Шпоры по экология экономика природопользования - файл n1.docx

Шпоры по экология экономика природопользования
Скачать все файлы (102.8 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx103kb.31.03.2014 12:59скачать

n1.docx

  1   2   3   4   5
1 вопрос Понятие об экологии как науке и общенаучном подходе к проблемам взаимодействия природы и общества. Учение о природопользовании. Экология как наука сформировалась в недрах биологии в середине XIX ст. Термин был введен Геккелем (экология как “общая наука об отношениях организмов с окруж. средой”). В процессе развития экология превратилась в биолог. учение, исследующее живые организмы и их совокупности, взаимодействующие друг с другом и образующие с окруж. средой обитания некое единство, в пределах которого происходит преобразование энергии и органического вещества. Современная экология в представляет сложную систему знаний, подразделяется на общую и частную (экология растений и экология животных). Общая экология исследует популяции, биоценозы и биосферы, а также эколог. системы и биогеоценозы. В последние десятилетия произошло расширение экологии в связи с включением в сферу объектов ее изучения человека как биологического вида с его природопокорительной деятельностью и возникшей угрозой глобального экол. кризиса. Экологией стали называть весь комплекс взаимоотношений человека с окруж. природной средой. Обострение проблем окруж. среды привело к проникновению экологии в различные области науки и практики. Это обусловило появление прикладных отраслей экологии: промышленной экологии, агроэкологии, соц. экологии , экологии города и т.п.. Термин природопользование был предложен в середине 20 века. В широком смысле понимается совокупность всех форм воздействия общества на прир. среду и мер по ее сохранению. В узком смысле понимается деятельность конкретных заинтересованных ведомств, субъектов хозяйствования, относящихся к природоэксплуатирующим и природовоспроизводящим отраслям. Экономика природопользования — наука, изучающая хозяйств. отношения, возникающие в процессе использования, восстановления прир. ресурсов и охраны окруж. среды. Объектом природопользования служит комплекс взаимоотношений между прир. ресурсами, естественными условиями жизни общества и его социально-экономич. развитием. Предметом природопользования является оптимизация этих отношений, стремление к сохранению и воспроизводству среды жизнедеятельности человека.

2 вопрос. Основы экологии как межотраслевая учебная дисциплина. Методология курса. Экология изучает взаимоотношения живых организмов между собой и с окруж. средой с учетом изменений, вносимых в эту среду деятельностью человека. Основные отрасли:1Общая экология - изучает общие законы формирования, функционирования и эволюции эколог. систем на основе анализа таких характеристик, как продуктивность, круговорот вещества и энергии, устойчивость, биоразнообразие и др. 2Специальная экология - научное направление, включает:а)аутэкология экология отдельных особей и видов;б)популяционная экология;в) синэкология - экология многовидовых сообществ, биоценозов;г)экология систематических групп д)эволюционная экология - учение о роли эколог. факторов в эволюции.3 Геоэкология - изучает взаимоотношения организмов и среды обитания с точки зрения их географической принадлежности:а) экология сред - воздушной, суши, почвенной, морской, пресноводной;б)экология прир.-климатических зон.;в) экология географических областей, регионов, стран, континентов. 4Прикладная экология - большой комплекс дисциплин, связанных с различными областями взаимоотношений между обществом и природой. Разделы прикладной экологии:а) инженерная экология - изучение и разработка инженерных норм и средств; б)сельскохозяйственная экология;в) биоресурсная и промысловая экология; г)урбоэкология (экология городов, коммунальная экология и т.п.);д)медицинская экология;е) экотоксикология;ж) приложения экологии к практике охраны природы и окруж. среды. 5Экология человека - изучает взаимодействие человека как биолог. особи и, как соц. субъекта с окруж. его прир. и соц. средой.Данная отрасль включает:а) биоэкология человека;б) соц. экология (экология личности, семьи, соц. групп, экология рас и наций, демографическая экология). 6Глобальная экология - изучает взаимоотношения всего человечества в процессе его развития с биосферой. Методологическую основу экологии составляет сочетание:системного анализа;натурных наблюдений и измерений;эксперимента;моделирования. Системный анализ - это направление научного познания и соц. практики, в основе которого лежит исследование объекта как системы. Современная система наблюдений включает космические, атмосферные, наземные, подземные, наводные, подводные измерительные комплексы и др. Эксперименты широко применяются в естественных и технических науках. Отличие эксперимента от наблюдения состоит в том, что при эксперименте сознательно организуется определенное воздействие на исследуемую систему и затем изучается реакция системы на это воздействие. Эксперименты делятся на лабораторные и натурные. Моделирование - это изучение закономерностей с помощью лабораторных, натурных или математических моделей. Под моделью понимается имитация того или иного явления реального мира, позволяющая делать прогнозы.

3. Концепции природопользования.

Концепц. Устойчивости и изменчивости.геосистемы. Под устойчивостью геосистемы понимают способность природной составляющей противостоять различного рода антропогенным воздействиям, а также способность востанавливаться после прекращанеи этих воздействий. Данная концепция служит основой для принятия решений о нормировании антропогенных нагрузок.Одна и таже геосистема может по-разному реагировать на одно и тоже воздействие долго сохранять устойчивое состояние, если нагрузка кратковременная и не концентрированная и быстро выйти из строя в противном случае. Еще концепцииконцепции охраны природы, концепции фронтальной экономики, конц. Общего развития в границах заданной нагрузки…

Концепции и принц. природопольз.:

1)Концепция фронтальн. эк-ки базируется на эк. принципе. Природа рассм. как неог¬ранич. источник используемых человеком ресурсов и "сточная труба" для различных отходов.

2)кон¬цепции "охраны природы" базируется на эколого-эконом.принцип.Критерием эффектив. хоз. деятельн. яв¬л. получ. макс. эконом. результатов при мин. затратах и мин. нарушениях при¬р. среды.

Результаты перехода к концепции охр. прир.:

а)утвержд. в общест. сознании природоохр. мышления

б)Частичн. внедрение новых эколог. технолог.

в)расшир. прир.-охранного фонда

3)концепция общ. развития в границах заданной нагрузки на прир. с-мы базируется на социоэколог. принципе: когда макс. эконом. эффект достигается при сохр. дина¬мич. равновесия экосистем и их составляющих.

устойчивое развитие- удовлетв. потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу удовлетворение потребностей будущих поколений

Взаимод. прир. чел. возникли в результ. труд. деят. и обусловлено след. причинами:

-природа-необход. условие жизни чела как биолог.вида

-природа-осноа материальн. пр-ва и источник материальн. благ

Этапы взаимод. чела и природы:

1)древнекамен. ве¬к( палеолитом)

2) новокаменный век (неолит)

3) промыш¬л. переворот( XVIII—XIX вв)., переход от ручн. труда — к машин¬,вовлечение новых источн. сы¬рья и энергии

4) эпохи научно-технической революции (во 2-ой пол. XX в.), появлением принци¬пиально нов. способов получ. сырья и энергии, средств пр-ва, выпуском новой прод. с самыми разнообраз¬ными технико-экономическими свойст¬вами.

5) переходом от индустриальн. к постиндустр. фазе раз¬в.: поиск путей интенсиф. природопользования
4. Краткий исторический очерк становления и развития экологии.

1)Аристотель-рассматривал животных всвяи со средой обитамия2).Теофраз(учен аристотеля)-заним описанием растений3)Конрад Генсер-создал 1 историч музей4)Антон ван Левентук-стал изучать пищевые цепи5)Карл Линней-назвал человека гомосапиес6)Александр Гумболь-основоположн биогеографии7)Ч.Дарвин-происхожд видов естественный отбор8)Эрнст Геккель-14сентября1866г напис.работ.морфология организмов тэрмин «экология»9)Артур Тенсли ввел понят.экосистема.
5. Абиотические факторы.

Абиотические ф.-это ф.неживой природы:температура,свет,влажность,почвенный характер.

Температура:пойкилотермные(хладнокровные),гомойтермные(теплокровные),гетеротермные(впадают в спячку).Влажность:1)растения погруженные в воду:гидадофиты-больш.часть в воде; гидрофиты- раст.на избыт.увлажн.почвах.3»растения не погруженные в воду: гигрофиты, мезофиты ,ксерофиты.3)почвенный фактор:кислотность (гидрофильные(мох), нейтрофильные(больш лесн.) ,базифильные(растен. Пустынь),индеферентные(безразличные). Плодородие (алигофиты скудные почвы), лизотрофы (средн почвы), эвтотрофы (раст.на плодородн почвах).
6. Биотические факторы

Это воздействие живых организмов друг на друга и окруж.среду. 2 фактора: фитогенные и зоогенные. Фитогенные-влиян. Растений др. на др. бывают:1)механический контакт .2)паразитизм; 3)эпифиризм(исп. В кач-ве Среды обитан);4)косвенное трансбиотическое(опыление насек. И животн.),5) трансвиотическое (опыление ветром) Зоогенные факторы: хищничество, паразитизм, перенос семян.
7. Уровни организации живого вещества.

Молекулярно-генетический,клеточный, тканевый,организменный, популяционный, экосистемный, биосферный. Популяция-Это совокупность особей одного вида, имеющий имеющий общий генофонд и населяющих определенное пространство.Взаимод. между популяциями: взаимное конкурентное подавление, нейтрализм, хищничество, протоксоперация. Сообщество- совокепность популяций- биоценоз. Пространство населяемое биоценозом-биотоп.Биоценоз+ биотоп= биогеоценоз-это биоценоз и его биотоп представляют 2 нераздельных элемента, кот. Образ-т устойчивую систему. Экосистема- природный комплекс, состоящий из совокупности живых организмов и окруж-й их среды, взаимосвя. Обменом в-в и энергией. Экосистема более широкое понятие. Биогеоценоз всегда на суше- это понятие более комплексное.
8. Учение В.И. Вернадского о биосфере.

Согласно Вернандскому биосфера- область активной жизни охватыв. Нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу и все верхние слои литосферы. Учение о биосфере:1)Облик земли определен флорой и фауной; 2)движущей силой развития биосферы- круговорот в-ва в природе; 3)след этап развит. – ноосфера-это биосфера охваченная деятельностью человека. В составе биосферы выделяют след. В-ва: 1) живое в-во – биота; 2)костное в-во – нежив. Природа; 3)боикостное- почва типа ил; 4)биогенное – бпродукты жизнедеятельности биоты; 5) радиактивное в-во; 6) рассеяные атомы; 7) в-во космического происхождения. Граница биосферы: атмосфера- до 20км, гидросфера-до 11 км, литосфера- до 3 км.
9. Основные законы и принципы экологии

Общий закон экологии (Б. Коммера): 1)все связанно со всем(зак. Всеобщей связи); 2) все должно куда-то деваться (з. сохранения); 3) ни что не дается даром(з. цена развития); 4) природа знает лучше(з.эволюционный отбор). Закон минимума(Либих): Рост растений зависит от отго эл-та питания, кот. Присутствует в окружающей среде. Закон толерантности(Шелфорд): лимитирующим фактором ограничивающим развитие может быть как минимум так и максимум экологического воздействия.
Вопрос 10!!! Природные условия и ресурсы, их экономическая сущность. Классификация природных ресурсов.

Природные условия – это компоненты природной среды, которые оказывают влияние на жизнедеятельность общества, но не используются непосредственно в хозяйственной деятельности.

Природные ресурсы – компоненты природной среды, которые при современном уровне развития производительных сил могут быть использованы в качестве предметов потребления или средств производства.Природные условия – понятие экологическое. Природные ресурсы – понятие экономическое. 4 критерия перехода условий в ресурсы:- достаточная изученность свойств природного условия- наличие общественного спроса на целенаправленное использование условия- наличие технологии эксплуатации условия- наличие экономико-технических возможностей хозяйственного использования природного условия.Природные ресурсы как предметы потребления – питьевая вода, промысловые животные, рыба, растения, дикорастущие плоды.Природные ресурсы как средства производства:предметы труда – древесина, полезные ископаемые,средства труда – земля, энергетическая сила воды, ветра, недр земли, солнца, приливов и отливов, рекреационные ресурсы.Классификации природных ресурсов:

1.природная (минеральные, водные, земельные, растительного и животного мира)

2.экологическая (неисчерпаемые, исчерпаемые – возобновимые и невозобновимые)

3.экономическая (ресурсы; ресурсы сферы услуг – прямого потребления (питьевая вода, растения и животные) и косвенного потребления (рекреационные ресурсы)).

4.рыночная (ресурсы стратегического назначения, экспортного назначения, внутреннего рынка)
11 вопрос. Роль прир. условий и ресурсов в развитии и размещении производительных сил. Прир. условия и ресурсы являются одним из важнейших факторов экономич. развития. От естественных свойств земли, плодородия почв, особенностей климата, лесной и другой растительности, животного мира, воды рек, озер, морей и океанов, богатств недр, чистоты воздуха во многом зависят темпы производства и благосостояние людей. Степень доступности прир. ресурсов влияет на производительность труда; она тем выше, чем богаче и доступнее прир. ресурсы, следовательно, меньше издержки, необходимые для производства конечного продукта. На уровень производительности оказывают существенное влияние и прир. условия хозяйственного освоения естественных ресурсов. Затраты труда будут различными при разных способах добычи полезных ископаемых, связанных с характером их залегания, при обработке земель в связи с различиями в рельефе, почве и т. д. Влияние прир. ресурсов на специализацию хозяйства регионов проявляется в двух формах. В одном случае отрасли природопользования непосредственно определяют специализацию, поставляя свою продукцию в различные регионы страны или на экспорт. Вторая форма влияния проявляется, когда отраслями специализации регионов выступают вторичные производства, формирующиеся на базе переработки местных природных ресурсов. Она свойственна территориям со зрелой экономической структурой, или староосвоенным регионам. Совокупность прир. ресурсов, которые используются или могут быть использованы в хозяйстве с учетом тенденций научно-технического прогресса формируют природно-ресурсный потенциал
12 вопрос Экономическая оценка прир. ресурсов. Сущность, задачи, фунекции.

Сущность экономической оценки природных ресурсов заключается в сопоставлении и сравнении их качественных и количественных характеристик для выявления среди них лучших, средних и худших для ведения хозяйства.Виды оценки природных ресурсов:-балльная -стоимостная (собственно экономическая)-энергетическаяПреимущество стоимостной оценки – итоговая сопоставимость различных видов ресурсовЗадачи экономической оценки природных ресурсов:

-определение стоимости природных ресурсов. Сколько стоит ресурс для потребителя.

-определение цены природных ресурсов. За сколько можно продать данный ресурс.

Функции экономической оценки:-обеспечение сопоставимости показателей различных видов ресурсов (леса, земли и руды)-создание основы для принятия хозяйственных и природоохранных решений-включение природных ресурсов в общую оценку национального богатства-создание основы для установления платежей за природопользование
13 вопрос Теоретич. основы и методы определения экономической оценки прир. ресурсов. По отношению к оценке природных ресурсов в настоящее время сложились две принципиально отличные оценки. Затратная оценка- стоимость ресурсов увязывается со стоимостью их освоения. Чем выше прямые затраты на использование того или иного ресурса, тем он дороже. Качество прир. благ выступает как дополнительный фактор. Затратный подход широко используется для оценки стоимости воссоздания прир. блага при его утрате или деградации. В этом случае рассчитываются компенсирующие потенциальные затраты, необходимые на замещение потерянного или поврежденного ресурса идентичным в данном или альтернативном месте.

c:\users\max\appdata\local\temp\finereader11\media\image25.jpeg

где О - экономическая оценка 1 га угодий,к - средняя по стране стоимость освоения 1 га, У - урожайность данного участка, Уср - средняя урожайность по стране, Г - затраты на производство продукта , Тср - средние по стране затраты на производство. Недостатки:1.при оценивании ресурса, наибольшие оценки получают наиболее худшие участки. 2. не учитывается специфика ресурса. Рентная концепция оценки- плата за ресурсы и экономич. оценка связывается с эффектом от использования данного ресурса. Мерой вклада в эффективность производства служит дифференциальная рента. Дифференциальная рента показывает экономич. выигрыш, который получает народное хозяйство в силу более благоприятных прир. свойств оцениваемого ресурса и позволяет учитывать влияние территориальных различий в свойствах ресурсов. Хотя стоимость производства продукта на разных участках разная, на все продукты устанавливается рыночная стоимость, величина которых зависит от двух показателей:- уровня потребления- величины издержек. Издержки на производство продукта на самом худшем по качеству участке называется замыкающими. Рентная оценка конкретного участка определяется как разница между замыкающими затратами и затратами на данном участке. R = Z – S, где Z – замыкающие затраты, S – затраты на конкурентном участке. Рентную оценку нужно отличать от дополнительного дохода, который получается в результате худшей организации производства. Недостатки рентного метода: Ценность. Оценка наиболее худших участков получается нулевая. Для того, чтобы снять недостатки обоих методов, применяется смешенный или синтетический подход, согласно которому, чтобы дать положительную оценку прир. объектам к дифференцированной ренте, надо прибавить затраты на освоение, восстановление и создание заменителей ресурсов. Косвенные методы оценки природных ресурсов 1. Концепция альтернативной статистики – состоит в оценке прир.объектов через упущенный доход или выгоду, которую можно было бы получить при использовании данных компонентов в других целях. Альтернативная стоимость особоохраняемых территорий - это упущенная выгода, которую не получило общество из-за их консервации. 2. Концепция общей эконом. ценности является попыткой оценить не только хозяйственную значимость объекта, но и его ассимиляционную функцию. Под ассимиляционными функциями прир. среды понимается ее способность обезвреживать и перерабатывать вредные вещества без изменения ее основных свойств.
14. Основные источники, виды и последствия загрязнения воздушного бассейна.

Загрязнение атмосферы-изменение атмосферы в результате попадания в нее примесей. Строение атмосферы: 1) тропосфера 0-11км (погода), 2) стротосфера 11-50км (озон.слой), 3)мезосфера 50-85км, 4) термосфера 85-500км (3 4 ионосфера- северное сиян) 5) экзосфера. Хим. Состав воздуха: азот-78%, кислород-21%, остальное разные примеси. Классификация:по масштабам:локальное, региональное, глобальное. По происхождению:естественное, техногенные. По воздействию: физическое, химическое.Источники выбросов:стационарные, передвижные.Наиболее крупные загрязнения атмосферы: теплоэнергетика, металургия, хим. И нефтехим промышленность, бытовые процессы, загрязнение воздухом населением (больш.грорда _Атмосферные загрязнения оказывают многообразное вредное влияние на организм человека, животных, растения и микроорганизмы, вызывают глобальные изменения в биосфере, наносят ощутимый экономический ущерб. Например, взвешенные частицы дыма и сажи поглощают солнечный свет, при этом теряется значительная часть ультрафиолетовых лучей, представляющих наибольшую ценность для здоровья людей и животных. Особенно опасны воздействия на человека канцерогенных веществ, которые способствуют развитию раковых и других опухолевых образований. Канцерогенные вещества образуются в результате частичного синтеза при неполном сгорании топлива. Большей частью это выражается в ухудшении общего состояния здоровья: появляются головные боли, тошнота, чувство слабости, снижается или теряется трудоспособность, сопротивляемость организма инфекциям. Неприятные запахи, запыленность, шумы и другие загрязнители воздушной среды вызывают ощущение дискомфорта, что психологически отрицательно воздействует на людей. Загрязнение воздушного бассейна вызывает значительные потери в народном хозяйстве. В промышленном производстве — это разрушение металлических конструкций, крыш и фасадов зданий, снижение качества выпускаемой продукции. Загрязнение атмосферы наносит огромный ущерб сельскому хозяйству. Существует зависимость недобора урожая сельскохозяйственных растений от содержания загрязнителей в воздухе
  1   2   3   4   5
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации