Контрольное задание - Культурология - файл n1.doc

Контрольное задание - Культурология
Скачать все файлы (76 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc76kb.31.03.2014 05:49скачать

n1.doc






Содержание:


1. Письменность и научные открытия в древнем шумерском государстве……….3

2.Общеевропейские стили в художественной культуре XVII века. Их особенности……………………………………………………………………………6

3. Буддизм. Определение понятия……………………………………………………9

4. Фидий……………………………………………………………………………….11

5. Список литературы………………………………………………………………...14
1. Письменность и научные открытия в древнем шумерском государстве.

Слово «Шумер» используется сегодня для обозначения южной части древней Месопотамии. Начиная с самых древних времен, о каких только есть хоть какие-нибудь свидетельства, южная Месопотамия была заселена людьми, известными как шумеры, которые говорила на языке, отличном от семитских.

На вопрос, откуда они появились невозможно ответить точно. Некоторые памятки говорят о том, что они могли быть завоевателями с Востока, возможно, Ирана или Индии. В любом случае современные раскопки показали, что в пятом тысячелетии до нашей эры в этой области уже было доисторическое поселение. К 3 000 году до н.э. здесь уже существовала цветущая урбанистическая цивилизация.

Среди примеров шумерских технологий можно назвать колесо, арифметику, геометрию, ирригационные системы, лодки, лунно-солнечный календарь, бронзу, кожу, пилу, долото, молоток, гвозди, скобки, кольца, мотыги, ножи, мечи, кинжал, колчан, ножны, клей, упряжь, гарпун и пиво. Они выращивали овес, чечевицу, турецкий горох, пшеницу, бобы, лук, чеснок и горчицу. Одно из самых важных открытий является, конечно, письменность.
Первые письменные документы появляются в Двуречье на грани IV и III тыс. до н.э. Это главным образом хозяйственные записи-подсчеты. Материалом для письма служила глина, писали на ней при помощи тростниковой палочки. При письме ребро среза палочки в месте начального нажима давало углубление, и каждая отдельная черта принимала вид клина, особенно когда письмо стало скорописным (отсюда и современное название этой системы письма – клинопись).

Сейчас для науки представляется почти несомненным, что клинопись изобрели шумерийцы, а от них она перешла к их соседям — семитам аккадцам, через которых и распространилась дальше — ее применяют эламиты, хетты, хурриты, урарты. Самые поздние тексты, написанные шумерской и аккадской клинописью, датируются I в. до н.э. Общность системы письма, при помощи которой в течение почти трех тысячелетий передавались и закреплялись мифологические, литературные и даже фольклорные традиции в значительной мере и позволила нам воспринимать древний ближневосточный мир как нечто единое целое.

Клинопись состоит из более чем 600 знаков, каждый из которых может иметь до пяти понятий­ных и до десяти слоговых значений. До ассирий­ского времени клинопись не знала словоразделов и никогда не знала знаков препинания, то есть при письме выделялись только строки. В настоящее вре­мя известно около полумиллиона клинописных тек­стов различной величины — от нескольких знаков до тысяч строк, и число этих текстов растет с каж­дой новой археологической экспедицией в Двуре­чье. Большую часть клинописных архивов состав­ляют хозяйственные, административные и правовые документы, хранившиеся во дворцах запечатанными в глиняных сосудах или наваленными в корзины. Тексты религиозно-идеологического содержания об­наружены, в основном, в школьных помещениях. К ним прилагался каталог, в котором каждое произ­ведение обозначалось по первой строчке.
Искусство клинописи требовало большого мастерства и долгого кропотливого постижения его основ. И вполне естественно, что шумеры первыми создали школы, предвосхитившие школьные системы греков, римлян, средневековой Европы. Эти шумерские школы, первые из известных образовательные учреждения в истории культуры, назывались ««Домами табличек».

Поражают также и другие открытия. Шумерские жрецы систематически проводили наблюдения за природой. Например, в Уре обнаружен реестр астрономических наблюдений, осуществлявшихся на протяжении 360 лет. На основании этих наблюдений было установлено, что год равен 365 дням, 6 часам, 15 минутам, 41 секунде. Шумерским астрономам были известны семь небесных тел, движущихся по собственным орбитам. Это же число отражало для них вечный порядок мира. Наша неделя именно потому насчитывает семь, а не восемь или девять дней. 7 было одним из священных чисел древних шумеров. Такими числами были для них - 12, 60, 360, и не случайно, что и сегодня у нас в году двенадцать месяцев, час состоит из 60 минут, минута из 60 секунд. Не случайно и то, что мы делим полный круг на 360 градусов, а сверх того уже на минуты и секунды. Сутки шумеры делили на 12 часов, и на наших часах цифры, как правило, доходят только до 12. Успехи шумеров в математике потрясают до сих пор: они знали возведение в степень, извлекали корни, пользовались дробью, считали в пределах десятичного ряда цифр. Прекрасно знали они и геометрические законы.

Они умели точно определять длину лунного месяца и солнечного года, время весеннего и осеннего равноденствия. Ну и, конечно, по положению звезд, по движению планет они старались узнать будущее. Сами того не ведая, они стали основоположниками астрологии.
Если в области астро­номии им удалось сказать новое и весьма веское слово, то в медицине они остановились на полпути. Известны два названия лекарских профессий — ишиб и а-зу. Ишибами назывались жрецы, занимав­шиеся в храмах ритуальным очищением статуй, а вне храма бывшие лекарями с психотерапевтиче­ским уклоном. Они отгоняли от больного злых ду­хов, читали заговоры, изготовляли статуэтки злых сил и колдунов, которых нужно было уничтожить, и т. д. Слово а-зу в переводе означает «водознатец». Лекари этого профиля занимались траволечением, составляя рецептурники и пробуя определять болезнь по внешним симптомам (которые воспринимались как предзнаменования на теле больного).

Заслуживает внимания и разработанные шумерами правовые нормы, регламентирующие все сферы жизни. Шумерские законы, четко сформулированные и опирающиеся на традиции, были новаторством для тех времен. Существенно то, что эти законы должны были соблюдать все граждане.

Именно шумеры придумали и первый (из известных) искусственный строительный материал - кирпич, т.к. камня и дерева было крайне мало.

Таким образом, они положили начало строительству укрепленных городов, окруженных стенами, многоэтажных домов и многоступенчатых зиккуратовхрамов-алтарей, (в дальнейшем - типичных храмовых построек Древней Месопотамии), которые составляли часть комплекса священных зданий.

Шумерские архитекторы придумали такой прием как арка, благодаря которому крыша возводилась в форме купола. Храмы и дворцы шумеров были построены с применением таких передовых материалов и технологий как полуколонны, ниши и глиняные гвозди.
Резюмируя теперь вклад шумеров в науку, мож­но сказать, что своим верным непосредственным чутьем они стимулировали развитие точных наук, медицины, педагогики и хронологии в Древней Ме­сопотамии, но сами при этом были весьма далеки от научной теории. Шумеров интересовало все внеш­нее, оказывающее непосредственное воздействие на телесную форму, все гармоничное и согласующее­ся, все подобное и пригодное для практической ра­боты.
2. Общеевропейские стили в художественной культуре

XVII века. Их особенности.
XVII век не без основания называют «веком гениев», что указывает на необыкновенный взлет научной и философской мысли, и вследствие этого колоссальные изменения в обществе. XVII в. - начальный период в становлении буржуазного способа производства. Это крайне сложная и противоречивая эпоха в жизни европейских государств. Это время научной революции и завершающий этап контрреформации; эпоха грандиозного, экспрессивного барокко и сухого, рассудочного классицизма.

В XVII в. в Европе развивается промышленность, появляются мануфактуры. Это были более крупные в сравнении с ремесленными мастерскими и более производительные предприятия.

Развитие нового буржуазного общества порождает изменения не только в экономике, политике, социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. С XVII в. начинается организационное становление науки как самостоятельного института, наука приобретает современные черты и формы.

Для мировоззрения Нового времени характерна сильная материалистическая тенденция, вытекающая, прежде всего, из опыта естествознания.
Социальные и научные изменения в обществе находят свое отражение в искусстве. Стиль барокко в искусстве с особой остротой выражает кризис гуманизма, ощущение дисгармоничности жизни, бесцельных порывов к неведомому.

Центром развития искусства барокко на рубеже XVI-XVII вв. был Рим. Особенности стиля барокко нашли отражение в самом его названии. В Испании «барокко» называли жемчужину причудливой формы. В Италии оно означало затянувшийся, бесплодный спор. В конце концов, почти во всех европейских языках это слово приобрело значение чего- то экстравагантного, неправильного по форме, необычного, абсурдного и неупорядоченного.

Характерными чертами барокко стали обилие украшений, пристрастие к искривленным линиям и плоскостям, любовь к зрительным эффектам и усложненности, стремление к синтезу различных видов искусств (опера, дворцово-парковые ансамбли, культовая музыка и др.).

В архитектуре барокко главным стало создание подвижного, постоянного меняющегося в зависимости от точки зрения облика здания. Для достижения этого эффекта архитекторы отказались от простых и логичных архитектурных планов. В их основе лежали эллипс, овал или иные геометрические фигуры сложной формы.

Другой чертой архитектуры барокко стали изогнутые фасады, когда плоскость стены, то резко выступала вперед, то сильно западала вглубь. Благодаря волнообразно изогнутым стенам, одинаковые элементы и детали - колонны, пилястры, ниши - стали казаться бесконечно разнообразными, лишая зрителя возможности уловить структуру здания, ощутить реальность пространства и предметных форм.

Своеобразной визитной карточкой барокко стало обилие декоративных украшений. Это касалось, в первую очередь, мелких лепных или резных элементов фасада. В эпоху барокко они словно взбунтовались: ими заполняли буквально все пространство фасада, особенно углы и места соединения стен. Один из историков архитектуры остроумно заметил, что барочные здания кажутся «скорее вылепленными, нежели построенными». Изменились масштабы построек. Основополагающий принцип классики - соразмерность человеку - был заменен гигантизмом. Порталы церквей, окна, статуи превышали всякие разумные границы, усиливая чувство иррациональности.

В эпоху барокко скульптура стала самым характерным и распространенным видом искусства, ее можно было назвать «вездесущей». Скульпторы, работавшие в стиле барокко, подразделялись на две группы: тех, кто занимался архитектурным декором, и тех, кто создавал самостоятельные произведения.

Характерная черта скульптуры - динамизм. Фигуры никогда не изображались неподвижными. Для скульптора важно было передать движение, причем запечатлеть тот неуловимый миг, когда, например, прыгун уже взлетел вверх, но еще не начал опускаться и как бы застыл в воздухе. Усилить ощущение движения были призваны пышные, развивающиеся на ветру одежды. Страсть к передаче движения породила любовь скульпторов к «извилистым» формам. Тело статуи изображалось в момент спирального изгиба, какой совершает, например, атлет, когда бросает диск. Однако иногда изгибы казались следствием не движения, а нарочитого возбуждения. Предпочтение отдавалось отдельным статуям, а группам из множества «возбужденных фигур». И хотя эти композиции состояли из анатомически вполне правильных и натуральных тел, глазу зрителя было трудно выделить отдельную фигуру, все они были лишь частью целого.

Другой влиятельнейший стиль характеризуемой эпохи - классицизм. Претендующее на «разумность» государство стремилось к тому, чтобы в нем видели уравновешивающее, объединяющее, героически возвышенное начало. В противовес барокко классицизм выражал стремление к разумному гармоничному строю жизни, а эти стремления были присущи не только монархам, но и народному сознанию с его идеалами мира, покоя, сплочения страны.

Эстетика классицизма устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на "высокие" (в живописи — исторический, мифологический и религиозный жанры; их сфера — государственная жизнь или религиозная история, их герои — монархи, полководцы, мифологические персонажи, религиозные подвижники) и "низкие" (в живописи — т. н. "малый жанр" — пейзаж, портрет, натюрморт). Каждый жанр имеет строгие границы и чёткие формальные признаки; не допускается никакого смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и обыденного.

Одной из важнейших черт классицизма было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения.

Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов. В живописи главное значение приобрели логическое развертывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, четкая передача объема, с помощью светотени подчиненная роль цвета, использование локальных цветов.

Художественное произведение понималось классицистами не как естественно возникший организм, а как произведение искусственное, сотворенное, созданное руками человека по плану, с определенной задачей и целью.

Для архитектуры классицизма были типичны четкость, геометрическая правильность объемов, регулярность планировки. Классицизм обращается к формам античности, используя в качестве основы архитектурного языка - ордер. Античная классика продолжает восприниматься в Новое время как целостная система, единая в своей исконной классичности и стремящаяся выразить порядок и меру.

В течение почти трех веков (начиная с ХVI в. - до 30-х годов ХIХ в.) классицизм прошел несколько этапов развития, пережив весьма значительные изменения.
3. Буддизм. Определение понятия.
Буддизм — это очень древнее учение, возникшее более чем две с половиной тысячи лет назад. С самого начала оно основывалось не на догматах, а на глубоком проникновении человеческого ума в суть вещей. Все положения буддийского учения строго обоснованы, логически выверены. В этом смысле буддийская философия глубоко научна, ибо опирается не на различные фантастические допущения, а на тщательный анализ эмпирического опыта человека.

Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама, известный миру под именем Будды - Просветленного.

После бесконечного множества перерождений, накапливая в каждом из них добродетели, Будда явился на землю, для того чтобы выполнить спасительную миссию - указать живым существам избавление от страданий. Он избрал для своего воплощения образ царевича Сиддхартхи из знатного рода Готама (отсюда его родовое имя - Гаутама). Род этот входил в племя шакьев, жившее за 500 - 600 лет до н. э. в долине Ганга, в среднем его течении.

Как и боги других религий, Будда не мог появиться на земле, подобно другим людям. Мать Сиддхархи - жена правителя шакьев Майя - увидела однажды во сне, что к ней в бок вошел белый слон. Через положенное время она родила младенца, покинувшего ее тело также необычным путем - через подмышку. Немедленно изданный им клич услышали все боги Вселенной и возрадовались приходу того, кому удастся пресечь страдания бытия. Мудрец Асита предрек новорожденному свершение великого религиозного подвига. Младенца назвали Сиддхартхой, что значит "выполнивший свое назначение".
Будда является Всемирным Учителем, провозглашающим и объясняющим Четыре Благородные Истины, таким образом он способен направить других по пути к достижению такого же просветления.

Первая из четырех "благородных истин" (Дукха) формулируется так: "В чем состоит благородная истина о страдании? Рождение - страдание; расстройство здоровья - страдание; смерть - страдание; скорбь, стенания, горе, несчастье и отчаяние - страдание и т.д. Т.е. человек вовлечён в процесс, предполагающий страдание. Немало страниц буддийской литературы посвящено бренности всего земного. Отдельные элементы сознания сменяют друг друга с огромной быстротой. Можно лишь проследить достаточно длинные "цепи моментов", которые в своей совокупности и составляют "поток сознательной жизни" каждого индивидуума.

"Вторая благородная истина" (Самудая) - истина о происхождении и причинах страдания - гласит, что источником страданий являются "жажда удовольствий, жажда бытия, жажда могущества".

“Третья Истина” (Ниродха) - истина о подлинном прекращении страдания и устранения его источников. Состояние, в котором страданий нет, достижимо. Устранение загрязнений ума (привязанности, ненависти, зависти и нетерпимости) - это и есть истина о состоянии за пределами страдания и причин.

"Четвертая благородная истина" (Марга) - истина о путях к прекращению страдания - практический путь, который ведет к подавлению желаний. Этот путь именуется обычно "срединным путем" или "благородным восьмеричным путем" спасения. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью. Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване.

4. Фидий
Фидий - древнегреческий скульптор, один из величайших художников периода высокой классики. Личный друг Перикла. Фидий родился вскоре после Марафонской битвы, примерно в 490 году до нашей эры в Афинах. Сведений о его жизни очень мало. Его творчество известно по описаниям античных авторов, а также более поздним копиям и тем скульптурам, которые предположительно приписываются Фидию. Отца его звали Хармид, как видно из надписи на пьедестале статуи Зевса в Олимпии. Учителем Фидия считают афинянина Гегея, но молодой Фидий не удовольствовался одним учителем, он также работал в мастерской пелопонесского мастера аргосца Агелада.

В Афинах материалом для мастеров служил преимущественно мрамор, а в Аргосе – металл. Фидий в совершенстве овладел искусством бронзового литья, поэтому одинаково хорошо мог использовать любой материал. В Олимпии его мастерская располагалась за Альтисом, священным участком, на котором был расположен храм Зевса. Сейчас на этом месте находится церковь, построенная в V веке нашей эры. Вся деятельность Фидия тесно связана с героической борьбой Греции за свою независимость в первой половине 5 века до н. э.

Скульптор обращался преимущественно к образам богов, создавал статуи для храмов и святилищ, его произведения украшали многие города Греции.
Фидий считается основоположником европейского искусства и одним из самых лучших представителей классической скульптуры. Именно он первым стал использовать правило золотого сечения, которое в честь него назвали греческой буквой ?. Большинство из известных древнегреческих скульпторов считаются учениками Фидия.

Фидию приписываются многие античные произведения скульптуры, большинство из которых не сохранились. Одно из семи чудес света, статуя Зевса, было построено Фидием. Кроме того, его работами считаются «Афина Парфенос», «Афина Пемния», «Раненая амазонка», «Медуза Ронданини» и многие другие. Для создания скульптур он использовал хрисоэлефантинную технику, работая с золотом и слоновой костью.

Согласно Плутарху, Фидий помогал Периклу осуществлять реконструкцию Афинского Акрополя в классическом стиле, придав ему нынешний облик.

Обостряющаяся вокруг Перикла борьба партий оказывает влияние и на судьбу Фидия. Его обвинили в присвоении части золота. В этом он оправдался, так
как сделал по совету Перикла золотую одежду Афины съемной и таким образом её вес могли проверить.

Следующее обвинение повлекло большие проблемы. Его обвинили в оскорблении божества: на щите Афины в числе прочих изваяний Фидий поместил свой и периклов профиль. Скульптора бросили в тюрьму, где он покончил с жизнью, либо от яда, либо от лишений и горя. По иным данным, скончался в изгнании в Элиде.
Творчество Фидия – вершина греческой классики. В своих работах он использовал эффект применения золота различных оттенков, а также инкрустацию камнями и чёрным деревом.

В его статуях звучит мысль о величии человека – гражданина, в котором физическая красота и нравственная доброта слиты воедино. Его произведения привлекают эпической силой, жизнеутверждающим гуманизмом, сознанием высокой этической ценности человеческой личности и верой в её безграничные способности.


Список литературы:


1. Гнедич П.П., История искусств. Античность. Древняя Греция и Рим, «Эксмо»,2002;

2.Драч Г.В., История Мировой Культуры, изд.3-е, «Феникс», М.,2004;

3. Емельянов В.В., Древний шумер. Очерки культуры,

«Петербургское Востоковедение»,Спб., 2001;

4.Ильина Т.В., История искусств. Западноевропейское искусство, учеб., 3-е изд., М.,2002;
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации