Курсовая работа - Интеграция России в мировое хозяйство - файл n1.docx

Курсовая работа - Интеграция России в мировое хозяйство
Скачать все файлы (98.8 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx99kb.31.03.2014 04:30скачать

n1.docx

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра «правовое регулирование и экономика таможенного дела»

КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Интеграция России в мировое хозяйство»

Проверил:

К.т.н., доцент

Подсветова Т.В.


Москва 2011

Содержание

Ведение

Глава 1. РОССИЯ В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ…………………………………………5

1.1. Международная экономическая интеграция………………………………5

1.2. Трудный опыт интеграции России……………………..……………………8

1.3. Путь к Таможенному Союзу…………………………..…………………….10

Глава 2. РОССИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ…………………………………………………………...…………12

2.1. Характеристика потенциала РФ в развитии международных отношений……………………………………………………………….…………12

2.2. Россия на пути интеграции в мировую экономику………………….…..16

Глава 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ИнтеграциИ России в мировое хозяйство……….……………………………………………………………..27

Заключение……………………………………………………….…….32

Список литературы……………………………………………..……..34
Введение

В начале 90-х годов, осознавая необходимость войти в мировые хозяйственные, финансовые институты, а также в мировую рыночную экономическую систему, предприятия России стали активно развивать международные экономические связи. Этому способствовала и сложившаяся в России экономическая ситуация, ставшая благоприятной основой для зарождения и функционирования новых организационных форм хозяйствования, основой деятельности которых является четкое законодательное и экономическое распределение функций между хозяином и управляющим. В то же время реальная ситуация такова, что без слияния производства и финансовых капиталов предприятиям все труднее выдержать требования постоянно усиливающейся конкурентной борьбы. Поэтому объективно складывается тенденция укрупнения хозяйствующих субъектов и их естественного отбора с целью приспособления к окружающей среде.

В связи с переходом экономики нашей страны на рыночные рельсы в практику делового общения постепенно входят многие понятия, связывавшиеся ранее только с капиталистическими странами: рынок, денежные отношения, конкуренция, макроэкономические регуляторы. Большинство из этих терминов неразрывно связано с понятием финансовой системы.

Ее нормальное функционирование - это основа для формирования рынка капиталов, фондового и ссудного рынка, без которых существование и динамичное развитие экономики практически невозможно. Поэтому представляется целесообразным исследовать текущее состояние и предпосылки развития финансовой системы России на современном этапе.

Россия, традиционно и активно участвовавшая в интеграционном взаимодействии, в настоящее время стремится найти свое место в современных интеграционных процессах. Этого требует ее экономическая безопасность, тенденции развития, как мировой, так и национальной экономики. Развитие России может быть успешным лишь при условии самого активного участия в региональной интеграции как одном из путей интеграции в экономику глобальную.

В настоящее время появились реальные перспективы создания действительно открытой экономики в нашей стране, ее эффективной интеграции в мировое хозяйство. Активное использование внешнеэкономического фактора способствует преодолению негативных процессов в экономике и дальнейшему развитию рыночных отношений.

Внешние связи всегда являлись составной частью хозяйственной деятельности потребительской кооперации. Им уделялось постоянное внимание с начала образования кооперативов и их союзов. Развитие и углубление внешнеэкономической деятельности для предприятий потребительской кооперации означает новые возможности использования преимуществ международной производственной кооперации, увеличения степени экономической свободы в выборе наиболее эффективных путей для решения важных хозяйственно-финансовых задач, а также привлечения инвестиционных ресурсов кооперативных организаций и трансфертных технологий. Экономические взаимоотношения с зарубежными странами способствуют обогащению прогрессивным опытом в области торгового обслуживания населения, являются фактором экономического роста, интенсификации производства, совершенствования технологий, пополнения рынка потребительских товаров.

Цель данной работы - рассмотреть проблемы выхода российских предприятий на международные финансовые рынки.

Объектом курсовой работы является интеграция России в мировое хозяйство. Предмет – проблемы и перспективы развития России в международных отношениях.

Для написания данной работы использовались научные статьи и статьи из финансовых, политических и экономических периодических изданий.

Глава 1. РОССИЯ В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

1.1. Международная экономическая интеграция

В настоящее время в мировой экономике действуют две тенденции. С одной стороны, усиливается целостность мирового хозяйства, его глобализация, что вызвано развитием экономических связей между странами, либерализацией торговли, созданием современных систем коммуникации и информации, мировых технических стандартов и норм. Особенно этот процесс проявляется через деятельность ТНК.

С другой стороны, происходит экономическое сближение и взаимодействие стран на региональном уровне, формируются крупные региональные интеграционные структуры, развивающиеся в направлении создания относительно самостоятельных центров мирового хозяйства.

Понятие и содержание интеграции.

Международная экономическая интеграция — это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах. На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие отдельных фирм близлежащих стран на основе формирования разнообразных экономических отношений между ними, в том числе создания филиалов за границей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик.

Бурное развитие межфирменных связей порождает необходимость межгосударственного (а в ряде случаев надгосударственного) регулирования, направленного на обеспечение свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы между странами в рамках данного региона, на согласование и проведение совместной экономической, валютно-финансовой, научно-технической, социальной, внешней и оборонной политики. В результате создаются целостные региональные хозяйственные комплексы с единой валютой, инфраструктурой, общими экономическими задачами, финансовыми фондами, общими наднациональными или межгосударственными органами давления.

Самая простая форма экономической интеграции — зона свободной торговли, в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами, и прежде всего таможенные пошлины.

Другая форма — таможенный союз — предполагает наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран. В обоих случаях межгосударственные отношения касаются лишь сферы обмена, с тем чтобы обеспечить для стран-участниц одинаковые возможности в развитии взаимной торговли и финансовых расчетов.

Таможенный союз дополняется платежным союзом, обеспечивающим взаимную конвертируемость валют и функционирование единой расчетной денежной единицы. Более сложной формой является общий рынок, который призван обеспечивать его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешнеторговым тарифом свободу передвижения капитала и рабочей силы, а также согласование экономической политики.

Но высшей формой межгосударственной экономической интеграции является экономический и валютный союз, совмещающий все указанные формы интеграции с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики.

Экономическая интеграция обеспечивает ряд благоприятных условий для взаимодействующих сторон.

Во-первых, интеграционное сотрудничество дает хозяйствующим субъектам (фирмам) более широкий доступ к разного рода ресурсам (финансовым, материальным, трудовым), к новейшим технологиям в масштабах всего региона, а также позволяет производить продукцию в расчете на емкий рынок всей интеграционной группировки.

Во-вторых, экономическое сближение стран в региональных рамках создает привилегированные условия для фирм стран — участниц экономической интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран.

В-третьих, интеграционное взаимодействие позволяет его участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы, такие как выравнивание условий развития отдельных наиболее отсталых районов, смягчение положения на рынке труда, предоставление социальных гарантий малообеспеченным слоям населения, дальнейшее развитие систем здравоохранения, охраны труда и социального обеспечения.

Однако взаимодействие национальных хозяйств развивается с разной степенью интенсивности, в разных масштабах, проявляясь более четко в отдельных регионах. Поэтому необходимо рассмотреть объективные факторы, обусловливающие этот процесс.

Факторы, определяющие интеграционные процессы.

Экономическая интеграция имеет в своей основе ряд объективных факторов, среди которых важнейшее место занимают:

1) глобализация хозяйственной жизни;

2) углубление международного разделения труда;

3) общемировая по своему характеру научно-техническая революция;

4) повышение открытости национальных экономик.

Все эти факторы взаимообусловлены.
1.2. Трудный опыт интеграции России

На первом этапе после распада СССР (1991–1996) новые независимые государства были заинтересованы в создании единого экономического пространства, поскольку его дезинтеграция (особенно в сфере транспорта, связи, поставок энергоносителей и т. п.) оказывала разрушительное воздействие на их экономики. Страны СНГ стремились восстановить кооперационные связи между предприятиями бывших союзных республик и воспользоваться рынками соседей для спасения собственного производства. В то же время в каждом из этих государств быстро формировались национальные экономические модели, а сам процесс не способствовал реальной интеграции.

Примерно с 1996–1997 гг. усилилась тяга к сближению на иных основах, с учетом сформировавшихся политико-экономических реалий. Стало понятно, что универсальный подход, который объединил бы весь бывший Советский Союз, невозможен, но зато появилась идея разноскоростной интеграции. Практическим следствием ее реализации стали несколько интеграционных инициатив: прежде всего это Единое экономическое пространство (ЕЭП) и Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). К концу 1990-х гг. был запущен проект, претендующий на политико-экономический статус: Союзное государство России и Белоруссии. На рубеже веков контуры подлинного военно-политического альянса стала обретать Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Большинство интеграционных проектов на постсоветском пространстве не продвинулись дальше второго этапа экономической интеграции (Таможенный союз в рамках Союзного государства России и Белоруссии). Развитие проекта Союзного государства России и Белоруссии, единственного, который предполагает полноценную политическую интеграцию, было заблокировано в 2002–2006 гг.

Неудачи обусловлены объективным положением вещей. В процессе становления новых государств перед национальными элитами стояла задача упрочить недавно обретенный суверенитет и укрепить государственность, что предусматривало и обеспечение контроля над экономикой (даже в ущерб чисто экономической целесообразности).

Еще в 1990-х гг. четко определились две группы государств с несовпадающим восприятием: энергодефицитные, заинтересованные в интеграции для получения энергоносителей по внутренним ценам государств–экспортеров нефти и газа, и экспортеры энергоносителей, которым интеграция необходима, чтобы обеспечить энерготранзит. Однако формирование единого энергетического комплекса – это третья стадия экономической интеграции, которая возможна только после того, как в полной мере осуществлены первые два этапа.

Идея Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, предполагающего создание единой таможенной территории, отмену таможенного контроля на внутренних границах и унификацию механизмов регулирования экономики и торговли, получила оформление в Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, подписанном еще в 1999 г. лидерами России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Данный договор и стал основой для учреждения ЕврАзЭС в 2000 г.

Проект Таможенного союза, заявленный еще в докризисный период, сейчас приобрел особую актуальность. Стремление оградить собственные рынки от дешевого импорта связано с низкой конкурентоспособностью собственных товаров стран-участниц, находящих спрос исключительно на рынках постсоветского пространства. Еще одной причиной возрождения идеи «таможенной тройки» было осознание того, что единая таможенная зона в рамках российско-белорусской интеграции оказалась неэффективной.

1.3. Путь к Таможенному Союзу

При создании Таможенного союза ЕврАзЭС печальный опыт российско-белорусской таможенной зоны должен быть учтен. Но на фоне очередной неудачи со вступлением России во Всемирную торговую организацию политическая целесообразность эффектной интеграционной инициативы в регионе явно возросла, и с весны 2008 г. проект создания Таможенного союза стал наивысшим приоритетом.

12 декабря 2008 г. учрежден наднациональный орган Таможенного союза – Комиссия таможенного союза (КТС), который отсутствовал в российско-белорусской таможенной зоне. В июне 2009 г. участники согласовали единый таможенный тариф и утвердили график формирования единой таможенной территории: Таможенный союз с 1 января 2010 г. на основе единых таможенных тарифов, единый Таможенный кодекс с 1 июля 2010 г.

Один из вдохновителей идеи создания Таможенного союза Сергей Глазьев считает экономическую интеграцию с соседями по постсоветскому пространству условием спасения российской экономики. В частности, говоря о политике российского руководства в условиях кризиса, Глазьев заявил о необходимости «создать расчетно-платежную систему и единое платежное пространство стран – участниц ЕврАзЭС с участием Межгосударственного банка СНГ». То есть, по его мнению, следует фактически перешагнуть через три «ступеньки» экономической интеграции и приблизиться к валютному союзу – последнему этапу, за которым следует уже политическая интеграция.

В предложениях по выходу из экономического кризиса (январь 2009 г.) Сергей Глазьев призывает принять масштабные интеграционные меры. Предусматриваются устранение всех барьеров во взаимной торговле стран СНГ, отмена всех изъятий из режима свободной торговли в двусторонних соглашениях участников Содружества Независимых Государств, формирование единого транспортного и энергетического пространства. Предполагается исключить применение защитных мер во внутренней торговле СНГ, ввести единый железнодорожный тариф, обеспечить национальный режим трубопроводного транспорта для предприятий – резидентов государств ЕврАзЭС, взаимно признать национальные сертификаты в качестве товаров, технических регламентов, санитарных и фитосанитарных норм. Большая часть вышеперечисленных мер и составили каркас Таможенного союза издания 2010 г. за исключением единого транспортного и энергетического пространства. Энергетическая интеграция, как было отмечено выше, является неотъемлемой частью Единого экономического пространства, то есть третьего этапа экономической интеграции.

Видимо, учитывая политическую значимость проекта, его не успели проработать в формате, принятом в академическом сообществе. Глазьев, по сути, предлагает повторить методологическую ошибку Союзного государства России и Белоруссии. Одной из объективных причин его стагнации стало перескакивание через этапы: в рамках экономической интеграции партнеры «завязли» в зоне свободной торговли (второй этап), пытаясь одновременно форсировать политическую интеграцию – высшую форму объединения.
Глава 2. РОССИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

2.1. Характеристика потенциала РФ в развитии международных отношений.

Во-первых, огромные природно-ресурсные возможности.

Российская нефтяная промышленность-это основа роста роли государства в мировой экономике. За счет нее РФ способна конкурировать со странами ОПЕК. В настоящее время Российская Федерация играет одну из ключевых ролей в обеспечении международной энергетической безопасности. И намерена утверждаться в первую очередь за счет новых контрактов. Россия постоянно наращивает добычу нефти и газа, увеличивает долю своих энергоносителей на мировом рынке.

Одним из последних примеров вышесказанного является сотрудничество Российской Федерации и Венесуэлы в энергетической сфере.

Десятого октября 2010 года визит президента Венесуэлы Уго Чавеса в Москву получился, как всегда, весьма плодотворным. В этот раз стороны сосредоточились на скреплении энергетических уз: нефтяных, газовых и атомных.

«Основные контракты были подписаны в нефтяной сфере. Так, стороны на правительственном уровне согласились поддержать одну из крупнейших нефтяных компаний ТНК-BP в ее стремлении купить венесуэльские активы британской нефтегазовой компании. Последняя выставила их на продажу в попытке восполнить дыру в бюджете, которую пробила злополучная скважина в Мексиканском заливе.

Суммарно BP добывает в Венесуэле 1,2 млн. т нефти в год, и все это хозяйство теперь может приобрести ее совместное с Россией предприятие. 1

Еще один важный контракт во время вышеуказанного визита заключила Российская нефтяная компания "Роснефть", которая приобрела у венесуэльской компании «Petroleos de Venezuela SA (PDVSA)» 50-процентную долю в немецкой ведущей нефтяной компании «Ruhr Oel GmbH». Всего за 1,6 млрд долл. российская компания получит выход на европейский рынок: «Ruhr Oel» владеет четырьмя нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ) в Германии, которые перерабатывают 20% всей нефти в стране.

Глава "Роснефти" Эдуард Худайнатов не скрывал своего удовлетворения.

"Данная сделка является для "Роснефти" первым шагом, на пути реализации намеченной нами стратегии по выходу на ключевые международные рынки. В результате сделки 18% перерабатывающих мощностей компании будут располагаться в самом центре промышленной Европы", - прокомментировал он. 2

Во-вторых, сотрудничество в атомной энергетике.

Россия в скором времени рассчитывает заключить с Турцией энергетический контракт на сумму более 60 миллиардов долларов. В прошлом году объем взаимного товарооборота составил около 34 миллиардов долларов. Президент Дмитрий Медведев на это заметил, что таким образом за последние 10 лет показатель сотрудничества вырос в 35 раз. И на этом амбиции сторон не ограничиваются. Существенный вклад в такое развитие партнерства внесла энергетическая отрасль. В феврале 2003 года в коммерческую эксплуатацию был введен газопровод "Голубой поток", по которому газ начал поступать в Турцию по дну Черного моря, а планы в энергетической сфере идут еще дальше.

Речь идет о строительстве в 200 километрах от Антальи атомной электростанции "Аккуя", где встанут четыре энергоблока мощностью по 1200 мегаватт каждый.

"Сегодня мы участвуем в международном тендере - практически все участники по ходу его проведения вышли, - рассказал министр энергетики Сергей Шматко. – Документы, которые мы передали, в технологическом плане полностью удовлетворяют турецкую сторону".

В-третьих, научно-технический потенциал.

Реальность современной мировой экономики такова, что, по имеющимся оценкам, около 90% современного экономического роста является результатом действия именно научно-технических фактов.

На современном мировом рынке товаров и услуг успеха добиваются те экономические системы, которые производят и регулируют новые научные идеи, научно-технические достижения и получают и закрепляют за собой при этом своеобразную интеллектуальную ренту.

В ходе рыночной трансформации экономики и распада СССР Российская Федерация не сумела сохранить ряд передовых рубежей в научно-техническом прогрессе. Доля России на мировом рынке наукоемкой продукции оказалась недопустимо низкой, в результате чего инвестируемые в нашу экономику средства приносят в несколько раз меньший совокупный социально-экономический эффект, чем аналогичные по объемам вложения в экономику США, Японии, Германии.

В настоящее время экономисты активно включаются в поиск наиболее рациональных путей и средств перевода отечественной экономики на инновационный путь развития в условиях ограниченных инвестиций.

Представленная на заседании Госсовета президентская стратегия социально-экономического развития России до 2020 года, по сути, является политическим решением о переводе российской экономики с инерционного энерго-сырьевого на инновационный путь развития.

Реализация этой стратегии должна основываться на Концепции социально-экономического развития страны, разработанной Правительством исходя из этого решения.

Президент в своем выступлении на Госсовете определил основные ориентиры социально-экономического развития России до 2020 года: возвращение России в число мировых технологических лидеров, четырехкратное повышение производительности труда в основных секторах российской экономики, увеличение доли среднего класса до 60%-70% населения, сокращение смертности в полтора раза и увеличение средней продолжительности жизни населения до 75 лет. При этом он призвал «сконцентрировать усилия на решении трех ключевых проблем: создании равных возможностей для людей, формировании мотивации к инновационному поведению и радикальном повышении эффективности экономики, прежде всего на основе роста производительности труда.

Следует вооружать государственных служащих знаниями, убеждением и умением наиболее эффективного использования все еще достаточно мощного арсенала Российской науки для наращивания конкурентных возможностей нашей экономики на мировом рынке и повышения благосостояния людей.3

Безусловно, стратегической для России остается задача участия в мировой экономике в качестве эффективного и равноправного члена, восстановления своих позиций если и не как великой державы, то, по крайней мере, как страны, обладающей и реализующей свой собственный солидный потенциал развития и потому осуществляющей собственную, основанную на национальных интересах внешнюю политику.

2.2. Россия на пути интеграции в мировую экономику

Основные проблемы и пути их решения.

Когда сегодня говорят о проблемах "вхождения" России в мировое хозяйство, допускается существенная ошибка. Из вышесказанного можно сделать вывод, что Российской Федерации не нужно "входить" в мировое хозяйство, поскольку мы давно уже в нем находимся. Главный вопрос, - в каком качестве.

В настоящее время чертами этого качества с одной стороны являются:

1. Большая зависимость экономической ситуации в Российской Федерации от уровня цен на топливно-сырьевые и энергетические ресурсы.

Одним из самых наглядных следствий данной зависимости является колебание внешнего долга РФ.

По состоянию на апрель 2010 года снизился объем внешнего долга Российской Федерации, составив $31,1 млрд., или 2,5% ВВП. По принятому трёхлетнему бюджету на период 2008—2010 гг., госдолг должен был удерживаться в рамках 2,5 % от ВВП. Однако вследствие падения цен на нефть бюджет России стал дефицитным, и уже в 2010-м году дефицит планируется покрывать за счёт новых кредитов. В наихудшем случае в ближайшие три года внешний долг России может вырасти на $75 млрд.

В настоящее время Министерство финансов Российской Федерации всерьез озабочено зависимостью бюджетных доходов от продажи нефти и газа. Предлагается втрое сократить нынешние значения ненефтегазового дефицита в 2012-2014гг.

С соответствующим заявлением выступил 24 ноября 2010 года вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин на Финансовом форуме России.

В настоящий момент ненефтегазовый дефицит бюджета РФ составляет 13,9% ВВП. Данный показатель необходимо сократить до 4-5%, считает А.Кудрин.

Министерство Финансов планирует представить соответствующие предложения при разработке федерального бюджета РФ на новую трехлетку (2012-2014гг.)

"Мы планировали в период перед кризисом от 6% ВВП ненефтегазового дефицита перейти к 3,7-4%. Тогда, перед кризисом, мы считали, что при мировой цене на нефть в 50 долл. за баррель мы должны будем иметь не больше 3,7% ВВП нефтегазового дефицита. Сегодня мы имеет 13,9%. Нам нужно снова отпустить (этот показатель) до уровня как минимум 4-5% ВВП", - сказал А.Кудрин, добавив, что считает это фактором устойчивости экономики России в ближайшие годы.

Замминистра финансов Оксана Сергиенко так же говорила о том, что Министерство Финансов намерено уже через несколько лет перейти к формированию нефтегазового баланса бюджета.

"Мы планируем уже в 2014-2015гг. к этому вернуться. Это будет сделать очень тяжело, пока получается только после 2015г., а пораньше - это нужно напрягаться очень", - сказала О.Сергиенко.

Замминистра также уточнила, что при формировании ненефтегазового баланса придется либо сокращать расходы бюджета, либо увеличивать доходы за счет повышения налогов.

2.Низкий уровень привлекаемых в страну иностранных инвестиций

Как видно из схемы за последние два с половиной года снизился уровень иностранных инвестиций, привлекаемых в страну.

Будущий рост экономики России будет зависеть от ее способности изменить снижающееся соотношение инвестиций к ВВП.

Эксперты считают, что подобное падение, прежде всего, отражает мировую рецессию.

23 ноября 2010 года министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина определила одной из ключевых задач для России добиться серьезного уровня увеличения иностранных инвестиций.

"Больше всего беспокоит низкий приток прямых иностранных инвестиций", - сказала она, пояснив, что если до кризиса в России такие капиталовложения составляли около 10 процентов от общих инвестиций в основной капитал, то на данный момент это около пяти процентов.

Набиуллина отметила, что на следующий год рассчитывается лучшая динамика, когда сальдо притока должно составить около плюс пяти миллиардов долларов. В то же время, министр признала, что этот показатель небольшой.

Изменить сложившуюся ситуацию, полагает глава Минэкономразвития, возможно лишь при условии улучшения инвестиционного климата по всем параметрам, с привлечением прямых иностранных инвестиций.

Принять меры по улучшению инвестиционного климата в стране поручил кабмину президент России Дмитрий Анатольевич Медведев (11.02.10).

В частности, правительство должно до 1 марта 2010 года подготовить и внести в Госдуму проект федерального закона, направленный на оптимизацию миграционного режима для приглашенных на работу иностранных граждан организациями, реализующими инвестиционные, научные, высокотехнологичные проекты на территории Российской Федерации. Для этого планируется упростить порядок выдачи виз и сократить сроки рассмотрения документов приезжих. Также до 1 апреля в Госдуму должен быть внесен проект федерального закона, направленный на совершенствование процедур таможенного оформления.

Кроме того, правительство до 15 марта должно представить предложения о дополнении прогнозного плана приватизации на 2010 - 2011 годы крупными инвестиционно-привлекательными компаниями с государственным участием, входящими в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ. До 30 марта правительство должно подготовить и обеспечить принятие нормативно-правовых актов РФ, устанавливающих порядок гарантированного присоединения инвестиционных объектов к объектам инфраструктуры.

Ожидается, что предпринимаемые меры начнут давать эффект 2011-2012 годах.

  1. Проблема утечки отечественного капитала.

Вывоз капитала из страны с использованием криминальных схем быстро увеличивается. В 2008 г. через поддельные грузовые таможенные декларации (ГТД) из России было выведено 8 млрд руб., в 2009 г. — уже 170 млрд руб., за полгода 2010 г. — 124 млрд руб. Федеральная таможенная служба заявила, что это только одна криминальная схема из великого множества.

Чаще всего при выводе капитала используется следующий механизм: российская фирма заключает фиктивный внешнеторговый контракт с фирмой, работающей за рубежом, на поставку товаров, перечисляет 100%?ную предоплату, а в уполномоченный банк представляет для подтверждения поддельную грузовую декларацию.

8 ноября 2010 года руководитель Росфиннадзора Сергей Павленко заявил: «Нужно усиливать ответственность за подделку документов, а также предоставить банкам право при сомнении в законности операций и подлинности документов или при высоком уровне риска клиента задерживать исполнение платежных поручений до выяснения законности и обоснованности валютной операции».

Эффективная борьба с бегством капитала и растущими объемами фальсификаций декларации возможна, только если государство обозначит эту цель как один из приоритетов.4

4.Неопределенность отношений странами СНГ.

Важно так же отметить, что институты Содружества Независимых Государств (СНГ), которые основными своими целями ставили сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и других областях; по факту не обеспечивали экономического взаимодействия, скорее имитируя интернациональное сотрудничество, нежели осуществляли его на деле, в то время как падал взаимный товарооборот, инвестиции, разрушались кооперативные связи.

Одной из причин того, что экономическое взаимодействие не обеспечивалось на должной качественном уровне, являлся отказ Украины и Туркмении принять устав СНГ от 22 января 1993.

И в настоящее время формально-юридически существуют "три СНГ": "одно Содружество" - для десяти стран (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан и Узбекистан), правовой базой которого служит Минское Соглашение (а также Алмаатинская Декларация и Протокол) плюс устав СНГ;

"второе Содружество" - для Туркмении и названных выше стран, с правовой базой только в Минском соглашении (с Декларацией и Протоколом) и, наконец,

"третье СНГ" - для Украины и других одиннадцати стран, с правовой базой, включающей шесть (из четырнадцати) статей Минского Соглашения (12 украинских оговорок к этому Соглашению, очевидно, другие одиннадцать стран не обязывают, коль скоро они их не приняли).5

Все это создает огромную правовую неупорядоченность, чреватую формальной возможностью при желании легко выйти из сотрудничества, не обеспеченного четкими обязательными договорными нормами.

Например, Украина не участвует в Экономическом союзе стран СНГ, но участвует в важнейшем постоянно действующем Межгосударственном экономическом комитете - координирующем и исполнительном органе Экономического союза.

Причем этот Комитет согласно Положению о нем 1994 г. руководствуется, в частности, Уставом СНГ (принятом без участия Украины) и Договором о создании Экономического союза (так же принятого без участия Украины).

Ближайшие задачи России и заинтересованных партнеров из СНГ состоят в отработке эффективных организационно-правовых и экономических механизмов действенной региональной интеграции, функционирующей на равноправной взаимовыгодной основе.

Центральной задачей реформирования внешнеэкономических связей России со странами СНГ становится формирование организационно-экономических основ нового интеграционного объединения, принципов и механизмов двустороннего и многостороннего сотрудничества. Символическим шагом на пути сближения государств Содружества стол таможенный союз Республик Беларусь, Республики Казахстан и Российской федерации. Это межгосударственный договор о создании единого таможенного пространства, подписанный Россией, Белоруссией и Казахстаном, согласно которому все граждане этих стран не будут обязаны проходить досмотр на границах Таможенного союза Россия от создания Таможенного союза может получить прибыль в размере около $400 млрд., а Белоруссия и Казахстан — по $16 млрд., к 2015 году.

Развитие международных отношений:

1) РФ заняла место СССР в Европейском банке реконструкции и развития.

В 2004 банк профинансировал 129 проектов на общую сумму 4,1 млрд. евро, из них 1,24 млрд. евро получила Российская Федерация.

2) Принятие Российской Федерации в Парижский клуб стран-кредиторов(1995).

В 1995 году Россия вступила в Парижский клуб в качестве кредитора. Членство в Парижском клубе имеет для России неоспоримые преимущества. Развивающиеся страны Парижский клуб чрезвычайно уважают. Только Парижский клуб может при желании списать сколько угодно долгов и выдавать сколько угодно кредитов. И поэтому именно от него в наибольшей степени зависит экономическая политика развивающихся стран.

3) С 1997 г. начало действовать Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС.

В практическом плане это должно вылиться в сближение экономик России и Евросоюза, углубление совместного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, незаконной миграцией, а в перспективе — и в отмену визового режима.

4) Россия и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)

ОЭСР объединяет 30 наиболее развитых стран мира. Главным направлением деятельности Организации является анализ их социально-экономического развития и выработка рекомендаций по повышению его устойчивости. В рамках ОЭСР действует специальный механизм сотрудничества со странами с переходной экономикой – Центр по сотрудничеству с государствами - нечленами ОЭСР.

До последнего времени ОЭСР являлась своего рода «закрытым клубом» ограниченного числа участников. Однако, учитывая просьбы со стороны целого ряда стран, в июне 1993 г. Совет ОЭСР принял принципиальное решение о развитии взаимодействия с заинтересованными государствами.

Возникла возможность вступления в Организацию при выполнении ряда условий, прежде всего, перехода к рыночной экономике и ее либерализации.

Подписание Декларации, одновременно с которой было заключено Соглашение о привилегиях и иммунитетах ОЭСР в Российской Федерации, стало базой для развития отношений между Россией и Организацией, а также предоставило возможность освоения в интересах российских экономических преобразований богатого опыта ОЭСР в вопросах регулирования экономики, финансовой, денежно-кредитной, социальной политики, а также ряда других сфер.

В частности, ОЭСР обязалась оказывать содействие России в переходе к рыночной экономике, включая разработку и осуществление рыночных преобразований на макроэкономическом и отраслевом уровнях, создание институтов и инструментов рыночной экономики.

Одной из важнейших для России функций ОЭСР является определение кредитного рейтинга государств, от которого в т.ч. зависят условия заимствования на мировых финансовых рынках.

В то же время Организация проявляет интерес к российскому экономическому опыту в таких областях, как сталелитейная промышленность, судоходство, судостроение, научные разработки и ряду других.

5) Продолжаются переговоры о вступлении РФ во Всемирную торговую организацию.

Главное разногласие ЕС и России по вступлению последний в ВТО – это размер экспортных пошлин на лес. С 2010 года Россия собиралась повысить пошлины на необработанную древесину с 15 евро за 1 кубометр леса до 50 евро, но из-за кризиса заморозили цены на год. Финляндия и Швеция – категорически против, и компромисс пока не найден.

Кроме того, у России есть разногласия с ведущими экспортерами продовольствия по размеру субсидий на поддержку сельского хозяйств.

До 2012 года уровень господдержки сельского хозяйства в России останется на уровне – $9 млрд. в год.

С 2013 по 2017 годы размер субсидий сократится до $4,4 млрд. на каждый год. Запад настаивает на значительно меньших лимитах - $2-3 млрд. ежегодно.

Однако ради вступления в ВТО Россия готова отменить пошлины на экспорт леса.

25 ноября в Брюсселе первый вице-премьер Игорь Шувалов провел переговоры с руководителями Евросоюза. По итогам этих переговоров было решено, что мораторий на повышение пошлин на необработанную древесину будет продлен на 2011 год, а сами пошлины отменены в обмен на присоединение России к Всемирной торговой организации не позднее 31 декабря 2011 года. Фактически российская сторона готова обменять беспошлинную торговлю лесом на обязательство принять ее в ВТО до начала 2012 года.

6) Перспектива безвизового режима между Россией и Евросоюзом

Еще в 2002 году нынешний председатель правительства РФ В.В.Путин выступил с инициативой о безвизовом режиме поездок граждан России и ЕС в рамках формирования пространства свободы, безопасности и правосудия на Европейском континенте. Впервые она нашла свое отражение в совместном заявлении Санкт-Петербургского саммита, состоявшегося в мае

2003 года, в котором было зафиксировано, что «Россия и ЕС согласились изучить условия для безвизовых поездок в качестве долгосрочной перспективы».

Первым шагом на этом пути является достижение договоренностей с государствами-членами Евросоюза по взаимному упрощению визового режима. В настоящее время продолжаются переговоры по выработке соответствующего соглашения в формате Россия-ЕС.

Например, «перспектива безвизового режима между Россией и европейскими странами станет одной из приоритетных тем саммита Россия-ЕС, который пройдет 7 декабря в Брюсселе". На сей счет у нас уже достаточно давно ведется диалог с Евросоюзом, который мы называем "безвизовым", наши партнеры называют его "визовым". Смысл от этого не меняется, а речь идет о перспективе перехода к безвизовым режимам взаимных поездок граждан России и стран Евросоюза”, - отметил постоянный председатель РФ при Евросоюзе Владимир Чижов.

По его словам, стороны в обсуждении этого вопроса теперь переходят к "оперативной фазе". "Тема довольно непростая, включающая в себя, например, объективные параметры, которые мы обсуждали все эти месяцы, я бы сказал, технического свойства - внедрение биометрических паспортов, причем совместимых с соответствующей аппаратурой на нашей и на еэсовской стороне".

Отмена визового режима должна послужить началом процесса реальной интеграции России и ЕС, подлинного партнерства между РФ и странами ЕС.

  1. Партнерство Россия–АСЕАН.

Укрепление сотрудничества с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) относится к числу приоритетов азиатской политики России. Эта организация является "ядром" региональных интеграционных процессов в АТР, одним из влиятельных центров мировой политики, способствующим формированию многополярной конфигурации современного мироустройства.

Развитие взаимодействия с асеановской "десяткой" имеет для нас важное значение в плане формирования в регионе новой системы политических и экономических отношений, упрочения российских позиций и продвижения наших инициатив, в первую очередь, в сфере безопасности.

30 октября 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев принял участие во втором саммите Россия-АСЕАН в Ханое. В своем выступлении он заявил, что Россия готова к созданию альянсов со странами Азиатско-тихоокеанского региона (АТР). Со своей стороны глава МИД Сергей Лавров, находящийся в столице Вьетнама в составе российской делегации, отметил, что Россия и АСЕАН выходят на уровень зрелого партнерства.

В ходе саммита главы государств и правительств обсудили состояние и перспективы российско-асеановского партнёрства, рассмотрели пути построения в Азиатско-Тихоокеанском регионе более совершенной архитектуры безопасности и сотрудничества. Значительное место было уделено обсуждению финансово-экономических аспектов совместных усилий в преодолении финансового кризиса.

По итогам саммита было подписано соглашение о культурном, гуманитарном сотрудничестве и сотрудничестве в области образования РФ и стран АСЕАН.

Также было принято совместное заявление глав государств и правительств России и стран АСЕАН, которое подтверждает приверженность к укреплению и дальнейшему развитию всеобъемлющего партнерства для выведения отношений на более высокий уровень.

Глава 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ИнтеграциИ России в мировое хозяйство

В настоящее время глобализация мировой экономики подталкивает отечественные предприятия к выходу на международную арену. Внешние рынки предоставляют новые возможности сбыта продукции. Несомненные выгоды от выхода предприятия на внешние рынки ставят проблему разработки политики международного маркетинга и организации системы сбыта с учетом новых потребностей. Это особенно трудная задача для предприятий, которые ранее обслуживали только внутренний рынок и не имели постоянных внешнеторговых связей. Международные сделки и поставки обычно занимают больше времени, часто требуют использования новых видов транспорта и подвержены влиянию не только местных, но и иностранных законодательных актов. Современные условия развития хозяйственной жизни общества характеризуются обострением конкурентной борьбы на мировых рынках, сложными технологическими и организационными моделями производства, чрезвычайной информационной насыщенностью. Несмотря на все трудности, связанные с выходом на внешние рынки, разработка международной стратегии сбыта продукции является необходимым условиям успеха современного предприятия в условиях жесткой международной конкуренции.

Особенно важной представляется задача расширения рынка сбыта высокотехнологичной продукции отечественных предприятий. К сожалению, пока в структуре российского экспорта преобладают природные и сырьевые ресурсы.

Весьма важным исходным пунктом для выработки внешнеэкономической стратегии российских предприятий является анализ рынков сбыта. Поэтому для предприятия весьма целесообразно проводить маркетинговые исследования для повышения эффективности от выхода на внешние рынки. Должен проводиться анализ географии, емкости, специфических особенностей и требований рынков сбыта, возможных изменений в величине и характере спроса. То есть определению экспортной политики предприятия должно предшествовать выявление перспектив реализации конкретной продукции на определенных рынках.

Очевидно, что выдержать конкуренцию на внешнем рынке смогут лишь те производители. Которые в состоянии чутко улавливать изменения в характере спроса, гибко приспосабливаться к нему. Такой подход представляется более продуктивным, по сравнению с традиционной подготовкой программ, исходя из производственных возможностей и финансовых потребностей российских предприятий.

Также, следует сказать, что дальнейшее развитие внешнеэкономической деятельности российских предприятий и их интеграция в мировое хозяйство невозможно без наличия кооперационных связей с иностранными партнерами. Анализ тенденций в мировом хозяйстве убеждает в необходимости приоритетного развития международной кооперации в производстве и экспорте наукоемкой, высокотехнологичной продукции. Кооперирование производства позволит предприятиям осваивать новые технологии, методы организации и управления в производстве. Кооперация производства дает российским предприятиям возможность беспрепятственного выхода на внешние рынки, а также успешно реализовывать кооперированную продукцию на внутренних рынках.

Включение российских предприятий в мировой кооперационный процесс должно идти синхронно с налаживанием или поддержанием ранее сложившихся кооперационных связей внутри страны. Без этого трудно налаживать МКП с зарубежными партнерами. Такая кооперация представляет собой реальную интеграционную основу, на которой может лучше развиваться МКП, так как она имеет громадный интеллектуальный, научно-технический, производственный и природно-ресурсный потенциал.

Также российским предприятиям в мировом интеграционном процессе необходима двухрыночная ориентация, то есть одновременное изготовление продукции и на российский и на внешний рынок. Только таким путем можно постепенно заполнять отечественный рынок продукцией высокого качества, побудить наши предприятия к повышению конкурентоспособности своей продукции на внутреннем и внешнем рынках. Ведь включение в МКП выдвигает главным требование высокой конкурентоспособности.

Всем предприятиям России требуется обновление основных производственных фондов, по причине их физического и морального устаревания, а также обновление технологического уклада и структуры производства. Все это требует существенного объема инвестиций. А так как в стране наблюдается дефицит собственных инвестиционных ресурсов, то возникает необходимость в привлечении иностранных. Для этого необходимо заинтересовать иностранного инвестора рациональным инвестиционным проектом, который, к сожалению, отсутствует у большинства предприятий. Хотя и в последнее время были привлечены инвестиции в большом количестве, но большого сдвига в вопросе о ОФ не произошло.

На стадии формирования планов стратегического партнерства российские предприятия должны иметь четкую оценку мотивов и целей инвестора. При разработке механизмов сотрудничества необходимо учесть такие, которые не позволяют партнеру блокировать вхождение нашего предприятия на новые рынки и тем самым выводить из конкуренции его перспективную продукцию.

Привлечение иностранных инвестиций и приходящих с ними новых технических разработок и методов управления дает отечественному производителю мощный толчок для становления собственного конкурентоспособного производства. В качестве наглядного примера можно привести Южную Корею. Они отличаются высокой динамикой роста продаж за рубежом и уже начинают конкурировать с прежними и нынешними стратегическими партнерами (Daewoo – General Motors, KIA – Ford, Mazda).

Но стоит сказать, что иностранные инвесторы не особо стремятся делать масштабные вложения в отечественную экспортоориентированную промышленность. Западные фирмы, как правило, инвестируют капитал в основном в добывающие отрасли, и совсем не заинтересованы в создании конкурирующих производств в финишных отраслях.

Нужно сказать, что эффективное осуществление внешнеэкономической деятельности российских предприятий невозможно без государственной поддержки. В частности, для государства целесообразно финансировать конкурентоспособные отрасли и предприятия. Финансирование и кредитование может осуществляться из специально созданного фонда, формируемого за счет части доходов бюджета от внешнеэкономической деятельности государства, таких как таможенных платежей, а также зарубежных активов российских экспортеров и коммерческих банков, представляющих собой, по сути, кредит России Западу. Целесообразно было бы использовать средства фонда для государственного кредитования экспорта продукции с длительным циклом изготовления, страхования экспортных кредитов. При этом кредиты могли бы предоставляться на более льготных условиях, чем это делается коммерческими банками.

Государством также должны применяться такие меры по стимулированию экспорта, как льготное налоговое и таможенное обложение приоритетных отраслей и их субсидирования. Правительство также должно ограничить открытость российской экономики, в целях защиты собственных предприятий.

Реализация вышеобозначенных предложений требует подкрепления соответствующими правовыми и организационными мерами. Для их осуществления необходимы совершенствование налогового законодательства, кредитование и финансирование приоритетных производств из федерального бюджета. Со стороны государства необходимо заключение договоров со странами дальнего зарубежья, их союзниками и группировками, в которых бы четко фиксировались принципы недискриминационного к российским предприятиям.

Важно также дальнейшее расширение границ таможенного союза стран СНГ. Большое значение имеет усиление координации действий экспортеров и импортеров на внешнем рынке.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что существуют следующие пути развития внешнеэкономической деятельности российских предприятий и выхода их из кризиса:

Заключение

Внешнеэкономическая деятельность является особым видом экономической деятельности, тесно взаимодействуя с другими отраслями хозяйственной системы страны. Одновременно ВЭД играет важную роль во всей международной деятельности России.

ВЭД достаточно многообразна, поскольку этой деятельности присущи различные виды и формы и она осуществляется на нескольких уровнях. В основе ВЭД лежит внешняя торговля товарами, услугами, работами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности.

Коммерческая деятельность на внешнем рынке существенно отличается от подобной деятельности внутри страны.

В ВЭД участвуют государственные органы, крупные отрасли экономики, множество отдельных экономических субъектов, содействующие им организации, а также загранучреждения по торгово-экономическим вопросам, в совокупности образующие внешнеэкономический комплекс России.

Вопросы неотложного укрепления ВЭК страны и повышения его эффективности занимают значительное место среди общих проблем социально-экономического развития страны.

В заключение хотелось бы подчеркнуть: перспективы дальнейшего изменения места России в мировой экономике, создания зоны свободной торговли между странами ЕС и превращение РФ в органическую часть общеевропейского экономического пространства зависят не только от эффективности внешнеэкономической политики, но и в наибольшей мере – от успешности решения внутренних антикризисно-реформационных проблем.

Хотя при анализе места и роли России в мировой экономике в данном реферате в основном исследуется внешнеэкономическая сфера, тем не менее ясно, что корни решения всех этих проблем лежат внутри нашей собственной отечественной экономики и связаны с общеэкономической ситуацией в стране. Поэтому кардинальные решения следует искать в принципиальном выборе той основанной на реалиях модели экономического развития, которая была бы наиболее эффективна для нашей страны и в максимальной степени учитывала весь комплекс факторов, действующих как во внутренней, так и во внешнеэкономической сферах.

Шагнуть в мировую экономику ХХI века и занять в ней достойное место Россия сможет, только существенно повысив эффективность внутренних факторов развития и реализовав этот эффект во внешнеэкономической сфере. Как правильно говорят специалисты по глобальной экономике, глобальная экономика начинается внутри страны.
Список литературы

1. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения.

2. Козырева Е.Ю. Стратегия внешнеэкономической деятельности предприятия. СПб: Питер, 2009

3.Научная статья: «Перспективы развития рыночных отношений при вступлении в ВТО» А.Д.Баев, В.Б. Чернов.

4.«Информационное телеграфное агентство России».

5. Мировая экономика и международные отношения, №7, 2007.

6. Пространственные трансформации в российской экономике / Общ. ред. П. А.Минакира. Рос. акад. наук, Дальневосточное отделение. Ин-т экон. исследований. М.ЗАО «Изд-во «Экономика», 2010.

7.«Российская газета» - Центральный выпуск №4849 от 16 февраля 2009 г.

8.«РБК daily» от 03 декабря 2010.

9. Экономическая интеграция: пространственный аспект / Общ. ред. П. А. Минакира Рос. акад. наук, Дальневосточное отделение. Ин-т экон. исследований. М.: ЗАО «Издательство» «Экономика», 2009.

10. http://www.apn.ru/publications - Агентство политических новостей от 2.12.10

11. www.tut.by/ - Белорусский портал: “Породнились нефтью”

12. www.ru-compromat.livejournal.com/В - Живой Журнал
.

1 Газета РБК от 10.10.10/ Россия и Венесуэла скрепили энергетические узы


2 Белорусский портал: www.tut.by/ “Породнились нефтью”

3 Агентство политических новостей от 2.12.10 http://www.apn.ru/publications

4 www.ru-compromat.livejournal.com/В 2009 году по поддельным таможенным декларациям выведено 170 млрд руб — в 21 раз больше, чем в 2008

5 www.buklib.ru/ 6.1. Экономическое сотрудничество стран-членов Содружества Независимых Государств (СНГ)
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации