Лабораторная работа - Рисование с детьми дошкольного возраста - файл n1.doc

Лабораторная работа - Рисование с детьми дошкольного возраста
Скачать все файлы (845.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc846kb.27.01.2014 06:59скачать

n1.doc

  1   2




САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ


Дисциплина

"Основы изобразительного искусства с методикой руководства изобразительной деятельностью ".
Раздел
"Р И С О В А Н И Е "

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1
Тема: МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РИСОВАНИЯ
Задание 1. Описать материалы для рисования, заполнить таблицу:


Материал

Краткая характеристика

Правила работы

Гуашь

Кроющая краска, непрозрачная, поэтому после высыхания ее можно накладывать цвет на цвет

Чтобы получить более светлый тон того или иного цвета, к краске добавляют белила. Разбавляют гуашь водой

Акварель

Водяная краска. Отличительными свойствами акварельных красок является очень тонко растертый пигмент и большой процент клеящих веществ в качестве связующего

Акварельными красками нельзя темный перекрывать грунт светлым, придерживаться правила «Лучше меньше, чем больше», следует заранее ограничивать места, которые должны оставаться белыми

Цветные восковые мелки

Короткие восковые палочки различных цветов. Мелки рисуют мягко и дают широкую фактурную линию

Можно использовать и для декоративных, сюжетных и живописных работ

Пастель

Мягкие цветные карандаши нежных цветов и оттенков. Характерной особенностью являются бархатистость и матовость цвета, получение которого в живописи невозможно никакими другими материалами

Пастель очень плохо удерживается на бумаге, даже при незначительных толчках она осыпается, поэтому пастелью работают на шероховатой бумаге.

Графитный карандаш

Рисунки графитным карандашом имеют сероватый тон с мягким леском, в них не бывает интенсивной черноты

Быстрые наброски удобнее делать мягкими карандашами Т или ТМ. На гладкой бумаге лучше ложиться мягкий карандаш, на шероховатой удобен карандаш средней мягкости

Сангина

Представляет собой карандаш интенсивного коричневого цвета. Карандаши сангины дают теплый красноватый или темно-коричневый цвет

В работе с сангиной применяются те же приемы, что и с углем. Сангину можно растирать ваткой по бумаге.

Уголь

Уголь прессованный дает более черный цвет, чем натуральный

При работе с углем пользуемся резинкой – прокатывать ее по бумаге. Втирать уголь в бумагу нельзя. Со временем рисунки углем темнеют. При работе с углем лучше использовать шероховатую бумагу.


Задание 2. Выписать правила работы карандашом и кистью, используемые в детской изобразительной деятельности:

Правила работы карандашом:

  1. Карандаш нужно держать 3 пальцами, сжимая, близко к заточенному концу.

  2. Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом соку, а когда рисуешь линию слева – рука внизу линии.

  3. Линию нужно рисовать сразу, не останавливаясь, не отрывая карандаш от бумаги. Не надо проводить одну линию несколько раз.

  4. Предметы прямоугольной формы и квадраты нужно рисовать с остановками на углах, чтобы было время подумать, как рисовать дальше.

  5. Предметы округлой формы надо рисовать одним движением руки, без остановки.

  6. Закрашивать рисунок нужно одним движение туда-обратно.

  7. При закрашивании рисунка штриховать в одном направлении: сверху вниз, слева или по косой.

  8. При закрашивании нельзя заходить за контур нарисованного предмета.

  9. Закрашивать нужно без просветов.

  10. Закрашивать рисунок нужно равномерно нажимая на карандаш: сильно для интенсивного цвета, слегка – для светлого цвета.

Правила рисования кистью:

  1. При рисовании различных линий кисть вести по ворсу, поэтому рука с кистью движется вперед.

  2. При рисовании широких линий нужно нажимать на весь ворс кисти, палочку держать наклонно.

  3. Чтобы рисовать тонкую линию кисть держать палочкой вверх, касаться бумаги концом.

  4. При закрашивании линии накладывать рядом, вести их в одном направлении.

  5. Вести линию сразу, не останавливаясь.

  6. Каждую линию при рисовании и закрашивании проводить только один раз.


Задание 3. Нарисовать:

а) сложные симметричные линии

б) сложные асимметричные линии.
Задание 4. Выполнить:

1. Штриховку: а) параллельную, б) перекрестную, в) изобразительную

2. Тушевку.


Работать цветными и графитными карандашами.
Задание 5. Выполнить техники окраски: заливку, отливку и "сухой кистью" (оформить в приложение 1).
Задание 6. Перечислите материалы и оборудование для занятий:
Тема: Зажглись огоньки на елке (I мл. группа)


Материалы: гуашь

Оборудование: кисточка, бумага с нарисованной елкой, баночка с водой, подставка для кисти, салфетка


Материалы: гуашь

Оборудование: фоновая бумага, кисточка, баночка с водой, подставка для кисти, салфетка


Материалы: цветные карандаши

Оборудование: лист фоновой бумаги


Материалы: гуашь

Оборудование: полотно бумаги в виде полотенца (силуэтное изображение), кисть, подставка для кисти, баночка с водой, салфетка


Материалы: графитный карандаш

Оборудование: шероховатая бумага


Материалы: гуашь

Оборудование: бумага, кисточка, баночка с водой, подставка для кисти, салфетка


Задание 7. Определите темы при рисовании рукой, пальцами (не менее 5). Выполните и оформите 5 рисунков в приложение 2.
I мл. группа: Медуза; Лебеди

II мл. группа: Дерево; Цыплята гуляют по лугу

Средняя группа: Скворцы прилетели; Фрукты; Овощи; Цветочная поляна

Старшая группа: Ветка акации; Ветка сирени; Кроны деревьев; Почки на деревьях; Ветка вербы


Задание 8. Проанализируйте Программу д/у, укажите изобразительные материалы:


Программа

Группа

Изобразительные материалы

«Я в мире»

I мл. группа

Цветные карандаши, гуашь, фломастеры

II мл. группа

Цветные карандаши, гуашь, фломастеры, восковые карандаши

Средняя группа

Цветные карандаши, гуашь, фломастеры, восковые карандаши, мел

Старшая группа

Цветные карандаши, гуашь, фломастеры, восковые карандаши, графитный карандаш, сангина, уголь, пастель, тушь, пластилин



Задание 9. Обозначьте:

Графические материалы: цветные карандаши, фломастеры, восковые карандаши и мелки, графитный карандаш, уголь рис., пастель, тушь,

Живописные материалы: гуашь, акварель, сангина
Задание 10. Предложите темы детских рисунков, учитывая особенности и выразительные возможности изобразительного материала:


Изобразительный материал
Тема рисунка




Возраст

Цветные карандаши

Сладкое, сочное яблоко

5 лет

Графитный карандаш

Ежик весь из иголочек

5,5 лет

Восковые карандаши

Цветы в вазе

4 года

Акварель

Наш аквариум

5,5 лет

Гуашь

Храбрый петушок

4,5 лет

Тушь

Веселый зайчик

5,5 лет

Пастель

Осенний день

4,5 лет



Л и т е р а т у р а:

  1. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью – М., 1987. – С. 16-21.

  2. Костерин Н.П. Учебное рисование. – М., 1980. – С. 23-34.

  3. Одноралов Н.П. Материалы в изобразительном искусстве. – М., 1983.

  4. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999. – С. 48-55.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 2



ТЕМА: ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ
Проанализируйте Программу д/у. Заполните таблицу


Возрастная группа

Группы предметов

Темы изображений

1 младшая

Снег, трава, дождик, огоньки на елке

«Падает снежок», «Травка растет», «Огоньки горят на елке»

2 младшая

Передача сочетания нескольких форм, которые могут быть однородными или состоять их двух разных форм.

«Мы слепили снеговика», «Солнышко светит ярко»

Средняя

Передача предмета с ритмично расположенными частями

«Матрешка», «Кукла Маша»

Старшая

Предметы в движении, изображение объектов, которые не видели

«Овощи и фрукты», «Петрушка пляшет»


ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПРЕДМЕТА. ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА.
Задание 1. Выделить внешние признаки предмета. Описать внешние признаки одного предмета (предмет по выбору студента).

«Грузовая машина»
Кузов – прямоугольной формы, большой, расположен в длину

Кабина – прямоугольной формы, меньше кузова, расположена в ширину

Мотор – квадратной формы, меньше кабины

Колеса – круглой формы, небольшие, одно расположено под мотором, второе под кузовом.


Задание 2. Указать эталоны последовательности изображения предмета.



Задание 3. Выполнить последовательное изображение флажка (Приложение 3).
Предлагаемый декоративный флажок (такими украшаются групповая комната д/с, коридоры, участки, веранды, беседки) состоит из двух частей: несущей – древка и несомой – полотнища. Древко – это тонкая деревянная палочка, на которой закрепляется полотнище; полотнище имеет правильную треугольную форму и окрашено в красный цвет (рис. 1).

Изображение флажка начинаем с нахождения основных пропорций. Высота флажка больше длины в 1,5 раза. Правильно положив бумагу, отметим на ней всю высоту и длину флажка. Проверим отложенные размеры. Прямолинейный контур древка изобразим пока одной прямой вертикальной линией. Отложим на ней высоту полотнища, которая в 2 раза меньше высоты флажка. Наметим контур полотнища – правильный равнобедренный треугольник. Высоту полотнища разделим пополам и проведем вспомогательную горизонтальную прямую, с помощью которой найдем третью вершину треугольника. Соединим найденные вершины прямыми линиями и проверим их прямизну. Нарисовав полотнище, отметим толщину древка и прорисуем его контур. Покажем освещенность модели. Закончим рисунок окраской.


Задание 4. Нарисовать с натуры предмет условно-плоскостной формы – лист или бабочку (Приложение 4).
Сначала необходимо внимательно изучить натуру: рассмотреть форму листа (бабочки) – простая или сложная, расположение прожилок, от которых зависит форма, наличие отдельных деталей у данного предмета – зубчики по краю, вырезы и т.п. Сравнить один листок (бабочку) с другим, найти сходство и различие между ними.

Натура располагается в том положении, в каком хотелось бы ее изобразить. Натуру плоской формы легче рисовать, если она находится перед рисующим на бумаге, соответствующей по цвету и размерам тому листу бумаги, на котором будет дано изображение.

Рисование должно идти по этапам, они определяют последовательность рисунка. Прежде всего уточняется расположение листа (бабочки) на плоскости бумаги, т.е. находится направление основной прожилки, идущей от черенка (у бабочки – положение туловища). На этом же этапе определяется основная форма с учетом пропорционального соотношения ширины и длины.

Следующим этапом работы является форма крупных частей, уточняются особенности простой формы (округлая, вытянутая, стреловидная и т.п.) или сложной, в соответствии с направлением основных прожилок листа.

Затем изображаются мелкие детали: зубцы, форма черенка и др.

В конце работы на рисунок наносится штриховка, которая передает цветовые оттенки, зависящие от окраски данного предмета или от изгибов его поверхности.

В такой же последовательности изображается другой листок (бабочка), имеющий другую форму.

На данном занятии можно освоить также технику рисунка цветными карандашами. В этом случае после построения рисунка идет его штриховка соответствующим цветом, начиная с самых светлых. При этом следует использовать различные приемы штриховки.






Л и т е р а т у р а:

  1. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. – М., 1987. – С. 6-7, 21-25.

  2. Костерин Н.П. Учебное рисование. – М., 1980. – С. 44-83.


Изображение предметов объемной формы. Линейная перспектива.
Задание 1. Выделить 3 группы предметов объемной формы. Познакомиться с их характерными особенностями.
1 группа – предметы граненной формы. К этой относятся те предметы, в основе которых лежат куб, призма или пирамида.

2 группа – предметы круглой формы. К этой группе относятся те предметы, в основе которых лежат шар, цилиндр или конус.

3 группа – комбинированные предметы. К этой группе относятся предметы круглой и граненной формы.
Задание 2. Дать формулировку понятиям: предметная плоскость, картинная плоскость, перспектива, линия горизонта.
Предметная плоскость: горизонтальная плоскость, на которой находится рисующий, мольберт и натура. Эта может быть плоскость стола или специальной подставки.
Картинная плоскость: воображаемая прозрачная вертикальная плоскость, поставленная под прямым углом к направлению взгляда и расположенная между изображаемым предметом и рисующим. Это может быть и лист бумаги, картона или холста.
Перспектива: способ изображения объемных тел, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве.
Перспектива: изображение, построенное на основе центрального проецирования, учитывающее кажущиеся изменения величины и формы изображаемого предмета, вызванные его удаленностью от точки наблюдения и его расположением в пространстве.
Линия горизонта: линия пересечения картинной плоскости с плоскостью горизонта. Линия горизонта всегда находится на линии глаз рисующего.
Задание 3. Выписать, заучить законы линейной перспективы.


  1. Рисуя, нужно мысленно допустить, что перед Вами не плоскость одного листа бумаги, имеющая два измерения, а представить перед собой пространство, имеющее глубину, в котором нужно найти объем предметов натуры в перспективном сокращении.




  1. Вид предмета меняется в зависимости от его расположения относительно точки наблюдения. Пример, форму куба можно воспринять выше и ниже горизонта, видеть в одном случае две плоскости, а в другом – три его поверхности.




  1. Одинаковые по размеру предметы изображаются на плоскости разными по величине: те, что ближе к наблюдателю, - крупнее; те, что дальше и уходят в глубь – мельче.




  1. Воображаемая линия горизонта находиться на уровне глаз.




  1. Параллельные линии горизонта натуры сходятся в определенных точках на линии горизонта.




  1. Владение перспективой – это и умение видеть предмет насквозь. На этом качестве основано линейно – конструктивное построение формы предметов в пространстве.




  1. Поле зрения – это пространство, охватываемое глазом при взгляде, имеющем одно направление.



Задание 4. Нарисовать с натуры фрукты (Приложение 5).
Натурная постановка должна состоять их 2-3 объектов разной формы и цвета, например: яблоко, лимон, сливы. Выбранные предметы надо расположить общей группой в единую композицию. Лучше разложить на листе белой бумаги, соответствующей той, на которой создается рисунок. На белом фоне ясно выделяются различные цветовые оттенки и их рефлексы. На последующих занятиях фон может быть другим.

Общий набросок выполняется простым карандашом легкими линиями.

Перед началом работы пастелью надо еще раз проверить, правильно ли передано расположение объектов: что находится ближе, выступает вперед, что заслоняется, отступает, видно частично.

Использование различных цветовых оттенков пастели помогает передать и реальный цвет фруктов и все светотеневые стороны. Необходимо помнить, что особенности данного материала – наносить цветовые пятна на чистую бумагу.

Наложение цвета всегда начинается с использования светлых тонов, в соответствии с ними подбираются затем более темные и яркие цвета. Это положение обязательно при использовании и других цветных материалов. При подборе цвета и оттенков важно передать правильное соотношение между светлыми и темными цветами, а не только стараться точно соотносить цвет с натурой. Там, где на предметах имеются блики, бумага не закрашивается, а сохраняется белое пятно той формы, какую имеет блик. Когда нанесены все основные цветовые пятна, следует сгладить границы между ними растушкой, соединив их в единое целое, т.е. сделать незаметным переход от одного оттенка или цвета к другому.

Если в натуре имеются ярко выделяющиеся на общей поверхности пятнышки, полоски, они рисуются в последнюю очередь, иначе при пользовании растушкой они будут стираться. Это относится и к мелким деталям, например черенки у фруктов.

При наложении цвета следует помнить о взаимодействии цветов и постараться выявить это на натуре. Особенно ярко рефлексы видны на падающей тени. На белой бумаге тень приобретает оттенок цвета того предмета от которого эта тень падает. Например, от желтого яблока, лимона она будет не серой, а желтоватой. Такие же рефлексы могут быть и на самих предметах, особенно на светлых частях, соприкасающихся с ярким соседним предметом.

Завершение рисунка – это прорисовка самых мелких деталей и нанесение ярких цветных пятен.

Задание 5. Нарисовать с натуры игрушку автомобиль (Приложение 6)
Следует выполнять несколько зарисовок одной и той же машины с разных точек зрения.

Первый рисунок – машина находится в наиболее удобном для изображения положении – сбоку, все основные части видны почти без всяких изменений. Надо поставить машину так, чтобы не была видна внутренняя часть кузова или нижняя поверхность машины, т.е. линия горизонта должна пересекать натуру примерно в середине, чтобы не было никаких сложных перспективных сокращений формы частей.

Основное внимание в этом рисунке уделяется правильному построению формы, необходимо передать точное пропорциональное соотношение частей. Линии, ограничивающие части, как бы уходят вдаль, кажутся короче и поднимаются кверху от первого плана. Все вертикальные параллельные друг другу линии при любом повороте останутся параллельными, хотя могут сократиться в длине. Горизонтальные параллельные линии при повороте машины слегка сближаются, удаляясь, отчего квадратная в натуре форма будет восприниматься как трапеция и так и должна быть изображена.

Другие зарисовки выполняются в положении, если смотреть на машину спереди, сзади, с высокой позиции, когда видна внутренняя часть кузова…

Л и т е р а т у р а:

  1. Костерин Н.П. Учебное рисование. – М.: Просвещение, 1980. – С. 92-110.

  2. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М.: Академия, 1999. – С. 55-61.

Рисование животных



Задание 1. Сделайте зарисовки домашних животных. Составьте альбом набросков животных в различных ракурсах и движениях (Приложение 7).
Задание 2. Разными изобразительными материалами нарисуйте по памяти или воображению изображения диких животных (не менее 5). Оформить в приложение 8.
Задание 3. Познакомьтесь с пропорциями человеческого тела. Определите особенности фигуры ребенка. Дайте определение понятиям: "канон", "модуль".
Особенности:
Канон – нормы композиции и колорита, система пропорций. Канон задает совокупность художественных приемов и правил. Совокупность норм и правил в искусстве.
Модуль – предварительно заданная величина, размер, кратным которому принимаются остальные размеры при разработке проекта здания или при оценке существующего.
Задание 4. Составить альбом набросков и зарисовок фигуры человека в различных ракурсах и движениях (Приложение 9).
Задание 5. Вспомните этапы развития изобразительной деятельности дошкольников. Нарисуйте изображение предметов для всех возрастных групп:


1-ая мл. группа

2-ая мл. группа

Средняя группа

Старшая группа

Дерево лиственное











Дерево хвойное











Д о м












Ц в е т о к












П т и ц ы












С о б а к а












З а я ц












Ч е л о в е к















Л и т е р а т у р а:

  1. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. – М.: Просвещение, 1987. – С. 28-30.

  2. Костерин Н.П. Учебное рисование. – М.: Просвещение, 1980. – С. 189-202.

  3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М.: Академия, 1999. – С. 89-97.



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 3



  1   2
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации