Понятие цивилизации, и её характеристики - файл n1.doc

Понятие цивилизации, и её характеристики
Скачать все файлы (111 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc111kb.31.03.2014 22:00скачать

n1.doc



«Культурология»

Понятие цивилизации, и её характеристики

Оглавление


Понятие цивилизации, и её характеристики 1

Оглавление 1

Введение 2

Глава 1. Сущность понятия цивилизации и его характеристики 4

Глава 2. Типология цивилизаций 11

Глава 3. Проблемы и перспективы развития цивилизации. 13

Заключение 16

Список использованной литературы 17

Введение



С тех пор как человек стал человеком, он выделился из природы, хотя продолжал и до сих пор продолжает в известной мере быть ее частью.

Человек как биологическое существо был очень слабым и беззащитным перед лицом природы

В самом деле, долго ли продержится человек в океане, в пустыне, в тайге, при пятидесятиградусной жаре или хотя бы десятиградусном морозе, не имея одежды или оружия? У рода человеческого изначально не было, и нет своей собственной биологической, природной экологической ниши, он должен был сам ее себе создавать, и создает до сих пор. Поэтому возникшее противопоставление «я — мир» изначально означает враждебность мира к человеку. Этой враждебности Ноmо Sарiеns противопоставил два чисто человеческих способа выживания — цивилизацию и культуру.

Цивилизация представляет собой способ выживания человека в мире при помощи изменения мира. Она берет свое начало с создания орудий труда и охоты, с завоевания власти над огнем и приручения животных. Этот радикальный скачок от животного к человеку изменил мир принципиально: в мире появились новые сущности, которые человек развивал, постепенно все более и более приспосабливая мир к себе и своим потребностям. Физические предметы и явления меняли свой смысл, а вернее, его обретали. Так, палка, которая просто валяется на земле, и та же палка, при помощи которой выкапывают съедобные коренья, различаются, по сути; огонь как стихийный пожар и огонь, зажженный у входа в пещеру, чтобы отпугнуть хищников, — принципиально разные сущности.

От примитивного очага до ядерного реактора, от тигровой шкуры до бального платья, от сладких кореньев до шоколада и т.п. — все это принадлежит к достижениям цивилизации. При помощи цивилизации человек «подгоняет» мир под себя.

Цель работы: Раскрыть сущность понятия цивилизации, рассмотреть характерные черты и типы цивилизаций.

Цель определила следующие задачи:

  1. Охарактеризовать сущность понятия цивилизации, характерные черты.

  2. Рассмотреть типологию цивилизации

  3. Раскрыть проблемы и перспективы развития цивилизации

Глава 1. Сущность понятия цивилизации и его характеристики



Цивилизация заключается не в большей или меньшей утончённости. Но в сознании, общем для целого народа. И это сознание никогда не бывает утончённым. Наоборот, оно вполне здравое. Представлять цивилизацию творением элиты – значит отождествлять её с культурой, меж тем как это совершенно разные вещи.

Альбер Камю
Слово цивилизация произошло от латинского «civilis» – гражданский, государственный, в средневековье носившего юридический смысл, относящийся к судебной практике. Затем его значение расширилось. «Цивилизованным» стали называть человека, умеющего хорошо себя вести, а «цивилизовывать» означало делать благовоспитанным и вежливым, общительным и любезным. Цивилизовать можно было варварские племена или низшие сословия, к примеру, крестьян. В светском обществе «цивильность» означала учтивость.

Понятие цивилизация впервые употребил французский экономист Виктор Рикети Мирабо в трактате «Друг законов» в 1757 г.

В 1767 г. его использовал шотландский просветитель А. Фергюсон. Тогда этот термин обозначал общий уровень культурного развития. Цивилизация противопоставлялась непросвещенным народам, темным векам феодализма и средневековья. В эпоху Просвещения в энциклопедиях понятие цивилизация ассоциировалось с концепцией прогресса и имело просветительский смысл. Цивилизация стала неким идеалом. Понятия цивилизация и культура первоначально выступали как синонимы, но постепенно между двумя терминами стало устанавливаться различие. Термин цивилизация относился к целым народам и странам в их развитом состоянии, а культура к форме и степени духовности, в которой выражаются высшие достижения цивилизации. Смысл слова цивилизация постепенно расширялся. Она отождествлялась уже не только с хорошими манерами, но с богатством, уровнем интеллектуального и социального развития.

К 20-30 годам XIX века цивилизация все чаще прилагается как понятие к большим эпохам и целым народам как обозначение всего, что создано человеком. Большую роль в утверждении этого понятия сыграли сочинения французского историка Франсуа Гизо, посвященные истории цивилизаций во Франции и Европе, а также двухтомное сочинение английского историка Генри Томаса Бокля «История цивилизации в Англии».

В XIX веке значение слова становилось шире и помимо обозначения воспитанности и навыков, помогающих в достижении «цивилизованного поведения», слово стало характеризовать стадии человечества. Льюис Морган выразил эту идею в названии своей книги (1877) «Древнее общество, или исследование путей человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации».

В настоящее время понятие «цивилизация» истолковывается учеными в трех значениях:

В первом случае цивилизация обозначает историческую эпоху, пришедшую на смену «варварству».

Л. Морган и Ф. Энгельс рассматривали цивилизацию как стадию развития общества, наступившую за дикостью и варварством.

Они считали предпосылками развития цивилизации:

Отечественный историк Ю.Н. Яковец дает следующее определение цивилизации:

Цивилизация – это «качественный этап в истории общества, характеризующийся определенным уровнем развития самого человека, технологической и экономической базы общества, социально-политических отношений и духовного мира».

Среди таких критериев можно выделить следующие характеристики, которые присущи всем цивилизациям:

В социальной сфере:

В дальнейшем складывается особый моральный порядок, в котором этическая жизнь приобретает новые измерения, более обширные, чем традиционный моральный порядок в локальных общностях или племенных группах. Новый моральный порядок основывается на идеях, вырабатываемых образованной элитой. Революционные изменения в структуре общества стимулируют творчество, а с развитием цивилизации идеи становятся движущей силой истории.

В интеллектуальной сфере цивилизация способствует развитию:

Эти достижения – продукт творческой деятельности двух новых социальных групп, состоящих из специалистов, целиком освобожденных от физического труда благодаря перераспределению прибавочного продукта.

Письменность относится к функционально значимым критериям цивилизации. Она применялась для составления законов, записи космологических знаний, династических историй (а затем и собственно истории), для регистрации сделок, контрактов и актов, а также и для записи магических формул, что имело немаловажное значение в ранних цивилизациях.

В дальнейшем развитие цивилизации порождает эстетические формы сознания. Высокое искусство, с его разработанными и изощренными стилями, становится дифференцированным, замещая прежние формы народного искусства и отводя им второстепенное место. В этом явлении отчетливо отражается дальнейшее усложнение цивилизованного общества и развитие субкультур. Расцвет цивилизации происходит в условиях культурной и политической независимости и представляет собой полное развитие творческого потенциала и реализацию идей справедливости, свободы, мудрости, общественного и индивидуального благополучия.

Во втором значении – под цивилизациями подразумевают особые этапы эпохи, пришедшей на смену варварству.

В своем трактате о цивилизации В.Р. Мирабо пишет: «Если бы я спросил у большинства, в чем состоит цивилизация, то ответили бы: цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития, – все это являет лишь маску добродетели, а не ее лицо. Цивилизация ничего не совершает для общества, если она не дает ему основы и формы добродетели». Таким образом, термин цивилизация вводится в науку для обозначения некоторой качественной характеристики общества, уровня его развития. Такая трактовка цивилизации не утратила своего значения и сохраняется в современном обществознании.

Мирабо, вводя понятие «цивилизация», характеризует не только определенный этап развития общества, но и придает ему оценочное значение, указывая на то, какое общество может именоваться «цивилизацией», а какое нет. Мирабо и другие французские просветители исходили из нравственной оценки общественного развития. По их мнению, цивилизация – это главным образом определенный уровень нравственного развития человечества, этап воплощения в жизнь истинной добродетели. Кроме того, достаточно популярной становится трактовка цивилизации как определенного, достаточно высокого уровня духовно-культурных и технологических достижений общества, социального и политического развития и т.д.

В рамках третьего подхода – цивилизациями называют уникальные исторические образования, ограниченные определенными пространственно-временными рамками. Например, восточную и западную цивилизации (или более конкретные примеры: цивилизация Майя, цивилизация Древней Греции, цивилизация Древнего Рима и т.д.).

Цивилизация с позиций этого подхода – это конкретный социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками и имеющий четко выраженные параметры духовного (технологического) экономического и политического развития.

Такие цивилизации различаются экономическим укладом и культурой (нормами, обычаями, традициями, символами), специфическим пониманием смысла жизни, справедливости, судьбы, роли труда и досуга. Так восточная и западная цивилизации различаются именно этими принципиальными чертами. Они покоятся на специфических ценностях, философии, принципах жизни и образе мира, формируя в рамках таких глобальных понятий конкретные отличия в поведении, в особенностях кухни, типах жилища, манере одеваться и т.д.

Цивилизация как целостная система включает в себя различные элементы (религию, экономическую, политическую, социальную организацию, систему образования и воспитания и т.д.), тесно скоординированные друг с другом. По каждому из элементов этой системы можно судить о своеобразии той или иной цивилизации. Это своеобразие крайне устойчиво. Вопреки определенным изменениям, происходящим под влиянием определенных внешних и внутренних воздействий, их внутренняя основа остается неизменной.

Поэтому и можно говорить о самобытности каждой цивилизации, живущей своей жизнью, имеющей свою историческую судьбу, свои институты и ценности. Немаловажную роль в данном случае играет духовный фактор – своеобразная основа жизни, воплощающаяся в особенностях культуры: ценностей, норм, обычаев и традиций, культурных образцов и т. д. Несмотря на активное взаимодействие цивилизаций друг с другом, они не теряют собственной уникальности, лишь обогащаясь и ускоряясь (или наоборот, обедняясь и замедляясь) за счет заимствований каких-либо элементов из других цивилизаций.

Существует множество показателей цивилизованности, но самым важным показателем, считается наличие письменности: хотя во всех культурах используется язык, не все они обладают письменностью.

Именно с земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности – необходимых признаков цивилизации. Среди таких признаков следует назвать и зарождение религии как мощного социального института, который покоится на систематических ритуалах и церемониях, развернутой доктрине сакральных культов, деятельности и влиянии мощной группы профессиональных жрецов.

Глава 2. Типология цивилизаций



Тип цивилизации – методологическое понятие, используемое для наиболее крупного членения культурно-исторического развития человечества, позволяющего обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ.

Каждая цивилизация отличалась этносоциальными, религиозными, психологическими, поведенческими и иными способами жизнедеятельности данного человеческого сообщества. В связи с этим в истории существовали и существуют в настоящее время различные типы и формы цивилизаций.

а) Земледельческая

б) Индустриальная

а) Открытые (экстравертные), стремящиеся к расширению своих пределов

б) Закрытые (интравертные)

а) Восточная

б) Западная

в) Промежуточная

а) Первобытная

б) Рабовладельческая

в) Феодальная

г) Буржуазная

д) Социалистическая

Но в настоящее время все чаще современные исследователи кладут в основу классификации цивилизации культуру. И, исходя из этого, выделяют традиционную и техногенную цивилизации.

Для традиционной:

1. Невмешательство в природу, человек – созерцатель, он не навязывает свою волю миру, не преобразовывает его, а пытается слиться с ритмами;

2. Направленность человека на самосовершенствование;

3. Направленность развития техники и технологии на автономию личности.

Для техногенной цивилизации характерно:

1. Особое представление о природе, природа – это сфера приложения сил человека («природа – не храм, а мастерская и человек в ней работник»);

2. Человек рассматривается как активное существо, призван преобразовать мир, наиболее ярко в марксистской идеологии, не случайно один из критиков марксизма Р. Арон назвал марксизм не идеологией пролетариата, а доктриной промышленного прогресса;

3. Направленность деятельности человека вовне, то есть соответственно на преобразование предметов, а не самого себя;

4. Акцент на технико-технологическую оптимальность развития техники и технологий.

Техногенные общества сразу же после своего возникновения начинают воздействовать на традиционные цивилизации, заставляя их видоизменяться. Так, например, Япония после реформ Мэйдзи встала на путь техногенного развития. Таков был и путь России, которая испытала несколько модернизационных эпох, основанных на трансплантации западного опыта. Наиболее крупные из них — реформы Петра I и Александра II. Преобразования в нашей стране после Октябрьской революции также можно рассматривать как особый вид модернизации. Она была ответом на исторический вызов — провести ускоренную индустриализацию страны.

Научно-техническое и экономическое развитие дали человечеству множество благ: повысили качество жизни, обеспечили рост потребления, подняли медицину на принципиально новый уровень, увеличили среднюю продолжительность жизни и т.д. Казалось бы, созидательные возможности прогресса безграничны. Еще полвека назад мало кто мог предположить, что именно техногенная цивилизация приведет человечество к глобальным катастрофам, поставит его буквально на грань самоуничтожения. Экологический и антропологический кризисы, возрастающее отчуждение между людьми, изобретение все новых средств массового уничтожения, грозящих гибелью всему живому, - таковы побочные продукты техногенного развития.

Осознание этих характеристик и тенденций современной цивилизации приводит многих ученых к мысли, что перспектив развития у нее нет. В этом и состоит сущность кризиса техногенной цивилизации.

Глава 3. Проблемы и перспективы развития цивилизации.


Во второй половине XX в. в период холодной войны и после ее окончания появился ряд исследований, в которых была сделана попытка дать общую схему развития человечества и показать перспективы процесса цивилизационного мироустройства. Американский социолог Уолт Ростоу в 1960 г. предложил социально-экономическую концепцию исторического развития, сформулированную в книге «Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест». Он делит историю человечества на пять стадий экономического роста: традиционное общество, переходное общество, стадия сдвига или промышленная революция, стадия зрелости и эра высокого массового потребления. По мнению Ростоу, в развитии общества решающую роль играют технико-экономические показатели.

В 70-х годах XX в. начали разрабатывать идею, согласно которой научно-технический прогресс приводит к трансформации индустриального общества в качественно иное постиндустриальное общество. Одним из основателей этой теории являлся американский социолог Даниел Белл. В 1973 г. он опубликовал работу «Пришествие постиндустриального общества.

История, по Беллу, развивается в зависимости от уровня развития техники в обществе. Он выделил три этапа общественного развития.

Первый доиндустриальный, характеризуется преобладанием сельского хозяйства в сфере экономической деятельности, особой ролью армии и церкви в сфере социальной организации, лидирующим положением феодалов и священнослужителей.

На втором, индустриальном этапе преобладает, промышленное производство, фирма, корпорация и бизнесмены.

В последней трети XX в. происходит переход от товарно-производящей к обслуживающей экономике, ведущая роль в которой принадлежит науке и образованию, что соответствует третьему этапу постиндустриальному.

В постиндустриальном обществе, по мнению Белла, университеты становятся центрами формирования новых идей и перспектив развития, ученые лидерами, а интеллектуальный талант и знания превращаются в средства власти.

Большой интерес вызвала концепция третьей волны американского социолога Алвина Тоффлера . В книге «Третья волна», вышедшей в 1980 г. им предложена следующая общеисторическая схема.

Первая волна, как сельскохозяйственная цивилизация существовала до Нового времени.

Затем последовала вторая волна индустриальная цивилизация.

С конца XX в. человечество вступило в эпоху третьей волны грядущей цивилизации, с названием которой Тоффлер не определился. В основе третьей волны, т.е. общества будущего, лежит иной принцип развития: рост, но ограниченный и сбалансированный. Путь перехода к нему Тоффлер видит в гуманизации всех сфер жизни современного человека на основе повсеместного внедрения новейшей компьютерной техники, которое позволит перейти к максимально индивидуальному обслуживанию.

Созданные в последние десятилетия схемы, концепции и теории исторического развития появились тогда, когда информационная революция и новейшие высокие технологии стали реальностью. Компьютеризация определяет новый цивилизационный поворот. Информационные процессы, затрагивая все стороны постиндустриального общества, формируют принципиально иную систему жизнедеятельности этого общества, ее контроля и совершенствования. Все чаще встречается такое понятие как информационное общество.

Американский исследователь Дж. Несбитт в одной из своих работ замечал: теперь ясно, что постиндустриальное общество это информационное общество. Создание, хранение и распространение информации главная тенденция современности. Информацию Несбитт считает наиболее важным стратегическим ресурсом и в настоящее время, и особенно в будущем. Развивая основные идеи своей теории, Несбитт дает широкое описание цивилизационных процессов, показывает перемены в образе жизни, в системе ценностных установок и ориентаций. Он вскрывает некоторые долгосрочные тенденции будущего человечества, которое представляется ему сложным, неоднозначным, но обреченным на оптимистическую логику развития.

В конце XX в. были сформулированы и пессимистические теории относительно перспектив цивилизационного развития. Американский ученый Самуэль Хантингтон в 1996 г. опубликовал книгу «Схватка цивилизаций и переустройство мирового порядка». В ней утверждается, что будущее человечества будет определять конфронтация цивилизаций. Он выделил четыре цивилизации: китайскую, индийскую, мусульманскую и западную. Они возникли на основе мировых религий буддизма, индуизма, ислама и христианства. По мнению Хантингтона, современная западная цивилизация воспринимается другими цивилизациями как слишком агрессивная. К тому же меняется баланс сил: мощь западной цивилизации убывает, и набирают силу другие цивилизации, прежде всего исламская. Ожидается, как утверждает Хантингтон, что к 2025 г. мусульманский мир составит одну треть населения земли. По Хантингтону в будущем человечество ждет схватка цивилизаций.

Таким образом, со времени первых теоретических исследований по проблемам цивилизации в этой области достигнут значительный прогресс. По мере усложнения цивилизационных реалий появлялись все более совершенные теории.

Заключение


Таким образом, подводя итог вышеизложенному, можно утверждать, что во многих работах исследователей цивилизация - это скорее всего некий интуитивный образ, чем логически выверенная категория. Если принять во внимание, что основания для выделения и классификации цивилизаций самые различные, если иметь в виду, что одновременно используется несколько взаимосвязанных между собой значений слова, то тогда станет очевидным, насколько сложно оперировать этой категорией в строго научном плане.

В целом можно сказать, что цивилизация начинается там, где совершается переход к сельскому хозяйству, ведут оседлый образ жизни, устанавливают определенную форму управления и осваивают письменность.

Список использованной литературы




  1. Есин А.Б.Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в систематическом изложении: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 216 с.

  2. Кузык Б. Н., Яковец Ю. В. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее: В 2 т. / М.: Институт экономических стратегий, 2006.,Т. 1: Теория и история цивилизаций. — 768 с.

  3. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах.- М.:Центр, 2001 г.

  4. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов/Сост.Б.С. Ерасов. — М.:Аспект Пресс, 1998 г.— 556 с.

  5. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций М.: ООО «Издательство АСТ», 2003 г. – 603 с.

  6. Ю.В. Яковец Глобализация и взаимодействие цивилизаций. –М.: ЗАО "Изд-во "Экономика"", 2003. –441 с.

Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации