Экспериментальное исследование - файл n1.rtf

Экспериментальное исследование
Скачать все файлы (637.6 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.rtf638kb.27.01.2014 04:09скачать

n1.rtf

  1   2   3   4
Мдивани М.О.


Подросток в информационной среде

(экспериментальное исследование)


Москва

1999

Мдивани М.О. Подросток в информационной среде (экспериментальное исследование). – М.:1999.


В книге дан теоретический анализ подходов к проблеме социализации, определена специфика современного телевидения как информационной среды и представлены результаты контент-анализа телевизионного вещания. В книге описаны методы и результаты экспериментального исследования влияния телевидения на стереотипы полоролевого поведения, полоролевую идентификацию подростков и усвоение подростками полоролевой идеологии современного общества.

Адресуется психологам и представителям смежных дисциплин.
Работа выполнена при поддержке РГНФ (Проект № 98-06-08078)

ISSBN 5-936292-003-8

Лицензия ИД №00451 от 15.11.1999.
М.О.Мдивани, 1999
СОДЕРЖАНИЕ
Введение

  1. Полоролевая социализация подростков (постановка проблемы)

  2. Телевидение как информационная среда

2.1. Телевизионные предпочтения подростков

2.2. Контент-анализ телевизионных программ

  1. Стереотипы полоролевого поведения и современное телевидение

3.1. Методы исследования (ситуации и сценарии)

3.2. Результаты

  1. Полоролевая идентификация подростков и современное телевидение

Методы исследования

4.2. Результаты

  1. Полоролевая идеология и современное телевидение

5.1. Методы исследования

5.2. Результаты

Заключение

Литература

Введение


Информационная среда – комплексное философское понятие, включающее в себя как информационные ресурсы общества, так и информационную инфраструктуру. Если переместить фокус рассмотрения с философии на психологию, то информационная среда предстает для индивида и личности в виде информационных воздействий разного рода, которые он на себе испытывает по мере своего существования.

В процессе социализации через информационные воздействия общество транслирует индивиду нормы, ценности и стереотипы поведения, то есть информационная среда является важнейшим фактором социализации индивида.

Подростковый период является периодом в жизни человека, когда процессы социализации протекают наиболее интенсивно. Известно, что в это время меняется референтная социальная группа: для подростка более значимой становится оценка своих сверстников и друзей, чем оценка родителей и взрослых. Однако влияние общества в целом не ослабевает и в этот период, оно осуществляется другим путем, через средства массовой коммуникации.

Наиболее предпочитаемым и, одновременно, доступным из всех средств массовой коммуникации является телевидение. Влияние телевидение на подростков огромно, они черпают оттуда жизненные идеалы, ценности и способы поведения.

Одним из основных цивилизационных признаков общества является тип его полоролевой структуры, и одним из важнейших этапов социализации является полоролевая социализация – те представления о роли мужчины и женщины в обществе, которые складываются у подростков.

Настоящая работа преставляет сбой попытку экспериментального исследования влияния телевидения на полоролевую социализацию.

Работа выполнена при поддержке Российского научного гуманитарного фонда и автор выражает глубокую признательность своим сотрудникам по гранту РГНФ Лидской Э.В., Калашниковой Ю.А. и Балбашевской М.Н.. Без их помощи в планировании и проведении исследований было бы невозможным освоение такого обширного экспериментального материала.

Полоролевая социализация подростков

(постановка проблемы)
Все увеличивающееся количество экспериментальных данных начинают подтверждать предположение о том, что информационная среда непосредственно формирует социальное поведение и личность. Это относится и к нормативно-ценностной сфере и к социальным стереотипам (Шапинский В.А.,1997; Prokhorov A.V. et al.,1993; Signorella, M.L. et al.,1993; Wiegman,O. Et al.,1992;).

Вместе с тем, существует достаточный интерес к проблеме влияния телевизионного воздействия со стороны исследователей кросс-культурных различий (Katz,E. Et al.,1991; Kuttschreuter,M. Et al.,1989). Влияние западного (прежде всего американского) телевидения на развивающиеся страны оценивается исследователями неоднозначно (Kang,-Jong-G.,1992). Проповедуя американские жизненные ценности, оно, с одной стороны, демонстрирует возможности личности в достижении своей цели, и , с другой стороны, насаждает индивидуализм и насилие, что часто не совпадает с исконными национальными ценностями. Все исследователи подчеркивают, что наибольшее влияние телевидение оказывает на подростков, когда идет бурный процесс социализации и впечатлительные зрители не только идентифицируют себя с героями передач, но и переносят заимствованные модели поведения в реальную жизнь (Мдивани М.О.,Лидская Э.В., 1998).

Социализация как общественно сознаваемый процесс возник тогда, когда граница между ребенком и взрослым перестала быть биологической. В средние века взрослый отличался от ребенка лишь способностью к биологическому воспроизводству. И только в эпоху возрождения идея детства как специального социального института начала постепенно оформляться. Многие культурологи считают, что основной причиной этого явления было рождение массовой литературы, как результата появления печатной книги. (Mead M.,1970; Postman N.,1993).

В то время, когда книга была рукописной, знания, в ней содержащиеся не могли стать достоянием широкого круга читателей. Литературы как социального явления не было, поскольку не было читателя. С появлением и развитием печатного оборудования, книга стала достоянием многих людей. Но для того, чтобы получить знания, заключенные в книге необходимо было научиться читать. Процесс обучения чтению, а потом и письму, существовавший до этого только как процесс освоения одного из видов ремесел или искусств, стал постепенно социальным институтом образования.( Stone L., 1969). Таким образом обозначились и социальные роли взрослого и ребенка: взрослый - это тот, кто обладает определенными знаниями, а ребенок - это тот, у которого их еще нет.

За долгое время своего развития человеческое сообщество накопило огромное количество знаний о мире и о себе и выработало нормы и правила их усвоения. Так знания о мире, и о себе как о части мира стали условно считаться науками и процесс усвоения этих знаний называется обучением. Знания о себе и о мире себе подобных стали условно считаться культурными ценностями и процесс их усвоения называется воспитанием. Если не трактовать воспитание как целенаправленное формирование чего-либо, тогда то, что происходит в процессе воспитания можно считать социализацией. В процессе социализации ребенок становится взрослым.

Следует заметить, что существует две противоположные идеи о превращении ребенка во взрослого. Одна идея базируется на взглядах Локка, в частности на его известной идее о мозге, как о “чистой доске”. (Локк Дж., 1960) Согласно этому взгляду на детство, ребенок - это несформированная личность, которая посредством литературы, образования, разума и самоконтроля становится взрослым. Другая точка зрения базируется на взглядах Руссо и прежде всего на идее о том, что эмоциональная и интеллектуальная жизнь ребенка важна не только как предмет обучения и развития, а как самостоятельная ценность. (Руссо Ж.Ж., 1969). Согласно этому романтическому взгляду, проблема не в сформированном ребенке, а в деформированном взрослом. Ребенок рассматривается наделенным врожденными способностями к искренности, любопытству и пониманию, которые погибают из-за литературы, образования, разума и самоконтроля. И тот и другой взгляд на процесс взросления имеет и право на существование и многочисленных последователей. Первый взгляд целиком нашел свое отражение в протестантской идеологии, и у второго взгляда на взросление существуют знаменитые последователи (Песталоцци, Монтессори, Пиаже). Но каковы бы ни были различия между ними, в одном они схожи: и в том и в другом случае мы имеем дело с процессом социализации.

В общем виде социализация - это процесс усвоения индивидом социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. Если рассмотреть историю исследования процесса социализации, то отчетливо прослеживаются два теоретических направления.

Первое получило начало в работах известного французского социолога Г.Тарда, который описывал процесс усвоения социальных норм, как процесс социального взаимодействия. Носителем социальных норм у Тарда выступал учитель, а механизмом усвоения - имитация и идентификация. (Тард Г., 1892). Впоследствии носителями социальных норм все чаще стали рассматриваться родители, друзья, взрослые и т.д. до тех пор, пока не была сформулирована концепция “значимого другого” ( Кроник А.А., Кроник А.Е., 1989).

Второе направление связано с именем Парсонса и теорией социальных ролей. Носителем социальных норм у представителей этого теоретического подхода выступает социальная группа, а механизмом их усвоения - механизм принятия социальной роли (Parsons T. , 1951). В рамках этого направления было проведено большое число эмпирических исследований различных социальных групп, и сформулирована концепция “референтной группы” (Кроник А.А., Кроник А.Е., 1989).

Понятно, что информация об общественных нормах и культурных ценностях может быть усвоена не только непосредственно от социального окружения, но и опосредованно, через книги, фильмы и т.д. Это относится и к моделям полового поведения на телевизионном экране, которое демонстрирует либо преимущества мужчины над женщиной, либо преимущества маскулинного типа поведения для достижения успеха (Kozol,W.,1995).

Вопрос о том, как индивидуальная половая идентификация развивается и каковы основные факторы этого развития - один из основных вопросов развития человека вообще. Пол - это не только биологический феномен. Как писал Леви-Cтросс, по различиям в социальной роли женщины в обществе можно судить о различиях между культурами в общем ( Леви-Стросс, 1985).

С самых ранних этапов развития человеческого индивида, с истоков семейной социализации, взрослые транслируют маленькому ребенку нормы и стереотипы мужского и женского поведения. Когда мама говорит мальчику: “Ты же мужчина, мужчины не плачут!”, тем самым она сообщает своему ребенку, что социальная роль мужчины не предполагает открытого проявления чувств. Или, когда учительница младших классов говорит девочке: “Разве можно драться, ты же - девочка!”, она подсознательно дает понять всем, кто её слышит, что женщина не должна нарушать нормы (законы), для неё это совершенно недопустимо, а для мужчины - иногда можно. Или, в той же школе, существование различных требований к аккуратности по отношению к мальчикам и девочкам, предполагает, что для женщины гораздо важнее быть собранной, скромной и внимательной, чем для мужчины. Его предназначение иное - быть мужчиной. А что это значит, когда мальчику или подростку говорят “Будь мужчиной!”? Как правило это призыв к доминированию, поощрение достижений и утверждение неадаптивной позиции (упорство и неуступчивость) по отношению к адаптивной(уступчивость и компромисс).

Существует много свидетельств того, что стереотипы мужского поведения (маскулинность) - это доминирование, агрессия, направленность на себя, независимость и самоутверждение. В то время как стереотипы женского поведения - это прежде всего направленность на других, мягкость, толерантность (Maccoby&Jacklin, 1974; Spence&Helmreich, 1978). Полоролевая идентификация - это соотнесения себя с социальными стереотипами мужской и женской роли, она является одним из важнейших компонентов Я-концепции.

Поскольку мужчины и женщины реально взаимодействуют друг с другом в самых различных сферах и социальных институтах (семья, учеба, работа и т.д.) то в обществе существует и представление о правилах этого взаимодействия. В ряде западных исследований это взаимодействие рассматривалось как компонент межкультурных различий и получило название полоролевой идеологии. (Kalin, 1978). Д. Вильямс и Д. Бест (Williams&Best,1990) представили полоролевую идеологию как континуум, на одном конце которого “традиционная” идеология, а на другом - “cовременная”. “Традиционная” полоролевая идеология предполагает, что мужчина более важен, чем женщина, и это позволяет ему доминировать и контролировать её. С другой стороны, “современная” идеология представляет собой более равноправную точку зрения, когда и мужчина и женщина представляются одинаково важными и доминирование одного пола над другим считается неправомерным.

Современное российское телевидение резко отличается от того телевидения, которое было во времена СССР. Это отличие заметно не только в использовании современных телевизионных средств, но и в форме и содержании вещания. Мы смеем предположить, что заимствуя у западного телевидения формы и методы, российское телевидение переносит на российскую почву и идеологические клише. То есть, сознательно или несознательно, организаторы ТВ-вещания утверждают, в частности, преимущества мужского типа поведения в современном обществе, во многом определяя формирование полоролевых стереотипов у современных подростков.

Телевидение как информационная среда
Рассмотрим становление информационной среды по мере развития человеческой цивилизации. Эти вещи неразрывно связаны, в некотором смысле развитие человеческой цивилизации и есть развитие информационной среды. Информация - это не просто имманентно свойственные объекту характеристики или черты. Информацией они становятся только тогда, когда присутствует активный процесс передачи некоторых свойств от одного источника к другому. То есть, если некоторый предмет является носителем какого-либо качества, например формы, это качество не является информацией до тех пор, пока кто-либо не сообщает кому-либо о том, что данный предмет имеет определенную форму.

Второй необходимой особенностью информации является наличие кода передачи. Понятно, что свойство или качество некоторого объекта может быть воспринято субъектом непосредственно, но для передачи сообщения другому субъекту его необходимо облечь в какую-либо понятную получателю форму, то есть использовать код. То есть, если рассмотреть единичный информационный акт, то он с необходимостью предполагает коммуникатора, реципиента и процесс передачи закодированного сообщения. С развитием цивилизации менялась технология кодирования и передачи информации от коммуникатора к реципиенту, коренным образом меняя отношения последних. Попробуем проследить развитие процессов человеческой коммуникации и выделить в нем некоторые ключевые точки, которые коренным образом сказались на развитии человеческой цивилизации, и тем самым на индивида и общество.

Первичной системой кодирования, которой пользовался человек в процессе коммуникации была звуковая система. Первые знаки, основанные на ассоциациях, закреплялись и постепенно складывались в звуковую знаковую систему или речь. Этой звуковой системой коммуникации мы пользуемся до сих пор, но необходимо отметить одну существенную деталь: когда не было ничего кроме речи, коммуникация была возможна лишь между одним говорящим субъектом и одним слушающим.

Революционным пунктом в развитии человеческой коммуникации стало появление письменности и алфавита. Передаваемую информацию теперь не было необходимости рождать непосредственно в процессе коммуникационного акта, ее можно было накапливать и фиксировать. И, что важно, источником этой зафиксированной информации перестал быть один субъект, источником суммируемой информации теперь могло быть целое сообщество. То есть с изобретением письменности в системе “коммуникатор - реципиент” на месте коммуникатора оказался не субъект, а социум.

До тех пор, пока книги были рукописными, и существовали лишь в нескольких экземплярах, получателем сосредоточенной в них информации оставался лишь узкий круг умеющих читать, то есть в системе “коммуникатор - реципиент” на месте реципиента оставался субъект. Еще одним важным событием, сильно повлиявшим на человеческую историю, оказалось появление печатной книги. Как уже говорилось выше, печатная книга вызвала такие важные последствия как появление социальных институтов детства и образования. Но кроме этого, появление печатной книги оказало решающее влияние и на развитие коммуникации. Получателем информации теперь оказался массовый читатель, то есть в системе “коммуникатор - реципиент” место реципиента занял социум. Описанные этапы развития коммуникационной системы отражены в

приведенной ниже таблице.


Коммуникатор

Способ передачи информации

Реципиент

субъект

речь

субъект

социум

Письменность

субъект

социум

печать

социум


Как видно из таблицы, лишь на последнем этапе из коммуникационного акта уходит субъект: и носителем и получателем информации является все общество. Однако, если рассматривать на этом этапе процесс социализации или усвоения культурных ценностей, зафиксированных в книгах, то становится понятно, что процесс обучения через чтение всегда контролируется обществом через конкретных субъектов, учителей, родителей или просто взрослых. Процесс чтения требует кроме умения читать и понимания значений слов и идей, зафиксированных в книге, еще и сосредоточенности и спокойствия. Сосредоточенности не только телесной, которая проявляется в неподвижности, но и сосредоточенности умственной. Предложения, параграфы и страницы постепенно сменяют друг друга согласно логике повествования. Когда читаешь, нужно ждать, чтобы получить ответ или заключение. Такая манера поведения трудна для ребенка, поэтому обучение проходит поэтапно. Книги, которые читают ученики начальной школы отличаются от тех, которые читают ученики старших классов.

Однако бурное развитие технологии в последнем столетии таким образом сказалось на информационных процессах, что субъект, как непосредственный носитель информации и организатор информационного обмена стал играть все более латентную роль. Этот процесс начался с появлением и распространением электрических систем передачи информации. Электрический телеграф был первым средством массовой коммуникации, который позволил скорости сообщения превысить скорость перемещения человеческого тела. До появления телеграфа все сообщения включая написанные и напечатанные, могли передаваться только с такой скоростью, с какой мог передвигаться человек, их несущий. Телеграф удалил время и пространство из поля человеческой коммуникации и сделал информацию бестелесной. Телеграф создал индустрию новостей, и обезличил информацию. Древняя традиция казнить гонца, принесшего плохие вести, существовавшая как метафора, окончательно потеряла смысл с появлением телеграфных агентств новостей. Как и газета, телеграфное агентство обращается не к индивиду а ко всему миру, но у телеграфных новостей нет источника: “ТАСС уполномочен сообщить...”.

Все это оказало влияние и на процесс социализации. Если раньше этот процесс был контролируем взрослыми и зависел от принципов управления информацией и процессом обучения, то телеграф создал новый доступный канал информации, отличающийся от прежних качеством, количеством, последовательностью и условиями использования. Еще более доступным и важным для процесса социализации каналом информации стало телевидение. Появившись на стыке визуализации мира, которую Бурстин назвал “графической революцией” (мультики, комиксы, реклама и т.д.), (Boorstin D.,1961), и электрических средств информации, телевидение играет огромную роль в процессе социализации.

Телевидение как средство передачи информации коренным образом отличается от всех остальных. Если слово всегда обозначает понятие, и тем самым предполагает некоторую абстракцию, то картинка только показывает вещь. Изображение изначально менее когнитивно нагружено, чем слово: слово требует распознавания своего истинного значения, тогда как изображение взывает скорее к эмоциям, чем к разуму. Оно просит нас чувствовать, а не думать. Р.Арнхейм, описывая графическую революцию, оценивал ее как “сон мозга”. (Arnheim R., 1957). Подтверждением этих рассуждений можно считать некоторый иррационализм, привнесенный телевидением в нашу жизнь, когда важнее оказывается то, как выглядит политик, чем его убеждения, или то, как выглядит вещь, чем ее функциональные свойства.

Телевидение предлагает нашим детям примитивную, но устойчивую альтернативу печатному слову. Для того, чтобы воспринимать картинки не нужно знать алфавита. Чтобы распознавать значение изображений на экране, не нужны уроки грамматики, орфографии или логики. Достаточно просто смотреть. В отличие от книг, с их различной лексической и синтаксической сложностью, требующих соответствующих навыков чтения и понимания, телевизионные образы доступны всем, независимо от возраста. Дети начинают смотреть телевизор очень рано, с двух лет они уже часто имеют свои любимые программы и рекламные ролики. Однако никогда телевизионная реклама не создавалась для двух или трехлетних детей. Специальные телевизионные программы для подростков уже не редкость, но вопрос об их популярности среди подростковой аудитории остается открытым. Подростки смотрят телевизор очень много, можно сказать, что телевидение является для них наиболее доступным средством из всей информационной инфраструктуры.

Телевизионные предпочтения подростков.
Для того, чтобы узнать, сколько времени современные подростки смотрят телевизор и что именно они предпочитают, был разработан специальный опросник телевизионных предпочтений:


каждый день реже 3 раз в неделю

3-4 раза в неделю вообще не смотрю

более 4 часов в день менее 2 часов в день

2-4 часа в день вообще не смотрю

более 4 часов в день менее 2 часов в день

2-4 часа в день вообще не смотрю

нет телевизора два

один (на) больше двух

один (на) с родителями

с друзьями другое_____________

Родители иногда Вы, иногда родители

Вы другое__________________

Да Нет другое____________

Если Вы отрицательно ответили на этот вопрос переходите к вопросу № 9.

передача идет слишком поздно

передача совпадает по времени с более интересными программами

много сцен насилия и жестокости

много эротических сцен

другое______________________

фильмы телевизионные игры

телесериалы музыкальные передачи

ток-шоу спортивные передачи

новости общественно-политические передачи

сводки проишествий другое________________

мелодрамы триллеры

боевики фильмы ужасов

комедии детективы

фантастика другое__________________________

мелодрамы триллеры

боевики фильмы ужасов

комедии детективы

фантастика другое__________________________

мелодраматические полицейские

детективные фантастические

комедийные не смотрите телесериалы

другое___________________
13. Какие телевизионные передачи чаще всего смотрят по вечерам и выходным дням члены Вашей семьи? Выберите не более трех вариантов ответа.

Фильмы телевизионные игры

телесериалы музыкальные передачи

ток-шоу спортивные передачи

новости общественно-политические передачи

сводки проишествий другое________________

14. Фильмы каких жанров, чаще всего смотрят члены Вашей семьи? Выберите не более 3 вариантов ответа.

мелодрамы триллеры

боевики фильмы ужасов

комедии детективы

фантастика другое__________________________

15. Какие телевизионные сериалы чаще всего смотрят члены Вашей семьи? Выберите не более 3 вариантов ответа.

Мелодраматические полицейские

детективные фантастические

комедийные не смотрят телесериалы

другое___________________

16. Обсуждаете ли Вы с друзьями и подругами содержание телевизионных сериалов или фильмов?

Да, часто Время от времени Никогда

Если Вы отрицательно ответили на этот вопрос, переходите к вопросу № 18.

17. Содержание каких передач Вы чаще всего обсуждаете со сверстниками? Выберите не более 3 вариантов.

Художественные фильмы музыкальные передачи

телесериалы спортивные передачи

ток-шоу новости

телевизионные игры сводки проишествий

другое____________________

18. Как Вы думаете, какие из названных жанров телепередач предпочитает большинство Ваших сверстников? Выберите не более 3 вариантов ответа.

Художественные фильмы музыкальные передачи

телесериалы спортивные передачи

ток-шоу сводки проишествий

телевизионные игры новости

другое_____________________

19. Как Вы думаете, какие из названных жанров телепередач предпочитает большинство Ваших сверстниц? Выберите не более 3 вариантов ответа.

Художественные фильмы музыкальные передачи

телесериалы спортивные передачи

ток-шоу сводки проишествий

телевизионные игры новости

другое_____________________

20. Как часто Вы смотрите видеомагнитофон?

Несколько раз в неделю реже, чем раз в неделю

1-2 раза в неделю вообще не смотрю

22. Какие фильмы Вы предпочитаете смотреть на видео? Выберите не более 3 вариантов ответа.

Мелодрамы детективы

боевики комедии

фильмы ужасов фантастику

триллеры другое__________________


В экспериментальном исследовании приняли участи 133 подростка из 8 – 9-х классов разных московских школ (62 мальчика и 71 девочка).

Как показывают наши данные, 79% девочек и 81% мальчиков смотрят телевизор каждый день. Большинство подростков смотрят телевизор 2-4 часа в день и в будни и в выходные, причем довольно большой процент (около 30%) в выходные смотрят телевизор больше 4-х часов в день.

В основном подростки смотрят телевизор в одиночку, иногда с родителями. Подростки не испытывают давления со стороны родителей на свои телевизионные предпочтения, они сами выбирают что смотреть и лишь пятой части опрошенных запрещают что-либо смотреть. Причем основная причина запретов со стороны родителей – “слишком поздно” или “много эротики”.

Какие же передачи предпочитают смотреть подростки по телевизору?
Таблица 1. Телевизионные предпочтения подростков.



Вид телепрограммы

Частота выбора (%)

Среди девочек (%)

Среди мальчиков (%)

Фильмы

86

87,3

84,7

Музыкальные передачи

65,6

79,4

50,8

Новости

30,3

22,2

39

Телесериалы

27

39,7

13,6

Спортивные передачи

23,8

6,3

42,2

Ток-шоу

19,3

25,4

13,6

Сводки происшествий

13,9

6,3

22

Телевизионные игры

9,8

11,1

8,5

Общественно-политические передачи

7,4

3,2

11,9

Мульфильмы

4,9

6,3

3,4


Как видно из таблицы, и девочки и мальчики в подавляющем большинстве предпочитают смотреть фильмы, на втором месте по предпочтению стоят музыкальные передачи. Далее интересы девочек и мальчиков расходятся. На третьем месте у девочек – телесериалы, а у мальчиков – спортивные передачи. Девочки новостям предпочитают ток-шоу, а мальчики – наоборот. Еще мальчики с большим удовольствием, чем девочки смотрят сводки происшествий. В явных аутсайдерах мультфильмы и общественно-политические программы, что вполне объяснимо: из первых подростки уже выросли, а до вторых еще недоросли.

В Таблице 2 показаны результаты предпочтения подростками жанров художественных фильмов.

Таблица 2. Предпочтение жанра фильмов.



Жанр фильма

Частота выбора (%)

Среди девочек (%)

Среди мальчиков (%)

Комедии

86,9

84,1

89,8

Детективы

49,2

54

44,1

Фантастика

42,6

34,9

50,8

Боевики

40,2

14,3

67,8

Мелодрамы

31,1

55,6

5,1

Фильмы ужасов

19,7

23,8

15,3

Триллеры

17,2

19

15,3

Эротика

3,3

0

6,8


Среди жанров фильмов, так же как и среди телевизионных программ, и у мальчиков и у девочек один фаворит – комедийные фильмы. А потом интересы мальчиков и девочек не совпадают. На втором месте у девочек идут мелодрамы, а у мальчиков – боевики. Меньше всего и мальчики и девочки смотрят эротику. В явных аутсайдерах у девочек боевики и триллеры, а у мальчиков – мелодрамы.

Из 79% девочек-подростков, которые признаются в том, что смотрят сериалы, наиболее предпочитаемые – комедийные, потом детективные и лишь потом мелодраматические.

Таким образом, бытующее мнение о том, что мальчики-подростки смотрят только боевики, а девочки – телесериалы, не подтвердилось. Чтобы проверить этот факт, проанализируем ответы подростков на вопросы относительно телевизионных предпочтений их сверстников. Можно предположить, что, отвечая про себя, они могли руководствоваться социальной желательностью, либо, наоборот, социальным протестом. Если собственные ответы подростков совпадут с их ответами относительно сверстников, то результат можно будет считать более достоверным.
Таблица 3. Представления подростков о телевизионных

предпочтениях сверстников.



Вид телепрограммы

Предпочтения девочек (%)

Предпочтения мальчиков (%)

Фильмы

61,5

70,5

Музыкальные передачи

77,9

68

Новости

4,9

10,7

Телесериалы

55,7

12,3

Спортивные передачи

13,1

71,3

Ток-шоу

34,4

8,4

Сводки происшествий

4,1

10,7

Телевизионные игры

13,1

9,2

Мульфильмы

0,8

0,8


Как видно из таблицы, результаты, в общем, соответствуют индивидуальным предпочтениям. Однако первое место у девочек отдается музыкальным программам, а у мальчиков – спортивным. То есть подростки считают, что они смотрят больше художественных фильмов по сравнению со своими сверстниками.

Смотреть фильмы на видео вышло из моды. Большинство подростков смотрит видео не чаще одного раза в несколько недель. Это связано с тем, что достаточно много разных фильмов показывают в телепрограммах, и стало доступным смотреть кинофильмы в кинотеатрах с высоким качеством изображения и звука.

89% опрошенных подростков свидетельствуют о том, что время от времени обсуждают со своими друзьями содержание того, что они смотрели по ТВ. Чаще всего это – художественные фильмы, потом музыкальные передачи. То есть обсуждаемые программы соответствуют телевизионным предпочтениям.

  1   2   3   4
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации