Программа дисциплины - Логика - файл n1.doc

Программа дисциплины - Логика
Скачать все файлы (77.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc78kb.31.03.2014 21:59скачать

n1.doc

Национальный исследовательский университет –

Высшая школа экономики
Факультет Философии


Программа дисциплины
ЛОГИКА

для направления  040100.62 «Социология» подготовки бакалавра

Автор Пащенко Т. В.

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


«Философия» онтологии, логики и теории познания

Председатель Кашников Б.Н. Зав. кафедрой В.Н. Порус
_____________________________ _____________________________ «_____» __________________ 200 г. «____»_____________________ 200 г


Утверждена УС факультета

мировой экономики

Ученый секретарь
_________________________________

« ____» ___________________200 г.

Москва

Пояснительная записка

Основные цели и задачи курса: ознакомление студентов бакалавриата социологии с формами и приемами рационального познания, создание у них общего представления о логических методах и подходах, используемых в области их профессиональной деятельности, формирование практических навыков рационального и эффективного мышления.

Логика тесно связана с целым рядом других дисциплин – как гуманитарных (философия, психология, риторика), так и математических (алгебра, комбинаторика, теория множеств, теория вероятностей). Она создает у студентов почву для восприятия широкого спектра абстрактно-теоретических знаний, развивает навыки самостоятельного мышления, обеспечивает более глубокое изучение других учебных курсов.

В процессе изучения логики студенты должны получить знания об основных принципах и понятиях логики, понять сущность применяемых в ней методов, узнать законы и правила различных логических теорий, а также основные ошибки, связанные с их нарушением.

Они должны научиться логически корректно использовать концептуальный аппарат своей науки, грамотно готовить и анализировать документы, четко и ясно формулировать суть возникающих в процессе профессиональной деятельности проблем, правильно выдвигать и эффективно проверять гипотезы (версии), доказательно строить свои публичные выступления.

В ходе учебного процесса студенты должны получить практические навыки решения различных логических задач и упражнений, четкого и ясного формулирования своих мыслей, построения выводов и доказательств, определений и классификаций, опровержения логически некорректных умозаключений.

Рекомендуется использование большого количества практических примеров, активное и постоянное стимулирование эвристического мышления студентов при помощи разного рода парадоксов, головоломок, моделирование нестандартных познавательных ситуаций.

Тематический план учебной дисциплины


пп

Название темы

Всего

часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

1.

Природа логического знания.

12

2

2

8

2.

Дедуктивная логика.

36

8

8

20

3.

Индуктивная логика.

22

4

4

14

4.

Теория понятий и определений.

28

4

4

20




Итого:

108

18

18

72


Формы рубежного контроля

и

структура итоговой оценки

Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:


Базовый учебник

Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. М.Форум – Инфра-М, 2009.

Содержание программы
Тема I. Природа логического знания.
Возникновение логики. Логика как наука. Основные формы и приемы рационального познания. Истинность мыслей (суждений) и формальная правильность рассуждений (умозаключений). Значение логики в формировании логической культуры и научных убеждений. Логическая культура будущего специалиста как необходимое условие успеха в профессиональной деятельности.

Понятие логической формы. Логическое следование и логическая истинность. Логические законы. Логические теории.

Логика и язык. Язык как знаковая система. Смысл и значение знака. Виды знаков. Естественные и искусственные языки.

Литература

Базовый учебник:

Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. М., 2009. С.12-41

Основная:

  1. Бочаров В.А., Маркин В.И. Введение в логику. М., 2008.

  2. Ивлев Ю.В. Логика М., 2009

  3. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика. М., 2001.

Дополнительная:

  1. Войшвилло Е.К. Предмет и значение логики. М., 1960.

  2. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М., 1990.

  3. Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. М., 1991.

  4. Берков В.Ф., Яскевич Я.С. Логика и риторика: хрестоматия. Минск, 2007.


Тема II. Дедуктивная логика.
Классическая логика высказываний. Язык и семантика КЛВ. Основные законы КЛВ. Логические отношения между формулами КЛВ. Основные способы умозаключений КЛВ, их использование в дискуссиях.

Силлогистика. Состав и виды простых атрибутивных высказываний. Язык и семантика силлогистики. Логические отношения между атрибутивными высказываниями. Непосредственные умозаключения. Простой категорический силлогизм. Энтимемы и полисиллогизмы, их роль в аргументации.
Литература

Базовый учебник:

Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. М., 2009. С.42-87, 172-206

Основная:

  1. Бочаров В.А., Маркин В.И. Введение в логику. М., 2008.

  2. Ивлев Ю.В. Логика М., 2009

  3. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика. М., 2001.

Дополнительная:

  1. Арно А., Николь П. Логика или искусство мыслить. М., 1997. С. 141-234.

  2. Лукасевич Я. Аристотелевская силлогистика с точки зрения современной формальной логики. М., 1959.

  3. Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. М., 1991.

  4. Берков В.Ф., Яскевич Я.С. Логика и риторика: хрестоматия. Минск, 2007.


Тема III. Индуктивная логика.
Понятие гипотезы. Научная гипотеза. Гипотетико-дедуктивный метод.

Дедукция и индукция как способы познания. Роль индуктивных умозаключений в научном познании. Ограниченность индукции. Понятие вероятности. Возникновение вероятностной индуктивной логики.

Обобщающая индукция. Полная и неполная индукция. Понятие выборки. Статистическая и нестатистическая индукция.

Исключающая индукция. Понятие о причинной зависимости. Методы установления причинных зависимостей. Умозаключения по аналогии. Аналогия свойств и аналогия отношений. Принципы научной аналогии.

Логические основы опросов общественного мнения.
Литература

Базовый учебник:

Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. М., 2009. С.265-324

Основная:

  1. Бочаров В.А., Маркин В.И. Введение в логику. М., 2008.

  2. Ивлев Ю.В. Логика М., 2009

  3. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика. М., 2001.

Дополнительная:

  1. Лебедев С.А. Индукция как метод научного познания. М., 1980.

  2. Минто В. Дедуктивная и индуктивная логика. С.-П., 1995.

  3. Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. М., 1991.

  4. Берков В.Ф., Яскевич Я.С. Логика и риторика: хрестоматия. Минск, 2007.


Тема IV. Теория понятий и определений.
Понятие как форма мысли. Общая характеристика понятий. Виды понятий. Отношения между понятиями по объему. Обобщение и ограничение понятий. Деление и классификация. Правила деления.

Определение и приемы, сходные с ним. Явные и неявные определения. Контекстуальные и неконтекстуальные определения. Реальные и номинальные определения. Правила определения.
Литература

Базовый учебник:

Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. М., 2009. С.207-264

Основная:

  1. Бочаров В.А., Маркин В.И. Введение в логику. М., 2008.

  2. Ивлев Ю.В. Логика М., 2009

  3. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика. М., 2001.

Дополнительная:

  1. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления. М., 1989.

  2. Горский Д.П. Определение. М., 1985.

  3. Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. М., 1991.

  4. Берков В.Ф., Яскевич Я.С. Логика и риторика: хрестоматия. Минск, 2007.



Возможные задания для контрольной работы


  1. Определить к каким видам относится данный знак.

  2. Перевести высказывание на язык КЛВ, определить вид формулы.

  3. Определить в каком вспомогательном отношении находятся два высказывания.

  4. Определить вид правильного умозаключения.

  5. При помощи таблиц истинности проверить правильность рассуждения.

  6. Осуществить все возможные непосредственные умозаключения.

  7. Проверить правильность силлогизма.

  8. Проверить корректность энтимемы.

  9. Определить к какому виду правдоподбных рассуждений относится данное.

  10. Указать, к каким видам относится данное понятие.

  11. При помощи кругов Эйлера установить отношения между фактическими объемами понятий.

  12. Обобщить понятие.

  13. Ограничить понятие.

  14. Произвести операцию деления понятия.

  15. Указать к каким видам относится определение.

  16. Проверить корректность определения.



Вопросы для оценки качества освоения дисциплины





  1. Предмет формальной логики, ее значение.

  2. Язык как знаковая система. Виды знаков.

  3. Классическая логика высказываний, ее язык (алфавит, определение формулы, определение логического следования).

  4. Таблицы истинности: тождественно-истинные, тождественно-ложные и выполнимые формулы.

  5. Классическая логика высказываний: отношения между высказываниями.

  6. Основные способы правильных умозаключений КЛВ.

  7. Основные законы классической логики высказываний.

  8. Общие сведения о силлогистике и ее язык (алфавит, определение формулы, определение логического следования).

  9. Семантика позитивной силлогистики. Понятие распределенности терминов.

  10. Законы позитивной силлогистики. Отношения между высказываниями по логическому квадрату.

  11. Позитивная силлогистика: выводы по логическому квадрату и обращение.

  12. Негативная силлогистика, ее язык (алфавит, определение формулы, определение логического следования).

  13. Негативная силлогистика: превращение, противопоставление S, противопосталвление Р, противопоставление S и Р.

  14. Простой категорический силлогизм: фигуры, состав, правила терминов.

  15. Простой категорический силлогизм: модусы правильные и неправильные, правила посылок.

  16. Корректная энтимема. Алгоритм восстановления в силлогизм энтимемы, в которой пропущена одна из посылок.

  17. Некорректная энтимема. Алгоритм восстановления в силлогизм энтимемы, в которой пропущено заключение.

  18. Обобщающая нестатистическая индукция: полная и неполная.

  19. Обобщающая статистическая неполная индукция, две ее разновидности.

  20. Понятие о причинной зависимости.

  21. Методы установления причинных зависимостей.

  22. Аналогия, ее виды. Принципы научной аналогии.

  23. Понятие. Его содержание и объем. Закон обратного отношения.

  24. Виды понятий.

  25. Отношения между объемами понятий. Круги Эйлера.

  26. Операции обобщения и ограничения понятий.

  27. Деление. Правила деления. Виды деления.

  28. Классификация.

  29. Определение и приемы, сходные с определением.

  30. Явные определения, их виды.

  31. Неявные определения, их виды.

  32. Определения реальные и номинальные, контекстуальные и неконтекстуальные. Принцип соразмерности.


(Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу)

Автор программы: ____________________________/ Ф.И.О./

(должность, с какой (Подпись)

кафедры, ученое звание,

степень)
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации