Деятельностный подход и его роль в изучении общества и культуры Деятельность как способ общества - файл n1.doc

Деятельностный подход и его роль в изучении общества и культуры Деятельность как способ общества
Скачать все файлы (93 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc93kb.31.03.2014 15:11скачать

n1.doc



Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Институт психологии


Деятельностный подход и его роль в изучении общества и культуры

Деятельность как способ общества
Исполнитель:

Руководитель:

Беляева Людмила

Александровна

Доктор философских

наук, профессор

Заведующая кафедрой

философии УрГПУ
Екатеринбург 2012г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение…………………………………………………………………………3

2. Деятельностный подход. Понятие деятельности…………………………….4

3. Сущность и структура деятельности………………………………………….5

4. Деятельностный подход в философии………………………………………..7

5. Понятие «культура»……………………………………………………………8

6. Деятельный подход в изучении общества……………………………………9

7. Деятельностный подход в изучении культуры……………………………...10

8. Заключение…………………………………………………………………….14

9. Список литературы……………………………………………………………15


1. Введение
В философии, психологии и социологии деятельность человека рассматривалась с самых различных сторон. Она была представлена как реальный процесс, складывающийся из совокупности действий и операций (А.Н. Леонтьев); как взаимосвязь опредмечивания и распредмечивания (Г.С. Батищев); как совокупность определенных видовых форм, необходимых в реальной жизни каждому индивиду (игра, учение, труд) и играющих поочередно ведущую роль в онтогенезе (Б.Г. Ананьев) [4]. Рассмотрение деятельности с разных точек зрения позволяет понять ее полнее.

Объектом изучения деятельностного подхода является сама деятельность как целое. Именно деятельность человека является необходимым условием производства, распространения и освоения ценностей, выработанных человеческой культурой.

Деятельность является формой существования общества, характерным для человека способом отношения к внешнему миру, проявлением активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя. Развитие общества и самого человека происходит в процессе деятельности.
 
2. Деятельностный подход. Понятие деятельности

В философском понимании «Деятельность — форма существования человеческого общества, проявление активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя». В психологии: «Деятельность — форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта»[7].
      Можно отметить, что оба определения говорят об активности субъекта в целесообразном преобразовании окружающего мира. Однако философское определение трактует деятельность так же, как форму существования общества, а психология делает акцент на активности психической, т. е. проявляющейся в субъективных переживаниях человека, в его чувствах, мышлении, воле.

Объектом изучения деятельностного подхода является сама деятельность как целое. В понятие деятельность можно включить как биологическую жизнедеятельность человека, так и его социокультурную, специфически человеческую, деятельность, она охватывает все стороны жизни человека. Деятельность - специфическая форма общественно-исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности. В отличие от законов природы законы общества обнаруживаются только через человеческую деятельность, которая создает новые формы и свойства действительности, превращает некоторый исходный материал в продукт [7].

Можно сказать, что деятельность как целостный процесс включает в себя также и общение. В своей сути деятельность и есть именно социально преемственное бытие, адресующее себя людям и поколениям. Секрет творчества - в динамике деятельности. Деятельность есть единство опредмечивания и распредмечивания: она непрерывно переходит из формы действующей способности человека в форму предметного воплощения и обратно. Только с точки зрения деятельности в ее целостности можно понять, что такое субъект и объект, мышление и все категории диалектики вообще. Как теоретическая деятельность, так и материально-технический процесс реального преобразования предмета - это лишь наделенные относительной самостоятельностью моменты целостной деятельности как системы, где реально-преобразовательный процесс определяет идеально-преобразовательный. В связи с этим теоретическая деятельность есть социально-творческий процесс, направленный на изменение мира человеческой культуры. Однако в условиях разделения труда складываются иллюзии, будто «чисто практические» и «чисто теоретические» функции сами по себе суть деятельности [9].

Таким образом, с точки зрения философии деятельность является формой существования общества. Собственно деятельность можно назвать объектом изучения деятельностного подхода. Она и есть социально преемственное бытие, адресующее себя людям и поколениям.

3. Сущность и структура деятельности

Являясь одним из аспектов человеческого бытия, деятельность воспроизводит социальные связи. В ней реализуются силы и способности человека, которые воплощаются в продуктах деятельности. В этой цепочке связей проявляется социальная сущность деятельности.
      В структуре деятельности различаются ее субъект и объект. Субъект деятельности — тот, кто осуществляет деятельность, объект — это то, на что она направлена. Субъектом деятельности может быть человек, группа людей, организация, государственный орган. Объектом могут быть природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей. Деятельность субъекта может быть направлена также на другого человека. Деятельность субъекта может быть обращена на самого себя (человек сознательно тренирует свое тело, закаляет его, воспитывает волю, занимается самообразованием и т. д.).

Потребность - причина, порождающая деятельность. Мотив - необходимый элемент деятельности, причина, определяющая направление деятельности человека. Одна и та же потребность может быть удовлетворена разными путями, а одному мотиву могут соответствовать разные цели. Таким образом, расхождение результата с намеченной целью может иметь мотивационную основу.

В структуре деятельности можно выделить цель действия, средства достижения цели. Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. Итак, цель — это то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленной деятельности. Достижимой целью деятельности может быть не любой образ желаемого, а лишь тот, который соответствует реальным возможностям окружающего мира и самого субъекта деятельности. При этом человек может знать или не знать свои возможности, свойства предметов окружающего мира. Цель определяется тем точнее и становится тем более определенной, чем лучше субъект деятельности знает, каковы реальные средства и условия ее достижения.      В структуре деятельности можно выделить различные действия. В отдельном действии тоже можно увидеть цель, средство, результат.  

Средство - это момент объективности в акте деятельности, это то, что существует в качестве реального феномена независимо от сознания субъекта деятельности. Это - орудия труда, физическая сила, жизненный опыт и трудовая квалификация субъекта, его способности, та сумма знаний, которой обладает субъект деятельности. Вместе с тем средство становится таковым не само по себе, а лишь, будучи вовлеченным в акт деятельности и определенным через цель. Когда цель определена, ее достижение или неуспех деятельности зависит от средств. Средства должны соответствовать цели. Предмет деятельности - то, на что направлена деятельность субъекта. Действие - кульминация преобразования предмета в соответствии с намеченной целью. Результат является завершающим моментом деятельности.

Можно подвести итог: структура акта деятельности включает такие элементы, как субъект, цель, средство, предмет, действие, результат. Достижение успеха в деятельности требует от субъекта внимания к каждому элементу процесса деятельности.

4. Деятельностный подход в философии

Деятельностным подходом в философии можно назвать концепцию философии, которая придает деятельности более фундаментальный онтологический статус, нежели констатация существования отдельных объектов-вещей. В качестве объяснительного принципа в эпистемологии этот подход предполагает, что смысл понятий и человеческих представлений порождается характером деятельности и представляет собой результат ее опредмечивания. Совокупность процессов опредмечивания и распредмечивания является деятельностью. Опредмечивание – это процесс перевода знания, существующего как компонент в целостной системе деятельности, в материальные формы. Распредмечивание – это процесс перевода свойства вещи из свойства объекта в свойство деятельности.

Отношение бытия и сознания принято считать основным вопросом в философии. Началом открытия человеком бытия, реального существования мира является его чувственность, которая лежит в основе взаимодействия человека и окружающего мира. Контакт двух реальностей лежит через чувства человека, которые представляют его психическую деятельность, уже на этом этапе преобразующую и внутренний мир человека, и окружающий мир.

Если рассматривать деятельность в широком философском смысле, то можно сказать, что она означает разносторонний процесс создания субъектом условий для своего и общественного существования и развития, процесс преобразования социальной реальности в соответствии с личными и общественными потребностями, целями и задачами [10].

Таким образом, объектом деятельностного подхода является деятельность. В широком философском смысле она представляет собой разносторонний процесс создания субъектом условий для своего и общественного существования и развития, а также преобразования социальной реальности в соответствии с личными и общественными потребностями, целями и задачами.

5. Понятие «культура»

В понимании культуры нашло выражение осознание человеком своей самостоятельной роли в действительном мире, только ему свойственной активности, несводимой к действию ни природных, ни божественных сил, что означало рождение «культа» самого человека, пришедшего на смену всем иным культам древности. Возникновение самостоятельного понятия «культура» ученые лингвисты относят к XVIII в. На рубеже средних веков и Нового времени произошли существенные сдвиги в общественном бытии человека, которые коренным образом изменили отношение человека к окружающему миру и самому себе. Разрушились старые традиционные патриархальные связи и отношения, которые связывали человека с природными условиями его жизни. Благодаря общественному труду человек осознал свои действительные возможности, что, по-видимому, и привело к рождению понятия, наиболее полно фиксирующего результаты и последствия его деятельности – понятию культуры.

«Культура есть выражение специфически человеческого единства с природой и обществом, характеристика развития творческих сил и способностей личности»[9]. Культура означает возделывание, преобразование и улучшение, производимое человеком в процессе целесообразной деятельности для удовлетворения его материальных и духовных потребностей.

Таким образом, именно деятельность человека является необходимым условием производства, распространения и освоения ценностей, выработанных человеческой культурой.

6. Деятельный подход в изучении общества

Понятие «общество» в обыденном языке и языке частных наук имеет множество трактовок. Под ним обычно понимают объединение людей в некую группу. В социальной философии общество понимается крайне широко как совокупность всех форм совместной деятельности людей. Общество — это совокупность людей, их социальных действий и смыслов этих действий.

Развитие деятельности в современном обществе определяется в первую очередь его внутренними связями и взаимоотношениями. В одних случаях внутренние механизмы социума определяют ускоренное освоение окружающей среды, в других – его медленный темп. Без постоянного процесса производства общество не могло бы существовать и уж тем более развиваться. Смысл общественного производства заключается в том, что в этом процессе осуществляется исторически обусловленное воспроизводство человека как общественного существа. Общественное производство, или, что одно и то же, производство общественной жизни, имеет свою структуру, охватывающую и духовное производство, и производство самого человека, и материальное производство.

Деятельность является формой существования общества, характерным для человека способом отношения к внешнему миру, проявлением активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя. В процессе деятельности происходит развитие общества и самого человека.

Подлинно научное решение проблемы деятельности стало возможным лишь на основе материалистического понимания истории, что дало возможность впервые понять саму структуру и природу деятельности, как определенного способа бытия определенной сферы материальной деятельности общества. Карл Маркс написал, что подобно тому, как материальная деятельность есть мое практическое самоопределение и самоутверждение, так «деятельность моего всеобщего сознания как таковая является моим теоретическим бытием как общественного существа» [6, c. 590]. В деятельности человек раскрывает свое особое место в мире и утверждает себя в нем как существо общественное, «как само общество производит человека, так и он производит общество» [6, c. 259]

Развившийся в истории философии тезис о том, что деятельность есть способ бытия человека, трансформировался в научно обоснованный вывод: система социальной деятельности, основанная на исторически определенном способе материального производства, есть способ бытия общества. Человек как индивид существует лишь как общественный человек в составе социальных групп, общностей, классов, т. е. в составе той социальной системы, которая складывается, вырастает как воплощение способа производства общественной жизни, системы социальных отношений, формирующихся на основе совокупной деятельности индивидов и ее объективированных результатов. Деятельность предстает как социально преемственная активность, адресующая себя другим людям и поколениям. Исторически первый ее акт – производство орудий с помощью орудий. В этом смысле деятельность – это единство опредмечивания и распредмечивания: она непрерывно переходит из формы действующей способности человека в форму предметного воплощения и обратно.

Можно подвести итог: развитие общества и самого человека происходит в процессе деятельности. В деятельности человек раскрывает свое особое место в мире и утверждает себя в нем как существо общественное.

7. Деятельностный подход в изучении культуры

Поскольку субъектом культуры является сама человеческая личность, сущность которой раскрывается через активное, творческое начало, заложенное в природе человека, то среди многообразия взглядов на сущность культуры и самого человека одним из наиболее плодотворных в науке является деятельностный подход. В отличие от животного, именно человек обладает способностью целенаправленно и сознательно взаимодействовать с природой и другими людьми. В то время как жизнедеятельность животных подчинена в большей степени их приспособлению к условиям окружающей среды обитания, деятельный труд человека носит продуктивный характер и направление на преобразование не только своего непосредственного окружения, но и себя самого. Жизнедеятельность животных словно запрограммирована к определенной и относительно стабильной экологической среде и отсюда ее одномерный характер, практически неизменный в пределах нескольких поколений [5].

Жизнь человека в значительной степени направлена на осмысление своего бытия, на постановку сущностных вопросов этого бытия. Поиском ответов и их символизацией посредством языка искусства, науки, религии, мифологии и других форм духовного бытия и занята культура на протяжении многих тысячелетий своей истории [3].

Важна роль каждого вида духовной культуры. Искусство – с помощью художественного образа, наука – с помощью понятий, теорий и умозаключений. Религия – религиозных догматов, все они строят свою картину мира, обогащая при этом, друг друга [3].

В рамках философского подхода сегодня выделяются несколько позиций, которые выражают различные оттенки и смысловые значения понятия “культура”.

Во-первых, культура есть “вторая природа”, мир искусственного, то есть созданного человеком по своему образу и подобию или для собственных нужд, не продиктованных однозначно природной необходимостью (в отличие от всего естественного) и силой инстинкта.

В философской литературе можно обнаружить попытки указать существенные признаки, позволяющие зафиксировать качественное отличие культуры от природы. Ее появлению способствовали, по мнению П.С.Гуревича, использование огня и орудий, возникновение речи, способы насилия над собой (табу и другие ограничения), образование организованных сообществ, формирование мифов и образов [1, с35-36].

Деятельность рассматривается как своего рода посредник между природой и культурой. Именно в деятельности и посредством деятельности люди приспосабливают и преобразуют мир природы, превращая его в мир культуры.

Во-вторых, культура рассматривается как специфически человеческий, надбиологически выработанный “способ деятельности”, а также как технология ее осуществления, то есть то, как и каким образом человек реализует свою деятельностную сущность. Следовательно, культура в данном контексте производна от деятельности. Она охватывает не только то, что творит человек, но и то, как он это создает, то есть способы его деятельности. Причем последнее имеет решающее значение.

В отечественной философии сформировалось два основных направления деятельностного анализа культуры: системно-технологическое направление исследования культуры (М.С.Каган, Э.С.Маркарян) и субъектно-деятельностное (В.Ж.Келле, М.Я.Ковальзон, М.Б.Туровский, В.М.Межуев и др.). Несмотря на полемику между М.С.Каганом и Э.С.Маркаряном, их позиция совпадает в главном: культура выражает технологическую составляющую общественной жизни людей.

Одна из групп ученых связывает понимание культуры с принципом деятельности. Именно деятельность рассматривается В.Ж.Келле и М.Я.Ковальзоном как объяснительный принцип культуры. Эта позиция подтверждается ими в разные периоды творчества: культура есть не что иное, “как специфически общественный способ жизнедеятельности и саморазвития человека”, а ее исследование “связывается с исследованием деятельности людей… и с развитием самого человека”[2].

В-третьих, культура есть особая разновидность человеческой деятельности. Это — “деятельность людей по воспроизведению и обновлению социального бытия, а также включаемые в эту деятельность ее продукты и результаты”[8].

Можно сделать вывод, что культура — это не только и не столько деятельность, сколько приобщение к ней. Сам момент деятельности превращает людей и их объединения в субъектов культуры, но средствами или результатами деятельности опять же не исчерпывается все богатство и содержание культуры. Суть философского понимания культуры заключается в разнообразных попытках раскрыть целостным образом ее сущность с точки зрения всеобщих связей и закономерностей.


8. Заключение

В философии деятельность является формой существования общества. Собственно деятельность можно назвать объектом изучения деятельностного подхода. Она и есть социально преемственное бытие, адресующее себя людям и поколениям.

В широком философском смысле деятельность представляет собой разносторонний процесс создания субъектом условий для своего и общественного существования и развития, а также преобразования социальной реальности в соответствии с личными и общественными потребностями, целями и задачами. Именно деятельность человека является необходимым условием производства, распространения и освоения ценностей, выработанных человеческой культурой.

Развитие общества и самого человека происходит в процессе деятельности. В деятельности человек раскрывает свое особое место в мире и утверждает себя в нем как существо общественное.

Культура является не только и не столько деятельность, сколько приобщением к ней. Сам момент деятельности превращает людей и их объединения в субъектов культуры, но средствами или результатами деятельности не исчерпывается все богатство и содержание культуры. Суть философского понимания культуры заключается в разнообразных попытках раскрыть целостным образом ее сущность с точки зрения всеобщих связей и закономерностей.

9. Список литературы
1. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. М., 1999.

2. Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история (Проблемы теории исторического процесса). М., 1981.

3. Кандинский В. О духовном в искусстве. – М., 1992 г.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977г.

5. Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. – М., 1983 г.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М., 1956.

7. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.В.

8. Современный философский словарь. М., 1996.

9. Философский словарь/ Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с.

10. Журнал "Эпистемология и философия науки", 2007, Т.XIII, № 3. с. 144 – 146. В.А. Бажанов.

Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации