Управление развитием территорий - файл n1.doc

Управление развитием территорий
Скачать все файлы (138 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc138kb.31.03.2014 16:43скачать

n1.doc



Содержание
Введение 3

1.УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ 4

1.1. Региональное развитие: цели, критерии, факторы 4 1.2. Особенности управления развитием. 6 1.3. Факторы развития регионов и городов 7

2.МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИЙ. 9 2.1.Региональная промышленная политика 9 2.2. Управление развитием социальной сферы регионов 16

Заключение. 21

Список использованной литературы 22
Введение

В настоящее время экономика нашей страны находится в переходном, кризисном состоянии, однако следует констатировать тот факт, что этому состоянию уже приходит конец. А так как состояние страны в целом во многом определяется аккумуляцией экономических состояний её составляющих, то есть регионов, отсюда вывод – благосостояние страны полностью и всецело зависит от её субъектов. Именно субъекты РФ – регионы – ключ к выходу России на принципиально новые рубежи на мировой арене. Социально-экономическое состояние российских регионов требует пристального и непрерывного наблюдения и изучения. Очевидно, что это состояние определяется многочисленными факторами, как объективными (макроэкономическими условиями, положением региона в общественном разделении труда, отраслевой структурой, географическим положением, природными ресурсами), так и субъективными факторами, в первую очередь кадрами местных администраций и методами регионального управления. В сложных условия выхода из кризиса преимущество имеют прежде всего те регионы, в которых используются адекватные методы и инструменты управления их развитием.

Управление развитием региона может осуществляться с помощью широкого спектра действий, посредством которых местная администрация стимулирует развитие экономики региона, создает новые рабочие места, расширяет возможности для тех видов экономической деятельности, в которых заинтересовано местное сообщество.

1.УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ

1.1. Региональное развитие: цели, критерии, факторы

Развитие - это движение вперед, формирование новых целей, становление новых системных, структурных характеристик. Развитие означает рост, расширение, улучшение, совершенствование.

Развитие - это изменение, связанное с возникновением качественно нового состояния. Любой объект может приобрести новые черты в техническом, экономическом, социальном, физиологическом, функциональном, эстетическом, экологическом или любом другом смысле. Новое может проявляться в усилении имеющихся или в построении новых структурных связей. Структурная перестройка, обнаруживающая новое свойство, часто становится ведущим критерием развития объекта управления.

Основной, интегральной целью социально-экономического раз­вития региона является улучшение качества жизни населения. Этот процесс имеет три важнейшие составляющие:

• повышение доходов, улучшение здоровья населения и по­вышение уровня его образования;

• создание условий, способствующих росту самоуважения лю­дей в результате формирования социальной, политической, эко­номической и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства;

• увеличение степени личной свободы людей, в том числе их экономической свободы.

Последние две составляющие качества жизни не всегда учи­тываются при оценке степени социально-экономического разви­тия стран и регионов, однако в последнее время им все чаще и все больше уделяется внимание в экономической науке и политичес­кой практике.

В качестве конкретных целей социально-экономического раз­вития региона также могут быть определены: уменьшение нище­ты, улучшение образования, питания и здравоохранения, оздо­ровление окружающей среды, обеспечение равенства возможно­стей, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей поддерживают друг друга, но в определенных условиях они мо­гут вступить в конфликт. Так, например, ограниченные средства можно направить либо на развитие здравоохранения, либо на охрану окружающей среды. В таких условиях возникает конфликт между целями развития. В то же время понятно, что, чем более чистой будет окружающая среда, тем здоровее будет население и тем в большей степени будет достигнута конечная цель здоро­вье людей.

Соответственно целям развития регионов строится система критериев (характеристик развития) и показателей, которые позволяют реализовать эти критерии, соответствующим образом оценив ситуацию.

Особое значение в определении уровня экономического раз­вития региона имеют традиционные показатели, оценивающие уровень производства и потребления благ и рост этого уровня в расчете на душу населения (валовой национальный продукт ВНП, валовой внутренний продукт — ВВП, реальный ВНП на душу населения, темпы роста этих показателей).

Для оценки динамики развития целесообразно использовать показатели, оценивающие темпы экономического роста в регио­не. В первую очередь это темпы роста душевого дохода, произво­дительности труда, а также темпы структурной трансформации производства и общества. Воздействие на темпы экономическо­го роста - жизненно важный вопрос для экономической полити­ки как страны в целом, так и отдельного региона. Устойчивая динамика количественных показателей экономического роста - один из показателей устойчивого развития.

В целом на уровне региона можно рассматривать в качестве наиболее адекватных следующие критерии и соответствующие им показатели социально-экономического развития:

• ВНП или ВВП (абсолютная величина и на душу населения) и темпы роста этих показателей;

• средний уровень доходов населения и степень их дифферен­циации;

• продолжительность жизни, уровень физического и психи­ческого здоровья людей;

• уровень образования;

• уровень потребления материальных благ и услуг (продук­тов питания, жилья, телефонных услуг), обеспеченность домаш­них хозяйств товарами длительного пользования;

• уровень здравоохранения (обеспеченность поликлиниками, больницами, аптеками, диагностическими центрами и услугами «Скорой помощи», качество предоставляемых медицинских услуг);

• состояние окружающей среды;

• равенство возможностей людей, развитие малого бизнеса;

• обогащение культурной жизни людей.

При управлении экономическим развитием отдельного регио­на целесообразно выделять все вышеперечисленные относительно самостоятельные цели и осуществлять мониторинг их достижения. Значимыми в этом отношении могут выступать такие параметры оценки уровня регионального развития, как наличие и качество школ, детских садов, других образовательных учреждений и их доступность, снабжение продуктами питания, контроль их каче­ства, соблюдение прав потребителей на розничном рынке.

В понятие социально-экономического развития региона вхо­дит и такая трудно измеряемая субстанция, как культурная жизнь населения. Устойчивая динамика экономического развития реги­она возможна лишь при условии обогащения культурной жизни населения данного региона.

1.2. Особенности управления развитием.

Развитие всегда имеет целевую направленность, т. е. направ­лено на достижение некоторой цели или системы целей. Положи­тельная направленность развития позволяет квалифицировать его как прогресс, отрицательная свидетельствует о регрессе, дегра­дации.

Развитие всегда имеет направленность, определяемую целью и системой целей. Если эта направленность положительная, социально полезная, то говорят о прогрессе; если она отрицательная, то это регресс или деградация. Развитие фирм, организаций, стран и регионов всегда предполагает определенную цель или несколько целей.

Управление развитием любого объекта выделяется в относи­тельно самостоятельные действия и отличается от управления функционированием. Так, например, по своему содержанию раз­личаются:

• управление функционированием фирмы и управление раз­витием фирмы;

• управление функционированием университета и управле­ние развитием университета;

• управление функционированием региона и управление раз­витием региона.

1.3. Факторы развития регионов и городов

Рассмотрим некоторые теории, анализирующие и объясняю­щие действие основных факторов экономического развития ре­гионов и городов.

Первая из них - теория пространственных преимуществ, или теория размещения. Согласно этой теории, пространственные преимущества проявляются в любой экономической деятельнос­ти. Эти преимущества заставляют те или иные виды производств располагаться во вполне определенных регионах.

Так, любые производства, в большой степени зависящие от сырья и дру­гих материальных ресурсов, располагаются, как правило, близко к местам их добычи. Например, металлургические заводы тяготеют к местам добычи железной руды и кокса, алюминиевая промышленность к источникам де­шевой электроэнергии. Некоторые массовые производства (особенно това­ров массового спроса), ориентированные на местные рынки, требующие широкой сети распространения, а потому и значительных транспортных издержек, располагаются близко к рынкам сбыта.

Каждый регион, каждый город обладает своими территори­альными преимуществами, связанными либо с источниками сы­рья, либо с другими факторами производства (рабочая сила, земля, энергия), либо с близостью к рынкам сбыта. Данная теория в значительной степени объясняет сложившиеся региональные раз­личия размещением производительных сил.
Дополнительный потенциал развития крупных центров воз­никает в связи с тем, что только здесь возможны некоторые виды высококвалифицированной деятельности: музейная и театраль­ная жизнь, особые виды медицинского обслуживания и пр.

Весьма плодотворной концепцией, позволяющей эффективно анализировать проблемы экономического развития региона, яв­ляется концепция основного и вспомогательного производства. В любом регионе можно выделить основную промышленность, т. е. ту, продукция которой вывозится из региона, и вспомогательное производство, продукция которого потребляется преимуществен­но в пределах региона.

Для примера можно рассмотреть машиностроительный завод в каче­стве основного производства, а его инфраструктуру (строительные органи­зации, банки, страховые учреждения, почта, экспедиционные и транспорт­ные службы, поликлиники, детские сады, школы, колледжи, даже вузы и пр.) - в качестве вспомогательного. Обычно при расширении основного производства увеличивается и вся обслуживающая его инфраструктура — возникает так называемый мультипликативный эффект. Поэтому основное производство можно рассматривать как своеобразный ускоритель эконо­мического роста.

2.МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИЙ.

2.1.Региональная промышленная политика.

Принципы и функции промышленной политики

Промышленная политика - это совокупность экономических, политических и организационных мер, реализуемых на разных уров­нях государственного управления, направленных на повышение эф­фективности факторов производства и прямо или косвенно влияю­щих на решения о вложении ресурсов в отрасли или изъятии их из отраслей.

Выбор того, на что могут быть направлены эти меры, обус­лавливается общей ориентацией национальной экономики, спе­цификой тех или иных моделей экономического роста и взаимо­связанными общими принципами промышленной политики.

Принцип конструктивности. Целесообразно обеспечить кон­сенсус между экономическими агентами и политическими сила­ми по вопросу о целях, направлениях и методах осуществления промышленной политики и на этой основе поставить конкрет­ные задачи по модернизации отраслей и предприятий.

Принцип корректировки. Необходимо своевременно отказы­ваться от тех стратегий, которые не оправдали себя в прошлом и не представляют ценности в настоящий момент.

Принцип равных возможностей. В качестве объектов внима­ния рассматриваются не отрасли, сферы или субъекты хозяйство­вания, а динамически видоизменяющиеся на различных этапах индустриального развития параметры и инструменты их регули­рования.

Принцип глобального реагирования. Необходимо учитывать ресурсные и политические возможности, сосредоточенные за пре­делами национальной экономической системы.

Единой универсальной модели промышленной политики даже национальном уровне не существует.

В то же время, эффективная промышленная политика, направлена на достижение:

Основным критерием успеха промышленной политики служат темпы экономического роста в сравнении с темпами, достигнутыми в условиях ее отсутствия.

Роль промышленной политики на рубеже второго и третье­го тысячелетий возрастает, что обусловлено следующими факторами:


Федеральный и региональный уровень промышленной политики

Необходимость формиро­вания и эффективной реализации промышленной политики в России по истечении первых лет реформ уже не вызывает сомнений, при­чем как на федеральном, так и на региональном уровне нацио­нальной экономической системы.

Федеральная промышленная политика – это комплекс экономических, политических и организационных мер индустриального развития страны, определяющих необходимую структуру и масштабы производства и обеспечивающих эффективное действие его перспективных факторов, а также влияющих на принятие решений в отношении наиболее важных стратегических объектов. Эта промышленная политика является федеральной по целям, но может реализовываться на разных уровнях национальной экономической системы. Инструменты федеральной промышленной политики закреплены в федеральных целевых программах и законодательных актах.

К российским федеральным приоритетам следует отнести развитие высокотехнологичных отраслей и производств, конверсию оборонного комплекса, ресурсосбережение, развитие отраслей заключительных стадий переработки, развитие инфраструктуры транспорта и информации. В рамках федеральных программ должны конкретизироваться вопросы свертывания, реконструкции либо развития стратегических производственных мощностей конкретного технологического уклада, а также средств, льгот и других форм федеральной поддержки.

Промышленная политика федерального уровня призвана закреплять лишь основополагающие приоритеты и средства их поддержки, согласующиеся не только с национальными интересами и реально складывающейся ситуацией, но и с критериями «нацеливания», применяемыми в международной практике, в том числе с учётом глобального реагирования.

Региональная промышленная политика – это комплекс экономических, политических и организационных мер, реализуемых во внутренней и внешней среде региона и предназначенных для повышения эффективности факторов производства, снижения политических и социальных издержек структурной адаптации социально-экономического комплекса региона. Инструменты региональной промышленной политики закреплены в региональных и законодательных актах.

Российская действительность характеризуется общей для всех регионов необходимостью государственного участия в реконструкции крайне изношенного производственного аппарата, структурной адаптации, стабилизации воспроизводственных систем, как в народнохозяйственном, так и в региональном масштабе, поскольку режим рыночной саморегуляции сам по себе не способен обеспечить вывод из кризиса производственной сферы. Общескстемные функции региональной промышленной политики представлены на рисунке 1.

Рис.1. Общесистемные функции региональной промышленной политики

Региональная промышленная политика призвана ставить ори­ентиры индустриальным связям и переливу капитала, обеспечи­вать повышение уровня межрегиональной и международной эко­номической интеграции.

Реализация региональной промышленной политики

Реализация региональной промышленной политики предпо­лагает выделение нескольких уровней стимулирования развития промышленного производства:

1. Уровень взаимодействия предприятий с региональными органами государственного управления через стимулирующую бюджетно-налоговую систему, процентно-ссудную политику и другие инструменты и формирование на этой основе бюджетных и внебюджетных фондов промышленного развития региона.

2. Уровень регионального воздействия на производство по­средством формирования и реализации региональных программ промышленного развития и их финансирования из имеющихся бюджетных и внебюджетных фондов.

3. Уровень взаимодействия предприятий региона с федераль­ными органами государственного управления посредством коор­динации региональной программы промышленного развития с федеральными приоритетами и внесения на этой основе коррек­тив в систему платежей, преференций и стимулов для промыш­ленности региона.

Результативность реализации промышленной политики мо­жет быть оценена по следующим параметрам:

• поступлению достаточных сумм в бюджеты разных уровней;

• установлению оптимальных пропорций в развитии эконо­мики региона;

• активизации промышленного развития и структурных пре­образований, инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики региона.

Общая схема реализации региональной промышленной поли­тики показана на рис. 2.



Рис. 2. Схема реализации региональной промышленной поли гики посредством стимулирующего воздействия на производство

Развитие институциональных и политических основ форми­рования и реализации региональной промышленной политики предполагает создание институтов, функции которых отвечали бы основным принципам этой политики, соответствовали бы организационному устройству различных ветвей власти на мес­тах и обеспечивали бы их эффективное взаимодействие в указан­ной выше сфере. Институтами такого рода, обеспечивающими вы­работку решений по вопросам промышленного развития регио­на, могли бы стать Региональное агентство промышленного раз­вития и Региональное агентство инвестиционного сотрудничества. Не менее важным направлением региональной промышлен­ной политики является обеспечение партнерства через создание региональных союзов работодателей, способных к эффективно­му взаимодействию с различными ветвями власти и профсоюза­ми на местах. Правительство, профсоюзы, законодатели и союзы работодателей являются основными элементами стратегическо­го социального партнерства. Соответствующие подразделения для работы с профсоюзами и законодательной властью уже су­ществуют. Однако в России почти отсутствуют организации и союзы работодателей, нет законодательных основ для их разви­тия, не созданы соответствующие предпосылки в системе распре­деления полномочий. Региональная промышленная политика как форма проявления и реализации этих отношений должна быть ориентирована на выявление сил, из которых впоследствии бу­дут кристаллизоваться полноценные союзы работодателей, но­вые профсоюзы, институциональные и политические основы эко­номического возрождения России.

Итак, промышленная политика — это совокупность экономи­ческих, политических и организационных мер, реализуемых на разных уровнях государственного управления, направленных на повышение эффективности факторов производства и прямо или косвенно влияющих на решения о вложении ресурсов в отрасли или изъятии их из отраслей. Основными принципами промышленной политики являют­ся: принцип конструктивности, принцип корректировки, прин­цип равных возможностей, принцип глобального реагирования. Эти принципы промышленной политики тесно связаны между собой. Основным критерием успеха промышленной политики яв­ляются темпы экономического роста в сравнении с темпами, до­стигнутыми в условиях ее отсутствия. Региональная промышленная политика — это комплекс эко­номических, политических и организационных мер, реализуемых во внутренней и внешней по отношению к региону среде и пред­назначенных для повышения эффективности факторов производ­ства, снижения политических и социальных издержек структур­ной адаптации социально-экономического комплекса региона. Инструменты региональной промышленной политики закрепле­ны в региональных программах и законодательных актах. Локальные критерии региональной промышленной по­литики — экономия ресурсов, повышение эффективности исполь­зования ресурсов, сокращение загрязнения окружающей среды, сокращение доли ручного труда и перепрофилирование, повы­шение рентабельности (вывод из убыточности), повышение эф­фективности НИОКР, ускорение НТП.
2.2. Управление развитием социальной сферы регионов

Региональная социальная политика

Региональная политика применительно к Российской Федерации - это система целей и задач органов государственной вла­сти по управлению политическим, социальным и экономическим развитием регионов страны, а также механизм их реализации. Региональная политика государства – это, прежде всего полити­ка недопущения и сглаживания резких территориальных дис­пропорций, вмешательство по этому поводу в развитие практи­чески каждой территориальной единицы.

При формировании государственной региональной социаль­ной политики на федеральном уровне формируются стратегия и идеология развития социальной сферы, разрабатываются задачи и основной механизм ее законодательного регулирования. Формы и методы решения региональных задач должны нахо­диться в компетенции регионов, причем необходимо четко раз граничить управление развитием социальной сферы региона, осуществляемое Российской Федерацией и территорией. Приоритетные направления федерального и регионального финан­сирования должны разрабатываться, исходя из общей страте­гии развития социальной сферы, но учитывая специфические проблемы отдельного региона.

Региональная социальная политика должна исходить из сле­дующих принципов:

• создание условий для сохранения и рационального исполь­зования социальных ресурсов каждого региона и страны в целом;

• определение приоритетных направлений, требующих зна­чительных вложений;

• поиск некапиталоемких или малокапиталоемких вариантов поддержания социальной сферы.

Существующая модель федеральной социальной политики была сориентирована на экономически не подкрепленную пере­дачу все большего числа социальных функций регионам, на пе­ренесение финансирования социальных расходов из федерально­го бюджета на местные бюджеты, а также на доходы и сбереже­ния граждан. Однако в такой огромной стране, как Россия, дос­тижение стабильности и социальной ориентации оказывается воз­можным лишь при условии определенной однородности социаль­ного и экономического пространства. Ни о какой устойчивости, сбалансированности и социальном прогрессе в масштабах стра­ны не может быть и речи, если социально-экономические пара­метры отдельных регионов в несколько раз хуже средних по стра­не, если относительно стабильные территории соседствуют с аб­солютно депрессивными.

Аномальные территориальные различия в уровне и качестве жизни во многом определяются экономическими, природно-климатическими, ресурсными и инфраструктурными особенностями регионов и служат основанием для государственной политики "выравнивания". Одной из основных целей этой политики, согласно Указу Президента РФ №803 от 3 июня 1996 года, является "выравнивание условий социально-экономического развития регионов", а одной из основных задач – последовательное приближение уровня жизни и экономического развития в худших (по этим параметрам) регионах как минимум к среднему уровню. Важным фактором в данном случае выступает государственное стимулирование регионов к саморазвитию: поддержка социальной мобильности населения (помощь при переселении в более благоприятные места); инициирование правительством перетока капиталов и инвестиций в ранее отсталые регионы. Главным аспектом социальной политики на современном этапе является взаимодействие и сочетание федеральных и региональных программ, установление оптимальных соотношений в социальном развитии регионов.

Возможны три варианта развития территорий:

  1. Развивать и поддерживать передовые и богатые районы, а остальные могут существовать за счёт богатых (например - США).

  2. Поддерживать примерно равные условия жизни во всех районах, регулируя в них уровень налогообложения, занятости, уровень жизни (пример – Германия).

  3. Поддерживать только бедные районы, богатые могут развиваться самостоятельно (пример – страны Скандинавии).


Функции органов управления развитием социальной сферы региона
Проводя политику регионального развития, органы разных уровней государственной власти должны осуществить выравнивание развития разных регионов страны, создать необходимые предпосылки для их социального развития, а затем приступать к очередному уровню регионального управления – к управлению развитием социальной сферы.

В общем виде функции органов управления в социальной сфере заключается в обеспечении социальной справедливости, которая не может полностью осуществляться исключительно через рыночные отношения. Применительно к услугам отраслей социальной сферы необходимо наличие предпосылок равных возможностей в их потреблении. Должны быть обеспечены общедоступность жизненно важных благ (достигаемая через бесплатность их предоставления или систему льгот) и реализация таких прав человека, как право на определённый стандарт благосостояния.

В обширном спектре проблем государственного управления региональным развитием социальной сферы целесообразно выделить ряд ключевых моментов, к которым относятся:

Управление социальной сферой региона предполагает управление социальной защитой населения региона и управление развитием социальной сферы региона.

Социальная защита – это система законодательных, экономических, социальных и иных гарантий, обеспечивающая всем трудоспособным гражданам равные права и условия для труда, а нетрудоспособным (социально уязвимым) слоям – преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую материальную и социально-психологическую поддержку во всех её формах.

Комплекс мер по управлению социальной защитой реализуется на трёх уровнях: федеральном, областном (республиканском, краевом), местном (городском, районом)

Базовыми направлениями этого комплекса являются:

Управление развитием социальной сферы региона – это разрабатываемая и осуществляемая органами власти различного уровня система мероприятий по оптимизации социального развития, по созданию социально-экономических, правовых и организационных условий, способствующих свободному и всестороннему развитию каждого человека на основе совершенствования контролируемой этими органами власти системы общественных отношений (федеральной, региональной, местной).

Выработка эффективных мер управления социальным развитием предполагает использование соответствующей системы оценок и показателей развития социальной сфер. Очень важно использовать при оценке действенности социальной политики критерии, адекватные её сути и содержанию.

Такими критериями в первую очередь являются уровень и качество жизни населения региона. Согласно принятой ООН международной концепции уровня жизни, он определяется следующими понятиями и показателями: здоровье, потребление продуктов питания, образование, занятость и условия труда, жилищные условия, социальное обеспечение, одежда, отдых и свободное время, права человека.

Заключение.
Многие региональные проблемы современной России превращаются в тормоз для реформ, становятся угрозой целостности Российского государства. Критической отметки достигла степень различия в уровне экономического и социального развития регионов. По прожиточному минимуму дифференциация субъектов РФ превысила пороговое значение более чем в 3 раза. Однако, существует огромный мировой опыт управления самыми различными экономическими ситуациями, этот опыт можно и нужно использовать применительно к нашей стране.
Список использованной литературы


  1. Гапоненко А.Л. Управление экономическим развитием.-М., 1997.

  2. Глазырин М.В. Призводственно-социальные комплексы регионов и управление ими.-М.,1997.

  3. Гутман Г.В., Лапыгин., Прилепский А.И. Экономическая безопасность региона.-М:Наука, 1998.

  4. Иванченко Л.А. Приоритеты региональной экономики.-М.,1998.

  5. Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества: Постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном обществе.-М.:Academia – Наука, 1998.

  6. Клоцвог Ф.Н. и др. Новые тенденции межрегиональных связей российской экономики// Проблемы прогнозирования. 1999. №2.

  7. Клоцвог Ф.Н. и др. Новые тенденции межрегиональных связей российской экономики// Проблемы прогнозирования. 1999. №4.

  8. Конституция Российской Федерации.-М.,1993.

  9. Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ президента РФ// Российская газета.1997.26 декабря.

  10. Концепция перехода Российской федерации к устойчивому развитию// Российская газета.1996. 9 апреля.

  11. Лазарев В.В. Региональная промышленная политика в условиях кризиса// Материалы научно-практической конференции "Российское государство и государственная служба на современном этапе". – М.,1998.с.158-161.

  12. Лазарев В.В. Структурные преобразования и конверсия в регионе// Сертификация –конверсия-рынок.1997.№2.с.3-5.

Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации