Реферат - Феноменология воображения в деятельности психолога - файл n1.docx

Реферат - Феноменология воображения в деятельности психолога
Скачать все файлы (53.3 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx54kb.01.04.2014 05:56скачать

n1.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ СГГА

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

Реферат на тему:
«ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)»


Севастополь

2013 г.

оглавление


ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………....................

    1. Феноменология воображения…………………..…………..….……..

1.2. Роль воображения в психической деятельности……..……………….

1.3. Воображение в деятельности психолога………………………………..

Заключение …...…………………………………………………………

Список использованных источников ..……………………....


3

5

19

23

28

29


ВВЕДЕНИЕ
Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение играет также огромное значение для развития и совершенствования человека как вида. Оно выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.

Воображение – это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулировать им. Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разное время, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение является основной наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны или нежелательны. От восприятия, которое представляет собой процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств, и которое завершается формированием образа, воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии и вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его называют мечтой.

Воображение играет большую роль в деятельности человека, так как позволяет отчетливо представить результат труда вплоть до мелочей, просчитать все возможные варианты исхода ситуации. Именно этот факт важен в профессиональной деятельности психолога. Психолог должен уметь наперед представить конечный результат работы, уметь сориентироваться в трудной ситуации, от уровня развития воображения во многом зависит и профессионализм психолога

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)


    1. Феноменология воображения

Под феноменологией воображения как самостоятельного психического процесса мы будем понимать обобщенное описание и анализ имеющихся у нас данных об особенностях его проявлений в деятельности, поведении человека, о сущностных, функциональных характеристиках этого процесса, его видах и механизмах.

По данным А.Я.Дудецкого (1974), существует около 40 различных определений воображения, в которых отражены разные стороны этого явления. Но все авторы едины в одном, понимая под воображением специфический процесс создания и преобразования образов.

Традиционно (С.Л.Рубинштейн, 1946; А.Я.Дудецкий, 1974; В.Д.Шадриков, 1994; О.М.Дьяченко, 1996 и др.) выделяют активное и пассивное воображение. Пассивное может быть преднамеренным (грезы) и непреднамеренным (сновидения, галлюцинации). Активное воображение подразделяется, как правило, на воссоздающее и творческое. Воссоздающее воображение направлено на создание образов, соответствующих описанию; творческое - на создание новых образов, обладающих качествами субъективной или объективной новизны, оригинальности.

С.Л.Рубинштейн предлагает также различать конкретное и абстрактное воображение. Образы, которыми оперирует воображение, различны, это могут быть образы единичные, конкретные, обремененные множеством деталей, и образы типизированные, обобщенные схемы, символы. Возможна целая иерархия или ступенчатая система образов, отличающихся друг от друга различным в каждом из них соотношением единичного и общего; соответственно этому существуют многообразные виды воображения - от более конкретного к более абстрактному.
Есть классификация, у истоков которой стоят В.Вундт, Т.Рибо, А.В.Запорожец, дополненная и развитая затем в работах О.М.Дьяченко, А.С.Спиваковской, разделяющая и выделяющая специфику воображения познавательного и воображения эмоционального.

Л.С.Коршунова определяет воображение как "процесс преобразования наглядного материала посредством понятий и формирования образов ранее частично или полностью ненаблюдаемых явлений" (1979, с.41). На основе этого определения она предлагает различать образы воображения:

1. Образы предметов или явлений, не наблюдаемые лишь в данный момент, но в принципе доступные живому созерцанию. Сюда относятся образы объектов, существовавших и воспринимавшихся в прошлом, а также существующие теперь, но не находящиеся в чьем-либо поле восприятия в данный период времени. Представления прошлого играют существенную роль в по- знании, в особенности в объяснении исторического процесса. Это и образы объектов, недоступных прямому восприятию на данном уровне развития науки и техники, хотя известны условия, при реализациии которых можно непосредственно воспринимать их (описание поверхности других планет и т.п.).

2. Образы объектов, не наблюдаемых в силу ограниченности органов чувств человека (например, ультразвук). Используя имеющийся опыт, а также опираясь на некоторые проявления свойств таких объектов, субъект строит наглядные чувственные изображения. Подобные образы значимы и в научном познании, и в практической деятельности, и в художественном творчестве.

3. Воображаемые образы объектов, которые только должны быть созданы в процессе практической деятельности человека или возникнуть в ходе эволюции природных явлений, возникших в ходе естественного исторического развития (например, представление о новых развивающихся свойствах организма). Громадную роль такие образы играют в познании и в практике человека, в планировании деятельности, в художественном творчестве. Они позволяют осуществлять предвидение, ставить цели деятельности.

4. Последнюю группу составляют образы предметов, не существовавших, не существующих и принципиально невозможных в будущем. Эти фантастические представления часто используются в науке и искусстве (например, различного рода идеальные модели - "абсолютно твёрдое тело" и т.д.) (Коршунова, с.36-38). В.В.Петухов (вслед за Р.Арнхеймом) выделяет два вида образов и в соответствии с ними виды воображения:

1) образ как pattern; воображение функционирует как процесс оперирования образами, которые рассматриваются здесь как материал и продукт умственной трансформации соответствующих объектов. Этот вид воображения ученый называет перцептивным, который считает близким к пространственныму мышлению. Перцептивное воображение является предметом исследования, диагностики, упражнения соответствующих способностей - инженерных, конструкторских, дизайнерских.

2) образ как imag; в этом случае образ выступает не как психическая реальность сама по себе, но как функционально включенная в процесс решения субъектом определенной задачи - познавательной, исполнительной, личностной. "Модальная определенность образов, сохраняясь как таковая, утрачивает свое значение, они становятся только материалом, возможными средствами анализа и организации неопределенной проблемной ситуации, выделения ее основного конфликта, поиска решения". Такое воображение выступает как процесс творческого мышления образами, поскольку преобразование наличных и создание новых образов не составляет конечной цели этого процесса, решающий задачу субъект мыслит образами - не о них самих. Тем самым "найденный образ - продукт творческого воображения ценен субъекту именно как средство понимания (инсайта) проблемной ситуации, раскрытия и выражения принципа решения...Творческое воображение продуцирует особое (но также чувственное) "пространство", в котором ставятся и разрешаются значимые человеческие проблемы".

О.М.Дьяченко (1996) выделяет функции воображения, которые свидетельствуют о том, что его деятельность проявляется практически во всех психических структурах:

1) гностически-эвристическая: решение различных познавательных задач и нахождение творческих вариантов ответов, выражение существенных, значимых сторон действительности.

2) прогностическая или антиципирующая: основной продукт воображения - это представление о цели действия, к которой стремится субъект;

3) коммуникативная: любая творческая деятельность обращена к людям, является по сути своей общением и подчиняется законам общения; продукты воображения воплощают в себе (в развитой форме) общественно значимые тенденции, порождаемые потребностями общества и оцениваемые им.

4) защитная, обусловленная связью с эмоционально-аффективной сферой личности: одна из форм защиты личности - это создание воображаемых конструктов, снимающих внутреннее напряжение.
Л.С.Коршунова дополняет этот перечень, включая в него эстетическую функцию воображения, играющую огромное значение в художественном творчестве.

В определении специфических характеристик воображения в психологической науке обнаруживаются достаточно противоречивые суждения. С одной стороны, "сущность воображения, зарождающегося в первичных образах, состоит в том, что его образы сознательно продуцируются человеком" (Коршунова, 1979, с. 118). Но, с другой стороны, В.А.Штофф находит, что преобразование и "переработка" образа в воображении являются относительно свободными и произвольными".

Л.Т.Охитина считает, что воображение контролируется сознанием - его деятельность ограничивается определенными рамками за счет темы, исходной ситуации и направляется целевой установкой. Иначе выход за эти рамки ведет к нарушению осмысленности и объективности образов воображения. Но известно мнение Л.С.Выготского, разделяемое многими современными психологами, что специфическим свойством воображения является способность к особому перекомбинированию образов, сопровождаемому своеобразным "отлетом" от реальности, отходом от непосредственных впечатлений действительности.

Большинство психологов традиционно связывают деятельность воображения только с созданием новых образов или новых ситуаций (С.Л.Рубинштейн). Например, В.В.Давыдов характеризует воображение как
фундаментальную способность по созданию образов, в которой проявляется умение видеть целое раньше его частей, не производя еще его детального анализа.

Е.Я.Басин в отличие от этого утверждает, что воображение субъекта проявляет активность не только по отношению к познавательным образам, но и по отношению к своим собственным установкам, мотивам, желаниям. Кроме того, как замечает ученый, создание новой воображаемой ситуации всегда есть одновременно и создание нового воображаемого "Я" - субъекта этой новой ситуации. Ученый основывает свою точку зрения, в частности, на положениях грузинской научной школы, представителем
которой является Р.Г.Натадзе. Этот психолог, в свою очередь, рассматривает воображение, как фактор человеческого поведения, который детерминирует деятельность человека посредством установочного действия. Воображение, прежде всего, тогда вызывает установку, когда субъект относится к его содержанию как к данному или ожидаемому в действительности или же как к подлежащему реализации в действительности, т.е. как к цели.

Н.Н.Палагина (1997) считает, что развитие воображения в раннем детстве начинается во внешнем плане, с перекомбинирования предметной среды, с экспериментирования с собственными действиями. Это означает, что не только образы, установки, мотивы, эмоции, "Я-образ", но и действие (как физическое, так и предметное) можно рассматривать как сферу деятельности воображения.

В.В.Петухов также не ограничивает активность воображения только рамками вторичного образа, понимая под ним процесс мысленного (или действенного) преобразования объективной реальности для решения познавательных, исполнительных, личностных задач.

Специфичность воображения, по мнению Э.В.Ильенкова, заключается в особого рода субъективности его продуктов, в том, что она обеспечивает человеку возможность правильно соотносить общие, выраженнные в понятиях знания с реальными ситуациями, которые всегда индивидуальны. Функционирование воображения, как пишет автор, состоит в постоянном индивидуальном уклонении от уже найденной и узаконенной формы, причем в таком уклонении, которое хотя и индивидуально, но не произвольно - ведь недаром истинно творческая игра воображения рождает отклик у всех (Ильенков, 1968).

Большинство исследователей воображения выделяют, как несомненно его особенность, способность к преобразованию действительности. Л.С.Коршунова определяет это его свойство как изначальную творческость. Воображение преобразует, модифицирует содержание восприятий, позволяет информацию, данную в них, "мысленно достроить до образа целостной, желаемой ситуации... Идеальный план воображения, в отличие от восприятия, дает возможность свободно манипулировать образами, в результате чего возникает новое знание о связях и отношениях, не представленных непосредственно в объекте, выступающем в качестве стимула". В содержании воображения появляются элементы, которые выходят за пределы настоящего, тогда в деятельности субъекта просматривается развитие объекта, его направленность на будущее, способность в образе обнаружить функцию объекта.

Е.Е.Сапогова также разделяет эту точку зрения. Она видит универсальный смысл существования функции воображения у человека в том, чтобы сознание искусственным образом строило новые, пусть даже пародоксальные ситуации, своеобразные "модели самоудивления", порождающие в процессе самодвижения многочисленные формы новой онтологии. Но, кроме того, автор отмечает двойственность как особое свойство продуктов воображения. Она называет их диалектическим единством "знаемого и незнаемого, истинного и ложного, явного и скрытого, возможного и невозможного, существенного и несущественного, постоянно переходящих друг в друга.

Эту двойственность воображения выделяет и А.В.Славин, считая, что оно не обладает строго нормативным и фиксированным характером и выступает и как процесс, и как результат. Автор отмечает, что образы воображаемых предметов часто предшествуют появлению самих предметов. В таких случаях не образ копирует объект, а объект создается и совершенствуется в соответствии с образом, выступающим первичным по отношению к объекту.

Многие ученые, такие как Я.Э.Голосовкер, Э.В.Ильенков, М.Лифшиц, А.Ф.Лосев, характеризуя воображение, выделяют его метафоричность, символичность.

Я.Э.Голосовкер считал, что воображение обладает собственной логикой, гибкой и диалектичной, способной двигаться в самых различных направлениях анализа действительности. Воображение связано с потенциальным "многосмыслием" реальности, способствует выявлению и актуализации наиболее значимых смыслов.

В воображение включается весь опыт субъекта - интеллектуальный, эмоциональный, поведенческий.

Воображение исторически выступает как форма связи общественного и личного интереса. Данное свойство, по мнению Л.С.Коршуновой, характеризует его как определенный способ осознания, примысливания, соучастия, вхождение в ситуацию внешних обстоятельств, как процесс, направленный эмоциональной установкой субъекта.
Условия, необходимые для включения работы воображения, как отмечают М.Беркинблит и А.В.Петровский (1968), В.В.Петухов связаны с существенной неопределенностью познаваемой ситуации, что соответствует классу задач, называемых открытыми. Это задачи, не имеющие однозначного решения и допускающие множество вариантов правильных ответов. О.М.Дьяченко к ним относит, например: дополнение рисунков, сочинение рассказов, придумывание заголовков к рассказам, называние всевозможных способов употребления предметов, составление предложений с обязательным использованием 2-3 заданных слов и т.д.

Некоторые открытые задачи допускают конечное количество вариантов решения и возможность найти их логическим путем. Так, тест на использование предметов может быть успешно выполнен путем перебора признаков предмета и нахождения возможных способов использования каждого из них.

Как считает О.М.Дьяченко (1996), решение открытой задачи однозначно не связано с включением в этот процесс воображения, она может быть решена и путем использования логического и образного мышления. Специфика воображения должна проявляться в особенностях решения открытой задачи, воображение должно иметь особую форму собственной организации. В свою очередь В.В.Мантатов подчеркивает, что воображение должно характеризоваться использованием конструированных условных форм для отражения внутренней и существенной стороны суждений.
А.Р.Лурия выделяет несколько этапов решения открытой задачи. Он называет необходимым наличие цели, ограниченной определенными условиями. Субъект должен сначала сориентироваться в этих условиях, чтобы наметить конкретные пути для достижения цели. Первому этапу решения соответствует ориентировка в условиях задачи. Второй этап А.Р.Лурия описывает как выбор одного из альтернативных путей решения и формирование общего пути (схемы) решения задачи, который делает некоторые ходы более вероятными и оттесняет все неадекватные альтернативы. Это этап построения стратегии решения. Далее идет отбор средств и операций, необходимых для реализации намеченной стратегии: этап выбора тактики решения. Затем осуществляется реализация избранных стратегии и тактики, которые и представляют собственно этап решения задачи, нахождения ответа на поставленный в задаче вопрос. На этом этапе основное - использование выбранных средств и операций.
Большинство исследователей воображения сходятся на том, что формирование воображения происходит в предметно-преобразующей творческой деятельности. По мысли Л.С.Выготского, воображение складывается в игре, которая отличается созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие. Д.Б.Эльконин (1987) рассматривает мнимую ситуацию в игре как модель социальных отношений. Моделирование, обобщение, схематизация, замещение и перенос действий на новые игрушки автором положены в основу анализа игры и мнимой ситуации.

Е.Е.Сапогова (1992) считает, что воображение развивается не только в игре. Она рассматривает игру как частный случай более широкого понятия - знаково-символической деятельности (ЗСД) и выделяет этапы ее становления: 1. Нулевой этап: начало приобщения ребенка к знаковой деятельности путем первых форм подражания - встречное поведение ребенка на поведение взрослого (голос на голос, жест на жест) - "акты действенного символизма, которые становятся своеобразным "словом события". Но ребенок хотя и осваивает "символическое пространство" в семиотической деятельности, но еще не связывает свои звуки, действия с чем-то другим, не наполняет их содержанием сверх того, которое они несут сами как материальные объекты.

2. Общение и совместная деятельность со взрослым приводят к постепенному связыванию детских звуков, действий, каракуль с некоторым содержанием, появлению первых заместителей. Первый этап - этап появления и развития замещения - перенос значения с одного предмета на другой - длится все дошкольное детство. По мере освоения ребенком игры, речи, рисования на смену изолированным заместителям приходят их системы - "алфавиты и синтаксисы" знаковых систем, которые постепенно сами становятся предметом анализа. Одно и то же содержание ребенок научается выражать на разных языках - графическом, языке действий и т.д. С помощью знаковых систем строятся модели, первые конструкты идеализированной предметности, строится образ мира, а сам ребенок для себя также становится предметом анализа. На смену функциональному использованию заместителей приходит новая форма деятельности - построение системы квази-объектов, оперирование с которыми позволяет воссоздать и исследовать существенные свойства реальных объектов.

3. Моделирование - второй этап становления знаково-символической деятельности. Модели - это формы особых абстракций, в которых "существенные отношения объекта закреплены в наглядно-воспринимаемых и представляемых связях и отношениях вещественных или знаковых элементов. Это своеобразное единство единичного и общего, при котором на первый план выдвинуто общее, существенное". Освоение моделирования - важный и длительный этап в развитии знаково-символической деятельности. Не только реальная действительность детерминирует ЗСД субъекта, но и сам субъект имеет некоторые степени свободы в воздействии на действительность.

4. Третий, высший этап становления ЗСД - умственное экспериментирование. На этой ступени ЗСД приобретает функцию опережающего отражения действительности, прогнозирования, предвидения. Именно здесь максимально полно реализуется функция знаков как удлинителей, усилителей человеческих способностей в реальном мире. Именно здесь допускается трансформация моделей не только по логике реального замещаемого содержания, но и по свободной эвристической логике субъекта.

Как пишет А.П.Чернов, умственное экспериментирование "дает возможность выходить за рамки непосредственного опыта и производить анализ явлений на уровне, приближающихся к теоретическому, обнаружить скрытые возможности, намечать пути перевода их в действительность" (Чернов, 1979).

Поскольку предметом активности воображения могут быть разные психологические сущности (действие, образ, установка, эмоция), то можно выделить механизмы его функционирования как общие для них всех, так и специфичные. Конечно, в большей степени, чем другие виды, изучено воображение, которое можно назвать "образным".

По поводу этого вида воображения Л.С.Выготский писал, что оно не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельные впечатления, которые накоплены прежде, а строит из них какие-то новые ряды, привнесение нового в самое течение наших впечатлений приводит к тому, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый, ранее не существовавший образ.

О.М.Дьяченко, развивая эту точку зрения, предлагает считать механизмом воображения не простое перекомбинирование образов, элементов действительности на основе привнесения чего-то нового, а слияние предметного содержания образа одного объекта с предметным содержанием образа другого... путем его переноса. Образ воображения при этом представляет собой как бы транслятор, переводящий одну форму репрезентации в другую, где предметное содержание одного образа определяет, какое именно предметное содержание другого образа должно быть перенесено.

Еще более конкретизирует, углубляет эту мысль Е.Е.Сапогова (1993), она сравнивает функционирование воображения с процессом изменения традиционной для конкретной вещи системы координат: вписывание ее в другую способно сильно изменить видение этой вещи и дать ей возможность быть другой, оставаясь одновременно той же самой. Изменение "координат" происходит следующим образом: некое свойство имеющегося образа отрывается от других его свойств и, обретая известную самостоятельность, целостность (временная, промежуточная целостность, имеющая служебный, посреднический характер (сравни - "транслятор" у О.М.Дьяченко), как бы бесконтекстность, переносится на иной образ, переструктурируя его, меняя его содержание. Если при этом отчленяемое свойство существенно для отражаемого в образе объекта, то получается новый образ, для которого это свойство становится порождающим, системообразующим, организующим и переструктурирующим его свойства в соответствии с потребной субъекту
целостностью. Если же свойство несущественно, новый образ не возникает, точнее может появиться новая форма, но не новое содержание".
Работа воображения здесь предстает как симультанно-сукцессивный процесс, как поочередное развертывание и свертывание характеристик создаваемого и исходных образов, постоянное превращение их то в разнородную, то в однородную структуру, а операции этого механизма могут реализовываться как все вместе в едином процессе, так и по отдельности в зависимости от целей субъекта и задач деятельности. Этот механизм, по мнению Е.Е.Сапоговой, лежит в основе таких форм знаково-символической деятельности, как моделирование, замещение, кодирование, схематизация, обобщение.

Оба автора, и О.М.Дьяченко, и Е.Е.Сапогова, исследуя особенности развития воображения у дошкольников, отмечают, но при этом не акцентируются специально на том, что выделенный ими механизм воображения, протекающий во внутреннем плане, интериоризованно, а затем воплощающийся в материальных объектах, формируется первоначально во внешнем плане, в предметно-преобразующей деятельности. Отличительная особенность работы Н.Н.Палагиной (1997) в том, что она отошла от традиционного взгляда на воображение как процесса, связанного только с образной сферой психики. Она увидела его ранние проявления в разнообразных действиях ребенка с окружающей его предметной средой, которые, однако же, сочетаются с параллельно развивающимися "образным" и "вербальным" воображением. В ее исследовании (1994) воображение предстает как спонтанная познавательная активность ребенка по созданию новых представлений, в которой можно выделить стадии, где происходит постепенная интеграция всех видов воображения в единую, целостную структуру его деятельности:

1. Перекомбинирование предметной среды путем переноса предмета в разные условия, использование в новой функции или придания ему новых, несвойственных значений и названий;

2. Называние (опредмечивание) бесформенных объектов;

3. Иллюстрация (детализация) словесных сообщений изобразительными действиями, активность "покажи как";

4. Словесное "дорисовывание" (детализация) краткого сообщения или нечетко воспринимаемого события;

5. Моделирование игровыми средствами: а) текущих событий; б) прошлых впечатлений; в) словесных сообщений;

6. Перенос сюжета на другие игрушки. Игра по схеме известного сюжета;

7. Варьирование игровых действий, учет специфики персонажа;

8. Обособление позиции персонажа, диалог с игрушкой;

9. Диалог по телефону с несуществующим абонентом;

10. Режиссерская игра.

По мнению Э.В.Ильенкова сущность воображения заключается в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намёка, тенденции строить целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлёт от действительности», когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируются имеющиеся представления, что характерно для функционирования внутреннего плана действий. (Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.: В 2-х т. Т.1. –М.: 1989, 123).

Воображение - это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется также неопределённостью. В зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Отсюда можно сделать вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределённость ситуации весьма велика. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и всё-таки представить себе конечный результат.

Нейрофизиологической основой воображения является образование временных нервных связей в сфере первой и второй сигнальных систем, их диссоциация (распадение на отдельные элементы) и объединение в новые системы под влиянием различных мотиваций. Воображение связано с эмоциями, деятельностью подкорковых образований головного мозга, но исследования последних лет подтверждают, что физиологические механизмы воображения расположены не только в коре, но и в более глубоко залегающих отделах мозга, например, гипоталамо-лимбической системе. Экспериментально выяснено нейрофизиологами: при повреждении гипоталамо-лимбической системы у человека могут происходить характерные расстройства психики: возникает впечатление, что его поведение не регулируется определённой программой и состоит из серии отдельных, изолированных актов, впрочем, самих по себе достаточно сложных и целостных.

Под влиянием воображения у человека возникают соответствующие органические изменения. Так, образно представляя те или иные физические действия, можно вызвать учащение работы сердца, органов дыхания.

Таким образом, процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер. Основная его тенденция-преобразование представлений (образов), обеспечивающее в конечном счёте создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей. Разбирая механизм воображения, необходимо подчеркнуть, что его сущность составляет процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Воображение, фантазия-это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях. Если придумать даже что-то совершенно необычайное, то при тщательном рассмотрении выяснится, что все элементы, из которых сложился вымысел, взяты из жизни, почерпнуты из прошлого опыта, являются результатами преднамеренного анализа бесчисленного множества фактов. Недаром Л.С.Выготский говорил: «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение».



    1. Роль воображения в психической деятельности

С деятельностью воображения связано формирование ряда нравственно-психологических качеств личности, таких, как идейная убеждённость, чувство долга, патриотизм, гуманность, чуткость, целеустремлённость, настойчивость.

Результатами творческого воображения могут быть материальные и идеальные образы. Существенный критерий данного вида воображения - социальная ценность его результатов, проникновение в сущность отображаемых сторон действительности, акцентирование, усиление наиболее существенных сторон действительности.

Без участия воображения не может совершиться ни один сложный психический процесс. Например, волевой акт требует обязательно развитого воображения — представления о цели и о средствах действия: воображаемые предметы, действия, ситуации могут играть роль мотивов волевых действий.

Не меньшую роль играет воображение и в процессах мышления. Мышление не есть прямое и непосредственное отражение связей, наблюдаемых в объективном мире. Прежде чем отобразить эту связь, человек проходит в своем мышлении длинный путь, в котором большое значение имеет деятельность воображения: сперва эта связь выступает как предполагаемая, воображаемая, и только затем, после логического анализа, теоретической и практической проверки, она оформляется как научно обоснованная и доказанная.

Рассмотрим более подробно взаимосвязь воображения с другими психическими процессами.

Человек постоянно вступает в контакт с окружающей его средой. Ежесекундно на наши органы чувств воздействуют десятки и сотни разнообразных стимулов, многие из которых надолго остаются в памяти человека. Причем одним из самых любопытных феноменов психики человека является то, что полученные в предшествующей практике впечатления от предметов и явлений реального мира не только сохраняются в памяти длительное время, но и подвергаются определенной обработке. Существование данного феномена обусловило возможность человека воздействовать на окружающую среду и целенаправленно изменять ее.

Следует отметить, что воздействие животного на внешнюю среду и изменение внешней среды человеком имеют принципиальные различия. В отличие от животного человек оказывает воздействие на среду планомерно, направляя свои усилия к заранее поставленной цели. Такой характер изменения действительности в процессе труда предполагает предварительное представление в сознании того, что человек хочет получить в результате своей деятельности. Любой труд предполагает выработку такого плана, и лишь потом — его воплощение на практике.

Таким образом, рассматривая процесс создания человеком чего-либо нового, мы сталкиваемся еще с одним феноменом психики человека. Его суть состоит в том, что человек создает в своем сознании образ, которого пока в реальности еще не существует, а основой создания подобного образа является наш прошлый опыт, который мы получили, взаимодействуя с объективной реальностью. Вот этот процесс — процесс создания новых психических образов — и получил название воображения.

Итак, воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Принято считать, что воображение зародилось в процессе труда — специфически человеческой деятельности, из-за существования потребности в преобразовании предметов реального мира. Например, имея перед глазами орудие труда, которое по своим характеристикам и свойствам было не совсем совершенным, человек мог представить себе другое орудие, которое соответствует его представлению о том, что необходимо для выполнения той или иной трудовой операции. Но потом, в ходе исторического развития человека, деятельность воображения стала проявляться не только в труде, но и в фантазиях и мечтах человека, т. е. в образах, которые вообще не могли быть созданы на практике в данный момент. Появились крайне сложные формы воображения, необходимые в научном, техническом и художественном творчестве. Однако даже в этих случаях воображение выступает как результат преобразования наших представлений, полученных из реальной действительности.

Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятью и мышлением. Говоря о воображении, мы лишь подчеркиваем преобладающее направление психической деятельности. Если перед человеком стоит задача воспроизвести представления вещей и событий, бывших ранее в его опыте, мы говорим о процессах памяти. Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание этих представлений или создать из них новые представления, мы говорим о деятельности воображения.

Следует отметить, что образы воображения создаются только путем переработки отдельных сторон имеющихся у человека образов реальной действительности. Например, вымышленные герои (инопланетяне, чудовища, несуществующие звери и т. д.) все равно своим обликом полностью или частично похожи на известные нам объекты, т. е. были трансформированы воображением писателя из реальной действительности.

Говоря о воображении, нельзя недооценивать его роль в психической деятельности человека, потому что определенная переработка образов действительности происходит даже в самом простом варианте воспроизведения. Так, представляя себе какой-либо предмет или событие, мы очень часто не в состоянии воспроизвести соответствующие факты во всех подробностях и со всеми деталями. Однако вещи и события воспроизводятся не в виде бессвязных фрагментов или разрозненных кадров, а в их целостности и непрерывности. Следовательно, происходит своеобразная переработка материала, выражающаяся в восполнении представлений необходимыми деталями, т. е. в процессе воспроизведения начинает проявляться деятельность нашего воображения.

В значительно большей степени деятельность воображения присутствует в формировании образов объектов или явлений, которых мы никогда не воспринимали. Именно так возникают представления о природных зонах, где мы никогда не были, или представления об образе литературного героя.

Деятельность воображения самым тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека. Представление желаемого может вызвать у человека позитивные чувства, а в определенных ситуациях мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайне негативных состояний, позволяет ему отвлечься от ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее и переосмыслить значимость ситуации для будущего. Следовательно, воображение играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения.

Воображение связано и с реализацией наших волевых действий. Так, воображение присутствует в любом виде нашей трудовой деятельности, поскольку, прежде чем создать что-либо, необходимо иметь представление о том, что мы создаем. Более того, чем дальше мы отходим от механического труда и приближаемся к творческой деятельности, тем в большей степени повышается значение нашего воображения.

Принято считать, что физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него. Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями дают основание предполагать, что его физиологические механизмы связаны не только с корой, но и с более глубоко залегающими структурами мозга. В частности, большую роль здесь играет гипоталамо-лимбическая система.

Следует отметить, что воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения. Воображение оказывает влияние на многие органические процессы: функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и др. Например, хорошо известно, что представление о вкусном обеде вызывает у нас обильное слюноотделение, а внушая человеку представление об ожоге, можно вызвать реальные признаки «ожога» на коже. Подобная закономерность известна уже давно и широко используется при лечении так называемых психосоматических больных в ходе сеансов суггестивной терапии. С другой стороны, воображение оказывает влияние и па двигательные функции человека. Например, стоит нам вообразить, что мы бежим но дорожке стадиона во время соревнований, как приборы будут регистрировать едва заметные сокращения соответствующих мышечных групп.

Другим примером влияния воображения на органические процессы может быть изменение газообмена в то время, когда мы представляем себе выполнение какой-либо физической работы. Например, мы представляем, что поднимаем тяжелую штангу на соревновании. В этом случае приборы будут регистрировать увеличение интенсивности газообмена. Это же явление будет обнаружено и в тех случаях, когда мы будем видеть лицо человека, поднимающего штангу. [Маклаков. Общая психология]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что воображение играет существенную роль как в регуляции процессов организма человека, так и в регуляции его мотивированного поведения.



    1. Воображение в деятельности психолога

Трудовая деятельность требует активного участия всех психических функций человека. В психической регуляции трудовой деятельности проявляются все объективные закономерности и механизмы, присущие психике человека в целом. Вместе с тем определенные стороны и механизмы доминируют в большей или меньшей степени. Их сочетание обусловливает специфику психологического обеспечения трудовой деятельности.

Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека: прежде чем что-либо сделать, человек представляет, что надо делать и как он будет это делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.

Необходимо раскрыть сущность воображения, которая заключается в том, что прежние представления и знания о вещах и явлениях, имеющиеся у человека, преобразуются им и на их основе он создает в своем воображении новые образы. Важно отметить, что воображение возникло в процессе труда как предвидение человеком результатов своей деятельности и развивалось в труде, особенно в творческом. В любой даже самой несложной деятельности человека присутствует воображение. Благодаря воображению бесконечно расширяются границы познания человеком действительности. С помощью этого процесса человек познает то, что непосредственно на него не воздействует, познает прошлое и будущее, чувства и мысли других людей. Воображение, включаясь вместе с мышлением в творческую деятельность человека, помогает ему изменять окружающий мир, создавая новые орудия и продукты труда, открывая ранее неизвестные ему закономерности природы и общества. Включаясь в. мыслительную деятельность человека, воображение позволяет ему увидеть в наблюдаемых явлениях характерное, общее, помогает отбросить единичное и представить явления в виде обобщенного образа. Любое научное исследование основано на деятельности воображения, необходимого человеку для проверки гипотезы, для уточнения идеи, для того, чтобы представить весь процесс и ожидаемые результаты исследования.

Творчество писателей, художников невозможно без воображения. Уточнение замысла произведения, создание образов героев и их поступков происходит с помощью воображения. Воображение помогает изобретателю представить изобретаемый им механизм в действии.

Воображение приходит в действие на том этапе познания, когда очень велика неопределенность ситуации, много неизвестного. Именно с помощью воображения (фантазии) человек находит выход в сложнейшей ситуации при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления.
 Воображение порождено трудовой деятельностью человека и развивается на ее основе. Но есть большая группа профессий, для овладения которыми особенно важно иметь активное воображение, как воссоздающее (создание образа предмета, явления по его описанию), так и творческое (создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности).

Труд психолога — творческий труд. Каждый психолог, проводя коррекционно-профилактическую работу, вносит в свою работу что-то новое, свое. Каждое такое занятие основано на деятельности воображения психолога. Диагностическая и коррекционная работа тем более немыслима без предвидения. Представить будущее своих клиентов, пути развития конфликта и его исход, пути развития и становления их личности, «проектировать личность» невозможно без активной деятельности воображения.

Деятельность воображения опирается на восприятие и сохраненные памятью человека представления. Основная функция воображения — преобразование этих представлений в новые образы, т. е. расщепление старых и комбинирование новых. Эти новые образы формируются в процессе аналитико-синтетической мыслительной деятельности. Важно отметить, что преобразующая деятельность воображения психолога идет в определенном направлении, в соответствии с задачей, которая стоит перед ним (психологом). В зависимости от поставленной задачи психолог анализирует и отбирает необходимые представления и их элементы, преобразует их и соединяет, синтезирует в новые образы. Этот синтез может быть осуществлен приемами агглютинации, акцентирования, типизации и др. Вот почему сила и яркость воображения во многом зависят не только от полноты и богатства представлений самого психолога, но и от оригинальности и своеобразия их комбинаций в процессе воображения.

Творческая деятельность психолога направлена на создание нового, оригинального, значимого, невозможна без творческого воображения. Деятельность, не направленная на создание нового, требует воссоздания в воображении человека того, что уже создано . Несмотря на различия, нельзя резко отграничивать друг от друга творческое и воссоздающее воображение и снижать роль одного вида воображения перед другим в деятельности психолога. В деятельности психологу необходимо опираться не только на свои представления, но и воссоздавать уже имеющиеся знания и умения в ходе изучения. Надо показать роль воображения в процессе творчества. В творчество как деятельность, направленную определенного феномена создание нового, еще не существующего, необходимо включается процесс воображения. Без воображения невозможно возникновение замысла и его осуществление в процессе деятельности.

Нужно отметить, что деятельность воображения связана со всей личностью психолога. Она направляется и регулируется потребностями и интересами психолога и оказывает обратное влияние на них. Создание и содержание образов воображения определяется мотивами и целями деятельности, направленностью, чувствами, желаниями и способностями. На деятельность воображения влияют особенности типа высшей нервной деятельности, темперамент. Так, живость воображения, легкость возникновения новых образов, их яркость и оригинальность можно, по-видимому, объяснить в известной мере подвижностью нервных процессов.

Воображение — психический процесс, выражающийся: 1) в построении образа, средств, конечного результата предметной деятельности субъекта; 2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределена; 3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность; 4) в создании образов, соответствующих описанию объекта.

Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя психолога в процессе профессиональной деятельности. Создание с помощью воображения модели конечного или промежуточного продукта труда способствует его предметному воплощению. [Джемс В. Психология - М.: "Педагогика" 1991]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воображение - это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется также неопределённостью.

Трудовая деятельность требует активного участия всех психических функций человека. В психической регуляции трудовой деятельности проявляются все объективные закономерности и механизмы, присущие психике человека в целом. Вместе с тем определенные стороны и механизмы доминируют в большей или меньшей степени. Их сочетание обусловливает специфику психологического обеспечения трудовой деятельности.

Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека: прежде чем что-либо сделать, человек представляет, что надо делать и как он будет это делать.

Труд психолога — творческий труд. Каждый психолог, проводя коррекционно-профилактическую работу, вносит в свою работу что-то новое, свое. Каждое такое занятие основано на деятельности воображения психолога. Диагностическая и коррекционная работа тем более немыслима без предвидения. Представить будущее своих клиентов, пути развития конфликта и его исход, пути развития и становления их личности, «проектировать личность» невозможно без активной деятельности воображения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М 1977.

2. Годфруа Ж. Что такое психология В 2-х т. Т. 1 Пер. с франц. М. Мир, 1996. 496 с.

3. Годфруа Ж. Что такое психология В 2-х т. Т. 2 Пер. с франц. М. Мир, 1996. 376 с.

4. Джемс В. Психология - М.: "Педагогика" 1991]

5. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М 1979.

6. Коршунова Л.С Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. М 1989.

7. Маклаков А.Г. Общая психология. - Издательство: Питер, 2001. – 592 с.

8. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М. Просвещение ВЛАДОС, 1995. 576 с.

9. Основи психолог Пдручник За загал. Ред. О.В.Киричука, В.А.Роменця. К. Либдь, 1995. 632 с.

10. Романець В.А. Психологя творчост. К 1971.

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии В 2-х т. Т. 1. М 1989.
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации