Фома Аквинский и его учение о двойственной истине - файл n1.docx

Фома Аквинский и его учение о двойственной истине
Скачать все файлы (23.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx24kb.31.03.2014 16:16скачать

n1.docx

Содержание

Введение

1. Жизнь и деятельность Фомы Аквинского

2. Учение Аквината о двух истинах

Заключение

Список литературы


Введение

Развившееся в конце XII и в XIII столетии в странах Западной Европы интеллектуальное движение повлекло за собой рост тенденций к отделению науки от теологии, разума от веры. В результате длительных споров, ведущихся между отдельными мыслителями и церковью, выкристаллизовалось несколько точек зрения на то, как решить проблему отношения веры и разума.

Необходимо было искать другие, более тонкие способы решения вопроса об отношении теологии и науки. Это было нелегким делом, ибо речь шла о выработке такого метода, который, не проповедуя полного пренебрежения к знанию, одновременно был бы в состоянии подчинить рациональное мышление догматам откровения, т.е. сохранить примат веры над разумом. Эту задачу осуществляет Фома, опираясь на католическое толкование аристотелевской концепции науки.

Католические историки философии почти повсеместно убеждены, что Фома Аквинский автономизировал науку, превратив ее в область совершенно независимую от теологии.

Фома Аквинский (1225 или 1226—1274) — центральная фигура средневековой философии позднего периода, выдающийся философ и богослов, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель одного из двух господствующих ее направлений — томизма. Наследие этого мыслителя весьма обширно.

Исходным принципом в учении Аквината является божественное откровение: человеку необходимо для своего спасения знать нечто такое, что ускользает от его разума, через божественное откровение.
1. Жизнь и деятельность Фомы Аквинского

Фома Аквинский самый видный и влиятельный философ-схоластик западноевропейского средневековья.

Родиной Фомы была Италия. Родился в конце 1225г. или начале 1226г. в замке Роколлека, близ Аквино, в королевстве Неаполитанском. Отец Фомы, граф Ландольф, был видным итальянским феодалом в Аквино. Мать, Теодора происходила из богатого неаполитанского рода.

На 5-ом году жизни Фому определяют учиться в монастырь бенедиктинцев в Монте Кассино, где он проводит около 9-ти лет, проходя классическую школу, из которой выносит прекрасное знание латинского языка. В 1239 году возвращается в родной дом, сняв монашескую рясу. Осенью того же года он отправляется в Неаполь, где обучается в университете под руководством наставников Мартина и Петра Ирландского.

В 1244г. Фома принимает решение вступить в орден доминиканцев, отказавшись от должности аббата Монте Кассино, что вызвало решительный протест семьи. Совершив пострижение в монахи, он несколько месяцев пребывает в монастыре в Неаполе. Здесь было решено послать его в Парижский университет, являвшийся в то время центром католической мысли. На пути к Парижу он был схвачен группой всадников - его братьями и возвращен в отцовский замок и здесь в профилактических целях был заключен в башню, в которой находился свыше года. В дальнейшем семья, не пренебрегая никакими средствами, пыталась заставить сына отказаться от принятого решения. Но, видя, что он не приклонен, смирилась и в 1245г. он отправился в Париж.

Во время пребывания в Парижском университете (1245-1248г.г.) он слушал лекции своего учителя Альберта Больштедта, позже прозванного Альбертом Великим, который оказал на него огромное влияние. Вместе с Альбертом Фома четыре года провел так же в Кельмском университете, во время занятий Фома не проявлял особой активности, редко принимал участие в диспутах, за что коллеги его прозвали Немым Быком. В 1252г. он возвращается в Парижский университет, где последовательно проходит все ступени, необходимые для получения степени магистра теологии и лиценциата, после чего преподает в Париже теологию до 1259г. Здесь же выходит ряд его теологических трудов, комментариев к Священному писанию, он начинает работу над "Философской суммой".

В 1259г. папа Урбан IV вызвал его в Рим, пребывание в котором длилось до 1268г. Появление Фомы при папском дворе не было случайным. Римская курия усмотрела в нем человека, который должен был совершить важный для церкви труд, а именно дать трактовку аристотелизма в духе католицизма. Здесь Фома завершает начатую еще в Париже "Философскую сумму" (1259-1269г.г.), пишет труды, так же приступает к работе над главным трудом своей жизни - "Теологическая сумма".

Осенью 1269г. по указанию римской курии Фома отправляется в Париж, ведет ожесточенную борьбу против латинских аверроистов и их главы Сигера Брабантского, а также полемику против консервативных католических теологов, желавших по-прежнему придерживаться только принципов августинизма. В этом споре он занял собственную позицию, выступив как против тех, так и других. Августианцев он упрекал за консерватизм и неприятие новых идей. Философские взгляды аверроистов подрывали основы христианско-католической веры, защита которой стала главным смыслом всей жизни Аквинского.

В 1272г. Фома был возвращен в Италию. Он преподает теологию в Неаполе, где продолжает работу над "Теологической суммой", которую заканчивает в 1273г. Фома - автор и ряда других произведений, а также комментариев к сочинениям Аристотеля и других философов.

Спустя 2 года Аквинский покидает Неаполь, чтобы принять участие в созванном папой Григорием X соборе, происходившем в Лионе. Во время поездки он тяжело заболевает и умирает 7 марта 1274г. в монастыре бернардинцев в Фоссануове.

После смерти ему был присвоен титул "ангельский доктор". В 1323г., во время понтификата папы Иоанна XXII, Фома был причислен к лику святых, а в 1567г. признан пятым "учителем церкви".
2. Учение Аквината о двух истинах

Наиболее радикальной и значимой в истории мысли была теория “двух истин”, представленная так называемыми латинскими аверроистами (от латинизированного имени арабоязычного средневекового философа Ибн-Рушда – Аверроэса), Сигером Брабантским (ок. 1235 – 1282 гг.) и Боэцием Доккийским. Они выступили за полную автономию научно-философского знания и признавали возможность полной противоположности теологии и философии по важнейшим вопросам бытия и познания. Представители средневекового свободомыслия религию не отвергали. Но они отстаивали права и возможности человеческого разума, самостоятельность рационально-философского познания и тем самым объективно способствовали развитию представлений о человеке как субъекте деятельности и управления.

Церковь была заинтересована в том, чтобы учесть возрастающий авторитет науки и философии. Наилучшим образом – для религии и церкви – эту задачу решил Фома Аквинский (1225 – 1274 гг.), учение которого после его смерти стало официальной философией католицизма.

Во времена Фомы Аквинского значительно возросла роль научного и философского познания. Поэтому было уже невозможно игнорировать и не замечать достижений разума и науки. Аквинский пытался создать такую доктрину, которая дала бы возможность контролировать философское и научное познание церковью. Еще в предыдущие века западноевропейскими схоластами была выдвинута теория «двух истин». По данной теории, наука и философия приобретают знания, опираясь на опыт и разум. В отличие от них теология приобретает истину в божественном откровении. Таким образом теория двойственной истины разделила так сказать сферы влияния между теологией и наукой. Божественное откровение, считали представители этой теории недоступно разуму. Фома Аквинский четко определил сферу науки и веры.

Существует область некоторых объектов, общих для теологии и науки. Следовательно, ничто не мешает тому, чтобы одними и теми же проблемами, поскольку они доступны познанию при помощи естественного света разума, занимались как философские науки, так и теология. Это очевидно, не исключает того, что известные истины откровения могут быть доказаны естественным путем. К ним относятся, в частности, истины о бессмертии человеческой души, о существовании Бога, о сотворении мира и т.п.

Наряду с областью объектов, общих для этих двух дисциплин, существуют определенные истины, которые нельзя доказать при помощи разума, и потому они относятся исключительно к сфере теологии. Учитывая опыт средневекового спора об отношении веры и разума, Аквинат понимал, что лучше не подвергать суду разума те истины откровения, которые противоречат правилам человеческого мышления. К истинам, которые недоступны разуму, Фома относил следующие догматы веры: догмат воскрешения, историю воплощения, святую троицу, сотворение мира во времени, возможность ответить на вопрос, что такое Бог, и т.д. Поэтому, если в данной области разум приходит к прямо противоположным положениям, то это является достаточным доказательством ложности последних.

Положения науки не могут противоречить догматам веры. Фома утверждает, что рациональные истины не могут противоречить догматам веры, что разум должен лишь подтверждать эти догматы. Таким образом, не отрицая ценность науки, Аквинат ограничивает ее роль интерпретацией догматов откровения, доказательством их соответствия данным разумного знания. Полезно, чтобы разум занимался догматами веры, но “чтобы только не возомнил заносчиво, - пишет Фома, - что понял их или доказал”.

Следовательно, предметом философии является «истины разума», предметом теологии – «истины откровения». Но между наукой и верой, философией и теологией нет противоречия. Христианская истина стоит выше разума, но она не противоречит ему. Истина может быть одна, ибо исходит от Бога. Поскольку конечным объектом теологии и философии и источником всякой истины является Бог, то не может быть принципиальной противоречия между теорией и верой.

Вместе с тем не все «истины откровения» можно доказать рационально. Но это не признак, что они не правдивы или противоречат разуму. Богословские истины «сверхразумного», но не «протирозумни». Насколько ограничен человеческий разум стоит ниже теологии. А потому философия и есть «служанкой теологии». Функции философии как «служанки религии» заключаются в том, что она должна с помощью логических аргументов обосновать христианские догмы. Логические доказательства помогают лучше понимать эти догмы и укрепить веру в человеке.


Заключение

Таким образом, Фома Аквинский не отделил науку от теологии, а, напротив, без остатка подчинил ее теологии. Если цели науки даны a priory, если она не может прийти к результатам, противоречащим истинам откровения, если критерием истинного или ложного являются догматы веры и если объект науки в конечном счете трансцендентная, а не материальная действительность, то это в достаточной мере доказывает не автономность науки, а ее глубокое порабощение, доказывает, что она целиком втиснута в рамки христианской ортодоксии.

Философия Фомы Аквинского не сразу получила всеобщее признание среди схоластических течений средневековья. Фома Аквинский имел противников в ордене доминиканцев, среди некоторых представителей духовенства, латинскими аверроистами. Однако, несмотря на первоначальные нападки, с XIV в. Фома становится высшим авторитетом церкви, признавшей его доктрину в качестве своей официальной философии. С этого времени церковь использует его учение в борьбе с всякими движениями, направленными против ее интересов.

С этого времени на протяжении нескольких столетий философия Фомы Аквинского культивировалась.


Список литературы

1. Канке В.А. Философия: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений.— М.: Логос, 2001.— 272 с

2. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии: учебное пособие, - М.: «Академический проект», 2004, 880 с

3. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова.-7-е изд., перераб. и доп.-М.:Республика, 2001.428 с
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации