Что такое психология. Социальная Психология. Что изучает педагогика - файл n1.doc

Что такое психология. Социальная Психология. Что изучает педагогика
Скачать все файлы (90 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc90kb.31.03.2014 09:17скачать

n1.doc





МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИРОДООБУСТРОЙСТВА

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

Контрольная работа по теме:

«Что такое психология. Социальная Психология. Что изучает педагогика»


Москва 20

Содержание:
1. Что такое психология как наука стр.3
2. Что изучает педагогика стр.6
3. Социальная психология стр.8
4. Список используемой литературы стр.13


Возникновение и развитие педагогики.
Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании. Наука о воспитании сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие, например, науки, как геометрия, астрономия, многие другие. Она по всем признакам принадлежит к числу молодых, развивающихся отраслей знания. Первичные обобщения, эм­пирические сведения, выводы из житейского опыта не могут считаться теорией, они лишь истоки, предпосылки последней.

Известно, что первопричина возникновения всех научных отраслей - потребности жизни. Наступило время, когда обра­зование стало играть весьма заметную роль в жизни людей. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или мед­леннее в зависимости от того, как в нем поставлено воспита­ние подрастающих поколений. Появилась потребность в обоб­щении опыта воспитания, в создании специальных учебно-вос­питательных учреждений для подготовки молодежи к жизни.

Уже в наиболее развитых государствах древнего мира ­ Китае, Индии, Египте, Греции - были предприняты серьез­ные попытки обобщения опыта воспитания, вычленения тео­ретических начал. Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировались тогда в философии; в ней же были сделаны и первые педагогические обобщения.

Колыбелью европейских систем воспитания стала древне­греческая философия. Виднейший ее представитель Демокрит (460-370 п. до н.э.) создал обобщающие труды во всех облас­тях современного ему знания, не оставив без внимания и вос­питание. Его крылатые афоризмы, пережившие века, полны глубокого смысла: «Природа и воспитание подобны. А именно, воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает при­роду»; «Хорошими людьми становятся "больше от упражнения, чем от природы»; «Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда». Теоретиками педагогики были крупные древнегреческие мыслители Сократ (469-399 гг. до н.э.), его ученик Платон (427-347 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.), в трудах, которых глубоко разработаны важнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека, форми­рованием его личности. Доказав свою объективность и науч­ную состоятельность на протяжении веков, эти положения вы­ступают в качестве аксиоматических начал педагогической на­уки. Своеобразным итогом развития греческо -римской педаго­гической мысли стало про изведение «Образование оратора» древнеримского философа и педагога Марка Квинтилиана (35-96 п.). Труд Квинтилиана долгое время был основной книгой по педагогике, наряду с сочинениями Цицерона его изучали во всех риторических школах.

Во все времена существовала народная педагогика, сыграв­шая решающую роль в духовном и физическом развитии лю­дей. Народ создал оригинальные и удивительно жизнестойкие системы нравственного, трудового воспитания. В Древней Гре­ции, например, совершеннолетним считался только тот, кто посадил и вырастил хотя бы одно маслиновое дерево. Благода­ря этой народной традиции страна быта покрыта обильно пло­доносящими маслиновыми рощами.

В период средневековья церковь монополизировала духов­ную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное рус­ло. Зажатое в тисках теологии и схоластики образование во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. Из века в век оттачивались и закреплялись незыбле­мые принципы догматического обучения, просуществовавшего в Европе почти двенадцать веков. И хотя среди деятелей церк­ви были образованные для своего времени философы, напри­мер Тертуллиан (160-222), Августин (354-430), Аквинат (1225-1274), создавшие обширные педагогические трактаты, педагогическая теория далеко вперед не ушла.

Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, пе­дагогов-гуманистов, провозгласивших своим лозунгом античное изречение «Я - человек, и ничто человеческие мне не чуждо». В их числе голландец Эразм Роттердамский (1466-1536), итальянец Витroрино де Фельтрэ (1378-1446), французы Франсуа Рабле (1494-1553) и Мишель Монтень (1533-1592).

Педагогике долго пришлось снимать скромный угол в вели­чecтвенном храме философии. Только в ХУП в. она выдели­лась в самостоятельную науку, оставаясь тысячами нитей свя­занной с философией. Педагогика неотделима от философии уже хотя бы потому, что обе эти науки занимаются человеком, изучают его бытие. и развитие.

Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Его главный труд «Вели­кая дидактика», вышедший в Амстердаме в 1654 г., - одна из первых научно-педагогических книг. Многие из высказанных в ней идей не утратили ни актуальности, ни своего научного значения и сегодня. Предложенные Я.А. Коменским принци­пы, методы, формы обучения, как, например классно-урочная система, стали основой педагогической теории. «В основе обу­чения должно лежать познание вещей и явлений, а не заучива­ние чужих наблюдений и свидетельств о вещах»; «Слух необхо­димо соединять со зрением и слово - с деятельностью руки»; необходимо учить «на основании доказательств посредством внешних чувств и разума». Разве не созвучны нашему времени эти обобщения великого педагога?

В отличие от Я.А. Коменского английский философ и педа­гог Джон Локк (1632-1704) сосредоточил главные усилия на теории воспитания. В своем основном труде «мысли о воспитании» он излагает взгляды на воспитание джентльмена - че­ловека уверенного в себе, сочетающего широкую образован­ность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью нравственных убеждений.

Непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вер­бализмом в педагогике вели французские материалисты и про­светители XVIII в. Д.Дидро (1713-1784), К. Гельвеций (1715­1771), П. Гольбах (1723-1789) и особенно Ж.Ж. Руссо (1712­1778). «Вещей! Вещей! - восклицал он. - Я никогда не пере­стану повторять, что мы придаем слишком много значения словам: с нашим болтливым воспитанием мы и делаем только болтунов».

Демократические идеи французских просветителей во мно­гом определили творчество великого швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827). «О, любимый на­род! - восклицал он. - Я вижу, как ты низко, страшно низко стоишь, и я помогу тебе подняться!» Песталоцци сдержал свое слово, предложив учителям прогрессивную теорию обучения и нравственного воспитания учащихся.

Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) - крупная, но про­тиворечивая фигура в истории педагогики. Кроме значитель­ных теоретических обобщений в области психологии обучения и дидактики (четырехзвенная модель урока, понятие воспиты­вающего обучения, система развивающих упражнений) извес­тен работами, ставшими теоретической базой для введения дискриминационных ограничений в образовании широких масс трудящихся.

«Ничего не постоянно, кроме перемены», - учил выдаю­щийся немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистер­вег (1790-1886), занимавшийся исследованием многих важных проблем, но более всего - изучением противоречий, внутрен­не присущих всем педагогическим явлениям.

Широко известны труды выдающихся русских мыслителей, философов и писателей В.Г. Белинского (1811-1848), А.И. Гер­цена (1812-1870), Н.Г.Чернышевского (1828-1889), Н.А. Доб­ролюбова (1836-1861). Во всем мире признаны провидческие идеи Л.Н. Толстого (1828-1910), изучаются труды Н.И. Пирогова (1810-1881). Они выступили с резкой критикой сословной школы и призывами коренного преобразования дела народного воспитания.

Мировую славу русской педагогике принес КД. Ушинский (1824-1871).


Педагогика - наука о воспитании.
Свое название педагогика получила от греческих слов «пай­дос» - дитя и «аго» - вести. В дословном переводе «пайдаго­гос» означает «детоводитель». Педагогом в Древней Греции на­зывали раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Учи­тельствовал в этой школе нередко другой раб, только ученый.

Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Часто рядом с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов. Со временем накопление знаний привело к возни­кновению особой науки о воспитании детей. Теория очисти­лась от конкретных фактов, сделала необходимые обобщения, вычленила наиболее существенные отношения. Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей.

Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до сере­дины ХХ в. И только в последние десятилетия возникло пони­мание того, что в квалифицированном педагогическом руко­водстве нуждаются не только дети, но и взрослые.

Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение современной педагогики - это наука о воспита­нии человека. Понятие «воспитание» здесь употребляется в са­мом широком смысле, включая образование, обучение, разви­тие. Расширение пределов понятия «воспитание» вступает в противоречие с историческим названием науки. Поэтому в ми­ровом педагогическом лексиконе все чаще употребляются но­вые термины - «андрогогика» (от греч. «андрос» - мужчина и «аго» - вести) и «антропогогика»: (от греч. «антропос» - чело­век и «аго» - вести).

Во все времена педагоги искали лучших путей помощи лю­дям в использовании данных им природой возможностей, фор­мировании новых качеств. Тысячелетиями по крохам накапли­вались необходимые знания, одна за другой создавались, про­верялись и отвергались педагогические системы, пока не оста­лись самые жизнестойкие, самые полезные. Развивается и на­ука о воспитании, главной задачей которой становится накоп­ление, систематизация научных знаний о воспитании человека.

Размышляя о назначении науки, великий русский ученый Д.И. Менделеев пришел к выводу, что у каждой научной тео­рии две основные и конечные цели - предвидение и польза. Не исключение из общего правила и педагогика. Ее функция ­познавать законы воспитания, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей. Теория во­оружает педагогов-практиков профессиональными знаниями об особенностях воспитательных процессов людей различных возрастных групп, социальных образований, умениями прогно­зировать, проектировать и осуществлять учебно-воспитатель­ный процесс в различных условиях, оценивать его эффектив­ность. Новейшие технологии обучения, образования и воспи­тания, эффективные методики также рождаются в педагогичес­ких лабораториях.

При определении воспитания и науки о нем - педагогики будем исходить из положения, что ни общества, ни воспитания «вообще» не существует, а есть конкретное общество на опре­деленном этапе исторического развития и есть воспитание, направленность и уровень которого объективно отражают достиг­нутый уровень развития общества. Несмотря на то что педаго­гика занимается «вечными» проблемами, ее предмет конкре­тен: это воспитательная деятельность, осуществляемая в учеб­но-воспитательных учреждениях. Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на опера­тивное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения.

Источники развития педагогики: многовековой практичес­кий опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традици­ях, обычаях людей, народной педагогике; философские, об­ществоведческие, педагогические и психологические труды; те­кущая мировая и отечественная практика воспитания; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов- новаторов, предлагающих оригинальные идеи и системы воспитания в современных быстро изменяющихся условиях.
Основные категории педагогики
Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также педагогическими катего­риями. К основным педагогическим категориям относятся вос­питание, обучение, образование. Наша наука широко опериру­ет также общенаучными категориями, такими, как развитие информирование.

Воспитание - целенаправленный и организованный про­цесс формирования личности. В педагогике понятие «воспита­ние» употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении.

В широком социальном смысле воспитание - это пе­редача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нор­мы - словом, все созданное в процессе исторического разви­тия духовное наследие человечества.

Человечество выжило, окрепло и достигло современного уровня развития благодаря воспитанию, благодаря тому, что выстраданный предшествующими поколениями опыт исполь­зовался и приумножался последующими. История знает слу­чаи, когда опыт терялся, жизненесущая река воспитания пере­сыхала. Люди оказывались отброшенными в своем развитии далеко назад и вынуждены были заново восстанавливать утра­ченные звенья своей культуры; горькая участь и тяжелый труд ожидали этих людей.

Исторический процесс развития общества неопровержимо доказывает, что больших успехов в своем развитии всегда до­стигали те народы, у которых воспитание было поставлено лучше.

Воспитание имеет исторический характер. Оно возникло вместе с человеческим обществом, став органичной частью его жизни и развития, и будет существовать, пока существует об­щество. Именно поэтому воспитание - это общая и вечная ка­тегория.

Многие философы, анализируя законы, управляющие об­щественной жизнью, устанавливают объективные связи между воспитанием и уровнем развития производительных сил обще­ства. Воспитание воздействует на развитие общества, в свою очередь общество предоставляет возможности для воспитания.

Направленность, характер воспитания соответствуют уровню развития производительных сил и характеру производственных отношений. Поэтому воспитание имеет конкретно-историчес­кий характер.

Смена типа общественно-экономической формации влечет за собой смену типа воспитания. С изменением общественных отношений коренным образом изменяются цели, задачи, фор­мы и организация воспитания. Социальные условия жизни также изменяют характер воспитания и его влияние на созна­ние и поведение людей.

С появлением в обществе классов воспитание при обретает классовый характер. Оно начинает служить господствующему классу, который и определяет его направленность, цели, содер­жание и формы. Когда хорошее воспитание становится доро­гим удовольствием, недоступным для всех людей в обществе, оно превращается в орудие дискриминации людей, средство возвеличения одних над другими.

Рассмотрев понятие «воспитание» В широком социальном смысле, мы мало прояснили его конкретно-социальную, а тем более педагогическую сущность. Дело в том, что воспитанием ­ передачей накопленного опыта - занимаются не только про­фессиональные педагоги в специально созданных учебно-вос­питательных учреждениях. В современном обществе действует целый комплекс институтов, направляющих свои усилия на воспитание: семья, средства массовой информации, литерату­ра, искусство, трудовые коллективы, органы правопорядка. Поэтому общее понятие «воспитание» нуждается в сужении и конкретизации.

В узком социальном смысле под воспитанием понима­ется направленное воздействие на человека со стороны общест­венных институтов с целью формирования у него определен­ных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

При таком понимании воспитания возникает ряд непростых вопросов: какой из общественных институтов более дру­гих ответствен за судьбы воспитания? Правильно ли винить только школу и педагогов в нередких еще неудачах воспита­ния, если возможности и сила воспитательного воздействия многих социальных институтов превосходят скромные возмож­ности учебно-воспитательных учреждений?

Не требует особых доказательств вывод о том, что при на­личии многих воспитательных сил успех воспитания может быть достигнут только путем жесткой координации действий всех причастных к воспитанию социальных институтов. При нескоординированных воспитательных воздействиях человек подвергается очень сильным односторонним влияниям, спо­собным деформировать общую цель воспитания. Координато­рами воспитательного воздействия в хорошо организованном обществе выступают учебно-воспитательные учреждения, уп­равляемые высококвалифицированными педагогами.

В широком педагогическом смысле воспитание - это спе­циально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

В педагогике, как и других социальных науках, понятие «воспитание» часто используется для обозначения составных частей целостного воспитательного процесса. Говорят, напри­мер, «физическое воспитание», «эстетическое воспитание».

Следующая основная категория педагогики - обучение. Это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоз­зрения, развитие умственных сил и потенциальных возможно­стей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соот­ветствии с поставленными целями. Основу обучения составля­ют знания, умения, навыки (ЗУН), выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных (базовых) компонентов со­держания, а со стороны учеников - в качестве продуктов усво­ения. Знания - это отражение человеком объективной дей­ствительности в форме фактов, представлений, понятий и за­конов науки. Они представляют собой коллективный опыт че­ловечества, результат познания объективной действительно­сти. Умения - готовность сознательно и самостоятельно вы­полнять практические и теоретические действия на основе ус­военных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки - компоненты практической деятельности, проявляю­щиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно важнейшие ми­poвoззpeнчecкиe, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитыва­ющий характер. Точно так же мы должны признать, что в любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обу­чая - воспитываем, воспитывая - обучаем. Области понятий «воспитание» И «обучение» частично перекрываются.

Образование - результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представле­ний об изучаемых предметах. Образование - это объем систе­матизированных знаний, умений, навыков, способов мышле­ния, которыми овладел обучаемый. В XIX в. получение образо­вания отождествлял ось с формированием человека. Сейчас ог­ромный объем знаний, накопленных человечеством, не позво­ляет утверждать, что человек когда-нибудь овладеет всеми ими в полном объеме даже после очень длительного обучения.

Образованным принято называть человека, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и, кроме того, привык логически, выделяя причины и следствия, мыслить. Главный критерий образованности - системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостаю­щие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений. В древнем афоризме: «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается» - большая доля истины.

Немало людей поражают нас феноменальной памятью, зна­нием огромного количества конкретных фактов. Начитанность, энциклопедическую осведомленность нередко принимают за образованность. Это не соответствует действительности, если человек не способен устанавливать причинно-следственные связи, если у него нет собственных мыслей. Вовсе не каждого, окончившего школу или даже университет, можно считать об­разованным. Также нельзя считать необразованным того, кто не получил высшее образование. «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого соб­ственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбужде­ние...» - резюмировал А. Дистервег.

В зависимости от объема полученных знаний и достигнуто­го уровня самостоятельности мышления различают начальное, среднее и высшее образование. По характеру и направленности образование подразделяется на общее, профессиональное и по­литехническое.

Общее образование дает знание основ наук о природе, об­ществе, человеке, формирует диалектико-материалистическое мировоззрение, развивает познавательные способности. Общее образование дает понимание основных закономерностей разви­тия в окружающем человека мире, необходимые каждому чело­веку учебные и трудовые умения, разнообразные практические навыки. Объем и направленность общего образования регули­руются государством, во многих развитых странах общее (оно же среднее) образование обязательно.

В начальных допрофессиональных и профессиональных учебных заведениях (ПТУ, СПТУ, ТУ, школах мастеров) гото­вят рабочих высокой квалификации, а в средних и высших профессиональных учебных заведениях - специалистов сред­ней и высшей квалификации для различных отраслей народно­го хозяйства.

Политехническое образование знакомит с основными прин­ципами современного производства, вырабатывает навыки об­ращения с простейшими орудиями труда, которые применяют­ся в быту и повседневной жизни.

Педагогика широко использует междунаучные понятия «фор­мирование» и «развитие». Формирование - процесс становле­ния человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов - экологических, социальных, эко­номических, идеологических, психологических и т. д. Воспита­ние - один из важнейших, но не единственный фактор фор­мирования личности. Формирование подразумевает некую за­конченность человеческой личности, достижение уровня зре­лости, устойчивости.

Понятие «формирование» мы считаем еще не установив­шейся педагогической категорией, несмотря на очень широкое его применение. Его смысл то чрезмерно сужается, то расши­ряется до безграничных пределов. В педагогической литературе прежних лет понятие «формирование» нередко употреблял ось для обозначения неуправляемых, случайных воздействий наличность. Например, известный автор пособий по педагогике Л.Н. Груздев предлагал называть формированием только сти­хийное воспитание - «воздействие различных условий на лю­дей независимо от сознательной деятельностью).

Неопределенны границы применения в педагогике еще од­ного общенаучного понятия - развитие. Синтезируя наиболее устоявшиеся определения, приходим к выводу, что развитие ­это процесс и результат количественных и качественных изме­нений в организме человека. Оно связано с постоянными, не­прекращающимися изменениями, переходами из одного состо­яния в другое, восхождением от простого к сложному, от низ­шего к высшему. В человеческом развитии проявляется дейст­вие универсального философского закона взаимоперехода ко­личественных изменений в качественные и наоборот.

Развитие личности - сложнейший процесс объективной действительности. Для углубленного изучения этого процесс, а современная наука пошла по пути дифференцирования состав­ных компонентов развития, выделяя в нем физическое, психи­ческое, духовное, социальное и другие стороны. Педагогика изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами.

К числу основных педагогических категорий некоторые ис­следователи предлагают отнести и такие достаточно общие по­нятия, как «самовоспитание», «самообразование», «саморазви­тие», «педагогический процесс», (продукты педагогической дея­тельности», «социальное формирование» и др. Признавая выде­ленные понятия важными компонентами педагогической тео­рии, будем рассматривать их смысл в контексте изучения спе­циальных вопросов.

­
Список используемой литературы:



  1. Бабанский Ю.К. Педагогика.- М., 1988

  2. Гончаров Н.К. Основы педагогики. – М., 1947

  3. 3.Груздев П.Н. Вопросы воспитания и обучения.- М., 1949

  4. Измайлов В.Ф. Народная педагогика – М., 1991

  5. Журавлев И.К. Педагогика в системе наук о человеке. – М., 1990

  6. Общие основы педагогики/ Под ред. Ф.Ф. Королева, В.Е. Гмурмана. – М., 1967

  7. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1990
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации