Влияние среды образовательных учреждений на формирование духовно-нравственной культуры подростков - файл n1.doc

Влияние среды образовательных учреждений на формирование духовно-нравственной культуры подростков
Скачать все файлы (190.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc191kb.31.03.2014 20:36скачать

n1.doc

  1   2


ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Социально-гуманитарный факультет

Заочная форма обучения

Специальность: социальная работа

Регистрационный номер:______________________

Дата регистрации:____________________________


Курсовая работа по педагогике
«Влияние среды образовательных учреждений на формирование

духовно-нравственной культуры подростков»

Выполнила: студентка 2 курса

заочной формы обучения СГФ

учебная группа СР – 21

Рочева Анастасия Анатольевна

№ зачетной книжки 090061

Проверил:

Оценка____________
Подпись преподавателя____________

Дата проверки

__________2010 г.
Киров 2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время значительно усилился педагогический интерес к проблемам нравственности. И этот факт не случаен. В результате социально-экономических, политических и культурных реформаций в обществе происходят необратимые изменения, которые оказывают существенное влияние на подрастающее поколение. Отсутствие четких нравственных ориентиров, снижение уровня духовной культуры — всё это реальность, которая окружает современных подростков. Нынешнее молодое поколение воспитывается в принципиально иных условиях, нежели прежнее.

Проблема заключается в том, что у подрастающего поколения отсутствует ориентация на непрерывное духовно-нравственное развитие. Это вызывает необходимость переосмыслить деятельность, отношения, имеющиеся образцы и нравственные нормы поведения современного школьника подросткового возраста, в связи с чем появляется необходимость ориентации подростка еще в условиях школы на развитие нравственных качеств в сфере его учебной деятельности.

Поскольку фундаментом становления личности современного молодого человека является его духовно-нравственная зрелость, то основанием моделирования учебно-воспитательного процесса в школе должна стать активизация школьников — растущего поколения на выявление и развитие их духовно-нравственного потенциала.

Тема выявления, развития и реализации духовного потенциала является крайне важной в практическом и идейно-теоретическом отношениях. Человеческий потенциал только отчасти представляет собой нечто данное человеку от рождения – в значительной мере он формируется, развивается в процессах социализации и воспитания личности.

Таким образом, социальная актуальность и педагогическая значимость проблемы развития духовно-нравственного потенциала подростков очевидны.

В настоящее время педагогической общественностью бурно обсуждается вопрос о том, каким быть нравственному образованию, о месте и роли религии и, в частности, православия в нём.

Проблемой исследования является изучение педагогических условий для духовно - нравственного воспитания подростков в процессе учебной деятельности, а также определение места духовно - нравственной культуры в структуре содержания образования.

Цель работы определить влияние среды образовательных учреждений на формирование духовно-нравственной культуры подростков.

Объектом исследования работы является процесс формирования духовно-нравственной культуры подростков под влиянием среды образовательных учреждений.

Предметом изучения работы является среда образовательных учреждений, влияющая на формирование духовно-нравственной культуры подростков.

Для достижения поставленной цели работы определены следующие задачи:

1) Изучить процесс формирования духовно-нравственной культуры подростков;

2) Определить влияние среды образовательных учреждений на формирование духовно-нравственной культуры подростков;

3) Изучить методику определения уровня сформированности духовно-нравственной культуры подростков под влиянием среды образовательных учреждений;

4) Разработать рекомендации по формированию духовно-нравственной культуры подростков в среде образовательных учреждений.

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и литературы.

I Глава: Теоретические аспекты влияния среды образовательных учреждений на формирование духовно-нравственной культуры подростков

1.1 Особенности формирования духовно-нравственной культуры подростков

С точки зрения аксиологического и антропологического подходов базовыми, сущностными характеристиками личности являются духовность и нравственность, связанные с мотивационной сферой внешне (нравственность) и внутренне (духовность).

Нравственная культура - показатель того, насколько глубоко требования нравственности воплотились в поступках личности, в ее поведении. [7]

Нравственность (мораль) - совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе на основе общественного мнения. [7]

Духовность - обязательное наличие созерцательности, подотчетность совести, попытка личности найти высший смысл своего существования, соотнести свою ограниченную во времени жизнь с непреходящими ценностями, с вечностью, т.е. с Богом. В центре духовности находятся высшие моральные ценности. [7]

Личность человека является продуктом и субъектом социальных отношений, включающих в себя и нравственные отношения, в которых формируется и проявляется его нравственная сущность как совокупность определенных нравственных качеств. Нравственные качества, определяя нравственную культуру человека, являются основными, системообразующими компонентами в структуре личности человека, обусловливают не только направленность всех его отношений, но и внешние проявления его характера. Поэтому в этике характер человека определяется как совокупность нравственных качеств личности, являющихся объектом моральной оценки и предметом нравственного воспитания, а понятие личности включает в себя специфические нравственные качества и свойства человека, формирующиеся в процессе общения и деятельности людей.

Нравственность конкретного человека есть освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведение, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести. [10, 263]

Нравственное сознание человека в единстве с его эмоциональной сферой и поведением представляет собою сложное явление. Оно складывается из первичных нравственных представлений, которые в течение жизни усложняются и обогащаются, интегрируются в нравственные понятия. Однако сердцевиной человеческой нравственности является нравственное чувство, переживания, совесть. Безнравственный индивид может иметь достаточно ясные представления о нормах нравственности. Но человек не может быть безнравственным, если у него развито нравственное чувство, способность к моральным переживаниям и мучениям совести. Нравственное чувство неразрывно связано с нравственным идеалом, идеальным представлением о поведении человека, его отношении к жизни. Совершенное, активное, творческое исполнение моральных требований общества и есть нравственный идеал. [10, 265]

На путях движения к нравственному идеалу подростки, юноши и девушки переживают нравственные искания, осуществляют поиски самих себя, познание своей сущности, определение своего места в сложных, противоречивых нравственных отношениях, познание себя, определение нравственной позиции, проявление нравственной воли. Нравственные искания постоянно ставят школьников перед нравственным выбором в большом и малом между принципиальным и беспринципным поведением.

Формирование основ нравственной культуры школьников осуществляется в системе нравственного воспитания в условиях школы, семьи, общества. [14, 454]

Важнейшей психологической характеристикой подросткового возраста является интенсивное нравственное формирование личности, формирование нравственного сознания, овладение морально-этическими нормами поведения. В подростковом возрасте происходит не только физическое созревание, но и заметное созревание личности, которое осуществляется под влиянием окружающей действительности, в процессе учебно-воспитательной работы школы, под идейным руководством воспитателей и коллектива.

Подростковый возраст - это возраст начала интенсивного формирования мировоззрения, нравственных убеждений, принципов и идеалов, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в своем поведении. Если, будучи младшим школьником, он чаще действовал по непосредственному указанию старших - учителей и родителей, - либо под влиянием своих случайных и импульсивных побуждений, то теперь для него основное значение приобретают собственные принципы поведения, собственные взгляды и убеждения.

Учителю, воспитателю надо иметь в виду, что именно в этом возрасте закладываются основы нравственного сознания. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность.

Но именно потому, что этот возраст является возрастом интенсивного нравственного развития, надо помнить, что порой в сознании подростка могут сформироваться (иногда совершенно неожиданно для педагога) нравственные понятия и убеждения, противоречащие тем, которые воспитателю хотелось бы внедрить в сознание школьника. [8]

В тесной связи с формированием убеждений и мировоззрения складываются и нравственные идеалы подростков. Эти идеалы являются достаточно глубокими, содержательными, действенными и служат своеобразным моральным эталоном, на который подросток равняет свое поведение. У младшего подростка идеалом обычно служит какой-либо конкретный человек, в котором подросток видит воплощение высоко ценимых им качеств. Чаще всего это родители, учителя, товарищи, герои любимых книг и кинокартин. У подростков старшего возраста в качестве идеалов начинают выступать и обобщенные образы как совокупность идеальных качеств. [8]

Очень важно, чтобы в закономерном процессе постоянной устремленности подростка к самостоятельности и независимости формировались и закреплялись существенные нравственные ориентиры. Именно в подростковом возрасте создаются благоприятные возможности для воспитания ценностных ориентаций, тех нравственных координат, которые составляют основу нравственного формирования личности.

Надо учитывать, что в подростковом возрасте уже не может быть бездумного подражания примеру окружающих. Именно в опыте собственной жизни и поступков вырабатываются моральные оценки, усваиваются, закрепляются нравственные суждения, понимание моральных норм и требований - все, что составляет основу нравственных убеждений подрастающего человека.

Вместе с тем нравственные суждения подростка нередко неопределенны, неустойчивы, а иногда и ошибочны. Сплошь и рядом он отождествляет упорство и упрямство, смелость и лихачество, гордость и заносчивость. Это приводит к ошибочным поступкам. Убежденность, основанная на истинных знаниях, требует от подростка собственных решений и определенных поступков. Хорошо, если подросток не только на словах осуждает грубость и несправедливость, но и вступается за слабого, за несправедливо обиженного. [13, 112]

Но не так уж редко между нравственными знаниями и поведением подростка обнаруживается разрыв: хорошо знал и понимал сущность моральных требований, он поступает вопреки им. Глубоко убежденный в том, что лгать нехорошо, он лжет, чтобы избежать наказания. Горячо осуждая несправедливость, не находит в себе смелости выступить против более сильного обидчика и до поры до времени старается остаться в стороне.

Все факторы, обуславливающие нравственное становление, и развитие личности школьника, можно разделить на три группы: природные и биологические, социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой и целенаправленными влияниями школьник социализируются, приобретают необходимый опыт нравственного поведения.

Однако, несмотря на то, что на нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, следует отметить, что решающую роль в этом процессе играют педагогические, так как они наиболее управляемые. Такое значение педагогического влияния придается еще и потому, что они более целенаправленны на выработку определенного рода отношений. [15, 195]

Изучение теоретических источников в области социологии, философии, психологии и педагогики позволило также установить факторы, которые оказывают воздействие на развитие нравственности подростков в условиях реформации российского социума.

Итак, к группе негативных факторов следует отнести:

К группе позитивных факторов относятся:

Убежденность в преобладании позитивных факторов над негативными в их воздействии на нравственное развитие подростков настраивает на оптимистическую оценку перспектив этого процесса с учетом и тех неучтенных позитивных тенденций, которые проявляются в различных сферах нашей жизни. Общество, которое понимает причины социокультурного отставания и видит возможные пути преодоления противоречий развития, уже делает шаг вперед в создании высокого потенциала духовной культуры подрастающего поколения. Под потенциалом понимается наличие средств, которые могут быть использованы для достижения определенной цели или решения какой-либо задачи. [9]

Психологически обоснованной и педагогически оправданной является установка на формирование у подростков нравственных конструктов, занимающих доминирующее положение в структуре личности и определяющих их собственный моральный опыт.

В процессе становления и развития личности подростка выделяют три этапа, которые рассматривают и как уровни развития личности подростка.

Первый этап – усвоение нравственных ценностей на основе знаний, представлений и понятий. Развитие устойчивой внутренней мотивации поступков, деятельности, оценок.

Второй этап – формирование устойчивой системы ценностно-смысловых регуляторов действий, поступков и оценок через проведение с учащимися бесед, диспутов, игр, просмотров и обсуждений фильмов, практическую деятельность.

Третий этап – оперирование имеющимися знаниями о нравственных ценностях в различных жизненных ситуациях. Постоянное соотнесение себя, своей деятельности и жизненных планов с окружающим миром. [1]

В духовной жизни общества особое значение приобретают нравственные отношения, регулирующие отношения молодого поколения.

Нравственность – неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение существующих норм, правил и принципов поведения. Они находят выражение в отношении к обществу, коллективу и отдельным людям, самому себе, труду и результатам труда.

При разработке теории и практики нравственного воспитания необходимо учитывать, что это общественное явление должно быть объяснено в научной теории, реализация которой на практике осуществляется с помощью методов воспитательной работы. Таким образом, понятие «нравственное воспитание» имеет три функциональных аспекта: социальный, теоретический и практический. Нравственное воспитание как социальное явление выполняет общественную функцию. Его задачей всегда являлась передача подрастающим поколениям накопленного обществом опыта. [1]

Специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий.

Развитие морального сознания подростка происходит через восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании подростка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение и таким образом формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор подростка собственных поступков. Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому.

Процесс нравственного становления зависит от возраста, подчиняется общим закономерностям возрастного развития. Вместе с тем это процесс индивидуального развития, в котором проявляется своеобразие и неповторимость личности.

Индивидуальное своеобразие заключается также в большей или меньшей податливости воспитательному воздействию, в скрытности или открытости мотивов поступков, в богатстве и яркости чувств, в характерных способах поведения. Но это не противоречит тому, что у каждого подростка следует воспитывать единство убеждений и поведения. [2]

Основой нравственности человека являются нравственные качества, которые определяют его моральный облик, делают внутренне свободным и социально ценным во всех сферах общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора и саморегуляции поведения, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственную культуру.

Таким образом, подростки активно проникают в социальную жизнь общества, устанавливают с ней определенные связи и взаимоотношения, постигают смысл деятельности и поступков. В данный возрастной период происходит чрезвычайно интенсивное усвоение ребенком этических правил, норм и принципов, формирование связанных с ними нравственных привычек поведения и нравственных качеств личности.

Изменение социальной ситуации развития ребенка обусловливает необходимость воспитания определенной совокупности нравственных качеств его личности, которые позволили бы ему быстро адаптироваться в новых социальных условиях и служили бы основой для дальнейшего нравственного воспитания.

Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность – вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности.


1.2 Влияние среды образовательных учреждений на формирование духовно-нравственной культуры подростков

Повышение роли школы в воспитании подрастающих поколений теснейшим образом связано с теми социальными и производственно – экономическими изменениями, которые происходят в развитии современного общества.

Школа стала выполнять основные функции в общеобразовательной подготовке и всестороннем развитии учащихся. Школа располагает квалифицированными кадрами педагогов и строит учебно-воспитательную работу на научно-педагогической основе.

Учитывая то, что в ряде случаев родители не обладают необходимыми знаниями в области педагогики и психологии. Учителя призваны оказывать им надлежащую научно-методическую помощь, способствовать повышению культуры семейного воспитания. [1]

Переход школы на новый государственный образовательный стандарт образования предполагает кропотливую работу педагогических коллективов по развитию личности школьника. Роль учителя в формировании высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России приобретает особое значение. В этой ситуации учитель не только должен быть глубоко убежден в необходимости формирования нравственного самосознания, но и должен иметь четкое представление о путях и способах выполнения этого социального заказа. [9]

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. Перед школой стоят ответственные задачи, связанные с нравственной подготовкой подрастающего поколения к участию в труде, характер которого существенно изменится в условиях научно-технической революции. Современный процесс обучения направлен на то, чтобы школьники не только усваивали определенную сумму знаний, но и овладели умением самостоятельно ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации. Это требует приведения методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В школе нравственное воспитание осуществляется в тесной связи и взаимодействии с трудовым. Учебный процесс, производственная практика тесно связаны с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.

В процессе обучения происходит систематическое приобщение к нравственным знаниям. Важным источником их накопления является знакомство школьников с окружающей средой: туризм, экскурсии по городу, на производство. [4]

Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Формы работы разные: это может быть рассказ учителя, этическая беседа.

Важное значение для идейного и нравственного формирования школьников имеет не только содержание, но и организация учебного процесса. Н.К.Крупская считала, что и в учебе, и в труде следует учиться работать коллективно. Для этого необходимо познавательную деятельность учащихся строить как коллективную. Организация коллективной и групповой форм учебной деятельности возможна на уроках по всем предметам, но особенно на уроках труда, лабораторных, практических, факультативных занятиях.

Организация учебного процесса, формы оценки знаний, оценочные суждения, характеризующие отношения школьников к учению и своим товарищам, у вдумчивого учителя направлены на то, чтобы сильные стороны каждого ученика были осознаны им самим и его товарищами. Это создает благоприятное эмоциональное состояние школьника в коллективе, что является одним из условий его успешного нравственного развития. [11, 165]

Формирование нравственного опыта школьников не может быть ограничено только их учебной деятельностью. Становление и развитие личности предполагает ее активное участие в общественно-полезном труде. Посильный труд ребят вливается в труд страны: школьники участвуют в охране природы, помогают в уборке урожая и т.д. В посильном труде воспитывается отношение к труду как важнейшей жизненной необходимости, потребность трудиться на благо общества, уважение к людям труда, бережное отношение к народному достоянию. Включаясь в общественно-полезный труд, школьники испытывают на себе нравственное и идейное влияние жизни трудовых коллективов и их социальных отношений.

Характерной особенностью организации школьного нравственного воспитания в настоящее время является осуществление его в соответствии с научно разработанной программой, в которой предусматривается реализация принципа преемственности.

Формирование нравственной самостоятельности осуществляется на всех ступенях обучения.

Воспитательный процесс строится таким образом, что в нем предусматриваются ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Моральные ситуации для школьников всех возрастов ни в коем случае не должны быть представлены или выглядеть как обучающие, или контролирующие, иначе их воспитательное значение может быть сведено на нет.

Результат нравственного воспитания проявляется в отношениях школьников к своим обязанностям, к самой деятельности к другим людям. [5, 148]

Значимое влияние на становление нравственности ребенка оказывают специфика организации учебной деятельности и нравственность окружающих взрослых. Поэтому формирование нравственной личности является задачей образовательных учреждений, является социальным заказом для психолого-педагогической науки.

Современная организация педагогического воздействия на нравственное развитие учащихся ограничивается личностью педагога, не предусматривая специальных технологий обучения и воспитания, организации образовательной среды.

Нравственность является сущностной характеристикой человека, мерой его человечности. Однако она биологически не предопределена, а социально обусловлена. Ее наличие и характеристики зависят от социальной среды личности, в которой доминирующими являются окружающая образовательная и общественная среда личности.

Исследования современных факторов нравственности личности показывают, что не экономические, не жилищные и материальные условия не влияют на ее развитие у детей. На становление нравственности ребенка достоверно значимое влияние оказывают специфика организации учебной деятельности и нравственность окружающих взрослых.

Сточки зрения педагогической теории процесс нравственного воспитания в школе представляет собой совокупность целенаправленных и последовательных действий ученического и педагогического коллективов. Под понятием “педагогические действия” подразумеваются влияния, организуемые и получаемые учеником и коллективом в процессе учебно-воспитательной работы. Все эти влияния, а также их результаты, отражающиеся во взглядах и поведении, взаимосвязаны и выступают в совокупности, обеспечивающей, как и непосредственное, так и опосредованное воздействие на личность школьника. Поэтому важнейшими компонентами структуры процесса воспитания, как указывает А.Н. Леонтьев, являются процессы, идущие как бы навстречу друг другу. “Один из них, - подчеркивает он, - есть процесс воздействия объекта на живую систему, другой – активность самой системы по отношению к воздействующему объекту”.

Качественная сторона педагогических действий в процессе нравственного воспитания выражается в их силе и стойкости, а качественная сторона изменений в облике и характере личности проявляется в степени ее убежденности, которая реализуется в различных видах деятельности, формах отношения и поведения. [11, 254]

В процессе овладения знаниями у учащихся развивается сознание, формируются основы научного мировоззрения, школьники осмысливают нравственные понятия. В то же время нравственное развитие детей оказывает большое влияние на формирование у них правильного отношения к учебе и к труду; воспитание дисциплинированности, организованности, чувства долга и ответственности и других моральных качеств в большой степени определяет успешное овладение знаниями, активное участие в общественной жизни, в трудовой деятельности. В свою очередь, участие в общественно полезном труде способствует формированию важнейших нравственных качеств личности: ответственного отношения к труду, дисциплинированности, заботы об общественной собственности, принципиальности. [6, 167]

В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.

К проблеме нравственного развития личности учащихся особенно часто стали возвращаться в нашей стране в последние годы. Некоторые положительные сдвиги в экономическом положении страны позволили обратиться не только к материальным, но и к духовным проблемам общества. Сегодняшняя реальность российского общества заставляет бить тревогу о катастрофическом снижении уровня духовности населения, особенно молодого. Это положение привело к тому, что сегодня мы снова возвращаемся к вопросу формирования нравственной личности подрастающего поколения. Данная проблема становится приоритетной для современной российской школы. Целью воспитания объявляют нравственность министерства и региональные отделы образования. Однако для воплощения данная цель должна иметь конкретные очертания, а процесс - реальные критерии и средства. Педагоги должны знать конечный результат своей деятельности и критерии ее оценки, а научные деятели определиться с содержанием этого психологического феномена. [9]

Таким образом, проблема ценностных ориентаций особую актуальность приобретает в отроческие годы. У подростка впервые пробуждается интерес к своему внутреннему миру, который проявляется в самоуглублении и размышлении над собственными переживаниями, мыслями, кризисе прежнего, детского отношения к самому себе и к миру, негативизме, неопределенности, крушении авторитетов. В подростковый период осуществляется переход от сознания к самосознанию, «выкристаллизовывается» личность. Поэтому возникает задача такой целостной организации образовательного пространства, которая создавала бы условия для наполнения внутреннего мира подростка ценностным содержанием. Особая роль в ее решении принадлежит духовно-нравственному воспитанию, направленному на формирование эмоционально-мотивационной сферы личности.

II Глава: Практическое обоснование влияния среды образовательных учреждений на формирование духовно-нравственной культуры подростков

2.1 Изучение методики определения уровня сформированности духовно-нравственной культуры подростков под влиянием среды образовательных учреждений

Определение критериев, разработка методики выявления нравственной воспитанности учета и оценки поведения, деятельности школьников – важнейшее условие диагностики и совершенствования воспитательной работы с детьми.

Рассмотрим методику определения уровня сформированности нравственности у подростков.

Первый этап связан с изучением начального состояния предмета для дальнейшего его преобразования, с уточнением содержания основных положений экспериментальной программы, утверждением плана образовательной деятельности, с выбором адекватных форм, методов и приемов развития духовно-нравственного потенциала подростков.

Результаты констатирующей диагностики, выявляющий уровень нравственной воспитанности подростков позволили установить, что представления подростков о нормах нравственности отличаются расплывчатостью. Большинство школьников в экспериментальной (51%) и в контрольной (56%) группах в ситуациях нравственного выбора оперировали преимущественно эгоистическими побуждениями. Учащиеся не отличались чуткостью, внимательностью, приветливостью в отношениях друг с другом. Нравственная самооценка школьников была преимущественно завышенной; отмечены случаи, когда подростки с излишней самокритичностью относились к своей персоне; процент подростков с адекватной самооценкой был небольшой. Нравственная оценка подростками своих сверстников была нейтральной (65%), доброжелательной (15%) и недоброжелательной (20%). От подростков в классе можно было услышать недобрые шутки, неуместные комментарии в адрес одноклассников, т.е. в отношении друг к другу у подростков наблюдалась, если применять терминологию, принятую в психологии, косвенная агрессия. Иными словами, подростки проявляли агрессию, которая окольными путями направлена на другого человека (насмешки, злые реплики). Учителя, работающие с детьми, осознавали необходимость работы в направлении духовно-нравственного воспитания, выделяли его значимость.

Таким образом, очевидна необходимость специальной организации педагогической работы, которая была бы направлена на раскрытие и развитие духовно-нравственного потенциала школьников подросткового возраста.

В ходе осуществления второго этапа работы была разработана и интегрирована в практику учебно-воспитательного процесса серия занятий «Уроки морали». Основные цели и задачи соответствовали тем требованиям, которые были поставлены в ходе эксперимента.

«Уроки морали» – это практический курс по развитию духовно-нравственных потенций подростков, рассчитанный на творческий процесс познания детьми нравственных норм. Занятия ведутся в увлекательной форме. Они эмоциональны, методически разнообразно построены, насыщены игрой, творчеством, деятельностью, упражнениями, педагогическими задачами. Все это сочетается с необходимым чувством меры, без морализирующего воздействия на школьников. Учитель побуждает ребенка постигнуть и почувствовать важность человеческих отношений, определить свою моральную позицию в различных жизненных ситуациях, поупражняться в нравственном выборе собственного поведения. Все усилия педагога направлены на опосредованное включение ребенка с помощью различных методических приемов в мир духовно - нравственных категорий.

Цель курса – развитие потенциала школьников с позиций нравственной сферы. Практическая задача учебно-исследовательской работы через беседы, ситуации, ролевые игры, занятия – ввести учащихся в «мир морали», создать условия для становления у них осознанного отношения и поведения. Именно с осознанности своей позиции, своей оценки, своего поведенческого шага начинается культура человека как стиль его мышления, поведения, действия.

Задания, используемые в ходе занятий, вырабатывают у подростков понимание общности некоторых проблем, а совместное решение этих проблем во время игры помогает лучше усваивать социальные нормы и роли, которые соответствуют их полу, возрасту и социальному статусу.

Итак, задачи курса «Уроки морали»:

  1. Формировать у учащихся навыки нравственного поведения в повседневной жизни;

  2. Развивать умение осуществлять самоконтроль за своим эмоциональным состоянием в ходе общения;

  3. Учить видеть свои недостатки и уметь их исправить, избавляться от других дурных привычек и способствовать формированию полезных;

  4. Развивать у школьников навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, учителями, родителями и другими окружающими людьми;

  5. Вырабатывать умение «быть в мире с собой»;

  6. Воспитывать интерес к окружающим людям;

  7. Раскрывать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.

Основные формы обучения детей: развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры); наблюдение; анализ заданных ситуаций; рассказы учителя и рассказы детей; сочинение историй; беседы; мини-конкурсы; игры-соревнования.

Разработанная серия уроков нацелена на формирование у подростков способности к осмыслению собственных поступков, стремления к нравственной самооценке, потребности в этической рефлексии.

Что касается специальных методик в логике духовно-нравственных занятий с детьми, то они позволяют фиксировать процесс развития нравственных знаний детей, опыта поведения, эмоциональных реакций на состояние другого человека и степень продвижения или изменения в ценностных ориентациях личности. Этому служат такие методики, как: «духовный дифференциал», «продолжи предложение», «творческий рассказ», «мой выбор», педагогические задачи и т.д. В качестве методик изучения могут быть использованы игры, также включенные в канву нравственных занятий.

На заключительном этапе исследования были проведены «срезы», целью которых являлось установление результатов после проведенной работы с учащимися экспериментального класса.

Основным методом для оценки эффективности педагогической работы, проведенной со школьниками, стал анализ знаний и качеств личности подростков среднего школьного возраста. Сравнивались полученные на начальном и заключительном срезах данные по критериям:
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации