Формирование знаний о здоровом образе жизни у младших школьников - файл n1.doc

Формирование знаний о здоровом образе жизни у младших школьников
Скачать все файлы (811 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc811kb.27.01.2014 07:31скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

СОДЕРЖАНИЕ



СОДЕРЖАНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЗНАНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ 6

1.1.Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни» 6

1.2. Составляющие здорового образа жизни (ЗОЖ) младшего школьника 9

1.3.Формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни у младших школьников 25

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 35

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМ И МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 36

2.1. Диагностика сформированности знаний у младших школьников о ЗОЖ 36

2.2. Программа для 3 года обучения «Быть здоровыми хотим» 38

2.3.Результаты проверки эффективности экспериментальной работы 43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 51

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 53

  ПРИЛОЖЕНИЕ 3 64

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 74

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 77

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 83

ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ 83

Приветствие 83

Игра по станциям 86

Завершение праздника 91



ВВЕДЕНИЕ



Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей.

Результаты научных исследований (В. Ф. Базарный [3], Брехман И. И. [7;8], Л. Г. Татарникова [32; 33] и др.) свидетельствуют о том, что сложившаяся в предшествующие годы тенденция ухудшения состояния здоровья школьников приняла устойчивый характер. В результате анализа медицинских карт будущих первоклассников было установлено, что у большинства детей было выявлено нарушение зрения, на втором месте - нарушение осанки, на третьем месте - наличие хронических заболеваний и совсем мало детей признаны практически здоровыми. Данная ситуация обусловлена ухудшением социально-экономической и экономической обстановки, обострением проблем рационального питания, наследственностью, перегруженностью детей. Результаты исследований показали, что дети много времени проводят за компьютером, возле телевизора, ведут малоподвижный образ жизни.

Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети. В большинстве семей можно обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания, несбалансированное питание, низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т. д. При этом часто в семье присутствуют не один, а сочетание нескольких факторов.

У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни.

Вопросы формирования здоровой личности ребёнка интересовали ученых всегда (см. труды И. И. Брехмана [7;8], Л. С. Выготского [12], Г. К. Зайцева [14;15], П. Ф. Лесгафта [25; 26], Н. И. Пирогова [30], В. А.Сухомлинского [ 31 ], Л. Г. Татарниковой [ 32; 33 ], К. Д. Ушинского [34] и др.). Разработка школьных программ обучения здоровому образу жизни началась в конце 70-х - начале 80-х гг., двадцатого столетия. Однако, несмотря на немалые усилия, вложенные в разработку и реализацию программ, результаты оказались намного ниже ожидаемых. Объяснялось это и трудностями изменения поведенческих привычек (многие из них формируются в раннем детстве и поэтому очень устойчивы), и неподготовленностью учителей к просветительской деятельности в области здоровья.

С середины 90-х годов ХХ века появилось много научных работ воспитательно-оздоровительного направления, исследующих: организацию образовательного процесса и готовность к обучению в школе [17], гигиену обучения и воспитания школьников [23], факторы риска для здоровья детей и подростков при обучении в школе [28], школьную валеологическую работу [14;15;21; 22].

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что одним из возможных решений проблемы ухудшение здоровья младших школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни.

Цель исследования: выявить эффективные формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни у младших школьников.

Объект исследования: знания о здоровом образе жизни.

Предмет исследования: формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни.

Гипотеза исследования:

Представляется, что формирование знаний о здоровом образе жизни будет успешным при использовании методов и приемов, соответствующих возрастному развитию младших школьников, а именно игры, викторины, конкурсы, праздники, уроки здоровья, спортивные соревнования.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2. Охарактеризовать основные понятия исследования: «здоровье», «здоровый образ жизни».

3. Выявить возрастные особенности знаний о здоровом образе жизни младших школьников.

4.Разработать критерии сформированности знаний о здоровом образе жизни.

5.Выявить и экспериментально проверить эффективность форм и методов формирования знаний о здоровом образе жизни у младших школьников.

Методы исследования: наблюдение, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации