Панкратова О.А. Лингвосемиотические характеристики спортивного дискурса - файл n1.doc

Панкратова О.А. Лингвосемиотические характеристики спортивного дискурса
Скачать все файлы (271.7 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc1071kb.13.05.2005 15:17скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования «Волгоградский государственный университет»

На правах рукописи




ПАНКРАТОВА Ольга Александровна
ЛИНГВОСЕМИОТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

СПОРТИВНОГО ДИСКУРСА
ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени

кандидата филологических наук
10.02.19 – теория языка

Научный руководитель:

доктор филологических наук,

профессор В.И. Карасик
Волгоград – 2005

Оглавление


Содержание

Стр.

Введение. ………………………………………………………………..

3

Глава I. Спортивный дискурс как предмет лингвистического исследования. ……………………………………………………………


10

1.1. Система лингвокультурных концептов как лингвосемиотическое основание спортивного дискурса. …………..


11

1.2. Концепт «игра» как протоконцепт в лингвосемиотическом пространстве спортивной коммуникации. ……………………………


23

1.3. Концепт «состязание» как протоконцепт

в лингвосемиотическом пространстве спортивной коммуникации.


29

1.4. Конститутивные признаки спортивного дискурса. ……………...

35

1.4.1. Институциональность. ………………………………………….

35

1.4.2. Участники спортивного дискурса. ……………………………..

39

1.4.3. Хронотоп спортивного дискурса. ……………………………….

54

1.4.4. Цели и стратегии спортивного дискурса. ……………………….

72

1.5. Жанры спортивного дискурса. ……………………………………

84

Выводы к главе I. ……………………………………………………….

98

Глава II. Спортивный комментарий как центральный жанр спортивного дискурса. …………………………………………………


101

2.1. Место и роль комментария как жанра спортивного дискурса в массовой коммуникации. ………………………………………………


101

2.2. Спортивный комментарий как основа медиального спортивного события. …………………………………………………..


115

2.3. Языковая личность спортивного комментатора. ………………...

127

2.4. Комментарий и интерпретация: противопоставление, сферы и функции. ………………………………………………………………..


141

2.5. Структурные характеристики жанра спортивного комментария. …………………………………………………………


148

2.6. Конститутивные характеристики спортивного комментария как жанра спортивного дискурса. ………………………………………….


153

Выводы к главе II. ………………………………………………………

178

Заключение. ……………………………………………………………..

181

Список литературы. …………………………………………………….

184

Приложение. …………………………………………………………….

204



ВВЕДЕНИЕ
Спорт – это сложное социальное явление, затрагивающее разнообразные проявления современной жизни общества и одновременно находящееся под влиянием ее феноменов, таких, как экономика, политика, искусство, образование, здравоохранение. Связь спорта, человечества и общества – это «глубокая область коллективной чувствительности» (Trifonas, 2001, р.22.).

Спорт как социальное явление характеризуется полифункциональностью и семиотической насыщенностью, проявляющимися в том, что он представляет собой знаковую систему, кодирующую опыт и передающую его значение на определенное количество уровней. Знак в спорте ведет к другим знакам, обеспечивая при этом обратную связь, ориентируя индивида и вызывая определенные поведения и отношения. Один и тот же знак в спорте может быть истолкован по-разному, что объясняется противоречивостью самого феномена спорта.

Данное диссертационное исследование посвящено изучению и научной разработке спорта как весьма обширного участка коммуникативно-информационного пространства, в которое вовлечен человек как биологический тип, реализующий в нем свои потребности к физическому совершенству и, соответственно – к формированию готовности вести борьбу за выживание. Реализация этих и многих других, сопутствующих им как базовым, потребностей напрямую зависит от языковых и речевых экспликаций самих потребностей. Иными словами, деятельность членов социума, направленная на физическое самосовершенствование, именуется в работе состязательной активностью личности или спортом, при этом она рассматривается в своих вербальных проявлениях, т.е. через соответствующий (спортивный) дискурс – как одновременно и дискурсивная деятельность.

В основу выполненной работы положена следующая гипотеза:

Спортивный дискурс представляет собой тип институционального сложного многофункционального образования, включающего в себя другие типы дискурса, такие как педагогический, проявляющийся в общении пары «спортсмен – тренер», юридический, обнаруживающий себя в вопросах правил и нарушений проведения, участия, отмены или переноса спортивных состязаний, политический, который пронизывает насквозь крупные соревнования международного уровня, медицинский, являющийся частью спортивного дискурса в рамках подготовки спортсменов, оказания им помощи в период соревнования, и во время реабилитации. Значимой частью спортивного дискурса являются также дискурсы массово-информационный и рекламный, которые пользуются спортом в своих общих и частных целях.

Конститутивные признаки спортивного дискурса максимально проявляются в процессе рефлексии спортивных событий через спортивный комментарий, который является ведущим жанром спортивного дискурса, обеспечивающим ему коммуникативную значимость.

Таким образом, спортивный дискурс избирается нами в качестве объекта изучения. Признавая как аксиому жанровое многообразие данного типа дискурса (он включает в себя многие субдискурсы или жанры, такие, например, как дискурс тренера, дискурс болельщиков, дискурс судей, дискурс спортсменов как отдельных одиночных видов спорта, так и игровых), мы полагаем, что оправданным выбором предмета исследования должны стать его лингвосемиотические характеристики.

Целью работы является выяснение того, что представляет собой спортивный дискурс как лингвосемиотическая система, и какова его связь с потребностями человека. Для достижения цели в диссертации требуется решить следующие задачи:

- выявить концептуальную основу спортивного дискурса, т.е. определить, какие концепты лежат в основе механизма спортивного дискурсообразования;

- описать понятийную, образную и ценностную составляющие вовлеченных в спортивный дискурс концептов;

- дать лингвистическое описание конститутивных признаков спортивного дискурса и показать, каким образом они проявляются в спортивной коммуникации;

- наконец, дать подробную характеристику жанра спортивного комментария как рефлексию речевых проявлений спортивной дискурсивной деятельности и как модель собственно спортивной речи.

Изучению спорта посвящены труды многих философов, социологов, психологов, историков и лингвистов (Й. Хейзинга, U. Eco, A. Beard, Л.И. Лубышевой, Р.А. Пилояна и др.). Вместе с тем спорт остается недостаточно исследованным с лингвистических позиций: феномен спорта до сих пор не попадал в поле зрения таких языковедческих дисциплин, как лингвокультурология, аксиологическая лингвистика и дискурсология, что в принципе свидетельствует об актуальности предпринимаемого исследования. Актуальность исследования обусловлена также повышенным интересом лингвистов к изучению дискурсивных аспектов языка, необходимостью дальнейшей разработки проблем, связанных с выявлением механизмов формирования образов спорта и их вербального воздействия на поведение и мышление человека, потребностью в разработке типологии глобального дискурсивного пространства.

Такой алгоритм предпринимаемого исследования, в котором теория дискурса пополняется данными о мотивационной и аксиологической базе ранее не изучавшегося дискурсивного пространства, о его участниках, хронотопе и конститутивных признаках, представляется важным вкладом в теорию дискурса и составляет теоретическую значимость работы. Результаты проведенного исследования способствуют дальнейшей разработке общих и частных вопросов теории дискурса, расширяют и уточняют ее понятийный аппарат, дополняют имеющиеся сведения о тенденциях и закономерностях вербализации потребностных намерений языковой личности.

Практическая значимость диссертации заключается в возможности использования ее результатов как основы учебника по речевому поведению субъектов спорта для спортивных вузов, курса лекций по общему языкознанию, аксиологической и когнитивной лингвистике, лингвокультурологии, стилистике разговорной речи. Положения работы могут найти практическое применение среди спортивных журналистов, комментаторов и лиц, так или иначе вовлеченных в процесс подготовки спортсменов, в освещение спортивных состязаний и их проведение.

Как представляется, спортивный дискурс представляет собой неизученную исследовательскую нишу, которая должна быть заполнена получением данных, способствующих прояснению целого ряда исследовательских проблем. Тот факт, что спортивный дискурс 1) никогда ранее не исследовался и не изучался с позиций лингвосемиотики; 2) не был описан как целостная коммуникативная система; 3) не был в центре рассмотрения с точки зрения жанрообразования; 4) не изучался как продукт речепорождения языковой личности – дает основание усматривать в предлагаемом диссертационном исследовании научную новизну.

В качестве материала исследования привлекались образцы звучащей английской и русской речи телевизионных комментаторов спортивных соревнований (более 2000 видеофрагментов международных спортивных соревнований), транслированных ведущими телевизионными компаниями мира (EuroNews, BBC, CNN International, FOX-news), которые затем нами были переведены в текстовую форму скриптов и в дальнейшем изучались как письменная фиксация происходящего спортивного события. Соответственно, единицей изучения в диссертации принят текстовый фрагмент.

В диссертации использовались следующие методы исследования:

- метод дискурс-анализа для пошагового выявления воздейственных намерений субъектов спорта и экспликации вербальных средств этих намерений;

- метод алгоритмизации коммуникативно-информационного пространства изучаемого типа дискурса для выявления его конститутивных признаков и характеристик;

- метод компонентного анализа лексических единиц для определения семантических индикаторов спортивных концептов, встраиваемых в коммуникацию в процессе спортивного комментирования;

- метод дедуктивного и индуктивного логического анализа текста как продукта дискурса для вычленения особенностей коммуникативного поведения субъектов спорта.

На защиту выносятся следующие положения.

1. В основе спортивного дискурса лежит система концептов «спорт» – «игра» – «состязание», предметной составляющей которых являются физические / физиологические свойства и качества соревнующейся личности, образной – событийные элементы спортивных соревнований, ценностной – спортивные достижения и успехи, а также индивидуальные этические и эстетические характеристики субъектов спорта (сила, мужество, ловкость, смелость, красота человеческого тела и т.д.).

2. В спортивном дискурсе коммуниканты – субъекты спорта – проявляют себя как три группы языковых личностей, по-разному вербализующие свои коммуникативные намерения: первая группа (спортсмены и их непосредственное окружение – тренеры, судьи, администраторы) структурируют свою речь в целях достижения спортивного результата; вторая – болельщики и зрители – эмоционально оценивают действия и результаты подготовленности непосредственных участников спортивного события; третья – спортивные комментаторы и спортивные журналисты – фиксируют и описывают ход события для виртуальных болельщиков (телезрителей, радиослушателей и читателей).

3. Конститутивные признаки спортивного дискурса выявляются в жанре спортивного комментария при анализе коммуникативного поведения спортивного комментатора. Жанр спортивного комментария представляет собой вербальную рефлексию спортивного события языковой личностью спортивного комментатора, чье коммуникативное поведение характеризуется модальной модеративностью, наличием когнитивной и аксиологической компетентности, дескриптивностью и презентационностью, проявляющихся в обязательной оценочности и образности высказывания.

4. Языковая личность спортивного комментатора является особым субъектом спорта, специфика коммуникативного поведения которого характеризуется суггестией, направленной на адресата и проявляющейся в таких параметрах речевого воздействия, как контроль смысловой избыточности и достаточности, когнитивной доступности и объема передаваемой информации, обеспечение доступа к языковому и лингвокультурному коду реальности, локализация текущего момента.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертации докладывались на научных конференциях Волгоградского государственного университета (2001-2004 гг.), региональных научно-практических конференциях молодых исследователей (г. Волгоград, Волгоградский государственный педагогический университет, 2002-2004 гг.), на региональной конференции «Лингвистика и межкультурная коммуникация» (г. Волгоград, Волгоградский государственный университет, 2004 г.), были предметом обсуждения на заседаниях и аспирантских семинарах кафедр английской филологии ВолГУ и ВГПУ, а также на заседаниях лаборатории аксиологической лингвистики ВГПУ (2001-2004гг.). По теме диссертационного исследования опубликовано 5 работ.

Структура диссертации подчинена ее цели, обусловлена задачами и спецификой исследуемого материала. Диссертация включает введение, две главы, заключение, список литературы (200 наименований), список лексикографических и интернет-источников. В приложении к работе приведены скрипты видеофрагментов международных соревнований по плаванию.
ГЛАВА I.

Спортивный дискурс как предмет лингвистического исследования

Спорт – это популярное, сложное, полифункциональное, многозначное и противоречивое социальное явление, которое занимает весьма важное место в общественной жизни и поэтому требует специального научного изучения, в том числе с точки зрения лингвистики. Спорт сегодня всеобъемлюще отражает черты современного общества. Он затрагивает и одновременно находится под влиянием экономики, политики, искусства, образования, здравоохранения. Как всякое социальное явление, спорт не может не получить свое отражение в коммуникативной деятельности человека, т.е. в языке, в речи, в дискурсе. Соответственно, спорт обладает своим особым семиозисом, демонстрирует определенные лингвосемиотические параметры. Социум относится к спорту как к неотъемлемой части своего существования, как участвуя в спортивных событиях, так и обсуждая их, являясь при этом их наблюдателем. Иными словами, спорт – не что иное, как особый вид коммуникации, возникший как реализация сложного комплекса потребностей1 – биологических, духовных, рекреативных, информационных и др. Как всякая коммуникация, спорт имеет свою вербальную составляющую, реализуемую в семиотическом пространстве. Таким образом, перифразируя известный тезис Н.Д. Арутюновой и В.И. Карасика о дискурсе как «тексте, погруженным в жизнь», можно сказать, что личность, имеющая непосредственное отношение к спорту, продуцирует свои особые тексты, погружаемые ею в спортивную жизнь.

Для того чтобы понять многофакторную и многофункциональную сущность дискурсивного пространства современного спорта, необходимо обратиться к анализу развития этого социального и семиотического феномена, начиная от игрового элемента данной деятельности и заканчивая почти полной его утратой на современном этапе. Первая глава диссертации, таким образом, посвящена, во-первых, описанию семиотики спорта и его социальных особенностей, а во-вторых, изучению дискурсивного спортивного пространства с выявлением лингвосемиотических и социолингвистических характеристик спортивного дискурса, составляющих его конститутивные признаки.
1.1. Система лингвокультурных концептов как лингвосемиотическое основание спортивного дискурса.
Спорт, существующий в течение многих веков, расширил свой ценностный потенциал, приобрел новые смыслы, значения и функции; он получил детальную дифференциацию в различных видах и типах спорта. Н.Р. Ермак и Р.А Пилоян считают, что современный спорт возник в древности – из борьбы людей между собой за существование, трансформировавшейся во взаимодействие, отражающее диалектику единства борьбы и противоположностей, включая социальное сознательное и бессознательное сотрудничество, а также сознательную и бессознательную борьбу (Ермак, Пилоян 1997, с.14). Соглашаясь с ними, добавим, что такой переход может быть возможным при участии игрового элемента, присущего всей общечеловеческой культуре, который нельзя не учитывать, поскольку именно игра явилась предтечей зарождения искусства, музыки, юриспруденции, дипломатии и всех прочих отношений цивилизованного общества. Однако, несмотря на столь длительное существование состязательных игр и спорта, в научной литературе нет однозначного понимания их предназначения и целей. Это объясняется тем, что вначале в человеческом обществе возникают игры или ритуалы в качестве средств подготовки к жизни, труду (охота, рыбалка, воспитание детей) и обороне, затем они видоизменяются в состязательные игры, и это обусловлено развитием общества в направлении цивилизации. Появляются три основных пути становления состязательных игр и ритуалов, нацеленных на подготовку человека, во-первых, к жизни вообще; во-вторых, к эффективному удовлетворению основной потребности человека в пище и, в-третьих, к обеспечению физической защиты. Сегодня это социальная, экономическая и политическая сферы. Физические упражнения, игровые/ритуальные состязания, стоявшие у истоков зарождения этих сфер, существуют сегодня и представлены таким социально-культурным явлением, как спорт. Разделяя точку зрения М.Я. Сараф на происхождение современного спорта, заметим, что спорт сегодня стал популярен скорее не из-за потребностей человека в физическом совершенствовании как в античном мире, а из-за развития буржуазной городской культуры XIX века, сосредоточенности жителей города на монотонной и однообразной работе. Спорт приобрел новое значение, рожденное скукой и азартом, на основе сделки, пари, ставки.

Особенность состязательной игры в заключении пари и разыгрывании приза (в виде яблока, мешка зерна, слитка золота, денег и т.д.) дала основание для возникновения двух различных типов спорта: спорта народного (массового) и спорта профессионального, который сегодня еще называют коммерческим, поскольку последний является способом зарабатывания денег. Возобновление Олимпийских Игр, преследовавших своей целью международное общение и сотрудничество людей всех континентов, которое проистекало в мирной обстановке во время проведения соревнований среди любителей спорта каждые четыре года, послужило основой для появления третьего типа спорта – олимпийского, который не мог иметь коммерческую основу.

Несмотря на то, что спорт можно разделить на ряд основных типов – сегодня выделяют игровые или командные, личные, женские и мужские, детские, спорт инвалидов, олимпийский и не олимпийский, оценивающийся судьями (футбол, хоккей) и жюри (художественная гимнастика, фигурное катание), – все они берут свое начало в игровой деятельности и основываются на представлении о спорте как о важном средстве развития воли, характера человека. Поддержание здоровья наполняет спортивную деятельность особым смыслом и ценностью, а также размывает резкие различия между основными типами спорта. Можно предположить, что такие важные категории, как воля, сила, характер, здоровье и многие другие играют значительную роль в спортивной коммуникации, а стало быть – формируют спортивный дискурс и соположенные ему прочие виды дискурсов. Эти категории, являясь безусловными элементами культуры того или иного этноса – культурными концептами2, не могут не получать языкового выражения и дескрипций, приобретая статус концептов лингвокультурных.

Дискурс – это пространство для реализации концептов; важным для нас представляется выявление способа концептуализации и реализации знания о концепте в дискурсе. Ментальные конструкты знания (концепты) группируются в систему, а затем получают языковое выражение благодаря сформированным на их основе неким структурам, которые, в свою очередь, образуют дискурсионную систему, состоящую из презентационной структуры и ее речевого воплощения (Олянич 2004).

С.Г. Воркачев отмечает, что весьма часто концепт отождествляется с представлением в том или ином его понимании и противопоставляется, прежде всего, концепту-понятию по таким признакам, как степень индивидуализированности (субъективности) и образность (образы предметов, сцен, событий, возникающие на основе их припоминания или же продуктивного воображения, предметно-чувственный характер которых позволяет отличать их по модальности восприятия (зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и пр.). Гносеологически они функционируют как опосредующее звено в процессе восхождения от конкретного к абстрактному, от чувств к разуму; они субъективны в той степени, в которой они отличаются от индивида к индивиду, в то время как понятия объективны в том смысле, что существуют в общественном сознании (Воркачев, 2002).

Для нашего исследования релевантно также следующее понимание концепта М.В. Никитиным: он предлагает считать концептом сложную вероятностную структуру, образуемую вероятностными оценками обыденного сознания – оценками приблизительными, но сходными у членов однородного социума. В глобальной структуре концепта вычленяются когнитивная и прагматическая (эмотивно-оценочная) части, коррелирующие между собой своими элементами. «Концепт, актуализируя и объективируя себя в деятельности умственной (мышление), предметной (практика) и знаковой (семиозис), представляет собой исходную идеальную базу порождения актуальных смыслов и картин тех идеальных миров, которые выстраиваются мышлением и выражаются языком в речи» (Никитин, 2002, с. 178). Под концептом также понимается многомерное смысловое образование, имеющее образное (фреймовое), описательное (понятийно-дефиниционное) и ценностное измерения (Карасик, 2002, с.129).

Подобное понимание концепта дает возможность представить те основания, на которых выстраивается лингвосемиотическая концептосфера спортивной коммуникации: в коммуникативное пространство спорта вовлекаются важные лингвокультурные доминанты или концепты – «Воля», «Характер», «Сила», «Физическое совершенство / Здоровье», «Достижение», «Красота», «Герой», «Отвага», «Подвиг», «Борьба», «Состязание / соревнование», формируя семиотическое содержание глобального концепта «Спорт». Каждый из этих концептов характеризуется своей особой ценностной составляющей.

Ценности – ориентиры, определяющие состояние человеческой жизнедеятельности, – могут быть классифицированы следующим образом: индивидуальные, микро- и макрогрупповые, этнические и общечеловеческие (Карасик, 1996, с.3).

Концептосфера «Спорт» – разноуровневое образование, включающее все вышеперечисленные ценности: интеллектуальные (знания о методах и средствах развития физического потенциала человека, спортивной подготовки и здорового образа жизни), ценности двигательного характера (образцы моторной деятельности, личные достижения, физический потенциал), педагогической технологии (методические руководства, практические рекомендации, методики тренировки), мобилизационные (способность к рациональной организации бюджета времени, дисциплина, собранность, быстрота оценки ситуации и принятия решения, умение пережить неудачу), интенциональные (отражают сформированность общественного мнения, престижность спорта в определенном обществе, популярность у разных категорий людей) (Лубышева, 1996, с.45-49). К ценностям спорта можно отнести социально-психологические установки людей, которые определяются характером, структурой и направленностью потребностей, мотиваций и ценностных ориентаций на занятия спортом. В спорте отражаются этические, эстетические, воспитательные, а также экономические, политические и общекультурные ценности.

В.И.Карасик отмечает, что нормы институционального дискурса отражают ценности социума в целом и ценности определенной общественной группы, которая образует институт (Карасик, 2002, с.293). Это утверждение полностью относится и к спортивному дискурсу, который разворачивается в опоре на свод правил спортивной этики, спортивного поведения, правил ведения игры или выступления, регламент соревнования, традиции и церемонии, взявшие за свою основу ценности общества в целом. Такая опора в спорте служит точкой отсчета развертывания спортивного дискурса. Закрепленные традицией, зафиксированные письменно, существующие в памяти образы норм спортивного и неспортивного поведения, отражают ценностный потенциал спортивного дискурса. Спорт как явление сугубо социальное впитал в себя нормы поведения и ценности общества в целом. Если наивысшей ценностью педагогического общения является социализация, политического – власть, религиозного – вера, юридического – закон, медицинского – здоровье, научного – знания, то ценностями спортивного общения будут эти и им подобные ценности в «адаптированном» или преломленном виде.

Полный репертуар ценностей спортивного дискурса можно выделить при рассмотрении глобального списка ценностей социума. Однако основные, ценности, не претендующие на универсальность, могут быть представлены в виде ценностных речений или понятий, выводимых из концептосферы «большой спорт» / «профессиональный спорт» (далее «спорт») путем ассоциаций и символизации.

Ценностное содержание концептосферы «спорт» получает свое языковое выражение в значениях слова «спорт». Первоначальное значение лексемы "спорт" –1. отвлекаться от работы – to carry away from work; 2. забавляться – to divert or amuse; 3. веселиться – to make merry. Изначально ядром концепта «спорт» было понятие, выраженное в языке словом «забава» (Кожевникова, 2002, с.62). В настоящее время это значение выражается во фразеологических сочетаниях: for sport's sake – ради шутки, to become the sport of fortune – стать баловнем судьбы, to be the sport of circumstances – быть жертвой обстоятельств, to say sth in sport – сказать что-то в шутку, to make sport of sb – высмеивать кого-либо. Сегодня кроме основного значения слова «спорт» – a physical activity in which people compete against each other – физическая деятельность, в которой люди соревнуются друг с другом – выделяются ряд других значений: helpful person / strong character manto be a sport do sth – быть другом, сделать что-то, he is a good sport about losing – он не вешает нос при проигрыше, he is a good sport – он парень, что надо и др.

Значения словосочетаний в приведенных примерах указывают на то, что спорт – занятие, воспитывающее в человеке общие нормы поведения и принципы морали – волевые качества, кооперацию, дружбу, готовность помочь ближнему, а, следовательно, первоначальное ядерное понятие – «забава» переместилось от центра к периферии семантического поля.

Приведенные дефиниции позволяют уточнить ценностный потенциал концептосферы «спорт» как рефлектора общих норм поведения и принципов морали, акцентирующих волевые качества, кооперацию, дружбу, готовность помочь ближнему. Кроме того, концептосфера «спорт» в сознании человека связывается с достижением высокого спортивного результата (achievement – something important that you succeed in doing by your own efforts: Winning three gold medals is a remarkable achievement; sense of achievement – a feeling of pride when you succeed in doing something difficult: You get a wonderful sense of achievement when you reach the top). Дефиниция включает ценностную составляющую: достижение – то, к чему человек долго стремился, что для него было очень важным, и в получении этого блага он должен был пройти нелегкий путь (семантические маркеры «тяжело, трудно, трудиться, тренировка (каждый день), строгий режим, диета, работа на пределе, достичь, добиться, идеал, стремление к совершенству, к победе, честная игра / «fair play», победа, победитель, золото, медаль, гордость, слава, почет»).

Образная составляющая концептосферы «спорт» дает возможность метафорического отражения в языке и речи общечеловеческого существования: так, спортивная лексика, благодаря своей образности, проникает в различные сферы жизнедеятельности. В политике, например, используют фразеологический оборот to play hard ball – соперничество между двумя лидерами во время предвыборной кампании. Напряженность политической ситуации передается соответствующими спортивными образными терминами («Political campaigns are «in the homestretch» some months after the candidates «burst from the starting gate»). В экономике также интенсивно эксплуатируются образы спорта (game plan – стратегический план компании на физический год; behind the eight ball – удачное истечение дел; gaming – playing of a game of chance for money).

Образ «золота» как вознаграждения за победу и труд в обыденной сфере есть не что иное, как спортивная метонимизация, ср.: Gold medal - … given to someone for a special achievement, especially for winning a race or competition ? «golden handshake = a large amount of money given to someone when they leave their job. Название кредитной карточки, дающей особые преимущества ее владельцу (gold card) – также результат вторичной номинации: победа в спорте ? достижения в области финансов.

Многие из ценностей спортивного дискурса скрыты или подразумеваемы. Такие понятия как: слава, популярность, уважение, гордость, признание, богатство, выводимые из концепта «победа», приобрели ценность в современном спорте. Не смотря на то, что к победе стремятся все, не всем победителям удается получить желаемого уважения и признания и так далее. Дефиниции глагола to sport1) to wear or show something publicly, especially in a proud way; 2) to play together happily (LCDE) доказывают, что поведение победителей в спорте – ценностно маркировано и актуально, так как отодвинуло первоначальное значение слова – sport – «забава» на второе место.

Оценочный потенциал спортивного дискурса сводится к следующим моментам: спортивное достижение требует максимальных физических усилий: чтобы раскрыть их, необходимо много тренироваться, соблюдать режим дня, диету, лишать себя удовольствий и развлечений.

Богатая ассоциативная база спорта позволяет проникать в него лексике, первоначально не присущей спорту. Так, в боксе апробированы и прочно закрепились такие единицы, как dancer – a fighter who uses footwork and movement as a strategic; smoking – relentless punching; to telegraph a punch – to unintentionally communicate to an opponent (as by a glance or some movement) (Сonsidine, 1982, p.106). Это объясняется еще и тем, что у истоков спорта стояли люди различных специальностей и профессий. Такая же ситуация и в бейсболе: angel – a cloud that shields the sun from the eyes of an outfield preparing to catch a high fly ball; bean – to hit sb in the head, especially with a thrown object (Сonsidine, 1982, p.4).

Принцип спорта «ведение игры по правилам» прочно закрепился в обществе и всех его сферах, а соответственно и получил отражение в вокабуляре. Так, выражение спортивного лексикона fair play – 1) playing according to the rules of a game without cheating, 2) br. fair treatment of people without cheating or dishonesty (LCDE) активно бытует в массово-информационном дискурсе (языке журнализма), трансформировавшись в выражение fair gamesomeone or something that is easy to criticize or deserves to be criticized: The behavior of the younger royals made them fair game for the tabloid press (LCDE), причем приобрело метафорическое значение «правила любой деятельности, которые из-за частых нарушений критикуются».

Спортивная тематика нашла свое отражение и в такой лингвокультурной области, как паремии. Так, пословица Sport is sweetest when no spectators раскрывает жестокость спорта, где проигрыш или неудача могут быть расценены как позор, который лучше переносить в одиночестве. Win gold and wear gold – здесь отражается особенность спорта, которая состоит в том, что спорт наглядно демонстрирует заслуженную, честную победу и уважение, поклонение перед победителем. Win at first and lose at last – это речение характеризует упорство, настойчивость, волю к победе и твердость духа. At the game's end we shall see who gains. Game is not worth the candle – означает, что спорт требует больших физических, моральных и финансовых усилий, которые не всегда приводят к победе. Пословица Gamesters and race-horses never last long (Dictionary of proverbs, 1997) констатирует, что век спортсмена недолог, но жизнь продолжается, и забывать об этом не стоит. Success has many friends (The Рenguin Dictionary of Proverbs, 1983) – пословица, используемая в разных областях человеческой деятельности, затрагивает сферу человеческих отношений и подчеркивает такую особенность спортивной победы, как отчуждение ее от личности самого спортсмена: она становится общенациональной ценностью и принадлежит уже всем, например, всей стране. Таким образом, становится понятно, что в этих пословицах раскрывается ценностная составляющая концептосферы «спорт», то как мы воспринимаем спорт.

Такие этические концепты, как «злость» и «доброта», в спорте подвергаются трансформации и могут иметь противоположные смыслы. Спортивная злость получает положительную оценочность, а доброта не приветствуется, не понимается и не признается в спорте, где правила и санкции наказаний выполняют функции совести: He must win, he left his kindness to the opponents and played out the malice.

Любой вид спорта (художественная гимнастика, футбол, парусный спорт и т.д.) фиксируется в нашем сознании как концепт. Благодаря образности, ценностной составляющей, ассоциативным связям, стереотипным представлениям, многоуровневой структуре, особенной лексике каждый вид спорта может быть представлен как специфический концепт. Такое положение доказывается сравнением какого-либо движения в различных видах спорта, например, быстрый стремительный бег как элемент в футболе, легкой атлетике, фигурном катании – наделен в определенном контексте эстетической ценностью, а в гольфе, спортивной ходьбе, скалолазании – не представляет никакой ценности и более того вызовет удивление у соперников и зрителей. Этот же бег в обычной жизненной ситуации скорее не вызовет ни у кого каких-то особенных ярких эмоций. Образ того или иного вида спорта создается, по-видимому, благодаря правилам, существующим в определенном виде спорта, нашим представлениям о движениях, действиях, поведении, о выражении лица участника спортивного события в разных ситуациях (например, художественная гимнастика), то есть благодаря концептуализации физической деятельности вообще и всего того, что с ней связывается. Актуализация человеческой концептуализации применительно к физическому мастерству, совершенству, а именно, достижению этого уровня физической способности человека обеспечивается благодаря специально создаваемым спортивным ситуациям, в которых это достижение возможно. Таким образом, спортивные правила выступают как границы спортивной ситуации, в рамках которой представляется возможным полноценно оценить физическое, моральное и психологическое усилие спортсмена, наделенное эстетической ценностью.

Выявить ценностное содержание действий спортсменов представляется возможным, опираясь на аксиологически структурированные выражения в речи комментаторов, начинающиеся с look at…, look how…, you see how…, you see he / she…, it is like…, it is as…, it iswhen / how / that / than …, do not you see…, watch at…, he / she must / should do / make…, what a…, и многие другие.

В наше понимание всегда вмешивается стереотипный образ предметов, людей и ситуаций, внося свои коррективы в наши представления о действительности. Стереотипы, сформировавшиеся в сознании носителей культуры до непосредственного знакомства с предметом, могут отражаться не только на оценочной, но и на образной и понятийной составляющих концепта (Слышкин, 1999,с.76). При знакомстве с предметом, в данном случае со спортом, вскрывается противоречие в стереотипном понимании спорта как одного из источников здорового образа жизни. Сегодня ни для кого не является секретом то, что спорт не всегда способствует здоровью, а часто, наоборот, пагубно влияет на него, в особенности большой спорт. Однако стереотипное представление несет в себе обратный смысл: sportive man – человек, обладающий крепким здоровьем. Стереотипы обуславливают отношение людей к так называемым "неженским" видам спорта: футбол, хоккей, борьба, штанга. От того, как зарекомендовала себя та и или иная страна в мировой истории, и как ее вследствие этого представляют другие страны, зависят описательные характеристики спортсменов. Английские комментаторы называют шведского теннисиста Бьерна Борга (Bjorn Borg) – the Iceberg или Ice Borg, а игрока в гольф Джаспера Парневика характеризуют фразой – а cool frame of mind, что обусловлено стереотипным представлением о Швеции. Все слова, составляющие стереотипное представление о немецком характере берут свою основу в мануфактурном производстве. О немецких футболистах говорят: Steamrollering the opposition, steam machine, mechanical move… (Bear, 1998, p. 33-34). Но стереотипы – это не статичные образования и со временем они подвержены изменениям, что проявляется в моде на спортивную одежду, фигуру и идеологию, где результат труда является абсолютной мерой ценности, посредством которого человек обретает свое место в обществе.

Концепты – это динамические образования; они имеют расплывчатые границы и склоны к модификациям: расширяются, сливаются, разбиваются на части. Концепт спорт – это динамическое образование, которое за свою историю приобрело множественность в виде физической культуры как науке о физической активности человека, спорта – профессионального, любительского, юношеского, спорта ветеранов, инвалидов, использование физических упражнений в рамках медицины, образования, армии, как средства поддержания здорового образа жизни. В пределах каждого из образований раскрывается только им присущая концептосфера, которая часто пересекается в сознании человека с другими, что обусловливает большое количество ценностей, вкладываемых в спорт и ценностный потенциал «спорта» вообще.

Необходимо отметить то, что если представить спорт как социально-культурное творение в виде концепта, то его образование – большой спорт или олимпийский – будет всеобъемлющим с точки зрения выполняемых им функций. Olympic Solidarity (founded in 1961) reflects the Olympic ethic of which the basic notions are generosity, understanding and international co-operation, cultural exchanges, the development of sport and its educational aspects and the promotion of a society concerned with human dignity and peace. (http://www.olympic.org). Таким образом, большой или олимпийский спорт имплицитно включает этические нормы общества в целом.

Проведение олимпийских игр, а именно разделение их на части с определенными целями, концептуально осознано обществом, чему доказательством является применение в различных областях человеческой деятельности подобного регламента. Цели регламента олимпийских игр нами рассматриваются в этой главе ниже. Ценности церемонии открытия, награждения и закрытия заключены в их составных элементах, являющихся социально значимыми.

Протоконцептами в концептосфере «Спорт» мы считаем игру и состязание как исторический базис, на котором в дальнейшем надстраивалась вся система концептов, вовлекаемых в дискурсивное пространство спортивной деятельности и коммуникации человека. Для того, чтобы точнее определить место спорта в обществе и культуре, выявить его ценностный потенциал и раскрыть его сущность, заключенную в его игровом характере, необходимо исследовать концепты «Игра» и «Состязание», раскрыть их специфические черты, признаки и особенности, а также сходства со спортом и отличия от спортивной деятельности.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации