Культурология - файл n1.doc

Культурология
Скачать все файлы (87 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc87kb.31.03.2014 19:32скачать

n1.doc



Содержание

Введение

3

Глава 1. Понятия «языки культуры», «тексты культуры», «культурный код», «культурные символы»

4

Глава 2. Динамика культуры. Антропогенез, социогенез и культурогенез

7

2.1 Динамика культуры

7

2.2 Антропогенез

7

2.3 Социогенез

9

2.4 Культурогенез

10

Глава 3. Закономерности развития культуры, традиции и инновации

11

Заключение

13

Список литературы

14

































Введение

Культурология-это наука о культуре. Предметом культурологии являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей. Культурология изучает предпосылки и факторы, под влиянием которых, формируются и развиваются культурные интересы и потребности людей, исследует их участие в создании, приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей. Культурология изучает культурную жизнь в различных обществах, стремясь выделить особенности и достижения, основных культурно-исторических типов.

Глава 1. Понятия «языки культуры», «тексты культуры», «культурный код», «культурные символы»
Как известно, культура, начинаясь с организации, порядка, ри­туала, упорядочивает (структурирует) окружающий человека мир. Когда речь идет о символах, о знаках, всегда возникает воп­рос: знак-чего, символ-чего? Этот вопрос означает, что рас­крыть смысл этих понятий можно лишь в том случае, если анали­зировать их отношение к чему-то третьему, к оригиналу, который может не иметь (и чаще всего не имеет) ничего общего по физи­ческим, химическим и иным свойствам с носителем отражения. Человеческая культура начинается там и тогда, где и когда появляется способность сознания к символизации. Знаки и сим­волы, писал Эрнст Кассирер, «принадлежат двум различным дис­курсивным вселенным: сигнал (Э. Кассирер употребляет этот тер­мин как синоним знака) есть часть физического мира бытия, символ же представляет собой часть человеческого мира значе­ния. Символ не только универсален, но и предельно изменчив. Знак, или сигнал, соотносятся с вещью, к которой они отсылают». Итак, знак-это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Символ-одно из самых многозначных понятий в культуре. Изначальный смысл этого слова-удостоверение личности, ко­торым служил simbolon-половинка черепка, бывшая гостевой табличкой. Символ в культуре-универсальная, многозначная категория, раскрывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла. Переходя в символ, образ становит­ся «прозрачным», смысл как бы просвечивает сквозь него. «Я на­зываю символом всякую структуру значения, писал Поль Рикер, где прямой, первичный, буквальный смысл озна­чает одновременно и другой, косвенный, вторичный, иносказа­тельный смысл, который может быть понят лишь через первый. Этот круг выражений с двойным смыслом составляет собственно герменевтическое поле». Повседневная жизнь человека наполнена символами и знака­ми, которые регулируют его поведение, что-то разрешая или запрещая, олицетворяя и наполняя смыслом. В символах и знаках проявляется как внешнее «я» человека, так и внутреннее «я», бессознательное, данное ему от природы. К. Леви-Стросс утверждал, что нашел путь от символов и знаков к бессознательной структуре разума и, следовательно, к структу­ре Вселенной. Единство человека и Вселенной одна из самых древних и загадочных тем в культуре. Приближение к загадке, однако, лишь увеличивает ее таин­ственность. Но это ощущение таинственности и есть «самое прекрасное и глубокое переживание, выпадающее на долю чело­века». Это переживание, по мнению А. Эйнштейна, лежит в основе религии и всех наиболее глубоких тенденций в искусстве и науке. Тот, кто не испытал этого ощущения, кажется ему «если не мертвецом, то во всяком случае слепым». Загадочны цвет, звук, слово, число, загадочно то, что они отражают-явления природы и человеческого сознания. Смыслы культуры-это то содержание, которое не может быть выражено непосредственно и однозначно. Смысл может быть понят как то, что обеспечивает всеобщее сцепление значений знаков данного языка. Смыслы имеют несколько уровней:

1) самым поверхностным уровнем смысла является так назы­ваемый здравый смысл. Этот смысл уже проявившийся на уровне сознания, рационализированный и общепринятый. Он совпадает со значением и выражается словесным (вербаль­ным) способом;

2) самым глубинным уровнем смысла является непроявленное содержание, связующее человека с миром ценностей, законов, образцов поведения данной культуры. Если все феномены культуры рассматривать как факты ком­муникации, как сообщения, то понять их можно, лишь в соотне­сении с каким-то посредником, потому что связь знаковых систем с отражаемой ими реальностью не является непосред­ственной. Поэтому и необходима система особых смыслоразличимых признаков-кодов культуры.

Само понятие «код» появилось впервые в технике связи (теле­графный код, код Морзе), в вычислительной технике, математи­ке, кибернетике, генетике (генетический код). При этом под кодом понимается совокупность знаков, и система определенных правил, при помощи которых информация может быть предста­влена в виде набора этих знаков для передачи, обработки и хра­нения. Код-модель правила формирования ряда конкретных сооб­щений. Все коды могут быть сопоставлены между собой на базе общего кода, более простого и всеобъемлющего. Сообщения, культурный текст могут открываться разным прочтениям в зави­симости от используемого кода. Код позволяет проникнуть на смысловой уровень культуры, без знания кода культурный текст окажется закрытым, непонятным, невоспринятым. Человек будет видеть систему знаков, а не систему значений и смыслов. Основной код культуры должен обладать следующими харак­теристиками:

1)самодостаточностью для производства, передачи и сохра­нения человеческой культуры;

2)открытостью к изменениям;

3)универсальностью.

В доолимпийских культурах важнейшим культурным кодом выступала система имен. Для первобытного человека действия с предметами были равносильны действиям со словами, а пото­му имя составляло существенную часть его самого. В его предста­влении личные имена необходимо сберегать и хранить в тайне, поскольку враг может магическим путем воздействовать на него через имя. Весьма распространенным было явление, когда каж­дый мужчина, женщина или ребенок племени, кроме имени, которое употреблялось в житейском обиходе, имели еще и тай­ные имена, известные старейшинам и посвященным. Тот же обычай сохранился и в более поздние времена, например, в Древнем Египте. У египтян было два имени: истинное (или большое) и доброе (или малое). Первое хранилось в глубочайшей тайне, второе было известно всем. Такого рода табу на имя связано с тем, что имя действительно отражало социокультурную значимость и положение человека в данном обществе, поскольку в доолимпийских культурах систе­ма имен представляла собой механизм кодирования и обновле­ния культуры, когда имя-это сама информация, а не этикетка; посредством имени, возможно, осуществить реальные манипуля­ции с предметом. Культурные универсалии-понятия, выражающие те черты культурных явлений, которые встречаются в любых культурах: древних и новых, малых и больших. Они выражают те характе­ристики культурного опыта, которые значимы для любой культу­ры (огонь, вода, смех, слезы, труд и т. п.).
Глава 2. Динамика культуры. Антропогенез, социогенез и культурогенез
2.1 Динамика культуры.

Динамика культуры описывает изменения или модификацию черт культуры во времени и пространстве. К ней относятся средства, механизмы и процессы, которые описывают изменение культуры.

Культурная динамика бывает:

Также культурные изменения различаются по месту и длительности:

Источниками культурной динамики являются:

Каналами распространения культурного опыта являются торговый обмен, туризм, миграция, колонизация, миссионерство, шпионаж и т. д. Процесс целенаправленного заимствования культурных ценностей носит селективный (избирательный) характер. Перенимаются только те культурные ценности, которые:

Также процесс культурного заимствования зависит от характера и интенсивности культурных контактов. Общество создало систему культурным учреждений, которые сохраняют, передают и аккумулируют культурный опыт. В частности, к таким источникам знаний относятся музеи и библиотеки, школы и университеты.

2.2 Антропогенез-процесс порождения человека.

Известно, что ближайшими биологическими предшественниками человека были животные, и, в частности, человекообразные обезьяны, приматы. И действительно, у человека и животных очень много общего-тело, конечности, органы чувств (зрения, слуха, вкуса) и т. д. В то же время, человек неким образом отличается от животных: конечности его тела-это не лапы, а ноги и руки; его органы чувств-глаза, уши-подобны, но более развиты, чем у его ближайших предшественников. Когда и откуда появились эти различия? Что представляют эти различия? Долгие века во взгляде на проблему происхождения человека господствовала теологическая, богословская точка зрения, берущая своё начало в Библии, согласно которой человека создал бог. В 1654 году архиепископ Джеймс Ушер Ирландский (1581-1656) подсчитал, что бог сотворил человека из глины точно в 9 часов утра 23 октября 4004 года до рождества Христова и, таким образом, к 1999 году человек насчитывал 6003 года своего существования. Правда, русское православие считает, что архиепископ Ушер ошибся, и точкой отчёта надо считать 5508 год до рождества Христова, а человеку в настоящее время исполнилось 7507 лет. С той поры, когда были проделаны эти расчёты, прошло не так уж много исторического времени. Но взгляды на время появления человека разительным образом изменились. Расчёты, сделанные генетиками по ДНК, показали, что наши животные предки отделились совместно с шимпанзе от линии развития горилл примерно 7,7-11 млн.лет назад. От линии шимпанзе отделение произошло около 5,5-7,7 млн.лет назад, и где-то около 3-2,6 млн.лет назад начинается процесс становления человека как существа, отличного от его животных предков. Примерно такую же цифру дают и данные археологии. Открывателем первобытной культуры считается Жак Буше де Перт-французский археолог-любитель. С 1825 года осуществлял ряд раскопок в устье реки Соммы в Абвиле (Прованс). О найденных им каменных орудиях первобытного человека он рассказал в 1846 году в книге, где отстаивал правомерность новой области истории-археологии первобытного общества. С той поры прошло несколько десятков лет, и другой историк-археолог-Луис Сеймур Базетт Лики открывает в Африке места древних стоянок, в окрестностях ущелья Олдувай. Сам Лики родился в Южной Африке. Это был первый белый новорождённый в окрестностях Найроби, которого видели члены местного племени Кикуйо. Это их так поразило, что на него сходились посмотреть все местные вожди. При этом, выражая своё почтение, они плевали на младенца, таким образом, передавали ему «жизнь» и удачу. Наверное, плевки сделали своё дело, и в 1972 году Л. Лики удаётся открыть в Африке самые древние орудия из камня, созданные трудом человека. Они насчитывали 2,0-2,5 млн.лет. Потом его последователи делают находки, возраст которых определяется в 2,8-3 млн.лет, что близко к данным генетики. Если говорить о месте человека в живой природе, то он относится к млекопитающим, к отряду приматов (от латинского слова первый). К этому отряду относят полуобезьян, обезьян и человека. В этом отряде приматов выделяется семейство гоминид (от лат. homo-человек). Это семейство объединяет современного человека с его ближайшими предками. В составе этого семейства выделяется род собственно человека, род Homo. Сюда относят все ископаемые формы и современного человека. Но есть исследователи, которые выделяют в роде Homo два вида: человека современного вида-человека разумного, Homo sapiens-и объединяемые в один вид ископаемые находки ископаемого, или примитивного, человека-Homo primigenius, или Homo erectus (человек прямоходящий). Антропологи выдвинули гипотезу о двух скачках в процессе антропогенеза. Первый произошёл при формировании семейства гоминид, он характеризуется появлением мышления и языка и подводит к образованию самого человека. Второй скачок связан с появлением самого человека, он характеризует процесс образования «готовых» людей из людей формирующихся, что сопровождается изменениями в строении человека и его культуре. Таким образом, современный человек образует собой вид sapiens рода Homo, относящегося к семейству гоминид отряда приматов.

2.3 Социогенез.

Это процесс появления новой, отличной от природы, реальности, разительным образом воздействующей на человека, вызывающей его антропогенез. Появление социальной жизни связано с производством орудий труда. Вначале это были примитивные каменные рубила, которые постепенно совершенствуются человеком. Человек становится в той мере человеком, поскольку он создаёт «вторую природу»- свои производительные силы и формы отношений между людьми, возникающие по поводу их производства. Не следует забывать, что человек, его телесная организация, умения и навыки, которые он накопил и передаёт по наследству, сами являются производительными силами, то есть имеют социальную природу. Но социальную природу имеют и формы отношений между людьми в общине, в отличие от природных, биологических связей в стаде. Таким образом, социальная реальность, создаваемая возникающими людьми, включает в себя:

В отношении к природе, то есть в развитии производительных сил, важное место занимают средства труда-«не только мерило развития человеческой рабочей силы, но и показатель тех общественных отношений, при которых совершается труд». Именно их развитие образует то ядро, изменения в котором, как волна по водоёму, передаются на всё общество. В средствах труда ведущую роль играют орудия труда. В процессе социогенеза основным материалом, из которого изготавливались орудия труда, был камень. Кроме камня, первобытный человек использовал и дерево, и кость, и шкуры животных, но они хуже сохраняются, и проследить их эволюцию труднее. Целесообразное использование орудий труда для получения нужных человеку продуктов образует трудовую деятельность. Эта деятельность всегда осуществляется в определённой общественной форме, во взаимодействии людей друг с другом. Всегда наблюдается единство производительных сил, ядро которых составляют средства труда, и общественных отношений людей, важнейшими из которых являются производственные отношения. Это единство образует способ производства, в зависимости от которого находятся другие виды деятельности, формы отношений и сознания людей.

2.4 Культурогенез

Различные виды людей сменяли друг друга не мгновенно. Старые и новые их разновидности долгое время существовали подчас на одной территории, по соседству. Так, по схеме, предложенной И. К. Ивановой, архантропы почти 300 тысяч лет сосуществовали с австралопитеками (включая Homo habilis). Соответственно, палеоантропы почти 50 тысяч лет сосуществовали с архантропами. Около 10-15 тысяч лет неоантропы сосуществовали с палеоантропами. Это означает, что не было природной неизбежности их исчезновения. И действительно, существуя на протяжении сотен тысяч лет, вид без видимых природных причин вдруг прекращает своё существование. Почему? Единственным фактором, который мог в таком случае определить судьбу вида, является социальный фактор. Но социальные причины также имеют исторический характер воздействия. Начав процесс изменения природы человека, они не могут прекратить своего влияния. Значит, дело не просто в социальных факторах, а в тех из них, которые мы связываем с культурой. Именно культурные изменения могут сохранить (или устранить) те социальные факторы, которые позволяют становящемуся человеку «проскочить» на новый виток эволюции, подняться ещё на одну ступеньку социального прогресса. И это был не просто социальный, а социально-культурный прогресс. Именно культура отбирает, сохраняет, развивает далее те социальные характеры, которые наиболее полно соответствуют потребностям человека как рода и индивида.
Глава 3. Закономерности развития культуры, традиции и инновации
Наука, собственно говоря, приобретает зрелую форму, когда углубляется в понимании своего предмета до уровня закона. Открытие закона-вершина, предел мечтаний любого учёного. Закон-это объективная, необходимая, повторяющаяся, существенная связь между явлениями. Закон-это, прежде всего объективная связь. Это означает, что она присуща самой действительности, которая развивается по своим, независимым от сознания, правилам, и более того, требует, чтобы наше сознание отражало, учитывало в познании эти тенденции. Закон-это и необходимая, а не случайная связь. Эта связь возникает с неизбежностью при наличии соответствующих условий независимо от наших желаний, воли, от того, познали мы эти условия или нет. Закон-это и повторяющаяся связь. Она повторяется вновь и вновь, как только возникнут условия для её действия. Закон-это не любая связь, а существенная, между сущностями, на уровне сущностей. В этом плане закон не обнаруживает себя явно, открыто в явлении, но требует соответствующего понимания, осмысления, формулировки, освобождающей его от вторичных, несущественных признаков. Культурология, также как и любая другая наука, стремится к выявлению законов. Чаще всего она имеет дело с закономерностями. Закономерности-это явления, характеризующиеся действием группы законов, каждый из которых требует ещё своего открытия, или не до конца познанные законы. Среди многообразных закономерностей, которые характеризуют культуру и которые стремится открыть культурология, мы можем выделить определенную их систему. Эту систему образует ряд закономерностей:

1. Общесоциологические. Они связаны с тем, что культура есть общественное, а не природное явление. Более того, культура есть часть общества, имеющая свои собственные, отличные от целого общества, закономерности.

2. Общеформационные. Эти закономерности связывают культуру с определённой формой общественной жизни, придающей ей специфику как форме общества, определяемой содержанием общественной жизни.

3. Конкретно-формационные. Эти закономерности определяются законами действия конкретной общественно-экономической формации-рабовладельческой, феодальной, капиталистической и др. Культура рабовладельческой формы общества в чем-то отличается от культуры феодализма. Например, при феодализме устанавливается определенная иерархия в системе ценностей, отражающая иерархию феодальной собственности. При рабовладении система ценностей строится иначе, по линии свободный-раб.

4. Цивилизационные закономерности в развитии культуры. Они связаны с действием закона общественного разделения труда. В соответствии с формами, которые принимает этот закон в жизни общества, выделяется ряд культур: «дикости», «варварства», «цивилизации».

5. Закономерности развития отдельных сфер культуры (материальной, духовной) и видов культуры (экономическая, политическая, философская, религиозная и др.). Таким образом, мы выделили пять групп закономерностей, которые влияют на культуру, придавая ей объективное, повторяющееся, необходимое, существенное содержание.

Заключение

Знакомство с мировой культурой-неотъемлемая часть интелектуального потенциала тех, кому предстоит в недалеком будущем принимать решения, повлиять на социально-экономическое развитие нашей страны, включая экономику, политику, культуру. Важнейшая задача культурологов-анализ процессов и тенденций социокультурной среды современности. Одна из основных проблем культурологической науки-вопросы теории и истории мировой культуры. Курс культурологии дает понимание того, что любая материально-практическая, научная и иная деятельность человека вне культуры невозможна так же, как невозможна без культуры и сама жизнь человека.


Список литературы
1. «История культуры. Конспект лекций», Дорохова М.А. (2008)

2. «Культурология» (учебник), Багдасарьян Н.Г. (2001)

3. «Культурология» (учебник), Солонина Ю.Н., Кагана М.С. (2007)

4. «Культурология» (учебное пособие для вузов), Г.В. Драча (2007)

5. «Культурология» (учебник), Эренгросс Б.А., Апресян Р.Г., Ботвинник Е.А. (2007)

6. www.alleng.ru

Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации