Основы логистики - файл n1.docx

Основы логистики
Скачать все файлы (35.9 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx36kb.01.04.2014 02:10скачать

n1.docx

Министерство образования РФ

Байкальский государственный университет экономики и права

Кафедра экономики и менеджмента сервиса


РЕФЕРАТ

по дисциплине «Введение в специальность»

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ В РОССИИ


Работу выполнила студентка:

Гр. КД-08

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….……………………….3

  1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ЛОГИСТИКИ……………….…………………….5

  2. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЛОГИСТИКИ В РОССИИ…………………………………………………………………………...8

2.1Разрыв уровней развития логистических рынков Росии и Европы….

    1. Региональные рынки логистических услуг….

    2. Развитие логистики с третьей стороны (3PL)

  1. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ В РОССИИ………..

  2. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………….

  3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………..


ВВЕДЕНИЕ.

Чтобы выжить в условиях кризиса в настоящее время руководители многих российских предприятий (компаний) приходят к выводу о необходимости стратегического подхода к управлению. Потребность в стратегии, представляющей собой синтез сильной деловой идеи и набора реальных действий, способных привести эту деловую концепцию к созданию реального конкурентного преимущества начала осуществляться в последние один-два года. Проблема выигрыша в конкурентной борьбе всегда была и будет актуальной до тех пор, пока существует рыночная экономика, которой присущи и проблемы перепроизводства, и последующее возникновение кризиса в финансовой и производственной сфере, и т.п. В последние десятилетия XX века в экономически развитых странах сформировался стратегический подход к конкуренции, в основе которого лежат принципы работы предприятия (компании) в постоянно меняющихся внешних условиях. Сегодня нельзя не учитывать такие факторы, как политическую и экономическую нестабильность, высокий уровень коррупции, раздражение населения, то становится понятно, что зачастую невозможно предсказать тенденции хода реформ и, соответственно трудно сформулировать стратегию компании, работающей в такой внешней среде. Все это приводит к созданию ситуации в экономике на макроуровне, характеризуемой одновременным зарождением многих новых отраслей и радикальным преобразованием старых, которое часто сравнимо с процессом возникновения.

Логистика для России - это зарождающаяся отрасль, созданная благодаря технологическим инновациям, изменениям в структуре затрат, возникновению спроса на новые виды услуг, которые позволят Вам - руководителям создать прибыльную компанию или предприятие, предлагающего новый товар или услугу.

Цель моей работы – показать основные тенденции развития логистики в России. Актуальность моей работы подчеркивается тем, что Существенной характеристикой зарождающейся отрасли является отсутствие "правил игры". Это означает, что лучше рано чем поздно, они должны быть установлены, причем так, чтобы компании могли им следовать и процветать. В этом и состоит проблема выбора стратегии, поскольку выбор правил таит в себе как возможности, так и угрозы для последующего развития идеи Логистики в России.
  1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ЛОГИСТИКИ.



Логистика происходит от греческого слова «logistike», что означает «искусство вычислять, рассуждать». История возникновения и развития практической логистики уходит далеко в прошлое.

Известно, что еще в период Римской империи существовали служители, которые носили титул «логисты» или «логистики»; они занимались распределением продуктов питания. По мнению ряда западных ученых, логистика выросла в науку благодаря военному делу. Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского военного специалиста начала XIX в. Джомини, который дал такое определение логистики: «практическое искусство маневра войсками». Он утверждал, что логистика включает не только перевозки, но и широкий круг вопросов, таких, как планирование, управление и снабжение, определение места дислокации войск, а также строительство мостов, дорог и т.д.

Однако как военная наука логистика сформировалась лишь к середине XIX века. Логистика стала активно применяться в период второй мировой войны. Четкое взаимодействие военной промышленности, тыловых и фронтовых снабженческих баз и транспорта позволило своевременно и систематически обеспечивать американскую армию поставками вооружения, горюче-смазочных материалов и продовольствия в нужных количествах. Вот почему во многих западных странах логистику поставили на службу эффективности управления материальными потоками в экономике. Как и другие методы прикладной математики, логистика постепенно стала переходить из военной области в сферу хозяйственной практики. Первоначально она оформилась как новый вид теории о реализации управления движением товарно-материальных ресурсов в сфере обращения, а затем и производства.

В предпринимательской деятельности, экономической и научной литературе зарубежные специалисты выделяют два принципиальных направления в определении логистики. Одно из них связано с функциональным подходом к товародвижению, т. е. управлением всеми физическими операциями, которые необходимо выполнять при доставке товаров от поставщика к потребителю. Другое направление характеризуется более широким подходом: кроме управления товаро-движенческими операциями, оно включает анализ рынка поставщиков и потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а также осуществляет гармонизацию интересов участников процесса товародвижения.

Логистика, с одной стороны, — это планирование, управление и контроль поступающего на предприятие, обрабатываемого там и покидающего это предприятие потока материальной продукции и соответствующего ему информационного потока.

Многие специалисты исследуемой области отдают предпочтение экономической стороне логистики и трактуют ее как совокупность различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте, в котором существует конкретная потребность в данной продукции.

Логистика, кроме того, определяется как некая система, выработанная для каждого предприятия с целью оптимального, с точки зрения получения прибыли, ускорения движения материальных ресурсов и товаров внутри и вне предприятия, начиная от закупок сырья и материалов, прохождения их через производство и кончая поставками готовых изделий потребителям, включая связывающую эти задачи информационную систему.

В ряде определений логистики подчеркивается ее оперативно-финансовый аспект. В них трактовка логистики исходит из времени расчета партнеров по сделке и деятельности, связанной с движением и хранением сырья, полуфабрикатов и готовых изделий в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщику до момента получения денег за доставку конечной продукции потребителю. В других определениях логистики находят отражение взгляды специалистов, акцентирующих внимание на отдельных функциях в рассматриваемом цикле.

Обобщая вышеизложенные определения логистики, ее можно охарактеризовать как науку управления материальными потоками от первичного источника до конечного потребителя с минимальными издержками, связанными с товародвижением и относящимся к нему потоком информации.

В современных условиях западные специалисты выделяют несколько видов логистики: логистику, связанную с обеспечением производства материалами (закупочная логистика); производственную логистику; сбытовую (маркетинговую, или распределительную, логистику). Выделяют также и транспортную логистику, которая, в сущности, является составной частью каждого из трех видов логистики. Неотъемлемой частью всех видов логистики является также обязательное наличие логистического информационного потока, включающего в себя сбор данных о товарном потоке, их передачу, обработку и систематизацию с последующей выдачей готовой информации.



  1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЛОГИСТИКИ В РОССИИ


Как и экономика страны, рынок логистических услуг в России развивается. Особенно активное развитие можно наблюдать в сегменте компаний, которые предоставляют комплексные услуги по доставке грузов, складскому обслуживанию, в области IT-решений и т. д. Что касается основных тенденций, то они, по моему мнению, следующие.

Во-первых, логистический рынок в регионах становится все более цивилизованным, что объясняется расширением присутствия в регионах крупных западных компаний.

Во-вторых, надо отметить, что в складском сегменте, в строительстве современных терминалов, в активности компаний, предоставляющих логистические услуги как в Москве, так и в регионах наблюдается настоящий бум. И, наконец, для клиентов логистических компаний все более важными становятся качество и сервисные характеристики, а не стоимость услуг. Причем эта тенденция характерна даже для регионов, где раньше клиенты были очень чувствительны к цене. Сейчас у них возникает потребность в комплексе дополнительных сервисов, таких как отслеживание доставки, подтверждение о доставке по SMS, упаковка, online-мониторинг отправления. Более того, все больше компаний предпочитают передавать управление логистикой на аутсорсинг.

Перед российскими и западными компаниями очень остро стоит проблема конкуренции. Чтобы быть успешными в соперничестве, компаниям приходится акцентироваться на основном бизнесе и сокращать собственные активы в непрофильных сферах. Иногда они готовы даже потерять в деньгах, например в случае, когда аутсорсинг обходится дороже работы логистического подразделения компании. Тем не менее компании идут на дополнительные издержки, чтобы сконцентрировать усилия на главном направлении и успешнее конкурировать в долгосрочной перспективе. Хотя по большей части, переходя на аутсорсинг, предприятия, конечно, стремятся сократить собственные издержки. Выбор того или иного логистического оператора зависит здесь от того, насколько они готовы предложить услуги соответствующего качества и по подходящей цене.

Рынок предоставления услуг аутсорсинга еще насыщен. Место на нем находят себе как небольшие компании, специализирующиеся на доставке в основном одним видом транспорта, так и крупные логистические операторы. Рост его еще будет продолжаться в среднем до 2009 года. В дальнейшем рынок скорее всего будет развиваться аналогично европейскому, т. е. приблизится к насыщению, и темпы его роста существенно замедлятся. Однако до этого времени у логистических компаний есть хороший шанс закрепиться на нем и расширить клиентскую базу.

2.1 Разрыв уровней развития логистических рынков России и Европы.

Сравнивая логистические рынки России и Западной Европы, то можно говорить об отставании отечественного рынка на 8...10 лет. По сравнению с Восточной Европой это 3...4 года.

Говоря о различии спектра услуг, представляемых на рынке доставки посылок, в Европе шире. Это объясняется прежде всего тем, что европейский рынок доставки развивался десятилетиями. Не стоит забывать и о законодательной базе. Такая популярная в Европе услуга, как Сash on Delivery, заключающаяся в том, что клиент одновременно и «в одни руки» платит и за товар, и за его доставку, у нас пока не внедряется в связи с несовершенством соответствующего законодательного обеспечения. С развитием сегмента торговли через Интернет, безусловно, эта услуга будет востребована, и через 2...3 года станет предоставляться практическими всеми игроками рынка.

Другое существенное отличие российского рынка от европейского связано с географическими особенностями страны. В Европе с ее «компактной» географией очень развит сегмент экспресс-доставки. Из любой точки Европы можно перевезти посылку максимум за 32 часа в любую точку, используя достаточно низкобюджетный способ доставки автотранспортом. Соответственно там популярны услуги, гарантирующие доставку строго по времени, например доставка до 9 часов утра, до 12 часов дня и т. п. В России в силу ее географических особенностей такую четкую градацию по времени можно соблюдать только в случае доставки авиатранспортом, что накладывает определенные ограничения, в том числе по характеру груза, да и стоит значительно дороже. Вот почему то, что называют экспресс-доставкой, в России очень отличается от стандартной экспресс-доставки в Европе как по времени, так и по дополнительным характеристикам. В России, пожалуй, всего две-три компании используют технологии, аналогичные европейским, а это значит, что такие услуги доступны не для всех. Можно называть и другие виды услуг, которые есть в Европе, но не представлены в России. В частности, существует такая услуга, как exchange: например, у частного лица ломается сотовый телефон, он извещает об этом сервисный центр, а ему тут же привозят новый телефон, а старый забирают. Компания, которая привозит «мобильник», – и есть транспортная компания. Этот сервис тоже весьма популярен в Европе, но в России он пока спросом не пользуется.

2.2 Региональные рынки логистических услуг

Оценивая реальность предоставления полного комплекса услуг, можно сказать, что зависит от стратегии. Существуют компании, которые не распыляются на оказание всего комплекса услуг, но и развиваются они медленней. Собственно российский рынок отличается от западного одним. В Европе клиент готов к тому, что если он отправляет одну коробку, то отдаст ее в одну компанию, а если наберется целая паллета, передаст ее в другую. Это совершенно нормально для Европы, но в России клиенты предпочитают использовать одну-две логистические компании, которые предлагают весь комплекс услуг, чтобы, передав в одни руки и конверт, и паллету, и негабаритный груз, точно быть уверенным, что отправление будет доставлено.

На российском рынке грузоперевозок таких «идеальных» компаний нет. Ни один из даже так называемых логистических провайдеров не имеет собственных возможностей для оказания фактически всего спектра логистических услуг. В российских условиях существует разделение компаний на складских операторов, логистические и транспортные. Транспортные компании пытаются развивать складские услуги, складские – развивать транспортные услуги, однако степень и уровень кооперации в них варьируют. Это связано с тем, что провайдеру достаточно сложно предоставлять новые для себя услуги в тех областях, где он не является профессионалом, хотя мы знаем примеры проектов совместного использования ресурсов складскими и транспортными компаниями для создания качественного продукта для клиента.

Известно, что самый большой игрок, если говорить о числе филиалов, – это «Почта России». Ресурс «Почты России» использует большинство логистических компаний, если речь идет о доставке в очень отдаленные пункты назначения. Однако эта государственная компания оперирует в сегменте несрочной доставки небольших посылок и не является конкурентом для основных игроков рынка, которых я называл. Совсем немного компаний активно развивают собственную филиальную сеть, и делают они это по-разному. Например, чтобы работать в сегменте доставки корреспонденции, не нужно инвестировать серьезные средства в развитие филиальной сети, достаточно квартиры или маленького офиса и одного человека.

Немногие компании могут представить широкий спектр услуг: в каждом филиале должны работать сотрудники подразделений компании: это продажи, обслуживание клиентов, производство, бухгалтерия, IT-департамент и т. д. Именно это позволяет наращивать продажи в регионах в разных сегментах рынка, продавать разные услуги. Безусловно, компания, которая будет иметь больше ресурсов в регионах, в итоге станет лучше конкурировать. В российских условиях работа с агентской сетью, которую активно проводят многие компании, неэффективна. Причина в том, что сложно установить единые стандарты оказания услуг и в каждом из регионов оказывается разный сервис, а это неудобно для клиентов. Конечно, по мере развития компании смогут выбирать между созданием собственных филиалов и агентскими сетями, т. е. не собственными ресурсами, но которые работают по единым стандартам.

Давление компаний национального масштаба на региональные рынки значительно. Все большее и большее их число развивает свою деятельность в регионах, естественно, «интеграторы» тоже. (Некоторые экспресс-перевозчики называются «интеграторами», поскольку их структура вертикально интегрирована. Это означает, что они самостоятельно выполняют операции по приему (забору) и доставке отправлений, располагают собственным парком самолетов и автомобилей для выполнения операций по доставке «от двери до двери» и связывают операционные процессы воедино посредством современных информационных и коммуникационных технологий.)Что касается местных компаний в регионах, их позиции ухудшаются. Это связано с тем, что компании национального масштаба приходят в регионы со своими ресурсами, возможностями. Положительной тенденцией является то, что рынок укрупняется, становится более прозрачным. Все это способствует формированию логистической культуры в регионах, что важно для их развития в целом.

Работая в том или ином районе страны, следует хорошо понимать, какие услуги востребованы в крае или области. В этом заключается основная задача нашей компании и тех фирм, которые расширяют собственные ресурсы на местах.

2.3 Развитие логистики с третьей стороны (3PL)

Компания, оказывающая эту услугу, совершает за клиента целый ряд операций, начиная от доставки груза и заканчивая управлением запасами. Этот сегмент растет в России интенсивней других, о чем свидетельствует развитие терминалов класса А, увеличение числа компаний, которые приходят на этот рынок. В денежном выражении объем рынка тоже очень привлекателен, он измеряется миллиардами долларов. С развитием аутсорсинга, логистической культуры, складской и логистической инфраструктуры услуги логистики третьей стороны станут очень популярны. Когда крупная торгово-розничная сеть приходит в регионы, ей необходимо иметь там региональный складской центр. При отсутствии оператора, предоставляющего соответствующий уровень услуг складирования, у нее возникают проблемы.

В то же время часть компаний малого и среднего бизнеса хочет передать свой товар на хранение оператору, но при этом им нужна совсем небольшая площадь для хранения товара, а это не всегда интересно крупным операторам. Это тоже определенная ниша, которая сейчас заполнена в недостаточной мере.

В рамках развития должно быть включено адресное хранение (паллетное, коробочное, штучное), комплектацию заказов, упаковку отправлений, компьютеризированный учет и другие дополнительные услуги. Опыт продаж показал, что эти услуги пользуются большим спросом.



  1. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ В РОССИИ

Кратко остановимся на проблеме развития логистики в нашей стране. Востребование научных подходов и практических методов логистики совпало с началом перехода России к рыночным отношениям. Как показывает зарубежный опыт, потребность в конкретном теоретическом аппарате и практическом инструментарии логистического менеджмента зависела от ряда условий, сложившихся на определенном историческом отрезке времени. К таким условиям относятся следующие: уровень развития производственных сил, уровень технологического развития, политическая обстановка, зрелость рыночных отношений.

Возможность и темпы развития логистических подходов в отечественном бизнесе также нельзя рассматривать в контексте сегодняшней обстановки в России и прогноза хода реформ, особенно экономической.

Не вдаваясь в детальный экономический анализ, в общих чертах сформулируем принципиальные трудности, которые имеются на пути развития логистической концепции в России:

Это в общем случае, а в частности самое важное, по мнению консалтинговых организаций, занимающихся постановкой логистики в российских компаниях, - отсутствие описаний функций, бизнес-процессов организации, что, как правило, вызвано отсутствием организационной структуры.

Отсутствие единого описания бизнес-процесса приведет ситуации, когда функции не двух, а целых четырех подразделений, насчитывающих десятки человек, на 90% перекрывают друг друга. В результате возникает не только информационная неразбериха, но и информационная закрытость и враждебность внутри организации. При этом зачастую организация не понимает, то ли она консалтинговая фирма, то ли сервисное предприятие, то ли дистрибьютор; каждое подразделение преследует свои собственные цели, или некие «общие» цели, как оно их понимает.

Следствием этого может стать примитивный сговор снабженцев и сбытовиков с поставщиками и заказчиками (сегодня это явление повсеместное). Другой вариант - то, что специалисты называют субоптимизацией деятельности подразделений.











ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Таким образом, развитие логистического рынка и логистики в целом – это жизненная необходимость для экономики России. Основными задачами логистики являются направления, связанные функциональным подходом к товародвижению, управления товаро-движенческими операциями, которые необходимо выполнять при доставке товаров от поставщика к потребителю, так же с анализом рынка поставщиков и потребителей, координацией спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а также осуществляет гармонизацию интересов участников процесса товародвижения.

Одной из причин, по которым развитие логистики происходит медленно, является отсутствие единого описания бизнес-процесса. Так же это нестабильное положение российской экономики. Это связано, прежде всего, с мировым экономическом кризисом. Еще одна из причин то, что в Европе рынок предоставления логистических услуг развивается десятилетиями, в России же это довольно новое направление. Поэтому и отставание составляет существенную цифру и спектр услуг, предоставляемых на рынках Европы, безусловно, шире.

Стабильное положение страны, продуктивная поддержка государством развития логистики, единое описание бизнес-процессов, а также развитие научно-технической базы на современном уровне помогут логистическому рынку активнее развиваться и занять лидирующие позиции на мировой арене. Эта задача требует грамотной разработки и большого количества времени.

Итак, без развития, усовершенствования, поддержки государством, развития научно-технической базы на современном уровне невозможно активное развитие и функционирование логистического рынка страны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:



  1. Гаджинский A.M. Основы логистики: Учебное пособие. — М.: ИВЦ «Маркетинг», 2002.

  2. Гончаров П.П. и др. Основы логистики: Учебное пособие. — Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2000.

  3. Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учебное пособие / ГАС. - Ростов, 2002.

  4. Плоткин Б.К. Основы логистики: Учебное пособие / ЛФЭИ. - Л., 2001

  5. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001



Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации