Влияние самоотношения и типа локуса контроля матерей на развитие эмоциональной сферы (На примере тревожности) Детей 5-6 Лет в зависимости от пола - файл n1.doc

Влияние самоотношения и типа локуса контроля матерей на развитие эмоциональной сферы (На примере тревожности) Детей 5-6 Лет в зависимости от пола
Скачать все файлы (2858 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc2858kb.31.03.2014 09:49скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

Коми государственный педагогический институт

Факультет педагогики и методики начального образования

Специальность «Педагогика и психология»

Кафедра психологии развития

(заочное отделение)
Допустить к защите

Зав.кафедрой психологии развития

________________М.В. Филиппова

«____» ______________ 2011г.


Дипломная работа

ВЛИЯНИЕ САМООТНОШЕНИЯ И ТИПА ЛОКУСА КОНТРОЛЯ МАТЕРЕЙ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ (НА ПРИМЕРЕ ТРЕВОЖНОСТИ) ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЛА
Научный руководитель:

ст. преподаватель кафедры

психологии развития

Петросянц В.Р.

«__» __________2011г.

Исполнитель:

Студентка VI курса

6604(2) группы

Дриндрожик О.К.

«__» __________2011г.
Сыктывкар, 2011

Содержание



стр. 3

стр. 7

стр. 7


стр. 24
стр. 35

стр. 68


стр. 76

стр. 76

стр. 78

стр. 106

стр. 107

стр. 110

стр. 115



Введение………………………………………………………………
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы влияния самоотношения и типа локуса контроля матерей на развитие эмоциональной сферы детей 5-6 лет в зависимости от пола………

    1. Понятие, структура самоотношения у взрослых……..

    2. Локус контроля, тип локуса контроля. Особенности проявления типа локуса контроля у взрослых…………………………………………………

    3. Понятие, виды тревожности. Особенности проявления тревожности у детей 5-6 лет……..………

    4. Роль семьи в развитии детской тревожности…………

Глава II. Эмпирическое исследование проблемы влияния самоотношения и типа локуса контроля матерей на развитие эмоциональной сферы детей 5-6 лет в зависимости от пола …….

    1. Программа исследования…………..…………………...

    2. Анализ и интерпретация результатов………………….

Выводы………………………………………………………………...

Заключение…………………………………………………………....

Список используемой литературы…………………….…………….

Приложения……………………………………………………………

  1. Опросник уровня субъективного контроля (УКС) (Автор: Бажин Е. Ф., Голынкина Е. А. и Эткинд А. М.)

  2. Тест-опросник самоотношения (Автор: Столин В.В., Пантилеев С.Р.)

  3. Диагностика тревожности (Авторы: Р.Тэммл и В.Амен)

  4. Таблица 1. Результаты изучения уровня тревожности у детей 5-6 лет.


Введение
В настоящее время в современном обществе наблюдаются такие аспекты, как: повышенная плаксивость детей на замечания взрослых; увеличение агрессивности детей во взаимодействии со сверстниками; высокая боязнь остаться наедине с незнакомыми и малознакомыми людьми в новом коллективе; нерешительность детей включаться в новую деятельность, выполнять новые задания; опасение получить неодобрение (порицание).

Не вызывает сомнения то, что изучение проблем тревоги и тревожности на разных возрастных этапах имеет важнейшее значение как для выявлений роли и механизмов проявлений, так и для понимания возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы индивида, становления и развития эмоционально-личностных образований.

В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, наблюдаются отрицательные последствия как на физиологическом уровне, так и на феноменологическом уровне (низкие коммуникативные способности, непричастность к жизни группы, повышенное количество страхов, эмоциональная нестабильность, чувство постоянной неудовлетворенности, гипертрофия потребности в достижении, заниженная самооценка и уровень притязаний). Поэтому проблема детской тревожности является весьма актуальной.

В различных психологических исследованиях рассматривались причины и индивидуальные формы проявления, приемы и способы компенсации, преодоления тревоги и тревожности у детей без патологии в развитии (В.М. Астапов; А.И. Захаров; Б.И. Кочубей; А.М.Прихожан; Е.В.Новикова и др.), эмоциональные состояния (страх, тревога) изучал З. Фрейд, причем факты проявления детской тревожности как, с одной стороны, врожденная, психодинамическая характеристика, - в работах А.И. Захарова, Н.Д. Левитова и других, и, с другой стороны, как условие и результат социализации в работах Н.В. Имедадзе, М. Прихожан, Е. Савина, К. Хорни, Н. Шанина).

Проблема самоотношения не является для психологии новой. Каждый человек сталкивается с установлением своего места в жизни, которое определяется тем, насколько личность ценит и уважает себя, принимает и понимает свои поступки, критично оценивает собственные успехи.

Первой сложностью на пути изучения самоотношения является недостаточная разработанность подходов исследователей данной категории. Под самоотношением понимают самооценку (А.В. Захарова, М.И. Лисина, В.Н. Маркин, М. Розенберг, В.Ф. Сафин, Е.Т. Соколова, А.Г. Спиркин, Е.Ю. Худобина), самоуважение (Х. Каплан, И.С. Кон, Х. Маркус), самопринятие (Д. Марвел, К. Роджерс, Л. Уэллс), эмоционально-ценностное отношение (С.Р. Пантилеев, О.А. Тихомарницкая, И.И. Чеснокова), систему установок, направленных на себя (Р. Бернс, Н.И. Сарджвеладзе, В.В. Столин). В отечественной психологии начало фундаментальных исследований феномена отношения человека к себе было положено благодаря трудам А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Спиркина, Е.В. Шороховой и теоретическим работам И.С. Кона и И.И. Чесноковой. Термин «самоотношение» был введен грузинским психологом Н.И.Сарджвеладзе. В настоящее время в отечественной психологии доминирующим является категория «эмоционально-ценностное самоотношение».

Практика психологического консультирования показывает, что дети бояться того же, что и их родители. Исследования А.И. Захарова, А.С. Спиваковской и др. позволили в качестве базовой причины тревожности считать взаимоотношения в системе «мать – ребенок».

В связи с этим в нашем исследовании мы поставили цель выявить те особенности самоотношения и типа локуса контроля матерей детей 5-6 лет в зависимости от пола, которые могут оказывать наибольшее влияние на тревожность детей дошкольников. На наш взгляд, исследования в данном направлении помогут решить ряд проблем старшего дошкольного возраста, в том числе: проблемы развития личности в период кризиса 7 лет, трудности принятия на себя ребенком новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, проблемы адаптации, успешности учебной деятельности и ряда других.

Цель исследования: изучить влияние самоотношения и типа локуса контроля матерей на развитие эмоциональной сферы (на примере тревожности) детей 5-6 лет в зависимости от пола.

Объект исследования: матери детей 5-6 лет, дети 5-6 лет.

Предмет исследования: самоотношение, тип локуса контроля матерей, тревожность детей, пол ребенка.

Гипотеза состоит в предположении о том, что самоотношение и тип локуса контроля матерей будут оказывать влияние на развитие эмоциональной сферы детей 5-6 лет, а именно:

1. тип локуса контроля матерей в большей степени будет оказывать влияние на тревожность детей 5-6 лет, чем самоотношение.

2. это влияние будет больше выражено у девочек 5-6 лет.

В соответствии с целью, объектом, предметом, гипотезой исследования определены его задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме влияния самоотношения и типа локуса контроля матерей на тревожность детей.

  2. Изучить сущность самоотношения у взрослых в психологической литературе.

  3. Раскрыть сущность типов локуса контроля и подходы в психологии по их формированию.

  4. Изучить сущность тревожности, причин и особенностей состояния тревожности у детей.

  5. Определить влияние самоотношения, типа локуса контроля матерей на тревожность детей 5-6 лет в зависимости от пола.

База исследования: дети средней группы № 8 и № 10 детского сада № 104 г.Сыктывкара и их матери в количестве 42 человек, дети подготовительной группы № 1 и № 2 МДОУ № 8 с.Выльгорт и их матери в количестве 50 человек.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации