Контрольная работа по дисциплине Исследование социально-экономических процессов - Методология системного анализа - файл n1.docx

Контрольная работа по дисциплине Исследование социально-экономических процессов - Методология системного анализа
Скачать все файлы (42.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx43kb.01.04.2014 02:05скачать

n1.docx



СОДЕРЖАНИЕ

Введение


3

1.Понятие системы: дескриптивное и конструктивное


4

2. Системный подход


7

3. «Дерево целей» как одно из средств системного анализа


15

Заключение


18

Список использованных источников


20



ВВЕДЕНИЕ

Анализ (от греч. – analisis) буквально означает расчленение, разложение изучаемого объекта на части, элементы, на внутренние, присущие этому элементу составляющие (мысленные или реальные). Анализ выступает в диалектическом, противоречивом единстве с понятием «синтез» - соединение ранее расчлененных элементов изучаемого объекта в единое целое.

Диалектический тандем, анализ-синтез, понимается как синоним всякого научного исследования. В любой отрасли научных знаний, в любой сфере человеческой деятельности (политической, межнациональной, общественной, социальной, экологической, культурно-бытовой и др.) обойтись без анализа-синтеза невозможно. Пожалуй, сейчас нет более популярных понятий, слов, которые не требовались бы для глубокого раскрытия того или иного положения, той или иной ситуации, того или иного процесса; для точного формирования того или иного соображения, предложения, той или иной рекомендации (на любом иерархическом уровне). [1, с. 3] Системность явлений реального мира в конце ХХ века уже не вызывает сомнений. Правилом современного научного поиска стало рассмотрение объектов и процессов как систем, т.е. во всей совокупности составляющих их компонентов, связей и отношений, включая отношения с окружающей средой.

Системный анализ, его методология – основные вопросы, рассматриваемые в рамках этой работы. Используя литературные источники, планируется изучить основные понятия общей теории систем, понятие и методы системного подхода к изучению процессов, протекающих в различных областях деятельности людей. В качестве одного из основных методологических средств системного анализа будет рассмотрено так называемое «дерево целей».

1. ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ: ДЕСКРИПТИВНОЕ И КОНСТРУКТИВНОЕ

Для того, чтобы познать какой-либо процесс, предмет как систему, необходимо прежде всего определить: что такое система, из каких элементов, подсистем она состоит, как развивается, какие функции выполняет.

Первые представления о системе возникли еще в античной философии, истолковывающей систему как упорядоченность и целостность бытия. Понятие системы претерпело длительную эволюцию и с середины ХХ века становится одним из ключевых философско-методологических и специально-научных понятий.

Существует несколько десятков различных определений системы, в которых различают два аспекта:

- как отличить системный объект от несистемного;

- как построить систему путем выделения ее из окружающей внешней среды.

На основе первого подхода дается дескриптивное (описательное) определение системы, а на основе второго – конструктивное.

Дескриптивное определение «системы» базируется на интуитивном понимании этого понятия путем сравнения совершенно различных объектов, которые интуитивно представляются нам системами: человек, автомобиль, экономика и т.д. Это позволяет вывести следующие дескриптивные понятия:

Система есть совокупность объектов, свойство которой определяется отношениями между этими объектами. Или система - есть совокупность элементов, определенным образом связанных между собой, и определяющая ее цели и свойства.

Эти определения пригодны для системы любого типа и уровня.

Реальный окружающий нас мир является внешней средой и представляет собой бесконечное множество объектов и отношений между ними. Очевидно, что с точки зрения внешней среды системы нужна ей как источник удовлетворения своих потребностей. Отсюда следует, что новую систему порождает наличие неудовлетворенной потребности, проблемной ситуации.

Проблемную ситуацию определяют как возникшее или назревающее неудовлетворительное состояние элементов внешней среды, которое на заданном пространственно-временном интервале не ликвидируется другими, имеющимися во внешней среде, системами. Среда представляет собой совокупность всех систем, кроме той, которая образуется под данную цель для разрешения конкретной проблемной ситуации.

Построение новой системы вызывает необходимость определить ее функцию как способ достижения системой поставленной цели. На следующем этапе подыскивается или создается структура, обеспечивающая выполнение функции системы. Структура определяется как совокупность элементов и внутренних связей между ними.

Источник восполнения и дополнения элементов структуры системы через внешнюю среду называю внешними условиями.

Все вышеперечисленные рассуждения образуют цепочку построения новой системы:


Проблемная ситуация

Внешние условия

Структура системы

Функция системы

Цель системы



Таким образом, предлагается следующее конструктивное определение понятия «системы».

Система есть конечное множество функциональных элементов и отношений между ними, выделяемое из среды в соответствии с поставленной целью в рамках определенного временного интервала.

Система взаимодействует с внешней средой. Данное взаимодействие проявляется внешними связями системы, которые подразделяются на входящие и выходящие (выходные). По входной и выходной связям между системой и средой происходит обмен путем взаимной передачи материальных, энергетических или информационных элементов.

Элементы, передаваемые системой во внешнюю среду, называют конечным продуктом системы, а передаваемые из среды в систему – ресурсами.

В самом общем виде систему принято изображать в виде «черного ящика», имеющего вход и выход.


Выход

Вход

СИСТЕМА



На входе система получает вещество, энергию или информацию из среды, а на выходе среда получает из системы результат деятельности системы (конечный продукт). [2, с.44, 45]

2. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Концептуальные модели системного подхода к объяснению сложных явлений современной жизни или системного анализа появились в виде общей теории, которой предписывалась способность объяснить все явления современного материального и нематериального мира. Одним из основоположников системного подхода считают Г. Спенсера, английского естествоиспытателя и исследователя социальных явлений. По Спенсеру, весь социальный мир представляет собой некое целое или организм, который можно представить как совокупность взаимодействующих частей – сердца, почек, мозга и других органов, которые в целом выполняют функцию жизнеобеспечения или, иными словами, выживаемости данной системы. Перенося проблемы биологического организма на социальный уровень, Спенсер не смог выявить чисто социальных явлений, присущих исключительно человеческому обществу. Вместе с тем отдельные элементы его «организмической» теории в настоящее время актуальны и способствуют проведению всестороннего анализа социальных общностей, в частности социальных организаций.

Однако истинными творцами общей теории систем признаются А.А. Богданов и Л. фон Берталанфи. А.А. Богданов разработал ряд основных положений общей теории систем: принцип обратной связи, феномен открытой системы (т.е. системы, взаимодействующей с окружающей средой посредством обмена энергией и веществом). Берталанфи разработал базовые принципы функционирования системы, баланса между входом и выходом и др.

Обобщая все теоретические концепции, выдвигая в рамках общей теории систем, можно сформулировать ряд основополагающих принципов.

1) Необходимым условием существования действующей системы является наличие связей между отдельными системными единицами, что позволяет этим единицам при наличии определенных условий вступать во взаимоотношения. Система представляет собой некоторое сложное целое, которое невозможно разделить на полностью независимые элементы.

2) Свойства системы в целом отличаются от свойств ее отдельных элементов, но определяются (детерминируются) этими свойствами.

3) Система как целое может оказывать влияние на свойства и позиции отдельных элементов, изменяя их в определенном направлении.

4) Существенное изменение свойств ряда системных элементов может привести (после накопления изменений и перехода количества накопленных изменений через определенную грань) к качественному изменению всей системы. Результатом такого качественного изменения может быть либо регресс – упрощение внутренней структуры, либо появление системы более высокого уровня, т.е. усложнение структуры системных единиц.

5) Любая система создает границы в отношении собственных системных единиц, отделяясь, таким образом, от внешнего окружения.

6) В отношениях системы и внешнего окружения энтропии, в соответствии с которым система стремится выровнять свое состояние (энергия, ресурсы и т.д.) с внешним окружением.

7) Любая система иерархична, т.е. в ней существуют системные единицы различных уровней. При этом невозможно говорить о системе самого высокого уровня (предельной системе) и системе предельно малого уровня.

Принципы, на которых строится общая теория систем, описывают лишь самые общие свойства и принципы построения систем независимо от их характера и предназначения. При общесистемном подходе нет принципиальной разницы между биологическим организмом, технической, личностной, информационной или организационной системами. Обоснование общих системных принципов еще не дает в руки исследователя инструмент для практического применения системного подхода при управлении конкретной системой.[3]

Понятия общей теории систем можно условно разделить на три группы. Первая группа понятий – описательные. Они служат для обозначения различных типов систем, например, открытых и закрытых. Закрытые системы самодостаточны. Открытые – наоборот, характеризуются обменом с внешней средой. Эти понятия отражают иерархию уровней систем (подсистем, компонентов), описывают разнообразные аспекты внутренней организации систем (интеграция, дифференциация, взаимозависимость, централизация). Вторая группа понятий объясняет факторы, обеспечивающие регуляцию систем: устойчивость; равновесие (состояние покоя, обеспеченное взаимодействием противоположных, но взаимоуравновешенных сил); гомеостаз (динамическая саморегуляция, т.е. способность системы сохранять свое внутреннее равновесие под давлением различных факторов). Третья группа понятий сосредоточена на динамике – адаптация, нагрузка, норма, напряженность, кризис и др.

С помощью этих понятий можно описать человеческое общество как суперсистему, или социетальную систему, включающую в себя все виды социальных систем и характеризующуюся структурно-функциональной целостностью, устойчивостью, равновесием, гомеостазом, открытостью, самоорганизацией, эволюцией.

Социальная система – это упорядоченное множество элементов, т.е. индивидов, социальных групп и общностей. Состояние ее равновесия поддерживается посредством регулирующей деятельности социальных институтов, которые с помощью общих образцов, норм и ценностей организуют общество в самосохраняющееся, самовоспроизводящееся целое.

Системный подход предусматривает анализ общества в статике (структурный анализ) и динамике (функциональный анализ). Исходя из этого, в социологии выработан структурно-функциональный метод исследования общества. Его основная задача – определить набор функций как способ поведения системы. Наиболее серьезные разработки в этом направлении были осуществлены американским социологом Т. Парсонсом, который утверждал, что система имеет две оси ориентации. Первая – ориентация системы либо на события окружающей среды, либо на свои внутренние элементы. Вторая – ориентация системы либо на долгосрочные цели, либо на средства. При наложении этих осей друг на друга получаются четыре сочетания, представляющие собой функциональные парадигмы: адаптация, целедостижение, латентность, интеграция (схема AGIL) .

Средство

Адаптация (А) Латентность (L)

Окружающая Элементы системы

среда

Целедостижение (G) Интеграция (I)

Цель

Указанные функции обычно именуют «схемой AGIL» по первым буквам их английских названий. Они составляют необходимые условия (предпосылки) для образования целостности и поддержания системы в равновесном состоянии:

1) Система должна уметь приспосабливаться как к внешней среде, так и к внутренним ситуациям, к меняющимся потребностям людей. Это адаптивная функция (адаптация).

2) Она должна уметь достигать тех целей, которые определяются ее стремлением к адаптации. Это целеориентированная функция (достижение цели).

3) Для достижения цели система должна обладать внутренним единством, упорядоченностью и устойчивостью. Это интегративная функция (интеграция).

4) Она должна сохранять устойчивость посредством усвоения людьми норм и ценностей. Это функция поддержания образца (латентность).

Перечисленные функции выполняют основные подсистемы общества. Подсистемой, приспосабливающей общество к среде, является экономика. Она черпает во внешней среде ресурсы, организовывает и преобразовывает их в зависимости от потребностей. Достижением цели занимается политическая подсистема, мобилизуя необходимую энергию и ресурсы. Функцию интеграции берет на себя социальная подсистема, сохраняющая связи солидарности людей. Функцию поддержания порядка выполняет подсистема духовной жизни. Она передает новым поколениям культуру, мотивируя тем самым их социальное поведение.

Таким образом, анализ системы начинается с рассмотрения функциональных требований, а не структурных элементов. Задача заключается в том, чтобы найти, что для чего функционально предназначено, т.е.выявить роль каждого элемента в работе системного целого, его упорядочивании и сохранении.

Чем полнее и последовательнее осуществляется функциональное разделение деятельности структурных компонентов, тем стабильнее макросистема. Ведь каждая подсистема представляет собой внутренний механизм, обладающий специфическими институтами, нормативно-ролевой набор которых обеспечивает существование общества как органической целостности.

Понимание общества как системы связано с его самоорганизацией, обеспечивающей удовлетворение основных потребностей людей через механизмы саморазвития и саморегуляции. Данная проблематика входит в содержание науки синергетики.

Под самоорганизацией понимается возникновение упорядоченных структур в сложных нелинейных системах, находящихся вблизи особых критических точек (точек бифуркации). В этих точках система под воздействием флуктуаций может резко изменить свое состояние. Этот переход характеризует возникновение порядка из хаоса.

В основе самоорганизации находятся метаболические (обменные) процессы между обществом и окружающей средой. Необходимым условием этого является открытость системы, т.е. способность к обмену с внешней средой. благодаря использованию внешних ресурсов система оптимизирует свою структуру, создавая определенный порядок из хаоса. Еще одно условие – наличие обратной связи, обеспечивающей отбор и коррекцию наилучшего. Здесь проявляется момент сознательного вмешательства в процесс саморегуляции.

Следует подчеркнуть, что самоорганизующаяся система подвержена нелинейным (волнообразным) изменениям. Это неустойчивая система. Она изменяется через флуктуацию, бифуркацию, диссипацию. Иными словами, система представляет собой синтез порядка и хаоса. Отсюда сложность выбора управленческого решения. Пример тому – рецидивирующая модернизация российского общества. [4]

Системность как понятие кибернетического порядка требует исследования, анализа объекта в качестве единого целого, единой системы, включающей другие находящиеся в определенном взаимодействии составные элементы; объекта, являющегося частью другой, более высокого уровня системы (метасистемы), в которой он взаимодействует с остальными подсистемами.

Целостность системы, отличаясь определенной завершенностью, предполагает и обособленный анализ элементов, ее составляющих.

Системность анализа органически связана с его комплексностью. Системность – понятие более емкое, чем комплексность, и поэтому последнюю можно рассматривать важной состаувляющей системного анализа. Методологическое единство системности и комплексности экономического анализа находит свое выражение в единстве политического и экономического, экономического и социального, экономико-социально-экологического; в единстве целого и его частей; в разработке единой, универсальной системы показателей.

Глубокий и всесторонний политэкономический анализ производительных сил и производственных отношений при раннем капитализме во всех его проявлениях дан К. Марксом в «Капитале». Методология такого анализа как диалектического подхода к изучению экономических явлений, процессов, категорий послужила, естественно, основой и при изучении капиталистического общества на более поздних стадиях его развития.

Системность, комплексность методологического подхода к анализу проявились, во-первых, в органическом единстве экономического и политического. Политика, как известно, представляется концентрированной экономикой. Отрыв политического от экономического чреват весьма серьезными последствиями. Примером тому явились в прошлом весьма частые проявления элементов волюнтаризма. Отголоски этого встречаются тогда, когда проблемы совершенствования хозяйственного механизма, ускорения научно-технического прогресса, укрепления хозяйственного расчета решались без необходимых расчетов, без глубоких предварительных экономических экспериментов, без всестороннего анализа. Немало примеров, когда те или иные чисто экономические вопросы на микро- и макроуровнях перерастали в политические, порождая митинговые страсти.

Системность, комплексность анализа выражаются, во-вторых, в единстве экономического и социального.

Наступило время, когда и анализ следует трактовать в качестве социально-экономического исходя из необходимости изучения заданий по социальным и экономическим разделам наших планов на уровне предприятий и их ассоциаций (при любой форме собственности).

Системность, комплексность анализа выражаются, в-третьих, в органическом восприятии объектов анализа – как экономических, социальных, экологических; в-четвертых, в диалектическом подходе к целому и его частям. Опираясь на суждения о единстве анализа и синтеза, в то же время следует учитывать, что совокупность всех сторон явления, процесса, ситуации можно охватить, лишь изучив все их стороны, во всех связях и опосредованиях.

Системность и комплексность анализа выражаются далее в разработке и использовании системы показателей. Уже из сказанного выше следует, что необходимость изучения всех сторон, всех связей и опосредований предполагает наличие для этого соответствующей системы показателей.

Системность анализа и система показателей сопряженно выражают цели и средства активного познания реальной действительности. [1]

Системный подход в значительной мере ускорил процессы проникновения научных принципов в отображение практики социальных изменений. Благодаря ему все процессы, происходящие в обществе стали рассматриваться не как случайные, а как подчиненные ощей логике взаимодействия организационных структур со средой.

Один из основных методологических средств системного анализа – построение «дерева целей». Эта методика будет рассмотрена в следующей части работы.

«ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ» КАК СРЕДСТВО СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА

Современное общество – это организованное общество. Идея организации появилась у людей из понимания того, что человек в одиночку не способен удовлетворить все свои потребности и желания. Само появление организации связывается с наличием у людей общих целей, что превращает управление организацией в целенапрвленную деятельность. Если нет целей в организации, то нет и управления ею.

Проблема целей начинается со взаимоотношений между личностью и организацией. Люди организуются, так как верят в то, что это самый эффективный путь достижения целей. Цели индивида – единственные цели, которые существуют в объективном мире, так как они строятся на его неудовлетворенных потребностях.

Академическое определение цели: один из элементов поведения в сознательной деятельности человека, который предвосхищает в мышлении результат деятельности и пути реализации с помощью определенных средств. В практической деятельности цель выступает как спсоб интеграции различных действий человека, а для организации – действий различных людей в определенном порядке или системе.

Цель выступает как идеальное описание результата деятельности, а сама деятельность – как процесс достижения цели. Средства достижения цели – это существующие в природе и обществе предметы или действия (для организации – ее структура и процессы), включенные в систему целенаправленной деятельности и обеспечивающие получение определенного результата. [5]

Количество и разнообразие целей и задач настолько велики, что без комплексного, системного подхода к определению их сосотава и взаимосвязей невозможно обойтись ни одной социальной организации. На практике для этого используется построение целевой модели в виде древовидного графа – «дерева целей». «Дерево целей» позволяет описать упорядоченную иерархию целей и задач, полученную в результате декомпозиции главной цели организации.

Рисунок

«Дерево целей» функциональных подсистем по уровням

(на примере производства)


Общая цель организации



Маркетинг

Исследования и разработки

Персонал

Производство


1


2.2

2.1
2


2.2.2.

2.2.1.

2.1.2.

2.1.1.

2.1.3.


3

При этом используются следующие принципы:

Дерево целей в основном предназначено для того, чтобы связать цели со средстами их достижения (самый низший уровень фактически раскрывает набор средств достижения генеральной цели) и выявить взаимосвязи, существующий между подцелями и более мелкими целями различных ветвей дерева на каждом его уровне. При постановке целей обязательной является оценка их достижимости, т.е. выработка стратегии достижения этих целей.

Бывает и так, что в процессе построения дерева цели и определения стратегии ее достижения выясняется, что первоначальная формулировка цели неверна и что цель заключается в другом. В этом случае необходимо пересматривать цель и стратегию ее достижения. [5]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время все больше нарастает стремление научного сообщества к универсализации средств познания. Результатом этого стало формирование общей теории систем, основная задача которой – создать гнездо фундаментальных понятий, применяемых в различных отраслях научного знания.

Центральное понятие – система. Ее определяют как целостный комплекс взаимосвязанных элементов, находящихся в функциональных отноешениях и связях друг с другом. Суть идеи состит в том, что различные области науки изучают системы, обладающие общими свойствами. Существует иерархия систем. Любая система обладает особыми качествами: организация системы как целого выше, чем порядок ее отдельных элементов. Система представляет собой нечто большее, чем простая сумма составляющих ее элементов. Такая взаимозависимость частей и целого проявляется в интегральных свойствах системы. Каждый системный элемент, свойства и отношения зависят от своего места внутри целого.

Целостность системы предполагает и обособленный анализ элементов, ее составляющих.

Социальная система – это система, образуемая состоянием и процессами организованного социального взаимодействия между действующими субъектами. Важнейший компонент социальной системы – институционализация – процесс образования устойчивых моделей взаимодействия между социальными деятелями. Подсистемами социальной системы выступают: экономическая система, политическая система, система социетальной общности и система социализации. Каждая из перечисленных систем выполняет определнную функцию. Социальное развитие сводится к усилению дифференциации и автономии различных подсистем, при развитии новых способов их интеграции, к развитию способности к выживанию системы (адаптации), а также к генерализации ценностей.

Общество – это универсальный способ организации социальной жизни людей по удовлетворению их потребностей. Это самоорганизующаяся система, способная структурировать размещение людей в пространстве, контролировать их деятельность на основе выработанных норм и ценностей.

Анализируя общество, исследователи прибегают к моднлям. Модель – это способ абстрактной репрезентации изучаемого объекта, предназначенный для получения научного знания.

В науке сложился междисциплинарный подход к изучению общества, опирающийся на общую теорию систем. Общество системно. Оно представляет собой упорядоченное множество элементов, т.е. индивидов, социальных групп и общностей.

Социологами выработан структурно-функциональный метод исследования общества, основная задача которого – определить набор функций как способа поведения системы.

Одним из методов, широко использующихся в системном анализе является построение «дерева целей», представляющего собой древовидный граф и осуществляемый как последовательное разложение иерархической структуры путем деления цели на подцели и т.д. Количество уровней декомпозиции зависит от масштабов и сложности поставленных целей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Баканов, М.И. Теория экономического анализа: учебник/ М.И. Баканов, А.Д Шеремет. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 416 с.

2.Клюня, В.А. Экономическая теория: учебное пособие/ В.А. Клюня, И.В. Новикова, М.Л. Зенкевич и др.; под ред. В.А. Клюни, И.В. Новиковой. – 2-е изд., стереотип. – Мн.: ТетраСиситемс, 2002. – 400 с.

3. Фролов, С.С. Социология организаций: учебник/ С.С. Фролов. – М.: Гардарики, 2001. – 384 с.

4. Зинченко, Г.П. Социология для менеджеров/ Г.П. Зинченко. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2001. – 352 с.

5. Панов, А.И. Стратегический менеджмент: учебное пособие для вузов/ А.И. Панов, И.О. Коробейников. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 285 с.

6. Румянцева, З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: учебник/ З.П. Румянцева. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 304 с.
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации