Польша - файл n1.docx

Польша
Скачать все файлы (80.2 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx81kb.01.04.2014 05:57скачать

n1.docx

  1   2


КОНСТИТУЦИЯ ПОЛЬСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
(17 марта 1921 года с изменениями по закону 2 августа1926 г.)

Во имя всемогущего бога. Мы, народ польский,— вознося
благодарность провидению за освобождение от полуторавеко-
вого гнета, вспоминая с признательностью мужество и стой-
кость жертвенной борьбы поколений, непрерывно посвящав-
ших свои лучшие силы делу освобождения, продолжая воз-
вышенные традиции памятной конституции 3 мая, имея
в виду благо всей объединенной независимой родины, стре-
мясь утвердить на вечных началах права и свободы ее
независимость, могущество, безопасность и общественный по-
рядок и гарантировать вместе с тем на благо всего возрожда-
ющегося человечества развитие ее духовных и материальных
сил, а также обеспечить всем гражданам республики равен-
ство, уважение к труду, приобретенные права, и заботливое
покровительство со стороны государства,— утверждаем и вво-
дим эту конституцию в учредительном собрании Польской
республики.

Раздел I
РЕСПУБЛИКА

Статья 1. Польское государство есть республика.

Статья 2. Верховная власть в Польской республике
принадлежит народу. Народными органами в области законо-
дательства являются сейм и сенат, в области исполнительной
власти — президент республики совместно с ответственными
министрами, в области отправления правосудия — независи-
мые суды.

Раздел II
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Статья 3. К области государственного законодатель-
ства относится установление всякого рода публичных и част-
ных прав, а также способа их осуществления.

Ни один закон не может войти в силу без одобрения
сейма, выраженного в порядке, предусмотренном регламентом.

Закон, принятый сеймом, вступает в действие в срок, в
нем самом указанный.

Польская республика, основывая свое устройство на
принципе широкого территориального самоуправления, отво-
дит представительствам самоуправлений, в особенности в де-
лах администрации, просвещения и хозяйства, собственную
сферу уставной деятельности, которая будет точнее опреде-
лена государственными законами.


Распоряжения властей, из которых возникают права или
обязанности для граждан, обязательны лишь в том случае,
если они изданы на основании закона и со ссылкой на него.

Статья 4. (Ежегодно государственным законом уста-
навливается бюджет государства на следующий год).

[По закону от 2 августа 1926 г. статья 4 получила следующую редакцию]:

Закон ежегодно устанавливает государственный бюджет на следующий бюджетный год.

Статья 5. Установление численности армии и разре-
шение на ежегодный призывной контингент могут иметь
место лишь в законодательном порядке.

Статья 6. Заключение государственных займов, про-
дажа, обмен, залог недвижимых государственных имуществ,
введение податей и каких-либо сборов, установление тамо-
женных пошлин и монополий, утверждение денежной систе-
мы, а также принятие государственным казначейством финан-
совой гарантии могут иметь место только в силу законода-
тельного акта.

Статья 7. Правительство обязано ежегодно предста-
влять отчет в государственных расходах на утверждение пар-
ламента.

Статья 8. Способ осуществления парламентского кон-
троля государственных долгов будет определен особым за-
коном.

Статья 9. Для контроля с финансовой точки зрения
всего государственного управления, для рассмотрения госу-
дарственного баланса, для ежегодного внесения в сейм пред-
ложения об утверждении счетов правительства или отказе
в нем учреждается верховная контрольная палата на основах
коллегиальности и судейской независимости ее членов, сме-
няемых только по постановлению сейма, принятому большин-
ством 3/5 голосующих.

Организация верховной контрольной палаты и круг ее
деятельности будут подробно установлены особым законом.

Председатель верховной контрольной палаты по своему
служебному положению приравнивается к министру, но не
входит в состав совета министров, являясь ответственным за, свои и подчиненных ему чиновников действия непосредственно перед сеймом.

Статья 10. Право законодательной инициативы при-
надлежит правительству и сейму. Предложения и законопро-
екты, влекущие за собой выдачи из государственного казна-
чейства, обязаны указывать как порядок производства рас-
ходов, так и способ покрытия их.

Статья 11. Сейм составляется из депутатов, избирае-
мых на 5 лет, считая со дня открытия сейма, всеобщим, тай-
ным, прямым, равным и пропорциональным голосованием.

Статья 12. Право избирать имеет каждый польский
гражданин без различия пола, которому ко дню назначения
выборов исполнился 21 год, который пользуется всеми гра-
жданскими правами и который поселился в избирательном
округе по меньшей мере за день до объявления о выборах
в «Дневнике законов».

Право голосования может осуществляться только лично.
Военные, состоящие на действительной службе, не имеют
права голосования.

Статья 13. Право избираться имеет каждый гражда-
нин, пользующийся правом избирать в сейм, не исключая и
военных на действительной службе, независимо от места жи-
тельства, если ему исполнилось 25 лет.

Статья 14. Избирательным правом не могут пользо-
ваться граждане, осужденные за преступные деяния, указан-
ные в положении о выборах в качестве влекущих за собой
временную или постоянную утрату прав избирать и быть из-
бранным, а также лишение депутатского мандата.

Статья 15. Государственные чиновники, служащие в
административных, финансовых и судебных органах, не могут
избираться в тех округах, в которых состоят на службе. Это
постановление не касается чиновников, состоящих на службе
в центральных учреждениях.

Статья 16. Служащие в государственных учрежде-
ниях и учреждениях местного самоуправления с момента из-
брания в депутаты пользуются отпуском вплоть до истечения
срока депутатского мандата. Это постановление не распро-
страняется на министров, товарищей министра и профессо-
ров высших школ. Время несения обязанностей депутата
засчитывается как время службы.

Статья 17. Депутат, принимающий платную прави-
тельственную должность, теряет свои полномочия; это поста-
новление не касается депутатов, назначаемых министрами,
товарищами министра и профессорами высших школ.

Статья 18. Подробные правила о выборах депутатов
в сейм будут изложены в положении о выборах.

Статья 19. Сейм проверяет действительность неопро-
тестованных выборов. Вопрос о действительности опротесто-
ванных выборов решает верховный суд.

Статья 20. Депутаты являются представителями всего
народа и не могут быть связаны никакими инструкциями
избирателей.

Депутаты дают пред маршалом сейма и в присутствии
сейма следующее обещание:

«Торжественно обещаю как депутат Польской респуб-
лики работать ревностно и исключительно на благо всего
польского государства, по совести и крайнему моему разу-
мению».

Статья 21. Депутаты не могут привлекаться к ответ-
ственности за свою деятельность в сейме или вне его, вхо-
дящую в круг депутатских обязанностей, ни в течение срока
депутатских полномочий, ни по окончании его. За речи
и мнения, а также поступки в сейме депутаты отвечают толь-
ко перед сеймом. За нарушение прав третьих лиц они могут
привлекаться к судебной ответственности, поскольку судеб-
ные власти получат на это разрешение сейма.

Уголовные преследования в судебном или администра-
тивном порядке, а также дисциплинарное преследование,
начатые против депутата до получения депутатских полно-
мочий, должны быть по требованию сейма приостановлены
до истечения срока мандата.

Течение давности в уголовном преследовании против
депутата прерывается на время исполнения им депутатских
обязанностей.

Во время исполнения своих обязанностей депутаты
не могут подвергаться уголовно-судебной, судебно-админи-
стративной и дисциплинарной ответственности, а также не
могут быть лишены свободы без разрешения сейма. В слу-
чае поимки депутата при учинении преступления общего
характера, если притом его задержание необходимо для
обеспечения отправления правосудия, а также для устране-
ния причиненного преступлением вреда, судебные власти
обязаны немедленно уведомить маршала сейма для получе-
ния разрешения сейма на арест и дальнейшее судебное пре-
следование. По требованию маршала задержанный должен
быть немедленно освобожден.

Статья 22. Депутаты не в праве приобретать на свое
или на чужое имя государственное имущество или арендо-
вать его, брать публичные поставки и государственные под-
ряды, а равно получать от правительства концессии или дру-
гие личные выгоды.

Депутат также не может получать от правительства ни-
каких знаков отличия, за исключением военных.

[По закону от 2 августа 192б г. статья 22 дополнена
следующим новым разделом]:


В случае нарушения указанных выше постановле-
нии они констатируются по требованию маршала сейма
верховной контрольной палатой или верховным
судом

депутат лишается своего мандата и личных выгод, полу-
ченных от государства. Особый закон установит подроб-
ности судебной процедуры.


Статья 23. Депутат не может быть ответственным
редактором.

Статья 24. Депутаты получают суточное вознаграж-
дение в размере, установленном регламентом, и имеют право
бесплатно пользоваться всеми государственными средствами
сообщения на всем пространстве республики.

Статья 25. Президент республики созывает, откры-
вает, отсрочивает и закрывает сейм и сенат.

Сейм должен быть созван на первое заседание в третий
вторник после дня выборов, и сейм должен ежегодно соби-
раться не позднее октября на очередную сессию для утвер-
ждения бюджета, численности и набора войск и для других
текущих дел.

Президент республики по своему усмотрению может
в любое время постановить об открытии чрезвычайной
сессии сейма и обязан сделать это в течение двух недель
по предложению 1/3 всех депутатов.

Другие случаи созыва сейма на чрезвычайные сессии
предусматривает конституция.

Для отсрочки сессии требуется одобрение сейма, если
заседания должны возобновиться в течение той же самой
очередной сессии или если перерыв должен длиться свыше
30 дней.

(Сейм, созванный в октябре на очередную сессию, не
может быть закрыт до утверждения бюджета.)

[По закону от 2 августа 1926 г. из разд. 2 статьи 25
исключены последние слова, взятые нами в скобки.
Последний,
6-й раздел статьи 25 исключен по тому же
закону, а вся статья дополнена рядом нижеследующих
разделов]
:
Правительство вносит в палату в течение сессии
проект бюджета, включая приложения (статья 4), самое
позднее за 6 месяцев до начала следующего бюджетного
года. Со дня внесения бюджета в сейм сессия послед-
него не может быть закрыта, пока бюджет не вотирован или пока не истекли установленные в настоящей статье
сроки.

Если в 30-дневный срок сенат не отослал в сейм
своего решения, включая принятые изменения, то проект
бюджета считается принятым сенатом и
не вызвавшим
возражений с его стороны (статья 35, раздел 1).

Если в 15-дневный срок по получении бюджета,
переданного сенатом с принятыми изменениями, сейм
не примет новой резолюции (статья
35, раздел 3), то вне-
сенные сенатом изменения считаются принятыми.


Президент республики распоряжается об опублико-
вании бюджета в качестве закона, обнародованного
а) в соответствии с редакцией, принятой сеймом, если
сейм и с
енат рассмотрели бюджет в предусмотренный
срок и если сейм одобрил или отклонил изменения
сената (статья
35, раздел 3); б) в соответствии с редак-
цией, принятой сеймом и сенатом, в том случае, если
один сейм (или сенат) вотировал бюджет в предусмотрен-
ный срок; в) в соответствии с редакцией правитель-
ственного проекта в
том случае, если ни сейм, ни сенат
не приняли резолюции по всему бюджету
в целом в пред-
усмотренные сроки.


Содержащиеся в настоящей статье постановления
не должны применяться в том случае, если бы сейм
отклонил весь в целом проект бюджета, представленный
правительством.


Если сейм распущен и если не был вотирован
бюджет на текущий год — или по меньшей мере времен-
ные кредиты на месяцы, предшествующие собранию
нового сейма,— то правительство может распорядиться
о производстве расходов и о получении поступлений
в пределах бюджета предыдущего года и так, пока сейм
не вотирует те временные бюджетные кредиты, номенкла-
туру которых правительство обязано представить на
первое заседание после выборов.


Если сейм распущен до того, как был вотирован
закон о воинском
контингенте, то правительство может
призвать контингент в пределах контингента, вотиро-
ванного сеймом на предшествующий год.


Статья 26. Сейм может быть распущен по собствен-
ному постановлению большинством 2/3 голосов при нали-
чии половины законного числа депутатов. Президент рес-
публики может распустить сейм с согласия 3/5 законного
числа членов сената.

Одновременно в обоих случаях распускается сенат в силу
закона.

Выборы должны быть произведены в продолжение 90
дней после роспуска; срок их будет указан либо в постанов-
лении сейма, либо в послании президента о роспуске сейма.

[По закону от 2 августа 1926 г. текст всей 26-й ста-
тьи заменен следующим новым текстом]:


Президент республики распускает сейм и сенат по
истечении законного срока их мандата.


Президент республики может распустить сейм и се-
нат до истечения законного срока их мандата по пред-
ложению совета министров, на основании мотивирован-
ного послания. Однако он не может пользоваться этими
правами более одного раза по одному и тому же мотиву.


Выборы должны быть произведены в течение 90
дней после роспуска сейма и сената. Их день устанав-
ливается либо президентским посланием, провозглашаю-
щим роспуск сейма и сената, либо вотумом сейма и се-
ната.


Статья 27. Депутаты осуществляют свои права и де-
путатские обязанности только лично.

Статья 28. Сейм избирает из своей среды маршала,
его заместителей, секретарей и комиссии.

Полномочия маршала и его заместителей действительны
после роспуска сейма до сформирования нового сейма.

Статья 29. Способ и порядок заседаний сейма, род
и количество комиссий, число вице-маршалов и секретарей,
права и обязанности маршала определяет регламент сейма.

Маршал назначает чиновников сейма, за деятельность
которых отвечает перед сеймом.

Статья 30. Заседания сейма являются открытыми. По
предложению маршала, представителя правительства или 30
депутатов сейм может объявить заседание закрытым.

Статья 31. Никого нельзя привлекать к ответственно-
сти за согласный с действительностью отчет об открытом
заседании сейма и его комиссий.

Статья 32. Для действительности постановлений необ-
ходимо присутствие по меньшей мере 1/3 всех депутатов.
Постановления сейма принимаются простым большинством
голосов, поскольку конституция не постановляет иначе.

Статья 33. Депутаты могут обращаться к правитель-
ству или к соответственным министрам с интерпелляциями
в порядке, установленном регламентом. Министр обязан дать
устный или письменный ответ не позднее 6 недель или же
сообщить основания, оправдывающие отказ дать объяснения.
По требованию предъявившего запрос ответ должен быть сооб-
щен сейму. Сейм может сделать ответ правительства пред
метом обсуждения и голосования.

Статья 34. Сейм может выделять особые комиссии
и назначать их для обследования отдельных дел, предостав-
ляя им право опроса заинтересованных сторон, вызова сви-
детелей и приглашения экспертов. Компетенция этих комис-
сий утверждается сеймом.

Статья 35. Каждый законопроект, принятый сеймом,
передается на рассмотрение сената. Если от сената в течение
30 дней со дня вручения одобренного законопроекта не посту-
пит против него никаких возражений, президент республики
делает распоряжение об обнародовании закона.

По предложению сената президент республики может
распорядиться об опубликовании закона до истечения
30 дней.

Если сенат решит изменить или отклонить одобренный
сеймом законопроект, то обязан сообщить об этом сейму в те-
чение указанных выше 30 дней, а также в течение, самое
позднее, следующих 30 дней вернуть проект сейму с предла-
гаемыми изменениями.

Если сейм предложенные сенатом изменения примет
простым большинством или отклонит большинством 11/20 при-
нимавших участие в голосовании, то президент республики
делает распоряжение об опубликовании закона в тексте, вто-
рично одобренном сеймом.

Статья 36. Сенат состоит из членов, избранных в каж-
дом воеводстве путем всеобщего, тайного, прямого, равного
и пропорционального голосования. Каждое воеводство состав-
ляет самостоятельный округ, причем в отношении числа ман-
датов в сейм, определяемого по количеству жителей, число
мандатов в сенат составляет 1/4. Право избирать в сенат
имеет каждый избиратель в сейм, которому ко дню назна-
чения выборов исполнилось 30 лет и который к этому дню
проживал в избирательном округе не менее 1 года; однако
права избирать не теряют оседлые колонисты, оставившие
свое последнее местожительство, пользуясь аграрной реформой;
также не теряют этого права рабочие, которые переме-
нили свое местопребывание по причине изменения места
работы, а равно и правительственные чиновники, получившие
перевод по службе.

Право избираться имеет каждый гражданин, пользую-
щийся правом избирать в сенат, не исключая военных на
действительной службе, если ему исполнилось ко дню назна-
чения выборов 40 лет.

Легислатура сената начинается и оканчивается одновре-
менно с легислатурой сейма.

Никто не может быть одновременно членом сейма и се-
ната.

Статья 37. Постановления статей 14, 15, 16, 17, 19, 20,
21, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 29, 30, 31, 32 и 33 применяются соот-
ветственно к сенату в отношении его членов.

Статья 38. Ни один закон не может противоречить
настоящей конституции или нарушать ее постановлений.

Раздел III
ВЛАСТЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ

Статья 39. Президента республики выбирают на 7 лет
абсолютным большинством голосов сейм и сенат, соединен-
ные в национальное собрание. Национальное собрание созы-
вает президент республики в последние 3 месяца седьмого
года своего президентства. Если созыв не последует за 30
дней до окончания семилетия, сейм и сенат соединяются
в силу закона в национальное собрание по предложению
маршала сейма и под его председательством.

Статья 40. Если президент республики не может ис-
полнять своих обязанностей, а также в случае вакантности
должности президента республики вследствие смерти, отказа
или по иной причине, его заменяет маршал сейма.

Статья 41. В случае вакантности должности прези-
дента республики сейм и сенат тотчас же по предложению
маршала сейма и под его председательством соединяются
в силу закона в национальное собрание для выбора прези-
дента.

Если сейм распущен в то время, когда должность пре-
зидента республики вакантна, то маршал сейма немедленно
делает распоряжение о новых выборах в сейм и сенат.

Статья 42. Если президент республики в течение 3 ме-
сяцев не исполняет своих обязанностей, маршал сейма немед-
ленно созывает сейм и ставит в нем на голосование вопрос,
следует ли признать должность президента вакантной. Поста-
новление о признании должности вакантной должно быть
принято большинством 3/5 голосов, при наличии по меньшей
мере половины того законного числа депутатов, какое опре-
делено избирательным законом.

Статья 43. Президент республики осуществляет испол-
нительную власть через ответственных перед сеймом мини-
стров и подчиненных им чиновников.

Каждый чиновник республики обязан подчиняться
министру, ответственному за его действия перед сеймом.

Назначение чиновников гражданской канцелярии пре-
зидента республики контрасигнирует председатель совета
министров, который и является ответственным за, их деятель-
ность перед сеймом.

Статья 44. Президент республики подписывает зако-
ны вместе с соответствующими министрами и распоряжается
об их опубликовании в «Дневнике законов» республики.

В целях исполнения законов президент республики
имеет право издавать со ссылкой на постановления законов
уполномочивающие его на это исполнительные указы, распо-
ряжения, приказы и запрещения и обеспечивать их осущест-
вление принуждением.

Такие же права в пределах своей компетенции имеют
министры и подчиненные им власти.

Всякий правительственный акт президента республики
для своей действительности должен быть контрасигнирован
председателем совета министров и соответствующим мини-
стром, которые подписанием акта берут на себя за него
ответственность.

[По закону от 2 августа 1926 г. статья 44 дополнена сле-
дующими новыми разделами]:

Президент республики может обнародовать в случае
государственной необходимости, начиная со дня роспу-
ска сейма и сената и до собрания нового сейма (ст.
25),
исполнительные указы, имеющие силу закона и отно-
сящиеся к области государственного законодательства.
Тем не менее названные указы не могут касаться ни
внесения изменений, в конституцию, ни вопросов, преду-
смотренных в статьях
3, разд. 4-й, 5, 8, 49, разд. 2-й,
50, 59, ни изменений закона о выборах в сейм или сенат.


Закон может уполномочить президента республики
опубликовывать исполнительные указы, имеющие силу
закона, в такое время и в таких
пределах, какие ука-
заны в законе, но однако за исключением изменений
конституции.


Предусмотренные в двух предшествующих разделах
указы будут обнародоваться со ссылкой на соответству-
ющие постановления конституции и на предложение
совета министров. Они должны быть подписаны прези-
дентом, председателем совета министров и всеми мини-
страми и опубликованы в «Дневнике законов»».


Названные указы теряют силу закона, если они не
будут внесены в сейм в течение 15 дней после его пер-
вого заседания или если по внесении их в сейм они
будут отвергнуты им.


Статья 45. Президент республики назначает и отзы-
вает председателя совета министров и по его предложению
назначает и отзывает министров, а по предложению совета
министров замещает гражданские и военные должности,
особо оговоренные в законах.

Статья 46. Президент республики является одновре-
менно и верховным начальником вооруженных сил государ-
ства; однако же он не может осуществлять главного коман-
дования во время войны.

Главнокомандующего вооруженными силами государства
на случай войны президент республики назначает по пред-
ложению совета министров, представленному военным мини-
стром, который ответствен перед сеймом как за действия,
связанные с командованием во время войны, так и за общее
состояние военного управления.

Статья 47. Право помилования и уменьшения наказа-
ния, а также устранения следствий уголовного приговора
в особых случаях принадлежит президенту республики.

Он не может осуществлять этого права в отношении мини-
стров, осужденных в результате предания их суду сеймом.

Амнистия может быть дарована только в законодатель-
ном порядке.

Статья 48. Президент республики представляет госу-
дарство за границей, принимает дипломатических представи-
телей иностранных государств и посылает дипломатиче-
ских представителей Польского государства в другие госу-
дарства.

Статья 49. Президент республики заключает договоры
с другими государствами и доводит их до сведения сейма.

Договоры торговые и таможенные, надолго обременяю-
щие казну государства, содержащие обязательство наложить
новые тяготы на граждан или ведущие к изменению границ
государства, а также союзы требуют согласия сейма.

Статья 50. Президент республики может объявлять
войну и заключать мир только с предварительного согласия
сейма.

Статья 51. За свои должностные акты президент рес-
публики не несет ответственности ни парламентской, ни
гражданской.

За государственную измену, нарушения конституции или
уголовные преступления президент республики может быть
привлечен к ответственности лишь постановлением сейма,
принятым большинством 3/б голосов, при наличии по край-
ней мере половины законного, числа депутатов. Дело разби-
рает и приговор произносит государственный трибунал, со-
гласно постановлению особого закона. С момента поступле-
ния обвинения в государственный трибунал президент рес-
публики устраняется от должности.

Статья 52. Президент республики получает содержа-
ние согласно особому закону.

Статья 53. Президент республики не может ни зани-
мать какой-либо другой должности, ни принадлежать к со-
ставу сейма или сената,

Статья 54. Перед вступлением в должность президент
республики приносит присягу в народном собрании следую-
щего содержания:

«Клянусь всемогущему богу, единому в трех лицах,
и обещаю тебе, польский народ, на посту президента рес-
публики, в исполнение обязанностей которого вступаю: свято
хранить и защищать права республики и в особенности кон-
ституционные законы, верно служить всеми силами всеоб-
щему благу народа, заботливо предотвращать всякое зло
и опасность, угрожающие государству, непоколебимо стоять
за честь польского имени, справедливость по отношению ко
всем без различия гражданам считать первейшей для себя
добродетелью, всецело посвящать себя служебным обязан-
ностям. В этом да помогут мне бог и святые крестные стра-
дания его сына. Аминь».

Статья 55, Министры составляют совет министров иод
главенством председателя совета министров.

Статья 56. Совет министров несет солидарную консти-
туционную и парламентскую ответственность за общее направ-
ление деятельности правительства. Кроме того ее несут
отдельные министры, каждый в круге своего ведения, как за
свою служебную деятельность, так и за согласованность этой
деятельности с конституцией и другими законами государ-
ства, за деятельность подчиненных им органов, а также и за
направление своей политики.

Статья 57. В таком же об'еме лежит на министрах
и индивидуальная ответственность за правительственные
акты президента республики.

Статья 58. К парламентской ответственности сейм при-
влекает министров простым большинством. Совет министров
и каждый из министров в отдельности по требованию сейма
подают в отставку.

[Дополнение по закону 2 августа 1926 г.]

Предложение об отставке совета министров или отдельных министров не может подлежать голосованию в том же заседании, во время которого оно было внесено.

Статья 59. О конституционной ответственности мини-
стров и о порядке ее применения будет издан особый закон.
Решение, по которому министр предается суду, должно быть
принято при наличии не менее половины законного числа
депутатов большинством 3/5 поданных голосов.

Разбор дела и вынесение приговора относятся к компетенции государственного трибунала. Министр не может избегнуть консти- туционной ответственности уходом в отставку. С момента предания суду министр устраняется от должности.

Статья 60. Министры и уполномоченные ими чинов-
ники имеют право принимать участие в заседаниях сейма
и произносить речи вне очереди записавшихся ораторов;
в голосовании они могут принимать участие только тогда,
когда состоят депутатами.

Статья 61. Министры не могут занимать никакой дру
той должности, .а также участвовать в правлениях и кон-
трольных комиссиях обществ и учреждений, стремящихся
к получению прибыли.

Статья 62. Если должность министра исполняет вре-
менно управляющий министерством, то к нему относятся все
постановления законов относительно должности министра,

Председатель совета министров в необходимых случаях
поручает замещать себя одному из министров.

Статья 63. Число, круг деятельности и взаимоотноше-
ния министров, а равно и компетенцию совета министров
установит особый закон.

Статья 64. Государственный трибунал состоит из пер-
вого председателя верховного суда как председательствую-
щего и 12 членов, которых выбирают из своей среды сейм—
8 и сенат — 4. Членами государственного трибунала могут
быть избраны лица, не состоящие на государственной службе
и пользующиеся всеми гражданскими правами.

Выборы членов верховного трибунала производятся сей-
мом и сенатом сейчас же по сформировании сейма на вое
время легислатуры сейма.

Статья 05. В административном отношении польское
государство будет разделено в законодательном порядке на
воеводства, уезды и общины городские и сельские, которые
одновременно будут и единицами территориального само-
управления. Отдельные самоуправляющиеся единицы могут
соединяться в союзы для осуществления задач, входящих
в круг деятельности самоуправлений.

Такие союзы могут иметь публично-правовой характер
только на основании особого закона.

Статья 66. При организации правительственной адми-
нистрации будет проведен принцип деконцентрации. Органы
правительственной администрации в отдельных террито-
риальных единицах будут об'единены в отдельных ведомст-
вах под одним начальством, а равно будет принят во вни-
мание принцип участия граждан, призванных путем выборов,
к осуществлению целей этих ведомств в пределах, предусмо-
тренных законами.

Статья 67. Право решения дел, входящих в круг дея-
тельности самоуправлений, принадлежит избранным советам.
Исполнительные полномочия в самоуправлениях воеводских
и уездных принадлежат органам, созданным на основе
соглашения коллегии, избранных местными представитель-
ствами, с административными властями и под руководством
последних.

Статья 68. Кроме территориального самоуправления
особый закон установит хозяйственное самоуправление для
разных отраслей хозяйственной жизни, а именно: палаты
сельскохозяйственные, торговые, промышленные, ремеслен-
ные, наемного труда и другие, объединенные в главную палату
хозяйства республики, сотрудничество которой с правитель-
ственными властями в направлении хозяйственной жизни
и в отношении законодательной инициативы определят осо-
бые законы,

Статья 69. Источники доходов государства и само-
управлений будут точно разграничены законами.

Статья 70. Государство будет осуществлять надзор за
деятельностью самоуправлений через самоуправления выс-
шей ступени; этот надзор может быть постановлением закона
частично передан административной юстиции. Случаи, в ко-
торых решения органов самоуправления будут требовать
в виде исключения утверждения самоуправлениями высшей
ступени или министерствами, будут указаны в законах.

Статья 71. Обжалование решений органов как прави-
тельства, так и самоуправлений будет допускаться только
в одну высшую инстанцию, поскольку законы не предусмат-
ривают в этом отношении изъ'ятий.

Статья 72. В законах будет применяться то правило,
что в отношении административных взысканий, принятых во
второй инстанции, обеим сторонам предоставляется право
обратиться в соответствующий суд.

Статья 73. Для разбора споров о правомерности адми-
нистративных актов как правительства, так и самоуправле-
ний будет образована особым законом административная
юстиция, организация которой основывается на принципе со-
вместной деятельности гражданского и судейского элементов
и которая возглавляется верховным административным трибу-
налом.

Раздел IV
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

Статья 74. Суды отправляют правосудие именем Поль-
ской республики.

Статья 75. Организация, круг ведения и порядок дей-
ствия всякого рода судов будут установлены в законодатель-
ном порядке.

Статья 76. Судей назначает президент республики,
поскольку законы не постановляют иначе; однако мировые
судьи, как правило, выбираются населением.

Должность судьи может занять только лицо, отвечающее
условиям, требуемым законом.

Статья 77. Судьи в исполнении своих судейских обя-
занностей независимы и подчиняются только законам. Судеб-
ные решения не могут изменяться ни властью законодатель-
ной, ни властью исполнительной.

Статья 78. Судья может быть смещен с должности,
отстранен от исполнения обязанностей, переведен на другое
место или уволен на покой против своего желания только
в силу судебного решения и только в случаях, предусмотрен-
ных законом.

Это положение не относится к тем случаям, когда пере-
вод судьи на другое место службы или его увольнение на
покой вызваны изменением судебной организации по поста-
новлению законодательного акта.

Статья 79. Судья не может быть привлечен к уголов-
ной ответственности или задержан без предварительного со-
гласия, указанного в законах суда, если только он не застиг-
нут на месте преступления; однако и в этом случае суд может
потребовать немедленного освобождения арестованного.

Статья 80. Особое положение судей, их права и обя-
занности, а также содержание будут установлены особым
законом.

Статья 81. Судьи не имеют права судить о действи-
тельности законодательных актов, надлежащим образом опуб-
ликованных. .

Статья 82, Разбирательство в общих судах как по гра-
жданским, так и по уголовным делам открытое, поскольку
в этом отношении законами не предусмотрены исключения.

Статья 83. Для решения дел о преступлениях, угро-
жающих тяяселыми наказаниями, и о политических преступ-
лениях будут установлены суды присяжных. Дела, подлежа-
щие судам присяжных, организация этих судов и производ-
ство в них будут установлены особыми законами.

Статья 84. Учреждается верховный суд по делам
судебным, гражданским и уголовным.

Статья 85. Организация военных судов, их компетен-
ция, судопроизводство, а также права, и обязанности членов
этих судов определяются особыми законами.

Статья 86. Для решения споров о компетенции между
административными властями и судами будет установлен
на основании особого закона конфликтный трибунал.

  1   2
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации