Ситников А.В. Влияние православия на институты власти и гражданского общества в современной России - файл n1.doc

Ситников А.В. Влияние православия на институты власти и гражданского общества в современной России
Скачать все файлы (154.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc155kb.31.03.2014 18:43скачать

n1.doc

  1   2
На правах рукописи 
СИТНИКОВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ 


Влияние православия на институты власти и гражданского общества 
в современной России 

Специальность 09.00.14 – Философия религии и религиоведение 
Автореферат 
диссертации на соискание ученой степени 
доктора философских наук 
Москва - 2012 

Работа выполнена на кафедре философии Московский государственного института международных отношений (университета) МИД России


Научный консультант: доктор исторических наук, профессор, 
профессор кафедры философии МГИМО (У) МИД России 
Зубов Андрей Борисович 

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор, 
профессор кафедры философии религии и рели-гиоведения Санкт-Петербургского государствен-ного университета 
Чумакова Татьяна Витаутасовна 

доктор философских наук, профессор, 
профессор кафедры философии Российской ака-демии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Ксенофонтов Владимир Николаевич 

доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Московского городского уни-верситета управления 
Бабочкин Петр Иванович 

Ведущая организация: Владимирский государственный университет 
им. А.Г. и Н.Г. Столетовых 

Защита состоится «____» мая 2012 г. в ___ часов на заседании диссер-тационного совета Д-504.001.11 при Российской академии народного хо-зяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 119606, г. Москва, пр-т Вернадского, 84, ____ учебный корпус, ауд. _____. 

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации 


Автореферат разослан «___» апреля 2012 г. 


Ученый секретарь 
диссертационного совета Семедов С.А. 


Введение 
Актуальность исследования. За последние двадцать лет в России про-изошла трансформация институтов власти, началось становление институтов гражданского общества. Были предприняты попытки либерально-демократических преобразований политических институтов и отношений между государством и обществом. Большинство граждан в начале 1990-х гг. были убеждены в ценности демократии, разделяли представления о ней как о наиболее эффективной и стабильной форме правления. Образцом общест-венного устройства считалась западная модель. Однако постепенно процесс демократизации в России стал сворачиваться. В начале XXI в. в политическом пространстве все отчетливее стала проявляться «вертикаль власти». Единый центр власти, при котором исполнительная, законодательная и судебная ветви играют лишь функциональную роль, существовал и во времена Российской империи, и в Советском Союзе. Сегодня вопрос демократизации, появления открытой конкурентной модели политической системы, конкурентных выборов по-прежнему остается актуальным. 
Среди различных факторов, обуславливающих воспроизведение традици-онных для России властных отношений, не второстепенным является и рели-гиозный. Хотя российское общество в большой степени секуляризовано, ре-лигия и сегодня оказывает существенное влияние на социально-политические ценности, продолжает играть важную роль в сфере политических символов. Для понимания успехов, неудач и направленности трансформаций базовых институтов общества, сдвигов в социальной и политической сферах важно проанализировать роль религии, и прежде всего – православия. Православие в течение веков играло ключевую роль в формировании традиционных властных отношений и специфики отношения к власти в России. Влияние православия на механизм возникновения институтов власти и структуру российского общества пока недостаточно изучено. Несмотря на значительное число работ, посвященных изучению процессов социально-политической трансформации России, систематического и развернутого анализа влияния православия на эти процессы не существует. Исследование влияния религии на эти процессы – одна из наиболее актуальных тем современного религио-ведения. 
Степень разработанности проблемы. В дореволюционной России изу-чению роли религии в социально-политических процессах уделялось большое внимание представителями основных школ и направлений социальной мысли ― от П.Л.Лаврова и Б.Н.Чичерина до М.М.Ковалевского и П.А.Сорокина. Вопросы влияния православия на социальные изменения затрагивали в своих трудах Н.Я.Данилевский, К.Н.Леонтьев, К.Д.Кавелин, П.Н.Милюков, С.Н. Булгаков и др. Большой вклад в исследование религии внесли русские философы Н.А.Бердяев, Б.П.Вышеславцев, В.В.Зеньковский, И.А.Ильин, Н.О.Лосский, Д.М.Мережковский, В.В.Розанов, В.С.Соловьёв, С.Н.Трубецкой, П.А.Флоренский, С.Л.Франк, А.С.Хомяков, П.Я.Чаадаев и др. 
В советской социологической литературе изучение религии как социаль-ного феномена было затруднено, тем не менее, существовала определенная литература на эту тему. В послесоветские десятилетия были опубликованы содержательные труды, в которых религия стала предметом научного изуче-ния. Отметим работы таких российских ученых, как Л.А.Андреева, В.В. Бибихин, О.Ю. Васильева, В.И. Гараджа, В.И. Добреньков, А.П. Забияко, Н.Н. Зарубина, А.Б. Зубов, В.Н. Катасонов, Ю.А. Кимелев, М.С. Комаров, К.Н. Костюк, А.Н. Красников, Ю.А. Левада, В.В. Локосов, Р.А. Лопаткин, С.Л. Мезенцев, Л.Н. Митрохин, Н.А. Митрохин, М.П. Мчедлов, М.М. Мчедлова, Ф.Г. Овсиенко, А.С. Панарин, М.Г. Писманик, А.М. Салмин, А.А. Радугин, Н.А. Романович, Ю.Ю. Синелина, М.А. Тарусин, Ж.Т. Тощенко, М.М. Шахнович, М.О. Шахов, В.К. Шохин, С.Б. Филатов, В.Ф. Чеснокова, Т.В. Чумакова, Е.С. Элбакян, И.Н. Яблоков и др. 
Тема влияния религии как социального института на социальные измене-ния исследовалась в работах многих классиков социологической мысли. Этими проблемами занимались такие ученые, как Р. Белла, П. Бергер, Дж. Биллингтон, П. Бурдье, М. Вебер, М. Дюверже, Э. Дюркгейм, Л. Зидентоп, Г. Зиммель, В. Зомбарт, Р. Инглхарт, Х. Йоас, Х. Казанова, С. Липсет, Т. Лукман, Н. Луман, К. Марш, Г. Спенсер, П.А. Сорокин, Р. Пайпс, Т. Парсонс, Э. Продрому, Ф. Фукуяма, С. Хантингтон, Ф. Хабермас, М. Элиаде, Х. Яннарас . За последнее десятилетие изучению влияния религиозного фактора на социальные изменения были посвящены многочисленные работы. Во многих зарубежных исследованиях уделяется особое внимание влиянию православия на социальные институты и тип по-литического режима в России . Дж. Биллингтон отмечает, что «проблема со-отношения православия и демократии в России едва ли не самая важная для выбора ее пути» . Православные ареалы не смогли развить в себе институ-циональные противовесы централизованной власти. Взаимосвязь между рус-ским православием и расположенностью к авторитаризму в подавляющем большинстве западных исследований считается очевидной, утверждается, что православие препятствует восприятию гражданами России возникших в западноевропейской цивилизации либеральных ценностей и демократических институтов. 
Объектом исследования в данной работе является российское правосла-вие, его институты, деятельность и учение. 
Предмет исследования – влияние православия на институты власти, ее легитимацию, на социальную стратификацию, а также анализ воздействия православия на гражданское общество, его элементы и структуру. 
Цель исследования заключается в выявлении влияния православия на институты власти, социальную стратификацию российского общества, а также на становление гражданского общества, его элементов и структуры. 
Постановка данной цели предполагает последовательное решение ряда взаимосвязанных задач: 
- определить теоретические и методологические основания изучения влияния православия на систему политических институтов в России; 
- изучить теоретико-методологические подходы к изучению взаимосвязи между тенденцией изменения в России ценностных ориентаций и ценност-ными системами традиционных религий России; 
- обобщить теоретические подходы к изучению религиозной ситуации в современной социологии религии и выявить особенности динамики изменения религиозной ситуации в России; 
- выявить влияние православной религиозности на социально-политическое сознание россиян; 
- проанализировать и охарактеризовать православную религию как инст-румент легитимации институтов власти в российском обществе; 
- исследовать влияние православия на социально-стратификационную структуру российского общества; 
- проанализировать какие различия между православием и западными христианскими конфессиями обусловили разность социально-политических трансформаций российского и западного обществ; 
- проанализировать практику церковно-государственных и церковно-общественных отношений в современной России; 
- рассмотреть формы деятельности и социальные функции православного прихода и иных объединений верующих, их место в структуре гражданского общества России; 
- проанализировать влияние православной религиозности на предпосылки становления институтов гражданского общества в России. 
Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретико-методологической основой данной работы служат общенаучные принципы исследования социальной реальности: принципы историзма, всесторонности, объективности, конкретности и др. Также в диссертации широко использова-ны системный подход и сравнительный анализ. Исходя из предмета и объекта проводимого исследования, в диссертации используются работы отечест-венных и зарубежных религиоведов, философов, социологов, историков, по-литологов, в которых в разной степени затронута данная проблема. Основ-ными теоретико-методологическими источниками работы являются идеи и концептуальные положения, разрабатываемые в трудах зарубежных учёных, в которых определены специфика и методологические проблемы изучения религии, в особенности П. Бергера, П. Бурдье, М. Вебера, Р. Инглхарта, Т. Парсонса, П.А.Сорокина, Ю. Хабермаса. Теоретико-методологическая ос-нова диссертации включает также и результаты работ отечественных рели-гиоведов, в которых исследовался вопрос влияния религии на институты вла-сти и гражданского общества. Диссертант опирался на известные в совре-менной отечественной науке концепции, принципы и методы исследования, разрабатываемые В.И. Гараджой, А.Н. Красниковым, В.В. Локосовым, Л.Н. Митрохиным, Н.А. Митрохиным, М.П. Мчедловым, Ю.Ю. Синелиной, М.О. Шаховым, В.Ф.Чесноковой, И.Н. Яблоковым и др. 
Эмпирическая база. Источники исследования условно можно разделить на следующие большие группы: 
1. Данные официальной статистики, законодательство Российской Феде-рации, документы органов государственной власти. 
2. Исследования религиозности населения, а также базовых ценностей и установок россиян, проводившиеся Всероссийским центром изучения обще-ственного мнения, Аналитическим центром Юрия Левады, Институтом со-циологии РАН, Институтом социально-политических исследований РАН, Институтом этнологии и антропологии РАН, а также данные «Всемирного исследования ценностей» (World Values Survey). 
3. Исследования социальной структуры российского общества и институ-тов гражданского общества, проводившиеся в 1990-2010 гг. Институтом комплексных социальных исследований РАН, Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН, Российской академией на-родного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Институ-том общественного проектирования, Государственным университетом – Высшая школа экономики и др. 
4. Исследования жизни религиозных общин и приходов, проводившиеся религиоведами, историками и социологами. 
5. Официальные, уставные и программные документы Русской православ-ной церкви, труды и выступления православных иерархов и богословов, до-кументы других религиозных организаций, документы общественных объе-динений и движений верующих. При исследовании источников автор ис-пользовал метод критического анализа. 
6. Материалы средств массовой информации, выступления и интервью общественных и политических деятелей. 
7. Собственные исследования автора, которые проводились в связи с по-ставленной целью и задачами настоящей диссертации в 2008-2009 гг. по теме: «Влияние религиозности на социально-политическое сознание россиян». 
Научная новизна диссертационной работы. Научная новизна диссерта-ционной работы определяется постановкой проблемы, недостаточно разрабо-танной в отечественной религиоведческой литературе, а также тем, что в ра-боте дана систематизация разнообразного и современного религиоведческого материала, позволяющая дать представление о воздействии православной ре-лигии на институты власти и гражданского общества в современной России. Конкретные элементы новизны заключаются в следующем: 
- предложены направления анализа влияния православия на социально-политические институты российского общества, в частности, исследование его воздействия на разработку классификации и иерархии ценностей, уста-новление видения легитимного деления социального мира и обоснования ин-ститутов власти; 
- изучена взаимосвязь между тенденциями изменения в России ценностных ориентаций и ценностными системами традиционных религий России, совместно поддерживающих основные ценностные установки, отражающие историческое наследие общества, духовные и моральные нормы и социальные идеалы; 
- представлены теоретические направления в анализе религиозной ситуа-ции и изучена динамика изменения религиозной ситуации в современной России; 
- установлено, что высокая степень религиозности способствует становле-нию негативного отношения к демократическим институтам; также установ-лено, что среди более религиозных респондентов существенно возрастает число противников культурного либерализма, выступающих за использова-ние запретительных механизмов; 
- охарактеризована специфика религиозного типа легитимации институтов власти и религиозные предпосылки формирования иерархической модели структурирования власти; раскрыт комплекс характеристик символического капитала православия; установлено, что религиозная модель легитимации способствует сакрализации власти, патернализму, появлению системы с без-условном односторонним «доверием» и отсутствием демократических ин-ститутов; 
- выявлены институциональные и ценностные особенности православия, оказывающие влияние на формирование социально-стратификационной структуры и институтов власти в российском обществе, охарактеризована модель поддержания лояльности и обоснования существующих социальных неравенств, базирующаяся на традиционных религиозных нормах и пред-ставлениях; 
- проанализированы различия православия и западных христианских кон-фессий в сфере представлений об образе жизни, трудовой этике, религиозном опыте и понимании прав человека; установлено, что ими обусловлена разница в воздействии указанных конфессий на социально-политические институты; 
- исследован комплекс представлений о власти, церковно-государственных отношениях, утверждаемый социальным учением РПЦ, выявлено, что социально-политические идеалы церкви направлены на преодоление секуляризации и «приватизации» религии, распространение в современном российском обществе православных ценностей и сохранение традиционной морали в том числе с помощью институтов государства; 
- определено, что в структуре гражданского общества церковный приход остается одним из институтов, выявлено, что традиционные социальные практики и нормы православия привели к институализации социальной ак-тивности религиозных организаций и общественных объединений верующих, появлению в России системы отношений с различными формами солидарно-сти и самоорганизации в сообществах верующих с их адаптацией к тенден-циям современного мира; 
- показано, что Церковь имеет объединяющим началом духовную связь, общность убеждений, целей и принципов, порождающих и организующих практики и условия взаимного согласования действий верующих. Этот соци-альный капитал Церкви, способствуя формированию взаимного доверия, оп-ределению взаимных обязательств и ожиданий, делает церковь одним из элементов гражданского общества. 
Положения, выносимые на защиту. Результатом проведенного исследо-вания являются следующие положения, выносимые на защиту: 
1. Анализ влияния православия на институты власти и гражданского об-щества предполагает использование разнообразных исследовательских под-ходов, в том числе исследование культурного и символического капитала православия, его воздействия на восприятие и выражение объектов социаль-ного мира, разработку классификации и иерархии ценностей, установление видения деления социального мира, конструирования социальной реальности, а также исследование обоснования Церковью легитимности делений и институтов власти. 
2. Тенденция изменения в России ценностных ориентаций массового соз-нания, аналогичная тем, которые происходят в высокоразвитых странах, где все большее значение начинают приобретать ценности самовыражения, сдерживается традиционными религиями России, обладающими собствен-ными ценностными системами и особыми системами взглядов, обладающими долговечностью и устойчивостью. Негативное восприятие верующими мировоззренчески нейтрального государства, нацеленного на модернизацию и демократизацию, связано с традиционными социальными идеалами и ожи-даниями, сформированными в предшествующие века, с позиций которых не-приемлемы секулярные основоположения общественной морали, рациональ-ные демократические принципы государственного устройства и легитимации власти. 
3. При трансформации ценностей религии России продолжают совместно поддерживать основные традиционные ценностные установки, духовные и моральные нормы, а также социальные идеалы, отражающие историческое наследие общества. Институционализация межрелигиозного взаимодействия основных российских конфессий на уровне глав и институционализация ре-лигиозной практики в границах этнических общностей и разделение сфер влияния между основными религиями в этих границах позволяет минимизи-ровать конкуренцию в религиозной сфере и ограничить последствия религи-озного плюрализма. 
4. По мере возрастания воцерковленности россиян их социально-политическое сознание становится более консервативным, возрастает значе-ние традиционных культурных ценностей, неприятие культурного либера-лизма и принципов либеральной демократии. Они чаще склоняются к ис-пользованию запретительных механизмов. В то же время взгляды на идеаль-ное политическое устройство общества по мере возрастания воцерковленно-сти среди респондентов изменяются мало. 
5. Символический капитал православия, способствуя сохранению симво-лического порядка, обеспечивает религиозную составляющую легитимации власти, утверждая традиционный институциональный порядок - неконку-рентную политическую модель с безусловным односторонним к ней «дове-рием». Ситуация пребывания в демократическом обществе чужда духовному и культурному опыту православия, которое развивалось в мире, где монархи-ческое государство органически сочеталось с неконкурентной политической культурой и патерналистским обществом. Закрепление этого политического идеала в современном православии препятствует включению церковных структур в общественную жизнь страны и влиянию православия на общество в целом. 
6. Православная церковь в течение многих веков оказывала значительное влияние на формирование и легитимацию стратификационной структуры российского общества и его политических институтов. Благодаря функции поддержания символического порядка Церковь способствовала символиче-скому укреплению стратификационных делений. Православные ценности, символы, практики и представления о власти создавали основу для признания как данности складывающихся социальных порядков и существующих социальных неравенств. В современной России данные функции начинают все более утрачивать значимость и, вместе с трансформацией социальной структуры и политической системы, обозначенная роль православия будет претерпевать существенные изменения. 
7. Имеются существенные различия в религиозном опыте, экономическом поведении, отношении к человеку и его правам в традициях восточного и за-падного христианства, которые сформировались под влиянием как внутрен-них, так и внешних по отношению к религии факторов. Эти различия в свою очередь обусловили разное влияние восточного и западного христианства на становление институтов власти и историческое развитие России и европей-ских стран. 
8. Православная церковь, следуя своему учению и традиции, стремится опираться на институты власти в своей внешней деятельности и следовать в церковно-государственных отношениях принципу симфонии, привлекая к этому другие традиционные религии. Данная практика входит в противоречие с демократическими тенденциями современного мира предполагающими, что влияние религии зависит ни столько от взаимодействия с государством, сколько от ее позиций, доверия и авторитета в гражданском обществе, а также от степени развития собственных религиозных общин. 
9. Православный приход и иные объединения верующих, являясь одним из значимых элементов в структуре гражданского общества, присутствуют в сферах социальной, образовательной, благотворительной и прочей деятель-ности. Объединения верующих, отстаивающие традиционные ценностей и религиозно-политические идеалы, права жить в соответствии со своими убе-ждениями и т.д. – выбор и самодеятельность самих граждан, сфера их само-выражения и гражданской активности. Имеет место институционализация данной деятельности верующих, ставшая возможной благодаря возникнове-нию в ряде приходов условий для реализации верующими своего творческого потенциала. 
10. Православие, имея объединяющим началом общность убеждений, це-лей и принципов, порождающих и организующих практики и условия взаим-ного согласования действий верующих, располагает совокупностью ресурсов, позволяющих состояться системе институциональных отношений взаимного распознавания и признания. Данный социальный капитал, способствующий сотрудничеству между индивидуумами и объединениями, умножению солидарности и внутреннего единства и связи групп верующих, является одной из предпосылок гражданского общества в России. 
Практическая значимость. Полученные в ходе исследования результаты имеют теоретическое и практическое значение для изучения роли религии в формировании институтов власти, социальной структуры, социально-политических процессов. В работе рассмотрена роль институтов церкви в со-циально-политической трансформации в российском обществе. Выводы дис-сертации имеют существенное значение для формирования новых теоретиче-ских подходов в российском религиоведении. Результаты исследования могут быть использованы в целях изучения институтов религии и их воздействия на социальные и политические институты. Сформулированные в диссер-тационной работе гипотезы могут послужить основой; для проведения эмпи-рических исследований по проблемам религиоведения. Практическая значи-мость работы также определяется возможностью использования ее основных положений и выводов в практике общественной и управленческой работы, в частности, при подготовке нормативно-правовых актов, концепций, программ и иных документов. Полученные в диссертационном исследовании выводы могут быть использованы в подготовке учебных курсах по религиоведению, социологии, политологии, государственному и муниципальному управлению. Результаты исследования могут быть использованы в деятельности общественных и религиозных объединений, политических партий и движений. 
Апробация результатов исследования. Основные положения диссерта-ционного исследования были изложены в виде докладов и выступлений на ряде научных конференций, в опубликованных монографии и научных стать-ях в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендуемых ВАК для опубликования научных результатов диссертаций, а также апробировались автором в научно-педагогической деятельности – при чтении учебных и спе-циальных курсов студентам МГИМО (У) МИД России, Российского право-славного института и др. 
Основные положения и результаты диссертации были представлены на различных научных и научно практических конференциях, семинарах и сим-позиумах . Аналитические разработки и выводы данного исследования ис-пользуются в работе общественных и религиозных организаций, специали-стами и экспертами органов законодательной и исполнительной власти Рос-сийской Федерации, в том числе Московского Патриархата, Общественной палаты Российской Федерации, Правительства Российской Федерации. 
Научные положения исследования отражены в публикациях автора. Дис-сертация обсуждена и рекомендована к защите на заседаниях кафедры фило-софии МГИМО (У) МИД России и кафедры государственно-конфессиональных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 
Во Введении обосновываются выбор темы, ее научная и социальная акту-альность, раскрывается степень ее разработанности, определяются основные цели и задачи исследования, формулируются присутствующие в диссертации элементы научной новизны, излагаются тезисы, выносимые на защиту, де-монстрируется теоретическая и практическая значимость работы, а также степень ее апробированности. 
В главе 1 «Влияние религии на общество и институты власти: теоре-тические основы» обосновываются методологические принципы исследова-ния объекта и анализируются теоретические подходы к его концептуализации. Параграф 1.1 «Легитимирующая роль религии» посвящен обоснованию теоретического концептуального подхода к изучению воздействия религии на институты власти и гражданского общества. Автор полагает, что любая религия может быть представлена как система, состоящая из двух взаи-мосвязанных уровней. Первый - ценностно-нормативный уровень (ценности, предписания, верования, символы, относящиеся к определенному кругу яв-лений и предметов, называемых священными). Второй уровень - поведенче-ские образцы, управляемые и регулируемые посредством ценностно-нормативного уровня. 
Полагая, что дать точное, исчерпывающее, свободное от недостатков и неточностей определение православия практически невозможно, диссертант следующим образом обозначил область исследования. В данной работе под термином православие будет пониматься устойчивый комплекс формальных и неформальных ценностей, норм, правил и идей, а также санкционируемая и поддерживаемая с его помощью регулярная долговременная социальная практика, направленная на регулирование повседневной жизнедеятельности верующих и организующая их в систему социальных статусов и ролей в сфе-ре явлений и предметов, называемых священными. В настоящей работе дан-ная сфера ограничена деятельностью Русской православной церкви. Право-славие как направление в христианстве, оформившееся на востоке Римской империи в течение первого тысячелетия н. э., и исторически распространенное наряду с русскими среди ряда иных народов Российской Федерации, а также среди греков, болгар, сербов, черногорцев, македонцев, румын, гагаузов, грузин, абхазов, осетин, молдаван, украинцев, белорусов и некоторых других, нами рассматривается только на материалах народов России. Сравнительный анализ особенностей православия различных поместных автокефальных церквей остается за рамками настоящей работы. 
Исследование Церкви предполагает рассмотрение нескольких ее аспектов. Во-первых, это деятельность и представления церковных иерархов, духовен-ства и монашествующих, а также вопросы структуры и устройства церковной организации, ее развитие и взаимоотношения с государством. Вторым и не менее важным аспектом в исследовании являются церковные приходы и иные объединения верующих. 
Церковь включена в определенную систему социальных институтов и вы-полняет важные социальные функции. Религиозный институт обычно про-возглашает цели, главным образом имеющие внутрирелигиозный смысл, ре-гулирующие отношение людей к «священному», что в свою очередь влияет на поведение людей, санкционирует определенные взгляды, деятельность, от-ношения и институты. 
Выделяют различные социальные функции религии (интегративную, ре-гулятивную, мировоззренческую, легитимирующую и т.п.). Любая религия предписывает своим приверженцам установленные стандарты поведения, обусловленные ее ценностями, заповедями, нормами. Она также организует сознание людей, вырабатывает определенную картину мира, ценности, идеалы и нормы – то, что составляет мировоззрение. В целом религия выполняет стабилизирующую роль, стремится сохранить в единстве тот социальный по-рядок, частью которого является. Определенное структурирующее значение религия оказывает на людей и в том числе, когда они не исповедуют никакой религии. Институционализированные российские конфессии распространяют свое влияние и на неверующих граждан. Религиозная самоидентификация часто осуществляется на основе соотнесения себя с определенной культурой, национальным образом жизни, в значительной мере сформировавшимся под воздействием религии. 
Понятие легитимность применяется для характеристики социального по-рядка, осознаваемого членами общества как оправданный, авторитетный, обоснованный, обеспечивающий возможность организовывать взаимодейст-вие политических акторов с минимальным использованием принуждения и насилия. Легитимность проявляется в признании власти подчиненными, их добровольном согласии ей повиноваться. Религия может взять на себя функ-цию сакрализации, абсолютизации относительного и произвольного, транс-формируя посредством своих освящающих санкций экономические и поли-тические границы и барьеры в правовые. Поддерживая символический поря-док, религия способствует сохранению политического строя, внушает и за-крепляет схемы мышления и действия, которые объективно согласуются с политическими структурами и, следовательно, способны дать этим структу-рам высшую легитимацию (П. Бурдье). Легитимирующая функция религия заключается в оправдании и узаконивании определенных общественных по-рядков, институтов и отношений как справедливых и должных. Роль ее изме-нялась в разные исторические периоды. Современная демократическая ра-ционально-правовая форма институтов власти, при которой люди следуют обезличенным правилам, нормам и принципам, в небольшой степени нужда-ется в легитимации со стороны религии. 
В параграфе 1.2 «Религия и ценностные ориентации общества» анали-зируются методологические подходы к исследованию влияния религиозных ценностей на ценностные установки общества. Т. Парсонс полагал, что в об-ществе религиозного плюрализма на центральное место выходит высокораз-витая правовая система. Одна из тенденций современности - отделение спе-цифичных религиозных норм и ценностей от конституционных прав и обя-занностей граждан. Современное государство отделяется от гражданского сообщества, а власть политических лидеров становится зависимой от под-держки широких слоев населения. Религиозная легитимизация секулярного общества частично сохраняется, но без того, чтобы государственная власть была обязана прямо осуществлять или силой навязывать религиозные цели. 
Дуализм общества и государства лежит в основе современных демократи-ческих институтов. Общество – это та сфера, которая не подлежит организа-ции по принципу верховной власти и господства. При абсолютизации госу-дарства становится невозможным осуществление свободы. Это разделение общества и государства как самостоятельных принципов организации чело-веческого общежития произошло в Новое время. Регуляция нравственного порядка, сохранение духовных идеалов и преданий переходит от государства к гражданскому обществу. То, что делало государство при помощи механиз-мов управления и принуждения, начинает осуществляться самим обществом посредством саморегуляции. 
Разработанное П.А. Сорокиным разделение на идеациональный и чувст-венный типы культуры оказались близки не только православному видению мира. Другие традиционные религии так же стремятся все сферы жизни че-ловека формировать в соответствии с религиозными традициями и канонами, при определяющем влиянии системы безусловных священных установлений. Весь спектр культурной и социальной жизни преломляется здесь через приз-му религиозного отношения к бытию. 
Православие, составляя в течение столетий с государством единую соци-альную систему, не воспринимало общество как нечто отдельное от государ-ства. Не существовало гражданского общества с его саморегуляцией нравст-венного порядка и легитимацией власти путем общественного делегирования. Православная церковь рассматривала верховную монархическую власть как сакральную, поддерживало ее свои авторитетом и выступало в роли го-сударственного мировоззрения. Такая институционализация религии в России стала возможна благодаря единству между традиционными религиями в сфере основных моральных ценностей и социальных идеалов. Идеациональ-ное мировоззрение наиболее близко не только православию, но и другим традиционным религия России. Ислам, буддизм и иудаизм также как и пра-вославие относятся к идеациональному типу, свои принципы считают исхо-дящими от сверхчувственной реальности и усматривают земную жизнь лишь как время краткого путешествия человека к вечности. 
В настоящее время традиционные религии, будучи от государства незави-симы и являясь институтами гражданского общества, осмысливают мир пре-имущественно в тех категориях, которые были выработаны внутри этих тра-диций в предыдущие исторические периоды. Представления о гражданском обществе и демократии отвергаются, поскольку несут в себе культуру, рас-ходящуюся с традиционной культурой. В диалоге с государством представи-тели религий требуют от него в основном соответствовать высшей правде и нравственным идеалам, заданным религиозными критериями. 
Приверженность значительной части населения России к традиционным религиозным ценностям играет важную роль в формировании особой системы взглядов, обладающих чрезвычайной долговечностью и устойчивостью. Она отражает историческое наследие общества даже при трансформации ценностей. Православные авторы негативно оценивают произошедшие в XIX-XX вв. перемены, полагая, что совершенствование некоторых сторон жизни – технической, политической и культурной, - сопровождается утратой многих важных ценностей и наряду с совершенствованием есть упадок и гибель, растрата «запаса нравственных навыков». 
В параграфе 1.3 «Теоретико-методологические подходы к изучению религиозной ситуации и ее особенности в российском обществе» на осно-ве некоторых разработанных П. Бергером и Ю.Хабермасом понятий прово-дится анализ положения основных российских конфессий в обществе, их взаимоотношений между собой и с государством. 
В религиоведении 60 – 70-х гг. ХХ в. господствовало убеждение, что ре-лигия в условиях модернизации полностью теряет общественную значимость, превращается в элемент частной жизни индивидуума. Государство занимает позицию беспристрастного стража принципа свободы совести. Однако современные исследователи отмечают некоторый процесс десекуляризации в настоящее время. В условиях современного мира религиозные организации продолжают играть активную роль в общественной жизни. Взаимное влияние частной религиозной и общественной сфер друг на друга во многих странах возрастает. Тем не менее, религиозные организации утратили монополию интерпретации и всеохватного формирования жизни. Сегодняшнее западное христианство исходя из собственных воззрений не стремится принудительно внедрять истины своей веры, принимает существование конституционного государства, основанного на профанной морали. Западные конфессии соглашаются с демократическим типом легитимации власти и секулярными основоположениями принятия общезначимых решений путем рационального дискурса (Ю.Хабермас). 
В современной России укоренение светских ценностей сочетается с со-хранением весомой позиции православия и других традиционных религий в обществе, которые остаются важным фактором в социальных и политических процессах в России. Одна из особенностей религиозной ситуации в России - тенденция к этнизации религии, к построению модели национальной религии. Конфессиональные идентификации, относящиеся к долговременным, воспринимаются как опора для сохранения национальных языка, культуры, традиций. Значительная часть людей с очень низким уровнем религиозности (и даже вовсе неверующие) идентифицируют себя с религиозной традицией и культурой. Тенденция к этнизации сочетается с институционализацией разде-ления сфер влияния между основными религиями. В рамках национальных границ по преимуществу сохраняются религиозные монополии, которые сталкиваются лишь с конкуренцией со стороны светского мировоззрения. Сферы деятельности конфессий определяются сложившимся религиозным выбором этнических групп. Значительная часть верующих относят себя к той или иной религии на основании национально-культурной принадлежности. 
Институционализация межрелигиозного взаимодействия основных рос-сийских конфессий в зависимости от уровня имеет разную степень. На уровне глав и представителей религиозных организаций имеют место регулярные контакты, мероприятия, общая позиция, совместное взаимодействие с вла-стью. На уровне рядовых верующих контакты носят скорее бытовой харак-тер, а у религиозных служителей (на среднем уровне) взаимодействие развито в минимальной степени. 
Социально-политическим идеалом православия является понимание его как доминанты российской государственности, расширение сферы своего влияния за пределы частной, индивидуальной жизни, преодоление секуляри-зации и «приватизации» религии, распространение своих ценностей и сохра-нение традиционной морали в том числе с помощью институтов государства. Многие верующие граждане воспринимают мировоззренчески нейтральное государство, идущее по пути модернизации и демократизации как чуждое. Их религиозный лексикон, социальные идеалы и ожидания, а также в какой-то мере и официальное церковное учение, сформированные в предшествующие века, противоречат секулярным основоположениям общественной морали и рациональным демократическим принципам государственного устройства и легитимации власти. С этим связан проявляющийся в ряде случаев де-структивный потенциал религии. В условиях, когда под влиянием глобализа-ции и социально-экономических трансформаций меняются культура и ценно-сти общества, происходит переход к ценностям самовыражения и демокра-тическим институтам, представители традиционной культуры становятся на-строены все более негативно к социальной действительности, удаляющейся от их идеала. 
В главе 2 «Православие в становлении институтов власти и страти-фикации российского общества» рассматриваются различные аспекты влияния православия на социально-стратификационную структуру россий-ского общества, институты власти и их легитимацию. Параграф 2.1 «Влияние воцерковленности на социально-политическое сознание россиян» посвящен анализу взаимосвязи между степенью воцерковленности и соци-ально-политическим сознанием православных верующих. Под воцерковлени-ем понимается добровольное усвоение человеком установленного в Церкви образа жизни и образа мысли. Назвавшие себя православными верующими могут иметь разные степени воцерковленности в зависимости от образа жизни (посещение храма, чтение Евангелия и молитв, соблюдение постов и т.п.). 
В 2008-2009 гг. с целью изучения взаимосвязи между степенью воцерков-ленности и социально-политическим сознанием православных верующих диссертантом было проведено специальное исследование. Методика опреде-ления степени (индекса) воцерковленности базировалась на работе В.Ф. Чесноковой , но была несколько изменена: применялось большее число показателей, а также иной метод расчета индекса воцерковленности. Чтобы оценить степень воцерковленности респондента, в анкету были включены вопросы относительно участия в различных сферах церковной жизни. Каж-дый вопрос определял степень вовлеченности участника опроса в церковную жизнь по тому или иному аспекту по шкале от «абсолютного неучастия» до «активного участия». 
Согласно результатам исследования, большинство (88%) людей, отожде-ствляющих себя как православных верующих, либо находятся на низкой сту-пени воцерковленности, либо практически не принимают участия в церковной жизни. Между двумя переменными – «индексом воцерковленности» и «либерально-демократическим индексом» была выявлена статистически зна-чимая зависимость. По результатам исследования можно говорить о том, что в целом воцерковленные россияне относятся к принципам либеральной де-мократии более негативно, чем православные россияне, живущие менее ак-тивной церковной жизнью. 
Кроме общего интегрального индекса, отражающего отношение респон-дента к либеральной демократии в целом, в настоящей работе также были рассчитаны четыре индекса, отражающие отношение к отдельным состав-ляющим либеральной демократии – экономический, политический, культур-ный и национальный. Каждый из указанных индексов рассчитывался анало-гично общему индексу, но лишь на основе соответствующей группы первич-ных переменных. Для наглядности представления данных шкала каждого из индексов была разделена на три части. В соответствии с этим делением каж-дый респондент был отнесен к одной из трех групп – сторонников, нейтраль-ных и противников. 
Было выявлено, что по мере воцерковления у человека не меняются взгля-ды на то, каким должны быть политическое устройство российского общест-ва. В то же время взаимосвязь между культурной составляющей и степенью воцерковленности оказалась значительна. Среди невоцерковленных участни-ков опроса число сторонников культурного либерализма приблизительно равно числу противников. Среди активных участников церковной жизни число противников культурного либерализма превышает число сторонников более чем в 10 раз. Это свидетельствует о том, что по мере воцерковления люди более критично начинают смотреть на состояние культуры в современ-ном российском обществе и чаще склоняются к использованию запретитель-ных механизмов, например, введению цензуры на центральных каналах теле-видения. Также по мере воцерковления люди чаще высказываются за при-оритет традиционных для России культурных ценностей, например, за при-вилегированное положение традиционных религий. 
Степень воцерковленности существенным образом влияет на отношение к процессам глобализации. Среди респондентов, не принимающих активного участия в церковной жизни, сторонников глобализации в два с половиной раза больше, чем противников. В то же время абсолютное большинство сильно воцерковленных респондентов к процессам глобализации относится негативно. Корреляционная зависимость между степенью воцерковленности и отношением к глобализации наблюдается слабая, но статистически значимая. Так же религиозность выступает фактором повышения провластных ориентаций. Это подтверждает рост политической лояльности воцерковлен-ной группы по сравнению с невоцерковленной, т.е. чем выше степень рели-гиозности человека, тем выше его поддержка политической системы. 
В целом по результатам опроса можно сделать вывод, что хотя степень религиозности незначительно влияет на социально-политическое сознание россиян, однако воцерковленные россияне относятся к принципам либераль-ной демократии более негативно, чем православные россияне, живущие менее активной церковной жизнью. По мере воцерковления у человека практически не меняются взгляды на то, каким должны быть политическое устройство российского общества, но в то же время среди воцерковленных респондентов существенно возрастает число противников культурного либерализма, они чаще склоняются к использованию запретительных механизмов и высказываются за приоритет традиционных культурных ценностей. 
В параграфе 2.2 «Православие в легитимации институтов власти в российском обществе» автор показывает, что символический капитал, кото-рым располагает Русская православная церковь, производит легитимное ви-дение социального мира, видение социального деления. Этот капитал Церкви исходит от ее социального авторитета, приобретенного в предшествующий период, когда церковь играла важную роль при формировании институтов власти в России. В течение многих веков РПЦ выступала как институт, даю-щий «высшую» санкцию на власть. Символический капитал Церкви коренится в исторической памяти, культурных символах, той роли, которую она сыг-рала в формировании российской государственности, принципов обществен-ной морали и норм поведения, объединении русских земель вокруг Москвы и т.п. 
Легитимирующая функция религии заключалась в «узаконивании», одоб-рении общественных порядков, институтов и отношений. Православная ре-лигия способствовала политической лояльности, обеспечивала признание власти. Благодаря присущим РПЦ особенностям вероучения и традиции, ус-тоявшимся образцам государственно-церковных отношений, моральным ус-тановкам, священным символам и нормам поведения, православие способст-вует сохранению существующего распределения власти и институциональ-ному господству политический элиты. 
Содержание символического властного доминирования исторически из-менчиво и приобретает разное смысловое наполнение в различные историче-ские эпохи. В России религиозная форма легитимации власти, какие бы кон-кретные очертания она ни принимала, обосновывала иерархическую модель структурирования власти сверху с культивированием безусловного односто-роннего «доверия». Правитель имеет божественную санкцию на власть, по-слушание ему – это религиозная добродетель. Религиозное восприятие пред-полагает, что существующая система власти и конкретные носители власти установлены свыше, справедливы, вызывают доверие. 
В российском обществе стабильно остается достаточно высоким уровень доверия к церкви и ее главе. По данным различных социологических опросов, проводимых в 1990-2000–х гг. до 80% россиян признают за православной церковью роль общенациональной хранительницы национальных, куль-турных, духовных и моральных ценностей. Совокупность культурных обра-зов и символов, норм поведения и общественной морали, основных элемен-тов исторической памяти, форм государственного и общественного устрой-ства, так или иначе укорененных в русской православной традиции – все это объективная основа авторитета церкви и доверия к ней. 
Трансформации в России начала ХХI в. ведут к возникновению в крупных городах среднего класса, который формирует запрос на новую социокуль-турную модель взаимоотношений личности и государства, появление конку-рентной политической системы. Но на сегодняшний день российский средний класс не является доминирующим. Остается немалым влияние зависимого от государства малообеспеченного населения. Русское православие в течение веков имело дело с патерналистски ориентированным населением. Традиционно утверждаемый им институциональный порядок - неконкурент-ная политическая власть с жестко иерархической моделью ее структурирова-ния сверху и безусловным односторонним к ней «доверием». При сохранении этих приоритетов в социальном учении Церковь может быть отвергнута средним классом - быстро растущей и наиболее значимой общественной си-лой, предъявляющей спрос на современную политическую систему демокра-тического типа. 
В истории православия не было периода пребывания в демократическом обществе, эта ситуация чужда ее духовному и культурному опыту. Правосла-вие развивалось в мире, где монархическое государство органически сочета-лось с неконкурентной политической культурой и патерналистским общест-вом. Догматизация этого политического идеала сегодня означает маргинали-зацию церковных структур и их исключение как из общественной и полити-ческой жизни страны, так и из символической борьбы за восприятие и оценку социального мира. 
В параграфе 2.3 «Православие и социальная структура российского общества» рассматривается влияние православия на признание большинст-вом общества оправданности и справедливости существующих социальных неравенств. Трансформация социально-политической системы российского общества в 90-х годах XX века способствовала изменению его социальной структуры. Роль государства в социально-экономической жизни общества остается высокой. Пенсионеры и бюджетники являются наиболее многочис-ленной категорией населения. 
Для религиозного сознания людей, принадлежащих к православной тра-диции, все установленные людьми иерархические связи и социальный статус соотнесены с духовной реальностью, а целостность мира, его устроение обосновываются его отношениями с трансцендентным началом. Социальный порядок обосновывался порядком духовным. Достойным и моральным спо-собом действия было служение, выполнение нравственного долга перед Бо-гом и государством. Идеал служения чему-то высшему, игравший в течение многих веков важную роль в социальной жизни России, в значительной мере обусловлен христианством, в основе которого также лежат идеалы жертвен-ного служения, выполнения нравственного долга. 
В России существовал монархический строй, институты монархической власти базировались на культурных ценностях и нормах, признающих нера-венство людей – одни люди от рождения имеют право повелевать другими, а те должны слушаться первых. Люди разделялись на сословия, т.е. такие со-циальные группы, которые обладали закрепленными в обычае, юридическом законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Сословная система включала несколько страт, для нее была характерна иерархия, нера-венство положения и привилегий. Основой разделения людей на социальные страты при монархическом строе в России было православное учение и пра-вославное мировоззрение большинства народа. В соответствии с ними, Бог является источником власти монарха. Безусловное повиновение подданных царю есть обязанность, предписанная верой. Она входит число христианских добродетелей, и её надлежащее выполнение способствует религиозному спа-сению. Возможности религии по поддержанию институтов власти активно использовались российским правительством до 1917 года. Оно последова-тельно и целеустремленно использовало православную церковь как полити-ческий инструмент, призванный стабилизировать положение в стране. 
Проводимые в конце 1990-х – начале 2000-х гг. массовые опросы населе-ния показывают, что православные верующие сильнее чувствуют свою зави-симость от государства, что, по мнению специалистов, проводивших иссле-дование, является частью исторической традиции и частью менталитета рос-сийской религиозности. Верующие также считают, что государственная власть должна в большей степени обеспечивать порядок в стране, чем обес-печивать свободу гражданам. Об этом свидетельствуют данные в представ-ленной ниже таблице. Согласно данным социологических опросов среди ве-рующих наблюдается несколько большая приверженность политическим партиям, провозглашающим ценности сильного государства, меньше сторон-ников либерально-демократических блоков и партий. Наблюдается корреля-ционная зависимость – чем выше уровень воцерковленности, тем чаще рес-понденты положительно оценивали благословение Президента Патриархом и освящение государственных учреждений. 
Церковь вполне уверенно чувствует себя в относительно однородном об-ществе с патерналистской культурой и неконкурентной политической систе-мой. В условиях многовекового существования в системе такого типа сфор-мировалось предание и социальное учение православия. 
К концу десятилетия «нулевых» годов в России благодаря экономическо-му росту укрепился средний класс со своими ценностями, нормами поведения и политическими ожиданиями. Он обладает значительным социальным капиталом и потенциалом политического влияния. В российском обществе возникают предпосылки для отхода от доминирования патерналистски ори-ентированной политической культуры. Современные демократические цен-ности, разделяемые средним классом, будут востребованы значительной ча-стью верующих. Возникнет необходимость определенного «разворота» соци-альной доктрины православия в сторону предпочтений доминирующей соци-альной группы верующих. 
Православная церковь в течение многих веков оказывала значительное влияние на формирование и легитимацию стратификационной структуры российского общества и его политических институтов. Благодаря функции поддержания символического порядка Церковь способствовала символиче-скому укреплению стратификационных делений. Православные ценности, символы, практики и представления о власти создавали основу для признания как данности складывающихся социальных порядков и существующих социальных неравенств. Данные функции в определенной мере остаются ак-туальны и сегодня. Однако трансформация социальной структуры и полити-ческой системы меняют роль Церкви и формируют запрос на уточнение со-циальных позиций православия. 
В параграфе 2.4. «Восточное и западное христианство: особенности влияния на институты власти» проанализировано различие влияний хри-стианских конфессий на социально-политическую трансформацию общества. В христианской религии в разных регионах мира в зависимости от социаль-ного контекста, культурных традиций и различных внешних факторов те или иные аспекты вероучения и образа жизни выходили на первый план и опре-деляли направленность развития христианской мысли и практики. Западному христианству в большей мере, чем восточному были присущи индивидуа-лизм, разработка вопросов свободы воли, склонность к практической дея-тельности, к рационализму и правовой подход. Внимание к персоналистиче-ской антропологии христианства обосновывало норму, что притязания инди-видов важнее, чем притязания коллективов и институтов. 
Христианская идея о том, что все люди онтологически равны, в их отно-шении к Богу стала превалирующим положением европейской политической культуры, где постепенно утверждается равенство политических прав граж-дан, их равенство перед законом и судом. В ходе дальнейшего развития ев-ропейской мысли из христианского представления о природе человека выво-дятся его естественные права: право на жизнь, на личную неприкосновен-ность, свободу совести. Выработанные западными конфессиями общие смыслы, солидарности, нормы взаимности и доверия, сеть горизонтальных связей, навыки коллективных действий, представления об обязанностях и от-ветственности перед другими индивидуумами и объединениями определили направление вектора социально-политической трансформации западного об-щества в сторону либеральной демократии. Заложенная в христианстве идея свободной личности в дальнейшем секуляризируется и получает развитие в европейской политико-правовой традиции. 
Противостояние католицизма и протестантизма привело Запад к активному политическому, социальному и культурному развитию. Характерный для западных конфессий тип отношения к действительности имел решающее значение для капиталистического развития. 
Большинство представителей западных христианских конфессий полагают, что социально-политические трансформации в странах Запада и возник-новение институциональных основ современного общества, включающего ценности плюрализма, права и свободы граждан, развитое гражданское об-щество и демократию были основаны на базовых нравственных нормах и ос-новах вероучения христианской религии. 
Анализ дискуссии по поводу понимания прав человека между православ-ными и протестантами (2009 г.) показал, что Русская православная церковь в отличие от протестантизма не проводит ясного разграничения между правами человека, с одной стороны, и нравственными представлениями и религи-озными убеждениями – с другой. Предполагается неизбежным противостоя-ние между правами человека и христианской моралью. 
Если в странах Запада значительная часть ученых считает, что христиан-ская религия способствовала возникновению институциональных основ де-мократического общества, включающего ценности плюрализма, права и сво-боды граждан, то в России, напротив, существует убеждение, что религия всегда укрепляла традиционные монархические институты. Православие от-личало от западных конфессий иное социально-политическое окружение. При формировании институтов власти в России определяющим было влияние множества различных факторов, обусловивших появление сильной цен-трализованной власти. Православие находилось под значительным влиянием этих обстоятельств и вобрало в себя обусловленные ими схемы мышления и действия. 
  1   2
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации