Шпаргалки к экзамену по КСЕ - файл n1.doc

Шпаргалки к экзамену по КСЕ
Скачать все файлы (453 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc453kb.31.03.2014 14:16скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8
1.Предмет и цели естествознания

Концепция- определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений,основная точка зрения, ведущий замысел.

Естествознание- это система наук о природе, взятых во взаимосвязи как целое.

Естественные науки: химия, физика, биология, астрономия.

Предметом естествознания являются различные формы движения материи, их материальные носители, образующие уровни структурной организации материи, их взаимосвязи, а так же основные формы бытия – пространство и время. Предметом естествознания является природа.

Существует несколько определений понятия природы.

1) Природа (в узком смысле) – это совокупность естественных условий существования человеческого общества, с которой оно связано хозяйственной деятельностью и на которую оно прямо или косвенно воздействует.

2) Природа (в широком смысле) – это весь материально-энергетический и информационный мир Вселенной.

Современная наука выделяет 3 уровня природы:

  1. естественные экосистемы Земли(лес,болото).

  2. Преобразованные человеком экосистемы,не способные к самоподдержению(огород,сад,парк)

  3. Искусственно созданная среда обитания человека(город,комната)

Цели естествознания:

  1. познание законов прироы, предвиденье и создание новых явлений

  2. содействие их практическому применению.

2. особенности науки и ее роль в обществе. Существует 5 точек зрения возникновения науки: 1. Наука возникла в каменном веке. 2. В 5 веке в древней Греции. 3. В позднее средневековье. 4. В 16-17 веке ( Ньютон, Галилей) 5. Конец 19 века когда происходит совмещение ис-кой деятельности с высшим образованием. Элементы научной деятельности: 1.Субъект – носитель сознательной целенаправленной деятельности. 2. Объект – все состояние бытия которые становятся сферой приложения активности субъектов. 3. Цель – предвосхищение сознанием некоторых средств последовательности и результатов осуществленной деятельности. 4. Средства – способы действия и орудия для осуществления некоторой деятельности. 5. Результат – итог завершения. 6. Социальные условия науки – совокупность элементов организации научной деятельности в обществе, государстве. 7. Активность субъекта. Специфические черты науки: 1. Универсальность. 2. Фрагментарность. 3. Общезначимость. 4. Различность. 5. Систематичность. 6. Незавершенность. 7. Преемственность. 8. Критичность. 9. Достоверность. 10. Неморальность. 11. Рациональность. 12. Чувственность.

3. Закономерности и особенности развития естествознания.

Естествознание имеет закономерности, свойственные любой науке, но у него есть и свои особенности. Главная особенность – экспериментальность.

Закономерности:

1)постепенное развитие науки с чередованием периодов медленного эволюционного развития и революционных скачков.

2)обусловленность практикой.

3)относительная самостоятельность науки, т.е.применению открытия должно предшествовать достаточное количество экспериментов (АЭС)

4)приемственность идей, теорий, методов исследования.

5)повторяемость идей, но на более высоком уровне – развитие по спирали (атом)

6)взаимосвязь естественных наук, когда один предмет исследуется разными науками.

7)противоречивость развития науки, когда один предмет исследуется по разным наукам и на смену двум борющимся концепциям приходит новая, рассматривающая предмет диалектически (Ламарк, Линей, Дарвин).

4. Место естествознания в обществе.

Место Естествознание в жизни и развитии общества вытекает из его связей с др. социальными явлениями и институтами, прежде всего с техникой, а через неё с производством, производительными силами вообще и с философией, а через неё с борьбой классов в области идеологии. Естествознание представляет собой весьма сложное явление, обладающее различными сторонами и связями, нередко противоречивыми. Естествознание не входит ни в базис, ни в идеологическую надстройку общества, хотя в своей наиболее общей части (где формируется картина мира) оно связано с этой надстройкой. Связь Естествознание через технику с производством, а через философию с идеологией довольно полно выражает наиболее существенные социальные связи Естествознание Связь Естествознание с техникой складывается в силу того, что «техника... потому и служит целям человека, что ее характер (суть) состоит в определении ее внешними условиями (законами природы)» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 170). В современную эпоху Естествознание опережает технику в своём развитии, т. к. его объектами всё чаще становятся совершенно новые, неизвестные ранее вещества и силы природы (например, атомная энергия), а потому, прежде чем может встать вопрос об их техническом применении, требуется «фронтальное» их изучение со стороны Естествознание Тем не менее техника с её потребностями остаётся движущей силой развития Естествознание Связь с техникой лежит, согласно К. Марксу, в основе определения Естествознание как непосредственной производительные силы.
Связь Естествознание с философией вытекает из того, что «естествоиспытатели... без мышления не могут двинуться ни на шаг, для мышления же необходимы логические категории...» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 524), которые разрабатываются философией. Чем более широкий характер имеют теоретические обобщения в Естествознание, тем теснее они связаны с философией. Отсюда возникает потребность в единстве между философами и естествоиспытателями, их взаимопомощи. О союзе между ними писал ещё А. И. Герцен. Ф. Энгельс посвятил этому вопросу свою «Диалектику природы». В. И. Ленин отмечал, что без поддержки со стороны философов-материалистов «... крупные естествоиспытатели так же часто, как до сих пор, будут беспомощны в своих философских выводах и обобщениях. Ибо естествознание прогрессирует так быстро, переживает период такой глубокой революционной ломки во всех областях, что без философских выводов естествознанию не обойтись ни в коем случае».

Оно определяется двумя его основными функциями: мировоззренческой и производственно-практической.

Мировоззренческая функция заключается в том, что мировоззрение человека формируется под влиянием его знаний об окружающем мире.

Производственно- практическая функция состоит в том, что современное естествознание является производительной силой общества.

Естествознание связано с другими науками, особенно с философией. Естествознание связано с природопользованием, а также с техникой, постепенно ее опережая.

5. естественно научная и гуманитарная культуры

культура – главное достижение человечества, принципиально отличающее нас от животных. Но единого понимания этого явления не имеется. По утверждению В. П. Воронова (2003) сейчас насчитывается более 500 определений термина "культура".

1. Культура в широком смысле – всё, что создано человеческим обществом благодаря физическому и умственному труду людей в отличие от явлений природы;

2. Культура в более узком смысле – идейное и нравственное состояние общества, определяемое материальными условиями жизни общества и выражаемое в его быте, идеологии, образовании и воспитании, в достижениях науки, искусства, литературы и т.д.

Наличие в единой человеческой культуре двух разнородных типов культуры (естественнонаучной и гуманитарной) стало предметом философского анализа еще в XIX веке, в пору формирования большинства наук.

Гуманитарный (фр. Человечный) – имеющий отношение к сознанию человека и к человеческому обществу. Гуманитарные науки- это общественные науки(история,философия,социология).

В истории науки существует 2 крайние точки зрения на вопрос о соотношении естественнонаучной и гуманитарной культур. Сторонники 1 концепции считают, что естествознание с его точными методами исследования должно стать образцом, которому должны подражать все гуманитарные науки. Позитивисты(радикальные сторонники этой концепции) считают идеалом науки математическую физику, а методом построения любого научного знания – аксиоматико-дедуктивный способ математики. Представители противоположной концепции считают, что такой подход не учитывает всей сложности и специфики гуманитарного исследования. Еще в 19 веке возникло антипозитивистское направление в гуманитарных науках. Его сторонники даже отказывались признать какую-либо общность между естественно-научным и гуманитарным познанием.

Под влиянием НТР и возникновения новых общественно-научных методов исследования, таких как системный подход, концепций эволюции и самоорганизации в последние годы конфронтация между сторонниками этих двух точек зрения значительно ослабла.

Для формирования научного мировоззрения, повышения культуры мышления и общего кругозора необходимо ознакомиться с основными концепциями естествознания, составляющими суть современной научной картины мира. Эволюционный взгляд на явления и процессы помогает понять их роль в общем процессе развития. Самоорганизация раскрывает внутренние механизмы эволюции, а системный подход ориентирует на целостный охват изучаемых явлений в их взаимодействии с другими явлениями.

В настоящее время нельзя провести некую грань между естественными и гуманитарными науками, т.к.существуют дисциплины занимающие промежуточное положение или являющиеся комплексными. Например, на стыке естественных и общественных наук находится экономическая география, а социальная экология включает в себя разделы естественных, общественных и технических наук.

6. Гуманитарная культура. Гуманитарная культура – мировоззрение человека, воплощенное практически и прогнозируемое теоретически, основанное на вере, что окружающий нас Мир можно вообразить в сознании. Гуманитарная культура основывается на знаниях этики, религиоведения, педагогики, юриспруденции, искусствознания, философии, литературоведения и т.д. Системообразующие ценности гуманитарных наук – гуманизм, идеалы добра, истины, красоты, совершенства, свободы и т.д.

Естественнонаучная культура Естественнонаучная культура – мировоззрение человека, воплощенное практически и прогнозируемое теоретически, основанное на вере, что окружающий нас Мир существует вне нашего сознания. Это наука (методы, теории, гипотезы, законы и т.д.), промышленность (заводы, транспорт, связь и т.д.), архитектура, сельское хозяйство, медицина, быт и т.п., что входит в понятие материальное.

Сходство и различие гуманитарной и естественнонаучной культур

Сходство и различие этих оттенков общечеловеческой культуры с одной стороны очевидны, с другой – совершенно неявны. Действительно гуманитарная культура человеческого общества всегда опирается на материальные возможности (например, краски – техническое средство). Естественнонаучная культура вряд ли возможна без гуманитарного начала, хотя бы морали. Например, уничтожение части человечества (неизлечимо больных и т.п.) может быть полезно с точки зрения выживания человечества, но аморально по гуманитарным соображениям.

7. Панорама современного естествознания. Вступление капитализма в стадию империализма соответствует периоду новейшей революции в естествознании. Энергетической базой промышленности становятся: электричество (динамомеханика) и химическая энергия (двигатель внутреннего сгорания), а после 2-й мировой войны - атомная энергия. 20 век считают веком физики. Это: атомная энергия, средства связи, автоматика и кибернетика, радиоэлектроника, радиолокация, электронная оптика. В начале века физические открытия развивались самостоятельно, а с середины 20в. Революция в естествознании слилась с революцией в технике, что привело к современной научно-технической революции. Мы сейчас живем в период новейшей революции в естествознании (3 период). Периоды новейшей революции в естествознании делят на 3 этапа.

1 этап (последнее десятилетие 19в-20-е гг 20в)

-Открытие электромагнитных волн Генрихом Герцем.

-Открытие коротковолнового электромагнитного излучения К.Рентгеном.

-Открытие радиоактивности А.Бекерелем и супругами Кюри.

-Введение в науку идеи Кванта Максом Планком.

-Открытие электрона Джоном Томпсоном.

-Открытие радиоактивного распада Резерфордом и Содди.

-Создание модели атома Нильсом Бором.

-Изобретение радио А.С.Поповым.

-Открытие светового давления П.Н.Лебедевым.

-Создание теории относительности Энштейном.

-Создание науки генетики на основе законов Менделя и хромосомной теории Морганом.

2 этап (20-е гг 20в – 1939г) Была создана новая наука квантовая механика и в сочетании ее с теорией относительности появилась новая квантово-релятивистская концепция. На этом этапе идет интенсивное развитие всех естественных наук.

3 этап (1939г-настоящее время) В 1939 г человечество открыло атомную электронику путем расщепления атомного ядра и началась атомная эра. В 1948г Винер разработал ЭВМ. Это привело к появлению 2-х новых наук: электроники и кибернетики. Из классических естественных наук в химии преимущественное развитие приобрела химия полимеров, а в биологии – генетика и молекулярная биология. Успешно развивается новая комплексная наука космонавтика.

8. тенденции развития современного естествознания.

Современное естествознание развивается на основе квантово-релятивистской концепции и принципов универсального эволюционизма. Стираются грани между естественными и гуманитарными науками, появляются промежуточные и комплексные науки(междисциплинарные). Идет дифференциация наук (медицина), а так же интеграция наук. Современное естествознание стало производительной силой общества. В настоящее время создаются крупномасштабные программы для решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством(ядерной,демографической,экологической…) В их разработке участвуют все естественные науки.

9. Три этапа «новейшей революции» в естествознании.

Периоды новейшей революции в естествознании делят на 3 этапа.

1 этап (последнее десятилетие 19в-20-е гг 20в)

-Открытие электромагнитных волн Генрихом Герцем.

-Открытие коротковолнового электромагнитного излучения К.Рентгеном.

-Открытие радиоактивности А.Бекерелем и супругами Кюри.

-Введение в науку идеи Кванта Максом Планком.

-Открытие электрона Джоном Томпсоном.

-Открытие радиоактивного распада Резерфордом и Содди.

-Создание модели атома Нильсом Бором.

-Изобретение радио А.С.Поповым.

-Открытие светового давления П.Н.Лебедевым.

-Создание теории относительности Энштейном.

-Создание науки генетики на основе законов Менделя и хромосомной теории Морганом.

2 этап (20-е гг 20в – 1939г)

Была создана новая наука квантовая механика и в сочетании ее с теорией относительности появилась новая квантово-релятивистская концепция. На этом этапе идет интенсивное развитие всех естественных наук.

3 этап (1939г-настоящее время)

В 1939 г человечество открыло атомную электронику путем расщепления атомного ядра и началась атомная эра. В 1948г Винер разработал ЭВМ. Это привело к появлению 2-х новых наук: электроники и кибернетики. Из классических естественных наук в химии преимущественное развитие приобрела химия полимеров, а в биологии – генетика и молекулярная биология. Успешно развивается новая комплексная наука космонавтика.

10. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы.

Одним из наиболее важных вопросов как философии, так и естествознания является проблема материи. Представления о строении материи находят свое выражение в борьбе 2-х концепций: прерывности (дискретности) - корпускулярная концепция и непрерывности (континуальности) - континуальная концепция. Общая тенденция атомистики древности выражалась в стремлении свести все многообразие свойств материальных объектов к ограниченному числу исходных свойств и закономерностей материальных частиц - атомов. Концепция прерывности (корпускулярная концепция) была создана Ньютоном. Он распространил атомистику на световые явления и создал корпускулярную теорию света. Ньютон считал свет потоком корпускул, но на различных этапах рассматривал и возможность существования волновых св-в света, выдвинув компромиссную идею - корпускулярно-волновой природы света. В этот период - период механики Декарт стремился построить общую картину природы, в кт. все явления природы объяснялись как результат движения больших и малых частиц, образованных из единой материи. В 19 веке М. Фарадей и Дж. Максвелл разработали теорию электромагнитного поля, кт. показала, что корпускулярная концепция не может быть единственной для объяснения структуры материи, т.к. поле это самостоятельная физическая реальность. В науке, вместо представлений о прерывности, выдвигалась континуальная концепция (идея непрерывности), получившая свое выражение в электромагнитных полях. В начале 20 века представления о дискретности и непрерывности материи получили свое четкое выражение в 2-х видах материи: в-ве и поле. Однако дальнейшее развитие науки показало, что противопоставление является условным. Идеи М.Планка о дискретной природе света получили подтверждение в области фотоэффекта. Де Бройль открыл у элементарных частиц волновые свойства (дифракция электрона). Следовательно, частицы неотделимы от создаваемых ими полей, и каждое поле вносит свой вклад в структуру частиц, определяет их свойства. Единство корпускулярных и волновых свойств материальных объектов представляет собой одно из фундаментальных противоречий современной физики и

конкретизируется в процессе дальнейшего познания микромира. При определенных условиях микрообъект может превращаться в частицу или поле и проявлять соответствующие им свойства.

11. Понятие метода и методологии.

Понятие метод (от греч. methodos – путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели, т.е. способ достижения цели. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике.

Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Следовательно, метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Метод дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Истинный метод служит своеобразным компасом, по которому субъект познания и действия прокладывает свой путь, позволяет избегать ошибок.

Выдающийся физиолог И. П. Павлов писал: “Метод самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных». В связи с этим необходимо иметь в виду следующее:

1.Метод, как правило, применяется не изолированно, сам по себе, а в сочетании, взаимодействии с другими. А это значит, что конечный результат научной деятельности во многом определяется тем, насколько умело и эффективно используется “в деле” эвристический потенциал каждой из сторон того или иного метода и всех их во взаимосвязи. Каждый элемент метода существует не сам по себе, а как сторона целого, и применяется как целое. Вот почему очень важным является методологический плюрализм, т. е. способность овладеть многообразием методов и умело их применять. Особое значение имеет способность освоения противоположных методологических подходов и их правильное сочетание.

2. Всеобщей основой, “ядром” системы методологического знания является философия как универсальный метод. Ее принципы, законы и категории определяют общее направление и стратегию исследования, “пронизывают” все другие уровни методологии, своеобразно преломляясь и воплощаясь в конкретной форме на каждом из них. В научном исследовании нельзя ограничиваться только философскими принципами, но и недопустимо оставлять их “за бортом”, как нечто, не принадлежащее природе данной деятельности. Очевидно, что если под философией понимать поиски знания в его наиболее общей, наиболее широкой форме, то ее можно считать матерью всех научных исканий”. История познания и практики подтвердили этот вывод.

3. В своем применении любой метод модифицируется в зависимости от конкретных условий, цели исследования, характера решаемых задач, особенностей объекта, той или иной сферы применения метода (природа, общество, познание), специфики изучаемых закономерностей, своеобразия явлений и процессов (материальные или духовные, объективные или субъективные) и т. п. Тем самым содержание системы методов, используемых для решения определенных задач, всегда конкретно, ибо в каждом случае содержание одного метода или системы методов модифицируется в соответствии с природой исследуемого процесса.
  1   2   3   4   5   6   7   8
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации