Школьный психолог 2005 №07 - файл n1.rtf

Школьный психолог 2005 №07
Скачать все файлы (1912.6 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.rtf1913kb.31.03.2014 06:20скачать

n1.rtf

  1   2   3   4   5   6   7





ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
СИМВОЛ КЛАССА

Занятие для учащихся 7-8-х классов

Это занятие является заключительным в цикле психологического сопровождения вновь сформированных классов. Цикл состоит из 4 занятий (по 1 в неделю). В каждом занятии наравне с учениками участвует классный руководитель.

Основная цель данного цикла: более глубокое знакомство учащихся друг

с другом, с новой социальной ситуацией; создание в классе

благоприятной атмосферы для учебы и общения.

Задачи занятий: сплочение классных коллективов; предоставление

возможности каждому узнать, как его воспринимают окружающие;

получить обратную связь от ребят, ведущего, классного руководителя;

организация опыта взаимодействия всего класса в целом; определение

основных целей и мотивов обучения в школе.

Время проведения заключительного занятия: 2 часа.

Материалы: лист ватмана, заранее разрезанный на три приблизительно

одинаковые части; краски, кисточки, цветные мелки или фломастеры;

клей; ножницы; ненужные цветные журналы, буклеты, открытки, клубок

ниток.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие

Участники приветствуют друг друга, обсуждают предыдущее занятие, говорят, чего они ждут от этой встречи.

Разминка

Упражнение «Число 3»

Поскольку занятие проводится после уроков и дети испытывают усталость, упражнение для разминки подбирается динамичное. Участникам предлагается по очереди считать вслух до 15. Тот, кому достается число 3, 13 или кратное 3, должен молча хлопнуть в ладоши и подпрыгнуть. Если сбился — выходит из круга. Игра продолжается до тех пор, пока в кругу не останется 3 участника.

Если группа большая, упражнение затягивается и участники теряют к нему интерес, можно прекратить его раньше.

Основная часть =

Предлагается обсудить, на каких «трех китах» держится класс. В

качестве «китов» предлагается выделять не материальные, а духовные =

и нравственные ценности. Участники должны остановиться на трех

основных, которыми, по их мнению, силен и уникален именно их класс. =

Далее учащиеся делятся на три группы. Каждой выделяется

пространство с рабочим столом, набор изобразительных материалов,

клей, журналы, открытки и одна из частей ватмана. В течение 10-15

минут создается образ одной из трех ценностей. Желательно, чтобы =

работал каждый участник группы и общение происходило

преимущественно на невербальном уровне.

По истечении отведенного времени участники меняются рабочими

местами и дополняют работу предыдущей группы. На этот этап дается 5 ^=

-7 минут. После этого группы еще раз меняются местами. Таким образом, каждая группа и каждый из участников поработали с содержанием всех трех обозначенных ценностей. Ребята возвращаются в круг, происходит обсуждение работы. В центр круга выкладывается изображение (коллаж) одной из ценностей, и группы по очереди (начиная с той, которая последней работала над его созданием) рассказывают о том, что хотели здесь показать и чем дополнить. (На этом этапе очень хорошо видно, где большинство ребят сходится во мнениях, а где расходится.) После этого три части соединяются, полученное произведение обсуждается, ему дается общее название.

Заключительная часть

Упражнение «Паутина пожеланий»

Ведущий кидает одному из участников клубок ниток, оставляя конец нитки у себя, благодарит за участие в занятии и высказывает какое-нибудь пожелание. Участник, к которому обратился ведущий, ловит клубок, благодарит за пожелание и, намотав кусочек нитки на палец, кидает клубок следующему участнику с благодарностью и пожеланием. В результате образуется некое подобие паутины, которую, если ребята захотят, можно скрепить и повесить где-нибудь в классном уголке. Важно, чтобы цвет нити не был темным, мрачным. Рекомендуем зеленый, оранжевый, желтый, розовый.

Примечание. Обычно занятие проходит активно и весело. В классах с неблагоприятным психологическим климатом после таких занятий снижается уровень агрессии, ребята находят точки соприкосновения, обнаруживают в коллективе единомышленников. И главное — класс теперь воспринимается, по отзывам самих учащихся, «как нечто целое и единое».
Ирина СУКАЛО, педагог-психолог, школа № 161, г. Минск, Республика Беларусь

КОНКУРС


Конкурс «Мои рабочие находки» Номинация «Оформление кабинета психолога»

В кабинете психолога детского сада

ПОМЕЩЕНИЕ ДЛЯ РЕЛАКСАЦИИ



В кабинете психолога детского сада обязательно должно быть помещение для релаксации. У нас в детском саду в этом помещении стоит полумрак (а не пугающая детей темнота), имеется большое количество светильников разной формы, кресло, которое приобретает форму севшего в него человека, аппарат для проведения ароматерапии, ковры, подушки в виде сказочных героев. На разных уровнях (в зависимости от роста детей и взрослых) к потолку подвешены разные по размерам колокольчики с мелодичным звоном и т.п. Музыку для таких сеансов предлагают многие фирмы, но мне понравились аудиокассеты, записанные психологическим центром «Генезис». Масло для ароматерапии помогает подбирать медсестра, которая курирует эту работу. По медицинским картам она отбирает тех дошкольников, кому не противопоказаны масла, используемые во время занятия (ведь ни для кого не секрет, что в наше время очень много детей-аллергиков.)

Пока у меня нет возможности заниматься со взрослыми, хотя я вижу: это просто необходимо! Все чаще в кабинет приходят младшие воспитатели, повара и другие сотрудники, чтобы

немного побыть в тишине и расслабиться. Обычно мы говорим о том, как трудно работать

педагогом. Но не меньше педагогов от работы в детском саду устают технические работники. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА

В папки с файлами собираются все материалы по определенной тематике. У родителей и педагогов часто не хватает времени, чтобы прийти на консультацию. Но я имею возможность дать им папку с материалами или несколько файлов из нее по интересующей их теме, чтобы они могли внимательно прочитать их в спокойной обстановке. Еще не было случая, чтобы материал мне не вернули! Если и после этого возникают вопросы, нужна очная консультация
Материалы я подбираю в книгах, в Интернете, в научных и популярных журналах, записываю все, что может вызвать интерес, из своей практики. Важно, чтобы все материалы легко читались. Если берется статья из научного журнала, необходимо «переложить» ее на доступный родителям язык: чтобы значения всех слов были понятны. Ни в коем случае это не должны быть плохо отксерокопированные страницы какого-либо издания (пусть даже и очень популярного!). Нужно уважать родителей и педагогов и набирать необходимый текст на компьютере (желательно — крупным шрифтом). Помимо того, что материалы есть в папках, их оригиналы хранятся на дискетах. Это позволяет периодически обновлять материалы.

Папки по взаимодействию с родителями имеют один цвет, папки по взаимодействию с педагогами — другой и т.д. Это очень удобно. В настоящее время у меня есть такие папки.

«Педагоги»:

«Родители»:

«Организация работы с дошкольниками»:

«Для психолога»:

Экспресс-обследование

Как правило, от психолога требуется обследовать много детей и зафиксировать результаты обследования. Для экономии времени и удобства я придумала такую таблицу: Таблица заполняется в результате выполнения детьми следующих заданий.

Результаты обследования психических процессов старших дошкольников

«Найди такого же»

Зрительное восприятие, внимание

попугай

бабочка

машина

+

Не сразу, 1 раз ошибся

+

«Разложи правильно и составь рассказ»

Логическое мышление, связная речь,

словарный

запас

порядок

рассказ

слов.запас



















+




+




средн.




«Запомни и назови»

Зрительная

память,

внимание

запоминал

назвал слово

ошибки

быстр о

медл.

7




+




«Разложи по

группам»

Логическое мышление

обувь

посуда

мебель

фрукты

овощи

Разл.

Обобщ

Разл

Обобщ

Разл

Обобщ

Разл

Обобщ

Разл

Обобщ

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

«Найди предмет»

Зрительное восприятие, внимание

машины

животные

игрушки

фр.-овощи

+

+

+

+

«Подбери картинку»

Логическое мышление, умение рассуждать анали­зировать

1

2

3

4

с подсказкой

не сразу

+

+

1. Ребенку предлагается картинка формата А4, на которой изображено много попугаев (бабочек, машин) с незначительными отличиями. Необходимо найти абсолютно такого же,

какой указан в образце.

  1. Ребенку предлагается 4-5 картинок, объединенных одним сюжетом. Отмечается, правильно ли разложил ребенок картинку, связный ли составил рассказ, каков словарный запас ребенка.

  2. Ребенку предлагается 10 карточек с изображенными на них предметами. Берется во внимание, как долго запоминал ребенок все картинки, сколько воспроизвел после третьего раза и были ли ошибки.

  3. Ребенку предлагается 20 карточек с различной тематикой (обувь, посуда, мебель, фрукты, овощи) и предлагается разложить их по группам и назвать каждую группу одним словом. Здесь отмечается, как ребенок разложил картинки и как их обобщил.

  4. Ребенку предлагается 4 карточки по очереди, на которых только контурами изображены предметы (машины, животные, игрушки, фрукты-овощи). Нужно «опознать» изображенный предмет.

  5. Ребенку дается задание: на картинке изображены: курица — цыпленок, рядом собака и знак вопроса. Тут же нарисованы варианты ответов, в том числе правильный, т.е. щенок.


Юлия СКОРОМНОВА, педагог-психолог детского сада № 13,

г. Магадан

ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ
Диагностическая игра

«ДЕРЕВО»: от части к целому

Школьный психолог часто сталкивается с личностными проблемами учащихся, с проблемами дисциплины, с неблагоприятной психологической обстановкой в классе, школе, с эмоциональной усталостью учителей, безразличием учеников... За каждым поступком ребенка или взрослого стоит уникальная комбинация стремлений, желаний, нравственных устоев, эмоциональных переживаний, то есть внутренний мир человека. Как заглянуть в этот мир, чтобы лучше понять душевные переживания человека, помочь ему найти пути преодоления конфликта? Одним из инструментов, помогающих психологу на этом пути, является арт-терапия, в частности работа с рисунком. Вынося с помощью рисунка внутреннее во внешний мир, человек снимает напряжение, выводит себя из бездействия и закрытости к осмысленному действию, открывает возможность самоизлечения, саморазвития и самопознания. Часто, работая с подростками, сталкиваешься с необходимостью не только понять для себя, но и показать ребятам степень сплоченности их группы, стратегию поведения каждого участника, притязания на лидерство, а самое главное — выявить для каждого его место в группе. Одним из методов, позволяющих сделать это, является арт-терапевтическое упражнение «Дерево».

Я познакомилась с этим упражнением в книге Гертруды Шоттенлоэр «Рисунок и образ в гештальт-терапии». Упражнение показалось доступным, глубоким и интересным, и я стала использовать его в своей работе, немного изменив его и расширив возрастной диапазон применения.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Это упражнение подходит для детей старшего возраста, начиная с 4-го класса, и подростков (особенности его проведения для учащихся 4-5-х классов см. ниже). Оно отражает динамику групповых процессов, так как направлено от индивидуальной части, которой является каждый участник, к целому, к группе.

Целью данного упражнения является создание группой участников общего рисунка дерева. При этом каждый на своем рабочем месте, на отдельном листе бумаги, создает свою индивидуальную часть дерева. После рисования листы складываются так, чтобы получилось общее дерево, и обсуждается процесс создания группового дерева. Для выполнения этого задания от каждого участника требуется хорошо сконцентрироваться на своей индивидуальной части и при этом иметь в виду, что целью является общее произведение. Листы бумаги А4 раскладываются так, чтобы они образовали большой прямоугольник или квадрат (в зависимости от числа участников). Возможен вариант, при котором остается один пустой лист (при нечетном числе участников).

Инструкция

Тема общего рисунка — дерево, то есть готовый рисунок должен

представлять собой дерево.

Во время рисования разговаривать нельзя.

По команде: «Возьмите себе листы бумаги» — каждый участник

выбирает себе лист, на котором он хочет рисовать.

Рисовать можно цветными мелками, карандашами, фломастерами,

красками.

Каждый участник рисует свою часть на своем рабочем месте. Движение по аудитории во время рисования нежелательно. Когда рисунок готов, попробуйте сложить листы так, чтобы образовалось одно общее дерево. Теперь вся группа может внимательно рассмотреть рисунок и обсудить по кругу процесс создания группового дерева.

Комментарий

Рисунок является хорошим зеркалом состояния группы. Обсуждение

Очень важно прояснить для каждого участника его реальное место в группе и стратегию поведения. Психолог может задать участникам следующие вопросы:

При помощи рисунка подростки часто описывают, как они чувствуют себя в жизни: забытыми, брошенными, слабыми, неуверенными, ожесточенными, колючими...

В этом случае участники группы чаще выбирают тот рисунок, ту часть дерева, которая похожа на их жизненную мечту: для кого-то это крепкий ствол, для кого-то — сочная, яркая зелень, усыпанная красивыми плодами. Когда подростки отождествляются с этим рисунком, они наполняются энергией и внутренней силой.

Если в результате обсуждения чувствуется, что участники напряжены или не удовлетворены результатом общего взаимодействия, можно предложить нарисовать дерево еще раз. При этом необходимо предупредить, что групповое взаимодействие приносит удовлетворение тогда, когда каждый участник группы является самим собой и творит, не ограничивая себя, имея при этом в виду создание общего произведени я.

При большом числе участников, для того чтобы уложиться в урок, обсуждение можно ограничить общими вопросами:

Что мешает группе создать «единое дерево»? Что делать?

Особенности группового процесса

Особенности группового процесса

Пояснения

1. Кто какой взял лист?

Стремление к лидерству: кто-то взял лист первым и сразу начал рисовать, кто-то ждет, а кто-то берет тот лист, который остался.

2. Кто рисует ствол? Кто рисует крону?

Позиции в группе (поведение в жизни): ствол — основа дерева, на нем все держится, если нет ствола, то нет и дерева, кроны; но ствол находится внизу, а крона — наверху, и она всем видна.

3. Если рисуют несколько стволов, чья идея побеждает?

Пытается нарисовать свою часть ствола особенно ярко, с силой нажимая на карандаш. Интенсивно окрашивает свою часть, выделяя цветом.

4. Какие усилия прикладывает каждый участник, чтобы защитить свое видение рисунка?

Пытается организовать действия группы, что кому рисовать (невербально). Пытается сообщить группе, что он рисует (невербально).

5. Если в группе появился лидер, насколько он может организовать работу группы в целом? В какой мере группа соглашается на это видение?

Группа приняла идею лидера, участники меняют свою позицию, подстраиваются под видение лидера: главное — общее дело. Группа не принимает руководства, ничего не замечая, рисуют то, что решили раньше: не хочется подстраиваться; рисую, что решил.

6. Как при этом ведет себя каждый участник группы: изменяет ли свой рисунок? Если изменяет, то с охотой или нет?

Изменяет охотно. Не изменяет. Изменяет, но с неохотой.

7. Как происходит взаимодействие между участниками?

Невербально общаются, пытаясь организовать общие действия. Не замечают друг друга.

8. Все ли рисуют одновременно? Есть ли выжидательные позиции ?

Все рисуют сразу, одновременно. «Жду, пока все нарисуют и рисую то, что осталось, что нужно».

Особенности проведения упражнения в 4-5-м классах

Листы бумаги необходимо пронумеровать, начиная с верхнего. Инструкция дается такая же, о цифрах на листах упоминать не надо. После выполнения упражнения рисунок собирается не произвольно, а в соответствии с нумерацией. В результате выполнения упражнения можно выявить стратегию поведения участников и особенности группового взаимодействия. Обсуждение целесообразно ограничить общими вопросами (в этом случае гораздо важнее, чтобы ребята

почувствовали, что им мешало и чего не хватало при создании общего дерева) и дать возможность нарисовать общий рисунок еще раз. Таким образом, данная методика обладает большим диагностическим и развивающим потенциалом. В течение одного занятия психолог может увидеть особенности детского коллектива, выявить ролевые позиции детей. Кроме того, это упражнение помогает самим участникам увидеть проблемы и достижения своей группы.

Психолог также может использовать арт-терапевтическое упражнение «Дерево» для коррекции отношений в группе и построения индивидуальной психотерапевтической работы с клиентом.
Татьяна ГРИШКОВА, педагог-психолог

ЧИТАТЕЛЬ НА ПРИЕМЕ
С НАДЕЖДОЙ...

Самым больным вопросом для педагогов-психологов,

работающих в системе образования, является право на

досрочное назначение трудовой пенсии. «Школьный =

психолог» постоянно получает взволнованные письма

читателей, в которых задается один и тот же вопрос:

когда же педагоги-психологи, работающие в

общеобразовательных школах, будут уравнены в правах

по досрочному назначению пенсий с другими

работниками системы образования? На =

государственном уровне эта проблема до сих пор не

решена, о чем мы неоднократно и с сожалением

информировали наших читателей. И все-таки письмо от

коллеги из Тульской области в очередной раз не

позволило нам остаться равнодушными...

Работая преподавателем в Чернском педагогическом училище, я =

получила второе высшее образование и диплом практического

психолога. По направлению училища я заочно обучалась в Московском

открытом педагогическом университете на факультете психологии.

В течение трех лет на время сессий оставляла работу, дом, семью, =

двоих детей и уезжала «учиться на психолога». 1 сентября 1995 года

была назначена педагогом-психологом училища, мой педагогический

стаж на тот момент составлял 23 года.

Когда я обратилась за назначением мне, как педагогическому =

работнику, досрочной трудовой пенсии по старости, специалисты =

Пенсионного фонда отказались включить в педстаж время моей работы в должности педагога-психолога. Таким образом, получив второе высшее образование и проработав 9 лет педагогом-психологом в педколледже, я «наказала» себя как в материальном, так и в моральном плане. Поясните правомерность отказа Пенсионного фонда и подскажите, как защитить свои права.

Людмила Степановна Иванова

Мы советуем Людмиле Степановне набраться терпения и последовать =

примеру многих коллег, которые в подобной ситуации, собрав все необходимые документы, подавали исковые заявления в суд. И, насколько нам известно, в подавляющем большинстве случаев они выигрывали судебный процесс.

«Школьный психолог» не раз высказывал свою позицию, которая заключается в том, что в реалиях современной жизни «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Поэтому любая активность читателей, их письма с вопросами и рассказами о возникающих у них проблемах очень важны не только для тех, кто отважился написать нам, но и для всего психологического сообщества.

Каждое ваше письмо — лишний повод напомнить о своих проблемах, а для нас — возможность обсудить их с представителями органов управления образованием. Так, очередное общение с ведущим

специалистом отдела общего образования Департамента ^=

государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки РФ Т.Ю. Федотовой вселило пусть небольшую, но надежду на то, что положение педагогов-психологов начнет постепенно меняться к лучшему. Вот что сообщила Тамара Юрьевна читателям «Школьного психолога».

Департамент государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации как одно из приоритетных в своей деятельности выделил направление развития службы практической психологии образования. По мнению специалистов департамента, педагогам-психологам образовательных учреждений должна быть отведена значительная роль в реализации «Приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года».

Для реализации этого документа необходима организация психологического сопровождения развития детей старшего дошкольного возраста с целью выравнивания их стартовых возможностей перед поступлением в общеобразовательную школу; психологическое обеспечение предпрофильного и профильного образования в части дальнейшего развития системы профориентационной работы с обучающимися; психологическое сопровождение единых государственных экзаменов как общенациональной системы оценки качества образования. В свою очередь, Департамент государственной политики в образовании считает, что отдельные нормативные, правовые, организационно-управленческие и научно-методические проблемы в организации профессиональной деятельности педагогов-психологов образовательных учреждений существенно сдерживают развитие службы и решение вопросов социальной защиты работающих в этой сфере специалистов. Педагоги-психологи и руководители образовательных учреждений могут направлять свои предложения в адрес Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России.

Тел.: (095) 229-16-39, (095) 229-83-15 E-mail: Fedotova@mon.gov.ru

По сложившейся традиции мы попросили Тамару Юрьевну ответить на ряд писем наших читателей.

Я педагог-психолог с двумя высшими образованиями: психологическим и педагогическим. Стаж педагогической деятельности — 20 лет, психологической — 13. Получила II квалификационную категорию в 2004 году.

Можно ли подавать сразу на высшую квалификационную категорию? Действителен ли приказ № 1908 от 14 декабря 1995 года (прил. 2)?
Педагог-психолог, г. Москва

Порядок аттестации педагогических и руководящих работников системы образования определен вступившим в действие с 1 сентября 2000 г. Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (утвержден приказом Министерства образования Российской Федерации от 26 июня 2000 г. № 1908). В соответствии с указанным Положением, аттестовавшись на вторую квалификационную категорию в 2004 г., коллега, задавшая

вопрос, имеет право в 2005 г. аттестоваться на высшую квалификационную категорию. Основанием для проведения аттестации является заявление работника. Представление иных документов не требуется. Заявление по установленной форме (см. приложение к Положению о порядке аттестации) подается работником в соответствующую аттестационную комиссию в срок с 15 апреля до 30 июня текущего года.

С 1 декабря 2004 года должности педагога-психолога сокращены во всех школах района согласно постановлению РОНО Луховицкого района Московской области. В РОНО нам объяснили, что ставка психолога в школах вводится и финансируется по усмотрению местной администрации. 1 октября 2004 года нас оповестили, что

должность психолога подлежит сокращению.

Психологи оказались ненужными в образовательном процессе. Хотелось бы точно знать, что говорит «Закон об образовании» о

введении и финансировании ставки психолога в школе.

С надеждой психологи Луховицкого района

Существующий «Закон об образовании» никто не отменял. В нем четко прописано, что «для работников образовательного учреждения работодателем является данное образовательное учреждение, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации». Поэтому, сокращая ставки психологов, администрация района идет на нарушение действующего «Закона

об образовании» (см. документ).
ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ

  1   2   3   4   5   6   7
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации