственного развития личности» (Фирсова Елена Алексеевна)

  6. «Воспитание гражданственности и патриотизма через школьное военно-патриотическое объединение» (Есаулов Геннадий Владимирович)

  7. «Формирование духовно-нравственных основ личности на уроках русского языка и литературы» (Юсупова Алефтина Алексеевна)

  8. «Мониторинг качества профессионального воспитания» (Галимуллина Асия Кабировна)

  9. «Патриотическое воспитание старших дошкольников на примере земляков-героев Великой Отечественной войны» (Леонова Анастасия Сергеевна)

  10. «Воспитание Гражданина, Человека на уроках по изучению лирики А.С.Пушкина» (Бельцова Ольга Алексеевна)

  11. «Формированием нравственных качеств личности школьника» (Макарова Наталья Анатольевна)

  12. «Духовно-нравственное воспитание – основа гражданственности» (Ильясова Фидания Гатаевна)

  13. «Формирование и развитие личности через организацию социально значимой творческой деятельности» (Шубелева Марина Евгеньевна)

  14. «Интенсивное нравственное формирование личности в подростковом возрасте» (Запорожцева Галина Юрьевна)

  15. «Развитие общечеловеческих, духовно-нравственных ценностей школьников в условиях мультикультурной школы» (Терпугова Ирина Валерьевна)

  16. «Формирование духовно-нравственных ценностей через взаимодействие и партнерство в условиях мультикультурной среды и пространства» (Петушкова Анастасия Германовна)

  17. «Формирование духовно-нравственных качеств младших школьников в условиях внеурочной деятельности» (Мишина Елена Николаевна)

  18. «Организационно-педагогические условия формирования и развития духовно-нравственных основ личности младших школьников» (Баева Лидия Михайловна, Лысяк Светлана Ивановна)

  19. «Мотивация учащегося на познавательную деятельность интерактивными методами преподавания» (Сарри Надежда Аркадьевна)

  20. «Образование как основа духовно-нравственного воспитания личности» (Самохвалов Андрей Сергеевич)

  21. «Исследовательская и поисковая деятельность школьного музея как фактор патриотического и духовно-нравственного воспитания: из опыта работы школьного историко-краеведческого музея им. Д.С.Дохтурова» (Талаева Наталия Евгеньевна)

  22. «Тихая моя родина» (Шалагинова Татьяна Антоновна)

  23. «Любовь к родному языку как основа духовно-нравственного воспитания» (Cегеда Галина Николаевна)

  24. «Формирование духовно-нравственной личности на уроках литературы и русского языка» (Устинова Ирина Викторовна)

  25. «Воспитание коммуникативной и духовной культуры как условие успешной социализации личности на уроках литературы и МХК» (Ситникова Светлана Сергеевна)

  26. «Исследовательская деятельность как условие и средство развития детской одаренности» (Галялиева Винера Николаевна)

  27. «Развитие одаренности в условиях начальной школы» (Нафикова Алсу Ясировна)

  28. «Влияние психолого-педагогических условий на формирование духовно-нравственных основ личности ребенка дошкольного возраста» (Пушкарева Марина Сергеевна)

  29. «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через познавательное развитие» (Короткова Инесса Анатольевна)

  30. «Социализация подростков в детских общественных организациях» (Ластовка Лариса Васильевна)

  31. «Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности на урока литературы» (Чепурнова Ольга Ивановна)

  32. «Нравственное воспитание на уроках английского языка» (Фатхуллина Файруза Наиловна)

  33. «Развитие духовно-нравственных основ личности средствами народной хореографии» (Абдуллина Альбина Ильшатовна)

  34. «Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности у младших школьников с нарушением интеллекта» (Иванова Ольга Дмитриевна)

  35. «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках информатики в условиях кадетского корпуса» (Усенкова Валентина Владимировна)

  36. «Воспитание патриотической личности будущего офицера Российской армии» (Постнова Наталья Александровна)

  37. «Формирование духовно-нравственной личности на уроках истории в условиях кадетского корпуса» (Петрова Людмила Владимировна)

  38. «Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы» (Пиникинштейн Ирина Андреевна)

  39. «Права и обязанности малыша – первые ступеньки к истокам нравственности» (Кирбитова Анна Александровна)

  40. «Социализация личности учащихся во внеурочной деятельности по истории» (Колотов Евгений Владимирович)

  41. «Как сделать материал урока истории более одушевленным, а смысл – более одухотворённым?» (Булатов Салават Хызырович)

  42. «Межпредметные связи на уроках русского языка» (Демьянова Светлана Евгеньевна)

  43. «Организация дистанционного обучения детей-инвалидов в школе» (Новрузова Наталья Александровна)

  44. «Музыкальное образование, как средство воспитания духовно-нравственной личности» (Зотова Лариса Анатольевна)

  45. «Принципы системного подхода в рассмотрении вопроса о формировании духовно-нравственных основ личности ученика» (Усачева Галина Викторовна)

  46. «Литература в духовно-нравственном воспитании старшеклассников» (Лаврик Ирина Сергеевна)


«Воспитание и развитие духовно-нравственных ценностей у школьников через проектную деятельность на уроках технологии»

Назарук Нина Алексеевна

МОУ «СОШ № 11» г.Белогорска

Амурская обл.

Сегодня важность вопроса о духовно-нравственном воспитании наших детей признают все: общество, родители, школа. В новых ФГОС второго поколения духовно-нравственное воспитание школьников является ключевым требованием. Современное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных:

- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;

- самостоятельно приобретать необходимые знания;

- умело применять их на практике для решения проблем, используя современные технологии;

- самостоятельно критически мыслить;

- быть коммуникабельными;

- совершенствовать свою нравственность и духовную культуру.

В этих условиях появляется новый идеал образованного человека – человека, обладающего духовной культурностью. В связи с этим актуальной становится проблема духовно-нравственного воспитания современного школьника, так как именно школьный возраст – время, когда закладываются основы духовной личности. Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. А также развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

В своей педагогической деятельности ведущую роль отвожу проектному методу, как одной из инновационных форм организации учебно-воспитательного процесса.

Метод проектов можно рассматривать и как технологию сотрудничества. В процессе работы над проектом происходит тесное личностное взаимодействие ученика с учителем на принципах равного партнерства, общение старшего по опыту товарища с младшим с одновременным отсутствием диктата со стороны учителя и достаточной степенью самостоятельности для ученика.

Вся моя педагогическая  деятельность направлена на формирование у каждого учащегося универсальных знаний, умений, навыков, чувства ответственности, а также важной  жизненной установки: быть гибким, творческим, находчивым, способным воспринимать критику, уметь планировать, исследовать, экспериментировать и на этой основе создавать высококачественные изделия в ответ на существующие потребности.  Важнейшим инструментом для формирования успешности ребенка является компетентностный подход. При таком подходе ученики приобретают на занятиях навыки решения проблем   потому, что сами этого хотят, а не потому, что кто-то решил, что им это необходимо. В начале учебного года я знакомлю своих учеников со всеми основными темами курса в логической цепочке. Моя задача показать, насколько полезны и практически значимы, они являются для каждого из них. Сегодня, чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.

Для повышения мотивации учения, выполнения проектов, я создаю необходимые условия, стимулирующие творческую деятельность в классных коллективах:

- благоприятный психологический климат, формирование совместных рабочих групп для делового сотрудничества;

- творческую атмосферу, поддержка учителем новых идей, поощрение инициативы и творчества;

- постоянное стимулирование изобретательности учащихся, отсутствие чрезмерной опеки.

В организации проектной деятельности очень важен первый этап – выбор темы проекта. Этот этап требует педагогического сопровождения, так как детей нужно ненавязчиво подвести к теме, которая будет им интересна и полезна, позволит обеспечить творческую деятельность.

Технологический этап требует повышенного внимания и усидчивости. Здесь мы вместе обсуждаем последовательность изготовления изделия, а практическую работу каждый выполняет свою. При изготовлении изделия, я обращаю внимание детей на организацию рабочего места, на соблюдение правил техники безопасности. Учитывая разную степень подготовки, дети получают задания, соответствующие уровню их возможностей и задания постепенно усложняются. Благодаря методу проектов у учащихся значительно повышается творческая активность не только на уроках технологии, но и за рамками урока. Часть практических работ, которые требуют большой затраты времени, выполняются учащимися в домашней обстановке. Это способствует общению детей с родителями. В повседневных и совместных делах появляются взаимопонимание, уважение, доверие, чувство партнерства и ответственности.

На завершающем этапе подводятся итоги работы учеников, дается качественная оценка проделанной работы по осуществлению проекта, всего узнанного и приобретенного. Ученик сам видит, насколько удачно он поработал, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта или его промежуточных результатов. Не менее весомой для ученика становится оценка учителем его личностных качеств, проявленных в процессе работы (усидчивость, находчивость, воля в преодолении трудностей, аккуратность, кропотливость, сообразительность и другие). Вопросы воспитания и самовоспитания приобретают большую значимость для развивающейся личности.

Каждый этап проекта отражается в дизайн - папке, где у учащихся собирается своеобразный портфолио «Мои проекты» по классам. Сочетание двух технологий: технологии проектного обучения и технологии «портфолио» дает хорошие показатели обучения. Технология «Портфолио» формирует умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. У учащихся развиваются навыки рефлексивной и оценочной деятельности.  Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона

Духовно – нравственное воспитание и развитие через проектную деятельность на уроках технологии и внеклассных мероприятиях включает в себя аспекты:

- гражданский – формирование творческой личности с активной жизненной позицией:

- политехнический – предполагает политехническую подготовку учащихся, использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, а также воспитание культуры труда, уважения к труду, чувства ответственности и долга, способствует профессиональному самоопределению учащихся;

- здоровьесберегающий – предполагает формирование здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества;

- патриотический – региональный компонент, который предполагает изучение сведений о малой родине, ее богатстве и культурных традициях, изучение народных промыслов, что способствует любви к своему городу, воспитывает гражданина своей Родины;

Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины – главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся. На уроках технологии есть возможность через проектную деятельность соприкоснуться с элементами народных промыслов, истоки которых веками не теряют своих традиций и являются одним из проявлений национальной культуры. Так при выполнении проекта по вышивке учащиеся не только овладевают умениями и навыками традиционной русской вышивки, но и активно участвуют в поиске интересных сведений о значении вышитых изделий (рубахи, пояса, полотенца и др.) в жизни русского человека. Любая информация, добытая школьницами самостоятельно особо ценна. Они об этом знают и стараются принести на урок что-нибудь интересное: зарисовки, фотографии, даже старинные изделия – полотенцы, подзоры – либо их фрагменты. Это позволяет пополнять мастерскую и школьный музей самобытными предметами домашнего обихода. Экспонаты используются в качестве образцов для копирования. Выполнение учащимися копий музейных экспонатов и моделей выставочных вариантов народной одежды с использованием традиционной техники шитья, вышивки и применением современных материалов позволяет им более глубоко и сознательно проникать в далекую эпоху русской старины. Девочки изучают символы, разгадывают их и зашифровывают в своих вышивках собственные мысли.

Сегодня, как никогда актуально изучение, развитие, возрождение, сохранение и развитие народных традиций. Как учитель технологии, на своих уроках я пытаюсь решить задачу приобщения школьников к русской культуре, знакомя их с миром материальной культуры нашего народа.

Приведу примеры творческих исследовательских проектов учащихся, которые были представлены на конкурсах различного уровня и заняли призовые места:

краеведческой направленности: «Народные умельцы микрорайона Амурсельмаш»; «Народные мотивы в современном фартуке»

профориентационной направленности: «Есть такая профессия - Родину защищать»; «Портфолио – путь к профессиональному самоопределению»; «Влияние семьи на мой профессиональный выбор»

экологической направленности - «Вторая жизнь пластиковой бутылки», «Мусорный карнавал»

эстетической направленности – «История русского костюма»; «Школьная форма: за и против»;

«Интерьер кухни»; «Маленькие шедевры» (изонить); «Использование предметов декоративно – прикладного творчества в интерьере жилого дома»

патриотической направленности: «Моя малая Родина – Белогорск»; «Овеянные славою флаг наш и герб»; «Патриотом быть, а не слыть»

духовной направленности: «Дорога к храму»; «Пробуждение»

В результате реализации проектной деятельности обучающиеся повышают уровень духовно-нравственной культуры, овладевают следующими социальными умениями и навыками:

- самостоятельно добывать знания и пользоваться ими для решения новых познавательных и

практических задач:

- работать в группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и т.д.);

- устанавливать широкие человеческие контакты, знакомства с разными культурами, разными

точками зрения на одну проблему;

- пользоваться информационно-исследовательскими методами: собирать и обрабатывать

необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать

гипотезы, делать выводы и заключения.

Если выпускник школы приобретает указанные навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах.

Духовно-нравственное воспитание и информационная культура становится важной составляющей общей личностной культуры.
«Современные проблемы духовно-нравственного воспитания личности»

Савосько Игорь Николаевич

МБОУ СПО «Белоярский профессиональный

колледж» ХМАО, Тюменская обл.

Изменения в политике и идеологии страны неизбежно привели и к реформированию российского общества, что в свою очередь обострило социальные проблемы населения и в первую очередь отразилось на самой уязвимой его части – детях. Прежние нормы и правила, а также ценностные ориентиры, формировавшиеся десятилетиями, рухнули. Их место не могло долго пустовать, поэтому оно стало заполняться стихийно, в первую очередь теми нормами, которые были наиболее доступными и исполнимыми. Немалую роль в этом сыграл Интернет, который для части молодёжи заменил фактическую реальность на виртуальную. А в этой реальности свои нормы и ценности, свои сообщества и группы и, часто оказывается, что ценности, пропагандируемые в семье, входят в противоречие с ценностями виртуальными. В современных условиях усиливается конфликт между характером усвоения ребенком знаний и ценностей в школе и вне школы, который меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию эклектичного мировоззрения, потребительского отношения к жизни. Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводят к самоизоляции. Результатом этого является рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми, на самом деле, скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего.

Поэтому роль школы, как реального противоядия давлению Интернета и улицы в формировании нравственных ценностей, моральных ориентиров незаменима для воспитания психологически и духовно здоровой гармоничной личности. Но и идеализировать школу не стоит, она сейчас сама проходит не менее сложный период формирования структуры и содержания, совпадающий с потребностями общества. Но именно в этот период, когда определяются целевые установки образования, на первом месте должно стоять формирование и развитие духовно-нравственных основ личности как фундаментальная цель образования.

Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально- нравственного состояния общества и государства. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и его своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе – внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и принятие ребенком базовой национальной ценности - культурной нормы, как  своей собственной цели и желаемого будущего.

Но при этом методологические основы духовно-нравственного воспитания нуждаются в теоретическом осмыслении, разработке целостного подхода к ним. Наступил новый этап развития социума, связанный с изменением менталитета общества и личности, изменением ценностных ориентаций у подрастающего поколения. Мы перестали думать о духовном обогащении, стали игнорировать нравственную сущность поступков. Такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе, к сожалению, отходят на второй план. Все острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять. Именно с духовно-нравственным образованием связывают сегодня возможность развития как самой личности, так и всего общества в целом. Одним из важных условий развития духовного потенциала является формирование коммуникативной компетенции школьников на основе деятельностного подхода. По мнению психологов, основой общей культуры личности являются именно коммуникативные навыки, они помогают создать внутренний мир человека. Моральный облик школьника, чувство гордости за свою страну, патриотизм, жизненные ценности и принципы – это не просто качества, которыми должен обладать истинный гражданин своей страны, это основа системы образования. Но это не возможно осуществить, если не закладывать духовно-нравственное образование во все дисциплины и в первую очередь гуманитарные. История это не только предмет, информирующий о прошлом, это возможность гордится своими предками и достижениями страны, это переживания за ошибки и трагедии в прошлом, и осознания их с целью не допущения в будущем. Но этого не возможно добиться, если историю изучать только для того, чтобы ответить на ЕГЭ. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет литература. В ней содержится большое количество морально-этических суждений. На уроках преподаватель напрямую выводит учеников на осмысление отношений к человеку и обществу. Поэтому творческий экзамен по литературе в школе должен быть обязательным. Но он должен оставаться именно творческим, дающим возможность проявить выпускнику свои знания, понимание нашей культуры, свою нравственную  и  гражданскую позицию.

С другой стороны, сегодня чиновники от образования пытаются решить проблемы с духовно-нравственным образованием простыми административными методами, вводя новые дисциплины, связанные с изучением религии. Во-первых, это просто и наглядно и позволяет быстро отчитаться. Во-вторых, представители разных конфессий сами предлагают помощь в воспитании молодёжи, утверждая, что духовность и религиозность это понятия не отделимые друг от друга. Попытка отождествления духовности и религии это такая же крайность и ошибка, какую совершила власть в советский период, объявив религию «опиумом для народа». Несомненно, религия - огромный духовный и культурный пласт в истории народа и её надо изучать, именно изучать, а не создавать при школах мини-воскресные школы и мини-медресе. Школа должна формировать нравственную личность, которая свободна в выборе своей жизненной позиции, в том числе и веры, а не помогать различным конфессиям рекрутировать новых прихожан. Если не удастся избежать монополизма какой бы то ни было конфессии на духовный мир личности, то школа может превратиться в территорию религиозных конфликтов, очередных «священных войн» в стиле джихада или средневековых Крестовых походов за веру. Лев Толстой и Омар Хайям – это мастера духовности, независимо от их религиозных убеждений и национальности. Поэтому, если мы хотим быть государством, а не просто группой людей, объединенных общей территорией, нам важно помнить свое историческое прошлое, знать собственную культуру  и  говорить на одном языке. Язык, история, культура — это то, что может быть названо  духовно-нравственной  базой  личности. 

Анализируя проблемы в процессе духовно-нравственного воспитания нельзя обойти один из главных факторов результативности этого процесса - это личность педагога. Качество кадров напрямую влияет как на качество преподавания, так  и  на отношение ученика к предмету. Для того, чтобы преподаватель мог брать на себя ответственность за воспитание духовных  и  моральных ценностей, он должен обладать, с одной стороны, высоким уровнем образования  и  подготовленности, эрудицией, а с другой — преподаватель сам должен «исповедовать» высокие  духовно-нравственные  ценности. Сегодня — это мифологический персонаж. И не потому, что преподаватель стал безнравственен, а в силу объективных причин, как то давление администрации «поставить пятёрку», семейной неустроенностью, а иногда и шантажом учащегося. Учитель постепенно переходит из статуса «вершителя дум» в статус «чего изволите». Быть учителем стало не престижно  и  не выгодно. А ведь одним из главных «факторов» результативности процесса духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является личность педагога как носителя духовных ценностей. «Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, - пишет К.Д. Ушинский, - не перешедшая в убеждение воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности… Нет сомнения, что много зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. Многое, конечно, значит дух заведения; но этот дух живет не в стенах, не на бумаге, но в характере большинства воспитателей и оттуда уже переходит в характер воспитанников» [Ушинский К.Д. Об учебно-воспитательной работе. М., 1939, с.15-16]. Эти слова К.Д. Ушинского говорят о том, что личность ученика может воспитать только личность учителя. Он – просветитель, наставник и друг. Таков идеал педагога, взращивающий, формирующий и укрепляющий юную душу, ведущий ее к высоким целям.
«Основы духовно-нравственного воспитания на уроках истории»

Трапицына Елена Алексеевна

МБОУ «Гимназия №30» г.Магадана

Во все времена история рассматривалась как наставница, что отмечали еще первые летописцы, т.е. воспитательница народов, поощряющая радивых и наказывающая тех, кто пренебрегает её опытом и возможностями.

Так, ещё выдающийся отечественный историк и педагог В.О. Ключевский значительное место в своей теоретической и практической деятельности уделял проблемам воспитания граждан. Он писал: «Воспитатели и учителя должны знать, кого им нужно воспитать и выучить, знать не только тот материал, который сидит или бегает под их руководством, но и тот умственный и нравственный идеал, к которому они обязаны приближать эти вверенные им маленькие живые будущности.»1

Такое видение истории, и её места в человеческом обществе не вызывает возражений и сегодня. Проблема в другом: какие конкретно моральные качества нужно воспитывать у современных подростков? Конечно, наверное, это патриотизм, восприятие общечеловеческих ценностей, верность Отечеству, гордость величием страны, гуманизм, благородство, гражданская честь.

В существующей современной программе по истории России ,(авторы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Программа для 6-9 кл. – Москва, Просвещение, 2006.) отбор фактологического материала осуществляется таким образом, чтобы он, как раз и способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к истории своей страны. Определенной новизной данного варианта программы, является обращение к проблемам истории быта, православной церкви, российской ментальности. Вот несколько примеров тем программы:

6 кл. – Церковь и государство. Становление русской автокефальной церкви. Взаимоотношение церкви и великокняжеской власти. Митрополит Алексей, Сергий Радонежский. Нестяжатели, иосифляне.

8 кл. – Теория «официально народности» Уварова, основными пунктами которой являлись: православие, самодержавие, народность.

Большой потенциал духовно-нравственного воспитания содержит и такой курс, как – обществознание. Так, при изучении раздела: «Духовная сфера жизнедеятельности общества» ( по программе Л.Н. Боголюбова)2 рассматриваются такие темы, как: «Нравственные ориентиры», «Мораль и моральные категории», «Золотое правило нравственности», «Категорический императив Канта» и др.

В последнее время, в ходе реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения, у уч-ся появилась возможность посещать элективные курсы, стержневой идеей, которых являются : раскрытие духовной и культурной жизни многонационального и многоконфессионального российского общества, через созидательную деятельность людей, отдельных личностей, чьи взгляды и идеалы оказывали решающее влияние на развитие общества и нравственную атмосферу в нем. Предлагаю авторскую разработку программы элективного курса «Русская Православная церковь в борьбе с врагом».

С тех пор как население Руси приняло христианство, церковь играла важнейшую роль в истории России. В бой русские полки ходили под православными знаменами с изображением Святого Спаса. С молитвой пробуждались ото сна, работали, садились за стол и даже умирали с именем Бога на устах. Нет, и не может быть истории России без истории Русской Православной церкви.

Цель курса: на исторических примерах показать учащимся роль Православной Церкви в борьбе с врагом, которая не просто проповедовала любовь к Родине, а исповедовала свою любовь чувством, словом и, главное, делами, поступками, жертвенным служением.

Данный элективный курс способствует духовно-нравственному воспитанию молодежи, воспитанию чувства уважения к трагическим и героическим страницам истории нашей страны.

Курс может изучаться учащимися как предпрофильных, так и профильных классов и рассчитан на 15 часов. Основные формы занятий: лекции, семинары, кино-урок.

Содержание курса.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации