Методы научных исследований на примере интервью - файл n1.doc

Методы научных исследований на примере интервью
Скачать все файлы (138.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc139kb.31.03.2014 19:08скачать

n1.doc

  1   2   3   4
Методы научных исследований на примере интервью


Содержание


Введение 3

1. Интервью как метод научного анализа 3

2. Классификация интервью 4

3. Правила проведения интервью 7

4. Методика и техника проведения интервью 11

5. Примеры вопросов для проведения интервью 13

6. Практика 17

Заключение 19

Литература 20



Введение


В современном прагматичном мире прикладные исследования играют все более значимую роль. В Федеральном законе от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» даны понятия фундаментальных и прикладных научных исследований.

Фундаментальные научные исследования – это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды.

Прикладные научные исследования – это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Иными словами, они направлены на решение проблем использования научных знаний, полученных в результате фундаментальных исследований, в практической деятельности людей.

Ряд исследований может носить смешанный фундаментально-прикладной характер. В частности такими являются в большинстве своем правоведческие исследования.

Если говорить о психологии, социологии и юриспруденции, то в них прикладные исследования настолько часто востребованы практикой, что без таких исследований не существовали бы ни судебная система, ни педагогика, ни политическая деятельность. В этой связи анализ проблемы прикладных исследований в перечисленных предметных областях актуален.

Один из наиболее действенных методов прикладных исследований в социологии, психологии и ряде других наук, касающихся исследования общества – метод интервью. Анализу действенности этого метода, исследованию проблем, возникающих в ходе его практического применения, посвящена настоящая работа.

При обсуждении проблемы рассматривается понятие интервью, как исследовательского научного метода, теоретические подходы к интервью, а также практический подход. Дающий возможность выявить интерес и возможности человека при определении его профессиональной ориентации.

1. Интервью как метод научного анализа


«Интервью – это беседа интервьюера с респондентом по определенному плану. Интервью может проводить сам исследователь или его помощники. Интервьюер, пользуясь вопросником, планом, бланком или карточкой, задает вопросы, направляет беседу, фиксирует ответы опрашиваемых»1.

Интервью относится к вербально-коммуникативным методам. «Вербально-коммуникативные методы — группа психологических и, в частности, психодиагностических методов на основе речевого (устного или письменного) общения»2. Интервью относят к качественным методам исследований. С.А. Белановский указывает область применения интервью в научном исследовании. Так. он пишет, что после того, как гипотезы исследования сформулированы, тесты разработаны и проверены, объем репрезентативной выборки установлен с помощью методов математической статистики, формальная логика в исследованиях становится приоритетной. Однако «…на начальном этапе, когда гипотезы еще не сформулированы и методический аппарат не разработан, на первое место выдвигаются неформализованные методы, позволяющие получить первичную (и достаточно глубокую) информацию об объекте, которая послужит исходной базой для дальнейшего уточнения и проверки. Среди таких способов получения объективных первичных данных о характере изучаемых социальных явлений выделяется метод свободного интервью»3. Автор отмечает, что специфика метода интервью заключается в том, что исследование социальной реальности осуществляется не прямо, а опосредовано личностью опрашиваемого. С точки зрения интервьюера респондент - это включенный наблюдатель или “первичный исследователь”, изучивший и осмысливший (нередко с удивительной глубиной и точностью) ту социальную действительность, с которой он определенную часть жизни находился в непосредственном контакте. Получение и фиксация добытого таким образом знания является главной целью интервьюера.

Одна из основных трудностей, которая при этом возникает, состоит в том, что респондент зачастую не осознает границ, своей компетентности. На практике интервьюер постоянно сталкивается с фактом, что люди охотно рассуждают о тех вопросах, в которых они заведомо некомпетентны. Поэтому интервьюер должен уметь различать в сознании респондента зону компетентности и зону некомпетентности.

2. Классификация интервью


Классификация интервью - выделение по определенному основанию различных видов интервью.

Наиболее распространенным основанием классификации является степень формализованности, что позволяет выделить главные виды интервью. Степень формализованности интервью, степень свободы его участников представляют собой принципиальное основание классификации с точки зрения определения познавательных возможностей этого метода. Различают несколько видов интервью - от полностью свободной беседы с опрашиваемым до полностью формализованной процедуры опроса. Свободное интервью, т.н. клиническое, психоаналитическое, наибольшее применение нашло в психиатрии, откуда и берет начало. Оно не имеет заранее подготовленного плана и сформулированных вопросов. Задается лишь тема интервью. Формулирование вопросов, уточнение и развитие темы, определение длительности беседы и последовательность вопросов оставлены на усмотрение интервьюера (свободное интервью чаще всего проводят сами социологи). Данные свободного интервью с большим трудом поддаются математической обработке. Поэтому оно не применяется при массовых опросах, а чаще всего используются при опросах экспертов, на стадии разведывательного исследования перед проведением основного опроса, с целью ознакомления с объектом, уточнения методик, опросников.

Глубинное интервью - слабоструктурированная личная беседа интервьюера с респондентом в форме, побуждающей последнего к подробным ответам на задаваемые вопросы.

Достоинства глубинных интервью: с помощью глубинных интервью можно получить более полную информацию о поведении человека, о причинах такого поведения, его глубинных мотивах, что не всегда возможно в фокус-группе, где респонденты оказывают давление друг на друга и сложно определить, кто именно дал тот или иной ответ. Проводится по специально подготовленному плану, в форме неформальной беседы, которая записывается для последующего анализа на аудио-носители. Глубинное интервью заключается в последовательном задании квалифицированным интервьюером респонденту группы зондирующих вопросов, в целях понимания, почему он ведет себя определенным образом или что он думает об определенной проблеме. Респонденту задаются вопросы по исследуемой теме, на которые он отвечает в произвольной форме. При этом интервьюер задает вопросы типа: "Почему вы ответили подобным образом?", "Можете ли вы обосновать вашу точку зрения?", "Можете ли вы привести какие-то специальные аргументы?". Ответы на подобные вопросы помогают интервьюеру лучше понять ход мыслей респондента.

Глубинное интервью отличается от свободного тем, что здесь, кроме общей темы, беседы, заранее задается определенный круг вопросов, на которые следует получить ответы. Стратегия ведения беседы, последовательность и формулировки вопросов оставлены на усмотрение интервьюера. Глубинное интервью применяют для зондажа общественного мнения относительно четко очерченного круга вопросов, в разведывательном исследовании, при изучении мотивов и ориентации опрашиваемых. Свободное и глубинное интервью различаются не столько по степени формальности, сколько по сферам их применения. Материалы глубинного интервью подвергают содержательному, качественному анализу.

Фокусированное (направленное) интервью отличается от предыдущих главным образом тем, что ставит целью изучение мнений относительно конкретно заданной ситуации. Внимание опрашиваемых как бы "фокусируется", направляется на определенный, предварительно выбранный социологом фрагмент действительности: явление, ситуацию и т.п. Им может быть художественное произведение, кинофильм, театральная постановка.

В фокусированном интервью опрашиваемые сначала знакомятся с объектом, который становится предметом обсуждения во время интервью.

Фокусированное интервью представляет еще одну степень в формализации процедур методики. Отличительной чертой его является предварительный анализ ситуации, в которую вовлекаются опрашиваемые. Обсуждение проводится по "горячим следам" с группой опрашиваемых, либо по одиночке.

Интервью с открытыми вопросами проводится с применением плана, который подготавливает заранее социолог. План интервью представляет собой набор открытых вопросов, расположенных в определенной последовательности. Интервьюер должен строго придерживаться плана интервью, последовательности вопросов и их формулировок. От него требуется полностью и внятно зачитывать помещенные в плане интервью вопросы и дословно, без искажений записывать ответы. Иногда при этом прибегают к помощи стенографии или магнитной записи. Интервью с открытыми вопросами применяют при опросах экспертов, телефонных опросах, а такжев пробных (пилотажных) исследованиях с целью апробации анкет, опросных материалов, разработки вариантов ответов на закрытые вопросы.

Интервью с закрытыми вопросами, или стандартизированное интервью, - это формализованная процедура опроса, приближающаяся к анкетированию с помощью анкетера. Формализованность заключается главным образом в стандартизации плана интервью. Подготовленный социологом опросник фактически представляет собой анкету с преимущественно закрытыми вопросами. Если вопросы закрытые, опрашиваемому остается лишь выразить свое согласие с одним из вариантов ответов. Если в свободном или фокусированном интервью интервьюер является в определенной степени свободным исследователем, то здесь он лишь исполнитель-информатор. Поведение его строго регламентировано, он не должен отклоняться от заданной последовательности вопросов, менять формулировки, задавать дополнительные вопросы.

Стандартизированное интервью - наиболее распространенный вид из приведенных выше. Классическим примером его является опрос при переписях населения. Социологи иногда используют термин "полу стандартизованное интервью", имея в виду, что в опроснике имеются также и открытые вопросы4.

Экспертное интервью - представляет собой беседу на тему исследования со специалистом определенного рынка. В качестве таких специалистов выступают респонденты, имеющие определенный высокий статус (часто занимающие какую-либо руководящую должность) и обладающие компетентностью в изучаемой области. Интервью проводится в соответствии с заранее определенным списком вопросов и позволяет получить мнение эксперта по кругу тем.

Личные интервью /face-to-face/ - опрос в форме личной структурированной беседы между интервьюером и респондентом, в ходе которой интервьюером заполняется анкета или бланк интервью. Данный метод дает наиболее точную информацию, когда опросный инструментарий  разрабатывается на основании и с учетом результатов «качественных» методов.

Личные интервью проводят опытные специалисты, поэтому профессионально проведенное личное интервью, не утомляет респондента и обеспечивает полноту и достоверность ответов на вопросы анкеты.5.
  1   2   3   4
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации