НТУ ХПИ. Шпоры к кандидатскому экзамену по философии. 87 ответов на вопросы - файл n1.doc

НТУ ХПИ. Шпоры к кандидатскому экзамену по философии. 87 ответов на вопросы
Скачать все файлы (13574 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc13574kb.31.03.2014 22:41скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8
1.Понятие Ф., её предмет

Ф. – наука о наиболее общих з-нах разв. природы, общества и мышления. Ф. - особая система знаний предназначенная для решения целого ряда взаимосв. проблем, возникающих и в естественно научном исследовании и в историческом познании, и в повседневной производственной и политической деятельности.

Философия - это предельно обобщенное, теоретическое видение мира.

Философия – форма общественного сознания, мировоззрение.

Философия не обладает таким же предметом как например естеств. науки, в том смысле, что предмет философии не локализован в пределах той или иной конкретной области знания как например биология, геология... Однако предмет у философии есть, и принципиальная невозможность указанной его локализации составляет его специфическую особенность.

Эта та область дух. деятельности человека, в основании которой лежит рефлексия над самой деятельностью и, следовательно, над ее смыслом, целью и формами и в конечном счете над выяснением сущности самого человека как субъекта культуры, то есть сущностных отношений человека к миру.

Имеется внутреннее деление философской проблематики, в целом ориентиованной на выявление отношеий человека с миром: ОНТОЛОГИЯ - учение о бытии, ГНОСЕОЛОГИЯ или ЭПИСТЕМОЛОГИЯ - учение о познании и ЛОГИКА - учение о формах мышления.

Предмет философии




4.М и Ф. Основные типы М

М. – сов-ть идей, взглядов, принципов, оценок которые определяют общ. предст. человека о мире, место чела в мире, способ его поведения и мышления.

Стр-ра: М – мироощущение, мировосприятие(религия) и миропонимание(Ф.). Типы: 1)Мифологическое – М. отражаюшее бессилие чела перед природой. В мифе – синкретическое знание; 2)Религиозное – отражение мира на основе веры в с/ест. силы; 3)Научное – на основе адекв. отражения мира на уровне истины; 4)Ф.М. – предельно обобщ. картина мира на основе всей челов. практики и познания.

5.Место и роль Ф в обществе

Мировоззренческие принципы тесно связаны с практической жизнью, с жизненными установками познающего человека.

Несомненной заслугой современной философской мысли является выдвижение ее представителями новых ценностей. К ним относятся общегуманистические, экологические ценности и ценности качества жизни.

2.Проблема осн. вопр. фил.

ОВФ – вопрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию.



ИДЕАЛИЗМ - 1. метод, считающий, что существует какая-то объективная реальность, " мировая душа ", " мировой разум ", являющаяся первоначалом всего. 2. общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено.

МАТЕРИАЛИЗМ - одно из 2 гл. Ф. направл., которое решает ОВФ в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное, первичное сознание, дух, идею, мышление и т. п.
3.Структура и функции Ф.

Имеется внутреннее деление философской проблематики, в целом ориентиованной на выявление отношеий человека с миром: ОНТОЛОГИЯ - учение о бытии, ГНОСЕОЛОГИЯ или ЭПИСТЕМОЛОГИЯ - учение о познании и ЛОГИКА - учение о формах мышления.

6.Предпосылки возникн. и формир. Ф знания в античности

Возникновение Ф. относится к глубокой древности. Зачатки Ф. знаний отчетливо обнаруживаются в VI-V вв. до н. э. в Китае, Индии и наиболее развитых странах Средиземноморского бассейна. Важным фактором содействовавшим появлению Ф. и зарождению нового мировоззрения было возникновение древнегреческой рабовладельческой демократии. Чтобы добиться власти необходимо было опровергнуть противника, т. е. доказать правоту, так возникла особая форма обмена информацией - док-во. В итоге систематическое мышление + математика наехали на мифологию, и возникновение нового М. стало ист. необходимостью. Итак, разложение мифологического М. стимулировало поиск новых форм объяснения мира => развивается логика (Аристотель).
7.Пробл субстанции в истории Ф

Идея о том, что у всех вещей, явлений мира имеется универсальная, еди­ная материальная основа, — одна из исходных идей материалистической фи­лософии. Эта единая основа называлась или термином «субстанция», или термином «субстрат» (субстрат — это то, из чего что-нибудь состоит). Это субстратно-субстанциональное понимание материи.

Субстратно-субстанциональное понимание материи в целом опирается на две идеи: а) материя (субстанция) характеризуется обычно небольшим числом неизменных свойств, эти свойства заимствуется из опытных данных, и им придается универсальное значение; б) материя (субстанция) рассмат­ривается как некий носитель свойств, отличный от них. Свойства материаль­ных объектов как бы «навешиваются» на абсолютно неизменную основу. От­ношение субстанции к свойствам в известном смысле подобно отношению человека к одежде: человек, будучи носителем одежды, существует и без нее.

Субстратно-субстанциональное понимание материи метафизично по сво­ему существу. И не случайно оно было дискредитировано и ходе революции в естествознании конца XIX — начала XX в. Обнаружилось, что такие харак­теристики атомов, как неизменность, неделимость, непроницаемость и т. п., потеряли свое универсальное значение, а предполагаемые свойства эфира настолько противоречивы, что сомнительно само его существование. В этой ситуации ряд физиков и философов пришли к выводу: «Материя исчезла». Нельзя сводить материю к какому-то частному, конкретному ее виду или со­стоянию, рассматривать ее как некую абсолютную, неизменную субстанцию.

8. Життєве коріння й філософський сенс проблеми буття

Онтология — учение о бытии. Проблема бытия — одна из старейших в философии. Во всех известных нам развитых философских системах есть учение о бытии. Но понимание бытия принципиально различается в идеализме и ма­териализме. В общем, существует два основных варианта онтологии.

В объективном идеализме утверждается существование особого мира духовных сущностей вне человека. Этот мир лежит в основе чувственно вос­принимаемого мира вещей, явлений и т. п.


В субъективном идеализме также есть онтология, но специфическая онтология, ставя­щая в основу бытие человеческого сознания.

В материализме утверждается онтология иного типа. В ее основе — утверждение материального, объективного бытия как первичного по отношению к субъективному бытию (бытию сознания, идеального).

Диалектико-мате­риалистическая онтология — это философская теория материального бытия, материи.

В ходе развития философской мысли предлагались различные концеп­ции материи. В философии Древнего мира формируется идея о том, что в многообразии вещей, явлений окружающего мира есть некое объединяющее их первоначало.

В качестве материи, первоначала предлагались конкретные вещества: во­да, воздух, огонь и т. д.

В дальнейшем важную роль в материализме сыграла атомистическая концепция, в которой материя понималась как множество ато­мов (неизменных, неделимых, несотворимых и неуничтожимых мельчайших частиц), которые движутся в пустоте, сталкиваются друг с другом и, соединяясь, образуют различные тела.

9. Формування і розвиток науково-філософського поняття матерії.

Материя - фундаментальная исходная категория философии, от того или иного ее понимания зависит решение практически всех других философских проблем. От латинского materia – вещество. Это вещественное значение удерживалось до XX в., когда произошла революция в физике.

Древнего мира формируется идея о том, что в многообразии вещей, явлений окружающего мира есть некое объединяющее их первоначало. В качестве материи, первоначала предлагались конкретные вещества: во­да, воздух, огонь и т. д.

В дальнейшем важную роль в материализме сыграла атомистическая концепция, в которой материя понималась как множество ато­мов (неизменных, неделимых, несотворимых и неуничтожимых мельчайших частиц), которые движутся в пустоте, сталкиваются друг с другом и, соединяясь, образуют различные тела.

Идея о том, что у всех вещей, явлений мира имеется универсальная, еди­ная материальная основа, — одна из исходных идей материалистической фи­лософии. Эта единая основа называлась или термином «субстанция», или термином «субстрат» (субстрат — это то, из чего что-нибудь состоит). Это субстратно-субстанциональное понимание материи.

В последующем были предложены другие варианты субстратно-субстан­ционального понятия материи. В XVII в. Декарт и его последователи пред­ложили -«эфирную»- концепцию материи

Концепция Декарта была впоследствии развита Максвеллом. Он посту­лировал существование «эфира», заполняющего все пространство. В эфире распространяются электромагнитные волны.

В XVIII-XIX вв. ведущей становится вещественная концепция мате­рии. Материя понимается как вещество, совокупность физико-химических тел и эфир. В силу этой двойственности объяснение одних явлений опирает­ся на атомические представления(химия), а объяснение других (оптика) — на представления об эфире. Успехи, достигнутые ес­тествознанием XIX в. на основе этой концепции, привели многих ученых к убеждению, что она дает абсолютно правильное представление о материи.

Материю как таковую, указывал Энгельс, в отличие от конкретных вещей, явлений никто не видел, не испытывал каким-либо чувственным образом.

В диалектическом материализме определение материи дается на базе решения основного вопроса философии. Материя первична по отношению к сознанию, материя познаваема. В. И. Ленин определял материю как объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания и отображаемую им.

Нет абсолютной субстанции; материя — это многообразная и изменчивая объективная реальность. В диалектическом материализме вместо субстратно-субстанционального понимания развивается атрибутивное понимание материи.


10. Філософські концепції руху, простору і часу.





В метафизическом материализме движение понимается как пространственное перемещение объекта, и при этом объект качественно не изменяется; в диалектическом материализме движение понимается в широком смысле, как любое изменение объекта. Механическое движение физическое, химическое, биологическое, социальное.

В противоположность механической концепции, в которой движение противопоставлялось покою (объект может двигаться или покоиться), а тем самым движение понималось как частное свойство материи, диалектический материализм рассматривает движение (изменение) как способ существо­вания материи, атрибут. Материя не теряет и не приобретает способности к изменению.

Объект со стороны явления кроме качественных и количественных характе­ризуется пространственно-временными моментами.

В истории философии и науки продолжительное время ведущей была метафизическая концепция пространства и времени, в которой пространство рассматривалось как некое вместилище материальных тел, а время как неко­торая длительность, существующая независимо от материи и пространства. Метафизическая концепция пространства и времени преодолевается в диа-лектико-материалистической философии и науке XIX-XX вв.

Диалектико-материалистическое понимание пространства и времени утверждает их атрибутивный, всеобщий характер. Не существуют материаль­ные объекты без пространственно-временных характеристик.
12.Актуалізація проблеми свідомості у ХХ-ХХІ століттях.

Одна из важнейших проблем философской антропологии — проблема происхождения сознания. Выявление природы сознания, решение вопроса о его связи с материальными явлениями.



В диалектико-материалистической фи­лософии развивается определение сознания, включающее указание на две его основные функции: отражающую и управляющую. Конкретизируя этот подход, можно предложить следующее определение: сознание — это способ­ность человека отображать материальные объекты в идеальных образах и целенаправленно регулировать свои взаимоотношения с этими объектами. Исходные образы сознания — это именно образы материальных объектов.



Сознание — свойство высокоорганизованной материи. Будучи специфическим свойством высокоорганизованной материи, оно имеет в материи свои объективные основания.

При объяснении происхождения сознания человека некоторые филосо­фы прошлого предполагали, что созна­ние как бы «разлито» по всей природе, что вся материя «одушевлена». Между сознанием, присущим всем природным объектам, и сознанием человека имеется лишь количественное различие. Эта концепция ошибочна в целом, но в ней есть ра­циональный момент — о предпосылках нашего сознания в природе.

В ходе развития диалектико-материалистической философии и науки идея об отражении как всеобщем свойстве материи получила свое обоснование и конкретизацию.

11. Зародження проблеми свідомості в античності, її подальша трансформація.

Самые первые представления о психике и сознании возникли в первобытные времена, тогда же появились представления и о душе. Под душой древние люди понимали совокупность психических процессов: думать, чувствовать, переживать и т. д.

Демокрит.

Душа есть особого рода огонь и теплота. Она состоит из атомов, имеющих круглую форму, тела этой формы способны проникать всюду и двигать другие тела.

Душа – материальное образование. Она телесна и отсюда ее другая особенность – она дар природы и возникла под влиянием естественных сил, не нуждающихся в существовании сил, стоящих над ней.

Платон.Придерживался противоположной точки зрения. Считал, что души существовали прежде, чем появились в облике человека. Существовали без тел, но имели разумение. Душа существует до человека, вне человека, как особая надприродная сущность.

Дуализм. Декарт.

Считают, что душа – особая, чуждая материи духовная субстанция. Он считает душу и тело независящими друг от друга началами.

Психофизический параллелизм.

- разновидность дуализма (Декарт). Природа и дух выступают как два различных начала: основным свойством материи является протяженность, а основным свойством духа – способность мыслить. Отсюда: идея не имеет протяженности, а тело не может мыслить.

Идеализм + религия.

Продолжают линию первобытного анимизма, то есть одушевление окружающих предметов. Первобытные люди наделяли все уголки добрыми и злыми духами.

Пантеизм.

- отождествление Бога с природой. Бенедикт Спиноза пытался отождествить материю с мировой духовной субстанцией.

Субъективный идеализм.

- отождествляет вещи с ощущениями, восприятиями, мыслями. Такое отождествление приводит к выводу, будто ощущения существуют вне мозга человека.

Иной позиции придерживался позитивизм. Бертран Рассел пытался отождествить психическое с физическим, а это означает, что материальные предметы превращаются в ощущения и что ощущения выносятся за пределы нервной системы, то есть Рассел сближает материю и дух, т.к. под материей он понимает мысль, а под духом ощущения. Под мозгом он понимает совокупность ощущений и мыслей. Отсюда не мысль в мозгу, а мозг в мыслях.

Фохт, Бюхнер.

Мысль так выделяется мозгом, как желчь печенью.

Диалектический материализм.

Сознание – это функция мозга; свойство высокоорганизованной материи и форм отражения действительности.

13. Формування проблеми пізнавальності світу в античності: оптимістичні та песимістичні тенденції.



Демокрит: основа познания - ощущения. Уже в ощущениях мы получаем верный образ предмета. Однако существуют предметы, которые в силу своей малой величины недоступны чувствам. Такие свойства веществ постигаются умом, и это познавание также может быть достоверным.

Эпикур: все, что мы ощущаем истинно. Ошибки возникают от неправильной оценки того, что мы ощущаем.

Сократ, а вслед за ним Платон предложили концеп­цию врожденных идей и воспоминания. Платон говорил, что душа человека до внесения ее в телесную оболочку находится в мире идей, обладает знани­ем идей и нижележащего мира, на который она взирает «сверху» из мира идей, а то, что затем считается познанием человека, — «воспоминание» того, что душа знает и что было как бы затемнено при связи души с телом.

Платон: мир чувственных вещей не есть мир подлинно сущего: чувственные вещи возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего истинного. Подлиной сущностью вещей их причинами являются бестелесные нечувственные формы (идеи или виды), постигаемые умом.

Аристотель: исходная точка - существование независимой от субъекта объективной действительности. Ощущения человека являются отражениями, копиями предметов внешнего мира. Таким образом, источником познания является чувственный опыт, а ощущение предполагает независимый от сознания предмет восприятия.


14. Актуалізація гносеологічної проблематики в епоху Відродження й Нового часу.

Ф. Бекон: чувства непогрешимы и есть источник всякого знания. Наука есть опытная наука и состоит в применении рационального метода к чувственным данным.

Декарт: Возможность истины обусловлена существованием врожденных идей или истин. В познании главную роль играет разум - рационализм. Декарт полагал, что источником достоверности знания может быть только сам разум.

Беркли: отбрасывает материалистический исходный пункт философии Локка и объявляет ощущения единственной воспринимаемой человеком реальностью.

Кант: вещи сами по себе непознаваемы. Ни формы чувственности, ни категории рассудка не составляют определения самих вещей в себе. Природа как предмет всеобщего и необходимого знания строится самим сознанием.

Гегель: разработал основные принципы диалектической логики и подверг критике метафизический способ мышления, господствовавший как в идеалистических так и материалистических течениях философии. Кантовской вещи “самой по себе” он противопоставил принцип : сущность проявляется, явление существенно. Гегель утверждал, что категории суть объективные формы действительности, в основе которых лежит мировой разум, абсолютная идея или мировой дух. Это - деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении. Цель - в самопознании. В процессе самопознания разум мира проходит 3 этапа :

  1. Пребывание самопознающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления (логика, в которой идея раскрывает свое содержание в системе категорий и законов диалектики);

  2. Развитие идеи в форме инобытия в виде явлений природы (развивается не сама природа, а лишь категории);

  3. Развитие идеи в мышлении и в истории человечества (история духа). На этом последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме человеческого сознания и самосознания.

Метод, разработанный Гегелем, направлен на бесконечность познания. Поскольку же объективной основой его является абсолютный дух, а целью - самопознание этого абсолютного духа, постольку позание конечно, ограничено.
  1   2   3   4   5   6   7   8
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации